Дополнительные платные услуги в образовательном учреждении

Дополнительные образовательные услуги


Бесплатная юридическая консультация:

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей, а настоящая , яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Оглавление:

И это не должно быть безразлично взрослым.

В условиях современного образования, учитывая постоянно меняющую ситуацию в стране, и принимая во внимание ответственную роль дошкольного образования в дальнейшей судьбе своих воспитанников, наш педагогический коллектив осознает необходимость изменений сущности воспитательно-образовательного процесса.

С целью совершенствования образовательного процесса и удовлетворения потребностей родителей, на базе нашего дошкольного образовательного учреждения организованы дополнительные образовательные услуги, в деятельность введены формы работы направленные на обогащение развития детей по четырем основным направлениям: эстетическому, физическому, познавательному, социальному.

В рамкам разработанной Программы развития детского сада одной из ключевых задач является предоставление ребенку возможности самостоятельно и осознанно производить выбор, становясь субъектом собственной жизни.


Бесплатная юридическая консультация:

Для этого мы предоставляем дополнительные образовательные услуги.

Что же такое дополнительное образование?

— важнейшая составляющая муниципального образовательного процесса, в котором пересекаются интересы родителей , самих ребят;

— обеспечивает свободный выбор видов и сфер деятельности, ориентацию на личностные интересы, потребности, способности;

— формирует умение анализировать ситуацию, ставить цель.

Для того чтобы успешно реализовать образовательные услуги необходимо провести комплекс мер по их маркетингу. Грамотно проведенный маркетинг позволяет выявить потенциальных потребителей услуг, довести до потребителей информацию о содержании и качестве предполагаемых услуг.


Бесплатная юридическая консультация:

Маркетинг предполагает следующие действия:

  • изучение спроса на конкретные виды образовательных услуг и определение потенциальных потребителей; анализ платежеспособности родителей и возможности установления цены образовательной услуги на уровне рентабельности ( для платных услуг);
  • анализ внутренних возможностей оказания образовательных услуг, пользующихся спросом ( квалификации кадров, материальной базы, наличие учебно-программного обеспечения или возможности его разработки, наличие помещений);
  • сбор информации о конкурентах, предлагающих аналогичные услуги;
  • формирование перечня намечаемых к реализации услуг за рамками основных образовательных программ;
  • организация рекламы на дополнительные образовательные услуги;
  • анализ изменений спроса на предлагаемые услуги.

На данном этапе развития сферы образовательных услуг маркетинговая деятельность просто необходима для того чтобы создать условия для развития индивидуальных возможностей детей, для поднятия статуса учреждения. На сегодня дошкольное образовательное учреждение является особым образовательным пространством, в рамках которого:

  • дошкольное детство рассматривается как один из главных образовательных резервов по своей потенциальной содержательной ёмкости, не уступающей ни одной из последующих ступеней;
  • не использовать его или, что ещё хуже, употребить не по его внутреннему назначению, по меньшей мере, недальновидно.

Нами была разработана модель взаимодействия дошкольного учреждения и учреждений микросоциума с целью обмена опытом, обогащения новыми педагогическими технологиями.

Работа дошкольного учреждения с микросоциумом

В МДОУ используется высокий потенциал педагогического коллектива и педагогов дополнительного образования. Администрация детского сада развивает связи с учреждениями дополнительного образования, с которыми заключаются договора о предоставлении ими услуг детскому саду (батик, декоративно-прикладное искусство; шахматы-шашки; таэкван-до ; коррекционные занятия с логопедом и психологом).

Для проведения занятий используется база не только детского сада, но и учреждений дополнительного образования.


Бесплатная юридическая консультация:

Тесная связь с учреждениями дополнительного образования позволяет:

  • направлять воспитательный процесс на решение сложных проблем;
  • улучшить учебно-воспитательную работу с одаренными детьми, а также с детьми, испытывающими трудности в обучении и воспитании.

Разбудив в ребенке активность и вооружив его необходимыми способами деятельности, нужно предоставить ему возможность самостоятельно принимать решения и самому нести за них ответственность.

Так как лишь через интенсивное взаимодействие с миром совершается развитие личности, то цель детского сада, его педагогического коллектива:
  • создать каждому ребенку социальную ситуацию развития;
  • поле разнообразной деятельности ( дополнительные услуги);
  • среду общения.

В дошкольном учреждении организована работа по дополнительному образованию, секционная работа специалистов и кружковая работа на группах направленная на совершенствование физического развития, углубленное музыкальное и художественно-эстетическое развитие, развитие познавательных способностей и социальной компетентности детей дошкольного возраста. Охват дополнительными образовательными услугами, кружками и секциями составляет 91% детей от общего количества детей дошкольного возраста в ДОУ. Основная ценность для педагогического коллектива – личность ребенка, с ее индивидуальными особенностями, интересами и переживаниями.

Наша цель – создать условия для социально личностного развития ребенка. Помочь ребенку любого возраста получить дополнительные знания, которые реально помогут ему во взрослой жизни. Эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста осуществляется в различных видах деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театральной.

Для успешного решения задач эстетического воспитания и развития творческих способностей детей в дошкольном учреждении созданы все необходимые условия: оснащенный в соответствии с современными требованиями музыкальный зал, студия изобразительного творчества.


Бесплатная юридическая консультация:

Для развития творческой деятельности, приобретения художественного опыта в детском саду организована изостудия “Волшебная кисточка”.

Вокальный кружок “Родничок”:

  • развивает музыкальные способности вокально-одаренных детей;
  • формирует творческую активность;
  • учит самовыражаться , приобретать навыки импровизации, актерского мастерства.

Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и творческих способностей осуществляется и через театральную деятельность.

Работа в данном направлении осуществляется по авторской программе.

Музыкальные руководители и воспитатели организуют игры – имитации, игры-драматизации, инсценирование песен, хороводные режиссерские игры, кукольные спектакли, фольклорные постановки на обрядовой основе, музыкально-драматические спектакли. В процессе инсценирования сказок, песен, стихотворений, каждый ребенок имеет возможность выбрать роль и самостоятельно использовать средства импровизации: мимику, интонацию, пантомиму.


Бесплатная юридическая консультация:

Для приобщения детей к танцевальному искусству в детском саду организованы занятия хореографией. Занятия с детьми развивают эмоциональность и выразительность их танцевальных движений, оказывают положительное влияние на психическое самочувствие ребенка, совершенствуют координацию движений, формируют красивую походку, экспрессию мимики, свободу ориентации в музыкальных ритмах.

Хореографическая студия “Волшебный башмачок”:

— приобщает детей к искусству хореографии;

— развивает художественный вкус;

— прививает общую эстетическую и танцевальную культуру.


Бесплатная юридическая консультация:

— стимулирует познавательную активность, любознательность, фантазию, воображение;

— вырабатывает особый тип мышления;

— воспитывает инициативу, дисциплинированность, последовательность в достижении поставленной цели.

— развивает артикуляционный аппарат и фонематический слух;

— помогает преодолеть языковой барьер;

Бесплатная юридическая консультация:

— развивает сценическую роль и творческие способности.

— развивает мимическую, интонационную выразительность речи.

— вид боевого искусства;

— самооборона без оружия;

— расширяет индивидуальные возможности в результате физических и духовных тренировок


Бесплатная юридическая консультация:

— основное средство формирования правильной осанки и ее коррекции.

Заказчиками являются родители. В МДОУ предусмотрены различные формы работы с детьми и родителями.

Формы работы с родителям

Работа с родителями осуществляется в двух направлениях:

— привлечение родителей в деятельность детского сада (включение в органы соуправления и управления для принятия разного уровня решений, участие родителей в ключевых образовательных мероприятиях детского сада);

— повышение эффективности работы за счет получения обратной связи (анкетирования родителей на удовлетворенность работой детского сада).

Ежегодно проводится анкетирование родителей с целью получения обратной связи о том, как они оценивают работу детского сада, в чем видят положительные и отрицательные стороны организации образовательного процесса. Анализируя полученные данные, намечается мероприятия по выяснению причин проблемных “мест” и устранению недостатков.


Бесплатная юридическая консультация:

Дети, занимающиеся в студии, различных кружках хорошо учатся в школах и успешно продолжают обучение в системе дополнительного образования. Наши дети получают квалифицированные образовательные услуги с учетом их потребностей и пожеланиями родителей, обеспечивая индивидуальный подход к ребенку. В воспитательно – образовательном процессе используются такие средства обучения, как:

  • видеомагнитофон;
  • компьютер;
  • музыкальный центр;
  • телевизор;
  • магнитофон и др.

Количество воспитанников МДОУ №52, охваченных дополнительными образовательными услугами

Вокальная группа “Родничок”

Вокальная группа “Родничок”

Регулярно проводится диагностика, которая позволяет оценить качество образовательной услуги в целом, а так же динамику развития каждого конкретного ребенка.


Бесплатная юридическая консультация:

Данные об успешности усвоения детьми программы по различным видам деятельности отражают лишь наиболее общие моменты, но по ним хорошо видна склонность детей к определенным областям знаний и, следовательно, к занятиям в дальнейшем .

С помощью дополнительных образовательных услуг для детей создается ситуация успеха, у них появляется возможность изменить свой статус, мобильность:

— выпускники ДОУ легко адаптируются к новым социальным условиям;

— у детей развиты способности успешно осваивать развивающие программы школьного обучения;

— выпускники ДОУ активны во внеурочной деятельности.

Нормативно-правовая база для организации дополнительных образовательных услуг


Бесплатная юридическая консультация:

  • Конституция РФ;
  • Гражданский кодекс РФ (действие с 01.01.95г.);
  • Закон РФ “Об образовании” от 10.07.92г. №;
  • Федеральный закон от 24.07.98г. №124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”;
  • Закон РФ “ О налоге на прибыль предприятий и организаций”;
  • Закон РФ “ Налоговый кодекс”;
  • Положение “О порядке лицензирования образовательных учреждений”, утвержденное приказом Министерства образования России от 17.11.1994г. №442;
  • Типовое положение “О дошкольном образовательном учреждении”, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.07.95г. №677;
  • Приказ от 21.07.95г. №52-М “ Об организации платных дополнительных образовательных услугах”;
  • Приказ от 27.06.95г. №48- М “О фактах неправомерного взимания денежных средств с родителей обучающегося”.
  • Письмо Министерства образования РФ от 02.02.95г. №04-М “О правах образовательных учреждений по использованию бюджетных и внебюджетных средств”;
  • Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 16.12.98г. №ин /3203 “О недопустимости установления платы за образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в рамках основных образовательных программ”;
  • Решение Коллегии Министерства образования РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 24.11.99г. ( в рамках “О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг”);
  • Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000г. №65/23-16 “О гигиенических требований к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”;
  • Письмо Министерства Образования РФ От 18.06.2003г. №/16 “Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей”;
  • Рекомендации к выполнению письма Министерства образования РФ от 14.03.2000г. №65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”;
  • Приказ Министерства образования РФ от 16.06.98г. №1578 “ О платных дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями”;
  • Инструкция “О платных дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями”, утвержденная приказом Минобразования РФ от 16.06.98г. №1578;
  • Приказ Минобразования от 10.07.03г. №2994 “Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования”;
  • Постановление администрации г.Красноярска от 01.02.2000г. №44 “О платных дополнительных образовательных услугах” ( с изменениями от 05.07.2000г.);
  • Постановление администрации г.Красноярска от 28.02.2003г. №65 “Об установлении платы за услуги в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей, муниципальных учреждениях комитета по делам молодежи администрации города”.
  • Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/502935/

    Нормативно-правовая основа оказания платных образовательных услуг

    Оказание платных дополнительных услуг.

    Бюджетные и автономные образовательные учреждения могут осуществлять платную деятельность в области образования, если это не противоречит федеральным законам, служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям, при условии что такая деятельность предусмотрена в их учредительных документах. Учреждение не имеет права отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания в пользу оказания услуг на платной основе. Сверх установленного задания учреждение вправе оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, за плату физическим и юридическим лицам на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

    При этом для бюджетных учреждений учредителем устанавливается порядок определения указанной платы, если иное не предусмотрено федеральным законом. В свою очередь, для автономных учреждений федеральными законами не предусмотрен какой-либо порядок оказания платных услуг.

    Нормативно-правовая основа оказания платных образовательных услуг

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    Статья 101. Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц

    1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.

    2. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам.

    3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    Правила оказания платных образовательных услуг определены Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505.

    В уставах государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее — образовательные учреждения) и негосударственных образовательных учреждений указываются перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления.

    К платным образовательным услугам, предоставляемым образовательными учреждениями, относятся:

    — обучение по дополнительным образовательным программам;

    — преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    — занятия по углубленному изучению предметов, подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования;

    — осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов задания (контрольных цифр) по приему обучающихся

    — и другие услуги.

    Платные образовательные услуги не могут быть оказаны образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов)), федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, а также (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования) в рамках образовательных стандартов и требований, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета. Приведем в таблице виды платных образовательных услуг, а также виды услуг, которые нельзя считать платными образовательными услугами в соответствии с п. 4 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505 (далее — Правила N 505).

    Предоставление платных услуг образовательными учреждениями осуществляется на основании договора.

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    Договор заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения:

    а) наименование образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, научной организации — исполнителя и место их нахождения (юридический адрес) либо фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданина, занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью;

    б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;

    в) сроки оказания образовательных услуг;

    г) уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты;

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    д) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг;

    е) должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подпись, а также подпись потребителя.

    Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя, другой — у потребителя.

    Примерные формы договоров об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования и в сфере профессионального образования утверждены Приказами Минобразования России от 10.07.2003 N 2994 и от 28.07.2003 N 3177 соответственно.

    Потребитель обязан оплатить оказываемые образовательные услуги в порядке и в сроки, указанные в договоре. Потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть выдан документ, подтверждающий оплату образовательных услуг.

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и потребителем.

    На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора.

    Платные образовательные услуги могут оказываться в очной, очно-заочной (вечерней), заочной форм. Учебные занятия проводятся в форме лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных, контрольных и самостоятельных работ, практики, дипломной работы или проекта, магистерской диссертации. Учебный год начинается, как правило, с 1 сентября. Краткосрочные образовательные программы могут продолжаться от нескольких дней до одного учебного года. Долгосрочные образовательные программы реализуются в течение нескольких учебных лет. В процессе их реализации можно выделить отдельные законченные этапы (курсы).

    Образовательные услуги НДС не облагаются, и поэтому все расходы, связанные с оказанием образовательных услуг, включают в себя налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам при приобретении нефинансовых активов и оплате услуг и работ.

    Бухгалтерский учет платных образовательных услуг с 1 января 2011 г. осуществляется в соответствии с Приказами Минфина России:

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    — от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 157н);

    — от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 174н);

    — от 23.12.2010 N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 183н).

    Большое значение имеет учетная политика, определяющая особенности ведения бухгалтерского учета. Учет платных услуг идентичен у бюджетных и автономных учреждений.

    Источник: http://lektsii.org/.html

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    Платные образовательные услуги в школе в условиях реализации нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

    Оказание платных образовательных услуг в общеобразовательных организациях, а именно такой тип образовательных организаций по новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ или Закон) охватывает все организации, осуществляющие в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, носит достаточно распространенный характер.

    Конечно, наибольшее распространение получили оказание платных дополнительных образовательных услуг в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Оказание платных образовательных услуг по основным общеобразовательным программам – прерогатива частных образовательных организаций, что и обуславливает меньшее распространение на практике таких услуг по причине значительно меньшего количества частных школ, чем государственных (муниципальных) учреждений.

    Правовое регулирование оказания платных образовательных услуг носит сложный характер и осуществляется не только нормами законодательства об образовании, но и нормами гражданского законодательства.

    Федеральный закон № 273-ФЗ устанавливает, что платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг (ч. 1 ст. 101). Данное определение соответствует определению договора возмездного оказания услуг, данного в ст. 779 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым «по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги».

    Федеральный закон № 273-ФЗ несколько изменяет подходы к правовому регулированию договорных отношений в сфере образования. В нем содержится ст. 54 «Договор об образовании», которая носит комплексный характер, регламентируя как соглашения, заключаемые при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (платные образовательные услуги), так и соглашения между образовательной организацией и обучающимся (его законным представителем) при предоставлении образования за счет средств соответствующего бюджета.

    Такой подход, с одной стороны, позволяет в Федеральном законе № 273-ФЗ не дублировать нормы о содержании основных характеристик образования для двух, по сути, разных видов договоров, поскольку они не имеют существенных отличий. С другой стороны, следует иметь в виду, что правовая природа таких договоров все-таки существенно отличается. Это подтверждается и тем фактом, что заключение договора об образовании в школе за счет бюджета, исходя из ст. 53 Федерального закона № 273-ФЗ, не предшествует возникновению образовательных отношений, а следовательно, не может являться обязательным, в отличие от случаев приема на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц, когда договор оказания платных образовательных услуг должен быть заключен до издания приказа о приеме, таким образом, такой договор обязателен.

    Платные образовательные услуги оказываются для удовлетворения личных потребностей граждан, получающих образование. В связи с этим гражданин, в отношении которого оказываются платные образовательные услуги, охватывается термином «потребитель» Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» как «гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», а на указанные правоотношения распространяется законодательство о защите прав потребителя. Аргументы судебной практики о действии Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении договора оказания платных образовательных услуг не теряют своего значения и после принятия нового Федерального закона № 273-ФЗ. Так, например, Президиум Верховного Суда Российской Федерации делает вывод, что, «поскольку договор об оказании платных образовательных услуг – это возмездный договор, в силу которого образовательное учреждение оказывает услугу по обучению гражданину (обучающемуся) в приобретении навыков и знаний, на рассматриваемые отношения распространяется действие Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”»[1].

    Актуальной остается и позиция Президиума Верховного Суда РФ, что «указанный договор по своему характеру не может в полной мере подпадать под действие главы III Закона “О защите прав потребителей”». Поэтому в силу ст. 39 Закона РФ «О защите прав потребителей» последствия нарушения условий договора оказания платных образовательных услуг определяются и Федеральным законом № 273-ФЗ, и общими нормами Гражданского кодекса РФ.

    Заключению договора оказания платных образовательных услуг предшествует информирование потребителя таких услуг об их существенных свойствах. Такая обязанность предусмотрена Законом РФ «О защите прав потребителя» и конкретизирована в пока еще действующих Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (с последующими изменениями; далее – Правила).

    Согласно п. 7 и 8 Правил до заключения договора школа предоставляет потребителю (его законным представителям) достоверную информацию о себе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, к числу которой относится:

    наименование и место нахождения (адрес) образовательной организации, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;

    уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;

    перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;

    стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;

    порядок приема и требования к поступающим;

    форма документа, выдаваемого по окончании обучения.

    Данная информация доводится в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте в школе. Федеральный закон № 273-ФЗ модернизирует способ ознакомления потребителя с указанной информацией в соответствии с современным развитием информационных технологий. Согласно ст. 29 Закона на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет», во-первых, размещается общая информация о нем (устав, лицензия, свидетельство об аккредитации), а во-вторых, документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, а также документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе. Таким образом, очевидно, что размещение информации на сайте школы о платных образовательных услугах, включая дополнительные, должно предшествовать заключению соответствующих договоров, а, следовательно, является обязательным условием платной образовательной деятельности.

    При этом новый Закон требует, чтобы при непосредственном заключении договора оказания платных образовательных услуг сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, соответствовали информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» на дату заключения договора (ч. 4 ст. 54). Таким образом, недопустима ситуация, когда обучающийся или его родители (законные представители) видят на сайте школы одну информацию, например, о стоимости обучения, а, непосредственно при заключении договора оказывается, что эта информация давно «устарела».

    Предмет договора

    Гражданский кодекс РФ осуществляет общее регулирования заключения, изменения, расторжения, исполнения договора, под которым понимается «соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей» (ст. 420 ГК РФ).

    Согласно общим правилам Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

    Существенными условиями договора признаются все условия договора, по которым должно быть достигнуто соглашение сторон, поскольку в противном случае договор признается незаключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Перечисление существенных условий договора сделано в п. 2 ст. 432 ГК РФ. Существенными условиями являются:

    условия о предмете договора;

    условия, прямо названные в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;

    условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

    Предметом договора является совокупность действий, которые должна совершить одна сторона в пользу другой стороны. Характеристика предмета договора возмездного оказания услуг дана в п. 1 ст. 779 ГК РФ:

    «По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги». Таким образом, существенным условием договора возмездного оказания услуг является, во-первых, характеристика самих оказываемых исполнителем по договору услуг, а во-вторых, наличие встречного предоставления в виде платы со стороны заказчика.

    К условиям, прямо названным в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договора возмездного оказания образовательных услуг, прежде всего, относятся условия, перечисленные в ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ, а также в Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (с последующими изменениями).

    Следует отметить, что указанные Правила продолжат действовать и после вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ в части, не противоречащей данному Федерального закону или иным издаваемым в соответствии с ним нормативным правовым актам Российской Федерации (ч. 5 ст. 111 Федерального закона № 273-ФЗ), если на 1 сентября 2013 года Правительством РФ не будут утверждены новые правила оказания платных образовательных услуг в соответствии с ч. 9 ст. 54 Закона.

    В Федеральном законе № 273-ФЗ содержится формулировка, характеризующая предмет оказываемой услуги. Это основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения). Отметим, что предмет обязательств по договору со стороны образовательной организации не зависит от возмездности договора для обучающегося и (или) иного заказчика

    Применительно к школе можно выделить два вида предмета договора оказания платных образовательных услуг:

    1) договор, предусматривающий реализацию основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

    2) договор, предусматривающий реализацию дополнительных общеобразовательных программ, программ профессионального обучения (те образовательные услуги, которые принято называть платными дополнительными образовательными услугами).

    Исходя из ч. 3 ст. 101 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность за бюджетный счет, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц только образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат. Таким образом, исполнителем по договору, предусматривающему реализацию образовательных услуг по основным программам, может быть частная образовательная организация, не получающая возмещение затрат на реализацию указанных программ за счет средств бюджета, либо индивидуальный предприниматель.

    В предмет такого договора оказания платных образовательных услуг по основной общеобразовательной программе включаются:

    вид образовательной программы: основная общеобразовательная образовательная программа

    уровень основной общеобразовательной программы: начальное общее, основное общее или среднее общее образование;

    форма обучения: очная, очно-заочная, заочная (очевидно, что в абсолютном большинстве случаев речь идет об очной форме обучения);

    срок освоения образовательной программы указывается в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС): для начального общего – 4 года, для основного общего – 5 лет, для среднего полного – 2 года).

    Представляется важным указание в договоре, что обучение идет по ФГОС (с указанием реквизитов приказа Минобрнауки России, которым стандарт утвержден).

    Договор, предусматривающий реализацию дополнительных общеобразовательных программ, программ профессионального обучения, является договором оказания платных дополнительных образовательных услуг в терминологии старого Закона РФ «Об образовании». Опять же, если школа либо организация дополнительного образования имеет государственное (муниципальное) задание на оказание таких услуг, то заключать договор оказания платных образовательных услуг и брать дополнительно к бюджетному финансированию плату с обучающихся (их родителей (законных представителей)) нельзя. В противном случае полученные средства возвращаются оплатившим эти услуги лицам (ч. 2 ст. 101 Федерального закона № 273-ФЗ).

    Основными характеристиками образования, включающиеся в предмет договора оказания платных образовательных услуг по дополнительным общеобразовательным программам, являются:

    вид дополнительной общеобразовательной программы: дополнительная общеразвивающая программа;

    направленность образовательной программы в соответствии с уставом и лицензией на осуществление образовательной деятельности, например, военно-патриотическая направленность;

    конкретное наименование образовательной программы, например, «Моделирование макетов военных самолетов»;

    форма обучения: очная (представить реализацию этих программ в иных формах затруднительно);

    продолжительность обучения: указывается срок, на который рассчитана программа, например, один год.

    При реализации школой профессионального обучения основными характеристиками образования, включающимися в предмет договора оказания платных образовательных услуг, являются:

    вид основной программы профессионального обучения: программа профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;

    профессия рабочего, должность служащего, по которой осуществляется обучение, например, швея;

    форма обучения: очная (представить реализацию этих программ в иных формах затруднительно);

    продолжительность обучения: указывается срок, на который рассчитана программа, например, 6 месяцев.

    Стоимость платных образовательных услуг

    Согласно ч. 3 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ к существенным условиям договора оказания платных образовательных услуг относится цена договора: полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты.

    По общему правилу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Согласно ст. 709 ГК РФ, которая применяется к договорам возмездного оказания услуг на основании ст. 783 ГК РФ, цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Таким образом, в договоре оказания платных образовательных услуг цена определяется по соглашению сторон и включает в себя издержки исполнителя и его вознаграждение.

    Федеральный закон № 273-ФЗ вводит новую норму, ограничивающую изменение стоимости оказания платных образовательных услуг (ч. 3 ст. 54): увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Согласно ст. 1 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» он не должен превышать 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года). Очевидно, такая возможность увеличения касается только случаев заключения договора оказания платных образовательных услуг на срок более года и характерна для реализации основных общеобразовательных программ частными школами.

    Федеральный закон № 273-ФЗ запрещает увеличивать стоимость образовательных услуг по договору сверх уровня инфляции, однако предусматривает возможность уменьшения стоимости услуг для отдельных категорий обучающихся, например для обучающихся, показавших хорошие или отличные результаты освоения образовательных программ. Согласно ч. 5 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

    При этом указанная норма Федерального закона № 273-ФЗ, на наш взгляд, противоречит другой норме того же Закона – ч. 3 ст. 101, согласно которой организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Федеральный закон № 273-ФЗ фактически говорит о том, что платные дополнительные образовательные услуги могут оказываться образовательными организациями, получающими финансирование из соответствующего бюджета, только на одинаковых для всех условиях, а следовательно, установление локальным нормативным правовым актом школы льгот (снижения стоимости) в отношении таких услуг не допускается. А рассмотренный выше режим установления льгот возможен только в частных школах, не получающих бюджетного финансирования.

    Изменение и расторжение договора

    По общему правилу договор может быть изменен или расторгнут по соглашению сторон, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 450 ГК РФ). Соглашение об изменении или о расторжении договора оказания платных образовательных услуг совершается, так же как и сам договор, в письменной форме (п. 1 ст. 452 ГК РФ). Как указывалось выше, принцип свободы договора оказания платных образовательных услуг ограничивается императивной нормой о недопустимости увеличения цены по договору, даже если заказчик и «согласен» с увеличением стоимости образовательных услуг.

    По общим правилам ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут только по решению суда:

    а) при существенных нарушениях договора другой стороной;

    б) в иных случаях, предусмотренных законом.

    Для договора оказания платных образовательных услуг такие специальные случаи расторжения договора в одностороннем порядке предусмотрены Федеральным законом № 273-ФЗ со стороны исполнителя – образовательной организации:

    1) в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг (ч. 7 ст. 54);

    2) в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося (ч. 7 ст. 54);

    3) в случае совершения применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет (очевидно, что это относится не ко всем обучающимся школ), отчисления как меры дисциплинарного взыскания (п. 2 ч. 2 ст. 61);

    4) в случае невыполнения обучающимся обязанностей по добросовестному освоению программы профессионального обучения и выполнению учебного плана (п. 2 ч. 2 ст. 61).

    Рассмотрим эти основания подробнее.

    Просрочка оплаты платных образовательных услуг выражается в неоплате как ранее оказанных услуг, так и отсутствии предоплаты за услуги, подлежащие оказанию, при условии, что в договоре предусмотрен такой порядок оплаты (что наиболее распространено на практике).

    Основание расторжения договора, когда надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося, может возникнуть в разных ситуациях, начиная от банального непосещения занятий, заканчивая недопустимым поведением на занятиях, делающим невозможным фактическое оказание услуг. В принципе данное основание близко и к основанию, связанному с отчислением обучающегося как меры дисциплинарной ответственности, с той лишь разницей, что может быть применено по отношению к договору, предусматривающему обучению любого обучающегося, в том числе не достигшего возраста пятнадцати лет. Очевидно, что факты, подтверждающие действия (бездействия) обучающегося должны быть документально закреплены администрацией школы.

    Отчисление как мера дисциплинарной ответственности применяется в соответствии с частями 3 – 12 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ.

    Невыполнение обучающимся обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана может применяться только к обучающимся школы по программам профессионального обучения, но не по основным и дополнительным общеобразовательным программам (п. 2 ч. 2 ст. 61). Подтверждением невыполнения данной обязанности должны быть результаты текущего контроля и (или) промежуточной аттестации, проводимых в соответствии с локальными нормативными актами школы.

    Со стороны потребителя (обучающегося, его родителей, законных представителей) Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает возможность прекращения образовательных отношений и расторжение договора по его (их) инициативе, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность (п. 1 ч. 2 ст. 61).

    Согласно ч. 8 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ основания расторжения в одностороннем порядке образовательной организацией договора об оказании платных образовательных услуг должны быть указаны в договоре. Очевидно, сделано это для должного информирования обучающегося, его родителей (законных представителей) об этих основаниях.

    Следует отметить, что расторжение договора в указанных выше случаях согласно общей норме ГК РФ допускается по решению суда, что несколько затрудняет практическое применение указанных норм. Однако п. 3 ст. 450 ГК РФ предусматриваются еще дополнительные основания, при которых договор считается расторгнутым, это случаи одностороннего отказа от его исполнения, когда такие случаи допускаются законом или соглашением сторон, т.е. самим договором.

    Такие случаи предусматриваются общими нормами Гражданского кодекса РФ, регламентирующими исполнение договоров и договор возмездного оказания услуг.

    В соответствии с п. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Фактически, как отмечено выше, данная норма только несколько в иных выражениях закрепляется как основание расторжения договора в Федеральном законе № 273-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 61).

    Что касается предусмотренного Гражданским кодексом РФ условия об оплате фактически понесенных расходов, то при одностороннем отказе заказчика от исполнения договора такие расходы могут быть связаны с организацией и подготовкой оказания услуг, но на практике в большинстве случаев ограничиваются суммой произведенной заказчиком предоплаты. Это объясняется тем, что истребовать дополнительную оплату за произведенные фактические расходы сверх предоплаты возможно только в судебном порядке, что сопряжено с различными процедурными сложностями и временными затратами, кроме того, необходимо доказать, что такие расходы, во-первых, были произведены фактически до отказа заказчика, а во-вторых, были связаны с оказанием услуг именно в отношении этого заказчика.

    Отказ со стороны исполнителя – образовательной организации предусматривается п. 2 ст. 782 ГК РФ. По общим правилам гражданского законодательства такой отказ возможен в любое время при условии полного возмещения заказчику убытков. Однако представляется, что данная норма Гражданского кодекса РФ не согласуется с п. 13 Правил оказания платных образовательных услуг, по которому исполнитель «обязан заключить договор при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу», т.е. обязан исполнить такой договор при наличии соответствующей возможности. По нашему мнению, несмотря на формальную императивность нормы п. 2 ст. 782 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или существом обязательства, отказ со стороны исполнителя правомерен только при фактической невозможности оказать услугу, например, при приостановлении или лишении лицензии.

    Еще одним основанием для одностороннего отказа от исполнения договора оказания платных образовательных услуг является просрочка оплаты (неоплата) стоимости платных образовательных услуг заказчиком в случае, если договором предусматривается предварительная оплата услуг. Согласно ст. 328 и ст. 716 ГК РФ (последняя применяется к договору возмездного оказания услуг в силу ст. 783 ГК РФ) исполнитель при отсутствии предусмотренной договором предоплаты вправе отказаться от исполнения обязательства и потребовать возмещения убытков.

    Таким образом, закон предусматривает три основания для отказа от исполнения договора оказания платных образовательных услуг: со стороны заказчика – в любое время без необходимости какой-либо аргументации, со стороны исполнителя: при невозможности оказать услугу и при отсутствии предоплаты услуг в соответствии с условиями договора оказания платных образовательных услуг.

    При этом, как отмечалось выше, основания для одностороннего отказа от исполнения обязательств могут предусматриваться не только законом, но и соглашением сторон, т.е. договором (п. 3 ст. 450 ГК РФ). В связи с этим представляется, что в договоре оказания платных образовательных услуг следует указать не только основания расторжения договора в одностороннем порядке, как это предусматривается ч. 8 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ, но и основания для одностороннего отказа от его исполнения (они могут быть такими же, как основания расторжения договора).

    [1] Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2002 года. Утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 10 июля 2002 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. № 11.

    Источник: http://xnd1f.xn--p1ai/publikatsii/platnye-obrazovatelnye-uslugi-v-shkole-v-usloviyah-realizacii-novogo-federalnogo-zakona

    Published by admin