Государственная адвокатская помощь

Бесплатная правовая помощь. Кто и где может ее получить в Украине?


Бесплатная юридическая консультация:

Уже несколько лет в Украине действуют Центры бесплатной правовой помощи. Однако, как показывает практика, далеко не все украинцы знают, что они могут обратиться за бесплатной помощью юриста и как это сделать.

Оглавление:

Какие виды услуг предоставляют центры бесплатной правовой помощи, кто имеет право на бесплатную правовую помощь и куда за ней следует обращаться? – расскажет Prostopravo

Бесплатная правовая помощь — правовая помощь, которая гарантируется государством и полностью или частично предоставляется за счет средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов и других источников.

Первичная и вторичная правовая помощь

Правовая помощь делится на первичную и вторичную.

К первичной правовой помощи относятся такие виды услуг:

  • предоставление правовой информации;
  • предоставление консультаций и разъяснений по правовым вопросам;
  • составление заявлений, жалоб и других документов правового характера (кроме документов процессуального характера);
  • предоставление помощи в обеспечении доступа лица к вторичной правовой помощи и медиации.

Вторичная правовая помощь включает в себя такие виды услуг:


Бесплатная юридическая консультация:

  • Защита;
  • осуществление представительства интересов лиц, имеющих право на бесплатную вторичную правовую помощь, в судах, других государственных органах, органах местного самоуправления, перед другими лицами;
  • составление документов процессуального характера.

Кто имеет право на первичную правовую помощь?

Право на бесплатную первичную правовую помощь имеют все лица, которые находятся под юрисдикцией Украины, т.е. все граждане Украины , иностранцы и лица без гражданства, которые законно находятся на территории Украины.

Где можно получить первичную правовую помощь?

Бесплатную первичную правовую помощь в Украине предоставляют: органы исполнительной власти; органы местного самоуправления; физические и юридические лица частного права и специализированные учреждения.

Специализированные учреждения по предоставлению бесплатной первичной правовой помощи создаются органами местного самоуправления и финансируются из местного бюджета. Также органы местного самоуправления могут заключать договора о предоставлении бесплатной первичной правовой помощи с юридическими компаниями и с отдельными адвокатами.

Кто имеет право на вторичную бесплатную правовую помощь?

Право на бесплатную вторичную правовую помощь имеют:

  • лица, находящиеся под юрисдикцией Украины, если их среднемесячный доход не превышает двух размеров прожиточного минимума, а также инвалиды, которые получают пенсию или пособие в размере, не превышающем двух прожиточных минимумов для нетрудоспособных лиц — на все виды правовых услуг;
  • дети-сироты, дети, лишенные родительской опеки, дети, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах, дети, пострадавшие в результате военных действий и вооруженных конфликтов, — на все виды правовых услуг;
  • внутренне перемещенные лица — на все виды правовых услуг;
  • граждане Украины, которые обратились с заявлением о постановке их на учет в качестве внутренне перемещенных лиц, — на правовые услуги по вопросам, связанным с получением справки о постановке на учет внутренне перемещенного лица;
  • лица, к которым применено административное задержание, — на представление их интересов и составление документов процессуального характера;
  • лица, к которым применен административный арест, — на представление их интересов и составление документов процессуального характера;
  • лица, которые в соответствии с положениями уголовного процессуального законодательства считаются задержанными, — на защиту и составление документов процессуального характера;
  • лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, — на защиту и составление документов процессуального характера;
  • лица, в уголовных процессах в отношении которых в соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса Украины защитник привлекается следователем, прокурором, следственным судьей или судом для осуществления защиты по назначению или проведения отдельного процессуального действия, а также лица, осужденные к наказанию в виде лишения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части или ограничения свободы, — на защиту и составление документов процессуального характера;
  • лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите», — на все виды правовых услуг, с момента подачи лицом заявления о признании беженцем или лицом, которое нуждается в дополнительной защите в Украине, до принятия окончательного решения по заявлению, а также иностранцы и лица без гражданства, задержанные с целью идентификации и обеспечения принудительного выдворения с момента задержания;
  • ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», лица, имеющие особые заслуги и особые трудовые заслуги перед Родиной, лица, принадлежащие к числу жертв нацистских преследований — на все виды правовых услуг;
  • лица, находящиеся под юрисдикцией Украины и обратившиеся для получения статуса лица, на которое распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», — на представительство их интересов и составление процессуальных документов — до момента принятия решения о предоставлении такого статуса.

Где можно получить бесплатную вторичную правовую помощь?

Бесплатную вторичную правовую помощь предоставляют: центры предоставления бесплатной правовой помощи; адвокаты, включенные в Реестр адвокатов, которые предоставляют бесплатную правовую помощь.


Бесплатная юридическая консультация:

С Реестром адвокатов, предоставляющих бесплатную правовую помощь, можно ознакомиться здесь.

Адреса центров, предоставляющих бесплатную правовую помощь, можно найти по ссылке.

Деятельность центров распространяется на всю территорию административно-территориальной единицы.

Источник: http://www.prostopravo.com.ua/klub_yuristov/yuridicheskiy_rynok/stati/besplatnaya_pravovaya_pomosch_kto_i_gde_mozhet_ee_poluchit_v_ukraine_

В Украине открыли 100 центров оказания бесплатной правовой помощи. Инструкция для граждан

Защиту будут предоставлять в уголовных, административных и гражданских судебных делах.


Бесплатная юридическая консультация:

С сегодняшнего дня по всей Украине открыли 100 центров оказания правовой помощи, где услуги для граждан – бесплатные. В этих центрах могут получить юридическую помощь граждане, для которых услуги частных адвокатов слишком дороги.

«Защита будет предоставляться не только в уголовных, но и в административных и гражданских судебных делах. Все, что для этого нужно – взять паспорт, пенсионное удостоверение или другой документ, удостоверяющий личность, и прийти в один из таких центров. Здесь вас встретят консультанты, которые выслушают суть проблемы и подберут лучший путь ее решения. В случае необходимости центры будут назначать адвокатов для защиты интересов граждан в суде», – отметил министр юстиции Павел Петренко на своей странице в Facebook.

Информацию о работе центров и их контакты можно узнать на «горячей линии» Минюста по телефону 0 (бесплатно со стационарных телефонов) или на сайте legalaid.gov.ua.

«Благодаря запуску этого проекта мы обеспечим равный доступ к суду всех граждан, не зависимо от их состояния, и право на защиту, которое с 1996 года гарантировано Конституцией Украины. Ни один человек, который нуждается в защите своих прав и интересов, отныне не останется без внимания и помощи», – заверил Петренко.

Друзі!Сьогодні ми відкрили 100 центрів надання безоплатної правової допомоги по всій Україні.В них українці, які ран.


Бесплатная юридическая консультация:

Posted by Павло Петренко on 1 липня 2015 р.

Каждый украинец сможет бесплатно получить консультацию адвоката

Об этом заявил Министр юстиции Украины Павел Петренко. С начала июля заработает социальная программа правовой помощи. В Украине откроют более сотни центров, где будут оказывать правовую консультацию всем украинском.

Источник: http://ru.tsn.ua/politika/v-ukraine-otkryli-100-centrov-okazaniya-besplatnoy-pravovoy-pomoschi-instrukciya-dlya-grazhdan.html

Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно. Участие адвоката в государственной системе бесплатной юридической помощи

Конституция РФ (ч.1 ст.48) гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в предусмотренных законом случаях оказывается бесплатно.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат обязан оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».


Бесплатная юридическая консультация:

В соответствии с вышеуказанным положением ФЗ об АД и А (ст.26) предусматривает основания и порядок предоставления бесплатной юридической помощи. п 3 ст. 3 этого же закона возлагает обязанность на органы государственной власти финансировать деятельность адвокатов, которые в случаях, предусмотренных законом, оказывают юридическую помощь гражданам РФ бесплатно.Расходы по оплате несут субъекты РФ.

Право на бесплатную юридическую помощь имеют

• граждане РФ, у которых средний доход на одного члена семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ,

• истцам — по рассматриваемым судами первой инстанции делам о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью, а также о взыскании алиментов;

• ветеранам ВОВ — по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;


Бесплатная юридическая консультация:

• гражданам РФ – при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

• гражданам РФ, которые пострадали от политических репрессий — по вопросам, связанным с реабилитацией.

Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:

1) правового консультирования в устной и письменной форме;

Бесплатная юридическая консультация:

2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах.

Организация участия адвокатов в системы бесплатной юридической помощи осуществляется адвокатской палатой субъекта. Не позднее 15 ноября список адвокатов, участвующих в бесплатной юридической помощи.

Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Деятельность адвоката в судебном разбирательстве в арбитражном процессе. Рассмотрение дела в раздельных заседаниях арбитражного суда.


Бесплатная юридическая консультация:

Полномочия адвоката на ведение дел в арбитражном суде удостоверяются в соответствии с ФЗ «Об АД и А». Арбитражный процессуальный кодекс РФ не содержит императивных предписаний об оформлении ордером полномочий адвоката на ведение дела в арбитражном суде от имени доверителя. Таким образом, А в арбитражном процессе может представлять доверителя на основании либо ордера, либо доверенности. Никто не вправе требовать от А и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи для вступления А в дело. При несоблюдении установленного порядка оформления полномочий адвокат не допускается судом к участию в процессе (п. 4 ст. 63 АПК РФ).

В случае, если в одном заявлении соединены требование об установлении оснований ответственности ответчика и связанное с ним требование о применении мер ответственности, арбитражный суд вправе с согласия сторон рассмотреть такие требования в раздельных судебных заседаниях (ст. 160 АПК).

О рассмотрении дела в раздельных судебных заседаниях выносится определение.

При отказе в удовлетворении требования об установлении оснований ответственности ответчика арбитражный суд не рассматривает связанное с ним требование о применении мер ответственности и второе судебное заседание не проводит.

3. В случае удовлетворения требования об установлении оснований ответственности ответчика арбитражный суд сразу же или после перерыва, срок которого не может превышать пять дней, вправе провести второе судебное заседание и в этом судебном заседании рассмотреть требование о применении мер ответственности, в том числе определить размер взыскиваемой суммы. По результатам рассмотрения арбитражный суд принимает решение по всем заявленным требованиям.

В случае, если в судебном заседании объявлялся перерыв, во время которого стороны достигли договоренности или урегулировали спор в части требований о применении мер ответственности, арбитражный суд не рассматривает эти требования и прекращает производство по делу в части требований о применении мер ответственности при условии, что истец обратился с отказом в письменной форме от иска или стороны заключили мировое соглашение в этой части требований и отказ принят либо мировое соглашение утверждено судом, на что указывается в судебном акте арбитражного суда.


Бесплатная юридическая консультация:

Деятельность адвоката на стадии исполнения приговора. Порядок рассмотрения вопросов об отсрочке исполнения наказания, об условно-досрочном освобождении от наказания, освобождения от наказания или смягчения наказания вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу. Исполнение приговора при наличии других неисполненных приговоров.

Участие защитника на этапе исполнения приговора заключается в представлении интересов подзащитного по всем вопросам исполнения приговора, которые определены в статье 397 УПК РФ содержащей вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора.

Адвокат на стадии исполнения приговора подает все необходимые ходатайства, направленные на реализацию прав осужденного, а также участвует в качестве защитника по вопросам ухудшения положения своего подзащитного.

Также Адвокат представляет интересы своего доверителя по вопросам, связанных непосредственно с отбыванием наказания в отношениях с органами, исполняющими приговор.

Юридическая помощь на стадии исполнения наказания может оказываться по вопросам отбывания уголовного наказания, его порядка и условий, применения мер поощрения и взыскания; дальнейшего исполнения приговора и возможности условно-досрочного освобождения, помилования или амнистии; реализации гражданских, семейных прав и законных интересов осужденного, например, по вопросам расторжения или заключения брака и т.д.


Бесплатная юридическая консультация:

Осужденный, который отбывает наказание в исправительном учреждении и которому может быть предоставлена отсрочка отбывания наказания в соответствии с ч. 1 ст. 82 УК, его адвокат, законный представитель вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке отбывания наказания, а администрация исправительного учреждения — с соответствующим представлением. Ходатайство об отсрочке отбывания наказания осужденный подает через администрацию исправительного учреждения, исполняющего наказание.

Осужденный, к которому может быть применено условно-досрочное освобождение, а также его А (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. В ходатайстве должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку в период отбывания наказания он частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, раскаялся в совершенном деянии, а также могут содержаться иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного

Вопросы, связанные с освобождением от наказания или смягчением наказания вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу, в соответствии со статьей 10 УК РФ, в стадии исполнения приговора, как следует из положений ч.3 ст 396 и п. 13 ст. 397 УПК РФ, разрешаются судом по месту отбывания осужденным наказания либо по месту применения принудительных мер медицинского характера

По общему правилу, если суду, постановившему последний по времени приговор, не было известно о наличии не приведенных в исполнение приговоров, вопрос о присоединении наказания по предыдущим приговорам должен быть решен судом, постановившим приговор согласно ч. 1 ст. 396 УПК в соответствии со ст. 70 УК (назначение наказания по совокупности приговоров).

Таким образом, к наказанию, назначенному по последнему приговору, частично или полностью присоединяется не отбытая часть наказания по предыдущему приговору суда.


Бесплатная юридическая консультация:

Кроме того, в ПП ВС РФ от 11.01.2007 № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» разъясняются положения закона по вопросам, связанным с исполнением приговора в части назначения наказания (п. 38—40). В частности, говорится о том, что при исполнении приговора при наличии других неисполненных приговоров (п. 10 ст. 397 УПК) суд руководствуется не только ст. 70, но и ч. 5 ст. 69 УК (назначение наказания по совокупности преступлений), поскольку суд может не знать о наличии предыдущего приговора и тогда, когда второй приговор постановлен в связи с преступлением, которое совершено до постановления первого приговора.

Неприсоединение наказания по предыдущему приговору, о котором суду было известно, к наказанию, назначенному за новое преступление, расценивается как неправильное применение уголовного закона, влекущее отмену приговора.

4. Задача (практическое задание). Составить проект искового заявления о принятии сделки недействительной (ст. 166 ГК РФ)

В ___________________________ (наименование суда)

Истец: _______________________ (ФИО полностью, адрес)


Бесплатная юридическая консультация:

Ответчик: _____________________ (ФИО полностью, адрес)

Цена иска: ____________________ (вся сумма из требований)

о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки

«___»_________ ____ г. был заключен договор _________ (указать, о чем договор) в отношении _________ (указать имущество).

Впоследствии мне стало известно, что заключенный договор является недействительной сделкой _________ (указать основания для признания сделки недействительной).


Бесплатная юридическая консультация:

В соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах — если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Ответчик обязан вернуть мне все полученное по недействительной сделке.

На основании изложенного, руководствуясь статьямиГражданского процессуального кодекса РФ,

Признать сделку _________ (указать, о чем сделка) от «___»_________ ____ г. между _________ (ФИО истца) и _________ (ФИО ответчика) недействительной.

Применить последствия недействительности сделки, путем возврата _________ (указать, каким образом привести стороны в первоначальное положение, до заключения сделки).


Бесплатная юридическая консультация:

Перечень прилагаемых к заявлению документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):

Копия искового заявления

Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины

Документ, подтверждающий совершение сделки (договор)

Документы, подтверждающие недействительность сделки


Бесплатная юридическая консультация:

Дата подачи заявления «___»___ ____ г. Подпись истца _______

Билет №59

Дата добавления:4 ; просмотров: 282 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источник: http://studopedia.net/3_4256_okazanie-yuridicheskoy-pomoshchi-grazhdanam-rossiyskoy-federatsii-besplatno-uchastie-advokata-v-gosudarstvennoy-sisteme-besplatnoy-yuridicheskoy-pomoshchi.html

Понятие и признаки государственной системы бесплатной юридической помощи

Соловьева Наталья Алексеевна,


Бесплатная юридическая консультация:

кандидат юридических наук,

главный специалист отдела правового мониторинга

Главного правового управления Правительства Тюменской области,

Желтухова Любовь Сергеевна,

магистрант Института государства и права


Бесплатная юридическая консультация:

Тюменского государственного университета,

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [1] (далее — ФЗ № 324-ФЗ), бесплатная юридическая помощь оказывается населению РФ самыми различными представителями юридической профессии. Наиболее близки между собой такие правовые институты, как адвокатура и нотариат.

Законодательное регулирование организации нотариата и нотариальной деятельности в РФ нуждается в дальнейшем реформировании и необходимости совершенствования. Возложение на нотариусов дополнительных функций в сфере правового просвещения граждан и оказания им бесплатной юридической помощи обеспечит от имени государства защиту прав и законных интересов граждан и организаций [2].

Следует отметить, что в законодательстве отсутствует определение понятия «государственная система бесплатной юридической помощи», как, впрочем, не определено понятие и «бесплатной юридической помощи».

Но если для «бесплатной юридической помощи» предлагаются некоторые дефиниции в научных трудах, а в трех субъектах РФ даже законодательно попытались закрепить данное понятие, то для понятия «государственная система бесплатной юридической помощи» определений не предлагается. Попробуем заполнить этот пробел.


Бесплатная юридическая консультация:

Начнем с анализа определений «бесплатной юридической помощи», которые помогут определить понятие «государственная система бесплатной юридической помощи».

Кашковский В. С. [3] определяет юридическую помощь как помощь, оказываемую в результате осуществления профессиональной деятельности юриста, основной целью которой является необходимое содействие в предупреждении нарушения прав, свобод и законных интересов субъектов права, устранении или уменьшении неблагоприятных последствий такого нарушения и в восстановлении надлежащего положения субъекта права.

Самостоятельность юридической помощи как средства обеспечения прав, свобод, законных интересов личности, ее несводимость ни к каким другим гарантиям реализации прав и свобод человека и гражданина (правосудию, контролю, надзору и т. д.) обусловлены тем, что она представляет собой профессиональную юридическую поддержку самой правовой деятельности конкретного лица по реализации его прав, свобод, законных интересов в формах ее полного или частичного замещения либо подготовки к ней.

В Ленинградской области [4] под бесплатной юридической помощью понимается безвозмездное оказание услуг юридического характера в виде предоставления консультаций и справок по правовым вопросам в устной, письменной форме и в форме электронного документа, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, представления интересов в гражданском судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, в исполнительном производстве, органах государственной власти и местного самоуправления, расходы на финансирование которых возмещаются за счет средств областного бюджета Ленинградской области.

В Санкт-Петербурге [5] бесплатная юридическая помощь определена как предоставляемые на бесплатной основе консультации по юридическим (правовым) вопросам, за исключением вопросов, связанных с предпринимательской деятельностью; составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представление интересов в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, в исполнительном производстве, органах государственной власти, органах местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, общественных объединениях и иных организациях.


Бесплатная юридическая консультация:

Наконец, наиболее близкое к искомому нами определению «государственная система бесплатной юридической помощи» определение дается в Чувашской Республике [6]. Там под бесплатной юридической помощью понимается оказание на бесплатной основе услуг правового характера участниками государственной системы бесплатной юридической помощи гражданам, имеющим право на получение указанной помощи в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и Законом Чувашской Республики от 30.03.2012 г. № 20 «О бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике», за счет средств, предусмотренных на данные цели законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.

Хотелось бы предложить следующее определение «государственной системы бесплатной юридической помощи» – создаваемая государством в обязательном порядке взаимосвязанная совокупность правовых и организационных мер в форме профессиональной деятельности государственных органов и иных участников государственной системы бесплатной юридической помощи, направленная на оказание на бесплатной основе услуг правового характера гражданам, имеющим право на получение указанной помощи в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов РФ, а также на профессиональную юридическую поддержку правовой деятельности получателей помощи по реализации их прав, свобод, законных интересов в формах ее полного или частичного замещения либо подготовки к ней, в целях оказания необходимого содействия в предупреждении нарушения прав, свобод и законных интересов получателей помощи, устранении или уменьшении неблагоприятных последствий такого нарушения и в восстановлении надлежащего правового положения получателей помощи.

Отличия государственной системы бесплатной юридической помощи от негосударственной системы.

1. Оказание бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы – это обязанность государства в лице его органов. Бесплатная юридическая помощь в рамках негосударственной системы осуществляется на добровольных началах.

Государство обязано обеспечить реализацию конституционного права на бесплатную юридическую помощь путем создания государственной системы оказания бесплатной юридической помощи, которая должна основываться на общепризнанных принципах предоставления такой помощи, сформулированных в международных правовых актах и научной литературе, обобщающей зарубежный опыт в построении системы предоставления бесплатной юридической помощи малоимущим [7].

2. Для государственной системы бесплатной юридической помощи перечень субъектов, ее оказывающих открыт (ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 324-ФЗ), а для негосударственной системы – закрыт (ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 324-ФЗ).

3. Перечень граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы, установлен законодательно, а для негосударственной системы нет такого перечня граждан.

Опять же, это связано с принципом формирования негосударственной системы на добровольных началах.

Считаем, что целесообразно, установить какую-то правовую норму, определяющую случаи и порядок оказания бесплатной юридической помощи в рамках негосударственной системы.

Так, в статье 2 Федерального закона № 324-ФЗ сказано, что граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. А получается, что в данном базовом для бесплатной юридической помощи Федеральном законе № 324-ФЗ вопрос о категориях граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках негосударственной системы не урегулирован.

Так, например, в ч. 5 ст. 24 Федерального закона № 324-ФЗ в отношении негосударственных центров бесплатной юридической помощи сказано, что они определяют указанные категории граждан самостоятельно. Почему бы не закрепить аналогичную норму для юридических клиник.

4. В отличие от государственной системы, для негосударственной системы бесплатной юридической помощи законодательно не установлена ни процессуальная, ни правовая характеристика дел, по которым может быть оказана бесплатная юридическая помощь.

5. В отличие от государственной системы, для негосударственной системы бесплатной юридической помощи законодательно не установлены случаи, когда бесплатная юридическая помощь не оказывается.

6. В отличие от государственной системы, в негосударственной системе бесплатной юридической помощи оказание такой помощи менее профессионально. Так, согласно ч.5 ст. 23 Федерального закона № 324-ФЗ в юридических клиниках бесплатная юридическая помощь может оказываться лицами, не имеющими высшего образования. Для государственной системы это исключено.

7. В отличие от государственной системы, в негосударственной системе бесплатной юридической помощи не применяется такой вид бесплатной юридической помощи как «представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях» (п. 3 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 324-ФЗ).

В государственной системе применяются все виды бесплатной юридической помощи – это еще раз подтверждает то, что она более профессиональна.

8. Для государственной системы бесплатной юридической помощи не установлена ответственность за возможные неблагоприятные последствия оказания бесплатной юридической помощи, как это сделано для негосударственной системы (ч. 9 ст. 24 Федерального закона № 324-ФЗ).

9. Исходя из анализа полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, установленных ст. 12, ч. 5, 7, 8, 10 ст. 17 Федерального закона № 324-ФЗ, можно сделать вывод, что их полномочия гораздо шире в отношении государственной системы бесплатной юридической помощи, нежели в отношении негосударственной системы.

Подводя итог сравнению государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, хочется согласиться с Шереметовой Г.С. [9], в том, что Федеральный закон № 324-ФЗ заложил основы для формирования российской модели бесплатной юридической помощи, однако многое отдано на усмотрение субъектов Российской Федерации, поскольку именно они должны решить, каким образом будет участвовать государство в создаваемой модели. Именно на откуп региональных властей отнесено решение вопроса о том, какие функции возьмет на себя государство: будет ли это лишь функция организатора в создаваемой системе, либо организационные функции будут совмещаться с функциями по оказанию юридической помощи.

Как справедливо отмечает Кирилловых А. А. [10], необходимо найти баланс, разумное сочетание государственных и негосударственных институтов, занимающихся вопросами предоставления бесплатной юридической помощи. Баланс в данном случае крайне необходим. Ведь возложить такую обязанность полностью на общественные институты — значит устранить контроль государства, что недопустимо, так как предоставление бесплатной юридической помощи есть важнейшая социальная задача государства. С другой стороны, одних лишь государственных институтов (таких как государственные юридические бюро) явно недостаточно для удовлетворения потребностей в юридической помощи всех заинтересованных лиц. К тому же по вопросам, касающимся споров с государством, трудно гарантировать объективность и непредвзятость сотрудников государственных институтов.

1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 48. – Ст. 6725.

2. Формирование системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Монография / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Г. Н. Чеботарева. – Тюмень: Вектор Бук, 2012. – 416 с.

3. Кашковский Владимир Сергеевич. Юридическая помощь как правовая категория и социально-правовое явление: вопросы теории и практики. : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.01 / Кашковский Владимир Сергеевич; [Место защиты: ГОУВПО «Тамбовский государственный университет»].- Тамбов, 2009.- 200 с.: ил.

4. Постановление Правительства Ленинградской области от 26.09.2011 N 300 «О мерах по реализации областного закона «О предоставлении бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан в Ленинградской области» и внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 31 марта 2008 года N 62 «Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов адвокатам, оказывающим бесплатную юридическую помощь отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ленинградской области».

5. Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N(ред. от 15.03.2012) «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».

6. Закон Чувашской Республики от 30.03.2012 г. № 20 «О бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике».

7. Кривоносова О.Ю.Конституционное право на бесплатную юридическую помощь в Российской Федерации. Автореф. дис. . канд. юрид. Наук. Москва,2007.27 стр. Кривоносова Ольга Юрьевна. Конституционное право на бесплатную юридическую помощь в Российской Федерации : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.02 / Кривоносова Ольга Юрьевна; [Место защиты: Гос. науч.-исслед. ин-т систем. анализа Счёт. палаты РФ]. — Москва, 2007.с. РГБ ОД, 61:07-12/2466.

8. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 48. – Ст. 6725.

9. Шереметова Г.С. Юридическая помощь бесплатно: российский вариант // Арбитражный и гражданский процесс, 2012, № 2.

10. Кирилловых А.А. Бесплатная юридическая помощь и правовые основы ее оказания // Адвокат, 2012, № 8.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=56222

Государственная адвокатская помощь

Но лишь правовое консультирование может оказываться всем гражданам, а остальные виды бесплатной юридической помощи оказываются лишь гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите (категории граждан, имеющие право на получение такой помощи, будут рассмотрены далее).

Исходя из того, что правовое консультирование граждан оказывается лишь по вопросам, относящимся к компетенции данных органов, то получается, что круг этих вопросов должен быть конкретизирован в нормативных правовых актах, устанавливающих и регулирующим компетенцию органов. Компетенция данных субъектов бесплатной юридической помощи устанавливается федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и регламентируется на уровне подзаконных нормативных правовых актах: в положениях об органах и организациях, в административных регламентах осуществления государственных функций и оказания государственных услуг. К сожалению, в настоящее время данные вопросы в актах, устанавливающих компетенцию и порядок деятельности специальных субъектов, обозначенных с статье Закона, чаще всего не урегулированы 1 .

Обязанности исполнительных органов оказывать бесплатную юридическую помощь, закрепленные в Федеральном законе «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», перекликаются с закрепленным в ст. 33 Конституции Российской Федерации правом граждан РФ как обращаться лично, так и направлять обращения (индивидуальные или коллективные) в государственные органы и органы местного самоуправления. Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определены механизм и процедура деятельности уполномоченных органов по рассмотрению соответствующих обращений граждан. Безвозмездность деятельности публичных органов по оказанию некоторых видов юридической помощи содержатся в части самого понятия «право граждан на обращение» предусматривающего их бесплатное рассмотрение (п. 3 ст. 2 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») 11 .

Государственные юридические бюро

Как подчеркивает Кирилловых А.А.: «История создания и деятельности государственных юридических бюро связывается в первую очередь с проводимым с 2005 г. экспериментом, определенным постановлением Правительства РФ от 22 августа 2005 г. N 534. в целях оказания соответствующим категориям граждан юридической помощи на бесплатной основе в ряде регионов России создавались государственные юридические бюро , которые в последующем сохраняли свою деятельность и получали бюджетное финансирование на содержание аппарата» 12 .

Государственные юридические бюро оказывают все предусмотренные в Федеральном законе «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» виды бесплатной юридической помощи.

Государственные юридические бюро создаются в форме казенных учреждений субъектов Российской Федерации и являются юридическими лицами (п. 4 ст. 17 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»). В соответствии с п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Пунктом 2 той же статьи предусмотрено, что учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием. Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

Гражданин для получения юридической помощи должен представить в государственное юридическое бюро:

заявление об оказании юридической помощи по форме, утверждаемой Федеральной регистрационной службой;

документ, удостоверяющий личность;

справку о среднедушевом доходе семьи, полученном за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения 13

Начальник государственного бюро принимает решение об оказании юридической помощи в день представления гражданином документов. Предусмотрен ряд случаев, когда гражданину может быть отказано в оказании юридической помощи: не предоставление необходимых документов; если из представленной справки о полученных доходах следует, что среднедушевой доход семьи выше (равен) величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ в соответствии с законодательством РФ. Отказ в оказании юридической помощи может быть обжалован.

Если принимается удовлетворительное решение об оказании юридической помощи, то заключается соглашение между гражданином и госбюро (форма соглашения утверждена Федеральной регистрационной службой 14 ), на основании которого и оказывается юридическая помощь 15 .

Законом «О бесплатной юридической помощи» для таких бюро предусмотрена возможность привлечения к оказанию бесплатной юридической помощи адвокатов и иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь.

Оказание бесплатной юридической помощи адвокатами

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

В п. 1 и 2 ст. 3 указано, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов 16 .

Адвокаты принимают участие в функционировании государственной системы бесплатной юридической помощи. В ч. 4 ст. 18 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» закреплено, что адвокатская палата субъекта РФ (адвокатская палата субъекта РФ является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации 17 ) ежегодно не позднее 15 ноября направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи. Ежегодно не позднее 31 декабря уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации опубликовывает список адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, в средствах массовой информации и размещает этот список на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В соответствии с п. 5 этой же статьи: уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодно не позднее 1 декабря заключает с адвокатской палатой субъекта Российской Федерации соглашение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи. Получается, участие адвокатов в системе бесплатной юридической помощи координируется адвокатской палатой субъекта РФ.

Адвокатская деятельность должна быть осуществлена на основе соглашения между адвокатом и его доверителем. На основе такого же соглашения адвокаты осуществляют и бесплатную юридическую помощь (заключаемого в соответствии со ст. 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу (п. 2 ст. 25).

В ч. 8 ст. 18 Закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» оговорено: адвокатская палата субъекта Российской Федерации направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодный доклад и сводный отчет об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Значит, адвокатская палата при осуществлении данного вида деятельности контролируется органом исполнительной власти субъекта. Хотя адвокатура не входит в систему государственных органов (что может означать партнерские отношения с государством), этот контроль и отнесение адвокатуры к государственной системе бесплатной юридической помощи может быть объяснен и тем, что: «Несмотря на то, что адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления, представляется, что задачи, возложенные на нее, имеют государственное значение и отражают публичный интерес общества» 18 .

Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 10 ст. 18 Закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»).

Хотелось бы отметить, что согласно п. 2.2.5 Отчета Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации за период с апреля 2009 года по апрель 2011 года в гг. ежегодно около 30 тысяч адвокатов принимали участие в оказании гражданам Российской Федерации юридической помощи бесплатно. При осуществлении данной деятельности ими выполненопоручение, в соответствии с которыми дано устных и письменных консультаций по правовым вопросам —и составлено документов правового характера — . Как мне кажется, такие цифры свидетельствуют о хорошем функционировании адвокатуры, как сообщества, оказывающего бесплатную юридическую помощь, но в то же время, одной ее недостаточно.

Оказание бесплатной юридической помощи нотариусами

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», нотариусы (в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи) оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, которые обратились за совершением нотариальных действий, исходя из своих полномочий путем консультирования по вопросам совершения нотариальных действий. Перечень возможностей нотариуса дан в Основах законодательства РФ о нотариате. Согласно ст. 16 нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред. Права и обязанности одинаковы как для нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе, так и для нотариусов, занимающихся частной практикой. В этом случае участие нотариуса в государственной системе бесплатной юридической помощи определяется как его обязанность по разъяснению (чаще всего это устные консультации клиента) порядка и последствий совершения конкретных юридических (нотариальных) действий, за которым и обратился клиент в нотариальную контору.

Очевидно, что бесплатную юридическую помощь нотариус обязан оказывать исключительно гражданам, обратившимся за конкретными нотариальными действиями в нотариальную контору 20 .

Некоторыми авторами отмечается некорректность отнесения нотариусов к государственной системе бесплатной юридической помощи, т.к. нотариальные действия в РФ совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой 21 . Как мне кажется, более корректным было бы отнести нотариусов как к государственной, так и к негосударственной системам (своеобразный орган на стыке двух систем).

Иные органы, которые могут быть отнесены к органам, принимающим участие в государственной системе бесплатной юридической помощи.

Уполномоченный по правам человека

Отдельными юристами отмечается, что к государственной системе бесплатной юридической помощи, помимо вышеназванных органов, могут быть отнесены и некоторые иные.

Например, некоторым кажется непонятным, почему из последней редакции законопроекта «О бесплатной юридической помощи в РФ» была исключена статья, касающаяся полномочий Уполномоченного по правам человека в РФ и уполномоченного по правам человека в субъекте РФ 22 . Согласно ст. 15 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» он рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. В соответствии со ст. 20 ФКЗ Уполномоченный имеет право: принять жалобу к рассмотрению; разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. В ст. 29 определено то, что Уполномоченный вправе сделать по результатам рассмотрения жалобы.

Исходя из указанных полномочий становится понятно, что Уполномоченный по правам человека на безвозмездной основе оказывает гражданам РФ, а также иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, и лицам без гражданства юридическую помощь.

Министерство юстиции РФ

Президентом РФ был подписан Указ 23 , которым внесены изменения в Положение о Министерстве юстиции РФ. В том числе изменения коснулись п. 30.32 Положения: в нем ранее говорилось, что Минюст России координирует деятельность органов и организаций, оказывающих бесплатную юридическую помощь и осуществляющих правовое обеспечение населения. В соответствии с новой редакцией данного пункта полномочия этого министерства стали шире 24 . Теперь в его функции входят:

разработка предложения по вопросам формирования и реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью;

участие в разработке проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, касающихся функционирования и развития систем бесплатной юридической помощи;

принятие меры по обеспечению функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи;

утверждение формы соглашения об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами;

ежегодное публикование в средствах массовой информации доклада о реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью;

разработка и установление единых требований к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи;

ведение списка негосударственных центров бесплатной юридической помощи и размещение его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

некоторые иные функции, указанные в Указе Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 29.12.2012) «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации».

Министерство юстиции РФ является одним из органов, содействующих оказанию бесплатной юридической помощи.

Участники негосударственной системы бесплатной юридической помощи

В Федеральном законе «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» указаны следующие участники данной системы (ч. 2 ст. 22):

юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие);

негосударственный центры бесплатной юридической помощи.

Перечень участников негосударственной системы остается открытым («и другие»).

Эта система бесплатной юридической помощи формируется на добровольных началах.

Оказание бесплатной юридической помощи юридическими клиниками

В соответствии со ст. 23 Закона «О бесплатной юридической помощи в РФ» образовательные учреждения высшего профессионального образования для реализации целей правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи могут создавать юридические клиники. Диспозитивная норма о создании юридических клиник в высших учебных заведениях подзаконными актами Министерства образования и науки РФ, принятыми до вступления в силу данного ФЗ, стала диспозитивной для тех учебных заведений, которые реализуют программы высшего юридического образования 25 .

Юридическая клиника может быть создана как юридическое лицо, если такое право предоставлено образовательному учреждению высшего профессионального образования его учредителем, или структурного подразделения образовательного учреждения высшего профессионального образования (хотя такая возможность напрямую не предусмотрена Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

Порядок создания юридических клиник и порядок их деятельности как участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи определяется Министерством образования и науки РФ. Данное положение федерального закона требует издания указанным Министерством соответствующего подзаконного акта, который пока не принят. Поэтому высшие учебные заведения создают юридические клиники лишь в качестве структурных подразделений.

Юридические клиники оказывают бесплатную юридическую помощь в виде (ч.4 ст.23):

правового консультирования в устной и письменной форме

составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера

Появление в Законе норм о юридических клиниках не нашло однозначной поддержки. Это связано с сомнениями относительно качества оказываемой ими помощи, ведь привлекаться к деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи будут студенты учебных заведений. На мой взгляд, такие сомнения не являются обоснованными, потому что оказание бесплатной юридической помощи лицами, обучающимися по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, происходит под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование (ч. 5 ст. 23).

Негосударственные центры бесплатной юридической помощи

Негосударственные центры бесплатной юридической помощи могут создаваться некоммерческими организациями, адвокатами, адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов РФ, нотариусами, нотариальными палатами. Такой центр может быть создан как юридическое лицо — некоммерческая организация или структурная единица юридического лица. Он может и не являться юридическим лицом (ст. 24 Закона «О бесплатной юридической помощи в РФ»).

Федеральным законом «О некоммерческих организациях» установлено, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (ст. 2). Такими некоммерческими организациями могут быть и центры бесплатной юридической помощи.
Законом «О бесплатной юридической помощи» в ст. 24 предусмотрено, что для создания негосударственного центра бесплатной юридической помощи необходимы помещение для приема граждан; а также лица, имеющие высшее юридическое образование, привлеченные, в том числе по трудовому договору или гражданско-правовому договору.

Виды бесплатной юридической помощи, категории граждан, которые могут ее получить, и перечень правовых вопросов, по которым помощь оказывается, определяются такими центрами самостоятельно. Если это не определено, то в этот центр могут обращаться граждане, указанные в ч. 1 ст. 20 Закона.

Негосударственный центр бесплатной юридической помощи и его учредители в течение десяти дней со дня его создания направляют в территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти уведомление, в котором должны содержаться сведения, список которых установлен ч. 1 ст. 25 Закона. Если такой центр создается как юридическое лицо, порядок его создания и деятельности регламентируется Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ст. 25).

В ст. 27 Закона указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления могут осуществлять поддержку некоммерческих организаций.

В соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» Президент РФ (ст. 9), Правительство РФ (ст. 10), органы прокуратуры РФ (ст. 13), органы местного самоуправления (ст. 14) принимают участие в осуществлении бесплатной юридической помощи.

Источник: http://studfiles.net/preview//page:4/

Published by admin