Как оформить преподавателя оказывающего платные образовательные услуги

Статья на тему: Как организовать платные дополнительный услуги в ОУ


Бесплатная юридическая консультация:

Какими норамивными документами нужно пользоваться при организации платных дополнительных услуг. Для чего нужны дополнительный услуги. Цели и задачи организации дополнительных услуг в ОУ.

Оглавление:

Скачать:

Предварительный просмотр:

Как организовать платные дополнительные услуги в ОУ

Вы хотели бы знать, чем интересуется Ваш ребёнок и выявить его способности как можно раньше?

Дополнительное образование — это особое образовательное пространство, где объективно задаётся множество отношений, расширяются возможности для жизненного самоопределения детей.

ГБОУ ШКОЛА № 460 готова помочь каждому ребенку проявить и раскрыть свои способности, узнать много нового, а также быстрее развиваться и расти здоровым. Занятия в кружках позволят ребёнку раскрыться, а Вам увидеть весь спектр его истинных возможностей и сферу будущих интересов.


Бесплатная юридическая консультация:

В дошкольном возрасте ребенок может посещать сразу несколько кружков, поскольку занятия для малышей не утомительны и построены в игровой форме. Все они направлены на гармоничное развитие личности ребёнка и не требуют от него особых способностей и талантов.

Цель и задачи работы по организации платных образовательных услуг

Цель: создать систему дополнительных платных услуг для обеспечения вариативности образования.
  1. Удовлетворить родительский спрос на дополнительные платные услуги.
  2. Сформировать ресурсное обеспечение; реализовать новые подходы к созданию развивающей среды.
  3. Определить строго дозированные нагрузки на детей; создать безопасные и комфортные условия для проведения платных услуг.
  4. Создать правовую базу и сформировать экономический механизм развития платных услуг.
  5. Расширить возможности финансирования учреждения за счет привлечения денежных средств из незапрещенных источников.
  6. Разработать содержание, совершенствование программ платных услуг для превышения стандарта образования
  7. Удовлетворить потребности детей в занятиях по интересам.
  8. Развивать маркетинговую службу и информационно — рекламное обеспечение платных услуг.
  • Занятия и мероприятия по предоставлению платных услуг.
  • Беседы с родителями и педагогами (индивидуальные и групповые).
  • Консультации для педагогов, осуществляющих платные услуги.
  • Дни открытых дверей с показом.

В настоящее время ведётся подготовка к оказанию дополнительных платных образовательных услуг в ОУ, которую следует осуществлять поэтапно:

  • изучить нормативно-правовую базу;
  • выявить спрос на услуги дополнительного платного образования (далее – ДПО);
  • решить организационные вопросы;
  • разработать пакет документов;
  • определить контрольные мероприятия.

Основу нормативно-правовой базы составляют:

— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»


Бесплатная юридическая консультация:

Статья 101. Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц

1.Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.

2. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам.

3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

— Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013г. №706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»


Бесплатная юридическая консультация:

— а также, ФЗ «О защите прав потребителей», «О некоммерческих организациях», Гражданский Кодекс РФ и другие документы, имеющее отношение к платным услугам в ОУ.

Порядок оказания платных образовательных услуг

Услуга организуется в соответствии с лицензией на образовательную деятельность и уставом Учреждения. ОУ представляет заказчикам полную информацию об Услуге, которая содержит следующие сведения:

  • наименование и юридический адрес ОУ;
  • сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности;
  • уровень и направленность реализуемой дополнительной образовательной программы, формы и сроки её освоения;
  • стоимость дополнительной платной образовательной услуги, порядок её оплаты;
  • договор об оказании платной дополнительной образовательной услуги;
  • режим занятий.

Предоставление платных дополнительных образовательных услуг в ОУ регулируется следующими документами:

  • приказом директора об организации работы по оказанию Услуги;
  • договорами с заказчиками об оказании Услуги;
  • утвержденной в установленном порядке калькуляцией стоимости дополнительной платной услуги;
  • утвержденным графиком оказания платной дополнительной образовательной Услуги;
  • трудовыми договорами с педагогическими работниками.

Ответственный за оказание платной дополнительной образовательной услуги:


Бесплатная юридическая консультация:

  • оформляет договоры с заказчиками на оказание платной услуги;
  • оформляет трудовые отношения с педагогическими работниками, занятыми предоставлением платной дополнительной образовательной услуги;
  • организует контроль за качеством услуг;
  • контролирует правильность хранения документов отчетности, в том числе документов об оплате заказчиками платной услуги, предоставляемой ОУ.

ОУ обеспечивает оказание Услуги в полном объеме, в соответствии с утвержденной дополнительной образовательной программой и условиями договора об оказании платных образовательных услуг. Договор регламентирует условия и сроки получения услуг, порядок расчета, права, обязанности и ответственность сторон.

ОУ обеспечивает создание среды, способствующей обучению и воспитанию. Занятия с детьми проводятся в соответствии с утвержденной рабочей программой. Прием детей производится по заявлению родителей на основании договора. Родители имеют право расторгнуть договор по собственному желанию в любое время на основании письменного заявления. Стоимость устанавливается в соответствии с прейскурантом платных образовательных услуг учреждения на основе утвержденной калькуляции. Родители ежемесячно вносят плату за занятия.

Администрация в обязательном порядке ведёт следующую документацию:

  • список детей группы;
  • табель посещаемости детьми занятий.

В настоящее время, для того чтобы понять, есть ли необходимость в дополнительных образовательных услугах и в каких именно, предстоит провести мониторинг. Выявить спектр предпочтений родителей и дошколят способны опросы и анкетирования. Собрав нужную информацию, мы узнаем, что именно ждут от нас родители.

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/12/28/kak-organizovat-platnye-dopolnitelnyy-uslugi-v-ou


Бесплатная юридическая консультация:

Приказ о доплате за выполнение платных услуг

Ольга [e- Нет, приказ пишется 1 на весь год, где устанавливается сумма каждому работнику. Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления… людмила [e- (У нас например всегда был там) Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления… Ольга [e- Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления… натали nat-a-ly@.. людмила [e-.. « Первая ← Пред.1 След.

Голосование:

Средняя общеобразовательная школа №2

Это, например, ремонт офиса, компьютеризация отдела, перевод иностранной документации и т. п. Такие договоры регулируются гражданским законодательством.

Как оформляется оказание преподавателем платных услуг?

Такой порядок следует из положений статьи 60.2 Трудового кодекса РФ. Популярные вопросы Также, исходя из буквального толкования закона, положения ст. 331 ТК РФ распространяются на лиц, с которыми заключается трудовой договор. Статья 2 ГК РФ дает определение предпринимательской деятельности: предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Как альтернатива Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ допускает осуществление образовательной деятельности предпринимателем.

Доплата за увеличение объема работ

  • Темы:
  • Совмещение
  • Оплата труда
  • Педагоги, медики, работники транспорта и др.

Вопрос Скажите пожалуйста, как нужно правильно оформить трудовые отношения между юридическим лицом и преподавателем при оказании платных образовательных услуг. Ответ Ответ на вопрос: В данном случае следует оформить внутреннее совместительство или совмещение (расширение объема работ).

Для начала отметим, что источник финансирования выплаты заработной платы работников не касается. При этом составляется одно штатное расписание, т.к. ФОТ в Вашей организации будет формироваться из 2-х источников, но, тем не менее, являться единым.

Приказ о доплате за выполнение платных услуг

На основе заключенного соглашения работодателем будет издан приказ о временном исполнении дополнительных обязанностей, с которым сотрудника следует ознакомить под подпись. Ниже представлен образец приказа для доплаты за увеличение объема работы. скачать Вносятся ли данные о дополнительной нагрузке в трудовую книжку? Данные о совмещении профессий, увеличении объема работ, исполнении обязанностей временно отсутствующего сотрудника без освобождения от основной работы в трудовую книжку вносить не требуется. Как происходит доплата? Согласно ч. 2. ст. 151 ТК РФ, величина доплаты за дополнительный труд определяется по соглашению сторон. При определении размера доплаты работодателю необходимо учитывать:


Бесплатная юридическая консультация:

  • содержание и (или) объем допработы (ст.

Источник: http://agnbotulinum.com/prikaz-o-doplate-za-vypolnenie-platnyh-uslug/

Как оформить штатного учителя на предоставление платных услуг?

Добрый день! Возможно ли заключить дополнительное соглашение на предоставление платных образовательных услуг к основному договору с штатным учителем (согласно Постановлению Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. N 41)

или нужно заключать с ним отдельный трудовой договор на оказание платных услуг по совместительству?

Ответы юристов (3)

Добрый день! Согласно п. е ч. 2 Постановление Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. N 41 не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:… педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой. Таким образом, Вам нужно заключить дополнительное соглашение к уже имеющемуся трудовому договору. Новый трудовой договор не нужен

Есть вопрос к юристу?

Наталья, в данном случае, важно кто будет оказывать платные образовательные услуги? Школа или учитель. И какие образовательные услуги. Если школа оказывает платные образовательные услуги, то зачем оформлять учителя, непосредственно оказывающего платные образовательные услуги. Это могут делать учителя школы без дополнительного оформления.

Бесплатная юридическая консультация:

Уточнение клиента

Здравствуйте, Владимир Александрович! Не понятен Ваш ответ. Школа (работодатель) оказывает образовательные услуги посредством учителей (я писала о том, что они в штате по основному месту работы) + эти учителя оказывают ПЛАТНЫЕ образовательные услуги (за пределами своего основного рабочего времени), и соответственно оплата будет не из бюджета, а из средств перечисленных родителями по договору между ними (родителями) и школой, из всего перечисленного выше следует, что школе (работодателю) НЕОБХОДИМО оформить юридические отношения с учителем! но как.

10 Декабря 2016, 19:24

Наталья, я больше не отвечал на вопрос, а уточнял его.

Теперь, поскольку Вы говорите, «эти учителя оказывают ПЛАТНЫЕ образовательные услуги (за пределами своего основного рабочего времени), то это ни как не может быть совмещением (ст. 60.2 ТК РФ — с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса)), а совместительством (ст. 60.1 ТК РФ — работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнениив свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).

Таким образом, Вам с работниками нужно заключать трудовые договора о работе по совместительству.


Бесплатная юридическая консультация:

Вы так и не уточнили какие платные образовательные услуги Вы собираетесь осуществлять! Нужно иметь в виду, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам (ст. 101 ФЗ „Об образовании в РФ“).

Ищете ответ? Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Источник: http://pravoved.ru/question//

Перечень платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, принадлежащими к государственной и коммунальной форме собственности

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

Перечень платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, принадлежащими к государственной и коммунальной форме собственности


Бесплатная юридическая консультация:

Утвержден постановлением от 27 августа 2010 года № 796 (с учетом изменений, последние из которых внесены постановлением от 20 мая 2015 года № 305)

1. В сфере образовательной деятельности:

1) подготовка сверх государственного заказа в рамках лицензионного объема в соответствии с договорами, заключенными с физическими и юридическими лицами, студентов и курсантов невоенных высших учебных заведений гражданской авиации, морского и речного флота (далее — студенты, курсанты), аспирантов и докторантов;

2) обучение студентов, курсантов для получения второго высшего образования, кроме случаев, когда право на бесплатное получение второго высшего образования дано законодательством;

2 1 ) преподавание получателям высшего образования одной или нескольких дисциплин (предметов) на английском и/или другом иностранном языке вместе с преподаванием в соответствии с учебным планом указанной дисциплины (предмета) на государственном языке, кроме случаев, когда такое преподавание предусмотрено учебными планами;


Бесплатная юридическая консультация:

3) подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров, обучение для получения гражданами последипломного образования сверх государственного заказа в рамках лицензионного объема;

3 1 ) проведение специальных курсов, семинаров, тренингов, стажировки, повышение профессиональной компетентности в другой форме, которая не требует получения соответствующей лицензии;

3 2 ) подтверждение квалификации, полученной по результатам неформального профессионального обучения;

3 3 ) сертификация авиационного персонала в соответствии с полученными лицензиями;

4) подготовка квалифицированных рабочих сверх государственного заказа в рамках лицензионного объема, кроме случаев, когда получение образовательного уровня квалифицированного рабочего предусмотрено учебным планом подготовки по образовательно-квалификационному уровню высшего образования;


Бесплатная юридическая консультация:

5) подготовка к вступлению в высшие учебные заведения и к внешнему независимому оцениванию;

5 1 ) проведение Украинским центром оценивания качества образования и его региональными подразделениями:

пробного внешнего независимого оценивания;

внешнего независимого оценивания результатов обучения на определенном образовательном уровне, кроме случаев, когда право на бесплатное прохождение внешнего независимого оценивания предусмотрено законодательством;

6) пункт 6 раздела 1 исключен;


Бесплатная юридическая консультация:

7) пункт 7 раздела 1 исключен;

8) пункт 8 раздела 1 исключен;

9) подготовка и переподготовка, повышение квалификации кадров по заказу центров занятости;

10) обучение студентов, курсантов, аспирантов, докторантов из числа иностранцев, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Украине; лиц, которым предоставлен статус беженца в Украине; лиц, которые нуждаются в дополнительной или временной защите; лиц, которым предоставлен статус заграничного украинца и которые находятся в Украине на законных основаниях; стажировка иностранцев и лиц без гражданства, кроме случаев, когда право на бесплатное получение ими высшего образования предусмотрено законодательством;

11) прием кандидатских экзаменов, издание и распространение авторефератов, диссертаций, стенографирование во время защиты диссертаций, организация, подготовка к защите диссертаций на получение ученой степени доктора философии (кандидата наук) и ее проведение для лиц, которые учатся (учились) в соответствии с договорами, заключенными с физическими или юридическими лицами, в том числе для лиц, которые не учатся (не учились) в соответствующем учебном заведении или научном учреждении (кроме оплаты времени проведения заседания членам специализированного ученого совета и оплаты времени участия в таких заседаниях официальных оппонентов);


Бесплатная юридическая консультация:

12) осуществление научного сопровождения лиц, повышающих квалификацию самостоятельно, и стажировка таких лиц;

13) проведение лекций, консультаций, тренингов, прак­тикумов, занятий другой формы по вопросам науки, техники, права, культуры, искусства, физической культуры, спорта, туризма, краеведения и т. п., подготовки кадров для детского и молодежного туризма;

14) проведение сверх объемов, установленных учебными планами, с выдачей или без выдачи соответствующих документов об образовании тренингов, курсов, занятий в кружках, факультативов, семинаров, практикумов;

15) организация, проведение во внеучебное время (в том числе каникулы, праздничные и выходные дни) мероприятий по образовательному, научному, техническому, художественному, туристическому, экологическому, спортивному, оздоровительному и гуманитарному направлениям, кроме финансируемых за счет средств общего фонда государственного и местных бюджетов;

16) подпункт 16 пункта 1 исключен;


Бесплатная юридическая консультация:

17) обеспечение обмундированием студентов, курсантов и работников высших учебных заведений, уставами которых предусмотрено ношение форменной одежды;

18) обеспечение питанием детей в государственных и коммунальных дошкольных учебных заведениях с частичной оплатой в соответствии с законодательством;

19) содержание воспитанников в интернатных учебных заведениях, общеобразовательных школах и профессионально-технических училищах социальной реабилитации с частичной оплатой в соответствии с законодательством;

20) подпункт 20 пункта 1 исключен;

21) составление библиографических списков для курсовых, дипломных и научных работ, каталогов для личных библиотек, библиотек предприятий, учреждений и организаций, подготовка фактографических, аналитических и библиографических справок;


Бесплатная юридическая консультация:

21 1 ) предоставление доступа к библиотечным фондам для лиц, которые не работают и не учатся в соответствующем заведении (учреждении);

22) пункт 22 раздела 1 исключен;

23) пункт 23 раздела 1 исключен;

24) издание и реализация учебной литературы, методических, научно-методических, научных, научно-технических изданий, печатных средств массовой информации (газеты, журналы, альманахи и т. п.);

24 1 ) разработка, внедрение и сопровождение электронных учебных материалов, курсов дистанционного обу­чения;


Бесплатная юридическая консультация:

25) предоставление услуг организационного характера, связанных с проведением лицензирования, аттестации и аккредитации.

2. В сфере научной и научно-технической деятельности:

1) проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-конструкторских, технологических, поисковых и проектно-поисковых работ;

2) проведение работ по диагностике, стандартизации и сертификации технологических процессов, оборудования и материалов, метрологического обеспечения, технической защиты информации;

3) проведение исследований по развитию отдельных отраслей экономики;


Бесплатная юридическая консультация:

4) проведение научной, научно-технической, других видов экспертиз в установленном законодательством порядке;

5) проектирование, разработка и изготовление экспериментальных образцов и опытных партий материалов, веществ, приборов, оборудования;

6) испытание оборудования, конструкций, изделий, веществ, материалов;

7) проведение консультаций по вопросам научных исследований (в том числе диссертационных), их организации и научного обслуживания;

7 1 ) проведение курсов, консультаций, семинаров, прак­тикумов, тренингов, стажировки;


Бесплатная юридическая консультация:

8) информационно-аналитическое обеспечение научной деятельности;

9) подпункт 9 пункта 2 исключен;

10) обеспечение доступа к локальным и корпоративным компьютерным сетям, Интернету, автоматизированным базам данных и поисковых систем через сегменты локальных и корпоративных сетей;

11) внедрение, производство и реализация опытной, промышленной, научной, научно-технической, инновационной продукции, техники, оборудования, приборов и оборудования, которое изготовлено по собственным технологиям;

12) осуществление операций, связанных с трансфером (передачей) технологий, разработанных за счет средств государственного бюджета;


Бесплатная юридическая консультация:

13) проведение лабораторных анализов и исследований образцов, диагностика инфекционных заболеваний;

14) обеспечение деятельности технологических и научных парков;

15) обеспечение разработки государственных стандартов и технических условий на производство продукции, проведение ее сертификационных испытаний;

16) разработка научно-технической документации;

17) предоставление разрешений (выдача лицензий) на использование объектов права интеллектуальной собственности;

18) проектирование, разработка, настройка, внедрение, тестирование, реализация, модификация, техническая поддержка и сопровождение программного обеспечения (в частности, системного, прикладного, баз данных);

19) организация и проведение научных мероприятий (съездов, семинаров, конференций и т. п.), если это не преду­смотрено учебными планами по подготовке кадров и не относится к деятельности, которая финансируется за счет средств общего фонда государственного и местных бюджетов;

20) разработка компьютерных программ (систем) для обеспечения и организации процессов создания, редактирования, пополнения и управления содержимым веб-сайтов.

3. В сфере международного сотрудничества:

1) предоставление помощи студентам, курсантам из числа иностранцев в получении виз;

2) предоставление организационных, протокольно-информационных, консультационных услуг, услуг по переводу, кроме случаев, когда такие услуги предоставляются лицу, которое работает или учится в учебном заведении (учреждении) и направлено таким учебным заведением (учреждением) на обучение, стажировку или работу за границу за бюджетные средства;

3) подпункт 3 пункта 3 исключен;

4) пункт 4 раздела 3 исключен;

5) подпункт 5 пункта 3 исключен;

6) подпункт 6 пункта 3 исключен;

7) предоставление услуг общеобразовательного учебного заведения I–III ступени «Международная украинская школа», а именно:

обучение лиц, которые временно или постоянно проживают за рубежом и которые не являются гражданами Украины;

проведение по согласию родителей или лиц, которые их заменяют, семестрового и годового оценивания, государственной итоговой аттестации учащихся на территории стран их пребывания;

абзац четвертый подпункту 7 пункта 3 исключен.

4. В сфере здравоохранения, отдыха, досуга, оздоровления, туризма, физической культуры и спорта:

1) обеспечение проживания, отдыха и оздоровления в детско-юношеских, спортивно-оздоровительных лагерях, детских туристических базах, санаториях-профилакториях, пансионатах, на базах туризма и отдыха, в том числе перевозки;

2) проведение групповых и индивидуальных занятий по физической культуре и спорту с использованием соответствующей материально-технической базы учебных заведений, если это не предусмотрено учебными планами и не относится к деятельности, которая финансируется за счет средств общего фонда государственного и местных бюджетов;

3) предоставление напрокат спортивного инвентаря и оборудования, вещей личного пользования, предметов для отдыха, если это не предусмотрено учебными планами и не относится к деятельности, которая финансируется за счет средств общего фонда государственного и местных бюджетов;

4) организация, проведение спортивных, физкультурно-оздоровительных мероприятий (в том числе международных) с использованием соответствующей материально-технической базы учебных заведений, если это не преду­смотрено учебными планами и не относится к деятельности, которая финансируется за счет средств общего фонда государственного и местных бюджетов;

5) обслуживание экскурсионных групп и отдельных посетителей на территориях и в помещениях учебных заведений, учреждений;

6) организация, проведение концертно-зрелищных мероприятий.

5. В сфере бытовых услуг:

1) строительство, ремонт и обустройство жилья, хозяйственно-бытовых сооружений и помещений;

2) ремонт, техническое обслуживание, диагностика, наладка, переоборудование бытовой, компьютерной, телекоммуникационной, периферийной, копировальной, офис­ной техники, технических средств обучения, приборов, оснащения и многофункционального оборудования, фото-, теле-, видео-, аудиооборудование; изготовление, реализация и ремонт металлоизделий;

3) изготовление, реализация и ремонт мебели, бытовых столярных изделий, садово-огородого инвентаря;

4) предоставление услуг, связанных с проведением фото-, кино-, видеосьемки, аудиозаписи, а также производством, обработкой, монтажом кино-, видео-, теле- и аудиопродукции;

5) изготовление, реализация и ремонт обуви, швейных и галантерейных изделий, товаров широкого потребления, собственной сувенирной продукции;

6) предоставление банно-прачечных услуг, услуг химчистки;

7) предоставление во временное пользование предметов культурно-бытового назначения, садово-огородого инвентаря, аудио- и видеотехники, театральных и сценических костюмов, театрального реквизита, инструментов и оборудования, аудио- и видеозаписей, экспозиционного оборудования, видеокомплексов, видеомонтажных студий, фотопавильонов, звуколабораторий, видеопросмотровых аудиторий, других площадей, инвентаря и оборудования, если это не предусмотрено учебным планом и не относится к деятельности, которая финансируется за счет средств общего фонда государственного и местных бюджетов;

8) предоставление парикмахерских услуг;

9) обустройство травяных газонов, элементов ланд­шафтного дизайна, присмотр за ними;

10) создание лесных насаждений, участков зеленого строительства, высаживание саженцев древесных и кустарниковых пород, уход за ними.

6. Пункт 6 исключен.

7. В сфере жилищно-коммунальных услуг:

1) предоставление специально обустроенных* домов и помещений, которые находятся на балансе учебных заведений, для временного проживания;

2) предоставление во время каникул свободных специально обустроенных*

* Специально обустроенные дома и помещения — дома и помещения, которые находятся в должном техническом и санитарно-гигиеническом состоянии и в которых созданы надлежащие условия для проживания и отдыха.

помещений общежитий для временного проживания;

3) предоставление специально обустроенных* помещений общежитий учебных заведений для проживания:

лиц, которые учатся или работают в соответствующем учебном заведении;

абитуриентов соответствующего учебного заведения во время вступительных экзаменов;

лиц, которые направлены в командировку в такие учебные заведения;

лиц, которые учатся в других учебных заведениях и проживают в общежитиях учебного заведения согласно решению его руководителя;

работников других учебных заведений, учреждений и организаций;

4) предоставление гражданам, которые пользуются услугами, указанными в подпунктах 1–3 настоящего пункта, коммунальных услуг, услуг по эксплуатации и хозяйственному обслуживанию домов и помещений;

5) замена сантехнических изделий, газового, электротехнического и другого оборудования:

при повреждении или уничтожении по вине пользователей;

по требованию граждан, которые пользуются услугами, указанными в подпунктах 1–3 настоящего пункта, в установке:

  • улучшенного оборудования;
  • нового оборудования к окончанию срока эксплуатации установленного оборудования, определенного техническими нормативами;

6) предоставление коммунальных услуг пользователям помещений и зданий, которые не находятся на балансе учебных заведений;

7) предоставление по требованию лиц, проживающих в специально обустроенных* домах и помещениях, которые находятся на балансе учебных заведений, услуг по обустройству и содержанию домов и помещений, кроме определенных подпунктом 5 настоящего пункта.

8. Другие услуги:

1) выращивание, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции; сбор, переработка и реализация лекарственных растений;

2) предоставление в аренду зданий, сооружений, отдельных временно свободных помещений и площадей, другого движимого и недвижимого имущества или оборудования, которое временно не используется в образовательной, учебно-воспитательной, учебно-производственной, научной деятельности, в случае когда это не ухудшает социально-бытовых условий лиц, которые учатся или работают в учебном заведении;

3) эксплуатационное и хозяйственное обслуживание помещений, площадей, имущества и оборудования, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

4) предоставление полиграфических и рекламных услуг, реализация собственной печатной продукции, в том числе информационной, рекламной и бланочной (кроме издания и реализации учебной литературы, методических, научно-методических, научных, научно-технических изданий, печатных средств массовой информации (газет, журналов, альманахов и т. п.), издание и размещение на веб-сайтах баннеров и другой рекламной продукции в электронной форме; разработка полиграфического дизайна;

4 1 ) печатание, копирование, сканирование, ламинирование, запись информации на носителе;

5) производство и реализация продукции общественного питания, организация ее потребления;

6) обеспечение оформления аттестатов доцента, профессора, старшего научного сотрудника, свидетельств об окончании аспирантуры, докторантуры, других документов об образовании и ученых званиях, их дубликатов в установленном законодательством порядке;

6 1 ) обеспечение оформления удостоверения о сдаче кандидатских экзаменов выпускниками прошлых лет;

7) обеспечение оформления студенческих и ученических билетов, зачетных книжек лиц, учащихся в соответствии с договорами, заключенными с физическими и юридическим лицами; их дубликатов для всех категорий лиц, которые учатся в соответствующем учебном заведении;

8) обеспечение оформления документов об образовании государственного образца в установленном законодательством порядке;

9) осуществление в пределах полномочий медицинской практики, предоставление ветеринарных услуг, проведение диагностической медицинской и ветеринарной экспертизы;

10) осуществление переплетных, брошюровальных работ;

11) предоставление услуг банковским учреждениям путем размещения на депозитных счетах временно свободных собственных поступлений высших и профессионально-технических учебных заведений в установленном законодательством порядке;

12) осуществление мероприятий, связанных с осуществлением выставочно-ярмарочной деятельности согласно законодательству;

13) осуществление доступа к Интернету, локальным и корпоративным компьютерным сетям, автоматизированным базам данных и поисковым системам, пользование электронной почтой для лиц, которые не работают и не учатся в соответствующем заведении (учреждении);

14) изготовление и реализация продукции учебно-производственных мастерских, подсобных хозяйств, других учебно-производственных, производственных, исследовательских подразделений, изготовленной во внеучебное время и не за счет средств государственного и местного бюджетов, обеспечивающих осуществление образовательной деятельности;

15) изготовление и реализация продукции, изготовленной в результате практического обучения лиц, которые учатся (в частности, рассады, саженцев, сеянцев, семян, лесоматериалов, предметов декоративно-прикладного искусства, фото-, кино-, аудио-, видеопродукции, товаров широкого потребления);

16) предоставление учебно-производственными, производственными, исследовательскими подразделениями услуг, отвечающих профилю подготовки кадров, в частности проведение лесосечных работ, работ по ремонту, возоб­новлению, техническому обслуживанию транспортных средств и технологического оборудования, по обустройству травяных газонов, элементов ландшафтного дизайна, уходу за ними, по созданию лесных насаждений, участков зеленого строительства, высаживанию саженцев древесных и кустарниковых пород, уходу за ними; по обработке земли, уборке урожая, вспомогательных и послеурожайных работ, проведение сельскохозяйственных и промышленных работ с использованием автомобилей, тракторов, других механизмов;

17) предоставление в краткосрочное (сроком до одной недели) пользование физическим, юридическим лицам площадей и/или отдельных помещений, которые временно не используются в образовательной, учебно-воспитательной, учебно-производственной, научной деятельности для проведения образовательных, научных, спортивных, торжественных, культурных и других мероприятий (кроме мероприятий, которые проводятся с религиозной целью, или мероприятий политических партий), а также другого движимого и недвижимого имущества или оборудования в случае, когда это не ухудшает условий обучения или социально-бытовых условий лиц, которые учатся или работают в соответствующем учебном заведении (учреждении);

18) предоставление в краткосрочное (сроком до одного месяца) пользование в соответствии с законодательством мест для базирования, хранения транспортных средств, в частности пристаней, причалов, аэродромов, мест для стоянки автомобилей в случае, когда это не ухудшает условий обучения или социально-бытовых условий лиц, которые учатся или работают в соответствующем учебном заведении (учреждении);

19) перевозка грузов специальными транспортными средствами, включая морские, речные и воздушные суда, а также отдельных пассажиров или организованных групп населения;

20) выполнение погрузочно-разгрузочных работ;

21) обеспечение аэропортового обслуживания воздушных судов, в частности обеспечение авиационной безо­пасности, обслуживание воздушного движения, предоставление в пользование воздушного пространства в зоне ответственности, обеспечение аэронавигационной информацией, метеорологическое, медицинское, поисковое, аварийно-спасательное обеспечение полетов;

22) предоставление метеорологической информации на заказ физических и юридических лиц;

23) выполнение авиационных работ в пределах территории Украины и за рубежом в установленном законодательством порядке;

24) предоставление во временное пользование площадей для хранения оборудования, имущества, горюче-смазочных материалов, других ценностей, принадлежащих другим юридическим или физическим лицам;

25) проведение лабораторных анализов горюче-смазочных материалов в установленном законодательством порядке;

26) проведение испытаний электрического оборудования и электропроводки, поверка приборов учета воды и энергоресурсов, других технических приборов, оборудования и систем в установленном законодательством порядке; проведение работ по контролю качества воды, анализу сточных вод и осадков;

27) проведение работ по проектированию, разработке, монтажу, диагностике, ремонту, наладке и техническому обслуживанию систем видеонаблюдения, внутренней сигнализации, структурированных кабельных систем, телефонных сетей, системы единого времени и звонков в установленном законодательством порядке;

28) разработка, внедрение и обслуживание проектов мультимедийных аудиторий, конференц-залов, Интернет-кафе;

29) предоставление услуг по редактированию, переводу научной, справочной, технической, учебной, учебно-методической, художественной литературы, компьютерного набора, верстки текстов.

Источник: http://buhbudget.com.ua/ru/journal/buhbudget/article/2800

1.1. Платные дополнительные образовательные услуги

В соответствии с п. 4 ст. 50 Закона Российской Федерации «Об об­разовании» обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение дополнительных (в том числе платных) образова­тельных услуг.

Под платными дополнительными образовательными услугами, ока­зываемыми государственными и муниципальными школами, понима­ются образовательные услуги, предоставление которых обучающему­ся не предусмотрено общеобразовательными программами и госу­дарственными образовательными стандартами, финансируемыми из бюджета (ст. 45 Закона РФ «Об образовании»).

Условия оказания платных дополнительных образовательных услуг общеобразовательными учреждениями

Федеральное законодательство устанавливает ряд условий, при на­личии которых государственные и муниципальные образовательныеучреждения вправе оказывать платные дополнительные образователь­ные услуги.

Во-первых, в уставе образовательного учреждения должно быть ука­зано наличие платных образовательных услуг и установлен порядок их предоставления на договорной основе (пп. 5 «ж» п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»).

Типовое положение об общеобразовательном учреждении тре­бует к тому же, чтобы в уставе школы были определены «виды и типы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных» (ч. 2 п. 38). Аналогичное требование содержится и в п. 3 Правил оказа­ния платных образовательных услуг (далее — Правила), утвержден­ных постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (с последующими изменениями и дополнениями)Правила приведены в приложении 1.Данные требова­ния подзаконных актов представляются избыточными и неосуще­ствимыми. Дело в том, что конкретный перечень услуг, оказывае­мых школой, достаточно сильно зависит от конъюнктуры рынка в данной местности, наличия необходимых педагогических кадров и многих других факторов, которые не могут быть известны заранее и крайне изменчивы. Чтобы соблюсти указанные требования и не вно­сить каждый раз изменения в устав школы, рекомендуется указы­вать максимальное количество видов дополнительных образова­тельных услуг, которые может оказывать школа, используя при этом общие обозначения характера таких услуг (например, услуги по обу­чению игре на музыкальных инструментах, в области искусства, по изучению иностранных языков, в спортивных секциях).

Во-вторых, оказание отдельных видов платных дополнительных об­разовательных услуг возможно только при наличии соответствующей лицензии.

Согласно Положению о лицензировании образовательной дея­тельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 не подлежит лицензированию «образова­тельная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семи­наров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квали­фикации». Исходя из буквального толкования указанной нормы мож­но прийти к выводу, что дополнительные образовательные услуги, не сопровождающиеся итоговой аттестацией и выдачей докумен­тов об образовании и (или) квалификации, не подлежат лицензиро­ванию. Соответствующее разъяснение было дано и Министерством образования Российской Федерации в письме от 25 декабря 2002 г. № 31–52–122/31–15 «О лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными уч­реждениями общего образования», которое, однако, не носит нор­мативного характера.

Однако это не совсем так. Пункт 2 Типового положения об общеоб­разовательном учреждении устанавливает в качестве обязательного условия наличие «соответствующей лицензии» при реализации обще­образовательным учреждением дополнительных образовательных программ, хотя очевидно, что такие программы не сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

Закон РФ «Об образовании» прямо требует наличие лицензии в слу­чае, когда общеобразовательные учреждения по договорам и совме­стно с предприятиями, учреждениями, организациями проводят профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг (п. 8 ст. 19).

Требование «наличия лицензии» не означает, что школа должна по­лучить отдельную лицензию на дополнительные образовательные про­граммы и профессиональную подготовку. Такие образовательные про­граммы должны быть указаны в приложении к лицензии школы на осу­ществление образовательной деятельности.

Следует отметить, что прохождение процедуры лицензирования в отношении дополнительных образовательных программ выгодно и для самой школы, поскольку является необходимым условием для получения льготы по налогу на добавленную стоимость при оказа­нии таких услуг (пп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Прак­тика применения налогового законодательства показывает, что если дополнительные образовательные программы, реализуемые шко­лой, не указаны в приложении к лицензии, то такая деятельность будет облагаться НДС. Подробнее об этом см. раздел 1.4

В-третьих, платные образовательные услуги не могут быть оказа­ны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные пу­тем такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Об­разовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суд (п. 3 ст. 45 Закона РФ «Об образовании»). К плат­ным образовательным услугам, предоставляемым государственны­ми и муниципальными образовательными учреждениями, не отно­сятся: снижение установленной наполняемости классов (групп), де­ление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация основных общеобразовательных, общеоб­разовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изуче­нием отдельных предметов, гимназиями, лицеями в соответствии с их статусом; факультативные, индивидуальные и групповые заня­тия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеоб­разовательных программах (п. 4 Правил оказания платных образо­вательных услуг).

Принципы оказания платных дополнительных образовательных услуг Принцип добровольности

Дополнительные образовательные услуги реализуются в целях все­стороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан (п. 1 ст. 26 Закона РФ «Об образовании»). Поэтому должен соблю­даться принцип добровольности предоставления платных дополни­тельных образовательных услуг (ученик имеет право, ноне обязан получать эти услуги). «Отказ потребителя от предлагаемых платныхобразовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных об­разовательных услуг» (ч. 2 п. 5 Правил).

Отдельно следует раскрыть принцип добровольности платных об­разовательных услуг при реализации школой такой формы обучения как экстернат.

При обучении в форме экстерната обучающийся (экстерн) самосто­ятельно (т.е. вне общеобразовательного учреждения, в котором онпроходит аттестацию) осваивает учебные программы, а в общеобра­зовательное учреждение обращается для прохождения промежуточ­ной и итоговой аттестации по установленному графику. Экстерну не может быть отказано в праве пользования библиотекой, посещения лабораторных и практических работ, консультаций перед экзаменом(в пределах двух учебных часов); других мероприятиях, проводимых в общеобразовательном учреждении (п. 2.5 Положения о получении общего образования в форме экстерната, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 23 июня 2000 г. № 1884*). Взима­ние какой-либо платы за указанные услуги в государственных и муни­ципальных образовательных учреждениях не предусматривается. Лю­бые дополнительные учебные занятия, кроме перечисленных выше, в общеобразовательном учреждении, в котором экстерн проходит ат­тестацию, могут проводиться только по его желанию в качестве до­полнительной платной образовательной услуги в соответствии с Пра­вилами и договора между экстерном и учреждением (п. 1.8 Положе­ния о получении общего образования в форме экстерната).

Допуск экстерна к прохождению аттестации при условии посеще­ния курса лекций или иных занятий является грубейшим нарушением законодательства. В случае платности таких занятий данное деяние имеет признаки состава уголовного преступления, предусмотрен­ного ст. 285 Уголовного кодекса РФ. Незаконность подобной прак­тике подчеркивается и в Методических рекомендациях по организа­ции получения общего образования в форме экстерната в общеоб­разовательных учреждениях Российской Федерации (приложение к письму Министерства образования России от 23 января 2002 г. № 03–51–16ин/13–03).

Принцип полноты информации

Платные дополнительные образовательные услуги оказываются шко­лой на договорной основе.

До заключения договора школа обязана предоставить потребителю (родителям, имеющим намерение заказать услуги для своих детей, и самим обучающимся) достоверную информацию о себе и оказывае­мых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их пра­вильного выбора (п. 7 Правил). До потребителя (в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте) доводится информа­ция, содержащая следующие сведения (п. 8 Правил):

— наименование и место нахождения (адрес) школы, сведения о на­личии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регист­рационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;

— уровень и направленность реализуемых дополнительных образо­вательных программ, формы и сроки их освоения;

— перечень дополнительных образовательных услуг, порядок их пре­доставления;

— стоимость образовательных услуг и порядок их оплаты;

— форма документа, выдаваемого по окончании обучения. Очевидно, что последнее требование об ознакомлении с формой

документа, выдаваемого по окончании обучения, для школы, оказыва­ющей платные дополнительные образовательные услуги, не всегда приемлемо по причине того, что какие-либо документы часто просто не выдаются, например, при оказании услуг по репетиторству, услуг спортивных секций и т.д. С другой стороны, при оказании услуг про­фессиональной подготовки требование об ознакомлении потребите­ля с формой документа вполне обоснованно.

Кроме перечисленных сведений, с которыми необходимо ознако­мить потребителя, Правила оказания платных образовательных услуг говорят о порядке приема и требованиях к поступающим (пп. «д» п. 8). Указанное требование относится в большей степени к образователь­ным учреждениям профессионального образования, поступление в которые осуществляется в конкурсном порядке. В отношении школ,оказывающих дополнительные платные образовательные услуги, мож­но говорить о необходимости указать возрастные и образовательные требования к обучающимся. Например, если мы говорим о спортив­ной секции, то указываем, что упражнения рассчитаны на детей тако­го-то возраста, а при введении курса экономики указываем, что учеб­ная программа рассчитана на обучающихся таких-то классов или сту­пени общего образования.

Школа обязана также предоставить для ознакомления по требова­нию потребителя (п. 10 Правил):

а)устав государственного или муниципального общеобразователь­ного учреждения, положение о филиале, отделении, другом террито­риально обособленном структурном подразделении государственно­ го или муниципального общеобразовательного учреждения;

б) лицензию на осуществление образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательно­го процесса;

в)адрес и телефон учредителя (учредителей) государственного или муниципального общеобразовательного учреждения, органа управ­ления образованием;

г) образцы договоров оказания платных дополнительных образова­тельных услуг;

д) образовательные программы, стоимость образовательных услуг, по которым включается в основную плату по договору;

е) перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании плат­ных дополнительных образовательных, услуг, в соответствии с феде­ральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Школа обязана сообщать потребителю по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей образовательной услуге све­дения.

Информация должна доводиться до потребителя на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Заключение договора оказания платных дополнительных образовательных услуг

Сторонами договора оказания платных дополнительных образова­тельных услуг согласно п. 2 Правил являются исполнитель — сама шко­ла и потребитель — «организация или гражданин, имеющие намере­ние заказать, либо заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образователь­ные услуги лично». Как видим, под указанную категорию «потребите­ля» попадают как родители (законные представители) несовершенно­летних обучающихся, так и сам обучающийся (вне зависимости от до­стижения совершеннолетия) в качестве лица, «получающее образова­тельные услуги лично».

В Примерной форме договора об оказании платных дополнитель­ных образовательных услуг государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями, утвержденной приказом Министерства образования РФ от 10 июля 2003 г. № 2994* (да­лее — Примерная форма), в качестве сторон договора указываются исполнитель, заказчик и потребитель. В качестве заказчика высту­пают родители (законные представители) обучающегося, а в каче­стве потребителя — сам несовершеннолетний обучающийся, дос­тигший 14-летнего возраста. При этом заказчик и потребитель вы­ступают как одна сторона договора, что вызывает обоснованные сомнения. Ведь согласно п. 3 ст. 154 и п. 1 ст. 420 ГК РФ догово­ром признается соглашение двух или нескольких лиц, которые и являются сторонами договора. В нашем случае речь идет о согла­шении, в котором участвуют три лица: исполнитель — школа, заказ­чик — родитель (законный представитель) и потребитель — обучающийся, достигший 14-летнего возраста, устанавливающем права и обязанности для каждой из сторон. На наш взгляд, в данном слу­чае договор является не двухсторонним, как следует из текста При­мерной формы, а многосторонним. При этом, исходя из того, что несовершеннолетние в возрасте с 14 до 18 лет заключают сделки с письменного согласия своих родителей (законных представителей) (ст. 26 ГК РФ), можно полагать, что родители дают такое согласие, когда сами подписывают договор от собственного имени.

Малолетние (дети, не достигшие 14 лет) в Примерной форме не вклю­чаются в субъектный состав сторон договора. Это связано с положе­нием п. 1 ст. 28 ГК РФ, в соответствии с которым за малолетних сдел­ки совершают от их имени только их родители, усыновители или опе­куны. Таким образом, малолетний не может быть стороной в догово­ре, а является третьим лицом, в пользу которого заключен договор.

В разделе 1 Примерной формы при определении предмета догово­ра, т.е. совокупности действий, которые должна совершить одна сто­рона в пользу другой стороны, не упоминается потребитель, хотя оче­видно, что оказание услуг именно в отношении него, а не заказчикасоставляет предмет договора оказания платных образовательных ус­луг. Особенно это важно для договора, который заключается в отно­шении малолетних потребителей, так как в противном случае использу­емый в дальнейшем по тексту договора термин «потребитель» остает­ся нераскрытым.

Поэтому, на наш взгляд, необходимо дополнить раздел 1 Пример­ной формы указанием на то, что исполнитель предоставляет услуги именно потребителю, который указан в качестве стороны договора. А при заключении договора в отношении малолетнего указать в пред­мете договора, что услуги оказываются в отношении такого-то ребен­ка (фамилия, имя, отчество, возраст и т.д.), именуемого в дальней­шем «Потребитель».

В настоящем разделе книги, если это не оговаривается особо, используются термины «заказчик» — в отношении родителей несо­вершеннолетних обучающихся, заказывающих услуги для своих де­тей, и «потребитель» — в отношении всех несовершеннолетних обу­чающихся.

Порядок заключения договора оказания платных образователь­ных услуг имеет много общего с заключением публичного договора, урегулированного ст. 426 Гражданского кодекса РФ. Разница заключается в том, что согласно Гражданскому кодексу РФ испол­нителем по публичному договору выступает коммерческая органи­зация, а школа ею не является. Так же как и при заключении публич­ного договора, школа обязана заключить договор оказания плат­ных дополнительных образовательных услуг при наличии возмож­ности оказать запрашиваемую потребителем образовательную ус­лугу. Школа не вправе оказывать предпочтение одному потребите­лю перед другим в отношении заключения договора, кроме случа­ев, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами (п. 13 Правил оказания платных образовательных услуг). По этой причине Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства считает противоречащими зако­ну положения некоторых договоров оказания платных образователь­ных услуг об установлении рассрочки платы за обучение, скидок в «индивидуальном порядке»*. Если школа имеет намерение устано­вить какие-либо скидки для отдельных категорий обучающихся, то критерии и размеры скидок должны быть четко определены в ло­кальном акте школы, определяющем стоимость дополнительныхплатных образовательных услуг, и применяться ко всем обучающим­ся, подходящим под установленные школой критерии.

Форма и содержание договора оказания платных дополнительных образовательных услуг

Договор заключается в письменной форме в двух экземплярах (по одному для каждой из сторон). В Примерной форме договора об ока­зании платных дополнительных образовательных услуг государствен­ными и муниципальными общеобразовательными учреждениями го­ворится о составлении договора в двух экземплярах и в том случае, когда несовершеннолетний, достигший 14-летнего возраста, высту­пает в качестве стороны договора.

Согласно п. 14 Правил договор должен содержать следующие све­дения:

а) наименование государственного или муниципального общеобразовательного учреждения — исполнителя и место его нахождения (юридический адрес);

б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;

в)сроки оказания образовательных услуг;

г) уровень и направленность дополнительных образовательных про­грамм, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и поря­док оплаты;

д) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг;

е) должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего до­ говор от имени школы, его подпись, а также подпись потребителя, т.е., по терминологии Примерной формы договора, подпись заказчика и потребителя, достигшего 14-летнего возраста.

От имени школы договор подписывается директором либо иным лицом, которому директор школы передал полномочия заключать и подписывать такие договоры по доверенности.

Согласно ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор считается зак­люченным, если между сторонами в требуемой форме (в нашем слу­чае в письменной форме) достигнуто соглашение по всем существен­ным условиям договора. К существенным условиям относятся усло­вия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоровданного вида, а также все те условия, относительно которых по заяв­лению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, перечисленные в пп. «а» — «г» п. 14 Правил усло­вия договора представляют собой минимальные требования, согла­сование и оформление которых является условием его заключения. Кроме этого, стороны имеют право предложить согласовать и вклю­чить в договор любое другое условие, которое считают необходи­мым (об этом говорится и в пп. «д» п. 14 Правил). Соответственно в таком случае договор будет считаться заключенным с момента со­гласования и оформления предложенного сторонами условия дого­вора.

Модели договоров оказания платных дополнительных образователь­ных услуг в отношении несовершеннолетних обучающихся, достигших четырнадцатилетнего возраста и, соответственно, не достигших тако­го возраста приведены в приложениях 3 и 4.

Установление стоимости оказываемых образовательных услуг

Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре опреде­ляется по соглашению между школой и потребителем. На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может бытьсоставлена смета. Составление такой сметы по требованию потреби­теля или исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора (п. 18 и 19 Правил).

Органами местного самоуправления предоставлено право регу­лирования цен на услуги, оказываемые муниципальными образова­тельными учреждениями, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 17 Феде­рального закона «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, чем они зачастую и пользуются. Не будем вдаваться в юридические споры по поводу данного полномочия органов мест­ного самоуправления, заметим лишь, что в этом вопросе присут­ствует коллизия и с частью второй п. 1 ст. 424 Гражданского кодек­са Российской Федерации, согласно которой «в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регули­руемые уполномоченными на то государственными органами». А ведь органы местного самоуправления к государственным органам не относятся. Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рын­ке Российской Федерации осуществляют Правительство Российс­кой Федерации и федеральные органы исполнительной власти, ут­вержден постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239. Регулирование цен на образовательные услуги данным Пе­речнем не предусмотрено.

Published by admin