Муниципальные учреждения здравоохранения это

geolike.ru


Бесплатная юридическая консультация:

Система здравоохранения на муниципальном уровне

Одной из важнейших задач, стоящих перед местным самоуправлением, является создание условий для обеспечения жизненно важных потребностей и законных интересов населения, проведение мер по социальной защите населения.

Оглавление:

Деятельность муниципальной системы здравоохранения как раз и направлена на удовлетворение жизненно важной потребности человека в медицинской помощи.

Из данной задачи вытекают функции, основные направления деятельности местного самоуправления в сфере здравоохранения: владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью (имуществом муниципальных учреждений здравоохранения), содержание муниципальных учреждений здравоохранения, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета (в том числе расходов на здравоохранение), комплексное социально-экономическое развитие территории муниципального образования, включая развитие муниципальных учреждений здравоохранения.[29]

Ряд организаций, в том числе учреждений здравоохранения, расположенных на территории муниципального образования, находится в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности данных организаций, регулируют цены и тарифы на их услуги, утверждают уставы, назначают и увольняют руководителей, заслушивают отчеты об их деятельности. Взаимоотношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров. Органы местного самоуправления вправе координировать их участие в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.

Важнейшей чертой местного самоуправления в Российской Федерации является собственная ответственность муниципальных образований. Практическое значение категории «под свою ответственность» состоит в том, что государство в определенном смысле дистанцируется от последствий, являющихся результатом самостоятельных действий муниципальных образований, т.е. бремя последствий за решение вопросов, принятых к собственному ведению, ложится в полной мере на местное самоуправление. Вот почему многое зависит от четкости разделения государственных и местных функций, от того, насколько реален круг вопросов местного значения[30].


Бесплатная юридическая консультация:

Серьезной проблемой при реализации полномочий местного самоуправления является недостаточность источников формирования местного бюджета. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.[31].

Доходная часть местного бюджета должна содержать необходимый объем средств для финансирования минимальных расходов на решение задач местного значения. Действующим законодательством доминирующие в государстве источники доходов исключены из системы местных доходов, что приводит к недостаточности средств в муниципальных бюджетах, а принцип финансовой самостоятельности (самостоятельности бюджетов в системе местного самоуправления) не может быть реализован в полном объеме.

О необходимости перевода отечественного здравоохранения на одноканальное финансирование говорят сегодня все более и более настойчиво. Раньше все потоки средств распределялись на несколько частей. Клиники обеспечивались как из бюджетов разных уровней, так и из средств фондов обязательного медицинского страхования. Теперь все деньги на деятельность больниц в полном объеме идут через обязательное медицинское страхование.

При этом первичное медицинское звено — поликлиники — становится независимым от стационаров. Переход на данную систему финансирования означает уход от сметного принципа обеспечения здравоохранения.

Таким образом, казалось бы ситуация очевидна: курс определен и надо по нему двигаться. Между тем можно предположить, что в настоящих условиях гораздо больше оснований рассматривать тему скорейшего перевода российского здравоохранения на одноканальное финансирование как некий необоснованный шаг, чем серьезно мотивированный проект.


Бесплатная юридическая консультация:

Любые масштабные меры по реорганизации сферы охраны здоровья населения должны быть многократно предварительно просчитаны, научно и финансово обоснованы[32].

Именно, исходя из этой позиции, ряд исследователей озвучивают свой взгляд на подходы к введению одноканального финансирования.

Вопрос о цели перевода отрасли на одноканальное финансирование является принципиальным. При этом указанная цель должна быть проста и понятна как для врачей, так и для пациентов. Без этого невозможны объективная оценка эффективности или неэффективности предлагаемых проектов и вовремя скорректированное движение вперед. Для выбора цели предлагаем два возможных варианта.

Первый — модернизация финансового обеспечения отрасли.

Второй — повышение качества и доступности медицинской помощи для населения.


Бесплатная юридическая консультация:

Это принципиально разные цели, так как достижение каждой их них предполагает выполнение оценки ее достижения на основе совершенно разных критериев. Очевидно, что второй вариант четко отражает интересы нашего общества, а первый – общая задача.

Определившись с целью, формулируются задачи, которые необходимо решить для того, чтобы перейти на одноканальное финансирование:

1. Увеличить объемы финансирования здравоохранения, ликвидировав дефицит Программы государственных гарантий по обеспечению населения Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

2. Отработать механизмы оплаты медицинской помощи, способствующие повышению ее качества и доступности.

3. Отработать механизмы оплаты труда медицинского персонала, обеспечивающие его заинтересованность в повышении качества и доступности оказываемой медицинской помощи.


Бесплатная юридическая консультация:

4. Восстановить управляемость отраслью на основе единых организационных и финансовых принципов[33].

Еще одной немаловажной проблемой муниципального здравоохранения является недостаток кадров. Понятно, что без решения кадрового вопроса в первичном звене, реформу в здравоохранении провести невозможно. Для привлечения людей, надо создать оптимальные условия.

Чтобы пригласить на работу молодых специалистов, врачей из других городов и регионов нужно предоставить жилье, хотя бы служебное. Муниципалитет эту проблему решить не в состоянии.

При исследовании проблем кадрового обеспечения муниципальной системы здравоохранения нельзя обойти вниманием низкую социальную защищенность медицинских работников. Установленные законодателем гарантии являются явно недостаточными. Представляется целесообразным закрепить следующие льготы работникам здравоохранения:

— бесплатный проезд на общественном транспорте для работников поликлиник, обслуживающих больных на дому;


Бесплатная юридическая консультация:

— право на пользование не реже чем через каждые 10 лет непрерывной врачебной работы длительным отпуском сроком до одного года.

Данную проблему каждый регион старается решить собственными силами, разрабатываются муниципальные целевые программы по привлечению молодых специалистов из других регионов.

Совершенствование системы здравоохранения — одно из коренных условий успешной реализации стратегии социально-экономического развития страны, а состояние здоровья населения — важнейшая цель этого развитии.

Основными управляемыми объектами муниципальной системы здравоохранения являются муниципальные медицинские учреждения.

Они как некоммерческие организации, во-первых, призваны выполнять социально-культурные функции, во-вторых, они не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Несмотря на это муниципальные медицинские учреждения могут осуществлять и направленную на получение прибыли предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.


Бесплатная юридическая консультация:

В рамках муниципальной системы здравоохранения наряду с муниципальными медицинскими учреждениями функционируют и негосударственные (частные) медицинские учреждения. Особенностью их статуса является то, что влияние на них со стороны органов местного самоуправления ограничено. Они не управляют, а регулируют отдельные стороны деятельности (регистрируют, лицензируют, осуществляют нормативное регулирование, санитарно-эпидемиологический надзор и т.д.).

Центральное место в общем правовом статусе муниципальных медицинских учреждений занимает их административно-правовой статус. Именно нормы административного права придают правовую определенность и осуществляют правовое обеспечение управления деятельностью муниципального медицинского учреждения.

Административно-правовой статус медицинского учреждения можно сформулировать как установленное нормами административного права положение медицинского учреждения, т.е. его способность в пределах административной правосубъектности самостоятельно решать свойственные данному медицинскому учреждению цели и задачи, осуществлять необходимые для этого функции, быть участником правоотношений, регулируемых нормами административного права[34].

В процессе исследования административно-правового статуса муниципальных медицинских учреждений было выявлено отсутствие единого нормативного акта, регламентирующего деятельность медучреждений. Многочисленные нормативные акты не содержат норм, которые бы комплексно определяли все элементы административно-правового статуса, поэтому представляется необходимым разработать и принять Федеральный закон «Об основах организации и деятельности медицинских учреждений».

Следует отметить, что муниципальная служба в муниципальных органах управления здравоохранением по своему содержанию аналогична государственной службе, имеющей место в государственных органах управления здравоохранением или иных органах исполнительной власти. Это обусловлено единством параметров федеральной государственной службы, государственной службы субъектов РФ и муниципальной службы, закрепленных в законодательстве[35].

Бесплатная юридическая консультация:

Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяются Федеральным законом от 7 февраля 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации», а так же уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Деятельность муниципальных служащих в области здравоохранения обладает определенной спецификой, зависящей от целей, задач и функций муниципального управления здравоохранением. Представляется, что проблемы муниципальной службы в указанной сфере можно подразделить на общие и «профессиональные».

К общим проблемам относятся:

1) оценка деятельности персонала управления и эффективность проведения аттестаций;

2) совершенствование профессиональной компетентности муниципальных служащих;


Бесплатная юридическая консультация:

3) планирование должностного роста персонала управления и индивидуальной карьеры каждого муниципального служащего (формирование резерва кадров, проведение конкурсов как профессионального отбора кандидатов на муниципальные должности);

4) осуществление непрерывного образования муниципальных служащих;

5) совершенствование оплаты труда муниципальных служащих.

В качестве «профессиональных» проблем муниципальной службы следует выделить такие, как:

1) огромная интенсивность труда отдельных подразделений;


Бесплатная юридическая консультация:

2) наличие психологических и эмоциональных нагрузок, обусловленных постоянным общением с лицами, страдающими определенными заболеваниями, престарелыми, инвалидами;

3) недостаточное финансирование муниципальных программ социального развития, препятствующее нормальному функционированию муниципального управления;

4) недостаточность материальной и научно-методической базы деятельности.

Ожидаемый результат масштабных планов переустройства отечественного здравоохранения в интересах общественного и отраслевого развития может быть достигнут не столько посредством предлагаемых к реализации организационно-структурных и юридически оформленных преобразований, сколько за счет человеческого фактора, базисной основой которого является личность руководителя, видящего перспективы, понимающего поставленные цели и задачи, умеющего их реализовывать, глубоко заинтересованного в результатах деятельности и непрерывном самосовершенствовании.

Важнейшим вопросом текущего момента является кадровое обеспечение новых организационно-правовых форм, при которых приоритетными становятся творческая инициатива, управленческие умения и навыки. Эффективность функционирования организации в условиях рынка существенным образом зависит от того, насколько продуманными и сбалансированными окажутся стратегии развития медицинской организации и управления персоналом с учетом имеющихся ресурсов, компетенций медицинского персонала, предприимчивости руководителя.


Бесплатная юридическая консультация:

Накопившийся за последние годы опыт реализации концептуальных подходов и планов реформирования здравоохранения свидетельствует о недостаточном внимании к одному из важнейших факторов внутриотраслевой эффективности – кадровому потенциалу руководителей муниципального уровня[36].

Расплывчатое представление о востребованном в перспективе профессионально-личностном образе медицинского работника, осуществляющего управленческие функции, отсутствие мотивации к активному изменению традиционных, зачастую откровенно устаревших методов кадровой работы становится тормозом вывода отрасли из сложившейся ситуации. [37]

Преобразования, происходящие в области управления других сфер общественной жизни, не встречают пока должной заинтересованности у тех, кто ответственен за сохранение и укрепление здоровья нынешних и будущих поколений российских граждан, не оказывают необходимого влияния на совершенствование технологий и механизмов управления кадровым потенциалом, качественные характеристики которого далеки от параметров, необходимых для принципиального улучшения системы оказания медицинской помощи. Укоренившийся в кадровой работе механистический подход затрудняет реагирование на происходящие в здравоохранении перемены, меняющиеся приоритеты.

Совершенствование системы управления кадровым потенциалом должно идти в направлении рационального планирования подготовки и распределения кадров, с акцентом на формировании руководителя нового типа, способного успешно работать в новом организационно-правовом формате. Требуется более широкое и гибкое использование мотивационных механизмов и методов социальной защиты работников, ориентация на потребителя медицинской помощи и услуг с тем, чтобы обеспечить органы и учреждения здравоохранения персоналом, способным на высоком профессиональном уровне решать задачи охраны и укрепления здоровья граждан, перспективного развития отрасли, отвечающего потребностям и растущим запросам населения.

Такой специалист, в принципе, сегодня должен владеть пониманием проблем общественного здоровья как важнейшей социально-экономической категории; четко представлять организационно-функциональную модель системы здравоохранения; знать основы методологии обеспечения качества и эффективности медицинской помощи, а соответственно и эффективности деятельности всей системы.[38]

На практике же большинство руководителей — в прошлом, как правило, лечащие врачи или, реже, санитарные врачи, замечательные, опытные клиницисты, которые волею судеб оказались в управленческом кресле. И если их не научили науке управления раньше, в учебном заведении, то все приходиться постигать методом проб и ошибок. Существует, конечно, система последипломного образования, курсы усовершенствования и повышения квалификации, но могут ли они в полной мере ликвидировать имеющиеся пробелы, неизвестно.


Бесплатная юридическая консультация:

Подведя итог вышесказанному, можно сделать некоторый вывод. Здравоохранение является одним из важнейших подразделений социальной инфраструктуры муниципального образования. Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения предполагает структурные преобразования в системе здравоохранения, предусматривающие:

– новые подходы к принятию политических решений и формированию бюджетов всех уровней с учетом приоритетности задач охраны здоровья населения;

– формирование новой нормативно-правовой базы деятельности учреждений здравоохранения в условиях рыночной экономики;

– приоритетность в системе здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения, угроз возникновения эпидемий;

– защиту прав пациента на получение своевременной и качественной медицинской помощи как исходное условие формирования здорового образа жизни;


Бесплатная юридическая консультация:

— разработку программ и проектов по привлечению специалистов здравоохранения в регионы, где существует проблема нехватки кадров, а также создание четкой системы критериев отбора медицинских работников на руководящие должности в сфере здравоохранения.

Источник: http://geolike.ru/page/gl_7153.htm

newinspire

Система, типы и виды учреждений здравоохранения

Система учреждений здравоохранения состоит из трех типов учреждений здравоохранения :

— учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы;

Каждый тип состоит из нескольких видов учреждений здравоохранения .


Бесплатная юридическая консультация:

К лечебно-профилактическим учреждениям относятся:

1) больничные учреждения (областные, краевые, республиканские, окружные, районные, участковые больницы; госпитали, медико-санитарные части, специализированные больницы — инфекционные, туберкулезные, психоневрологические и др.; центры — наркологический реабилитационный, восстановительной терапии, профессиональной патологии и др.);

2) учреждения здравоохранения особого типа (бюро судебно-медицинской экспертизы, бюро медицинской статистики, патологоанатомическое бюро; лепрозории; хосписы; центры медицины катастроф — федеральные, региональные, территориальные; центры медицинской профилактики и др.);

3) диспансеры (врачебно-физкультурные, онкологические, психоневрологические, противотуберкулезные и т.д.);

4) амбулаторно-поликлинические учреждения (городские, районные поликлиники; детские поликлиники; специализированные поликлиники — консультативно-диагностические, стоматологические, физиотерапевтические; фельдшерско-акушерские пункты; центры — диагностические, восстановительного лечения для детей, лечебной физкультуры и спортивной медицины и др.; амбулатории, лечебницы);

5) учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови (станции переливания крови, скорой медицинской помощи);


Бесплатная юридическая консультация:

6) учреждения охраны материнства и детства (дома ребенка, женские консультации, молочные кухни, родильные дома и др.);

7) санаторно-курортные учреждения (бальнеологические лечебницы, грязелечебницы, курортные поликлиники, санатории (курорт), санатории-профилактории, детские санатории, санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия и др.);

8) клиники (клиники высшего медицинского образовательного учреждения, клиники медицинской научной организации).

К учреждениям государственной санитарно-эпидемиологической службы относятся:

1) санитарно-эпидемиологические учреждения (дезинфекционные станции, противочумные центры (станции), центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, городах и районах, административных округах и районах в городе и другие);


Бесплатная юридическая консультация:

2) учреждения профилактической медицины (Центр гигиенического образования населения в Москве и др.).

К аптечным учреждениям относятся аптеки лечебно-профилактических учреждений, медицинские склады, контрольно-аналитическая лаборатория, центр контроля качества и сертификации лекарственных средств.

В структуру здравоохранения как комплексной социально-культурной отрасли и объекта государственного управления входят также ведомственные учреждения здравоохранения (Министерства обороны РФ, МВД РФ, Министерства путей сообщения РФ, Министерства юстиции РФ и некоторых других министерств и ведомств), полностью аналогичные рассмотренным типам и видам учреждений здравоохранения.

Источник: http://newinspire.ru/l/3/33/816-sistema-tipy-i-vidy

16.Государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения. Их характеристика.

К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения РФ, министерства здравоохранения субъектов Российской Федерации, государственные органы санитарно-эпидемиологического надзора, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики, выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки.


Бесплатная юридическая консультация:

К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные медицинские учреждения.

Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

В частную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.

17.Психическое здоровье и психическое заболевание: качественное различие, основные критерии. Факторы риска нарушений психического здоровья и развития психических заболеваний.

психическое здоровье – одна из составляющих общего здоровья человека. Под психическим здоровьем понимают такое состояние индивида, которое характеризуется целостностью и согласованностью всех психических процессов и функций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способностью к целенаправленной деятельности, интеллектуальному и личностному развитию, а также адекватные формы поведения.

Психическое заболевание рассматривается в 3 аспектах: Отсутствие здоровья Наличие страдания Патологический процесс, имеющий соматическую, либо психическую форму.


Бесплатная юридическая консультация:

Уровень психического здоровья зависит от взаимодействия факторов, которые подразделяются на предрасполагающие, провоцирующие и поддерживающие.

Предрасполагающие факторы усиливают восприимчивость человека к психическому заболеванию и повышают вероятность его развития при воздействии провоцирующих факторов. Предрасполагающие факторы могут быть генетически обусловленными, биологическими, психологическими и социальными.

К биологическим факторам, повышающим риск возникновения психического расстройства или заболевания, относятся возраст, пол, физическое здоровье.

Возраст. В определенные возрастные периоды личность становится более уязвимой при стрессовых ситуациях.

В целом, пик заболеваемости типичными психическими расстройствами приходится на средний возраст. Возраст не только влияет на частоту развития психических расстройств, но и придает своеобразную «возрастную» окраску их проявлениям. Психические расстройства старческого возраста (бред, галлюцинации) часто отражают переживания бытового характера — ущерба, отравления, воздействия и всевозможных ухищрений с целью «избавиться от них, стариков».


Бесплатная юридическая консультация:

К социальным факторам, влияющим на психическое здоровье, можно отнести проблемы, связанные с работой, жильем, неудовлетворенность социальным положением, социальные катастрофы и войны. Депрессии чаще возникают у представителей среднего и низших социальных слоев, где больше довлеет груз жизненных событий и обстоятельств. Депрессия нередко развивается у лиц, потерявших работу.

К физическим факторам относятся соматические заболевания и травмы. В то же время физическое повреждение и заболевание может носить характер психологической травмы и вызвать психическое заболевание (невроз).

Поддерживающие факторы. От них зависит длительность заболевания после его начала. При планировании лечения и социальной работы с больным особенно важно уделить им должное внимание. Когда первоначальные предрасполагающие и провоцирующие факторы уже прекратили свое воздействие, поддерживающие факторы существуют и могут поддаваться коррекции.

Источник: http://studfiles.net/preview//page:13/

Основные типы учреждений здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социально­го развития РФ от 7 октября 2005 г. № 627 утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Сегодня наименования всех учреждений здравоохранения должны соответствовать дан­ной Номенклатуре.


Бесплатная юридическая консультация:

Единая номенклатура включает в себя четыре типа учреждений здравоохранения:

• учреждения особого типа;

• учреждения по надзору в сфере защиты прав потре­бителей и благополучия человека;

К лечебно-профилактическим учреждениям относятся:

1) больничные учреждения;

2) диспансеры: онкологический, туберкулезный и т.д.;

3) амбулаторно-поликлинические учреждения;

4) центры, в том числе научно-практические;

5) учреждения скорой медицинской помощи;

6) учреждения охраны материнства и детства;

7) санаторно-курортные учреждения.

Клиническими учреждениями являются лечебно-про­филактические учреждения (больницы, диспансеры, родиль­ные дома и другие учреждения), используемые с целью преподавания высшими медицинскими образовательными учреждениями (факультетами) или в научных целях меди­цинскими научными организациями.

Больницы. Различают следующие виды больниц: участ­ковая, районная, городская (в том числе детская), и другие виды. Больничные учреждения предназначены для лечения пациентов в условиях стационара (от лат. Stationarius – стоящий, неподвижный). Больницы могут иметь в своём составе поликлинику (амбулаторию). Здесь оказыва­ется экстренная медицинская помощь, а также помощь паци­ентам, которым необходимо постоянное наблюдение или применение методов лечения, невозможных или затрудни­тельных в амбулаторных условиях — на дому или в поликли­нике (операции, частые внутривенные, внутримышечные и другие инъекции и другие манипуляции).

Различают монопрофильные (специализированные) стационары, предназначенные для лечения пациентов с каким-либо одним заболеванием (например, туберкулезом) и мно­гопрофильные — это больницы, в состав ,которых входят различные отделения (например, хирургические, неврологичес­кие, терапевтические и др.).

В структуру стационара обычно входят приемное отделение, лечебно-диагностические, лечебные отделения, аптека, пищеблок и др. Функциональные обязанности медицинской сестры в стационаре зависят от профиля отделения и специфики ее работы в нем (медицинская сестра приемного отделения, хирургического отделения, процедурного кабинета, палатная медицинская сестра и т. д.).

Специализированные больницы, в том числе и восста­новительного лечения, гинекологическая, гериатрическая, инфекционная, наркологическая, онкологическая, офталь­мологическая, психоневрологическая, психиатрии-ческая, туберкулёзная.

Госпиталь — (от лат. hospitalis, гостеприимный) ме­дицинское учреждение, предназначенное для оказания ме­дицинской помощи военнослужащим. В ряде стран госпи­талями называют также гражданские медицинские учреж­дения.

Лечебно-профилактические учреждения поликлиниче­ского типа это поликлиники и амбулатории.

Поликлиника — многопрофильное лечебно-профилактиче­ское учреждение, предназначенное для оказания медицин­ской помощи пациентам, в том числе и специализированной; при необходимости — для обследования и лечения больных в домашних условиях.

В поликлинике ведутприем врачи различного профиля (терапевты, хирурги, окулисты, отоларингологи, кардиологи и др.),а также функционируют диагностические кабинеты (эндоскопический, рентгенологический, кабинеты функциональной диагностики), лаборатория, физиотерапевтическое отделение, процедурный кабинет.

Основной принцип работы поликлиники — территориаль­но-участковый. Обслуживаемая поликлиникой территория разделяется на участки, за которыми закрепляются участко­вый врач и участковая медицинская сестра, с определенным количеством населения.

Участковый врач и медицинская сестра несут ответствен­ность за проведение всех лечебных и профилактических ме­роприятий на территории данного участка. Помимо этого, большое значение придается проведению диспансеризации населения.

Диспансеризация — это организация систематического наблюдения за здоровьем населения, изучение условий труда и быта, выявление пациентов с хроническими заболева­ниями.

Участковая медицинская сестра поликлиники помогает врачу во время приема пациентов, ведет различную докумен­тацию, объясняет пациентам, как собрать тот или иной мате­риал для лабораторного исследования, как подготовиться к инструментальным и рентгенологическим исследованиям, заполняет статистические талоны, бланки-направления на исследование, выполняет назначения врача на дому, ори не­обходимости обучает родственников пациента элементам ухода за ним.

Кроме участковых, в поликлинике есть процедурные ме­дицинские сестры, медицинские сестры физиотерапевтических кабинетов и др. В настоящее время в поликлиниках ра­ботают кабинеты доврачебной помощи: здесь медицинская сестра измеряет у пациента температуру тела и артериальное давление.

Амбулатория — это лечебно-профилактическое учрежде­ние, которое, так же как и поликлиника оказывает медицинскую помощь пациентам в сельской местности. Работа амбулатории, каки поликлиники, построена по участково-территориальному принципу, но в отличие от поликлиники здесь оказывается меньший объем медицинской помощи. В амбулатории работает обычно не более пяти врачей.

Работа медицинской сестры амбулатории напоминает ра­боту участковой медицинской сестры поликлиники, но требу­ет от нее еще большей самостоятельности и ответственности.

Медико-санитарная часть — специализированное уч­реждение здравоохранения, предназначенное для органи­зации проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельно­сти) медицинских осмотров работников с вредными и опас­ными условиями труда на крупных предприятиях. Деятель­ность их строится по принципу цеховой участковости.

Струк­тура медико-санитарных частей бывает различной, в их со­став могут входить поликлиника или амбулатория, стацио­нар, здравпункты, стоматологическая поликлиника, профи­лакторий, санатории, детские оздоровительные лагеря и др.

Функции медико-санитарных частей разнообразны. По­мимо оказания амбулаторной медицинской помощи, лечения пациентов в стационаре, сотрудники медико-санитарной час­ти осуществляют большую работу но диспансерному наблю­дению за состоянием здоровья рабочих и служащих путем проведения систематических профилактических осмотров, выявляют лиц, страдающих хроническими заболеваниями, всех заболевших в амбулаторных условиях или стационаре.

Участковые (цеховые) врачи и медицинские сестры, фельдшера здравпунктов изучают условия труда рабочих и непосредственно на рабочем месте, выявляют профессиональные вредности и принимают участие в разработке комплекса профилактических мероприятий, направлен­ных на улучшение условий труда и быта работников предприятия.

Здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохра­нения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и уча­щимся. Здравпункт не является самостоятельным лечебно-профилактическим учреждением, а обычно входит в состав поликлиники или медико-санитарной части предприятия. Медицинский персонал здравпункта (врач, фельдшер, медицинская сестра) оказывает доврачебную и первую врачебную помощь, проводит необходимые процедуры, назначенные врачом поликлиники или медико-санитарной части (инъекции, пере­вязки), делает прививки, выполняет санитарно-просветительную работу.

Станции скорой медицинской помощи это лечебные учреждения, предназначенные для круглосуточного оказания экстренной медицинской помощи пациентам на догоспиталь­ном этапе при всех угрожающих жизни состояниях (травмы, ранения, отравления, кровотечения), а также при родах. На станциях скорой медицинской помощи персонал работает бригадами, состоящими из 2-3 человек (врач и один или два фельдшера).

К учреждениям охраны материнства и детства отно­сятся женские консультации и родильные дома. Женские консультации, как и поликлиники, работают по участково-территориальному принципу. Здесь проводят диспансериза­цию, выявляют и лечат женщин с гинекологическими забо­леваниями, а также ведут диспансерное наблюдение за бере­менными.

Персонал женских консультаций и родильных домов проводит большую санитарно-просветительную работу с бе­ременными и родильницами. Медицинские сестры работа­ют обычно в процедурных кабинетах женских консультаций и родильных домов, а также в операционных, детских отде­лениях родильных домов в качестве палатных медицинских сестер.

К учреждениям санаторного типа относятся санато­рии (от лат. sanare — лечить, исцелять), профилактории, ла­геря отдыха для детей, санаторные оздоровительные пло­щадки. Деятельность данных лечебно-профилактических учреждений основана на использовании для лечения паци­ентов преимущественно природных лечебных факторов (минеральные воды, грязелечение), а также фитотерапии, физиотерапии и лечебной физкультуры.

В санаториях па­циенты проходят курс амбулаторного лечения. Профилак­тории, организованные на крупных промышленных пред­приятиях, используются для лечения и проведения профи­лактических мероприятий, как правило, в свободное от ра­боты время.

Работа медицинских сестер в лечебно-профи­лактических учреждениях санаторного типа напоминает ра­боту медицинских сестер в поликлиниках, стационарах, диспансерах и т. д.

Дом (больница) сестринского ухода — учреждение здра­воохранения для обеспечения квалифицированного ухода больным пожилого и старческого возраста, страдающим хроническими заболеваниями и по состоянию здоровья не нуждающимся в активном лечении.

Хоспис — учреждение здравоохранения для оказания медицинской, социальной, духовной, психологической и юридической помощи инкурабельным (не поддающимся ле­чебному воздействию) онкологическим больным и их семь­ям, как в период болезни, так и после утраты ими близких.

Лепрозорий (от позднелат. lергоsus — прокажённый). Лечебное учреждение для больных лепрой. В некоторых странах (Бразилия, Индия) проказу лечат амбулаторно.

Клиники — лечебно-профилактические учреждения (больницы, родильные дома и другие учреждения здраво­охранения), входящие в состав высших медицинских обра­зовательных учреждений, медицинских научных организа­ций или подчиненные медицинским вузам и научным орга­низациям, являются их структурными подразделениями.

Вопросы для самоподготовки к практическому занятию:

1.Структурные уровни системы здравоохранения в РФ.

2.Государственные организационные структуры, занимающиеся вопросами сестринского дела.

3.Перечислить ЛПУ амбулаторного и стационарного типа.

4.Основные виды медицинской документации стационара.

Источник: http://helpiks.org/.html

Статья 13. Муниципальная система здравоохранения

К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящими Основами, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.

Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Частная система здравоохранения

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

В частную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.

Деятельность учреждений частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с настоящими Основами, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Статья 15. Порядок и условия выдачи лицензий предприятиям,

учреждениям и организациям государственной,

муниципальной, частной систем здравоохранения

Предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения могут осуществлять свою деятельность только при наличии лицензии на избранный вид деятельности.

Предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения получают лицензию на основании сертификата соответствия условий их деятельности установленным стандартам.

Выдачу указанных лицензий и сертификатов проводят лицензионные комиссии, создаваемые органом государственного управления субъекта Российской Федерации или местной администрацией по поручению соответствующего органа государственного управления субъекта Российской Федерации.

В состав лицензионных комиссий входят представители органа государственного управления субъекта Российской Федерации или местной администрации, органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций. Лицензионные комиссии несут ответственность за обоснованность принимаемых решений.

При несоответствии условий деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения установленным стандартам лицензия и сертификат не выдаются. При этом лицензионные комиссии могут определить допустимые виды деятельности либо установить срок повторного лицензирования.

По инициативе органов управления здравоохранением, лечебно-профилактических учреждений, аптечных учреждений, фармацевтических предприятий и организаций, профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций допускается внеочередное лицензирование.

Лишение лицензий, а также приостановление их действия осуществляется лицензионными комиссиями при несоблюдении предприятиями, учреждениями и организациями требований стандартов качества медицинской помощи. Решение лицензионной комиссии может быть обжаловано в суд должностными лицами предприятий, учреждений и организаций.

Порядок и условия выдачи лицензий предприятиям, учреждениям и организациям государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 16. Комитеты (комиссии) по вопросам этики в области

охраны здоровья граждан

При органах государственной власти и управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения могут создаваться комитеты (комиссии) по вопросам этики в области охраны здоровья граждан в целях защиты прав человека и отдельных групп населения в этой области, для участия в разработке норм медицинской этики и решении вопросов, связанных с их нарушением, в подготовке рекомендаций по приоритетным направлениям практической и научно-исследовательской деятельности, для решения иных вопросов в области охраны здоровья граждан.

В состав комитетов (комиссий) по вопросам этики в области охраны здоровья граждан входят лица, представляющие интересы общественности, включая специалистов по медицинской этике, юристов, деятелей науки и искусства, представителей духовенства, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов и других общественных объединений.

Положение о порядке создания и деятельности комитетов (комиссий) по вопросам этики в области охраны здоровья граждан утверждается Верховным Советом Российской Федерации (часть третья признана не действующей в части полномочий Верховного Совета Российской Федерации — #M916Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288#S).

Источник: http://lawbook.online/meditsinskoe-pravo-rf/statya-munitsipalnaya-sistema-16018.html

Муниципальная система здравоохранения;

Главная цель муниципального здравоохранения — удовлетворение потребностей населения в услугах сферы здравоохранения, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, на уровне не ниже государственных минимальных социальных стандартов.

В соответствии с Федеральным законом № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район, городской округ решают следующие вопросы в сфере здравоохранения: организация скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной); организация первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях; организация первичной медико-санитарной помощи в больничных учреждениях; организация медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов; создание, развитие и обеспечение охраны лечебно- оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района (городского округа).

Что касается поселений, то вопросы организации медицинской помощи в Федеральном законе № 131-Ф3 не закрепляются в качестве вопросов местного значения поселений. Городским и сельским поселениям отведены лишь некоторые вопросы, связанные со здравоохранением.

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере здравоохранения в соответствии с ФЗ № 131 и «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» относятся: создание муниципальных учреждений здравоохранения; создание муниципальных фармацевтических предприятий, предприятий, производящих изделия медицинского назначения; формирование и размещение муниципального заказа системы здравоохранения; разработка и выполнение программ оказания населению бесплатной медицинской помощи, лекарственного обеспечения; порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений здравоохранения; установление тарифов на услуги предприятий, учреждений здравоохранения; контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан; защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья; формирование органов управления муниципальной системой здравоохранения; координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения в пределах своих полномочий, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения; осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан; регулярное информирование населения о распространенности социально значимых заболеваний; создание и обеспечение деятельности учреждений для проведения реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами; организация их обучения, профессиональной переподготовки и трудового устройства, создание специализированных учреждений для неизлечимо больных пациентов; санитарно-гигиеническое образование населения.

К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательными и нормативными актами РФ, субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

На муниципальном уровне создаются управленческие структуры в форме отделов (комитетов, управлений, департаментов) здравоохранения. Выделяется ставка специалиста по вопросам здравоохранения в комплексном отделе социальной политики, либо полномочия по управлению здравоохранением возлагаются на главного врача территориального медицинского объединения (ТМО).

В органах здравоохранения могут создаваться комиссии для коллегиального обсуждения вопросов охраны здоровья населения, рассмотрения целевых программ здравоохранения, в частности определения видов, объемов и объектов медицинской помощи, источников ее финансирования, порядка предоставления бесплатной медицинской помощи, контроля за выполнением установленных норм и правил.

Муниципальные учреждения здравоохранения являются самыми массовыми, и именно они оказывают наибольшее количество услуг большинству обращающихся за медицинской помощью граждан. На территории муниципального образования могут действовать следующие муниципальные учреждения здравоохранения: амбулаторно-профилактические учреждения (реабилитационные центры, диагностические центры и т.п.); врачебно- фельдшерские пункты; многопрофильные поликлиники; станции скорой помощи; санаторно-оздоровительные учреждения (санатории, профилактории, пансионаты и др.); аптеки.

В пределах территории муниципального образования население может получать услуги и в государственных и частных учреждениях здравоохранения.

Источник: http://studopedia.su/2_6573_munitsipalnaya-sistema-zdravoohraneniya.html

Административное право России

Учреждения здравоохранения

Единая номенклатура и типовые категории учреждений здравоохранения утверждены приказом Минздрава России от 28 февраля 2000 г. Они подразделяются на три типа:

1. Лечебно-профилактические учреждения:

  1. больничные учреждения (областные, краевые, республиканские, окружные, районные, участковые больницы: городские больницы медицинской скорой помощи, детские городские, областные, краевые, республиканские, окружные больницы; госпитали, медико-санитарные части, специализированные больницы — инфекционные, туберкулезные, психоневрологические и др.; центры — наркологический республиканский, восстановительной терапии, профессиональной патологии и др.;
  2. учреждения здравоохранения особого типа (бюро судебно-медицинской экспертизы, патологоанатомическое бюро; центры медицины катастроф и др.);
  3. диспансеры (онкологические, психоневрологические, противотуберкулезные и др.);
  4. амбулаторно-поликлинические учреждения (городские, районные поликлиники; детские поликлиники; специализированные поликлиники — консультативно-диагностические, стоматологические и др.; фельдшерско-акушерские пункты; центры — диагностические, восстановительного лечения для детей и др.;
  5. учреждения скорой медицинской помощи и др.;
  6. учреждения охраны материнства и детства (дом ребенка, женская консультация, родильный дом и др.);
  7. санаторно-курортные учреждения (бальнеологическая лечебница, грязелечебница, курортная поликлиника, санаторий (курорт), детский санаторий и др.);
  8. клиники (клиника высшего медицинского образовательного учреждения, клиника медицинской научной организации).

2. Учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы: а) санитарно-эпидемиологические учреждения (дезинфекционные станции, противочумные центры (станции), центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, городах и районах, административных округах и районах в городе и др.); б) учреждения профилактической медицины, например, Центр гигиенического образования в г. Москве.

3. Аптечные учреждения — аптеки лечебно-профилактических учреждений, медицинские склады, контрольно-аналитическая лаборатория, центр контроля качества и сертификации лекарственных средств.

В соответствии с системами здравоохранения они подразделяются на три категории: государственные, муниципальные и частные. В свою очередь, государственные учреждения подразделяются на федеральные и субъектов РФ.

Учреждения государственной системы здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности являются юридическими лицами. Они действуют в соответствии с нормативными актами по вопросам здравоохранения с учетом того, акты каких органов на них распространяются; например, федеральные учреждения — на основании федеральных актов и т.п.

Исходным в административно-правовом положении учреждений здравоохранения являются их взаимоотношения с вышестоящими органами исполнительной власти. Отдельные учреждения здравоохранения различаются своими формами собственности и задачами, а также своим административно-правовым положением.

Учреждения государственной системы здравоохранения находятся, как правило, в ведении вышестоящих органов управления здравоохранением, направляющих и контролирующих деятельность этих учреждений. Государственные органы назначают и освобождают от должности руководителей таких учреждений и т.д. Муниципальные и частные учреждения, будучи не подведомственными государственным органам управления здравоохранением, тем не менее подконтрольные им в вопросах качества медицинского обслуживания, соблюдения ими правовых актов, общих для всех учреждений здравоохранения.

Учреждения здравоохранения могут осуществлять свою деятельность только при наличии лицензии на избранный вид деятельности. Лицензии выдаются Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и ее территориальными органами.

Государственные учреждения призваны оказывать бесплатную медицинскую помощь. Но в последнее время они получили право на оказание платных медицинских услуг на основе договоров с предприятиями, учреждениями и организациями, их работниками, а также с отдельными гражданами, хотя в принципе это не совсем согласуется со статусом учреждений государственной системы здравоохранения, финансируемых из государственных бюджетов.

Правовыми актами определяются права граждан в области здравоохранения и обязанности работников медицинских учреждений, а также права и социальная защита медицинских фармацевтических работников.

Права граждан расписаны применительно к гражданам вообще и их особым группам (занятых отдельными профессиональными видами работ, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих, лиц пожилого возраста и др.).

Условием медицинского вмешательства является добровольное согласие гражданина. Если гражданин по состоянию здоровья не может выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении решает консилиум, непосредственно лечащий врач. Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста 16 лет, и недееспособных граждан дают их законные представители.

Гражданин или законный представитель вправе отказаться от медицинского вмешательства.

Оказание медицинской помощи без согласия граждан или их законных представителей (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) допускается в отношении лиц и в случаях, определенных законодательством. Например, освидетельствование и госпитализация лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, проводятся в порядке, установленном Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав при ее оказании».

Пребывание граждан в больничном учреждении продолжается до исчезновения оснований, по которым проведена госпитализация без их согласия или по решению суда.

Вместе с тем административным правом предусматриваются определенные обязанности граждан, связанные не только с медицинским обслуживанием и обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, но и с другими обстоятельствами. Например, гражданин обязан пройти медицинское обследование при заражении или при наличии признаков заражения определенными болезнями; произвести предохранительные прививки (вакцинацию); пройти рентгеновское обследование при заболевании туберкулезом легких. В установленных случаях необходимо обследование при поступлении на определенные виды работ и периодическое переосвидетельствование выполняющих их работников; периодические освидетельствования на состояние здоровья школьников, освидетельствование при призыве в армию и т.д.

Специальными законами регулируются вопросы донорства, изъятие органов и тканей человека для трансплантации.

Важнейшим специальным правовым актом, направленным на охрану здоровья населения, является ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Им установлены гарантии государства по профилактике, бесплатному предоставлению всех видов квалифицированной и специализированной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным, то есть зараженным вирусом иммунодефицита человека, социально-бытовой помощи им и др.

Законом регламентируются добровольное и обязательное медицинское освидетельствование, последствия выявления ВИЧ- инфекции, права ВИЧ-инфицированного; установлены обязанности администраций учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения создавать условия для реализации закрепленных законом прав ВИЧ-инфицированных, а также для предупреждения распространения ВИЧ-инфекции.

Нарушение этого Закона может влечь за собой дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность.

Государственный контроль за деятельностью физических и юридических лиц, направленный на реализацию мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, осуществляют в пределах своей компетенции органы исполнительной власти и местного самоуправления.

Правовыми актами допускается частная медицинская практика, а также занятие народной (целительской) медициной. Порядок и условиях их осуществления регламентируются законодательством и иными правовыми актами.

Местное самоуправление и здравоохранение

На своем уровне органы местного самоуправления осуществляют задачи и функции, подобные тем, которые возложены па государственные органы. Помимо того, что они контролируют соблюдение законодательства в области охраны здоровья граждан, в их компетенцию входит развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение объема и характера их деятельности; создание условий для развития частной системы здравоохранения; организация первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи; обеспечения граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории.

В их обязанности входит обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; проведение профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий. На них возложены координация и контроль деятельности учреждении государственной и муниципальной систем здравоохранения, контроль за качеством оказываемой медицинской помощи в частной системе здравоохранения. Они осуществляют меры по охране семьи, материнства, отцовства и детства.

Источник: http://isfic.info/alehin1/kargol36.htm

Published by admin