Общественная организация потребителей

Общественная организация потребителей


Бесплатная юридическая консультация:

Общественная защита прав потребителей осуществляется общественными объединениями потребителей, которые создаются по территориальному признаку (районные, городские, областные и т.д.), а также с учетом конкретного интереса группы потребителей.

Оглавление:

Общественные объединения потребителей осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Согласно настоящему Закону право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

В статье 5 ФЗ «Об общественных объединениях» дано понятие, что же такое общественное объединение. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В соответствии с вышеуказанным Законом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

ФЗ «Об общественных объединениях» установлено, что деятельность общественных объединений потребителей основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Они свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Деятельность общественных объединений потребителей гласная, а информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.


Бесплатная юридическая консультация:

Согласно ст. 52 ГК РФ общественное объединение потребителей (их ассоциации, союзы) функционирует на основании устава, утверждаемого на съезде (конференции) или общим собранием членов объединения. Устав общественного объединения должен предусматривать:

1) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионные органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;


Бесплатная юридическая консультация:

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения См. ст. 20 ФЗ «Об общественных объединениях».

В соответствии со ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

1) участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

2) проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;


Бесплатная юридическая консультация:

3) проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

4) распространять информацию о правах потребителей и необходимых действиях по защите этих прав, результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

5) вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством РФ о техническом регулировании обязательным требованиям;

6) вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

7) обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов РФ и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам РФ;


Бесплатная юридическая консультация:

8) обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Кроме того, в соответствии со ст. 27 ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения имеют право:

1) свободно распространять информацию о своей деятельности;

2) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими законами;

3) проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;


Бесплатная юридическая консультация:

4) учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

5) представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

6) осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

7) выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

8) участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством РФ.

Необходимо отметить, что п. 2 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей», предусматривающий возможность проверки соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, а также составление актов о выявленных нарушениях прав потребителей, сводит соответствующее право общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) к выявлению именно нарушений прав потребителей, т.е. к установлению фактов, свидетельствующих исключительно о несоблюдении императивных норм потребительского законодательства, устанавливающих эти права.


Бесплатная юридическая консультация:

Таким образом, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца). Действенными мерами являются разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских структур и граждан-потребителей, консультирование, оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел при судебной защите, широкое информирование населения через СМИ о правах потребителей.

Союз потребителей РФ — наиболее крупное национальное общественное объединение потребителей национального уровня — включает более ста региональных обществ. Деятельность Союза потребителей РФ направлена как на представительство интересов потребителей в различных органах федерального уровня, так и на проверки соблюдения прав потребителей, судебную защиту, проведение независимой экспертизы качества товаров. Одна из основных задач Союза — участие в выработке решений, затрагивающих права и интересы потребителей, и оппонирование властям по решениям, эти права и интересы ущемляющим.

Всероссийская лига защитников потребителей в отличие от Конфедерации обществ потребителей и Союза потребителей РФ объединяет профессионалов в области защиты прав потребителей, что и определяет специфику работы этой организации. В качестве наиболее важных направлений определены просвещение и информирование потребителей, тестирование товаров, независимая потребительская экспертиза, анализ нормативной базы, касающейся прав потребителей.

Всероссийская лига защитников потребителей имеет около пятидесяти региональных отделений, на правах национальной организации входит в Координационный совет Конфедерации обществ потребителей, является его членом. Кроме того, Лига представляет интересы потребителей в ФЭК, Ассоциации потребителей электроэнергии, Межведомственном совете по защите прав потребителей, Общественном совете по рекламе.

Лига разработала систему организации защиты прав потребителей в регионе. Одновременно с разработкой системы началось ее частичное внедрение в регионах. В развитие системы организации защиты прав потребителей Лига разработала Программу регионального потребительского сравнительного тестирования товаров, работ, услуг (РПСТ), которая подразумевает независимую экспертизу и испытания качества и безопасности ряда образцов товаров, работ, услуг.

Бесплатная юридическая консультация:

Уделяя большое внимание вопросам потребительского образования, Всероссийская лига защитников потребителей разработала программу школьного потребительского образования, которая включает обучение потребительским знаниям в течение всего срока пребывания в общеобразовательной школе.

Особое место в реализации потребительской политики занимает некоммерческая благотворительная организация — Национальный фонд защиты потребителей. При поддержке девяти федеральных органов исполнительной власти, ряда научных центров и десятков крупных хозяйствующих субъектов Фонд последовательно осуществляет выполнение целевых программ и проектов по организации системы независимой экспертизы качества товаров, работ, услуг, объединению интеллектуального и финансового потенциала структур всех форм собственности для защиты потребительского рынка от фальсифицированной и некачественной продукции, формированию нового типа поведения потребителей в России.

Источник: http://studbooks.net//pravo/obschestvennaya_zaschita_prav_potrebiteley_polnomochiya_obschestvennyh_organizatsiy_potrebiteley

Организации по защите прав потребителей в России: реквизиты и законодательство, регулирующее их работу

Главным актом, касающимся потребителя и его прав, является ГК РФ. Именно в нём содержатся определение того, что понимается под куплей-продажей (в том числе розничной) или бытовым подрядом, что является коммерческой деятельностью и т. п.

Для того чтобы права потребителей были защищены, существует ряд организаций, которые выступают в спорах на стороне потребителей.


Бесплатная юридическая консультация:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Законодательство о защите прав

Конкретизирует положения Гражданского кодекса Закон РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон). В нём подробно описаны, к примеру, следующие вопросы:

  • какую именно ответственность несёт продавец, вручивший покупателю бракованный товар?
  • сроки, в течение которых должны быть удовлетворены требования клиента;
  • способы защиты прав.

Заниматься защитой прав потребителей могут не только отдельные граждане, но и государственные и общественные организации. Порядок их деятельности регламентируется, в первую очередь, Главой IV Закона, описывающей пределы, в которых они могут осуществлять защиту. Более подробно их работа описывается положениями о конкретных государственных органах и Уставами общественных объединений.

Какие органы помогут потребителям защитить свои права?

А теперь разберёмся, куда конкретно стоит обращаться гражданину, который получил некачественные товар или услугу.

Роспотребнадзор

Главным органом, занимающимся вопросами, которые касаются защиты прав граждан в области приобретения товаров или услуг, является Роспотребнадзор. В его задачи входят следующие виды контроля:


Бесплатная юридическая консультация:

  • санитарно-гигиенический;
  • санитарно-эпидемиологический;
  • контроль качества товаров и услуг и т. д.

Чтобы обратиться в эту организацию, можно воспользоваться следующими способами:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: .
  • Санкт-Петербург: .
  1. Воспользоваться формой для обращений на официальном сайте Роспотребнадзора.
  2. Позвонить по телефону горячей линии ().

В частности, в Москве необходимо пользоваться сайтом http://77.rospotrebnadzor.ru/ и следующими телефонами:

  • Центральный округ: ;
  • Южный округ: , доп. 205;
  • Восточный округ: ;
  • Северный округ: ;
  • Западный: ;
  • Юго-Западный: ;
  • Северо-Восточный округ: ;
  • Северо-Западный: . Код 499;.
  • Зеленоградский: . Код 499;
  • Сколковский: ;
  • Троицкий и Новомосковский: .

Для Санкт-Петербурга следует воспользоваться телефоном или . Официальный сайт местного управления Роспотребнадзора находится по адресу http://78.rospotrebnadzor.ru/.

Отделы по защите прав потребителей органов местного самоуправления

Согласно ст. 44 Закона, при муниципальных органах власти могут образоваться отделы, занимающиеся именно защитой потребительских прав граждан.


Бесплатная юридическая консультация:

В других регионах действуют комитеты защиты прав потребителей, палаты защиты прав потребителей и другие аналогичные организации, действующие на территории России.

Общество по защите прав потребителей

Общественных организаций, которые помогают защищать потребителей, в России существует множество. В каждом регионе обычно имеется 2-3 организации этого плана.

Кроме того, существует общество, работающее по всей России. Адрес этого союза защиты прав потребителей в интернете http://ozpprf.ru/, а телефоны:

  • – для Москвы;
  • – для Санкт-Петербурга;
  • – для остальных городов России.

Служба поддержки прав потребителей

Служба, существующая во многих регионах России, может действовать в различных формах:
  • как региональное подразделение Роспотребнадзора;
  • как местный орган власти;
  • как муниципальная или общественная организация.

В тех случаях, когда права граждан на приобретение качественных и безопасных товаров или услуг нарушены, они могут обращаться как в правоохранительные, так и в надзорные органы, чтобы получить возмещение нарушенных прав и привлечь виновного к ответственности.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://zakonguru.com/zpp/organizacii.html

Шанс получить квалифицированную помощь — Общественная организация по защите прав потребителей

Общественные организации по защите прав потребителей, как сказано в ст. 45 ЗОЗПП РФ, наряду с государственными надзорными органами и органами местного самоуправления, также могут оказаться полезными ущемленным в правах потребителям.

Как организовать подобное общество, каков круг прав и полномочий?

Дорогие читатели! Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам: Москва и область Питер и область Остальные регионы>> Это быстро и бесплатно !

Основные положения

Общественная организация по защите прав потребителей – некоммерческая структура общественной формы, образованная гражданами из лица потребителей на совершенно добровольной основе с целью осуществлять защиту интересов потребителей.


Бесплатная юридическая консультация:

Важно, что получение денежной выгоды для некоммерческих обществ недопустимо как самоцель: члены команды объединяются для удовлетворения нематериальных потребностей, а ради защиты общих интересов, указанных в уставных документах.

Если организация имеет форму корпоративного общества, тогда возможно на территории страны создание филиалов, но только при условии, что это предусмотрено уставом и не противоречит законодательству РФ.

Общественная организация такого типа открыта для общего доступа и даже, что немаловажно, заинтересована в том, чтобы как можно больше число граждан знало о существовании общества по защите прав потребителей.

Юридически такая организация, объединение – юридическое лицо. Общественная организация вправе при условии внесения описания в устав иметь собственную символику – флаги, эмблемы, гербы и пр. знаки геральдики.

Как образуется такое общество?

Группа физических лиц, имеющая намерение объединиться и образовать общество по защите прав потребителей, должна определиться с видом организации и разработать устав.


Бесплатная юридическая консультация:

Учредители внимательно рассматривают документ и одобряют или отклоняют версию, давая замечания, пока не будет составлен устраивающий всех и не противоречащий законам РФ устав будущей организации, объединения.

Создание общественной организации регламентируется такими законодательными актами:

  1. ст. 30 Конституции РФ;
  2. Законом «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ;
  3. Законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  4. ГК РФ.

Основной руководящий орган – общее собрание (или конференция), которое и должно под протокол принять решение о создании такой организации, придумать и утвердить полное название, выбрать правление, принять устав, выбрать ревизионную комиссию.

Далее всеми действиями руководит избранное правление, пока не истечет срок переизбрания.

После оформления всех документов следует пройти процедуру регистрации, при этом важно, чтобы официально был зарегистрирован адрес будущего юридического лица, а также имелась квитанция об уплате госпошлины.


Бесплатная юридическая консультация:

Общественные организации регистрируются в Министерстве юстиции РФ, где рассматривают весь пакет документов и принимают решение о регистрации.

Если решение положительное, то можно обратиться в ФНС для внесения новоявленной организации в реестр юр. лиц (ЕГРЮЛ).

Зарегистрированное общественное объединение автоматически получает ИНН и учет в ПФР, ФОМС, ФСС. Полная процедура регистрации займет около 1,5 мес.

Полномочия

Полномочия таких добровольных товариществ, организаций не страшны для нарушителей наложением штрафов, выпиской предписаний, закрытием магазина или фирмы, оказывающей услуги, и пр. по той простой причине, что так далеко полномочия общественных организаций не распространяются и ограничиваются таким кругом действий:

  • выявление нарушений Закона №ФЗ;
  • осуществление проверок на предмет выявления нарушений прав потребителей;
  • информирование Роспотребнадзора, прокуратуры, органов местного самоуправления об обнаруженных недостатках в работе продающих или оказывающих услуги фирм, компаний, ИП;
  • консультирование потребителей по всем интересующим вопросам в сфере защиты прав;
  • помощь гражданам в оформлении документов – заявлений, претензий, жалоб, исков;
  • от имени неопределенного круга потребителей (ст. 46 ЗОЗПП РФ) подача в суд исков и представление интересов этих потребителей в судах, и пр.

На практике полномочия имеют четкие границы дозволенного, что затрудняет выполнение поставленных задач.


Бесплатная юридическая консультация:

К примеру, совершать контрольную покупку, перевешивать собственноручно купленные на вес товары, заходить в подсобные или складские помещения, проникать за прилавок, проверять санитарное состояние, требовать предъявления сан. книжек, трудовых договоров, финансовой документации и пр. запрещено.

Но досконально владеющий пониманием трактовки всех статей ЗОЗПП РФ ревизор сумеет понять, просто проверив сроки годности на упаковках, ознакомившись с информативными материалами на стенде для потребителей, проконтролировать товарное соседство и т.п.

Права общественных организаций конкретизированы в ст. 27 Закона № 82-ФЗ и ст. 45 ЗОЗПП РФ.

Цели и задачи

Подобные общества необходимы не как альтернатива, а как подмога государственным надзорным органам, местным органам самоуправления и самим потребителям, зачастую доверяющим общественным организациям даже в большей степени, чем госструктурам.

Цели и задачи Общества защиты прав потребителей таковы:


Бесплатная юридическая консультация:

  • искоренение нарушения прав потребителей товаров, услуг путем выявления таких нарушений и доведения сведений об этих фактах до гос. органов надзора и контроля;
  • участие в создании законов, постановлений в масштабе страны или на региональном уровне;
  • приостановка деятельности компаний, которые позволяют производить некачественные, вредные для здоровья людей товары;
  • консультирование граждан, попавших в неприятные ситуации при покупке, пользовании товарами или услугами;
  • реальная помощь в составлении документов различного вида для обращения в надзорные, правоохранительные органы или суд.

Такие общества используют все доступные средства – прессу, телевидение, интернет — ресурсы для разъяснения широкому кругу потребителей их прав, закрепленных ЗОЗПП РФ.

Просветительская деятельность по данной теме чрезвычайно важна: вооруженный знаниями статей законодательных актов потребитель не станет замалчивать проблему, а воспользуется правами для сохранения денежных средств, часто немалых, и для восстановления чувства собственного достоинства.

В ст. 7 Закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ перечислены возможные формы общественных организаций, в том числе и создаваемых с целью защиты прав потребителей:

Между этими видами есть некоторые различия в организационно-правовой форме, выбор вида – за инициаторами создателей общественного объединения.

Различаются такие объединения и по территориальной сфере влияния (ст. 14 Закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ) :


Бесплатная юридическая консультация:

  1. общероссийские;
  2. межрегиональные;
  3. региональные;
  4. местные.

Местные объединения вправе работать в пределах территории органа местного самоуправления, общероссийские – создавать сеть по всей стране.

В крупных городах, как Москва, Санкт-Петербург и др. действуют отдельные организации — Московское общество защиты потребителей, Союз потребителей Санкт-Петербурга и пр.

Региональные

Региональные формирования действуют в пределах одного региона. Примеров таких объединений множество, среди них есть такие:

  • Краснодарская краевая ассоциация по защите прав потребителей;
  • Ростовский союз защиты прав потребителей;
  • Пензенский региональный центр потребительского движения и др.

Допускается для удобства обращения граждан создание филиалов, отделений.

Межрегиональные

Это такие объединения, сфера деятельности которых распространяется на несколько регионов (но менее ½ всех регионов России).


Бесплатная юридическая консультация:

Как правило, такие объединения имеют узкий профиль деятельности, примером может служить «Межрегиональная общественная организация «Союз пассажиров».

Огромная территория обслуживания требует создания хотя бы нескольких отделений, филиалов с подчиненностью головному обществу.

А также рекомендуем вам ознакомиться с такой организацией, как союз потребителей РФ.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео-запись выступления депутата и политконсультанта одного из регионов России на тему создания региональной общественной организации по защите прав потребителей.

Заключение

Не стоит отчаиваться, если права человека как потребителя нарушены, а выход не находится: всегда есть возможность обратиться за помощью в общественную организацию по защите интересов потребителей.


Бесплатная юридическая консультация:

Успех таких обществ кроется в доскональном знании ЗОЗПП РФ и умении ими пользоваться.

Ваши комментарии на данную тему заинтересуют очень многих людей, поэтому граждан, имеющих любой опыт обращения в общественные организации, независимо от их профиля и вида, просьба откликнуться.

Ждем советов и рекомендаций, впечатлений.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва и область Питер и область Остальные регионы>>

Источник: http://zakonsovet.com/zashhita-prav-potrebitelej/tovary/obshhestvennaya-zashhita/obshchestvennye-organizacii-zpp.html

Общественные организации по защите прав потребителей

Общественная защита прав потребителей осуществляется общественными объединениями потребителей, которые создаются по территориальному признаку (районные, городские, областные и т. д.), а также с учетом конкретного интереса группы потребителей.

Общественные объединения потребителей осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» и их уставами. Общественное объединение — это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Деятельность общественных объединений потребителей основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности, они свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Деятельность общественных объединений потребителей гласная, а информация об их учредительных и программных документах — общедоступна.

Общественное объединение потребителей (их ассоциации, союзы) функционируют на основании устава, утверждаемого на съезде (конференции) или общим собранием членов объединения. В уставе общественного объединения потребителей находят отражение:

1. название, цели общественного объединения, его организационно-правовая форма;

2. структура общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионные органы этого объединения, территория, где осуществляет оно свою деятельность;

3. условия и порядок членства объединения, права и обязанности его членов;

4. компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5. порядок внесения изменений и дополнений в устав объединения;

6. источники формирования денежных средств и иного имущества объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7. порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Кроме этого в уставе общественного объединения потребителей может присутствовать описание символики (эмблема, флаг, вымпел и др.) данного объединения. Символика подлежит государственной регистрации и учету в порядке, установленном законодательством РФ.

Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) определены ст. 45 Закона. Данная статья устанавливает следующие полномочия общественных объединений потребителей:

— участвовать в разработке требований к безопасности товаров (работ, услуг), а также стандартов, устанавливающих обязательные требования в этой области, проектов законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

— проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг);

— проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, участвовать по поручению потребителей при проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

— вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), снятию с производства, изъятию из оборота товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;

— участвовать совместно с федеральными органами исполнительной власти в осуществлении контроля за применением регулируемых цен;

— вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (работ, услуг), несоответствующих установленным требованиям к безопасности и качеству товаров (работ, услуг), а также в нарушении прав потребителей, установленных законами и иными правовыми актами РФ;

— обращать в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов РФ и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей;

— обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Во многих общественных объединениях потребителей работают юристы, оказывающие помощь гражданам по вопросам, связанным с защитой прав потребителей. Они дают советы, оказывают практическую помощь при составлении документов, а если произойдет юридический конфликт между потребителем изготовителем (исполнителем, продавцом), то будут отстаивать ваши интересы в суде. Общественное объединение потребителей, где работает юрист, должно иметь лицензию на право юридической деятельности.

Источник: http://studopedia.ru/2_45305_obshchestvennie-organizatsii-po-zashchite-prav-potrebiteley.html

Общественные организации по защите прав потребителей

Понятие и развитие законодательства о потребительском праве в Российской Федерации. Основные понятия закона РФ «О защите прав потребителей». Полномочия органов государственной власти и местного управления, судебная защита и компенсация морального вреда.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Институт экономики и управления

Кафедра экономической теории

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Реферат по учебной дисциплине

«Потребитель и его права»

по специальности.62 — Торговое дело

Студент группы 3271

1. Потребительское право в Российской Федерации

1.1 Понятие и развитие законодательства о потребительском праве

1.2 Основные понятия закона РФ “О защите прав потребителей”

2. Государственная и общественная защита прав потребителей

2.1 Полномочия органов государственной власти и местного управления в области защиты прав потребителей

2.2 Судебная защита прав потребителей. Компенсация морального вреда

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Защита прав потребителей является одной из важных социально-экономических проблем. Она превратилась в главнейший фактор развития экономики. Политика, проводимая в данной сфере, преследует две основные цели: первая — информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая — защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.

Выполнение этих задач позволяет обеспечить, с одной стороны, благосостояние потребителя, а с другой стороны эффективную экономику в целом. законодательство потребитель судебный власть

До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг диктовали им свои условия. Судебная защита практически отсутствовала. Только с принятием Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей» у граждан появилась возможность реализовать свои права.

В наших условиях, когда идут процессы либерализации экономики, создан свободный рынок, конкуренция уже зародилась, а продавцы заинтересованы в полном удовлетворении запросов граждан, вопросы защиты прав интересов потребителей, а также организация надлежащей работы торговых предприятий независимо от форм собственности на основе специальных нормативных актов приобретают актуальное значение.

1. Потребительское право в Российской Федерации

1.1 Понятие и развитие законодательства о потребительском праве

Потребительское право — комплексная отрасль права, состоящая из норм различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного), регулирующих отношения по удовлетворению материальных, культурных и иных потребностей граждан.

Начиная с 70-ых годов во многих западных странах появились законы об охране прав потребителей. Монополизация производства, торговли заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования охраны прав потребителя, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них — потребителя. В Российской Федерации как самостоятельная отрасль права потребительское право возникло в начале 90-х годов.

До этого отношения по удовлетворению материальных и культурных потребностей граждан в основном регулировались нормами Гражданского Кодекса (ГК) (например, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. «права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества», ст. 364 ГК РСФСР «права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком»). Эти акты устанавливали права, обязанности и ответственность субъектов договорных отношений с участием граждан.

Но классическое гражданское законодательство никогда не было специально рассчитано на регулирование защиты прав потребителей. В этих условиях появилась настоятельная необходимость в создании и развитии специального законодательства о защите прав потребителей, обеспечивающего приоритет интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями, продавцами и услугодателями на рынке товаров и услуг.

Первой серьезной попыткой решения вопросов правового регулирования в области охраны прав потребителей явилась разработка проекта Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Начало реализации прав потребителя было положено с принятием Закона СССР «О защите прав потребителей», который в связи с распадом СССР так и не вступил в силу, однако он оставался моделью для законодательных актов стран-участников СНГ в этой области.

7 апреля 1992 г. был введен в действие Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». Практика применения этой редакции высветила слабые стороны Закона и поставила вопрос о необходимости его совершенствования. Новый вариант Закона (в редакции Федерального Закона от 17 декабря 1999г.) уточнил и конкретизировал основные понятия, используемые законодательством в рамках возникающих на потребительском рынке правоотношений.

Ныне действующая редакция Закона поставила российское законодательство о защите прав потребителей на уровень международных стандартов.

1.2 Основные понятия закона РФ “О защите прав потребителей”

Основным нормативным актом, регулирующим отношения по защите прав потребителей в РФ, является Закон РФ «О защите прав потребителей» от 1 января 1992 г., введенный в действие 7 апреля 1992 г. (Закон). Данный Закон действует сейчас в редакции Федерального Закона от 17 декабря 1999г.

Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления работ, оказания услуг, т.е. в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан. Закон не распространяется на потребителей — юридических лиц и на потребителей — граждан, если они используют, приобретают, заказывают товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а для иных целей, например, для осуществления предпринимательской деятельности.

Основные понятия, содержащиеся в преамбуле Закона, претерпели существенные изменения. Например, ранее потребителем признавалось лицо, приобретающее товар без намерения извлечь в дальнейшем прибыль. Теперь потребитель — тот, кто приобретает товары исключительно для личных, семейных и иных бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Новая редакция п. 5 ст. 18 Закона не требует теперь у потребителя кассового или товарного чека при предъявлении претензий к качеству товаров. Закон увеличил с 6 месяцев до двух лет сроки предъявления требований в отношении недостатков товара, на который гарантия не установлена (ст. 19 Закона).

Еще одна новелла Закона — возможность предъявления исков в интересах неопределенного круга лиц (ст. 46). В данной статье определен круг лиц, уполномоченных предъявлять в суд иски в интересах неопределенного круга потребителей о признании противоправными действий продавцов (изготовителей, исполнителей) на основании договоров с ними, и прекращении этих действий.

Одно из существенных положений Закона — запрещение снижать гарантии защиты прав потребителей по сравнению с установленными в Законе при принятии других нормативных актов. Не менее важна норма, предоставившая право принимать затрагивающие интересы потребителей нормативные акты только Правительству РФ и прямо запретившая ему перепоручать принятие таких актов министерствам и ведомствам.

Существенной гарантией защиты интересов потребителей стало закрепление в Законе широких прав за общественными объединениями потребителей, что позволило им реально участвовать в формировании потребительской политике в государстве (ст. 45 Закона).

Основные понятия, определенные в Законе и используемые в данной работе: Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных либо семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Изготовитель — организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям. Исполнитель — организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Продавец — организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи. Стандарт — государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг). Безопасность товара (работы, услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Таким образом, в Российской Федерации Закон «О защите прав потребителей» принят и введен в действие в 1992 году. С принятием этого закона потребитель больше не рассматривается как просто покупатель товара или пользователь работы или услуги, а становится «социально значимым лицом», который имеет право на защиту со стороны государства и иных органов, в случае нарушения его прав.

Все отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ «О защите прав потребителей» и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.

2. Государственная и общественная защита прав потребителей

2.1 Полномочия органов государственной власти и местного управления в области защиты прав потребителей

Федеральным органом, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также дающим официальные разъяснения по вопросам применения указанных актов, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), бывший Государственный Комитет по антимонопольной политике (ГКАП). Контроль осуществляется за соблюдением указанных актов продавцами, изготовителями товаров, исполнителями работ и услуг, независимо от их организационно-правовой формы.

Для реализации результатов контроля МАП наделено широким кругом полномочий. Эти полномочия можно условно разделить на 3 группы:

Полномочия, осуществляемые непосредственно МАП или его территориальными органами;

Направление материалов в государственные органы для принятия мер в соответствии с их компетенцией;

Направление материалов в суд.

Основными полномочиями первой группы являются направление в пределах своей компетенции обязательных для исполнения предписаний изготовителям, исполнителям, продавцам и наложение на них штрафов за неисполнение предписаний в следующих случаях продажа товаров с истекшим сроком годности, продажа товаров (выполнение работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге), непредоставление необходимой и достоверной информации об исполнителе (продавце, изготовителе) и режиме его работы.

К полномочиям второй группы относится направление материалов в лицензирующие органы, органы прокуратуры, Министерство внутренних дел и др. Полномочия контролирующих и лицензирующих органов, осуществляющих надзор в данной области, определены Федеральным законом РФ от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Третью группу полномочий МАП составляет право обращения в суд и арбитражный суд в защиту нарушенных прав потребителей. Иски могут предъявляться в защиту прав отдельных потребителей, группы потребителей или в интересах неопределенного круга потребителей. Содержание иска определяется характером нарушений права и направлено на устранение допущенных нарушений.

Кроме МАП и его территориальных органов существует ряд федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за безопасностью и качеством товаров, работ и услуг. Это органы по стандартизации, метрологии и сертификации, органы санитарно-эпидемиологического надзора, органы по охране окружающей среды и природных ресурсов и др. Эти органы объединяет единая цель: обеспечение безопасности товаров, работ и услуг.

В настоящее время действуют следующие наиболее важные законы и постановления Правительства, определяющие компетенцию федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров:

Закон РФ «О сертификации» от 10 июня 1993 г.,

Закон РФ «О стандартизации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г.,

Федеральный закон «О санитарно-эпидимиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. и другие.

Однако федеральные органы власти не могут решить всех проблем, возникающих в области защиты прав потребителей. Поэтому Закон часть функций в этой области возлагает на городские, районные, областные администрации.

В соответствии со ст. 44 Закона, в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

анализировать договоры, заключаемые продавцами (исполнителями, изготовителями) с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей;

при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);

в случаях выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, приостанавливать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) до предоставления информации или прекращать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг);

обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Местные органы власти, в отличие от федеральных, не наделены контрольными функциями. Практически единственная мера, которую они могут применить, — приостановление продажи товаров с просроченными сроками годности. Тем не менее, специалисты местных органов выявляют нарушения прав потребителей, направляют информацию о нарушениях в соответствующие федеральные органы для принятия мер, обращаются в суд. Кроме того, круг полномочий органов по защите прав потребителей устанавливается органами местного самоуправления и потому может быть расширен.

2.2 Судебная защита прав потребителей. Компенсация морального вреда

В соответствии со ст.125 ГК РФ защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд. Это является основополагающим принципом, предусмотренным Конституцией Российской Федерации (ст. 46). Закон предусматривает судебный порядок защиты нарушенных прав потребителя по иску самого потребителя, федерального антимонопольного органа, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей. Перечисленные органы могут предъявлять иски в интересах одного потребителя, группы потребителей или в интересах неопределенного круга потребителей (ч. 3 ст. 17 Закона). В указанных случаях истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Потребитель вправе обратиться в суд по поводу нарушения любого его права, установленного в Законе и подлежащего судебному рассмотрению. Для формы и содержания искового заявления применяются общие правила, определяемые в ст. 126 Гражданско-процессуального Кодекса Российской Федерации (ГПК РФ). Порядок рассмотрения дела, права и обязанности сторон регулируются ГПК РФ.

При обращении в суд следует соблюдать срок исковой давности. Общий срок, в соответствии со ст. 196 ГК РФ установлен в три года. На некоторые требования срок исковой давности не распространяется. Это относится, в частности, к требованиям вкладчиков к банку о выдаче вкладов, к требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.

Согласно ст. 151 ГК РФ под моральным вредом понимается физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права и блага. Причиненный моральный вред компенсируется в денежной форме. Размер компенсации определяется соглашением сторон, а в случае спора — судом и зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом отдельном случае, иных, заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и иных материальных требований. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественных требований.

Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать следующие выводы.

Все отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ «О защите прав потребителей» и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.

Сам Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах).

Защиту прав потребителей осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления, суды и общественные объединения. Федеральным органом, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также дающим официальные разъяснения по вопросам применения указанных актов, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Однако федеральные органы власти не могут решить всех проблем, возникающих в области защиты прав потребителей. Поэтому Закон часть функций в этой области возлагает на городские, районные, областные администрации. Местные органы власти, в отличие от федеральных, не наделены контрольными функциями. Практически единственная мера, которую они могут применить, — приостановление продажи товаров с просроченными сроками годности.

Потребитель вправе обратиться в суд по поводу нарушения любого его права, установленного в Законе и подлежащего судебному рассмотрению. Для формы и содержания искового заявления применяются общие правила, определяемые в ст. 126 ГПК РФ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 №51-ФЗ принят ГД ФС РФ 21.10.1994 ред. от 27.12.2009.

3. Закон РФ от 07.02.1992 №(ред. от 23.11.2009) «О защите прав потребителей».

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/law/_0.html

Published by admin