Определение что такое качество

Понятие качества продукции


Бесплатная юридическая консультация:

Понятие качества продукции

В современных условиях перехода к рыночной экономике среди множества проблем, связанных с обеспечением как выживания, так и последующего нормального развития предприятий и организаций, главной и решающей является проблема качества продукции, работ и услуг. В ближайшие годы в лучшем положении окажутся те предприятия, которые смогут обеспечить не только высшую производительность труда, но и высокое качество, новизну и конкурентоспособность продукции.

Качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности (ГОСТ Р ИСО «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»).

Понятия и термины, используемые в сфере управления качеством, определяются международными и национальными стандартами. Ключевые понятия и термины представлены в табл. 1.1.

Качество можно представить в виде пирамиды, представленной на рис. 1.1.

Пирамида в целом охватывает все сферы управления качеством, т.е. является иллюстрацией TQM (TQM — Total Quality manage ment) — философии всеохватывающего менеджмента качества, которая предполагает высокое качество всей работы для дост ижения требуемого качества продукции.


Бесплатная юридическая консультация:

Таблица 1.1 Ключевые понятия и термины, используемые в сфере управления качеством

Источник: http://www.grandars.ru/college/biznes/ponyatie-kachestva.html

Значение слова &laquoкачество»

1. Существенный признак, свойство, отличающие один предмет или одно лицо от другого. Ни одно из качеств мужика [в реестре Собакевича] не было пропущено; об одном было сказано: «хороший столяр», к другому приписано: «дело смыслит и хмельного не берет». Гоголь, Мертвые души. Эти два качества — острую наблюдательность и темперамент — — нужно в себе воспитывать [актеру]. Акимов, О театре.

2. Степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия и т. п., соответствия тому, какими они должны быть. Качество работы. Бороться за качество продукции. Ткани высокого качества.

3. Филос. Существенная определенность предмета, явления или процесса, в силу которой он является данным, а не иным предметом, явлением или процессом. Переход количества в качество.


Бесплатная юридическая консультация:

4. Разница в ценности между тяжелой фигурой (ладьей) и легкой (конем, слоном) в шахматной игре. Потерять качество. Пожертвовать качество.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Качество — философская категория.

Качество — совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.

Качество — шахматный термин.

Оглавление:

КА’ЧЕСТВО, а, ср. 1. только ед. То, что делает предмет таким, каков, какой он есть; одна из основных логических категорий, являющаяся определением предмета по характеризующим его, внутренне присущим ему признакам (филос.). Нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое к. Количество переходит в к. (одно из положений гегельянской и марксистской диалектики). 2. О вещах и лицах: положительная или отрицательная характеристика, свойство, черта кого-чего-н. (в сочетании с оценочными определениями, а без определения преимущ. имеет смысл положительной оценки; то же, что достоинство; книжн.). Высокие душевные качества. Быть может, качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему. Грбдв. У этого романа есть одно плохое к. — он очень длинен. 3. только ед. О вещах: степень достоинства, ценности, пригодности, соответствия тому, какой данная вещь должна быть. Борьба за к. продукции. Выработка низкого качества. Кооперация должна следить за качеством отпускаемых рабочим овощей. 4. Разница в ценности между тяжелой фигурой (ладьей) и легкой (конем, слоном; шах.). Потерять к., пожертвовать к. (отдать ладью за коня или слона). 5. Порок, склонность к чему-н. дурному (простореч., обл.). Никаких качеств за мной не замечено. От ней (водки) все качества. Л. Тлстй. ◊


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно и распространено слово апология (существительное):

Источник: http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Лекция №3. Качество продукции, менеджмент качества. Показатели качества продукции (2 час.)

3.1. Понятие качества продукции


Бесплатная юридическая консультация:

3.2. Понятие менеджмента качества

3.3. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества

3.4. Классификация показателей качества

3.1. Понятие качества продукции

В соответствии со стандартом ISO 9000:1994:

Качество — это совокупность характеристик объекта, отно­сящихся к его способности удовлетворять установленные и предпо­лагаемые потребности.


Бесплатная юридическая консультация:

Несмотря на то, что в настоящее время действует редакция международного стандарта ISO 9000:2000: «КАЧЕСТВО – ЭТО СТЕПЕНЬ СООТВЕТСТВИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОДУКЦИИ, ПРОЦЕССА ИЛИ СИСТЕМЫ СУЩЕСТВУЮЩИМ ИЛИ ПРЕДПОЛА­ГАЕМЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ»,многие авторы считают, что при­веденное выше определение больше соответствует сути современ­ных представлений о предмете.

При этом определение качества относится как к товарам и ус­лугам, так и к процессам производства товаров и оказания услуг. Любая продукция / услуга должна соответствовать определенным требованиям потребителей. Качество характеризует соответствие товара этим требованиям. Свойства товара, которые характеризу­ют их пригодность к выполнению определенных требований, на­зываются признаками, характеристиками качества.

Другие определения качества

Совершенно естественно, что за время создания и развития на­уки о качестве у разных ученых и исследователей сложилось свое мне­ние о том, что такое качество. Никакое из нижеприведенных опреде­лений не противоречит другому. Наоборот, они дополняют друг друга, помогая взглянуть на качество с разных сторон.

Немецкое общество качества дает следующее определение: качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процес­сов, которые обуславливают степень их пригодности для использова­ния по назначению.


Бесплатная юридическая консультация:

Джозеф Джуран, ведущий американский специалист по сис­темам качества, считает, что качество — это пригодность к ис­пользованию.

Данное понятие включает в себя четыре элемента:

восприятие потребителями проекта (дизайна) товара;

степень, с которой товар соответствует проекту/специфи­кациям;

доступность товара для приобретения, его надежность и ре­монтопри- годность;

Бесплатная юридическая консультация:

Арманд Фейгенбаум определяет качество как «решение потре­бителя, а не инженера или маркетолога. Качество основано на взаи­модействии потребителя с товаром, и измеряется в соответствии с удовлетворением его требований. Требования могут быть выражены явно или неявно, могут быть сознательными или неосознаваемыми, объективными или субъективными. Представление о качестве посто­янно меняется, не стоит на месте на конкурентном рынке».

Что такое качество? Анализ этого понятия показывает, что оно далеко не однозначно. Если в разговорном языке мы слышим вы­ражение «высококачественное изделие», то при этом представляем себе особенно хорошо сделанный, отличный продукт. В этом смысле «Мерседес» является высококачественным автомобилем, а «Таврия» — нет. В глазах же специалиста по качеству оба автомобиля могут оказаться высококачественными изделиями. Возможно даже, что «Мерседес» в его глазах будет изделием более низкого качества, чем «Таврия», если при езде «Мерседес» начнет вдруг скрипеть и глохнуть. От «Мерседеса» этого никто не ожидает, а для «Таврии» это нормально.

Следует отличать качество проекта от качества соответствия требованиям проекта. В первом случае мы употребляем также вы­ражение планируемое качество, во втором — качество исполнения. Когда мы говорим просто о качестве, о качественных различиях, качественных ухудшениях и улучшениях, то имеем в виду планиру­емое качество. Качественные различия этого рода запланированы производителем с тем, чтобы удовлетворить различные запросы потребителей. Естественно, что запросы покупателей «Таврии» от­личаются от запросов покупателей «Мерседеса».

Качество определяется рядом его составляющих, образующих так называемую петлю качества. Петля качества — это замкнутая последовательность мер, определяющих качество товаров или про­цессов на этапах их производства и эксплуатации. Качество созда­ется и поддерживается на всех этапах петли качества, начиная с ис­следования потребностей и рыночных возможностей, то есть с мар­кетинга, и заканчивается утилизацией продукта, отслужившего свой срок.

Достаточно не уделить качеству должного внимания на каком-­то одном из этапов, как страдает качество всего товара, падает имидж производителя, доверие к нему со стороны потребителей.

Улучшение качества товаров — основа процветания не только фирмы, но и государства в целом. Никакому государству не может быть выгодно низкое качество производящейся в нем продукции. Ломающиеся трактора, разрушающиеся дороги, падающие самоле­ты и рвущаяся обувь не могут дать ничего хорошего ни потребите­лям, ни государству. Потребители, имея возможность выбора, по­степенно, с ростом доходов и понимания того, что они достойны лучшего качества, со временем обязательно переключатся на про­дукцию конкурентов, обеспечивающих лучшее качество.

«Цепная реакция» Деминга — это иллюстрация идеи о том, что требование улучшения качества — не прихоть потребителя. Усилия по повышению качества не проходят даром. Выгоду получают все ­и потребитель, получивший средство удовлетворения своих потреб­ностей, и фирма-производитель, увеличившая прибыль, которую можно направить на развитие, и государство, собравшее бо- льше налогов (рис. 3.1).


Бесплатная юридическая консультация:

Рис. 3.1. «Цепная реакция» Деминга

Вернемся к уточнению понятия качества. В литературе поня­тие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понимании качества определяется различиями в условиях ко­мандно-административной и рыночной экономики.

В условиях командно-административной экономики качество трактуется с позиции производителя. В рыночной экономике качество рассматривается с позиции потребителя.

Качество изделия может проявляться в процессе потребле­ния. Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики.

Идея такого подхода к определению качества продукции со­держится в специальной науке — квалиметрии. Квалиметрия — наука о способах измерения и количественной оценке качества про­дукции и услуг. Квалиметрия позволяет давать количественные оценки качественным характеристикам товара. Квалиметрия ис­ходит из того, что качество зависит от большого числа свойств рассматриваемого продукта. Для того чтобы судить о качестве продукта, недостаточно только данных о его свойствах. Нужно учитывать и условия, в которых продукт будет использован.

Понятие качества неоднократно обсуждалось научной обще­ственностью и практиками. Большую роль в формировании со­временного представления о качестве сыграла Академия про­блем качества Российской Федерации.


Бесплатная юридическая консультация:

В результате деятельности Академии проблем качества сфор­мировалось концептуальное видение качества как одной из фун­даментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и обще­ства. Такое видение качества представляется достаточно емким. Оно более четко определяет значение повышения качества.

Источник: http://studfiles.net/preview//

КАЧЕСТВО

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .

Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое «КАЧЕСТВО» в других словарях:

качество — Совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности. Примечания 1 При заключении контракта или в регламентированной окружающей среде, например, в области безопасности ядерных… … Справочник технического переводчика


Бесплатная юридическая консультация:

КАЧЕСТВО — филос. категория, отображающая существенную определенность вещей и явлений реального мира. Филос. понятие «К.» не совпадает с употреблением этого термина, когда под ним подразумевается высокая ценность и полезность вещи. Качественная… … Философская энциклопедия

КАЧЕСТВО — КАЧЕСТВО, качества, ср. 1. только ед. То, что делает предмет таким, каков, какой он есть; одна из основных логических категорий, являющаяся определением предмета по характеризующим его, внутренне присущим ему признакам (филос.). Нечто перестает… … Толковый словарь Ушакова

КАЧЕСТВО — и КОЛИЧЕСТВО философские категории, впервые проанализированные в таком статусе Аристотелем в ‘Категориях’ и ‘Топике’. Качеству (предикаменту, отвечающему на вопрос ‘какое?’) Аристотель приписывал четыре возможных контекста: наличие либо… … История Философии: Энциклопедия

КАЧЕСТВО — КАЧЕСТВО. Слово качество в народных говорах означает достоинство и порок . Например, у Н. И. Наумова в очерках «В забытом краю»: «И староста это, Мирон Антоныч, мужик толковый, в полном качестве. » (Наумов, с. 40). У Л. Толстого в названии пьесы … История слов

Качество — степень, определяющая совокупность возможностей удовлет­ворять свои потребности. [Круглова Н. Ю. «Хозяйственное право. Учебное пособие». 2 е изд. М.: Издательство РДЛ, 2001] Качество – совокупность характеристик объекта, относящиеся к его… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов


Бесплатная юридическая консультация:

качество — Свойство, характер, закал, полет, покрой, пошив, род, чекан; добротность, проба, марка, сорт, ценз; аромат, букет, печать, цвет, колорит; особенность. Человек старого закала. Помещик старинного покроя. Ресторан средней руки. Дама высокого полета … Словарь синонимов

Качество — Качество ♦ Qualité То, что отвечает на вопрос «какой?». Например: «он большой и сильный; он очень мил и немножко глуповат и т. д.». Все это суть качества, и отсюда ясно видно, что в философии понятие качества совсем не обязательно означает… … Философский словарь Спонвиля

КАЧЕСТВО — ср. свойство или принадлежность, все что составляет сущность лица или вещи. Количество означает счет, вес и меру, на вопрос сколько: качество, на вопрос какой, поясняет доброту, цвет и другие свойства предмета. Народ понимает качество человека в… … Толковый словарь Даля

КАЧЕСТВО — философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Качество характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств. См. Переход количественных изменений в… … Большой Энциклопедический словарь

Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/7330


Бесплатная юридическая консультация:

Качество

Найдено 14 определений термина Качество

КАЧЕСТВО

это внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть.

Качество

фигурирующая в философии еще с античных времен (входит в четверку базовых категорий познания, отобранных Аристотелем) философская категория, выражающая то, что присуще всем материальным явлениям и отличает их от других явлений, а именно: совокупность свойств, структурность, функциональность Под качественными изменениями подразумевают те изменения в свойствах и характеристиках вещи, которыми предопределяются существенные изменения ее самое.

КАЧЕСТВО

свойство, определяющее природу предмета. В психологии два восприятия одной и той же модальности, например, теплое и холодное, горькое и сладкое, имеют различное качество, поскольку: 1) они противоположны друг другу, хотя и относятся к одному и тому же роду; 2) существует непрерывный переход от одного к другому. Мы говорим о качестве в том смысле, что природу предмета точно определить нельзя, но можно лишь схватить ее как целое с помощью интуиции. В логике качество предложения означает его утвердительный или отрицательный характер. У Аристотеля качество – одна из фундаментальных категорий мысли и реальности. Оно определяет внутреннюю субстанцию предмета. Противоположно «отношению» и «количеству».

КАЧЕСТВО

свойство, определяющее природу предмета. Впсихологии два восприятия одной и той же модальности, например, теплое и холодное, горькое и сладкое, имеют различное качество, поскольку: 1) они противоположны друг другу, хотя и относятся к одному и тому же роду; 2) существует непрерывный переход от одного к другому. Мы говорим о качестве в том смысле, что природу предмета точно определить нельзя, но можно лишь схватить ее как целое с помощью интуиции. В логике качество предложения означает его утвердительный или отрицательный характер. У Аристотеля качество — одна из фундаментальных категорий мысли и реальности. Оно определяет внутреннюю субстанцию предмета. Противоположно «отношению» и «количеству»

Качество

сложное философское и мировоззренческое понятие: свойство, специфика, «как» и «что» вещи; обозначает первоначальное и подлинное единство или многообразие реальности без ее какого-либо предполагаемого расчленения, которое может тем самым свести качество к количеству в результате пересчета качества одного и того же вида. В философии существует подразделение качества на объективные и субъективные (Демокрит, Галилей), либо на «первичные» и «вторичные» (Локк), либо, напротив, объективными априорными (идеальными) и апостериорными (реальными) (Кант), тогда как Аристотель придерживался только одной объективной стороны качества. Сведение качества к количеству — основная тенденция современного естествознания.


Бесплатная юридическая консультация:

Качество

определенность предмета, совокупность свойств, которые формируют его таким, каким он есть; количество — степень качества. Количественное измерение качественных признаков называется квантификацией (от лат. quantum — сколько). Отношение между качеством и количеством выражается в мере. Мера — закон бытия. Нарушение меры ведет или к гибели вещи, или к переходу ее в другое качество. Поскольку качество объекта содержит многообразные свойства, то об одном и том же объекте могут быть получены различные знания вплоть до противоположных утверждений. Примером могут служить экспериментальные данные о двойственном, корпускулярно-волновом распространении света. Теоретическое обоснование этого факта привело к созданию квантовой механики.

Качество

структурно нерасчлененная совокупность признаков, свойств вещества, поля или предмета, проявляемая в системе отношений с другими веществами, предметами или тому подобными материальными образованиями. Качество есть существенная определенность вещества, поля или предмета, в силу которого они являются данным, а не иным материальным образованием и отличаются от других образований. Поэтому каждая качественная форма материи обладает определенной совокупностью свойств и признаков, которые она проявляет при отношении с другими формами материи. А как известно, внешнее проявление качественных свойств объекта в данной системе отношений есть его функция. Вот почему с изменением качественной характеристики любого материального образования меняется и его функциональная характеристика.

Качество

философская категория, нашедшая широкое применение в бытовом языке, обозначающая те свойства вещи, которые создают понятие данной (рассматриваемой) вещи и отличают ее от других вещей, относящихся к этому же понятию.

«Мир состоит не из готовых законченных вещей, а представляет собой совокупность процессов, в которой вещи постоянно возникают, изменяются и уничтожаются. Но из этого не следует, что они не имеют определенной формы существования, абсолютно неустойчивы и неразличимы между собой. Как бы не изменялся предмет, но до поры до времени он остается именно этим, а не другим, качественно определенным предметом. Качественная определенность предметов и явлений есть то, что делает их устойчивыми, что разграничивает их и создает бесконечное разнообразие мира. Качество есть существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов» [1].

КАЧЕСТВО

взаимосвязанная совокупность (кластер) свойств и отношений предметов, явлений, процессов, которая отличает их от других предметов, явлений, процессов и делает их теми, что они есть. Познание вообще, научное познание, в частности, часто начинает с фиксации качественной определенности интересующего ее объекта исследования (качественное описание предмета исследования). Однако в отличие от других видов познания, наука всегда стремится понять то или иное качество через его количественные характеристики («больше», «меньше», «равно»), ответить не только на вопрос «что», но и на вопросы «как» и «сколько» в отношении и самого объекта, и составляющих его свойств. Познание качества объектов через количественные характеристики их проявления — вот главная цель науки. Это имеет огромное адаптационное значение для человечества, так как позволяет ему познавать предметы более точно и определенно, а следовательно, более эффективно ориентироваться в окружающем мире и использовать количественное знание качества в своих практических целях. (См. количество).


Бесплатная юридическая консультация:

Качество

/D/ Qualitat; /E/ Quality; /F/ Qualite; /Esp/ Calidad

Философская категория, отражающая целостную, устойчивую, внутреннюю определенность отношений человека к процессам и явлениям бытия. Качество как целостная характеристика проявляется в многообразных свойствах. Более высокий уровень организации и развития взаимодействующих систем обусловливает большее многообразие качеств, им присущих. Универсальная взаимосвязь является основой и источником качественной неисчерпаемости бытия и его состояний. Изменение качества приводит к появлению другого, нового процесса, объекта, отношения.

В XVI – XVII веках философы решают проблему дифференциации первичных, объективных и вторичных, субъективных качеств. Первичными качествами Р.Декарт, Т.Гоббс, Д.Локк, Б.Спиноза, Г.Лейбниц считают те чувственно воспринимаемые качества, которые представляют пространственно-геометрические свойства вещей. Остальные были отнесены к вторичным, субъективным, выражающих не объективные качества, а субъективные состояния, образы, переживания субъекта познания.

В XVIII – XIX веках философы рассматривают эти проблемы как со стороны формы, так и со стороны содержания. И. Кант относит первичные качества к априорным по природе, а вторичные – к апостериорным. Г. Гегель и К. Маркс анализируют проблему качества в диалектической взаимосвязи с количеством как философской категорией.

КАЧЕСТВО

свойство, специфика, «как» и «что» вещи; обозначает первоначальное и подлинное единство или многообразие реальности, которое еще не предполагает пространственного или даже мыслимого расчленения, осуществляя его скорее наглядно. Напр., горький, соленый, пестрый, мягкий, твердый берутся как некие совершенно индивидуальные горечь, соленость, пестрота, мягкость, твердость, а не как всеобщее, абстрактное понятие этих качеств, которое уже имеет в своей основе количество, ибо в таком случае становится возможным пересчитать качества одного и того же вида. Элеаты, а позднее Беркли и Юм утверждали, что качества вещей являются только состояниями субъекта. Объективные качества (т.е. такие, которые присущи самим природным вещам) и субъективные качества (содержащиеся только в человеческих восприятиях) различает уже Демокрит, позднее — Галилей, затем — Локк, впервые применивший термины «первичные» (т.е. объективные математически-физические) и «вторичные» (т.е. субъективные, образующиеся благодаря психике) качества. Что касается Канта, он считал локковские объективные качества априорными (идеальными), а субъективные — апостериорными (реальными); в этом и состоял «коперниковский переворот» Канта. Напротив, Аристотель и схоластика (в частности, Альберт Великий) проповедовали объективность качества. Сведение качества к количеству — осн. тенденция современного естествознания (см. Квантифицирование, квантификация, а также Категория).


Бесплатная юридическая консультация:

КАЧЕСТВО

филос. категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря к-рой он является именно этим, а не иным объектом. К. отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, к-рое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря К. каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от др. объектов. Вместе с тем К. выражает и то об, щее, что характеризует весь класс однородных объектов.

Категория К. впервые была проанализирована Аристотелем, определявшим ее как видовое отличие сущности. Аристотель отмечал текучесть К. как состояний вещей, их способность превращаться в противоположное. Ср.-век. схоластика толковала т. н. скрытые К. как вечные и неизменные «формы». На почве механистич. мировоззрения и философии нового времени сложилось деление на первичные и вторичные качества. Гегель определил К. как логич. категорию, составляющую начальную ступень познания вещей и становления мира, как непосредственную характеристику бытия объекта.

Диалектич. материализм исходит из признания объективности и всеобщности качеств. определенности вещей. К. объекта обнаруживается в совокупности его свойств. При этом объект не состоит из свойств, не является своего рода «пучком свойств», а обладает ими: «. существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 547). Под свойством понимается способ проявления определ. стороны К. объекта по отношению к др. объектам, с к-рыми он вступает во взаимодействие. Категория К. объекта не сводится к отд. его свойствам. Она выражает целостную характеристику функционального единства существ. свойств объекта, его внутр. и внеш. определенности, относит. устойчивости, его отличия от др. объектов или сходства с ними.

Категория К. выражает определ. ступень познания человеком объективной реальности. На начальном этапе познания объект исследования выступает перед субъектом прежде всего к.-л. отд. свойством или рядом свойств. В непосредств. чувств. восприятии К. выступает как нек-рое множество свойств. «Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто — потом развиваются понятия качества. (определения вещи или явления) и количества. Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество. » (Лени н В. И., ПСС, т. 29, с. 301). Познание идет от К. к количеству и далее к их единству — мере. Любой предмет представляет собой единство К. и количества. См. ст. Переход количественных изменений в качественные и лит. к ней.

КАЧЕСТВО

философская категория, выражающая существенную определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет. Содержание категории качества неоднократно изменялось на протяжении истории философской мысли. Первое достаточно ясное истолкование категории качества восходит к Аристотелю, который связывал качество вещи с ее сущностью: «. сущность связана с качеством, а качество имеет определенную природу» («Метафизика», 1063 а 25). В Средние века под скрытыми качествами вещей понимали их вечные и неизменные формы. У философов Нового времени категория качества отчасти отождествляется с категорией свойства. Дж. Локк, в частности, называет качеством «силу, вызывающую в нашем уме какую-нибудь идею. Так, снежный ком способен порождать в нас идеи белого, холодного и круглого. Поэтому силы, вызывающие эти идеи в нас, поскольку они находятся в снежном коме, я называю качествами» (ЛоккДж. Опыт о человеческом разуме.— Соч. в 3 т., т. 1. M., 1985, с. 183). Локк разделяет все качества на первичные — присущие самим телам (плотность, протяженность, форма, движение или покой и число) и вторичные — не присущие самим по себе вещам, а представляющие собой лишь ощущения субъекта (цвета, звуки, вкусы и т. п).


Бесплатная юридическая консультация:

В философии Гегеля категория «качество» получает двоякое истолкование. В гносеологическом смысле качество определяется как начальная ступень познания вещей. Как онтологическая категория «качество», по Гегелю, «есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность. нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» (Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М-, 1974, т. 1, с. 228). Именно такое понимание качества вошло в марксистскую философию и развивалось советскими философами гл. о. в связи с законом перехода количественных изменений в качественные.

В настоящее время категорию качества обычно определяют с помощью понятия свойства. Свойство есть любой признак, относительно которого предметы могут быть сходны между собой или отличаться один от другого, т. е. форма, величина, цвет, объем и т. п. Для каждого данного предмета свойства подразделяются на существенные и несущественные. К несущественным свойствам предмета относят те, которые предмет может приобретать или терять, оставаясь в то же время все тем же самым предметом. Существенным называют такое свойство, утрачивая которое предмет перестает быть самим собой, становится чем-то иным. Совокупность или система существенных свойств предмета и есть его качество. Именно качество определяет существование предмета как особой сущности, отличной от других, и детерминирует его свойства, проявляющиеся в отношениях с другими предметами.

КАЧЕСТВО

фиксируемая созерцанием определенность того или иного предмета, не отделимая от самого факта его существования как данного предмета; наиболее простая и абстрактная (т.е. бедная определениями) ступень логич. воспроизведения чувственно данной конкретности. К., проанализированное со стороны его пространственно-временных границ и структуры (т.е. количественно), есть уже не К. как таковое, а качественно-определенное количество, т.е. мера. Познание на ступени К. характеризуется тем, что все качеств. характеристики предметов непосредственно оправдываются и подтверждаются чувств. опытом людей, отражаясь в нем до и независимо от какой бы то ни было теоретич. рефлексии и прежде всего до специально количеств. анализа. «Сначала м е л ь к а ю т впечатления, затем выделяется нечто, – потом развиваются понятия к а ч е с т в а. (определения вещи или явления) и количества. Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в н е м неизбежно и к а ч е с т в о. » (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 314–15). К. непосредственно выступает в созерцании как бесконечное многообразие свойств рассматриваемой вещи. Т.о., свойство выступает как отражение К. вещи в К. другой вещи (всех других вещей). Поэтому попытка определить К. как полную совокупность свойств уводит в бесконечность. В силу этого чисто качеств. характеристика вещи еще не вскрывает ни сущности, ни причины, ни внутр. противоположностей в составе вещи. Здесь фиксируются и выражаются в определениях лишь чувственно данные границы, различия, сходства и другие непосредственно данные характеристики. С этим связана и абстрактность, недостаточность К. как ступени логич. отражения окружающего мира, как логич. категории. Впервые категория К. была подвергнута специальному анализу Аристотелем, к-рый определял его как «. видовое отличие. «, т.е. как «тот пребывающий видовой признак, который отличает данную сущность в ее видовом своеобразии от другой сущности, принадлежащей к тому же роду» (Met. Vа 33–1020 в 1; рус. пер., М., 1934). Аристотель полагал, что «отличительным признаком качества может считаться то обстоятельство, что о сходном и несходном говорится лишь в применении к нему» («Категории», с. 32). Аристотель подчеркивает текучесть К. как состояний вещей, их способность превращаться в противоположное (напр., здоровье превращается в болезнь, холодное в теплое, черное в белое и т.д.). Разбирая софизмы («куча», «лысый»), Аристотель намечает проблему связи К. с количеством. Ср.-век. схоластика, догматизировавшая его учение, устранив все элементы диалектич. подхода к проблеме К., оформила представление о т.н. скрытых К., толковавшихся как вечные и неизменные «формы». Каждое чувственно воспринимаемое свойство объявлялось особым К. По-иному встала проблема К. на почве сложившегося к 16–17 вв. односторонне-количественного, механистич. мировоззрения. Философия этой эпохи почти единодушно разделила все известные до этого К. на т.н. первичные и вторичные. Первичными стали считаться лишь те чувственно воспринимаемые К., к-рые представляют собой пространственно-геометрич. свойства вещей, связанные с протяженностью. Все остальные К. стали рассматриваться как субъективно окрашенные иллюзии, как продукты деятельности органов чувств человека. Острее всего это различение было проведено в филос. системах Декарта, Локка и Гоббса. Этот взгляд, по существу ликвидировавший категорию К. путем сведения ее к чисто количеств. характеристикам вещей в пространстве и времени, составил один из методологич. устоев механистич. мировоззрения. Представляя собой решительный шаг вперед по сравнению со ср.-век. схоластич. пониманием К., этот взгляд ориентировал науку на количественно-математич. анализ. Однако исторически неизбежная ограниченность механистич. понимания К. состояла в том, что количественно-математич. интерпретация К. принималась за единственную и исчерпывающую задачу научной, логически-теоретич. переработки чувственно данных фактов. Диалектич. понимание К. стало впервые после Аристотеля развиваться в нем. классич. философии конца 18 – нач. 19 вв. Кант, связывая К. со спецификой эмпирич. сознания, считал т. н. первичные качества априорными, а вторичные – апостериорными. «К а ч е с т в о ощущения всегда имеет чисто эмпирический характер и никоим образом не может быть представлено a priopi (напр., цвета, вкус и т.п.)» («Критика чистого разума», П., 1915, с. 137). Преодолевая кантовский дуализм, Гегель определил К. как логич. категорию, составляющую первую, очень бедную и абстрактную фазу мыслящего познания и становления мира силой мышления, как характеристику непосредств. бытия явлений. «К а ч е с т в о есть вообще тождественная с бытием, непосредственная определенность. Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» (Соч., т. 1, М.–Л., 1929, с. 157). В ходе рассмотрения проблемы качества Гегель раскрыл в нем диалектику тождества и различия, определенности и ее отрицания, дискретности и непрерывности качеств. различий и сходств и т.д., а также наметил пути перехода от К. к количественно-математич. интерпретации К., т.е. к категории количества, как следующей и потому более конкретной, чем К., категории логики. Различные и бесконечно многообразные по своему чувственно созерцаемому облику вещи и явления постоянно изменяются, возникают и исчезают в поле зрения мыслящего духа. Т. о., непосредственно фиксируемые чувственностью различия (границы) между вещами оказываются неистинными, не совпадающими с бытием характеристиками. Лед становится водой, вода – паром, но они от этого не перестают быть вообще. То, что остается за вычетом всех бесконечно варьирующихся чувственных образов, различий между вещами в их наличном бытии, – т.е. их различий по К., – есть К. вообще, как абстракция от любого определенного, частного К. Но что же остается в таком случае в составе определения К. вообще, как логич. категории? Только чистое абстрактное представление о бесконечном многообразии, каждый из элементов к-рого есть, с одной стороны, то же самое, что и другой, но, с другой стороны, не то же самое. Возникает представление о бытии «многих одних», где «. каждое из м н о г и х есть то же самое, что и другие многие, каждое есть одно или же одно из многих. » (там же, с. 167). Больше ничего в определении К. вообще (как логич. категории) мыслить нельзя, не путая общее определение К. с частной характеристикой к.-л. одного из бесконечно многообразных качеств, или, точнее, одной из чувственно воспринимаемых вещей. Т.о., когда из представления о К. испарились все чувственно воспринимаемые различия и сохранилась лишь абстрактно-логич. характеристика К. вообще, то оказалось, что в этой характеристике любая из чувственно воспринимаемых вещей абсолютно тождественна любой другой, есть то же самое, что и другая, и, тем не менее, эти вещи мыслятся как различные, а не сливаются в сплошное и не различенное внутри себя тестообразное нечто. Каждая из них мыслится существующей в себе и для себя и имеет вне себя другие такие же абсолютно тождественные себе вещи, фиксируется как одно из многих одних, без дальнейших различий и определений. Иными словами, К. вообще (в отличие от определенного К., от качественно определенной вещи) при ближайшем рассмотрении оказывается тем же самым, что и количество вообще (в отличие от определенного количества, от величины): «качественная определенность, которая достигла в одном своего в-себе и для-себя-определенного бытия, перешла, таким образом, в определенность к а к с н я т у ю, т.е. в бытие как количество» (там же). Т.о., последняя, результативная характеристика К. есть в то же время первая, исходная характеристика или дефиниция количества. Марксистско-ленинская философия, развивая на материалистич. основе диалектич. понимание К., угаданное Гегелем, считает К. прежде всего объективно-предметной, универсальной категорией, охватывающей как явления внешнего мира, так и сознания человека. Поскольку чувственность человека, отражающая К., принадлежит тому же самому чувственно- предметному миру, что и внешние вещи, постольку К. есть не только субъективная, но и объективная реальность, данная в ощущении именно как субъективный образ объективного К., объективной непосредственно данной определенности внешнего мира. Марксистско-ленинская философия тем самым сняла механистич. различение между первичными и вторичными К. Все чувств. образы внешнего мира, выступающие в сознании как различия внутри К., имеют свою предметную основу, безразлично, идет ли речь о пространстве или о цвете, вкусе и запахе. Физич. (пространственное оптич., акустич. или физико-химич.) подобие всегда входит в состав субъективного образа объективно существующего К., и К. никогда полностью не разрешается в чисто количеств. его изображение, хотя количеств. (пространственно-временная) структура К. и есть необходимая ступень к более глубокому пониманию К. Качеств. многообразие универсума бесконечно и неисчерпаемо, что и фиксируется непосредственным созерцанием, живым созерцанием внешнего мира. Поэтому К., выступая во всем богатстве со стороны чувственно конкретного материала, является в то же время самым бедным определением предмета с т. зр. его теоретич. характеристик. Маркс, рассматривая товар, характеризует его следующим образом. «Каждую полезную вещь, как, напр. железо, бумагу и т.д., можно рассматривать с двух точек зрения: со стороны качества и со стороны количества. Каждая такая вещь есть совокупность многих свойств и поэтому может быть полезна различными своими сторонами» («Капитал», т. 1, 1955, с. 41). Вещь, рассматриваемая как совокупность многих непосредственному созерцанию и опыту людей открытых свойств, и есть вещь в аспекте ее К. В политич. экономии К. вещи непосредственно фиксируется как ее полезность, как способность удовлетворять ту или иную общественно-человеческую потребность. Однако политич. экономию интересует, строго говоря, не это К. вещей, а исключительно то их К., что все они суть продукты общественно-человеч. труда. Выступая в этом К., товары и фиксируются как специальный предмет политич. экономии, подлежащий далее чисто количеств. анализу. Качеств. тождество предметов и явлений является здесь, как и везде, необходимой предпосылкой их анализа в аспекте количества. Марксистско-ленинское понимание проблемы К. развивалось в борьбе против механистич. и идеалистич. концепций (Дюринг, Мах и др.), по существу ликвидировавших категорию К. как объективную категорию и сводивших ее к субъективной иллюзии органов чувств, к-рая будто бы должна быть рассеяна точным количеств. анализом. Это субъективистское толкование К. предполагает, что материя есть нечто абсолютно бескачественное, однородное и внутри себя нерасчлененное, что все границы и различия между явлениями сводятся исключительно к границам во времени и пространстве, а движение – к чисто механич. перемещению. Энгельс и Ленин показали, что попытка раз и навсегда свести все качеств. различия к чисто количественным методологически несостоятельна и приводит к неразрешимым парадоксам даже внутри математики. Напр., то обстоятельство, что кривая и прямая сохраняют качеств. различие между собой, выражается в количеств. аспекте как невозможность закончить числовой ряд, выражающий число «пи». Дурная бесконечность дроби является в данном случае прямым показателем того факта, что кривая и прямая до конца, без остатка, друг к другу несводимы. Материалистич. диалектика считает К. сравнительно бедной категорией. На ступени этой категории явления постигаются далеко не полностью. Углубление познания требует исследования количественных, причинно-следств. отношений, внутр. противоречий и т.д. Вместе с тем анализ этих отношений приводит к более глубокому пониманию и природы К. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38; Аристотель, Категории, пер. [с греч. ], М., 1939; Гегель, Логика, Соч., т. 1, М.–Л., 1929; его же, Наука логики, там же, т. 5, М., 1937; Кедров Б. М., О количественных и качественных изменениях в природе, [М. ], 1946. А. Касымжанов. Алма-Ата. Н. Ицкович. Вильнюс.

Найдено схем по теме Качество — 0

Найдено научныех статей по теме Качество — 0

Найдено книг по теме Качество — 0

Найдено презентаций по теме Качество — 0

Найдено рефератов по теме Качество — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?Узнай стоимость!

Источник: http://terme.ru/termin/kachestvo.html


Бесплатная юридическая консультация:

Качество

Значение слова Качество по Ефремовой: Качество — 1. Одна из основных логических категорий, являющаяся определением предмета по характеризующим его, внутренне присущим ему признакам; то, что делает предмет таким, каков он есть (в философии). 2. Совокупность свойств и признаков, определяющих соответствие образцу, пригодность к чему-л. (о лицах и вещах). 3. Степень ценности, пригодности, соответствия тому, каким следует быть (о вещах). Разница в ценности между тяжелой фигурой — ладьей — и легкой — конем, слоном (в шахматной игре).

Значение слова Качество по Ожегову: Качество — Совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность Spec Качество То или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-нибудь

Качество в Энциклопедическом словаре: Качество — философская категория, выражающая существенную определенностьобъекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Качество -характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств. См.Переход количественных изменений в качественные.

Значение слова Качество по Бизнес словарю: Качество — совокупность свойств, признаков товаров, материалов, услуг, работ, характеризующих их соответствие своему предназначению и предъявляемым к ним требованиям, а также способность удовлетворять потребностям и запросам пользователей. Большинство качественных характеристик определяется объективно на основе стандартов, договоров, контрактов.

Значение слова Качество по Финансовому словарю: Качество — совокупность полезныхсвойств, позволяющих удовлетворять определенные материальные или духов ные потребности. Характеризуется показателями надежности, долговечности, экономичности, художественно-эстетическими и др.

Значение слова Качество по словарю Ушакова: КАЧЕСТВО качества, ср. 1. только ед. То, что делает предмет таким, каков, какой он есть; одна из основных логических категорий, являющаяся определением предмета по характеризующим его, внутренне присущим ему признакам филос.). Нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество. Количество переходит в качество. (одно из положений гегельянской и марксистской диалектики). 2. О вещах и лицах: положительная или отрицательная характеристика, свойство, черта кого-чего-н. (в сочетании с оценочными определениями, а без определения преимущ. имеет смысл положительной оценки; то же, что достоинство; книжн.). Высокие душевные качества. быть может, качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему. Грибоедов. У этого романа есть одно плохое качество — он очень длинен. 3. только ед. О вещах: степень достоинства, ценности, пригодности, соответствия тому, какой данная вещь должна быть. Борьба за качество продукции. Выработка низкого качества. Кооперация должна следить за качеством отпускаемых рабочим овощей(конем, слоном; шах.). Потерять качество, пожертвовать качество. (отдать ладью за коня или слона). 5. Порок, склонность к чему-н. дурному (простореч., обл.). Никаких качеств за мной не замечено. От ней (водки) все качества. Л. Толстой. В качестве кого-чего (книжн.) — как кто-н. или что-н. Нек-рые наречия употребляются также в качестве предлогов. Мы пригласили его в качестве опытного лица. Качество суждения (филос.) — та или иная (положительная или отрицательная) связь между субъектом и предикатом.


Бесплатная юридическая консультация:

Значение слова Качество по словарю Даля: Качество ср. свойство или принадлежность, все что составляет сущность лица или вещи. Количество означает счет, вес и меру, на вопрос сколько: качество, на вопрос какой, поясняет доброту, цвет и другие свойства предмета. Народ понимает качество человека в дурном знач. За ним, кажись, никаких качеств нет. Качественный, к качеству относящ.

Значение слова Качество по словарю Брокгауза и Ефрона: Качество (qualitas) — одна из важнейших категорий, выражающих собою условие мыслимости предмета. Из двух определений предмета, К. и количества, только первое характеризует предмет и делает его тем, что он есть в действительности, т. е. только К. принадлежит предмету самому по себе, между тем как количество принадлежит или приписывается ему только по сравнению с другими однородными предметами: если бы человек мог иметь только одно восприятие в течение жизни, то оно могло бы иметь известное положительное содержание, но не имело бы само по себе степени напряженности. К., как определение предмета, противополагают предмету, как носителю К.; противоположность эта обозначается терминами «субстанция» и «атрибут», причем первая мыслится как неизменная, единая, бескачественная вечная основа различных между собой и характеризующих эту основу атрибутов. В самих атрибутах различают две степени: К. необходимые и существенные, характеризующие субстанцию, и свойства, случайно предмету принадлежащие и изменчивые. Это обычное понимание отношения предмета к его К., освященное рационалистической философией (напр. Спинозою), нуждается в значительных поправках. О предметах мы узнаем из восприятий, которые ничего не говорят нам о неизменном носителе К. Субстанция есть, таким образом, понятие, присоединяемое нашим мышлением к К., с которыми мы знакомимся благодаря нашим ощущениям. Но с тех пор как наука показала, что в ощущении нам вовсе не дано К. самого предмета, а лишь ответ нашего сознания на внешнее, неизвестное нам воздействие, стало необходимым различение К. двух родов: объективных, принадлежащих самому предмету, и субъективных, принадлежащих субъекту и только приписываемых предмету. Локк пытался провести границу между субъективными К. и объективными; к последним он относил число, форму, движение и покой, величину и положение. Это деление, однако, не выдерживает критики, ибо Локк отнес к первичным такие К., которые, в сущности, определяют не самый предмет, а его пространственные и временные отношения. Сказать, что в предмете пространство и время — самые существенные К., значит сказать, что в нем именно то существенно, что ему не принадлежит, и наоборот. Пространство и время во всяком случае не суть реальности в том смысле, в каком мы реальность приписываем качествам, доступным нашему восприятию; пространство и время суть формы или условия возможности восприятия К. Таким образом, анализ качеств приводит к признанию субъективности всего содержания наших восприятий. С другой стороны, и самое понятие субстанции как носителя К. нисколько не обогащает нашего познания о предмете и представляет собой чистую фикцию, возникновение которой объясняется кажущеюся невозможностью мыслить качества как самостоятельные элементы мира. Единственная действительность для человека — это состояния его сознания, в числе которых находятся и восприятия внешнего мира; поэтому субъективные, так называемые вторичные, качества мы имеем право считать частью доступной нам действительности. Таким образом, первичные и вторичные качества в истории человеческой мысли обменялись значением. Э. Радлов.

Определение слова «Качество» по БСЭ: Качество — философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. К. отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря К. каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от других объектов. Вместе с тем К. выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов.«У двух различных вещей всегда имеются известные общие качества. » (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 547). Любой объект постоянно изменяется; вместе с тем он обладает некоторой устойчивостью, которая и выражается как качественная определенность. Категория К. впервые была проанализирована Аристотелем, определявшим ее как«видовое отличие», как «. тот пребывающий видовой признак, который отличает данную сущность в ее видовом своеобразии от другой сущности, принадлежащей к тому же роду» (Met. Vab 1; рус. пер., М., 1934). Аристотель отмечал текучесть К. как состояний вещей, их способность превращаться в противоположное. Средневековая схоластика толковала т. н. скрытые К. как вечные и неизменные «формы».На почве механистического мировоззрения в философии нового времени сложилось деление на Первичные и вторичные качества.Гегель определил К. как логическую категорию, составляющую начальную ступень познания вещей и становления мира, как непосредственную характеристику бытия объекта. «Качество есть вообще тождественная с бытием, непосредственная с бытием определенность. Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть»(Соч., т. 1. М. — Л., 1929, с. 157).Диалектический материализм исходит прежде всего из признания объективности и всеобщности качественной определенности вещей. К. объекта обнаруживается в совокупности его свойств. При этом объект не состоит из свойств, не является своего рода«пучком свойств», а обладает ими: «. существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельск Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 547). Под свойством имеется в виду способ проявления определенной стороны К. объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие. Свойство объекта состоит, т. о., в том, чтобы производить в другом объекте то или иное действие и обнаруживать себя своеобразным способом в этом действии. В зависимости от реального и познавательного контекста объект как бы светится разными своими сторонами, качествами.Например, человек выступает различными своими качественными гранями для врача, правоведа, писателя, социолога, анатома, психолога и т.д. Чем выше уровень организации материи, тем большим числом качеств она обладает. Поскольку каждый объект находится в бесконечных связях с другими вещами, постольку он обладает бесчисленным множеством свойств. Поэтому все попытки определить К. как полную совокупность свойств уводят в бесконечность. Категория К. объекта не сводится и к отдельным его свойствам. Она выражает целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости, его отличия от др. объектов или сходства с ними. К. не только проявляется, но может видоизменяться и формироваться в этих отношениях. Подобно тому как материя не сводится к совокупности своих свойств, точно так же никакой объект не растворяется в своих свойствах: он их носитель.Качественная определенность объекта зависит прежде всего от его структуры, характера связи элементов целого, а также от состава его элементов. Изменение К. обусловлено или перестройкой связей элементов, или изменением самих элементов, или преобразованием того и другого. Мир состоит не из законченных и неизменных вещей, а представляет собой совокупность процессов, в которых вещи постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, переходят в другие вещи, имеющие иное К. Поскольку благодаря своему К. объект выступает как именно данный, а не иной, то изменение К. означает превращение данного объекта в другой. При этом качественные изменения вещи каждый раз происходят на разном уровне: они могут быть связанными с изменением того, что специфично именно для данного единичного объекта или же для всех объектов данного класса. При любом качественном изменении имеется такой более общий, а вместе с тем и более глубокий уровень К. объекта, который остается по существу тем же: изменяется лишь вариация его существования. Т. о., качественное изменение может быть связано и с превращением данного явления в другое, и с изменением состояния и формы существования в сущности того же предмета.Категория К. выражает определенную ступень познания человеком объективной реальности. На начальном этапе познания объект исследования выступает перед субъектом прежде всего каким-либо отдельным свойством или рядом свойств. В непосредственном чувственном восприятии К. выступает как некоторое множество свойств.«Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто, — потом развиваются понятия качества. (определения вещи или явления) и количества. Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество. » (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 301). Познание идет от К. к количеству и далее к их единству — мере. Любой предмет представляет собой единство К. и количества. См. Переход количественных изменений в качественные.Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Диалектика природы, там же; Ленин В. И., Философские тетради, полн. собр. соч., 5 изд., т. 29; Гегель Г. В. Ф., Соч., т. 5, М., 1937; Кедров Б. м., О количественных и качественных изменениях в природе, [М.], 1946.А. Г. Спиркин.

Источник: http://tolkslovar.ru/k3243.html

Published by admin