Плакат о правах потребителя

Об утверждении текста плаката «О правах потребителей»


Бесплатная юридическая консультация:

Понедельник, 10 Августа 2009 г.

Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 10.08.2009 N 119

Похожие документы:

  • Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 30.08.2010 N 128 Об утверждении текста плаката «О правах потребителей бытовых услуг»
  • Факультативный протокол Организации Объединенных Наций «К Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской… Факультативный протокол Организации Объединенных Наций «К Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии» (Подписан в г.Нью-Йорке 25.05.2000)
  • Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 25.07.2012 N 21 Об установлении примерной формы договора безвозмездного оказания услуг общественным объединением потребителей, состава расходов общественного объединения потребителей, подлежащих возмещению изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем, исполнителем, ремонтной организацией), и признании утратившим силу постановления Министерства торговли Республики Беларусь от 23 декабря 2004 г. N 54
  • Постановление Совета Министров Союзного государства N 4 «О программе Союзного государства «Разработка космических и наземных… Постановление Совета Министров Союзного государства N 4 «О программе Союзного государства «Разработка космических и наземных средств обеспечения потребителей России и Беларуси информацией дистанционного зондирования Земли» («Мониторинг-СГ»)» (Принято 11.10.2013)
  • Постановление Совета Министров Союзного государства N 15 «О Концепции программы Союзного государства «Разработка космических и… Постановление Совета Министров Союзного государства N 15 «О Концепции программы Союзного государства «Разработка космических и наземных средств обеспечения потребителей России и Беларуси информацией дистанционного зондирования Земли» («Мониторинг-СГ»)» (Принято 18.07.2012)

Оглавление:

Рейтинг документов

О минимальном количестве рабочих дней для участия безработных в оплачиваемых общественных работах на первый квартал 2015 года

О признании утратившим силу постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29 декабря 2007 г. N 133

О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 26 апреля 2012 г. N 35

Об установлении фиксированных тарифов на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению, субсидируемые государством, и признании утратившим силу решения Витебского областного исполнительного комитета от 20 ноября 2014 г. N 710


Бесплатная юридическая консультация:

О массовых мероприятиях в городе Барановичи и признании утратившими силу некоторых решений Барановичского городского исполнительного комитета

Источник: http://naviny.org/2009/08/10/by24466.htm

Новый текст плаката «О правах потребителей»

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

УТВЕРЖДЕНО Приказ Министра торговли Республики Беларусь 10.08.2009 № 119

О ПРАВАХ ПОТРЕБИТЕЛЯ


Бесплатная юридическая консультация:

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г. «О защите прав потребителей» и Правилами осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. № 384: 1. Потребитель имеет право на: 1.1. надлежащее качество и безопасность товаров, надлежащую комплектность, надлежащее количество товара; 1.2. своевременную необходимую и достоверную информацию о товарах, также об их изготовителях (продавцах, поставщиках); 1.3. свободный выбор товаров; 1.4. обмен или возврат (в течение 14 дней с момента приобретения) непродовольственного товара надлежащего качества не бывшего в употреблении. Исключение составляют непродовольственные товары надлежащего качества, не подлежащие обмену и возврату согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778. Требование потребителя о возврате денежных средств подлежит удовлетворению продавцом незамедлительно или в течение 7 дней. За нарушение данного срока продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1 % цены товара, установленной на день реализации товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований об обмене или возврате товара надлежащего качества. Продовольственные товары надлежащего качества обмену и возврату не подлежат; 1.5. в случае приобретения товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, в течение гарантийного срока или срока годности, а в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, либо гарантийные сроки составляют менее двух лет — в течение двух лет по своему выбору потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены товара; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов по устранению недостатков товара; расторжения договора розничной купли-продажи и возврата уплаченной за некачественный товар денежной суммы. Указанные требования подлежат удовлетворению продавцом незамедлительно, или в течение 7 дней (при заявлении требований об уменьшении покупной цены, возмещении расходов по устранению недостатков товара, возврате денег), или в течение 14 дней (при заявлении требований о замене недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, безвозмездном устранении недостатков, а также при необходимости проведения экспертизы). Потребитель вправе возвратить товар ненадлежащего качества без потребительской тары (упаковки); 1.6. возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара, недостаточной и недостоверной информации о товаре. 2. Продавец обязан: 2.1. реализовывать качественные и безопасные товары, надлежащей комплектности и количества; 2.2. предоставлять потребителю сведения: на вывеске и (или) информационной табличке — о своем наименовании (фирменном наименовании), наименовании торгового объекта, его режиме работы, для торговых объектов общественного питания — также их тип и наценочную категорию; в торговом объекте — о номере, дате получения лицензии, сроке ее действия, и органе ее выдавшем; через ценники, маркировку, этикетки, документацию, прилагаемую к товарам, листы-вкладыши — о наименовании товара, основных потребительских свойствах товара, цене товара и условиях приобретения, гарантийных сроках, сроках годности или сроках хранения, сроках службы, дате изготовления, наименовании и месте нахождения изготовителя, импортера, представителя, ремонтной организации, правилах и условиях эксплуатации, количестве или комплектности товара, иные сведения, которые в соответствии с законодательством или заключенными договорами обязательны для предоставления потребителю, в том числе относящиеся к договору сведения по просьбе потребителя; при реализации конфискованного или обращенного в доход государства иным способом товара потребителю должна быть предоставлена информация о том, что товар является конфискованным или обращенным в доход государства; в местах продажи соответствующих товаров — перечни товаров (при условии торговли этими товарами), утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»: Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату; Перечень технически сложных товаров, при обнаружении существенных недостатков которых (существенного нарушения требований к их качеству) потребитель вправе требовать их замены; Перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий и составных частей основного изделия, которые по истечении определенного срока могут представлять опасность для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды, срок службы которых обязан устанавливать изготовитель; Перечень товаров длительного пользования, на период устранения недостатков или замены которых потребителю безвозмездно не предоставляется аналогичный товар; Положение о порядке предоставления потребителю на период ремонта или замены товара длительного пользования безвозмездно во временное пользование аналогичного товара; 2.3. создавать условия для примерки, проверки работоспособности, комплектности, количества приобретаемых товаров; 2.4. осуществлять расчеты за товары как наличными деньгами, так и в безналичном порядке; 2.5. выдавать потребителю кассовый (товарный) чек либо иной документ, подтверждающий оплату товара; 2.6. обеспечивать передачу товара потребителю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы, за исключением продовольственных товаров, предварительно расфасованных продавцом в одноразовые упаковочные материалы (полиэтиленовые пакеты, коробки, стаканы и другие), использование которых допускается техническими нормативными правовыми актами, без герметичной упаковки. По требованию потребителя продавец обязан передать такой товар в бесплатной упаковке; 2.7. обслуживать потребителя в установленное время работы торгового объекта. Обслуживать потребителей, имеющих на руках кассовые и товарные чеки, а в магазинах самообслуживания — отобранный товар; 2.8. предоставить потребителю по его требованию книгу замечаний и предложений; 2.9. обеспечить обслуживание вне очереди потребителей, которым предоставлены льготы по торговому обслуживанию. 3. Запрещается: 3.1. реализовывать товар по истечении установленного на него срока годности и (или) срока хранения, срока службы, а также товара, на который должен быть установлен срок службы, срок годности и (или) срок хранения, но не установлен; 3.2. обусловливать приобретение товара обязательным приобретением других или обязательным оказанием услуг в связи с его продажей, за исключением случаев, когда товар по техническим требованиям не может быть собран и (или) установлен (подключен) без участия соответствующих специалистов; 3.3. предоставлять дополнительные платные услуги потребителю без его согласия. 4. Защита прав потребителей: 4.1. государство обеспечивает потребителям защиту их законных интересов через уполномоченные государственные органы в пределах их компетенции, а также суд; 4.2. в случае конфликта Вы можете обратиться:

Собственник торгового объекта (наименование юридического лица, Ф.И.О. руководителя; Ф.И.О. индивидуального предпринимателя) Адрес Телефон Директор (заведующий) торгового объекта Адрес Телефон Орган управления, выдавший специальное разрешение (лицензию) на розничную торговлю Адрес Телефон Управление (отдел) торговли и услуг местного исполнительного и распорядительного органа Адрес Телефон Уполномоченный по защите прав потребителей местных исполнительных и распорядительных органов Адрес Телефон

Источник: http://buhgalter.by/topic/6249/

Как оформить уголок потребителя?

Руководитель любого объекта, который осуществляет торговую деятельность или предоставляет услуги, обязан обеспечить оформление уголка потребителя в соответствии с действующими требованиями. Такая норма предусмотрена на законодательном уровне, а ее нарушение влечет за собой административную ответственность.

Как должен выглядеть уголок потребителя?

Уголок потребителя — это информационный стенд, который должен содержать сведения, предусмотренные законодательством. К его размеру, форме и дизайну не предъявляется конкретных требований.


Бесплатная юридическая консультация:

Естественно, что наглядное пособие такого назначения должно выглядеть строго, официально и презентабельно. Его основной фон, шрифт и другие параметры должны гармонировать с общей стилистикой интерьера. Но, к тому, что должно быть в уголке покупателя, предъявляются определенные требования.

Размещенная информация должна быть актуальной и достоверной. Поэтому перед тем, как оформить уголок покупателя, необходимо тщательно изучить законодательную базу или воспользоваться юридической консультацией.

Пунктом 10 ПКМУ от 15.06.2006 № 833 предусмотрены требования к уголку потребителя в плане информационного содержания.

Согласно действующей норме, на нем должна находиться следующая

  • информация и материалы:
  • полное название компании;
  • копии устава, регистрационного свидетельства;
  • копии лицензии на торговлю определенным товаром;
  • копии торгового патента;
  • книга отзывов и предложений;
  • контактные данные госоргана защиты прав потребителей.

Кроме того, на стенде обязательно размещается текст отдельных статей Закона Украины № 1023 ХII, которые регламентируют порядок возврата или обмена товар, определяют права покупателя. Кроме обязательных сведений, компания может размещать информацию рекламного характера, перечень предоставляемых услуг.


Бесплатная юридическая консультация:

Рекомендуется размещать такие стенды в районе центральной витрины и кассового аппарата или в другом доступном для обозрения месте. Для удобства покупателей и максимального информационного наполнения можно использовать специальные карманы-книжки, в которые помещаются многостраничные документы.

Дизайн – студия «Ход Конем» предлагает качественные, долговечные и современные стенды для оформления уголка в супермаркет, аптеку, химчистку. Вы можете заказать изделие любой формы, указать количество, параметры и размещение ячеек. У нас – лучшие цены на услуги и быстрая доставка по Украине.

Источник: http://hodkonem.com.ua/kak-oformit-ugolok-potrebitelya/

Уголок покупателя: требования, документы, макет

Что должно быть обязательно на «Уголке покупателя», в каких случаях он необходим, какие выдвигаются требования к документам? Рассмотрим подробнее эти вопросы в данной статье.

Если Вы занимаетесь торговлей, ресторанным бизнесом или оказываете услуги, то у Вас в заведении (магазине, офисе) обязательно должен быть стенд «Уголок покупателя» со следующей информацией:


Бесплатная юридическая консультация:

  • название фирмы;
  • книга отзывов и предложений;
  • адрес и номера телефонов органов, которые обеспечивают защиту прав потребителей;
  • свидетельство о регистрации, торговый патент, лицензия, сертификаты соответствия (в зависимости от деятельности);
  • Закон Украины «О защите прав потребителей».
Такие требования определены пунктом 10 Постановления КМУ от 15.06.2006 р. N 833 «Об утверждении Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания на рынке потребительских товаров»: «…наличие на видном и доступном месте уголка покупателя, в котором размещается информация о наименовании собственника или уполномоченного им органа, книга отзывов и предложений, адреса и номера телефонов органов, которые обеспечивают защиту прав потребителей…»

Если Вы оказываете услуги населению, то уголок потребителя должен дополнительно содержать следующую информацию:

  • цены и тарифы на услуги, материалы и изделия;
  • гарантийные обязательства исполнителя услуг;
  • образцы материалов и изделий, если они входят в Ваш прайс;
  • перечень нормативных документов, в которых содержатся требования к Вашим услугам;
  • информация о работниках, которые обслуживают заказчика, и категории граждан, которые могут воспользоваться льготами в получении услуг.

Стенд должен обязательно иметь название «Уголок покупателя» («Куточок споживача»), располагаться на видном месте, доступном и удобном для чтения. Книга отзывов и предложений должна располагаться так, чтобы посетитель легко мог достать ее в случае необходимости.

Уголок покупателя может также содержать какую-либо рекламу ваших услуг в качестве информации. Например, визитки, флаера, буклеты для посетителей. Ведь если уже изготавливать стенд для потребителей, то никто не запрещает добавить туда площади для рекламы и таким образом дополнительно повышать эффективность продаж.

Наше рекламное агентство изготавливает информационные стенды «Уголок покупателя» по индивидуальным размерам и макетам из пластика, дерева или металла. Стенд может быть оборудован плоскими и объемными прозрачными карманами для документов, книги отзывов и предложений, прозрачными/цветными карманами для визиток или флаеров.

Источник: http://www.artmarket.od.ua/ugolok-pokupatelya-trebovaniya-dokumenty-maket/


Бесплатная юридическая консультация:

Плакат о правах потребителя

Подведены итоги первого этапа конкурса графического дизайна плакатов и видеороликов на тему защиты прав потребителей финансовых услуг «ХочуМогуЗнаю». Конкурс проводится в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Целью «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» является повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения ответственного отношения к личным финансам и разумного финансового поведения, а также совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг.

Конкурсантам было предложено представить плакаты и видеоролики по темам «Банковская карта», «Потребительский кредит», «Микрофинансирование» или предложить свою тему. На первый этап конкурса, который проводился с начала марта нынешнего года, поступило свыше трехсот работ, посвященных разумному и ответственному финансовому поведению.

В состав жюри конкурса вошли руководитель Роспотребнадзора Анна Попова; директор Департамента международных финансовых отношений Минфина России, директор Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Андрей Бокарев; координатор социальных программ Всемирного банка в России Сорен Неллеманн; региональный представитель CGAP по Восточной Европе и Центральной Азии Ольга Томилова и эксперт в области графического дизайна, издатель серии книг о графическом дизайне «КАК надо» Мария Кумова.

Жюри определило финалистов, оценив работы дизайнеров-профессионалов и студентов творческих вузов из 47 городов России. В награду победитель первого этапа конкурса получил бесплатное обучение в одной из известнейших школ дизайна, призеры также получили памятные призы и подарки.

Первое место присуждено Екатерине Чураковой, Санкт-Петербург. С помощью игры слов автор раскрывает актуальную тему рисков получения «быстрых денег» от микрокредитных организаций, используя образы купюр с историческими видами Красноярска и Москвы (номиналом 10 и 100 рублей соответственно). Поддаваясь агрессивной рекламе и желанию получить «скорую финансовую помощь», заемщики часто не осознают, что за пользование микрозаймом, визуально представленным «красноярской банкнотой», он будет вынужден расплачиваться большими «московскими» процентами.

Бесплатная юридическая консультация:

Второе место заняла Вера Попова, Липецк. «В детстве всё было проще», – говорится на этом плакате, представляющем собой противопоставление «взрослого» мира финансов детской игре в магазин, где в качестве денег используются листья. На современном рынке финансовых услуг потребитель должен рационально планировать личные расходы, выделяя не более трети на обслуживание кредита.

Третье место разделили несколько участников, среди которых Алиса Дерягина из Омска. Она предложила задуматься над серьезной финансовой проблемой в юмористической форме: «Сколько стоит твой кредит?», – такой вопрос обращен к беспечному заемщику, буквально погребенному в магазинной тележке под грудой процентов.

Также третье место жюри присудило группе авторов из Санкт-Петербурга: Николаю Недашковскому, Андрею Головину, Виктору Фицнеру и Марии Демченко. Их лаконичный плакат призывает тщательно изучить финансовый продукт, прежде чем решиться на его приобретение. Под черным силуэтом цифры ноль угадывается скрытая красная восьмерка: этот образ призван проиллюстрировать, как предлагаемый «нулевой процент» может превратиться в обременительные кредитные обязательства при невнимательном чтении условий договора.

Третье место присуждено и москвичке Надежде Андриановой, которая в двух представленных на конкурс плакатах использовала художественный прием оптической иллюзии, побуждая будущих потребителей финансовых услуг не поддаваться иллюзиям в реальности. Надежда обращает внимание на то, что многие заемщики не осознают реального соотношения основной суммы долга и процентов на разных стадиях выплаты кредита, и, пренебрегая тщательным изучением кредитного договора, рискуют столкнуться с последствиями чрезмерной закредитованности в течение гораздо более долгого времени, чем требуется для принятия ответственного решения. Удачное графическое решение позволяет по-новому взглянуть на эти проблемы.

Жюри также отметило специальным призом работу Данилы Шороха из Москвы. Минималистический стиль его плаката, выполненного в виде абсолютно белого листа, привлекает внимание к надписи мелким шрифтом, помещенной в нижнем углу: «Чтобы ваш карман не стал таким же пустым, как этот лист, внимательно читайте кредитный договор».

В номинации «Видеоролик» жюри решило не присуждать 1-е и 3-е места, но отметило призом за второе ме сто Марию Живилову и Дарью Шипунову из Екатеринбурга. Эти авторы обратились к теме неполного раскрытия потребителю информации и излишней доверчивости при принятии им решения об оформлении кредитной карты.


Бесплатная юридическая консультация:

Все работы, прошедшие предварительный отбор, опубликованы на сайте конкурса (http://хочумогузнаю.рф). Конкурс будет продолжен летом и осенью 2015 года, когда состоятся второй и третий этапы.

© « Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» 2018

Почтовый адрес: Вадковский переулок дом 18, строение 5 и 7г. Москва,

Телефон для справок: Электронная почта

Источник: http://rospotrebnadzor.ru/region/rss/rss.php?ELEMENT_ID=3727


Бесплатная юридическая консультация:

Юридическая консультация в Беларуси

Министром торговли подписан приказ об утверждении текста плаката «О правах потребителя». Этот плакат будет размещен на информационных стендах в торговых объектах. В нем, в частности, в соответствии с новой редакцией Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», подробно и популярно пояснены права потребителя и обязанности продавца при покупке и продаже качественного и некачественного товара. Планируется, что благодаря плакату покупатель сможет быстро сориентироваться в законодательстве.

Чек и потребительская упаковка – необязательны

В случае приобретения товара ненадлежащего качества , если его недостатки не были оговорены продавцом, в течение гарантийного срока или срока годности, в отношении к товарам, на которые гарантийные сроки составляют менее двух лет – на протяжении двух лет на свой выбор потребитель может потребовать: замены некачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного снижения покупательской стоимости товара; неотложного бесплатного устранения недостатков товара; расторжения договора розничной купли-продажи и возвращения выплаченной за некачественный товар денежной суммы.

Упомянутые требования подлежат удовлетворению продавцом неотложно или в течение 7 дней (при заявлении требований о снижении покупательской стоимости, компенсации расходов на исправление недостатков товара, возвращение денег), или на протяжении 14 дней (при заявлений требований по замене некачественного товара товаром надлежащего качества, бесплатного устранения недостатков, а также при необходимости проведения экспертизы).

Потребитель имеет право вернуть товар ненадлежащего качества без потребительской тары (упаковки). Также он имеет право на компенсацию в полном объеме потерь, вреда, нанесенных из-за недостатков товара, недостаточной и неправдивой информации о товаре.


Бесплатная юридическая консультация:

А упаковку для товара хочу бесплатно!

Потребитель будет знать, какие обязанности у продавца. Последний, скажем, должен предоставить ему сведения: на вывеске и (или) информационной табличке – о своем названии (фирменное название), наименовании торгового объекта, его режиме работы, для торговых объектов – также их тип и наценочную категорию; в торговом объекте – о номере, дате получения лицензии, сроке ее действия, органе, ее выдавшей; посредством ценников, маркировке, этикетке, документации, прилагаемой к товару, листке-вкладыше – о наименовании товара, основных потребительских свойствах товара, цене товара и условиях приобретения, гарантийных сроках, сроке годности, сроке службы, дате изготовления, названии и месте нахождения производителя, импортера, представителя ремонтной организации, правилах и условиях эксплуатации, количестве и комплектности товара, другие сведения, которые в соответствии с законодательством или заключенными договорами обязательны для предоставления потребителю, в том числе сведения, относящиеся к договору по просьбе потребителя; при реализации конфискованного или возвращенного в доход государства иным способом товара потребитель должен быть проинформирован на счет того, что товар является конфискованным или возвращенным в доход государства.

Также продавец должен предоставить потребителю сведения о перечне товаров длительного пользования, в том числе изделиях входящих в комплект и составляющих основного изделия, которые по истечении определенного срока могут быть опасными для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды, срок службы которых должен определять производитель. Создавать условия для примерки, проверки работоспособности, комплектности, количества приобретаемого товара; вести расчеты за товары как наличными деньгами, так и в безналичном порядке.

Продавец должен обеспечить передачу товара потребителю в упакованном виде без дополнительной платы за нее, за исключением пищевых товаров, предварительно расфасованных продавцом в одноразовые упаковочные материалы (полиэтиленовые пакеты, коробки, банки и прочее), использование которых допускается техническими нормативными правовыми актами, без герметичной упаковки. По требованию потребителя продавец обязан передать такой товар в бесплатной упаковке.

Государство – на защите прав потребителя


Бесплатная юридическая консультация:

Такая защита законных интересов потребителя осуществляется через уполномоченные органы в рамках их компетенции, а также через суд. На плакатах будет информация, куда потребитель может обратиться в случае конфликта. В частности, будут сведения о: владельце торгового объекта (наименование юридического лица, фамилия руководителя и индивидуального предпринимателя), директоре (заведующем) торгового объекта, органе управления, выдавшем специальное разрешение (лицензию) на розничную торговлю, управлении (отделе) торговли и услуг местного исполнительного и распорядительного органа, уполномоченного по защите прав потребителей местного исполнительных и распорядительных органов – с адресами и телефонами во всех случаях.

Источник: http://www.bel-jurist.com/page/shop-poster

Плакат о правах потребителя

Могилевский городской исполнительный комитет

Управление торговли и услуг горисполкома почтовый адрес:, ул Первомайская, 28а, г. Могилев тел./факс: +68

Книга замечаний и предложений управления торговли и услуг Могилевского горисполкома находится в каб. 604. Ответственный за ведение — главный специалист Насытка Ирина Владимировна, тел..

Подача электронных обращений в управление торговли и услуг Могилевского городского осуществляется через специальную рубрику на официальном сайте Могилевского горисполкома.


Бесплатная юридическая консультация:

Актуально для субъектов хозяйствования

Рекомендации по оформлению в торговых объектах информации для потребителей

1. В целях обеспечения права потребителя на информацию о товарах и продавцах в торговых объектах обеспечивается размещение информационных стендов «Информация для потребителей» в доступном для потребителя месте.

2. На информационных стендах размещается следующая информация: 2.1. в торговых объектах:

  • наименование (фирменное наименование) и место нахождения собственника торгового объекта, телефон, фамилия, собственное имя, отчество руководителя собственника торгового объекта, а если собственником является индивидуальный предприниматель — его фамилия, собственное имя, отчество, а также информация о его государственной регистрации и наименовании органа, осуществляющего государственную регистрацию;
  • информация о специальных разрешениях (лицензиях) на все виды осуществляемой им деятельности, связанной с продажей товаров, которые подлежат лицензированию, с указанием номера специального разрешения (лицензии), срока действия, органа, выдавшего специальное разрешение (лицензию);
  • телефон, фамилия, собственное имя, отчество руководителя торгового объекта;
  • адрес и телефон «Горячей линии» местного исполнительного и распорядительного органа, действующего на территории, на которой находится объект;
  • телефон уполномоченного по защите прав потребителей местного исполнительного и распорядительного органа, действующего на территории, на которой находится объект;
  • плакат «О правах потребителя»;
  • перечень категорий потребителей, имеющих право на обслуживание вне очереди;
  • книга замечаний и предложений либо информация о месте ее нахождения и ответственном лице за ее ведение;

2.2. в торговых объектах, осуществляющих торговлю продовольственными товарами, дополнительно размещается:

  • адрес и телефон органа государственного санитарного надзора, осуществляющего контроль в отношении таких объектов;
  • информация о запрете продажи несовершеннолетним в возрасте до 18 лет алкогольных и слабоалкогольных напитков, пива, табачных изделий, а несовершеннолетним в возрасте до 15 лет — также спичек, зажигалок;

2.3. в торговых объектах, осуществляющих общественное питание, дополнительно размещается:

  • адрес и телефон органа государственного санитарного надзора, осуществляющего контроль в отношении таких объектов;
  • информация о запрете продажи несовершеннолетним в возрасте до 18 лет алкогольных и слабоалкогольных напитков, пива, табачных изделий, а несовершеннолетним в возрасте до 15 лет — также спичек, зажигалок;
  • информация о том, что вход в рестораны, кафе может быть прекращен за 30 минут, в другие торговые объекты общественного питания — за 15 минут до их закрытия;

2.4. в торговых объектах, осуществляющих торговлю непродовольственными товарами, дополнительно размещается:


Бесплатная юридическая консультация:

  • информация о запрете продажи:
      — несовершеннолетним в возрасте до 18 лет игральных карт, а несовершеннолетним в возрасте до 15 лет — также зажигалок, ядохимикатов и горючих жидкостей, пиротехнических изделий; — перечень доброкачественных непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденный в установленном порядке Правительством Республики Беларусь; — информация о том, что реализованный конфискованный товар обмену и возврату не подлежит, претензии по качеству товара продавцом не принимаются.

3. В случае невозможности размещения информационных стендов в торговых объектах информация, указанная в пункте 2 настоящих рекомендаций, размещается иным способом в доступном для потребителя месте.

4. В местах продажи товаров в доступном для потребителя месте также размещается: 4.1. в торговых объектах, осуществляющих торговлю продовольственными товарами:

  • сроки хранения особо скоропортящихся товаров;
  • графики завоза хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молочной продукции;

4.2. в торговых объектах, осуществляющих торговлю непродовольственными товарами:

  • рыболовных снастей и сетематериалов без предъявления выданного в установленном порядке разрешения (путевки) на осуществление платного любительского рыболовства орудиями лова из сетематериалов;
  • гарантийные сроки для сезонных товаров.

5. По усмотрению собственника торгового объекта до сведения потребителей доводится иная информация.

6. Информация доводится до сведения потребителей на белорусском или русском языке.


Бесплатная юридическая консультация:

© Могилевский городской исполнительный комитет Официальный сайт

При перепечатке материалов ссылка обязательна

Источник: http://mogilev.gov.by/rekomendatsii-po-oformleniyu-v-torgovykh-ob-ektakh-informatsii-dlya-potrebitelej.html

Анализируем закон о запрете рекламы табачных изделий

Мелкие ограничения табачной рекламы, которые существовали до сих пор и позволяли табачным компаниям занимать другие ниши, чтобы рекламировать свой продукт, стали пережитком прошлого — Законом №3778-IV предусмотрен полный запрет рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий.

16 сентября 2012 г. вступил в силу закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно запрета рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий» №3778-IV (далее — Закон № 3778-IV). Этим документом, в частности, предусмотрен запрет на размещение информации о производителях табачных изделий в местах, где они реализуются или предоставляются потребителям, в т. ч. на элементах оборудования или оформления мест торговли, за исключением одного плаката размером не больше 40×30 см на одно место торговли, в котором предоставляется текстовая информация о наличии в продаже табачных изделий и ценах на них.

Следует отметить, что действие закона уже ощущается: табачная реклама исчезла из многих прикассовых зон торговых заведений и витрин киосков. Ответственные владельцы бизнеса своевременно выполнили требования законодательства и убрали навязчивую рекламу, и теперь дети и подростки больше не будут видеть ярких плакатов, наклеек и дисплеев, которые пропагандируют сигареты. Рекламы не будет и в интернете — исчезнут баннеры и ролики, которые рекламируют табак.


Бесплатная юридическая консультация:

Зачем нужен запрет?

Табачные корпорации каждый год по каким-либо причинам теряют часть потребителей. Для замены тех, кто перестал курить, нужны новые потребители, а взять их негде, кроме как среди детей и подростков. Одним из могучих средств приобщения их к употреблению табака является реклама. Международные исследования показывают, что чем больше образов табачной рекламы может вспомнить подросток, тем выше вероятность, что через несколько лет он начнет курить. Большинство курильщиков приобретают сигареты одной и той же марки, и им не нужна реклама или другая информация о табачных изделиях, кроме цены. Как показывает опыт стран, где был внедрен аналогичный запрет, продажа табачных изделий уменьшается за счет того, что меньше детей начинают курить, а взрослые бросают эту пагубную привычку.

Так что же запрещено?

Частные мелкие ограничения, которые существовали до сих пор и позволяли табачным компаниям занимать другие ниши, чтобы рекламировать свой продукт, стали пережитком прошлого — Законом №3778-IV вводится полный запрет рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий. К примеру, текст: «курение может вызывать заболевание раком», который, как правило, размещен в нижней части упаковки, также является признаком табачной рекламы. Все материалы и предметы с таким текстом должны быть убраны с торговых объектов. Также запрещается непрямая реклама, такая как надписи «2 пачки + брелок», либо «3 пачки — зажигалка в подарок», яркие наклейки с ценой и пр.

Относительно размещения плаката с текстовой информацией о наличии в продаже табачных изделий отметим, что это не обязательство, а исключительное право торгового заведения. Но этот плакат должен быть только один на все табачные изделия (своего рода прейскурант). Кроме того, там запрещается размещать рисунки, фото и другие графические объекты — исключительно текст с названиями изделий и цен на них.

А вот размещать на витринах торговых объектов упаковки и пачки табачных изделий можно. Однако при этом следует помнить, что Закон №3778-IV запрещает размещение непосредственно на табачных изделиях или их упаковке информации с целью стимулирования продажи табака, в т. ч. рисунков и других изображений, которые не являются частью защищенной торговой марки; адресов веб-сайтов, электронной почты; вкладышей в упаковки табачных изделий; текстовой или графической информации на прозрачной обертке упаковки табачных изделий. И на витринах, соответственно, можно размещать только упаковки, не содержащие запрещенной информации.

Кроме того, в торговых объектах запрещается продажа табачных изделий в наборе с какими-либо другими товарами или услугами, проведение мероприятий по бесплатной раздаче, в т. ч. для маркетинговых исследований и дегустации, обмен табачных изделий на другие табачные изделия или какие-либо товары, работы, услуги.


Бесплатная юридическая консультация:

Учли все детали

Согласно ст. 22 Закона Украины «О рекламе», реклама табачных изделий, знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются табачные изделия, запрещается практически во всех возможных местах. В частности, на радио и телевидении; во всех печатных СМИ; на транспорте; посредством внешней рекламы; с использованием лиц до 18 лет как фотомоделей. Кроме того, такая информация не может размещаться ближе, чем за 300 м в прямой видимости от территории детских дошкольных заведений, средних общеобразовательных школ и других учебных заведений, в которых учатся дети в возрасте до 18 лет. Запрещено также спонсорство мероприятий, предназначенных большей частью для лиц до 18 лет, с использованием знаков для товаров и услуг, под которыми выпускаются табачные изделия и алкогольные напитки.

С вступлением в силу Закона №3778-IV ст. 22 Закона Украины «О рекламе» пополнилась еще некоторыми нововведениями запрещающего характера. В частности, запрещается реклама табачных изделий, знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются табачные изделия, с помощью средств рекламного характера.

Исключение составляют специальные выставочные мероприятия табачных изделий, при условии, что на такие мероприятия допускаются только сотрудники предприятий, которые имеют лицензию на оптовую торговлю табачными изделиями или на их производство.

Запрещается и реклама в интернете — кроме веб-сайтов, предназначенных для совершеннолетних лиц, обязательным условием доступа к котором является предварительная идентификация возраста пользователей. Правда, не совсем понятно, каким образом будет осуществляться проверка такой идентификации и подтверждение возрастной категории.

Проведение мероприятий по обмену табачных изделий на другие товары, работы, услуги; предоставление права на участие в лотерее, игре, конкурсе и других развлекательных мероприятиях, если условием является приобретение табачных изделий, также отныне запрещены. Сюда же относятся и продажа табачных изделий в наборе с любыми другими товарами, которые не связаны с употреблением табачных изделий, и отправка рекламных сообщений неопределенному кругу лиц по почте, электронной почте или средствами мобильной связи.


Бесплатная юридическая консультация:

Согласно ст. 16 Закона Украины «О мероприятиях относительно предупреждения и уменьшения употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения», запрещается размещение информации о производителе табачных изделий или табачных изделиях в местах, где эти изделия реализуются или предоставляются потребителю, в т. ч. на элементах оборудования или оформления мест торговли. Исключение составляет лишь один плакат размером не больше 40×30 см на одно место торговли с текстовой информацией о наличных в продаже табачных изделиях и ценах на них. Также отныне невозможны: проведение мероприятий по бесплатной раздаче, в т. ч. для маркетинговых исследований и дегустации, обмену табачных изделий на другие табачные изделия или товары, работы, услуги; спонсорство телепередач, радиопередач, театрально-концертных, спортивных и др. мероприятий, программ или отдельных лиц, как и спонсорство объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются табачные изделия.

Увидел — пиши жалобу!

За нарушения положений Закона №3778-IV предусмотрены финансовые санкции к субъектам хозяйствования в размере от 30 до 50 тыс. грн за каждый факт рекламы на отдельном рекламном носителе. Контроль за выполнением требований Закона возлагается на Государственную инспекцию по защите прав потребителей. Ее работники должны составлять акты по каждому выявленному факту правонарушений и направлять их руководителям или заместителям руководителей управлений Инспекции в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе, которые и принимают решения о наложении штрафов.

К слову, любой гражданин, столкнувшийся с нарушением запрета, также может обратиться в Госпотребинспекцию с жалобой. Ее необходимо составлять на имя начальника Инспекции по месту проживания с указанием своего адреса. В заявлении указывается супермаркет (магазин, киоск), его адрес, а также описывается само нарушение. А после этих данных необходимо указать следующее: «…что, по моему мнению, является нарушением ст. 16 Закона Украины №2899-IV «О мероприятиях относительно предупреждения и снижения употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения». В связи с изложенным, прошу осуществить проверку вышеуказанного заведения относительно соблюдения требования ст. 16 Закона №2899-IV и привлечь к ответственности виновных лиц в соответствии со ст. 20 Закона №2899-IV за нарушение запрета относительно рекламы, стимулирования продажи и спонсорства табачных изделий. Прошу проинформировать меня о результатах проверки и принятых мерах».

Представители табачной индустрии нервничают

Как было отмечено на пресс-конференции, посвященной вступлению в силу Закона №3778-IV, которая состоялась 17 сентября с. г., общественные активисты добивались принятия этого закона более 2 лет, а представители табачного лобби блокировали его всеми возможными способами. Это легко объясняется, ведь по результатам исследований Всемирного банка, полный запрет рекламы табака сокращает уровень распространения курения до 7%, тогда как частичный запрет приводит к перемещению рекламы в незапрещенные сегменты.

О том, что в свете последних событий представители табачной индустрии начали заметно нервничать, свидетельствует факт попытки внести смягчающие изменения в Закон №3778-IV, даже не дождавшись, пока он вступит в силу. В начале сентября в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №11170, в пояснительной записке к которому утверждается, что некоторые нормы Закона №3778-IV не согласуются с положениями Закона Украины «О защите прав потребителей» — в частности, относительно предоставления информации о товаре и его производителе потребителю. Автор документа заявил, что закон дискриминирует табачную индустрию, и не скрывал, что свой законопроект он подготовил по многочисленным обращениям представителей табачных компаний. Он предлагает сохранить запрет на использование в спонсорстве мероприятий логотипов торговых марок, но разрешить использование логотипов самих производителей.


Бесплатная юридическая консультация:

В свою очередь, специалисты отмечают, что изложенная в законопроекте идея улучшить терминологию является декларативной, и его принятие частично вернет рекламу сигарет. Ведь предложенные изменения полностью меняют значение терминов. В частности, во многих определениях слово «продажи» предлагают заменить на «употребление». Но тогда реклама, предлагающая купить пачку сигарет и принять участие в конкурсе или получить приз, вернется на свои места, ведь она не стимулирует напрямую употребление — только продажи. Кроме того, нормы предлагаемого законопроекта полностью нивелируют нынешний запрет на рекламу в прикассовых зонах супермаркетов, киосках и магазинах, а также возвращают табачным компаниям возможность спонсорства и информационные кампании. Да и на мероприятиях, спонсируемых табачниками, в любом случае кто-то обратит внимание на логотип компании, плюс велика вероятность, что какой-нибудь телеканал случайно засветит спонсорский логотип в эфире.

Очевидно, что табачные компании пытаются хоть как-то прорваться к аудитории, ведь до недавнего времени они в среднем тратили на продвижение порядка 1% операционной прибыли.

«Оцепление» законами

К слову, до конца года в Украине вступают в силу еще два антитабачных закона — с 4.10.2012 появятся упаковки сигарет со специальными цветными изображениями последствий курения (опухоли и др. заболевания), а с 17.12.2012 будет запрещено курить во всех общественных и рабочих местах, включая заведения общественного питания. .Курить будет разрешено только в специально отведенных и хорошо проветриваемых помещениях, размеры которых не должны превышать 10% от общей площади. В правительстве считают, что появление на пачках сигарет фотоиллюстраций последствий курения и запрет курения в помещениях ресторанной индустрии должны усилить тенденции к уменьшению уровня табакокурения.

Впрочем, столь оптимистичный настрой чиновников и общественных организаций разделяют немногие. И это нетрудно понять. Ведь в январе 2009 г. вступил в силу закон, запрещающий курение в учреждениях здравоохранения, учебных, спортивных, культурных заведениях, в залах ожидания на железнодорожных, авто- и аэровокзалах, на территориях детских площадок и т. д., но до сих пор во всех перечисленных местах (и правительственные учреждения не являются исключением) можно встретить множество людей с сигаретами. В том же году заведения общественного питания на законодательном уровне обязали не менее половины своей площади полностью изолировать от табачного дыма, но и этой нормы придерживаются далеко не все.

Очевидно, что одна из главных причин, по которым эти законы не работают — недостаточное наказание за их нарушение. Санкции в виде штрафов и лишение лицензий никого не пугают: по сравнению с прибылью, суммы штрафов мизерные, а получать лицензию нарушители могут снова и снова, поскольку закон этого не запрещает. Поэтому говорить об эффективности антитабачных законов, как действующих, так и еще не вступивших в силу, сегодня не приходится.


Бесплатная юридическая консультация:

Видео путеводитель

Вы знали о том, что права потребителя зачастую нарушаются еще в процессе продажи товара или услуги? О ситуациях из жизни, а также о том, к кому обращаться с жалобами, рассказывается в данном видео.

Подписывайтесь на наш канал на Youtube, чтобы не пропустить новое полезное видео о правах граждан и бизнеса в Украине.

Источник: http://www.prostopravo.com.ua/prava_potrebiteley/stati/analiziruem_zakon_o_zaprete_reklamy_tabachnyh_izdeliy

Права потребителя. Вся информация — на плакате

В декабре 2015 года Министерством торговли утвержден новый текст плаката «О правах потребителей». Подробнее о документе «АиФ» попросил рассказать адвоката адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ» Елену КОРНУШЕНКО.

— Права потребителей, правила продажи отдельных видов товаров установлены в различных актах законодательства. Чтобы потребитель мог в удобной форме узнать о них, Минторг утверждает текст плаката «О правах потребителей», содержащий актуальную информацию.

Управлениям торговли и услуг облисполкомов и Мингорисполкома предписано организовать размещение нового плаката «О правах потребителей» в торговых объектах, объектах общественного питания, в местах, доступных для потребителей.

— О чем говорится в тексте плаката?

— О правах потребителя и мерах по их защите, обязанностях и запретах на действия продавца. В текст включены ответы на вопросы, которые чаще всего возникают у покупателей, посетителей кафе и т.д.

Например, указано: отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в его требовании обменять или вернуть товар надлежащего качества. Вернуть товар ненадлежащего качества можно без потребительской тары (упаковки). Однако продовольственные товары надлежащего качества обмену и возврату не подлежат.

Потребитель имеет право на возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара или недостаточной и недостоверной информации о нём.

Собираем информацию

— Какую информацию о товаре обязан предоставлять потребителю продавец?

— С помощью ценников, маркировки, этикеток, документаций, прилагаемой к продукту, листов-вкладышей, меню и иным способом продавец обязан проинформировать покупателя:

  • о наименовании товара и его основных потребительских свойствах;
  • цене товара и условиях приобретения;
  • гарантийных сроках, сроках годности, сроках службы;
  • дате изготовления;
  • наименовании и месте нахождения изготовителя, импортера, ремонтной организации;
  • правилах и условиях эксплуатации;
  • количестве или комплектности товара.

Также в соответствии с законом или заключенными договорами в обязательном порядке предоставляются иные сведения, в том числе относящиеся к договору, по просьбе потребителя.

Наконец, продавец обязан создавать условия для примерки, проверки работоспособности, комплектности, количества приобретаемых товаров.

Что в меню?

— Что, если посетитель интересуется составом блюд в меню?

— По требованию потребителя ему обязаны предоставить информацию о составе пищевых продуктов, блюд, кулинарных изделий, указанных в меню, способах их кулинарной обработки.

— Может ли ли продавец указывать цену товара в валюте?

— Нет, только в белорусских рублях. Указание цены, например, в рублях и долларах допускается в установленных законом случаях реализации товаров за иностранную валюту.

Упаковка

— Всегда интересует вопрос о плате за упаковку…

— Продавец обязан передавать покупателю товары надлежащего качества в таре и (или) упаковке, за исключением товаров, которые по своему характеру этого не требуют, в определенном наборе (комплект товаров) и комплектности с относящимися к товарам документами и принадлежностями.

Продавец обязан передавать товары в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.

Источник: http://www.aif.by/social/prava_potrebitelya_vsya_informaciya___na_plakate

Организация уголка покупателя

При осуществлении торговой деятельности субъекты хозяйствования должны предоставить потребителям полную информацию как о предлагаемом товаре, так и о себе, что следует из норм Закона Украины от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей). Как правило, для этих целей организовывается уголок покупателя.

Уголок покупателя, информационный стенд или документы в файлах, регламентирующие ведение торговли субъектами хозяйствования, отношения между покупателем и продавцом, обязанности продавца перед потребителями и контролирующими органами, и другая информация есть почти в каждой торговой точке (месте предоставления услуг).

Ранее действовавшим Порядком занятия торговой деятельностью и правилами торгового обслуживания населения, утвержденным постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 108, предусматривалось размещение в уголке покупателя Книги жалоб и предложений, адресов и номеров телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей, этого порядка, извлечения из Закона о защите прав потребителей, ассортиментного перечня товаров, действующих санитарных и ветеринарных правил, правил продажи товаров и другой нормативно-технической документации. Однако с принятием новых правил перечень указанных документов значительно упростили.

Согласно п. 10 Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденного постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833 (далее — Порядок № 833), каждый субъект хозяйственной деятельности обязан обеспечить наличие на видном и доступном месте уголка покупателя и разместить в нем:

  • информацию о наименовании собственника или уполномоченного им органа;
  • адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей;
  • Книгу отзывов и предложений.

Что касается таких документов, как Порядок № 833, Закон о защите прав потребителей, санитарные нормы, ветеринарные документы, правила продажи отдельных видов товаров, то размещать их в уголке покупателя необязательно, главное, чтобы они были в наличии и предоставлялись по требованию потребителя.

Вместе с тем, требование о размещении на видном месте этих или других документов, а также определенной информации может содержаться в специальных нормативных актах.

Размещение информации об органах, обеспечивающих защиту прав потребителей

В уголке покупателя субъекты хозяйствования в обязательном порядке должны размещать адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона о защите прав потребителей защиту прав потребителей в Украине осуществляют центральный орган исполнительной власти, который формирует и обеспечивает реализацию государственной политики в сфере защиты прав потребителей, центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, местные государственные администрации, другие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления согласно закону, а также суды.

Очевидно, что из вышеперечисленных органов, призванных обеспечивать защиту прав потребителей, в уголке покупателя, прежде всего, целесообразно разместить данные территориальных органов Госпродпотребслужбы, местных госадминистраций.

Следует также обратить внимание, что на основании п.п. 3 «б» ч. 1 ст. 30 Закона Украины от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» исполнительным органам сельских, поселковых, городских советов также делегированы контролирующие функции по соблюдению законодательства о защите прав потребителей. Следовательно, кроме основных органов, обеспечивающих права потребителей в уголке покупателя, можно привести адреса и телефоны указанных органов местного самоуправления. При этом наиболее актуальна такая информация будет в сельской местности.

Порядок размещения и ведения книги отзывов и предложений

Одним из требований к организации уголка покупателя является размещение в нем Книги отзывов и предложений. Порядок ее ведения и форма регламентированы Инструкцией о Книге отзывов и предложений на предприятиях розничной торговли и в заведениях ресторанного хозяйства, утвержденной приказом МВЭСторга от 24.06.96 г. № 349 (далее — Инструкция № 349).

Эта инструкция предусматривает обязанность всех предприятий розничной торговли и заведений ресторанного хозяйства независимо от форм собственности вести Книгу отзывов и предложений установленной формы (приложение 1 к Инструкции № 349) для записи покупателями жалоб, предложений, отзывов и замечаний.

Согласно п. 2 Инструкции № 349 Книга отзывов и предложений должна находится на видном и доступном для потребителей месте. При этом в соответствии с требованиями Порядка № 833 таким доступным местом ее размещения является уголок покупателя. Однако следует учитывать, что на предприятиях розничной торговли, которые имеют отделы, Книга отзывов и предложений должна вестись в каждом отделе, а в заведениях ресторанного хозяйства, имеющих несколько залов обслуживания, — в каждом зале обслуживания, в то время как уголок покупателя может быть оборудован один на весь магазин или кафе. В этом случае, кроме размещения Книги в уголке покупателя, дополнительно ее необходимо разместить в каждом торговом отделе или зале на видном и доступном месте.

Любому потребителю, желающему сделать запись в Книге отзывов и предложений, должны быть созданы необходимые для этого условия. При этом запрещается требовать от заявителя предъявления каких-либо документов, удостоверяющих личность, или объяснения причин, которые вызвали необходимость написания жалобы, предложения, отзыва.

Работник предприятия розничной торговли или заведения ресторанного хозяйства, действия которого вызвали нарекание со стороны потребителя, должен не позднее следующего дня сообщить об этом руководителю предприятия или его заместителю и представить письменное объяснение по поводу его возникновения.

Руководитель предприятия или его заместитель обязаны в недельный срок рассмотреть запись, внесенную в Книгу отзывов и предложений, разобраться по существу вопроса и принять необходимые меры по устранению недостатков и нарушений в работе предприятия или по реализации высказанных предложений. При этом руководящее лицо предприятия должно в Книге отзывов и предложений на обратной стороне заявления покупателя сделать запись о принятых мерах и в недельный срок в обязательном порядке направить письменный ответ заявителю по указанному им адресу.

В случае, когда субъект хозяйствования имеет в подчинении несколько предприятий торговли (структурных единиц), а вопрос, поставленный в заявлении потребителя, не может быть решен непосредственно на предприятии, руководитель структурной единицы обязан в недельный срок представить такой вопрос на рассмотрение хозяйствующего субъекта и письменно сообщить об этом покупателю по указанному им адресу.

Руководящие работники субъекта хозяйствования обязаны ежеквартально проверять правильность ведения Книги отзывов и предложений во всех подчиненных ему предприятиях торговли и заведениях ресторанного хозяйства, принимать меры по устранению недостатков и причин, вызывающих жалобы потребителей.

Следует обратить внимание, что Книга отзывов и предложений является документом строгой отчетности. Не полностью заполненная в течение календарного года Книга, является действительной в следующем году. Об этом в ней делается соответствующая запись.

Замена Книги отзывов и предложений на новую должна осуществляться не позднее 5 дней с даты заполнения третьего от конца бланка заявления. При этом полностью заполненная Книга вместе с кратким отчетом о характере жалоб и принятых мерах передается субъекту хозяйствования на хранение, о чем делается соответствующая отметка в журнале (приложение 2 к Инструкции № 349). Срок хранения полностью заполненной Книги — один год.

Следует отметить, что отсутствие на предприятиях розничной торговли и в заведениях ресторанного хозяйства Книги отзывов и предложений, а также несоблюдение порядка ее ведения и рассмотрения заявлений покупателей считается нарушением правил торгового обслуживания населения, что является основанием для привлечения работников предприятия к ответственности согласно действующему законодательству.

Дополнительные требования к организации уголка покупателя

Как было указано выше, кроме вышеперечисленных требований к оформлению и организации уголка покупателя дополнительные требования содержатся в нормативных документах, регламентирующих порядок торговли отдельными группами товаров. Отметим, что большая часть таких нормативных документов еще не приведена в соответствие с Порядком № 833.

При этом перечень дополнительной информации, наличие которой предусмотрено особыми правилами торговли, зависит от:

  • вида осуществляемой торговой деятельности — розничная, комиссионная торговля, продажа товаров по заказу и на дому у заказчика, торговля в рассрочку, торговля на рынках;
  • вида реализуемого товара — продовольственные или непродовольственные, алкогольные напитки, ювелирные изделия, нефтепродукты, аудиовизуальные произведения и фонограммы, охотничье оружие, патроны и порох, антикварные вещи, транспортные средства и номерные агрегаты и т. п.

Например, Правилами комиссионной торговли ювелирными изделиями из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней, утвержденными приказом Минфина от 27.10.2004 г. № 678, выдвигаются требования относительно размещения в торговом помещении на видном и доступном месте извлечений из ст. 14 Закона о защите прав потребителей (п. 1.19).

Согласно п. 15 Правил розничной торговли нефтепродуктами, утвержденных постановлением КМУ от 20.12.97 г. № 1442, субъект хозяйственной деятельности должен оборудовать на АЗС на видном и доступном для осмотра месте уголок покупателя, в котором нужно разместить информацию о наименовании собственника АЗС или уполномоченного им органа, местонахождение и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей, Книгу отзывов и предложений. При этом по требованию потребителя его должны ознакомить с требованиями этих Правил и Закона о защите прав потребителей, а также представить документы, перечисленные в п. 9 указанных Правил.

Правилами работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства, утвержденными приказом Минэкономики от 24.07.2002 г. № 219, в частности, установлено дополнительное требование о размещении в уголке покупателя наглядной информации о расположении в торговом помещении заведения (предприятия) ресторанного хозяйства специально отведенных для курения мест и о вреде, который причиняет человеку курение табачных изделий.

Отметим, что в правилах торговли отдельными видами товаров уголок покупателя может называться также уголком потребителя, что ни в коем случае не влияет на его назначение и порядок оформления.

Поскольку уголок покупателя должен быть размещен в торговом зале магазина, отдела, секции, предприятия общественного питания в доступном для ознакомления потребителей месте, то субъекты торговой деятельности, реализующие продовольственные товары через мелкорозничную торговую сеть (киоски, лотки и т. д.), могут уголок покупателя не оборудовать. Однако при этом в каждом стационарном пункте мелкорозничной торговой сети должны быть санитарные правила и санитарный журнал, а также Книга отзывов и предложений установленного образца, которая предоставляется потребителю по первому требованию, согласно п. 13 Правил работы мелкорозничной торговой сети, утвержденных приказом МВЭСторга от 08.07.96 г. № 369.

Кроме предприятий торговли и заведений ресторанного хозяйства, уголок должен быть организован и на предприятиях бытового обслуживания населения. Согласно п. 7 Правил бытового обслуживания населения, утвержденных постановлением КМУ от 16.05.94 г. № 313 (далее — Правила № 313), в помещении, где производится прием и выдача заказов, на видном и доступном для клиентов месте должны размещаться:

  • Правила № 313;
  • извлечение из Закона о защите прав потребителей в части предоставления услуг;
  • перечень предоставляемых бытовых услуг;
  • информация о полном наименовании исполнителя, его адрес, номера телефонов, Ф.И.О. руководителя (собственника) предприятия;
  • копии свидетельств о государственной регистрации, сертификатов соответствия на услуги, подлежащие обязательной сертификации, а также копии торговых патентов, специальных разрешений (лицензий) на услуги, подлежащие патентованию, лицензированию;
  • образцы материалов и утвержденных в установленном порядке изделий;
  • цены и тарифы на услуги, материалы и изделия;
  • перечень нормативно-технических документов, требованиям которых должны соответствовать услуги;
  • гарантийные обязательства исполнителя услуг;
  • информация о работниках, обслуживающих заказчиков, номера телефонов местных органов исполнительной власти, территориальных органов Госпотребинспекции (на сегодня — территориальных органов Минэкономразвития), перечень категорий граждан, имеющих право на льготы;
  • Книга жалоб и предложений.

Следует отметить, что в Правилах № 313 прямо не предусмотрено оборудование именно «уголка покупателя». Однако, очевидно, что наиболее удобно их разместить в специально организованном месте, которое в сфере бытового обслуживания более корректно назвать «уголком потребителя». При наличии такого уголка с указанной информацией у проверяющих органов не будут возникать дополнительные вопросы.

Таким образом, организовывая уголок покупателя, необходимо учитывать специфику реализуемых товаров и удостовериться, что специальные соответствующие правила торговли не выдвигают никаких особых дополнительных требований, кроме предусмотренных Порядком № 833, или выполнить их, если таковые имеются.

Источник: http://chp.com.ua/all-news/item/47414-organizatsiya-ugolka-pokupatelya

Published by admin