Постановление о мерах усиления борьбы с грызунами

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 августа 2006 г. N 27 «О мерах по борьбе с грызунами и профилактике природно-очаговых, особо опасных инфекционных заболеваний в Российской Федерации»

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г.

Оглавление:

Онищенко, отмечаю, что в Российской Федерации сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, обусловленная высоким уровнем заболеваемости природно-очаговыми и другими особо опасными зоонозными инфекционными болезнями.

Одной из причин сложившейся ситуации является резкий рост численности синантропных грызунов — крыс, мышей, являющихся переносчиками указанных заболеваний.

В Российской Федерации случаи заболевания чумой не регистрируются с 1979 года, однако каждый год на территории природных очагов чумы, общая площадь которых составляет более 80,6 квадратных километров, риску заражения подвергаются более 20 тысяч человек.

В связи с активизацией природных очагов, в 1999 году в ряде регионов страны зарегистрированы заболевания лихорадкой Западного Нила, Крымской геморрагической лихорадкой, лептоспирозом, геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (ГЛПС), туляремией.

Так, в 2005 году в связи с увеличением численности грызунов — основных носителей вируса, зарегистрировано 7330 случаев ГЛПС. В этом же году заболеваемость туляремией возросла в 6,8 раза, общее количество заболевших составило 881 человек.

Наряду с риском распространения инфекционных болезней, грызуны наносят значительный экономический ущерб, связанный с уничтожением и порчей значительного количества сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, повреждением электрических коммуникаций, систем связи, оборудования, инвентаря.

Установлено, что грызуны приобретают эпидемиологическое значение в распространении инфекционных болезней в случае, если их численность превышает 0,5 особи на 1000 квадратных метров площади.

Вместе с тем, в настоящее время численность грызунов значительно превышает эпидемиологически приемлемый показатель.

Так, в Санкт-Петербурге численность грызунов составляет 1,7 на 1000 квадратных метров, в портовых городах Краснодарского края — 7,5, в других городах края — 1,3; в городах Хабаровского края — 5,8; в городах Еврейской автономной области от 16,5 до 8,0 особей на 1000 квадратных метров.

В среднем, заселенность грызунами городов России составляет 2,2 грызунов на 1000 квадратных метров площади, а заселенность портовых городов превышает 5,1 грызунов на 1000 квадратных метров площади.

Причинами сложившейся ситуации являются неудовлетворительное санитарное состояние городов, особенно крупных и портовых, представляющих наибольшее эпидемиологическое значение в связи с большой плотностью населения. В особенности, это города, где не обеспечивается своевременный вывоз мусора и надлежащая санитарная очистка территории. Во многих городах не принимаются меры по совершенствованию системы очистки территории от мусора и бытовых отходов, не соблюдаются графики планово-регулярной очистки территорий, продолжается порочная практика вывоза бытового мусора на несанкционированные свалки, сброс его в реки и другие водоемы. Во многих городах отсутствует комплексная система сортировки, утилизации бытовых отходов, а также обеззараживания биологических отходов.

В настоящее время в стране подвергается переработке лишь 3% бытовых отходов, что создает благоприятные условия для жизнедеятельности грызунов и способствует росту их численности.

Важной причиной роста количества грызунов является отсутствие системной работы по регулированию их численности на объектах жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, пищевой промышленности. Здесь неудовлетворительно осуществляются мероприятия по повышению защищенности объектов, нерегулярно, или совсем не проводятся истребительные мероприятия.

Рост численности синантропных грызунов обусловлен также тем, что в последние 15 лет объем дератизационных мероприятий в стране сократился более чем в 5 раз, не проводится сплошная дератизация на территории городов. Резко сократилась сеть государственных организаций, выполняющих дератизационные мероприятия и численности персонала в них.

Сложившаяся в Российской Федерации эпидемиологическая ситуация и прогноз ее развития свидетельствуют, что дальнейшее увеличение численности грызунов в населенных пунктах приведет к росту числа особо опасных инфекционных заболеваний людей, увеличению экономического ущерба, наносимого грызунами, ухудшению качества жизни населения.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 05.04.1999, N 14, ст. 1650) постановляю:

1. Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, гражданам, осуществляющим хозяйственную деятельность в сентябре-ноябре 2006 года организовать и провести комплекс дератизационных мероприятий, включающий:

— оценку заселенности объекта грызунами;

— обеспечение грызунонепроницаемости объекта путем проведения инженерно-технических, ремонтно-строительных мероприятий;

— проведение санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на обеспечение должного санитарного состояния объекта и прилегающей территории;

— проведение истребительных мероприятий собственными силами или силами специализированных организаций дезинфекционного профиля.

2. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

2.1. Организовать в сентябре-ноябре 2006 года проведение оценки заселенности грызунами объектов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципальных объектов; проведение инженерно-технических, ремонтно-строительных мероприятий с целью обеспечения грызунонепроницаемости объектов; проведение санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на обеспечение должного санитарного состояния объектов и прилегающих территорий; проведение истребительных мероприятий собственными силами или силами специализированных организаций дезинфекционного профиля.

2.2. Обязать руководителей соответствующих служб и организаций независимо от их организационно-правовых форм провести комплекс санитарно-технических мероприятий в целях исключения условий для проникновения и обитания грызунов в зданиях, сооружениях, уделив особое внимание объектам животноводства и птицеводства, зернохранилищам, морским и воздушным портам, железнодорожным вокзалам, таможенным терминалам, продовольственным складам, рынкам продовольственной и непродовольственной торговли, предприятиям пищевой промышленности и общественного питания, лечебно-профилактическим учреждениям, детским дошкольным и школьным учреждениям, объектам жилищно-коммунального хозяйства, подземным коммуникациям, мусорным свалкам и полигонам, кладбищам.

2.3. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий итоги проведения в сентябре-ноябре 2006 года комплекса дератизационных мероприятий.

2.4. Разработать и утвердить региональные программы борьбы с грызунами и профилактики природно-очаговых, особо опасных зоонозных инфекционных заболеваний на г.г., предусмотрев в них создание и совершенствование системы санитарной очистки населенных пунктов и объектов различного назначения, сбора, хранения, переработки бытовых отходов, строительство мусороперерабатывающих предприятий, оснащение объектов охранно-защитными дератизационными системами различного типа.

3. Руководителям управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, главным государственным санитарным врачам Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, Управления делами Президента Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федерального медико-биологического агентства:

3.1. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением комплекса дератизационных мероприятий на объектах, а также за природными очагами чумы, ГЛПС, туляремии.

3.2. Проверить соблюдение требований санитарного законодательства организациями, осуществляющими проведение дератизационных работ, обратив особое внимание на наличие в них подготовленного персонала, специального оборудования и аппаратуры; соблюдение условий хранения и использования средств дератизации.

3.3. Обеспечить организационно-методическую помощь организациям в подготовке и проведении комплексных дератизационных мероприятий.

3.4. Не допускать эксплуатации эпидемиологически значимых объектов, заселенность которых грызунами, по данным учета численности, превышает эпидемиологически приемлемый показатель.

3.5. Регулярно информировать население о санитарном состоянии объектов и территорий населенных пунктов, мерах по борьбе с грызунами, а также по вопросам профилактики природно-очаговых, особо опасных зоонозных инфекционных заболеваний.

3.6. Привлекать для организации и проведения дератизационных мероприятий центры гигиены и эпидемиологии, государственные учреждения и предприятия дезинфекционного профиля.

Потребовать от главных врачей центров гигиены и эпидемиологии, руководителей государственных организаций дезинфекционного профиля обеспечить наличие подготовленного персонала, специального оборудования, аппаратуры, транспорта; соблюдение условий хранения и использования средств дератизации.

3.7. О выполнении настоящего постановления доложить к 1 декабря 2006 г.

4. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 августа 2006 г. N 27 «О мерах по борьбе с грызунами и профилактике природно-очаговых, особо опасных инфекционных заболеваний в Российской Федерации»

Текст постановления размещен на сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Internet (http://www.rospotrebnadzor.ru)

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc//

Постановление о мерах усиления борьбы с грызунами

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О мерах усиления борьбы с грызунами в Республике Алтай

Я, главный государственный санитарный врач по Республике Алтай Л.В.Щучинов, отмечаю, что в Республике Алтай сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, обусловленная активизацией очагов чумы и туляремии; одной из причин сложившейся ситуации является увеличение численности грызунов, являющихся переносчиками данных заболеваний. Несмотря на проводимые в республике дератизационные мероприятия, в управление продолжают поступать обращения граждан на наличие грызунов. Это свидетельствует о том, что по-прежнему страдают организация и качество проведения дератизационных мероприятий, а также недостаточность их объемов.

В целях обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999 года N52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I) ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I) ст. 21, ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6, N 30 (ч. I), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 24, ст. 3069, N 26, ст. 3446, 2013, N 27, ст. 3477, N 30 (ч. I), ст. 4079) и СП 3.5.3.«Санитарно – эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» постановляю:

1. Установить, что на объектах и на транспорте, имеющих особое эпидемиологическое значение (приложение), юридическими и физическими лицами ежемесячно в весенний и осенний периоды года должны проводиться дератизационные мероприятия.

2. Рекомендовать Главам муниципальных образований Республики Алтай:

2.1. Разработать и утвердить муниципальные программы по профилактике природно-очаговых инфекций (далее – ПОИ), предусмотрев в них финансирование необходимых сезонных профилактических мероприятий на территориях населенных пунктов и прилегающей территории, лесопарковых зон, кладбищ, оздоровительных учреждений, мест массового отдыха и пребывания населения.

2.2. Организовывать ликвидацию самопроизвольных свалок, очистку от мусора, сухостоя и других мероприятий, направленных на борьбу с грызунами в черте населенных пунктов и прилегающих к ним лесных массивах.

2.3. Обеспечить проведение работ по обеспечению грызунонепроницаемости общественных и жилых зданий, находящихся в муниципальной собственности и проведение в них дератизационных мероприятий.

2.4. Организовать на подведомственных территориях одновременную дератизационную обработку частных домовладений, прилегающих к природным очагам чумы и туляремии; профилактических дератизационных мероприятий на территориях осенью и весной.

2.5. Информировать Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай о проведенной дератизации на объектах и территориях. Срок: к 10.11.2015.

3. Рекомендовать руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, руководителям садово-огородных кооперативов, гражданам, осуществляющим хозяйственную деятельность обеспечить:

3.1. Надлежащее санитарное содержание административных и производственных зданий и сооружений, территории объектов.

3.2. Организацию и проведение дератизационных мероприятий против мышевидных грызунов на принадлежащей им территории, обеспечение грызунонепроницаемости зданий и построек.

3.3. Проведение профилактических дератизационных мероприятий против мышевидных грызунов на расчищенных территориях осенью и весной.

3.4. Очистку территорий от свалок мусора, не допускать захламление территорий, своевременно удалять и утилизировать бытовые отходы. Срок: до 10.11.2015.

4. Рекомендовать руководителям организаций и учреждений, имеющих летние оздоровительные учреждения (в т.ч. базы отдыха), расположенных в зоне природных очагов инфекционных заболеваний обеспечить:

4.1. Проведение эпизоотологического обследования территории учреждения для определения численности и зараженности мышевидных грызунов ПОИ.

4.2. Расчистку лесных массивов от мусора, валежника, сухостоя, густого подлеска в радиусе 500-метровой зоны вокруг учреждения, приведение указанной территории в лесопарковое состояние и организацию барьерной дератизации 500-метровой зоны с раскладыванием отравленных приманок. Срок: до 10.11.2015.

4.3. Грызунонепроницаемость хозяйственных построек и жилых помещений, а также перед закрытием на зиму — консервацию всех помещений с применением длительно действующих отравленных приманок.

4.4. Возобновление работы в помещениях, законсервированных на зиму, только после проведения грызуноистребительных мероприятий, камерной обработки постельного белья и влажной уборки с применением дезинфицирующих средств, при условии защиты органов дыхания, кожных покровов.

5. Рекомендовать руководителям организаций, осуществляющих проведение дератизационных работ:

5.1. Обеспечить проведение на объектах всех форм собственности истребительных дератизационных мероприятий современными методами и высокоэффективными дератизационными средствами, разрешенными в установленном порядке к применению на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями Санитарных правил СП 3.5.3.«Санитарно-эпидемиологические требование к организации и проведению дератизационных мероприятий».

5.2. Обеспечить контроль эффективности проводимых истребительных мероприятий на объектах и территориях с применением объективных методов контроля (капканы, пылевые площадки и пр.).

5.3. Обеспечить соблюдение условий хранения и использования средств дератизации, ведение учета расхода родентицидов. Срок: постоянно.

6. Рекомендовать Министерству здравоохранения Республики Алтай, руководителям бюджетных лечебно-профилактических организаций Республики Алтай обеспечить:

6.1. Раннее выявление, лабораторную диагностику, своевременную госпитализацию и лечение больных ПОИ, полноту, достоверность и своевременность учета заболеваний ПОИ.

6.2. Подготовку медицинских работников по вопросам эпидемиологии, клиники, лабораторной диагностики и профилактики ПОИ. Срок: до 10.11.2015

6.3. Работу по гигиеническому обучению населения о мерах профилактики ПОИ в средствах массовой информации.

7. Главному врачу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай» (Г.С. Архипов):

7.1. Обобщить полученные сведения об оценке заселенности грызунами объектов, а также эффективности проведенных дератизационных мероприятий на территории республики и информировать Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай. Срок: к 24.11.2015.

7.2. Обеспечить участие в работе по гигиеническому воспитанию населения по вопросам профилактики ПОИ, организации и проведения дератизационных мероприятий.

8. Директору ФКУЗ «Алтайская противочумная станция» Роспотребнадзора (Е.П. Михайлов) обеспечить:

8.1. Постоянный мониторинг за эпизоотологическим состоянием природных очагов инфекционных заболеваний с определением численности и зараженности грызунов.

8.2. Постоянную готовность лабораторий ФКУЗ «Алтайская противочумная станция» Роспотребнадзора для приема и исследования материала от больных ПОИ или подозрением на ПОИ;

8.3. Участие в работе по гигиеническому воспитанию населения по вопросам профилактики природно-очаговых, организации и проведения дератизационных мероприятий.

9. Начальникам отделов Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай, начальникам территориальных отделов Управления:

9.1. Усилить на поднадзорных территориях проведение контрольно-надзорных мероприятий, привлекать к административной ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц учреждений, организаций, не выполняющих требования санитарного законодательства по профилактике ПОИ.

9.2. Обеспечить контроль за соблюдением требований санитарного законодательства за юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими проведение дератизационных работ.

9.3. С учетом уровня заболеваемости, прогнозом развития эпидемиологической ситуации своевременно выносить вопросы для принятия управленческих решений и разработки адекватных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на рассмотрение заседаний санитарно-противоэпидемических комиссий.

9.4. Обеспечить постоянное представление населению подробной информации о состоянии заболеваемости ПОИ, основных симптомах и мерах профилактики с использованием средств массовой информации.

10. Довести данное постановление до всех заинтересованных лиц.

11. Контроль исполнения настоящего возложить на и.о. заместители руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай Иваницкую Ю.Н. и начальника отдела эпидемиологического надзора Зарубина И.В..

санитарного врача Республики Алтай

Перечень объектов, расположенных на территории Республики Алтай, имеющих особое эпидемиологическое значение

1. предприятия пищевой промышленности, общественного питания и организации торговли продовольственными товарами;

2. жилые здания, предназначенные для постоянного проживания или временного пребывания людей, в том числе гостиницы, общежития;

3. медицинские организации;

4. санаторно-курортные организации, дома отдыха, пансионаты и другие;

5. образовательные организации;

6. организации, осуществляющие горячее водоснабжение, организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение;

7. объекты коммунально-бытового назначения;

8. объекты и территории организаций, занимающихся утилизацией бытовых отходов, кладбища, очистные сооружения;

9. объекты и территории организаций, занимающихся внешним благоустройством: санитарной очисткой, уборкой и озеленением населенных пунктов;

10. рекреационные объекты и территории (садоводческие, огороднические и дачные объединения граждан, пляжи, места массового отдыха, туризма, рыбалки, охоты и другие);

11. таможенные терминалы;

12. пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации;

13. автовокзалы, аэропорты;

14. суда морские, речные, воздушные;

15. специализированный автотранспорт, используемый для перевозки продовольственных товаров.

Источник: http://04.rospotrebnadzor.ru/index.php/documents/postanov/.html

Постановление Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу от 22.03.2013 N 2

«О мерах усиления борьбы с грызунами в Санкт-Петербурге»

Документ по состоянию на август 2014 г.

Я, Главный государственный санитарный врач по Санкт-Петербургу И.А.Ракитин, проанализировав эффективность мероприятий в части профилактики природно-очаговых и особо опасных инфекционных заболеваний, установил:

В соответствии с Планом мероприятий профилактик природно-очаговых, особо опасных инфекционных заболеваний и борьбы с грызунами в Санкт-Петербурге на годы, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.03.2011 N 380, в 2012 году в весенний и осенний периоды была проведена двукратная единовременная сплошная дератизация. Общая площадь объектов, подвергнутых дератизации, составилатыс. кв. м. Единовременная дератизация проводилась в четко определенные сроки. Доля освобожденных от грызунов объектов составляет 88,6% от всех строений.

Несмотря на дератизационные мероприятия, проводимые в рамках Плана мероприятий профилактик природно-очаговых, особо опасных инфекционных заболеваний и борьбы с грызунами в Санкт-Петербурге на годы в 2012 г. в Управление поступают обращения граждан на наличие грызунов.

Для повышения результативности проводимых дератизационных мероприятий, во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.08.2006 N 27 «О мерах по борьбе с грызунами и профилактике природно-очаговых, особо опасных инфекционных заболеваний в Российской Федерации», Плана мероприятий по профилактике природно-очаговых и социально значимых инфекционных болезней в Санкт-Петербурге на гг., Плана обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, биологической, химической и радиационной безопасности в период проведения в 2013 году в городе Санкт-Петербурге Встречи Глав государств и правительств «Группы двадцати» и руководствуясь Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предлагаю:

1. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в районах и на транспорте:

1.1. Обеспечить действенный контроль за санитарным состоянием и содержанием объектов территорий районов, обратив особое внимание при проведении проверок на выполнение организациями комплекса дератизационных мероприятий и условий, способствующих снижению заселенности объектов грызунами.

1.2. Принимать исчерпывающие меры административного воздействия, предусмотренные законодательством, в каждом конкретном случае выявления нарушений. Не допускать эксплуатацию объектов особого эпидемиологического риска, заселенность грызунами которых по данным учета численности превышает эпидемиологически безопасный уровень.

1.3. Установить контроль за своевременностью, полнотой информации о заселенности объектов грызунами и эффективностью проведенной дератизации, представленной организациями дезинфекционного профиля.

1.4. Информировать Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу о проведенном комплексе дератизационных мероприятий и принятых мерах административного воздействия.

Срок: о первом этапе к 27.05.2013,

о втором этапе к 07.11.2013.

1.5. Довести данное постановление до сведения организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории города.

Срок: до 30.03.2013.

2. Председателям Жилищного Комитета, Комитета по здравоохранению, Комитета по образованию, Комитета по культуре, Комитета по труду и социальной защите населения, Комитета по благоустройству, Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга рекомендую:

2.1. Обеспечить проведение сплошной единовременной дератизации на подведомственных объектах.

Срок: в период с 22.04.2013 по 21.05.2013,

с 01.10.2013 по 31.10.2013.

2.2. Информировать Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу о проведенной единовременной дератизации на объектах и территории.

Срок: о первом этапе к 27.05.2013,

о втором этапе к 11.11.2013.

3. Председателю Жилищного Комитета:

Обеспечить контроль за деятельностью государственных организаций, осуществляющих содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, обратив особое внимание на соблюдение требований, способствующих грызунонепроницаемости зданий и сооружений.

4. Главам администраций районов Санкт-Петербурга рекомендую:

4.1. До начала дератизационных мероприятий оценить заселенность объектов грызунами силами государственных организаций дезинфекционного профиля.

Срок: до 22.04.2013.

4.2. Обеспечить проведение сплошной единовременной дератизации на объектах и территории административных районов.

Срок: в период с 22.04.2013 по 21.05.2013,

с 01.10.2013 по 31.10.2013.

4.3. Информировать территориальные отделы Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в районах о проведенной единовременной дератизации на объектах и территории.

Срок: о первом этапе к 27.05.2013,

о втором этапе к 07.11.2013.

4.3. С целью определения эффективности результатов проведенных дератизационных мероприятий на объектах и территории осуществить контроль эффективности мероприятий и экспертную оценку силами государственных организаций дезинфекционного профиля. В случае неудовлетворительных результатов провести повторные дератизационные мероприятия.

Срок: май-июнь 2013 г.

5. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную деятельность, рекомендую:

5.1. Провести сплошную единовременную дератизацию подведомственных объектов на основании имеющихся договоров о проведении дератизации с учреждениями дезинфекционного профиля.

Срок: в период с 22.04.2013 по 21.05.2013,

с 01.10.2013 по 31.10.2013.

5.2. Информировать территориальные отделы Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в районах о проведенной единовременной дератизации на объектах и территории.

Срок: о первом этапе к 27.05.2013,

о втором этапе к 07.11.2013.

6. Руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим дезинфекционную деятельность, предлагаю:

Представить в Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу сведения о заселенности объектов грызунами и эффективности проведенных дератизационных мероприятий на обслуживаемой территории.

Срок: о первом этапе к 27.05.2013,

о втором этапе к 07.11.2013.

7. Главному врачу СПб ГБУЗ «Санкт-Петербургская городская дезинфекционная станция», директору ФКУЗ «Северо-Западная противочумная станция» предлагаю:

Обобщить полученные сведения об оценке заселенности грызунами объектов города в весенне-осенний период, а также эффективность проведенных дератизационных мероприятий на территории города и информировать Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу.

Срок: о первом этапе к 29.05.2013,

о втором этапе к 11.11.2013.

8. Директору ФКУЗ «Северо-Западная противочумная станция» предлагаю:

Провести экспертную оценку результатов дератизации на объектах, задействованных в период Саммита, в соответствии с заявками администраций районов.

Срок: май-июнь, август 2013 г.

9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу Башкетову Н.С.

Источник: http://lawru.info/dok/2013/03/22/n.htm

о мерах усиления борьбы с грызунами — Самое интересное в блогах

Как крысятничают крысобои

Крысы в помещении — это мерзко. Нет, не домашние голохвосты с прикольными глазками-бусинками и не двуногие офисные работники. Я про пасюков помойных сейчас. Мало того, что внешне несимпатичные — так ещё и заразу разносят. Разумеется, крыс надо травить. Даже слово такое умное есть — «дератизация».

Вчера на работу позвонила мне мадама из Петербургского центра дезинфекции и дезинсекции и начала рассказывать, что все юридические лица обязаны заключить договор на травлю крыс. Дескать, этот договор — очень важно, без него не пройдём проверку Роспотребнадзора и всё это таким уверенным тоном, что даже я немного засомневалась. Беседовали почти двадцать минут, причём дама всячески выведывала место нахождения организации (бизнес-центр? А как называется? А какая площадь?) и убеждала, что все-все обязаны заключать договор. Не арендодатели, не собственники помещений а все юридические лица, ведущие хозяйственную деятельность. В конце-концов, я предложила прислать мне в мыло нормативку. Дескать, мы почитаем и оценим необходимость заключить этот договор. Разумеется, параллельно полезла сама смотреть, что к чему и почему. И вот что выяснила.

У нас есть три документа, регламентирующих взаимоотношения с грызунами: * Постановление Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу от 22.03.2013 N 2 «О мерах усиления борьбы с грызунами в Санкт-Петербурге» * Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.3.«Дератизация. Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 12.07.2002 * Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Ни один из законодательных актов не содержит требований об обязательном заключении договора, более того, согласно пункту 2.5. СП 3.5.3.администрация объектов, владельцы и арендаторы строений, помещений, транспорта проводят дератизацию своими силами при наличии соответствующих условий или силами специализированных организаций.

Обязательным заключение договора будет только если должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор выдадут предписание о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний (это следует из закона N 52-ФЗ, ст.11 и ст. 50).

И тут мне в почту падает послание от этих самых крысодавов. Открываю я письмо, читаю — и не верю своим глазам: из постановления санврача исчезли слова «рекомендую», «предлагаю». Получается жестко-приказная бумажка. Есть ведь разница восприятия между » юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную деятельность, рекомендую провести сплошную единовременную дератизацию подведомственных объектов на основании имеющихся договоров о проведении дератизации с учреждениями дезинфекционного профиля.» и «юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную деятельность, провести сплошную единовременную дератизацию» Вместо СанПиНа (что было бы логично) указано постановление Онищенко от 29 августа 2006 г. №27 и якобы выдержки из него. В общем, развод лохов на бабки в чистом виде.

Утром мне крысодавы перезвонили. Мол, давайте договор заключать. А я не люблю, когда меня за идиота держат. Спрашиваю, зачем же вы прислали текст постановления, отличный от текста на сайте Роспотребнадзора и в базе КонсультантПлюса? Откуда следует обязанность заключения договора? А мне опять заученным текстом тётя начинает говорить про постановление и проверки. Пришлось ей СанПиН процитировать и объяснить, что налицо введение меня в заблуждение. Оформление договора выгодно только крысопотравочной конторе, которая является коммерческим предприятием (ООО) и в уставе которой первым пунктом стоит «извлечение прибыли». В конце-концов, ООО Петербургский центр дезинфекции и дезинсекции — не единственная организация в городе и всё происходящее попахивает мошенничеством. После этого тётя спешно попрощалась.

А я вот думаю, куда мне деть записи разговоров — в архив, журналистам или, всё-таки, в соответствующие органы наябедничать?

Источник: http://www.liveinternet.ru/tags/%D0%BE%20%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%85%20%D1%83%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B1%D1%8B%20%D1%81%20%D0%B3%D1%80%D1%8B%D0%B7%D1%83%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8/

О мерах по усилению борьбы с мышевидными грызунами

Постановление Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу от 25.04.2005 N2

В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 529 от 06.04.2004 «О мерах по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки в Санкт-Петербурге» в период с 13.04.2004 по 01.06.2004 на территории Санкт-Петербурга была проведена сплошная дератизация. В результате проведенной дератизации отмечено сокращение численности мышевидных грызунов на территории Санкт-Петербурга, что привело к снижению жалоб от населения Санкт-Петербурга (с 44 до 14 обращений в неделю) и улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки. В 2005 году, несмотря на проводимую плановую дератизацию на объектах города, продолжают регистрироваться жалобы населения на наличие крыс (от 4 до 22 обращений в неделю), что требует проведения дополнительных мероприятий по дератизации.

Я, главный государственный санитарный врач по Санкт-Петербургу И.А.Ракитин, во исполнение СП 3.5.3.»Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации», СанПиНа90-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и в соответствии с пунктом 2.6.2 протокола заседания Межведомственной антитеррористической комиссии Санкт-Петербурга от 01.04.2005, в целях усиления борьбы с мышевидными грызунами и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Санкт-Петербурга постановляю:

1. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Санкт-Петербурга (включая объекты здравоохранения, образования и жилищно-коммунального сервиса):

1.1. Провести плановую дератизацию за счет собственных средств в период с 10.05.2005 по 10.06.2005.

1.2. Обеспечить выполнение комплекса мероприятий по грызунонепроницаемости объектов и помещений на всей территории обслуживания (п. 3.3 СП 3.5.3.»Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации»). Срок — до 01.07.2005.

1.3. Осуществлять ежедневную уборку и содержание территории обслуживания в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

1.4. Обеспечить ежедневный вывоз твердых бытовых отходов (п. 2.2.1 СанПиНа90-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»).

1.5. При наличии мусоропроводов и мусороприемных камер на обслуживаемых объектах обеспечить их регулярную очистку с последующим мытьем и дезинфекцией. В случае крайней необходимости в домах, где отсутствует возможность очистки, мойки и дезинфекции, выполнить работы по завариванию клапанов мусоропровода.

1.6. Проводить осушение затопленных подвальных помещений и осуществлять их эксплуатацию в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

2. Заместителям главного государственного санитарного врача по районам Санкт-Петербурга:

2.1. Довести данное постановление до сведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Санкт-Петербурга.

2.2. Обеспечить жесткий контроль за выполнением настоящего постановления на объектах и территориях административных районов.

2.3. В случае невыполнения данного постановления принимать меры административного взыскания в полном объеме.

2.4. Предоставлять информацию по итогам проверок в Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербург в соответствии с приказом от 01.04.2005 N 23 «О повышении эффективности контрольно-надзорных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства». Порядки и сроки предоставления определены приказом.

Главный государственный санитарный врач по Санкт-Петербургу И.А.Ракитин

Источник: http://7law.info/leningradobl/act7b/s501.htm

Постановление администрации города Сочи от 29.09.1997 N 685 “О мерах по усилению борьбы с мышевидными грызунами в городе“

Утратил силу в связи с изданием Постановления Главы г. Сочи от 08.02.2008 N 133.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СОЧИ

от 29 сентября 1997 г. N 685

О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С МЫШЕВИДНЫМИ ГРЫЗУНАМИ

В городе продолжают регистрироваться покусы жителей крысами. Так, в 1996 году было укушено 12 человек. Кроме того, эти животные распространяют такие заболевания, как лептоспироз, чуму, геморрагические лихорадки, сальмонеллез, бешенство, туляремию и др., нанося огромный как материальный, так и моральный ущерб.

Многие организации и учреждения, в том числе и муниципальные ремонтно-эксплуатационные предприятия, отказываются от заключения договоров с городской дезостанцией и отделами профилактической дезинфекции районных центров Госсанэпиднадзора, ссылаясь на финансовые затруднения.

В Законе Российской Федерации “О санитарно-эпидемиологическом благополучии“ говорится: санитарные правила СП 3.5.3.обязательны для соблюдения всеми государственными органами, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами (статья 3).

В целях улучшения санитарного состояния городских территорий и усиления борьбы с грызунами постановляю:

1. Руководителям организаций, учреждений, предприятий коммунальных служб независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности до 10 октября 1997 года заключить договоры с городской дезинфекционной станцией и отделениями профилактической дезинфекции центров Госсанэпиднадзора (по ценам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации) на проведение плановой и профилактической дератизации на всех объектах, во всех объектах, во всех строениях, на огражденных, открытых площадках (овощные базы, автостоянки, автобазы, стадионы, сырьевые животноводческие, мясоперерабатывающие и другие аналогичные предприятия, рынки, виварии и др.).

2. Заключить в те же сроки аналогичные договоры на проведение дератизационных плановых мероприятий в МРЭП, в лечебных, детских, социально-культурных учреждениях, объектах общественного питания.

3. Провести комплекс инженерно — технических мероприятий, согласованных с Госсанэпиднадзором, по защите зданий, коммуникаций и других технических сооружений города от проникновения, гнездования, расселения и миграции грызунов и насекомых.

4. Руководителям администраций районов, учреждений и коммунального хозяйства, жилищных организаций, городского и районных центров Госсанэпиднадзора и ветслужбы взять под личный контроль осуществление работ по очистке городских территорий и улучшению их санитарного состояния, особенно в местах расположения торговых точек, в том числе мелкорозничных, а также предприятий общественного питания и пищевой промышленности. Привлекать к строгой административной, экономической и дисциплинарной ответственности должностных лиц, не обеспечивающих соблюдение установленных санитарных правил и норм.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на главного государственного санитарного врача города Пономарева Л.В., главного врача городской дезинфекционной станции Богорада А.И. и генерального директора муниципальной жилищно-коммунальной фирмы города Шеянова В.М.

Источник: http://zakon-region3.ru/4/116095/

Постановление Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу от 03.03.2010 N 3 «О мерах по усилению борьбы с грызунами в Санкт-Петербурге»

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПО ГОРОДУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 3 марта 2010 г. N 3

О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С ГРЫЗУНАМИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Я, главный государственный санитарный врач по Санкт-Петербургу И.А.Ракитин, проанализировав состояние заболеваемости природно-очаговыми и другими особо опасными зоонозными инфекционными болезнями, установил: В соответствии с Планом мероприятий профилактики природно-очаговых, особо опасных инфекционных заболеваний и борьбы с грызунами в Санкт-Петербурге на годы, утвержденным губернатором Санкт-Петербурга, в 2009 году в весенний и осенний периоды была проведена двукратная единовременная сплошная дератизация. Общая площадь объектов, подвергнутых дератизации, составила кв. м. Единовременная дератизация проводилась в четко определенные сроки. Эффект одновременной обработки максимального количества объектов города был соблюден, что сократило численность грызунов. Положительный эффект, достигнутый в результате единовременных дератизационных мероприятий, проводимых в предыдущие годы, сохранен. В настоящее время количество освобожденных от грызунов объектов составляет 90% от всех строений, регистрируются лишь единичные жалобы от населения на наличие грызунов. Для повышения результативности проводимых дератизационных мероприятий, во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.08.2006 N 27 «О мерах по борьбе с грызунами и профилактике природно-очаговых, особо опасных инфекционных заболеваний в Российской Федерации» и руководствуясь Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

1. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу: 1.1. Обеспечить действенный контроль за санитарным состоянием и содержанием объектов, территорий районов, обратив особое внимание при проведении проверок на выполнение организациями комплекса дератизационных мероприятий и условий, способствующих снижению заселенности объектов грызунами. Срок: постоянно. 1.2. Принимать исчерпывающие меры административного воздействия, предусмотренные законодательством, в каждом конкретном случае выявления нарушений. Не допускать эксплуатацию объектов особого эпидемиологического риска, заселенность грызунами которых по данным учета численности превышает эпидемиологически безопасный уровень. Срок: постоянно. 1.3. Установить контроль за своевременностью, полнотой информации о заселенности объектов грызунами и эффективностью проведенной дератизации, представленной организациями дезинфекционного профиля. Срок: постоянно. 1.4. Информировать Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу о проведенном комплексе дератизационных мероприятий и принятых мерах административного воздействия. Срок: по первому этапу к 25.05.2010, по второму этапу к 05.11.2010. 1.5. Довести данное постановление до сведения организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории города. Срок: до 05.04.2010. 2. Председателям Жилищного комитета, Комитета по здравоохранению, Комитета по образованию, Комитета по культуре, Комитета по труду и социальной защите населения, Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству, Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга рекомендую: 2.1. Обеспечить проведение сплошной единовременной дератизации на подведомственных объектах. Срок: в период с 10.04.2010 по 20.05.2010, с 01.10.2010 по 30.10.2010. 2.2. Информировать Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу о проведенной единовременной дератизации на объектах и территории. Срок: по первому этапу к 23.05

Источник: http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=14292

Принято постановление о мерах усиления борьбы с грызунами в Санкт-Петербурге.

Согласно Постановлению №2 «О мерах по усилению борьбы с грызунами в Санкт-Петербурге» от 03.03.2014 г. , главный государственный санитарный врач по городу Санкт-Петербургу, Ракитин Игорь Анатольевич, предписывает:

Услуги

Контактная информация

  • Санкт-Петербург, Кондратьевский пр., д. 72 лит. А

Последние новости

Комиссия РАН признала гомеопатию лженаукой. Комиссия Российской академии наук по борьбе с лженаукой. Читать далее

Об изменениях в системе проверок Росздравнадзора. Росздравнадзор разделит подконтрольные организации. Читать далее

Требования к обслуживанию медицинской техники. На данный момент не существует федерального закона прямого. Читать далее

Розничная торговля будет приостановлена для всей спиртосодержащей непищевой продукции, за исключением парфюмерии и стеклоомывающих жидкостей, уточнили в ведомстве. На данный момент не существует федерального закона. Читать далее

В России на 30 дней запретили продажу спиртосодержащей продукции. Речь идет о спиртосодержащей продукции бытового назначения. . Читать далее

Источник: http://all-license.ru/novosti/desc36/

Парус Iнтернет-Консультант

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

УтверждаюЗаместитель начальникаГлавного управлениякарантинных инфекцийФедоров Ю.М.05.08.1987 N 26-6/43

Методические указанияпо борьбе с грызунами в жилых домах

1. Общие положения

1.1. Борьба с грызунами в жилых домах является составной частью комплекса дератизационных мероприятий, осуществляемых в населенных пунктах по принципу сплошной систематической дератизации, и должна отвечать этим требованиям.

1.2. Работа по дератизации в городах проводится на основании постановлений Советов Министров АССР или исполкомов городских Советов народных депутатов. Этими постановлениями все учреждения, предприятия, организации, жилищно-эксплуатационные конторы, управления и т.п. обязываются к проведению дератизации собственными силами или заключению договоров с санитарно-эпидемиологическими, дезинфекционными станциями и дезинфекционными станциями по профдезинфекции на хозрасчете.

1.3. В постановлениях /решениях/ должно быть предусмотрено заключение договора независимо от наличия грызунов в данное время. Заказчик /абонент/ обязан перед заключением договора выполнить работы по улучшению санитарно-технического состояния строений, препятствующих проникновению и обитанию в них грызунов.

1.4. При заключении договоров учитывается общая площадь строений, включающая в себя площадь всех квартир, лестниц, площадок, холлов и коридоров, подвалов, технических подполий, чердаков, мусорокамер, подсобных помещений, сараев, гаражей, котельных, бойлерных /в отдельных строениях и встроенных в жилые здания/. Размеры площади устанавливаются на основании паспортов и экспликаций(*).

(*) При проведении в населенных пунктах несплошной дератизации допускается заключение договоров на часть здания и проведение работы по отдельным заявкам.

1.5. Оплата мероприятий, проводимых на основании договоров, осуществляется по расценкам, утвержденным в установленном порядке, на основании заключенных договоров независимо от числа посещений домов дезинфектором путем перечисления ежемесячно или ежеквартально части договорной суммы без предъявления заказчику нарядов.

1.6. В обслуживание жилых домов по дератизации, осуществляемое отделами /отделениями/ профилактической дезинфекции, дезинсекции и дератизации(**) санитарно-эпидемиологических и дезинфекционных станций, входит обследование всего строения, включая контроль его санитарно-технического состояния и санитарного содержания; дача организациям, ответственным эксплуатацию зданий, предложений по улучшению санитарно-технического состояния зданий с указанием конкретных сроков их выполнения; истребительные мероприятия с применением различных средств; контроль эффективности, учет численности; проведение инструктажа и санитарно-просветительной работы.

(**) В дальнейшем именуется отделом /отделением/ профилактической дезинфекции.

Учет работы, проводимой отделом /отделением/ профилактической дезинфекции, осуществляется по форме первичной учетной документации, утвержденной Министерством здравоохранения СССР.

1.7. Одновременно с проведением дератизационных мероприятий в жилых домах и других строениях осуществляют регулярное обследование всей незастроенной территории внутри кварталов и микрорайонов с целью предотвращения заселения домов грызунами. При этом устанавливают места обитания грызунов и объем необходимых истребительных работ. Дополнительная плата с абонентов за проведение работ на незастроенной территории не взимается.

1.8. При обслуживании по дератизации жилых домов отдел /отделение/ профилактической дезинфекции обязан, используя необходимые средства и методы, обеспечить снижение заселенности грызунами и полное освобождение от них строений при условии выполнения заказчиком всех требований и предложений отдела /отделения/ профдезинфекции.

Работа проводится на основании действующих инструктивно-методических и нормативных документов, утвержденных Министерством здравоохранения СССР, с соблюдением мер личной и общественной безопасности. Особое внимание обращают на меры, ограничивающие загрязнение окружающей среды родентицидами.

1.9. Заказчик обязан создать условия, повышающие эффективность проводимых мероприятий, и обеспечить технику безопасности при работе дезинфектора в подвалах и других помещениях.

1.10. Контроль за соблюдением норм и правил по санитарно-техническому состоянию и эксплуатации зданий осуществляют учреждения Государственного санитарного надзора с привлечением персонала отделов профилактической дезинфекции.

2. Особенности обитания синантропныхгрызунов в жилых домах

2.1. Обитание серых крыс в жилых домах.

2.1.1. В многоэтажных (6 и более этажей) жилых домах серые крысы обитают преимущественно в подвалах. При определенных условиях, наряду с подвалами, серые крысы заселяют первые этажи зданий. В отдельных случаях отмечаются следы пребывания крыс и на других этажах вплоть до чердачных помещений. Появление крыс на верхних этажах, как правило, связано с обследованием ими территории и не ведет к стойкому заселению этих этажей.

2.1.2. Благоприятными для существования крыс являются конструктивные элементы здания, в которых используются тепло- и звукоизолирующие прослойки из пенопластов и др. легкопрогрызаемых материалов. Крысы охотно заселяют пространство за подвесными потолками, технические коридоры, другие труднодоступные для человека места.

2.1.3. В домах, снабженных системой мусоропроводов, серые красы обитают в мусорокамерах, подвалах, в связанных с мусоропроводами полостях конструктивных элементов строений. В таких зданиях имеются стабильные источники пищи и убежища, которые расположены в непосредственной близости друг к другу. Одним из факторов, определяющих заселение подвалов серыми крысами, является наличие воды /просачивание вода в стыках труб, затопление подвалов, отсутствие заглушек на трубах канализационной системы/.

2.1.4. При высокой численности крысы обитают около всех мусоропроводов, при низкой — могут отсутствовать около некоторых из них, сохраняясь около тех мусопроводов, где условия существования для крыс особенно благоприятны. При низкой численности крысы ведут скрытный образ жизни, используя внутренние полости конструктивных элементов зданий, и могут выходить в подвальные помещения не ежедневно, а с промежутками в несколько дней. В это время следы на контрольных площадках полностью отсутствуют. Это создает, особенно при кратковременном наблюдении, ложное впечатление об отсутствии крыс и о повторном заселении этого здания крысами при появлении следов их жизнедеятельности.

2.1.5. В домах малой /1-2 этажа/ и средней /3-5 этажей/ этажности без мусоропроводов благоприятные для крыс условия имеются около мусоросборников, в сараях и других строениях, где хранят пищевые продукты или содержат скот. Иногда крысы устраивают норы под асфальтированными контейнерными площадками или на некотором удалении от них.

2.1.6. Территория, на которой обитают крысы, не ограничивается одним строением, а может включать в себя несколько строений и незастроенные участки, использование которых носит регулярный характер.

2.1.7. Поселения крыс представлены группировками, каждая из которых занимает определенную территорию и отличается по численности особей, входящих в ее состав. На занимаемой группировками территории можно выделить зону активности и зону, периодически исследуемую серыми крысами.

Зона активности — это пространство, в котором протекает основная жизнедеятельность обитающей здесь группировки. В этой зоне совершается наибольшее количество передвижений, отлавливается наибольшее количество зверьков, преимущественно здесь поедается приманка. Зона активности в жилых многоэтажных домах приурочена к устьям мусоропроводов.

Зона, периодически исследуемая серыми крысами, характеризуется нерегулярными перемещениями отдельных особей в вертикальном и горизонтальном направлениях в заселенном ими здании, а также в рядом расположенных строениях и на участках открытой территории. В этой зоне резко сокращается число отлавливаемых крыс, уменьшается количество поедаемой приманки, что особенно ярко выражено при низкой численности грызунов.

2.1.8. К увеличению численности крыс приводит плохое санитарно-техническое состояние зданий, захламленность подвалов, наличие в них подсобных помещений, нерегулярная вывозка мусора, нераздельный сбор твердых бытовых отходов, неправильная эксплуатация мусоропроводов.

2.1.9. Численность крыс претерпевает закономерные сезонные изменения, увеличиваясь весной за счет массового выхода молодняка, а осенью — за счет включения в размножение молодняка весенних пометов и притока в отапливаемые помещения мигрантов из открытых стаций и других временных убежищ.

Летом и зимой численность крыс в подвалах снижается. Летом — в результате выселения части крыс в открытые стации; зимой — за счет гибели в условиях пониженной рождаемости.

2.1.10. Динамика численности и размножения крыс определяет сезонные изменения их возрастного состава.

Зимой основную массу составляют взрослые половозрелые зверьки. Весной и осенью, после выхода молодняка, доля взрослых животных резко уменьшается.

В результате неодинаковой поедаемости отравленной приманки крысами разных возрастов /молодняк хуже берет приманку/, эффективность приманочного способа борьбы претерпевает сезонные изменения.

2.2. Обитание домовых мышей в жилых домах.

2.2.1. Домовые мыши заселяют все этажи зданий, подвальные и чердачные помещения. Число помещений, заселенных мышами, варьирует и определяется типом здания, этажностью, местом застройки, сроком эксплуатации здания, качеством выполнения заделочных работ и др.

2.2.2. В многоэтажных домах наиболее заселены нижние этажи зданий /1-2 этажи/, на средних этажах заселенность падает и вновь увеличивается к последнему этажу.

2.2.3. Заселение отдельных групп квартир характеризуется устойчивостью, повторное появление мышей отмечается в одних и тех же квартирах. В этих квартирах мыши отмечаются по нескольку месяцев подряд или с перерывами. Продолжительность перерывов составляет от 1-2 месяцев до нескольких лет.

2.2.4. В квартирах мыши заселяют кухни, ванные и туалетные комнаты, антресоли, а в теплое время года — балконы и лоджии. Обитание мышей в жилых комнатах отмечается редко, обычно при высокой численности.

2.2.5. В случае обитания в одних и тех же помещениях с серыми крысами домовые мыши держатся таких мест, где крысы совершают единичные пробежки. При смещении зоны активности крыс изменяется и используемая мышами территория.

3. Организация и методика дератизационныхмероприятий в жилых домах(*)

(*) При наличии в жилых домах магазинов, предприятий сферы обслуживания, учреждении и т.д. работа в этих встроенных объектах ведется в соответствия с действующими методическими указаниями.

3.1. Основными мероприятиями являются обследование всех строений и незастроенной территории жилого района, проведение истребительных мероприятий и учет эффективности проведенных работ.

3.2. Обследование строений и территории направлено на получение регулярной информации о наличии грызунов и местах их локализации в данное время. При обнаружении грызунов выявляются места их кормежек и гнездования. Обследование ведется с обязательным учетом объективных признаков наличия грызунов. Истребительные мероприятия проводятся только на основании результатов обследования. Целесообразно усилить истребление грызунов в зимние месяцы, когда подвижность грызунов снижена, в группировках преобладают взрослые особи, а интенсивность размножения минимальна.

3.3. Основным объективным методом определения наличия или отсутствия грызунов является использование контрольных и контрольно-истребительных площадок, которые устраивают в виде лотков из картона, фанеры, досок размером 20×30 см. В подвальных помещениях можно наносить материалы, используемые для площадок, на очищенную от посторонних предметов поверхность пола, при необходимости — на путях передвижения крыс /трубы, выступы конструкций — и др./

Для контрольных площадок используют мучные отходы /мучной смет/, тальк, мелкий песок. Родентициды для контрольных площадок не применяют.

Для контрольно-истребительных площадок используют смесь муки или комбикорма с 10% сахарной пудры и 5% зоокумарина /1:200/ для крыс, 15% зоокумарина для мышей или 3% ратиндана /1:200/.

В объектах, где крысы обнаруживаются с перерывами менее чем в 3 месяца, целесообразно рассеивать песок или другие материалы в виде дорожки шириной всм, полностью перекрывающей места передвижения зверьков. Такие дорожки позволяют выявить наличие крыс даже при очень низкой их численности, установить места, где держатся зверьки, пути их перемещения и определить точки раскладки приманки и других средств истребления.

При обследовании используют также орудия лова грызунов, учитывают наличие свежего помета, погрызов, вскрытие затампонированных и притоптанных выходов из нор.

3.4. В результате обследования следует выявить заселение строения, видовой состав обитающих в них грызунов, учитывать строения с периодическим появлением грызунов, а также свободных от них в течение одного года и более.

К числу строений с периодическим появлением грызунов относятся такие, в которых грызуны регистрируются с перерывами более чем в 3 месяца. Строения, где грызуны обнаруживаются с меньшими перерывами, относят к заселенным.

3.5. Обследование заселенных и периодически заселенных строений проводят ежемесячно, свободных более одного календарного года — один раз в два месяца.

3.6. Для рациональной организации истребительных мероприятий в отношении крыс анализируют заселенность обслуживаемого участка с выделением отдельных строений или их групп, длительно заселенных крысами, определяют границы отдельных поселений. При организации мероприятий по борьбе с домовыми мышами анализируют распределение их в строениях и количество заселенных помещений в каждом строении.

3.7. Методика обследования подвальных помещений и мусорокамер.

3.7.1. В домах с мусоропроводами при обследовании подвалов, подсобках помещений, мусорокамер на наличие серых крыс и домовых мышей средства объективного контроля сосредотачивают в области устьев всех мусоропроводов, имеющихся в доме.

3.7.2. В заселенных крысами зданиях обследование проводят с целью уточнения путей их перемещении, наиболее интенсивно используемой территории в данное время. Обследование осуществляют с помощью контрольно-истребительных площадок и дорожек по путям передвижения грызунов из расчета 5 площадок на секцию дома.

В объектах с периодическим появлением крыс обследование осуществляют контрольными или контрольно-истребительными площадками из расчета 10 площадок на секцию; из них 5 площадок располагают вблизи устьев мусоропроводов, а 5 — в некотором удалении от них. В зданиях, где крысы длительно не регистрировались (6 месяцев и более) могут появиться следы их пребывания. Нередко это является результатом «исследовательских рейдов» отдельных зверьков, что не ведет к заселению здания. В таких случаях не следует сразу применять средства истребления, а провести дополнительное обследование в ближайшие 1-3 дня. При повторном обнаружении следов жилой дом считается заселенным, и истребительные мероприятия проводят как в заселенном объекте.

В длительно свободных (более года) зданиях обследование проводят с использованием 5 контрольных площадок на секцию дома.

3.7.3. В подвалах домов без мусоропроводов обследование проводят с помощью контрольных (контрольно-истребительных) площадок, расставляя их черезметров вдоль стен подвала.

3.7.4. При выявлении домовых мышей число контрольных площадок увеличивают в местах их обнаружения для уточнения мест локализации.

3.8. Методика обследования квартир.

3.8.1. Обследование квартир начинают с проведения сплошных обходов, которые наиболее целесообразно приурочить к осенне-зимнему периоду.

При обходах путем опроса жильцов выявляют заселенные мышами квартиры на момент обследования, заселенные в предыдущие годы, а также квартиры, в которых никогда не наблюдалось появление мышей. На учет берутся все квартиры, в которых мыши отмечены в течение последних пяти лет.

Квартиры, в которых обнаружены крысы, учитывают отдельно.

3.8.2. Обследование включает в себя ряд обходов, при которых контролируют ранее не посещенные квартиры и квартиры, взятые на учет. В ходе обследования целесообразно заполнение рабочей карты (см. приложение), которая позволяет получить полную информацию о распределении домовой мыши в квартирах, оперативно анализировать полученные данные и осуществлять целенаправленные истребительные мероприятия. При возникновении в процессе анализа сомнений в заселенности отдельных квартир проводят их дополнительное обследование с применением средств объективного контроля.

Полное обследование квартир проводят за период не более 2-х месяцев, с таким расчетом, чтобы имелись данные о заселенности каждой квартиры дома.

В дальнейшем ежемесячно, по возможности в течение одного дня, проводят обследование всех встроенных в здания объектов, подвалов, мусорокамер, чердаков и т.д., квартир, взятых на учет, с целью получения одномоментной информации целиком о заселенности всего здания.

3.8.3. При обследовании квартир основное внимание уделяется кухне, ванной, туалету, осмотру антресолей и других мест по указанию жильцов.

Наличие грызунов определяется на основания погрызов, помета, результата контроля с помощью пружинных капканов (давилки, ловушки Геро), контрольных и контрольно-истребительных площадок.

3.8.4. Рабочая карта включает схему расположения квартир в доме и результаты обследования взятых на учет квартир.

На лицевой стороне карты изображается схема расположения квартир по этажам и подъездам. Каждая клеточка на схеме нумеруется в точном соответствии с нумерацией и расположением квартир в доме таким образом, чтобы квартиры, расположенные друг над другом, и на схеме располагались одна над другой. Если какие-либо квартиры в доме заняты учреждениями или отсутствуют некоторые номера квартир, то на схеме они помечаются, но соответствующие клеточки не нумеруются. На обратной стороне карта отмечают номера взятых на учет квартир, последний год обнаружения в них мышей, результаты ежемесячного контроля. В последнюю графу заносят номера телефонов квартир для согласования с жильцами времени обработки и обследования.

3.8.5. Результаты обследования дезинфектор отмечает на карте следующим образом: квартиры, никогда ранее не заселенные мышами, помечают зеленым цветом (*), заселенные — красным, заселенные в предыдущие годы — желтым цветом. Квартира, не обследованная еще, остается без пометок.

(*) Для удобства и возможности использования карты в течение нескольких лет никогда не заселенные квартиры отмечаются простым карандашом (проставляется крестик). Через год карта может быть использована вторично после снятия сделанных пометок.

Квартира считается в текущем году заселенной, если хотя бы в одном из посещений в ней были обнаружены мыши. Квартиры, помеченные на схеме красным или желтым цветом, берутся под ежемесячный контроль.

При обнаружении домовых мышей в любом из помещений здания жилой дом считается в данном месяце заселенным.

3.8.6. При поступлении в течение года жалобы от жильцов на наличие грызунов проводят обследование квартиры с применением средств объективного контроля. При обнаружении грызунов квартира берется на учет, при отсутствии следов жизнедеятельности жалоба считается ложной. На ложные заявки дератизационные средства дезинфектору не выдаются.

При поступлении и подтверждении в течение месяца более трех жалоб от жильцов из разных квартир, не взятых на учет, проводится вторичное обследование всего здания.

3.9. При сборе бытовых отходов вне здания обследуют места их временного хранения. При этом учитывают наличие жилых нор, следов грызунов на почве или снегу.

3.10. Методы истребления грызунов.

3.10.1. Основой эффективной борьбы с синантропными грызунами является применение истребительных средств во всех без исключения местах, где при обследовании обнаружены грызуны, и непрерывность этого воздействия.

3.10.2. Истребительные средства в отношении серых крыс применяют в зоне их активности, в отношении домовых мышей — во всех местах их обнаружения.

При изменении мест локализации крыс и мышей средства истребления переставляют в места, где установлена активная жизнедеятельность грызунов в данное время.

3.10.3. В подвалах жилых домов возможно использование родентицидов, разрешенных Министерством здравоохранения СССР, при условии содержания подвалов и мусорокамер под замком, а в квартирах — антикоагулянтов.

3.10.4. В качестве основных применяют приманочный и бесприманочный (опыливание, применение липких масс и др.) способы борьбы с использованием антикоагулянтов (зоокумарин и ратиндан). Применение родентицидов острого действия целесообразно в одном и том же объекте один-два раза в год с интервалом в 6 месяцев при высокой численности грызунов.

Орудия лова — давилки (пружинные капканы), дуговые капканы, верши и др. — применяют в качестве дополнительного средства истребления грызунов.

3.10.5. В заселенных крысами строениях истребительные мероприятия проводят около мусоропроводов, где отмечается наибольшая активность грызунов. Зону активности выявляют по интенсивности заслеженности контрольно-истребительных (контрольных) площадок, которые в зоне активности оказываются полностью или почти полностью заслеженными. В местах единичных проходов крыс истребительные средства не применяет.

По мере снижения численности крыс в процессе дератизации истребительные мероприятия сосредотачивают только вблизи заселенных мусоропроводов, где активность крыс наиболее высока.

В строениях с периодическим появлением крыс, при подтверждении заселенности, истребительные мероприятия проводят как в заселенной строении, в местах с наибольшей заслеженностью контрольных площадок.

3.10.6. Истребление домовых мышей проводят по результатам обследования во всех помещениях, где они обнаружены.

3.10.7. Учитывая разнокачественность (возрастные, половые и индивидуальные различия) группировок серых крыс и домовых мышей, рекомендуется проведение истребительных мероприятий одновременно с использованием 2-3 приманок на разной пищевой основе и бесприманочного способа борьбы. Дополнительно используют орудия механического лова грызунов.

3.10.8. В качестве пищевой основы приманок целесообразно использование долгохранящихся продуктов: мука, зерно, сухая хлебная крошка и т.д.

В сухих местах срок годности мучных приманок составляет не менее полугода, приманок из каши, хлеба с мясным или рыбным фаршемдней. Вареные овощи, фрукты, резаная морковь в условиях тепла и влажности сохраняют привлекательность не более 3-х дней. Приманки из зерна, крупы, сухой хлебной крошки с добавлением растительного масла сохраняются до 10 дней.

3.10.9. На поедаемость приманок влияет:

— место раскладки (наибольшая для крыс — в зоне активности);

— количество точек раскладки приманок. При увеличении числа точек суммарное количество съедаемой приманки увеличивается.

— формы подачи (открыто разложенная приманка поедаемся лучше, чем в кульках);

— пищевая основа и доброкачественность приманки.

3.10.10. Приманки раскладывают открыто, для крыс — порциями погр. (в зависимости от численности) в 4-5 точках на каждый мусоропровод в зоне активности.

По мере поедания приманка добавляется. Если в одних точках приманка поедается, а в других нет, всю приманку сосредотачивают в местах ее поедание.

Для мышей приманку раскладывает открыто, рассыпая ее пог. на контрольно-истребительной площадке с последующим заравниванием во всех местах обнаружения мышек; по мере поедания приманка добавляется.

3.10.11. Одновременно с использованием пищевых приманок проводят обработку нор, щелей, путей передвижения грызунов дустами антикоагулянтов, липкими композициями.

3.10.12. Обработку нор и щелей проводят 1% дустом зоокумарина или 0,5% дустом ратиндана путем:

— пропыливания — обработка дустами антикоагулянтов с помощью специальных опыливателей (РВД-1, ОРВ-1 в др.) ходов нор, расположенных под полом, в перекрытиях, в земле около дома;

— опыливания — обработка нор на небольшую глубину от входных отверстий дустами антикоагулянтов с помощью флаконов с эластичными стенками или других подручных средств;

— закупорки входных отверстий нор тампонами из ваты, пакли и др., опудренными дустами антикоагулянтов;

— обмазки внутренних стенок входных отверстий нор грызунов липкими дератизационными композициями;

— установки у входных отверстий нор грызунов ядовитых покрытий (площадки, опыленные дустами антикоагулянтов, обработанные липкими дератизационными композициями).

3.10.13. Расход дуста на обработку одного входного отверстия крысиной норы составляет: при пропыливанииг., опыливанииг., при тампонировании на один пыжг., для изготовления ядовитого покрытия (одна площадка) — 30 г/кв.м.

При борьбе с домовыми мышами расход дуста для пропыливания и опыливания сокращают в 2 раза.

3.10.14. Для обработки одного входного отверстия норы липкими дератизационными композициями (слоем в 3 мм) обмазывают внутренние стенки отверстий нор, проделанных а плотных материалах (бетон, кирпич, дерево и т.п.) (*).

(*) Методика применения липких дератизационных композиций разработана совместно с ВНИИ Ветеринарной санитарии.

3.10.15. Липкие дератизационные композиции у входных отверстий нор грызунов наносят либо непосредственно на окружающий их материал, либо на подложки из бумаги, картона, фанеры, толя, рубероида и т.д. Использование подложек позволяет переносить ядовитые покрытия с одного места на другое и уменьшает загрязнение обрабатываемой площади родентицидными препаратами.

3.10.16. Длина площадок из дустов и липких композиций — не менее 50 см (50-60 см). Ширина покрытий, устанавливаемых на полу вдоль стен и других преград — 25 см, а наносимых на трубы, выступы строительных конструкций и т.п. соответствует ширине поверхности, используемой зверьками для передвижения по ним. Толщина покрытий липких дератизационных композициймм.

3.10.17. В местах повышенной влажности, а также на трубах и других местах, где применение дустов невозможно из-за намокания и осыпания, используют парафинированные брикеты и липкие дератизационные композиции. В периодически затапливаемых частях подвалов возможно использование кормушек с наиболее долго сохраняющимися приманками, укрепленных на трубах, выступах, карнизах и т.д.

3.10.18. Оценка эффективности проводимых работ осуществляется в соответствии с действующими нормативами и инструктивно-методическими документами Министерства здравоохранения СССР.

Источник: http://cons.parus.ua/map/doc/03LM74E396/Metodicheskie-ukazaniya-po-borbe-s-gryzunami-v-zhilykh-domakh.html

Published by admin