Правила перевозки пассажиров на воздушном транспорте

Правила перевозки пассажиров на Воздушном Транспорте


Бесплатная юридическая консультация:

Согласно статье 101 «Воздушные перевозки» Воздушного кодекса Российской Федерации, внутренняя воздушная перевозка — воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации.

Оглавление:

Международная воздушная перевозка — воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены:

  • — соответственно на территориях двух государств;
  • — на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

Перевозка пассажиров на Воздушном Транспорте регламентируется:

  • — Воздушным Кодексом РФ от 19.09.97
  • — «Федеральными Авиационными Правилами» приказ №82 от 28.06.2007г.

Перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации.

В соответствии со ст. 102 ВК РФ перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.


Бесплатная юридическая консультация:

Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.

Услуги и льготы, предоставляемые пассажирам воздушных судов Перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.

Пассажиром воздушного судна является физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер).

Пассажир воздушного судна имеет право:

  • — проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;
  • — бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы. Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира;
  • — бесплатного, при международных воздушных перевозках — в соответствии с льготным тарифом, перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше двух лет, а также дети в возрасте от двух до двенадцати лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест;
  • — бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.

Порядок предоставления пассажирам воздушных судов услуг и льгот устанавливается федеральными авиационными правилами.


Бесплатная юридическая консультация:

Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Правила определяют условия воздушной перевозки пассажиров, вещей пассажира, включая вещи, находящиеся при пассажире, и ручную кладь, перевозимых на борту воздушного судна на основании договора воздушной перевозки пассажира (далее — багаж), имущества, принятого к перевозке на основании грузовой накладной (далее — груз), права и обязанности перевозчика, других лиц, участвующих в организации и обеспечении воздушных перевозок, а также пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей.

Правила применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру).

Правила перевозчика могут быть изменены им без уведомления пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей при условии, что изменения не применяются к пассажиру, грузоотправителю либо грузополучателю после заключения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.

Источник: http://studwood.ru//tehnika/pravila_perevozki_passazhirov_vozdushnom_transporte

Правила перевозки авиапассажиров

Все правила авиаперевозок в нашей стране регулируются Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1977 г., а также рядом международных соглашений. Главным органом, координирующим воздушные перевозки в России, является Федеральная служба воздушного транспорта (ФСВТ).


Бесплатная юридическая консультация:

Воздушная перевозка пассажира включает в себя период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром.

Внутренняя воздушная перевозка — воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории одного государства.

Международная воздушная перевозка — воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены: соответственно на территориях двух государств; на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

Воздушная перевозка осуществляется на основе заключения договора перевозки пассажира, груза или почты с перевозчиком. Перевозчик — это эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа или почты.

По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также доставить этот багаж в пункт назначения и выдать пассажиру или уполномоченному на получение багажа лицу.


Бесплатная юридическая консультация:

Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиками правилами воздушных перевозок.

Пассажир воздушного судна обязан оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверхустановленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа — и провоз этого багажа.

Каждый договор воздушной перевозки и его условия удостоверяются перевозочными документами, которые выдаются перевозчиком либо его агентами.

К перевозочным документам относятся:

  • · пассажирский билет (Passenger Ticket) — при перевозке пассажира. Он представляет собой документ, удостоверяющий заключение договора воздушной перевозки пассажира и багажа и включающий багажную квитанцию;
  • · багажная квитанция (Baggage Check) — часть билета, на которой обозначено число мест и масса сданного багажа и которая выдается перевозчиком как расписка за багаж, сданный пассажиром;
  • · квитанция платного багажа (Excess Baggage Ticket) — документ, подтверждающий оплату провоза багажа сверх нормы бесплатного провоза или предметов, провоз которых подлежит обязательной оплате, а также оплату сборов за объявленную ценность багажа;
  • · авиагрузовая накладная (Air Waybill) — документ, подтверждающий контракт между грузоотправителем и перевозчиком на перевозку груза по маршрутам перевозчика. Она оформляется грузоотправителем или его доверенным лицом.

Выполнение условий договора на перевозку является обязательным независимо от того, регулярная это перевозка или чартерная (имеется в виду, что заключение договора на перевозку пассажира подразумевает правила).


Бесплатная юридическая консультация:

Время отправления, указанное в расписании и билете, не является обязательным условием договора и перевозчиком не гарантируется. В целях обеспечения безопасности полета рейс может быть отменен, перенесен или задержан. Причиной этих изменений могут служить плохие условия погоды в аэропортах вылета, прилета или остановочных пунктах, стихийные бедствия, нарушение состояния взлетно-посадочной полосы и т. п.

Перевозчик оставляет за собой право произвести замену воздушного судна, изменить маршрут перевозки и пункты посадки, указанные в расписании и билете. Это право перевозчика также обосновано обеспечением безопасности пассажиров в случае поломки воздушного судна или возникновения форс-мажорных ситуаций по маршруту следования.

В любом из перечисленных выше случаев перевозчик, принимая во внимание законные интересы пассажиров, обязан:

  • — предупредить их об изменении расписания;
  • — выполнить перевозку другим своим рейсом или рейсом другого перевозчика;
  • — организовать обслуживание зарегистрированных пассажиров в аэропорту или обеспечить их гостиницей в установленном порядке. Если обстоятельства таковы, что пассажир вынужден отказаться от перевозки вследствие изменения расписания, то перевозчик обязан вернуть ему денежную сумму за несостоявшуюся перевозку.

Перевозчик имеет право отказать в перевозке пассажиру, если его документы неправильно оформлены или представлены не в полном объеме. При этом следует иметь в виду, что наличие, достоверность и правильность оформления документов, выданных государственными органами, зависят только от компетентности этих органов и самого гражданина, в связи, с чем все претензии, предъявляемые зачастую в таких ситуациях к перевозчику пассажиром, являются необоснованными. Перевозчик не несет никакой ответственности за оформление таких документов.

Пассажир имеет право прервать путешествие и сделать остановку в любом промежуточном аэропорту, если в нем предусмотрена посадка. Такая остановка называется «Stopover».


Бесплатная юридическая консультация:

Пробыв в пункте посадки необходимое ему время, путешественник может продолжить перевозку по данному маршруту. При этом он может сразу забронировать место на аналогичном рейсе (если точно известна дата продолжения перевозки) или запросить подтверждение места на данном рейсе на желаемую дату.

Такая остановка в пути возможна, если:

  • — она разрешена государственными органами той страны, где предполагается это сделать;
  • — пассажир заранее заявил перевозчику о своем желании воспользоваться этим правом;
  • — она сделана в пределах срока действия билета;
  • — она учтена при расчете тарифа и оформлена в билете.

Если при покупке билета пассажир не заявил об остановке в промежуточном аэропорту, а решил воспользоваться этим правом в процессе перелета, то он может продолжить полет после возмещения перевозчику разницы в тарифе, а также потерь в случае задержки рейса, связанного со снятием с самолета его багажа, который был оформлен до конечного пункта.

Вынужденная остановка, обусловленная болезнью пассажира или члена его семьи, следующего с ним на данном рейсе, является исключением и не требует возмещений.

Следует иметь в виду, что право на Stopover распространяется в основном на перевозки, оформленные по нормальным тарифам. Если турист имеет билет, оформленный по спецтарифу, то остановки в пути делаются с учетом ограничений или вообще запрещаются в соответствии с правилами применения данного тарифа.


Бесплатная юридическая консультация:

Пассажир обязан соблюдать все законы, постановления, правила и предписания компетентных органов государства, в которое или через территорию которого осуществляется его перевозка. Это относится к выполнению требований спецконтроля, таможенных, паспортных, визовых, санитарных и других формальностей, а также правил и инструкций перевозчика.

Если государственные органы страны обязывают перевозчика возвратить пассажира в пункт отправления или какой-либо другой пункт, в связи с тем, что ему было отказано во въезде в страну назначения, трансфера или транзита, то пассажир или организация, которая его оформляла, обязаны возместить перевозчику все расходы, возникшие в связи с этой перевозкой.

Пассажир воздушного судна имеет право:

  • -проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок; — бесплатного провоза багажа (в том числе вещей, находящихся при пассажире) в пределах установленной нормы в зависимости от типа воздушного судна (не менее 10 кг на одного пассажира);
  • -бесплатного (при международных воздушных перевозках — в соответствии с льготным тарифом) перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше 2 лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2 лет, а также дети в возрасте от 2 до 12 лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест.

Пассажир может возвратить билет до вылета с минимальными издержками в случае:

  • — отмены или задержки рейса, указанного в билете;
  • — невозможности предоставления места на рейсе или класса обслуживания, указанных в билете, ввиду ошибки при бронировании;
  • — невозможности выполнения посадки в аэропорту, указанном в билете, ввиду чрезвычайных ситуаций;
  • — замены типа воздушного судна, осуществляющего данный рейс;
  • — болезни самого пассажира или следующего с ним на воздушном судне члена семьи;
  • — неправильного оформления перевозчиком проездных документов;
  • — невозможности отправиться из аэропорта трансфера рейсом, указанным в билете, вследствие опоздания воздушного судна или отмены рейса, которым пассажир должен прибыть в аэропорт трансфера.

При вынужденном отказе пассажира от перевозки перевозчик обязан предложить ему перевозку одним из очередных рейсов на условиях, указанных в билете, или вернуть стоимость билета без учета штрафных санкций. При этом если перевозка не была выполнена ни на одном участке, то возвращается вся уплаченная сумма, а если перевозка была выполнена частично, то возвращается сумма за невыполненную часть перевозки.


Бесплатная юридическая консультация:

Добровольный отказ — это отказ, обусловленный личными причинами пассажира. При этом перевозчик вправе удержать из возвращаемых денежных средств все причитающиеся ему суммы.

При добровольном отказе пассажира от полета возврат денежных сумм производится, если:

  • 1) перевозка не была выполнена ни на одном участке, то пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, с удержанием служебных сборов;
  • 2) перевозка была выполнена частично, то возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, соответствующей стоимости выполненной части перевозки, с удержанием относящихся к выполненной части перевозки сборов. Возврат сумм по билетам, проданным по специальным тарифам, осуществляется в соответствии с правилами применения этих тарифов. Денежные суммы возвращаются перевозчиком или его агентом в местах приобретения билетов по представлению полетных купонов в той валюте и форме оплаты, по которой производилось оформление перевозки. При этом возмещение производится тому лицу, чье имя указано в билете, или лицу, которое оплачивало билет и предоставило на то доказательства.

Источник: http://vuzlit.ru/373708/pravila_perevozki_aviapassazhirov

Международные правила воздушных перевозок

Правила перевозок пассажиров и багажа воздушным транспортом

Воздушный транспорт считается самым популярным транспортом во всем мире, так как позволяет в максимально короткие сроки попасть из пункта отправления в пункт назначения.

При использовании самолетов для перевозки следует руководствоваться правилами, которым и посвящена данная статья.


Бесплатная юридическая консультация:

Каким законом регулируются

Правила международных воздушных перевозок пассажиров багажа и грузов регламентируются:

  • Приказом Министерства транспорта РФ №82 от 28.06.2007 (последняя редакция – 15.02.2016 года);
  • Воздушным кодексом, принятым Федеральным законом №60 от 19 марта 1997 года;
  • Варшавской конвенцией, согласованной в 1929 году. Страны участницы соглашения, в состав которых входит Россия, при осуществлении международных полетов обязаны руководствоваться именно этим документом.
  • Воздушный кодекс и авиационные правила РФ не противоречат международной конвенции. Федеральные правила авиации регламентируют все аспекты, связанные с воздушными перевозками пассажиров и багажа.

    В состав документа входят такие разделы, как:

  • бронирование мест для перевозки;
  • правила оплаты услуг;
  • аспекты, связанные с документальным оформлением перевозки;
  • особенности регулярных рейсов;
  • регистрация и обслуживание пассажиров во время следования;
  • нюансы, имеющие значение при перевозке грузов и багажа;
  • основания для прекращения или изменения договора воздушной перевозки.

    Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов

    Воздушные перевозки пассажиров, грузов и багажа могут осуществляться:

    Чартерные рейсы осуществляются по предварительному заказу. Условия оказания услуги оговариваются перед заключением договора фрахтования.

    Авиаперевозчики и пассажиры (грузоотправители и грузополучатели) обязаны строго соблюдать существующее законодательство.

    Для получения большего экономического эффекта от предпринимательской деятельности, перевозчики могут устанавливать собственные правила работы.

    Главное условие – полная согласованность с федеральными и международными законами.

    Перевозчик обязан:

  • организовать перевозку людей и багажа в соответствии с требованиями;
  • выполнить перевозку;
  • обеспечить максимальный комфорт для пассажиров и безопасность во время полета;
  • обеспечить сохранность багажа во время транспортировки.

    Пассажиры обязаны:

  • оплатить доставку в пункт назначения себя и багажа;
  • соблюдать правила безопасности воздушных перевозок;
  • обеспечить требования таможенного, пограничного, ветеринарного, санитарного и так далее контроля.

    Специальные требования выдвигаются к перевозке:

    детей. До 12 лет дети могут перевозиться исключительно в сопровождении взрослых или по предварительной договоренности с компанией – перевозчиком, которая обязана предоставить сопровождающего. Детей до 2 лет можно перевозить бесплатно;

    До 16 лет на билет ребенка действует скидка в 50%. Родители (усыновители, попечители и так далее) имеют право бесплатно осуществить доставку детской коляски.

    При перевозке на каждое животное должен быть ветеринарный сертификат, удостоверяющий безопасность для окружающих.

    некоторых видов товаров. В самолетах нельзя провозить: огнестрельное оружие, ядовитые и легковоспламеняющиеся вещества, боеприпасы. При осуществлении международной перевозке так же может быть ограничен список товаров для ввоза.

    Бронирование

    Предварительное бронирование пассажирского места, а так же места для багажа является обязательным условием при воздушной перевозке.

    Для бронирования билетов можно использовать:

  • кассы или офис компании – перевозчика;
  • автоматизированные системы;
  • интернет сайты.

    Бронирование может быть осуществлено:

  • с указанием конкретного места для пассажира;
  • без указания определенного места.

    Если предварительная броня не определяет место, то закрепление номера пассажирского сидения производится при регистрации человека на рейс.

    При бронировании согласовываются:

  • дата и время рейса;
  • маршрут полета;
  • стоимость билета;
  • необходимое место для багажа;
  • стоимость провоза багажа;
  • ценность багажа;
  • условия перевозки детей, больных, животных и так далее.

    Пассажир при бронировании билета обязан предоставить правдивую информацию о своей личности (ФИО, паспортные данные, контакты) и провозимом багаже.

    В случае отказа человека в предоставлении необходимой информации сотрудник перевозчика имеет право не осуществлять бронирование билетов.

    О перевозке тяжелобольных людей по России читайте здесь.

    За доставку пассажира и багажа самолетов организацией – перевозчиком взимается плата:

  • тариф компании, который зависит от дальности перелета, комфорта пассажира, категории воздушного судна;
  • дополнительных сборов;
  • стоимости дополнительных услуг, повышающих комфорт при перелете;
  • стоимости провоза багажа, которая рассчитывается на основании багажных тарифов и расстояния до пункта назначения.
  • при пассажирской перевозке тариф определяется на дату бронирования билета или заключения договора фрахтования;
  • при грузовой перевозке тариф устанавливается на момент оформления договора.
    • наличными средствами при оформлении билета в кассе или офисе перевозчика;
    • средствами с банковской карты;
    • средствами с электронных кошельков, при оформлении билета онлайн.

    Оформление

    Документы на перевозку оформляются представителем авиакомпании. Основными видами документов являются:

  • билет;
  • квитанция об оплате билета;
  • багажная квитанция;
  • документ об оплате доставки багажа.

    Билет может быть оформлен:

  • вручную на бумажном носителе;
  • в электронном виде.

    Форма билета утверждена Приказом Минтранса №15 от 28.01.2008 года. Билет должен отражать:

  • название компании, осуществляющей перевозку;
  • данные пассажира;
  • номер рейса;
  • дату отправки;
  • пункт на назначения;
  • информацию о тарифе;
  • полную стоимость перевозки;
  • класс и статус бронирования;
  • наименование компании, производившей броню;
  • номер провоза багажа, осуществляемого бесплатно;
  • серийный номер.

    Билет состоит из отдельных купонов, отражающих всю информацию о предстоящем полете.

    Обслуживание

    Обслуживание пассажиров перед вылетом включает:

    К услугам пассажиров с детьми бесплатно предоставляется комната матери и ребенка, оборудованная всем необходимым для проведения гигиенических процедур, кормления, отдыха.
    Во время полета обслуживание пассажиров заключается:
  • в своевременном информировании об условиях полета;
  • в предоставлении прохладительных (горячительных) напитков и питания. Питание пассажиров предусматривается при длительности полета более 3 часов;
  • в предоставлении, при необходимости, медицинской помощи.

    По прибытии в аэропорт назначения пассажир:

  • должен быть доставлен в здание аэровокзала;
  • уведомлен о месте выдачи багажа;
  • извещен о способах проезда до города или ближайшего населенного пункта;

    Дополнительные услуги авиакомпании предоставляют за отдельную оплату.

    Транспортировка багажа

    Перевозка багажа пассажиров осуществляется за отдельную плату, если его масса превышает 10 кг.

    Если пассажир перевозит багаж большего объема, чем указано при бронировании билета, то в аэропорту взимается дополнительная плата, размер которой рассчитывается на основании тарифов компании.

    Пассажир имеет право заявить любую ценность перевозимому имуществу. В этой ситуации в случае утраты или повреждения стоимость багажа будет рассчитываться исходя из объявленной ценности.

    Такая услуга относится к категории дополнительных и предоставляется за отдельную плату.

    Сдача багажа оформляется квитанцией. Багаж должен перевозиться на том же самолете, что и пассажир.

    Возврат денег

    Пассажир имеет право произвести возврат денег за билет, если:

  • перелет не возможен из-за трудностей организации – перевозчика. Например, государственными органами наложены временные ограничения на полеты;
  • договор перевозки расторгнут по инициативе пассажира;
  • билет на несколько рейсов не использован полностью.

    Денежные средства возвращаются в пунктах продажи билетов лицу, которое производило оплату после предоставления соответствующего документа.

    Особенности международных переездов

    Международной авиаперевозкой считается любой полет воздушного судна, пересекающий границы государств.

    Основным документом, регламентирующим международные авиаперевозки, является Варшавская конвенция (1929 год) и дополнения, принятые в Гааге (1955 год), Гватемале (1971 год), Монреале (1975 год). Все документы направлены на обеспечение безопасности полетов воздушных судов.

    Расчет стоимости перевозки осуществляется на основании международных тарифов, одобренных обеими странами.

    Для регистрации пассажиров на международный рейс требуются не только российские документы, но и загранпаспорта, визы.

    Багаж и грузы подвергаются таможенному декларированию в месте назначения. При комплектации багажа следует учитывать набор товаров, который можно ввозить в страну назначения.

    Если в багаже пассажира обнаружены запрещенные к возу товары, то человек может быть не допущен на территорию государства.

    Перевозка пассажиров и багажа самолетами осуществляется в короткие сроки, чем и привлекает большое количество потребителей услуги.

    При использовании авиатранспорта следует руководствоваться инструкциями, закрепленными федеральными и международными законами.

    Особенности международных пассажирских перевозок микроавтобусом смотрите на странице.

    Правила перевозки детей до 1 года в автомобиле приведены по ссылке.

    Видео: Комментарий депутата Игоря Баринова законопроекта о внесении изменений в Воздушный кодекс РФ

    Правила международных воздушных перевозок пассажиров и грузов

    1. Положения ВК РФ, как и авиационные законы многих государств, не дают ответа на все вопросы, возникающие в практике воздушных перевозок, поэтому, в частности, ст. 102 ВК РФ предусматривает обязанность перевозчиков соблюдать федеральные авиационные правила, относящиеся к воздушным перевозкам. До недавнего времени в России действовали Правила перевозок пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях СССР, утвержденные Приказом Министерства гражданской авиации (МГА) СССР от 16 января 1985 г. N 19. На международных линиях российские авиапредприятия руководствовались специальными Правилами международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, утвержденными Приказом МГА СССР от 3 января 1986 г. N 1/и в части, не противоречащей принятым позднее Гражданскому и Воздушному кодексам. Правила содержали специальные разделы, посвященные перевозкам пассажиров, багажа и грузов, и по своей структуре и содержанию были близки к международным стандартам, действовавшим на момент их принятия. С октября 2007 г. вступили в силу новые Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82. Этим же Приказом Правила перевозок, принятые во времена существования СССР, отменены на территории Российской Федерации, но продолжают применяться в некоторых странах СНГ. В новых Правилах объединено регулирование перевозок международных и внутренних. В них отражены некоторые новые вопросы регулирования, например, предусмотрена возможность электронного оформления договора воздушной перевозки пассажиров. Однако теперь они во многом отступают от международных стандартов, в них, в частности, отсутствуют разделы об ответственности перевозчика за нарушение условий договора воздушной перевозки, о порядке предъявления претензий и целый ряд других важных положений прежних Правил перевозок, которые по всем этим причинам не обойдены вниманием в настоящей работе. Общие правила воздушных перевозок, имея статус федеральных авиационных правил, являются ведомственным актом, определяющим значительную часть условий договора воздушной перевозки, и поэтому должны бы рассматриваться в предыдущем параграфе. Однако в советские времена названные Правила международных и внутренних перевозок действительно существовали как правила советской авиакомпании «Аэрофлот»: всей гражданской авиации, находившейся в ведении Министерства гражданской авиации СССР и выступавшей в международных воздушных сообщениях как единое и самостоятельное авиапредприятие, являвшееся согласно ст. 10 ВК СССР юридическим лицом. С распадом советского Аэрофлота возникшие на его основе российские перевозчики в соответствии со ст. 102 ВК РФ получили право устанавливать свои правила воздушных перевозок при условии, что они не противоречат федеральным и не ухудшают уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей. Ряд российских авиаперевозчиков такие правила имеют. Другие не торопятся их принимать, пользуясь Общими правилами. В ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» существует Руководство по воздушным перевозкам груза и почты от 11 августа 2000 г., которое содержит правила воздушных перевозок на линиях этой авиакомпании и инструкции по их применению. 2. В большинстве стран действует иная система регулирования перевозок. Там государственное вмешательство в отношения по договору воздушной перевозки, наоборот, носит фрагментарный характер и касается лишь наиболее важных прав потребителя (право при бронировании перевозки на получение полной информации о вариантах следования, компенсация причиненного пассажиру или грузовладельцу ущерба, обслуживание в случае задержек при перевозке). Зарубежные, а теперь и некоторые российские авиакомпании, выполняющие международные перевозки, самостоятельно устанавливают свои правила перевозок, но при их составлении активно используют условия перевозок пассажиров и грузов, рекомендуемые Международной ассоциацией воздушного транспорта — ИАТА: Общие условия перевозок (пассажиры и багаж) — резолюция ИАТА N 1724 и Условия перевозок грузов — резолюция ИАТА N 1601 (далее — Условия перевозок ИАТА). ИАТА — это международная неправительственная организация, членами которой является абсолютное большинство авиатранспортных предприятий. В рамках этой организации также разработаны и постоянно совершенствуются специальные правила и рекомендации по ряду других вопросов международных воздушных перевозок. В их число, например, входят Правила перевозок опасных грузов, применение которых санкционировано авиационными властями многих стран. При международных воздушных перевозках всеми авиакомпаниями применяется разработанная ИАТА единая типовая форма транспортной документации (пассажирского авиабилета и грузовой накладной). Правила и рекомендации ИАТА обычно имеют форму резолюций, принимаемых на созываемых в рамках этой организации конференциях и региональных совещаниях по условиям перевозок и тарифам. Они не обязательны к применению, однако могут рассматриваться как обычаи делового оборота (ст. 5 ГК РФ) и оказаться весьма полезными для заполнения пробелов внутреннего права и правил перевозок авиакомпаний. Условия перевозок ИАТА отражают не только накопленный опыт международных перевозок, но и, конечно же, интересы авиаперевозчиков. Последнее обстоятельство ни в коей мере не мешает их клиентуре отстаивать свои законные права в судебно-арбитражном порядке.

    Тем не менее благодаря деятельности ИАТА универсальность правового режима международных авиаперевозок в значительной степени приобретает законченный характер, что способствует развитию кооперации между авиаперевозчиками при выполнении воздушно-транспортных операций, обеспечивает единообразный порядок работы авиатранспортной отрасли мировой экономики, создает немалые удобства для пассажиров и участников внешнеторгового оборота. 3. Однако деятельность ИАТА в наше время обнаружила и еще один немаловажный аспект. Практика последних десятилетий показала, что ИАТА, обобщая опыт применения международных договоров в области авиаперевозок, стала своего рода стимулятором развития и совершенствования международно-правового регулирования воздушных перевозок, причем с учетом интересов как авиакомпаний, так и их клиентуры. Достаточно напомнить о Монреальском соглашении, которое было заключено между авиакомпаниями в рамках ИАТА в 1966 г., а также о Соглашении перевозчиков ИАТА об ответственности при перевозке пассажиров и Соглашении о мерах по реализации соглашения перевозчиков ИАТА об ответственности при перевозке пассажиров, открытых для подписания авиакомпаниями соответственно в 1995 г. и 1996 г.

    Первое из этих соглашений возникло в связи с тем, что уже в конце 60-х гг. прошлого столетия устарела заложенная в Варшавской конвенции концепция ответственности перевозчика за вину и установленные Конвенцией пределы ответственности оказались недостаточными для пассажирских перевозок. В связи с угрозой США денонсировать Варшавскую конвенцию многие перевозчики — члены ИАТА подписали тогда Соглашение о повышении своей ответственности за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров на маршрутах через Северную Атлантику, которое впоследствии было одобрено существовавшим в те годы Управлением гражданской авиации США. Самое неприятное заключалось в том, что это Соглашение в части установленных им оснований ответственности (объективной ответственности) не соответствовало императивным нормам Варшавской конвенции. Однако положения этого Соглашения были включены ИАТА в стандартную форму авиабилета и затем стали условием договора международной воздушной перевозки пассажиров.

    В начале 1970-х гг. примеру США последовали многие страны Западной Европы, обязавшие в рамках так называемого Мальтийского соглашения своих перевозчиков повысить до 58 тыс. долл. США пределы своей ответственности в отношении каждого пассажира, обусловив этим требованием выдачу им лицензий на эксплуатацию воздушных линий. Односторонние действия государств и перевозчиков в этом направлении хотя и отражали некоторые назревшие потребности в изменении правового регулирования, но фактически устанавливали особые режимы ответственности для определенного круга перевозчиков, на отдельных направлениях, что порождало дискриминацию в отношении отдельных категорий перевозчиков, нездоровую конкуренцию на воздушном транспорте, тормозило развитие сотрудничества и кооперации между авиакомпаниями. Создалась угроза подмены унифицированных международно-правовых норм положениями соглашений между авиаперевозчиками, содержание которых формировалось под давлением США, и региональными договоренностями отдельных государств. Однако именно это послужило своеобразным толчком к дальнейшему совершенствованию документов Варшавской системы в рамках ИКАО путем принятия в 1971 г. Гватемальского протокола к Варшавской конвенции в отношении ответственности перед пассажирами, а затем и четырех Монреальских протоколов 1975 г., последний из которых вносил изменения в режим ответственности перевозчика за груз. Принятые протоколы успеха, правда, не имели, процесс присоединения к ним затянулся на десятилетия, а часть из них по сей день так и не вступила в силу. Поэтому ситуация повторилась во второй половине 1990-х гг., но уже в более крупном масштабе. Последовала вереница соглашений между авиакомпаниями, заключенных в рамках Международной ассоциации авиаперевозчиков (ИАТА), региональных (Директива ЕЭС от 9 октября 1997 г. N 2027) и односторонних (Великобритания, Япония) актов государств, соответствующих действий авиакомпаний по изменению своих правил перевозок, отменявших лимиты ответственности авиаперевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров. Справедливости ради следует заметить, что последние два соглашения авиакомпаний ИАТА (1995 и 1996 г.) носили уже глобальный и универсальный характер. Их участниками стали более 100 крупнейших авиакомпаний мира, в том числе и Аэрофлот. Они значительно повышали ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров и легли в основу режима ответственности, установленного Монреальской конвенцией 1999 г.

    Правила воздушных перевозок и требования к обслуживанию

    Воздушный транспорт на сегодняшний день – самый востребованный и удобный вид перевозок пассажиров и грузов на дальние расстояния. Прежде чем воспользоваться услугами авиатранспорта, следует ознакомиться с правилами воздушных перевозок.

    Общие правила воздушных перевозок

    Договором воздушной перевозки между пассажиром и перевозчиком является персональный билет, который выдается на основании паспортных данных. Билет может быть оформлен на бумажном носителе или в электронной форме. Вместе с билетом пассажиру предоставляется полная и достоверная информация, которую предусматривают общие правила воздушных перевозок:

  • тип воздушного судна, информация о перевозчике и условия обслуживания на его борту;
  • порядок проведения досмотра в аэропорту перед вылетом и после приземления;
  • нормы бесплатного провоза багажа, список запрещённых к транспортировке предметов и вещей, отдельные условия и правила перевозки багажа воздушным транспортом.

    В случае использования билета лицом, не указанным в проездном документе, билет изымается без возврата его стоимости и составляется акт.

    Пассажир обязан заблаговременно прибыть к месту регистрации, чтобы вовремя пройти процедуру таможенного досмотра и оформить багаж.

    Согласно общим правилам воздушных перевозок, регистрация заканчивается за 40 минут до отправления самолета, согласно утвержденному перевозчиком расписанию или графику (для чартерных рейсов). После оформления багажа, ответственность за его перевозку ложится на перевозчика.

    Пассажир, опоздавший к моменту окончания регистрации, может быть не допущен к посадке. В случае неявки зарегистрированного пассажира на судно, по правилам воздушных перевозок, его багаж снимается и проводится обязательный досмотр.

    В случае задержки или отмены рейса (неблагоприятные метеоусловия, технические неполадки, изменение маршрута), правила перевозок воздушным транспортом обязывают перевозчика предоставлять пассажирам дополнительные бесплатные услуги:

  • горячее питание (при ожидании отправления рейса более 4-х часов) и безалкогольные напитки (при ожидании 2-х часов);
  • предоставление гостиницы (при ожидании более 6-ти часов);
  • размещение пассажиров с детьми до 7 лет в комнате матери и ребенка;
  • сохранность багажа и возможность осуществить два телефонных звонка и два электронных сообщения (при задержке рейса более 2-х часов).

    Правила перевозок детей воздушным транспортом предусматривают следующие моменты:

  • дети до 2-х лет сопровождаются совершеннолетним пассажиром;
  • детей от 2-х до 12-ти лет перевозят в сопровождении взрослого пассажира или под присмотром служащих компании перевозчика, при наличии таких условий в договоре;
  • дети от12-ти лет могут совершать перелет без сопровождения.

    Правила перевозки багажа воздушным транспортом

    Норма перевозки багажа, учтенного в стоимость билета, не должна превышать 50 килограммов на одного пассажира, также он имеет право оценить свой зарегистрированный багаж. Эта услуга дополнительно оплачивается согласно тарифу, установленному перевозчиком, и заверяется квитанцией.

    Весь тяжеловесный и сверхнормативный багаж, согласно правилам перевозке грузов воздушным транспортом, подлежит дополнительной оплате и принимается на борт судна, при наличии свободного провозного багажного места.

    Правила перевозки грузов воздушным транспортом запрещают допуск к перевозке багажа, упаковка и содержимое, вес и размеры которого не отвечают установленным требованиям. Этот пункт предусматривается и в правилах международных воздушных перевозок.

    Список вещей сверх установленной нормы, находящихся в ручной клади пассажира и которые разрешены правилами перевозки багажа воздушным транспортом:

    Правила международных воздушных перевозок

    Пассажир обязан предоставить должный пакет документов, оформленных в установленном порядке, на выезд и въезд, и другие обязательные документы, которые являются необходимыми по законодательству страны, в пределах, за пределами которой будет осуществляться транспортировка.

    При перевозке детей до 2-х летнего возраста правила международных воздушных перевозок позволяют применять специальный тариф, дающий скидку в размере девяноста процентов от стандартной цены, без предоставления отдельного места. Пятидесяти процентная скидка полагается при оформлении отдельного места для ребенка.

    Правила перевозок воздушным транспортом при расторжении договора в одностороннем порядке (со стороны перевозчика) предусматривают следующие случаи:

  • не соблюдение пассажиром паспортных, таможенных, санитарных и других норм, предусмотренных законодательством страны, на территории, через территорию которой осуществляется перевозка. Этот пункт регламентируется правилами международных воздушных перевозок;
  • нежелание пассажира оплачивать ненормированный по весу багаж;
  • несоблюдение норм общественного поведения на борту воздушного судна, которое может навредить окружающим;
  • особые, трудновыполнимые условия воздушной перевозки для пассажира, с тяжелым состоянием здоровья и угрозой для его жизни;
  • обнаружение запрещенных к провозу предметов.

    Правила перевозок воздушным транспортом при вынужденном расторжении договора со стороны пассажира предусматривают следующее:

    • изменение маршрута следования или расписания рейса;
    • отмена или задержка рейса;
    • внезапная болезнь пассажира (в этом случае необходимы медицинские документы, подтверждающие факт заболевания);
    • невозможность выполнения стыковки рейсов перевозчиком, если осуществляется единая перевозка (это условие присутствует и в правилах международных воздушных перевозок);
    • задержка пассажира при таможенном досмотре и не обнаружении в его вещах запрещенных к провозу предметов;
    • невозможность предоставления пассажиру места и класса, указанного в проездном документе или неправильное оформление документа представителями перевозчика.

    Международные правила воздушных перевозок

    МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    от 28 июня 2007 г. N 82

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ

    «ОБЩИЕ ПРАВИЛА ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА,

    ГРУЗОВ И ТРЕБОВАНИЯ К ОБСЛУЖИВАНИЮ ПАССАЖИРОВ,

    Список изменяющих документов

    (в ред. Приказов Минтранса России от 08.10.2008 N 165,

    от 25.10.2010 N 231, от 02.04.2012 N 88, от 30.04.2014 N 114,

    от 16.07.2014 N 187, от 15.02.2016 N 25, от 24.11.2016 N 363,

    от 05.10.2017 N 409)

    В соответствии со статьей 102 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, ст. 3291; 2007, N 1, ст. 29) и подпунктом 5.2.1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 52, ст. 5587, N 24, ст. 2601, N 15, ст. 1612), приказываю:

    1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей».

    2. Не применять на территории Российской Федерации Приказ Министерства гражданской авиации от 16 января 1985 г. N 19 «Об утверждении и введении в действие Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР» и Приказ Министра гражданской авиации от 3 января 1986 г. N 1/И «Об утверждении и введении в действие Правил международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов».

    Справочная информация

    Время в Мире

    Забронировать билеты по e-mail

    Корпоративным клиентам скидки

    Правила воздушных перевозок

    Выдержки из Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»

    Правила применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами. Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок.

    Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.

    Бронирование перевозки пассажира, багажа

    Пассажир при бронировании сообщает необходимую информацию о своих персональных данных и при наличии — об особых условиях перевозки пассажира, багажа.В случае отказа пассажира от предоставления информации, необходимой для бронирования, бронирование не производится.Пассажир при бронировании может сообщить номер телефона или иной способ контакта для его информирования.

    Бронирование аннулируется без предупреждения пассажира в следующих случаях:

    если пассажиром не произведена оплата перевозки в установленный перевозчиком или уполномоченным агентом срок и ему не оформлен билет;

    Оплата перевозки пассажира, багажа

    За перевозку пассажиров, багажа регулярными рейсами перевозчиком или уполномоченным агентом взимается провозная плата.

    Провозная плата указывается в перевозочном документе.

    Оплата перевозки и оформление билета производятся после бронирования, за исключением случаев.

    Формы и порядок оплаты провозной платы устанавливаются перевозчиком.

    Оплата провозной платы может осуществляться по предварительной оплате. При этом оплата перевозки может осуществляться в одном пункте продажи перевозок, а оформление перевозочного документа — в другом пункте продажи перевозок.

    При оплате и/или оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляет пассажиру достоверную и полную информацию об условиях перевозки.

    При оплате перевозки пассажира и его багажа применяются тарифы, действующие на дату начала перевозки.

    В случае добровольного или вынужденного изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира после начала перевозки, при изменении провозной платы, перевозка осуществляется по тарифам, действовавшим на дату начала перевозки.

    Оформление перевозки пассажира, багажа

    Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза удостоверяется соответственно билетом, багажной квитанцией.

    Оформление перевозочных документов осуществляется путем внесения необходимых данных в электронную или бумажную форму перевозочного документа в ручном, автоматизированном или электронном режиме.

    Оформление перевозочного документа после бронирования производится в сроки, установленные перевозчиком.

    На каждого пассажира оформляется отдельный билет.

    Билет может быть оформлен в электронной форме или на бумажном носителе.

    Билет оформляется на основании данных документа, удостоверяющего личность пассажира.

    Перевозчик или уполномоченный агент должен предупреждать пассажира о необходимости сохранения пассажиром билета (неиспользованных купонов) в течение всей перевозки.

    Использование билета лицом, не указанным в билете, не допускается. В случае предъявления билета лицом, не указанным в билете, билет изымается перевозчиком и его стоимость предъявителю не возвращается. В этом случае перевозчиком составляется акт с указанием причин изъятия билета.

    В случае изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира до ее начала пассажиру оформляется новый билет.

    Расписание, задержка и отмена рейса, маршрут перевозки, изменение маршрута перевозки

    Регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов.

    Перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

    Регистрация пассажиров и оформление багажа

    Для перевозки пассажира, багажа перевозчик обеспечивает проведение регистрации пассажиров и оформления багажа.

    Пассажир допускается к перевозке при наличии билета, оформленного должным образом.

    Регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчиваются не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию. Время окончания регистрации в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта, а также регистрации на интернет-сайте перевозчика устанавливается с учетом времени, необходимого для доставки (прибытия) пассажиров и багажа в аэропорт отправления для посадки (погрузки) в воздушное судно и прохождения предполетных формальностей и требований, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Регистрация пассажиров и оформление багажа производятся на основании билета и документа, удостоверяющего личность пассажира, а также иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при необходимости.

    При международных перевозках пассажир должен иметь оформленные в установленном порядке выездные, въездные и другие документы, требуемые в соответствии с законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой будет осуществляться перевозка.

    При регистрации пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация.

    Обслуживание пассажиров

    В аэропорту перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает:

  • регистрацию пассажиров и оформление багажа к перевозке;
  • доставку пассажиров к месту стоянки воздушного судна и организацию их посадки в воздушное судно;
  • доставку багажа к месту стоянки воздушного судна, погрузку, размещение и крепление багажа на борту воздушного судна;
  • обеспечение выхода пассажиров из воздушного судна, доставку пассажиров в здание аэровокзала;
  • выгрузку багажа из воздушного судна, транспортировку и выдачу багажа пассажирам.

    Перевозчик предоставляет пассажиру на борту воздушного судна комплекс услуг в зависимости от типа и оборудования воздушного судна, продолжительности полета, времени суток, в течение которых происходит полет, а также класса обслуживания, указанного в билете.

    При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

  • предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
  • два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов — в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время;
  • размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время;
  • доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
  • организация хранения багажа.

    Перевозка отдельных категорий пассажиров

    Несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, как правило, выезжает из Российской Федерации совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. В случае если несовершеннолетний гражданин Российской Федерации выезжает из Российской Федерации без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить 6 .

    Возраст ребенка определяется на дату начала перевозки от аэропорта (пункта) отправления, указанного в перевозочном документе.

    Дети в возрасте до двух лет перевозятся только в сопровождении совершеннолетнего пассажира.

    Дети в возрасте от двух до двенадцати лет могут перевозиться в сопровождении совершеннолетнего пассажира либо без сопровождения совершеннолетнего пассажира под наблюдением перевозчика, если такая перевозка предусмотрена правилами перевозчика.

    Дети в возрасте старше двенадцати лет могут перевозиться без сопровождения совершеннолетнего пассажира.

    Пассажир обязан самостоятельно определить возможность пользования воздушным транспортом, исходя из состояния своего здоровья.

    Гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным, по ходатайству родителей, усыновителей или опекунов может выехать из Российской Федерации в сопровождении совершеннолетнего лица, способного обеспечить безопасность недееспособного гражданина Российской Федерации и безопасность окружающих людей 7 .

    Перевозка пассажира в кресле-коляске, неспособного передвигаться самостоятельно, или больного на носилках производится в сопровождении лица, обеспечивающего уход за этим пассажиром в полете.

    Правилами перевозчика может быть предусмотрена перевозка пассажира в кресле-коляске, неспособного передвигаться самостоятельно, или больного на носилках под наблюдением перевозчика.

    Перевозка больного на носилках производится с предоставлением ему дополнительных мест на воздушном судне с оплатой, установленной перевозчиком.

    Перевозчик вправе отказать в перевозке пассажира в кресле-коляске, больного на носилках при отсутствии на отдельных воздушных судах условий, необходимых для перевозки таких пассажиров.

    Пассажир, лишенный зрения и/или слуха, перевозится с сопровождающим лицом или без сопровождающего под наблюдением перевозчика, если такая перевозка предусмотрена правилами перевозчика.

    Пассажир, лишенный слуха, по согласованию с перевозчиком может перевозиться без сопровождающего.

    Пассажир, лишенный зрения, по согласованию с перевозчиком может перевозиться в сопровождении собаки-поводыря.

    Перевозка пассажира, лишенного зрения, в сопровождении собаки-поводыря может быть произведена при предъявлении перевозчику документа, подтверждающего инвалидность этого пассажира, и документа, подтверждающего специальное обучение собаки-поводыря.

    Собака-поводырь, сопровождающая пассажира, лишенного зрения, перевозится бесплатно сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа. Собака-поводырь должна иметь ошейник и намордник и быть привязана к креслу у ног пассажира, которого она сопровождает.

    Несопровождаемый пассажир, лишенный зрения и/или слуха, пассажир в кресле-коляске, неспособный передвигаться самостоятельно, или больной на носилках принимается к перевозке под наблюдением перевозчика по согласованию с перевозчиком и после оформления в соответствии с правилами перевозчика письменного заявления на перевозку под наблюдением перевозчика.

    Перевозка багажа

    Багаж пассажира принимается к перевозке при его регистрации в аэропорту отправления, аэропорту трансфера, аэропорту остановки или другом пункте регистрации.

    Пассажир воздушного судна имеет право провоза своего багажа в пределах установленной нормы без дополнительной платы

    Каждое место зарегистрированного багажа должно иметь исправную упаковку, обеспечивающую его сохранность при перевозке и обработке и исключающую возможность причинения вреда пассажирам, членам экипажа, третьим лицам, повреждения воздушного судна, багажа других пассажиров или иного имущества.

    Багаж, не соответствующий требованиям настоящего пункта, к перевозке не допускается.

    Вес одного места зарегистрированного багажа не должен превышать пятьдесят килограммов.

    Зарегистрированный багаж пассажира должен перевозиться на том же воздушном судне, на котором следует пассажир.

    В качестве ручной клади принимаются вещи, вес и габариты которых установлены перевозчиком и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна.

    Сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа и без взимания платы пассажир имеет право провозить следующие вещи, если они находятся при пассажире и не вложены в багаж:

  • дамская сумочка или портфель;
  • папка для бумаг;
  • зонтик;
  • трость;
  • букет цветов;
  • верхняя одежда;
  • печатные издания для чтения в полете;
  • детское питание для ребенка во время полета;
  • телефон сотовой связи;
  • фотоаппарат;
  • видеокамера;
  • портативный компьютер;
  • костюм в портпледе;
  • детская люлька при перевозке ребенка;
  • костыли, носилки или кресло-коляска при перевозке пассажира с ограниченной подвижностью.

    Перевозка негабаритного багажа, тяжеловесного багажа, комнатных животных и птиц, за исключением собак-поводырей, следующих с пассажиром, лишенным зрения, оплачивается по тарифам, установленным перевозчиком.

    Особенности перевозки некоторых категорий багажа

    С согласия перевозчика в салоне воздушного судна может перевозиться багаж пассажира, требующий особых мер предосторожности во время перевозки или особых условий его обработки (хрупкие и бьющиеся предметы, кино- и фотоаппаратура, теле- и видеоаппаратура, бытовая оргтехника,

    В качестве багажа могут перевозиться комнатные животные (птицы).

    Комнатные животные (птицы) могут перевозиться в салоне воздушного судна с согласия перевозчика.

    При перевозке комнатных животных (птиц) пассажир обязан предоставить необходимые документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, международными договорами и законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка.

    Комнатные животные (птицы) при перевозке воздушным транспортом должны быть помещены в крепкий контейнер (клетку), обеспечивающий необходимые удобства при перевозке, с доступом воздуха и надежным запором (замком). Дно контейнера (клетки) должно быть плотным, водонепроницаемым и покрыто абсорбирующим материалом. Контейнер (клетка) должен исключать просыпание абсорбирующего материала. Клетка для птиц должна быть покрыта плотной светонепроницаемой тканью.

    Выдача зарегистрированного багажа

    Перевозчик обязан обеспечить информирование пассажиров о месте выдачи зарегистрированного багажа в аэропорту назначения, остановки или трансфера, а также о причине и продолжительности любой задержки в доставке багажа и обеспечить выдачу багажа пассажирам.

    Пассажир обязан получить зарегистрированный багаж сразу после его предъявления к выдаче на основании багажной квитанции и отрывного талона номерной багажной бирки.

    Если пассажир не может предъявить багажную квитанцию или отрывной талон номерной багажной бирки, перевозчик может выдать багаж такому пассажиру при условии предъявления доказательств

    Прекращение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки

    Пассажир вправе отказаться от перевозки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае:

  • отмены или задержки рейса, указанного в билете;
  • изменения перевозчиком маршрута перевозки;
  • выполнения рейса не по расписанию;
  • несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
  • внезапной болезни пассажира либо болезни или смерти члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами.

    Отказ пассажира от перевозки в случаях, не предусмотренных в пункте 227 настоящих Правил, признается добровольным отказом от перевозки.

    Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира:

    1. нарушение пассажиром, паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;
    2. отказ пассажира выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;
    3. если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц;
    4. отказ пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа;
    5. отказ пассажира воздушного судна оплатить перевоз следующего с ним ребенка, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации;
    6. нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 Воздушного кодекса Российской Федерации;
    7. наличие в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ 12 .

    Возврат денежных сумм, уплаченных за перевозку

    Возврат денежных сумм, уплаченных за перевозку, производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика.

    Возврат сумм производится на основании неиспользованного (частично использованного) перевозочного документа, ордера разных сборов, квитанции для оплаты сверхнормативного багажа, квитанции разных сборов лицу, указанному в перевозочном документе, ордере разных сборов, квитанции для оплаты сверхнормативного багажа, квитанции разных сборов при предъявлении

    Источник: http://uruh-sovet.ru/mezhdunarodnye-pravila-vozdushnyh-per/

  • Published by admin