Правила продажи золотых изделий

ВСГИПН


Бесплатная юридическая консультация:

Розничная торговля ювелирными изделиями

Рассмотрим требования, предъявляемые к торговле ювелирными изделиями.

Ювелирные изделия являются на протяжении всей истории человеческого общества показателем благосостояния и высокого положения их владельца.

Оглавление:

Исторически сложилась и ситуация с различного рода ухищрениями некоторой части ювелиров как можно меньше затратить драгоценного металла и драгоценных камней на изготовление ювелирных изделий и как можно больше запросить с покупателя денег за свое украшение. Многим известен исторический факт, как Архимед вычислил содержание золота в короне правителя. А началось все с того, что правитель усомнился в честности ювелира и оказался прав.

Мошенничество на ювелирном рынке не потеряло своей актуальности и по сей день. Ювелирные магазины предоставляют огромный выбор украшений из драгоценных металлов и драгоценных камней. Покупателю легко растеряться и упустить важные моменты при покупке ювелирных изделий. Для того, чтобы после походов по ювелирным магазинам вас не ждали разочарования, необходимо предварительно ознакомиться с некоторыми требованиями законодательства к тем, кто торгует ювелирными изделиями.

Торговлю ювелирными изделиями регламентируют:


Бесплатная юридическая консультация:

  1. Федеральный закон от 26 марта 1998г. №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»
  2. Закон РФ от 07 февраля 1992г. №«О защите прав потребителей»
  3. Инструкция Минфина РФ от 29.08.2001 №68н «О порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении»
  4. Постановление Правительства РФ от 28.09.2000г. №731 «Об утверждении правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности»
  5. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 №55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»
  6. Постановление Правительства РФ от 06.06.1998 №569 «Об утверждении правил комиссионной торговли непродовольственными товарами»
  7. Постановление Правительства РФ от 18.06.1999 № 643 «О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов»
  8. Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

В магазине или торговом отделе, реализующем ювелирные изделия, вышеперечисленные законодательные акты должны быть изучены работниками, и все требования законодательных актов должны выполняться.

В месте доступном для ознакомления покупателей, должны быть размещены:

— Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 №55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»

— Постановление Правительства РФ от 06.06.1998 №569 «Об утверждении правил комиссионной торговли непродовольственными товарами», сведения об установленных в Российской Федерации пробах для этих изделий, извлечения из стандартов о порядке клеймения изделий и сертификации ограненных природных драгоценных камней, изображения государственных пробирных клейм Российской Федерации.

Если покупатель засомневался в правильности оформления покупки ювелирных изделий продавцом и не обнаружил в информации для потребителей вышеназванные законодательные акты для ознакомления, то он может их потребовать у продавца. Если таковых не имеется, то сделать запись в книге отзывов и предложений.


Бесплатная юридическая консультация:

Все реализуемые ювелирные изделия отечественного производства должны иметь оттиск именника изготовителя и российского государственного пробирного клейма, ювелирные изделия импортного производства должны иметь также оттиск российского государственного пробирного клейма.

Реализация ювелирных изделий без оттисков российских государственных пробирных клейм, с фальшивыми оттисками, с нечетко видимыми оттисками пробирных клейм не допускается.

Продажа ограненных бриллиантов, изготовленных из природных алмазов (бриллиантов), и ограненных изумрудов осуществляется только при наличии сертификата на каждый камень или набор ( партию) продаваемых камней.

Товарные ярлыки ювелирных изделий должны содержать:

— фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, местонахождение организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт;


Бесплатная юридическая консультация:

— наименование драгоценного металла;

— вид и характеристики вставок из драгоценных камней;

— цену изделия (цены за 1 грамм изделия без вставок и при необходимости – из серебра);

— обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар (на ювелирные изделия – ОСТ-95);

Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.


Бесплатная юридическая консультация:

Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).

При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:

товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (наименование и адрес изготовителя и поставщика (продавца), артикул, массу изделий, пробу).

Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

При проведении ревизий в торговых организациях зачастую выявляются нарушения связанные с неправильным оформлением товарных ярлыков на ювелирных изделиях. Например, такие как: на товарном ярлыке не указано наименование товара, наименование и проба драгоценного металла, артикул, наименование ОСТа, отсутствие адреса изготовителя, либо недостоверная информация об изготовителе. Ювелирное изделие имеет одного изготовителя (определяется по именнику), а адрес и наименование производителя на товарном ярлыке указаны совсем другие (зачастую указывают наименование и адрес фирмы, осуществляющей только оптовую продажу ювелирных изделий находящуюся, например, в Москве, а не наименование изготовившего изделие предпринимателя, находящегося в поселке Красное на Волге. Например: именник ГВСМ – зарегистрирован в регионе действия Верхне-Волжской государственной инспекции пробирного надзора, а адрес производителя указанный на товарном ярлыке – г. Москва, Каширское шоссе,6 – регион действия Центральной государственной инспекции пробирного надзора).

Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: осмотр и разбраковку изделий; проверку наличия на них оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации и именников изготовителей (для изделий российского производства) или сертификатов, для драгоценных камней, а также сохранности пломб и ярлыков, сортировку по размерам.


Бесплатная юридическая консультация:

Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные товарные ярлыки (бирки).

Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также ограненные природные драгоценные камни должны иметь индивидуальную упаковку.

При передаче приобретенного товара покупателю лицо, осуществляющее продажу, проверяет наличие на нем оттисков государственного пробирного клейма Российской Федерации и его качество, оттиска именника изготовителя (для изделий российского производства), а также сертификата на ограненный природный драгоценный камень. Для этого используется лупа десятикратного увеличения.

По требованию покупателя, в его присутствии, производится взвешивание приобретенного изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней без ярлыка массой до 1 кг на весах, имеющих погрешность определения массы не более 0,01г, и массой от 1кг до 10кг на весах, обеспечивающих точность взвешивания 0,1г.

Результаты ревизий показывают, что предпродажная подготовка в торговых организациях проводится не качественно, в результате чего в продаже имеются ювелирные изделия с фальшивыми оттисками пробирных клейм, без оттисков пробирных клейм, с товарными ярлыками, не соответствующими требованиям законодательных актов.


Бесплатная юридическая консультация:

Это доказывает реализацию контрабандной и подпольно изготовленной продукции. Очень часто реализуются ювелирные изделия с трудночитаемым оттиском пробирного клейма (заполированным ювелиром в результате финишной доработки или умышленно), что затрудняет идентификацию оттиска клейма и возможность квалифицировать его как подлинное. Весы в торговом зале отсутствуют, и покупатель не имеет возможности проверить вес изделия. Часто продавец отказывает покупателю в контрольном взвешивании, мотивируя тем, что придется открепить товарный ярлык производителя. Эту ситуацию предусматривает законодательство, а именно: если в целях проверки правильности маркировки изделия, в том числе веса, требуется снятие ярлыка, составляется акт с последующим указанием номера акта на ярлыке-дубликате магазина. Ярлык изготовителя сохраняется и навешивается на изделие вместе с дубликатом.

Продавцы обязаны передать покупателю вместе с товаром товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, проба, вид и характеристика драгоценного камня, артикул, дата продажи и цена товара, подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу товара, а на приобретенные ограненные природные драгоценные камни передаются также сертификаты.

Покупателю необходимо обратить внимание на оформление товарного чека, так как зачастую продавец в товарном чеке указывает не всю информацию о приобретаемом товаре. Если приобретается ювелирное украшение со вставками из драгоценных камней, то на товарном ярлыке и в товарном чеке должны быть указаны характеристики драгоценных камней и их полное наименование. В ювелирном магазине можно проверить действительно ли камни в приобретаемом вами украшении – бриллианты, для этого нужно попросить продавца провести проверку диамант-тестером. При приобретении дорогостоящих украшений не надо стесняться перепроверять товар, а особенно драгоценные камни, так как иногда даже продавец не может гарантировать, что вместо обещанных бриллиантов в ювелирное изделие не вставлены дешевые имитации.

Источник: http://www.vsgipn.ru/potreb/

Правила торговли ювелирными изделиями

Хочу открыть ювелирную лавку. Где можно разместиться? Как подобрать персонал? Есть ли какие-то особые требования к этой деятельности?

Бесплатная юридическая консультация:

На Ваш вопрос нам поможет ответить постановление КМУ№460 (25.03.99г.). Распространение ювелирных изделий допускается в специализированном магазине или в спецотделе универмагов и торговых центров. Торговля ювелирными изделиями «с рук», на рынке или через мелкорозничную торговую сеть (палатки, лотки, киоски, столики, автомагазины, др.) запрещается.

Ювелирный магазин должен быть оснащён соответствующим торговым оборудованием, которое обеспечивает должные условия демонстрации, продажи и хранения ценностей, а также приборами для измерения веса с проверочным госклеймом. Взвешивание изделий из платины и золота производится с точностью до 0,01 г, из серебра – до 0,1 г, драгоценных камней – в 0,01 карата.

В обязательном порядке Ваш магазин должен быть оборудован пожарной и охранной сигнализацией.

Персонал необходимо подбирать со специальной профподготовкой, знаниями качественных характеристик товаров (название драгметаллов, их пробы, название камней, признаки дефектов, др.), умеющих оказать покупателю квалифицированную помощь при выборе товара. Также немаловажен и факт грамотного и культурного общения с покупателем, опрятного внешнего вида продавца.

Выбранные покупателем товары по договорённости с продавцом могут временно храниться в магазине до момента оплаты, о чём указывается в товарном чеке. В случае не выкупа товара до установленного времени, он возвращается на прилавок.


Бесплатная юридическая консультация:

Наряду с ювелирными изделиями возможна продажа сопутствующих товаров (коробки, упаковки, др.) и предоставления дополнительных услуг (гравировка, доставка, упаковка и т.д.).

Ювелирные изделия без брака возврату и обмену не подлежат. Если же покупатель в течение 2-х лет выявил недостатки ювелирного изделия (в том числе возникшие по вине производителя) или фальсификацию товара (с заключением экспертизы), Вы обязаны выполнить требования покупателя (замена, уменьшение стоимости, возмещение убытков на ремонт, возврат) по его заявлению. Если Вы захотите узнать причины утраты качества товара, в 3-дневный срок Вы направляете этот товар на экспертизу. Оплата за проведённую экспертизу ляжет на Ваши плечи.

Принимать ювелирные изделия можно только при наличии сопроводительных качественных документов. При приёме товара необходимо проверять маркировку, товарный ярлык (должен быть опломбирован), упаковочный лист, транспортировочную, групповую тару. Если для проверки правильности веса (маркировки) нужно снять ярлык, составляется акт и делается ярлык-дубликат продавца, который крепиться к ярлыку производителя и возвращается на товар.

Отдельными Правилами регулируется комиссионная реализация ювелирных изделий.

На витрине должны присутствовать все образцы товаров, имеющихся у СПД в день продажи.


Бесплатная юридическая консультация:

Реализация ювелирных изделий осуществляется только при индивидуальном обслуживании клиента. Ювелирное изделие должно продаваться в индивидуальной упаковке.

Если продаётся товар, который был в употреблении, на ярлыке обязательно ставится отметка б/у.

До начала работы получить соответствующий пакет разрешительных документов могут помочь грамотные сотрудники нашей фирмы.

Источник: http://www.licenziya.com.ua/pravila-torgovli-yuvelirnymi-izdeliyami.html

Правила продажи золотых изделий

1.2.3. ПРАВИЛА ПРОДАЖИ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ


Бесплатная юридическая консультация:

Розничная торговля ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов , драгоценных камней , драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней (далее — ювелирные изделия) осуществляется через специализированные магазины, специализированные отделы (секции) магазинов с универсальным ассортиментом товаров ( [2] пункт 2 ).

— золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, осмий, рутений) в любом виде и состоянии (сырье, сплавы, полуфабрикаты, промышленные продукты, химические соединения, изделия, отходы, утиль и т.п.) ( [1] статья 1 пункт 1 ).

— естественные и искусственные (синтетические) минералы в сырье, необработанном и обработанном виде (изделиях):

а) первого порядка — алмаз, рубин, сапфир синий, изумруд, александрит;

б) второго порядка — демантоид, эвклаз, жадеит (империал), сапфир розовый и желтый, опал благородный черный, шпинель благородная;

в) третьего порядка — аквамарин, берилл, кордиерит, опал благородный белый и огневой, танзанит, топаз розовый, турмалин, хризоберилл, хризолит, цаворит, циркон, шпинель;


Бесплатная юридическая консультация:

г) четвертого порядка — адуляр, аксинит, альмандин, аметист, гесонит, гросуляр, данбурит, диоптаз, кварц дымчатый, кварц розовый, клиногумит, хрусталь горный, кунцит, морион, пироп, родолит, скаполит, спесартин, сподумен, топаз голубой, винный и бесцветный, фенакит, фероортоклаз, хризопраз, хромдиопсид, цитрин ( [1] статья 1 пункт 2 ).

— жемчуг и янтарь в сырье, необработанном и обработанном виде ( [1] статья 1 пункт 3 ).

— естественные и искусственные (синтетические) минералы, органогенные образования и горные породы, в сырье, необработанном и обработанном виде (изделиях):

а) первого порядка — бирюза, жадеит, лазурит, малахит, молдавит, нефрит,тигровый и кошачьий глаз, хаулит, хризоколла, цоизит,чароит;

б) второго порядка — агат, амазонит, гагат, гематит, дерево окаменелое, джеспилит, эгиринит,эпидозит, кахолонг,кварцит цветной,кремень цветной, оникс мраморный, опал, пегматит, пирофилит, родонит, сердолик, серпентинит, скарн цветной, содалит, халцедон, шпаты иризирующие полевые, яшма ( [1] статья 1 пункт 4 ).


Бесплатная юридическая консультация:

Продажа ювелирных изделий осуществляется только методом индивидуального обслуживания покупателей ( [2] пункт 23 ).

Работники торгового предприятия, занятые обслуживанием покупателей, ДОЛЖНЫ иметь специальную профессиональную подготовку , знать ассортимент и качественные характеристики товаров, которые есть в продаже (названия драгоценных металлов, их метрические пробы, названия каменей, их цвет, дефектность, массу, форму огранки, признаки брака) ( [2] пункт 4 ).

В торговом зале ДОЛЖНЫ быть размещены все образцы ювелирных изделий, имеющихся у субъекта хозяйствования в день продажи ( [2] пункт 22 ).

Ювелирные изделия — украшения из драгоценных металлов драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней ДОЛЖНЫ продаваться в индивидуальной упаковке ( [2] пункт 25 ).

Перед подачей ювелирных изделий в торговый зал работники торгового предприятия осуществляют их подготовку к продаже, которая включает внешний осмотр с целью подтверждения имеющейся маркировки и качества упаковки изделий, линейных размеров номеров колец и браслетов, выявления дефектов и установления их соответствия нормативно-правовым актам, проверку наличия установленных пробирных клейм Украины, пломб и товарных ярлыков ( [2] пункт 19 ).


Бесплатная юридическая консультация:

Товарный ярлык ювелирных изделий предусматривает наличие такой информации : — на лицевой стороне товарного ярлыка изделия указываются наименование или товарный знак предприятия-изготовителя, наименование изделия или его шифр, наименование сплава металла и его проба, масса изделия, цена за 1 г (для весовых изделий) или цена изделия;

— на оборотной стороне товарного ярлыка — артикул, номер (размер) кольца или браслета, наименование камня, нормативно-правовой акт, в соответствии с которым изготовлено изделие, количество и качественные характеристики каменей (цвет, дефектность, масса, форма огранки).

Ювелирные изделия как отечественного, так и иностранного производства ДОЛЖНЫ иметь опломбированные товарные ярлыки .

Товарный ярлык к весовому ювелирному изделию ДОЛЖЕН быть прикреплен нитью и опломбирован. Если конструкция изделия препятствует такому креплению товарного ярлыка, его заключают в индивидуальную упаковку вместе с изделием или прикрепляют к ней ( [2] пункт 17 ).

Прием изделий из драгоценных металлов отечественного производства осуществляется при наличии на изделиях именных отпечатков (существительных) производителей и отпечатков государственных пробирных клейм Украины, иностранного производства – отпечатков государственных пробирных клейм Украины.


Бесплатная юридическая консультация:

Аттестация драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней в изделиях отечественного производства осуществляется производителем, а в случае невозможности — Государственным гемологическим центром Украины или уполномоченными ими на выполнение этой операции организациями или лицами.

Отдельные виды ювелирных изделий из драгоценных металлов, которые в соответствии с пунктом 23 статьи 1 Закона [1] не подлежат клеймению государственным пробирным клеймом, но предназначаются для продажи, ДОЛЖНЫ иметь документ органов, осуществляющих государственный пробирный контроль, который подтверждает надлежащее качество изделия, а для драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней в указанных изделиях — соответствующее экспертное заключение Государственного гемологического центра Украины ( [2] пункт 18 ).

Покупатель ИМЕЕТ ПРАВО на свободный выбор товара, проверку его качества, комплектности, меры, веса и цены. По требованию покупателя продавец ОБЯЗАН предоставить ему контрольно-измерительный прибор и документ, который подтверждает цену товара ( [2] пункт 6 ).

Магазины и отделы, осуществляющие продажу ювелирных изделий, ДОЛЖНЫ быть обеспечены весоизмерительными приборами соответствующих типов по классу точности.

Взвешивание ювелирных изделий из золота и платины осуществляется с точностью не менее чем до 0,01 г, серебряных изделий, — до 0,1 г. Драгоценные камни взвешиваются с точностью не менее чем до 0,01 карата ( [2] пункт 3 ).


Бесплатная юридическая консультация:

Расчеты с покупателями осуществляются за наличные на полную суму покупки через регистраторы расчетных операций с обязательной выдачей расчетного документа установленной формы, который подтверждает выполнение расчетных операций, а также по чекам банков или в другом порядке в соответствии с законодательством.

Товарный чек выписывается в двух экземплярах , один из них выдается покупателю. В товарном чеке указывается номер или название торгового предприятия, наименования товара, артикул, метрическая проба, вес изделия, его розничная цена, дата продажи, фамилия продавца, штамп торгового предприятия ( [2] пункт 24 ).

Выбранные покупателями товары могут храниться в торговом предприятии по договоренности с указанием времени последующей оплаты на выписанном продавцом товарном чеке. По истечении установленного времени невыкупленный товар поступает в продажу ( [2] пункт 7 ).

Требования потребителя при выявлении недостатков ювелирного изделия удовлетворяются в течение двух лет со дня покупки ( [2] пункт 10 ).

Субъект хозяйствования ОБЯЗАН принять ювелирные изделия ненадлежащего качества у покупателя и удовлетворить его требования на основании письменного заявления . Заявление подается в двух экземплярах (один остается у субъекта хозяйствования, другой — у покупателя). На экземпляре, который остается у покупателя обязательно должно быть указано наименование ювелирного изделия, фамилия и должность лица, которое приняло ювелирное изделие и заявление, его подпись, дата принятия заявления, штамп (печать) субъекта хозяйствования ( [2] пункт 11 ).


Бесплатная юридическая консультация:

ЗАПРЕЩАЕТСЯ торговля ювелирными изделиями без оттисков государственного пробирного клейма Украины или документов, которые подтверждают их качество ( [2] пункт 21 ).

Ювелирные изделия надлежащего качества обмену и возврату не подлежат ( [2] пункт 9 ).

Источник: http://potreb.in.ua/320.html

Об утверждении Правил розничной торговли ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней

КАБІНЕТ МІНІСТРІВ УКРАЇНИ

ПОСТАНОВА

від 25 березня 1999 р. N 460

Про затвердження Правил роздрібної торгівлі ювелірними та іншими виробами з дорогоцінних металів, дорогоцінного каміння, дорогоцінного каміння органогенного утворення та напівдорогоцінного каміння

Кабінет Міністрів України ПОСТАНОВЛЯЄ:


Бесплатная юридическая консультация:

Затвердити Правила роздрібної торгівлі ювелірними та іншими виробами з дорогоцінних металів, дорогоцінного каміння, дорогоцінного каміння органогенного утворення та напівдорогоцінного каміння (додаються).

ЗАТВЕРДЖЕНОпостановою Кабінету Міністрів Українивід 25 березня 1999 р. N 460

ПРАВИЛАроздрібної торгівлі ювелірними та іншими виробами з дорогоцінних металів, дорогоцінного каміння, дорогоцінного каміння органогенного утворення та напівдорогоцінного каміння

Загальні положення

1. Ці Правила визначають основні вимоги до роздрібної торгівлі ювелірними та іншими виробами із дорогоцінних металів, дорогоцінного каміння, дорогоцінного каміння органогенного утворення та напівдорогоцінного каміння (далі — ювелірні вироби) і поширюються на всіх суб’єктів господарської діяльності.

2. Роздрібна торгівля ювелірними виробами здійснюється через спеціалізовані магазини, спеціалізовані відділи (секції) магазинів з універсальним асортиментом товарів.

Продаж ювелірних виробів у дрібнороздрібній торгівельній мережі, на ринках (крім розміщених на них спеціалізованих магазинів, відділів) та з рук забороняється.


Бесплатная юридическая консультация:

3. Торгівельні приміщення повинні бути оснащені спеціальним торгівельно-технологічним обладнанням та торгівельним інвентарем, що забезпечують необхідні умови для зберігання, підготовки до продажу, демонстрації та продажу ювелірних виробів, а також повинні бути обладнані охоронною та протипожежною сигналізацією.

Магазини і відділи, що здійснюють продаж ювелірних виробів, повинні бути забезпечені ваговимірювальними приладами відповідних типів та класу точності.

Зважування ювелірних виробів із золота та платини здійснюється з точністю не менше як до 0,01 г, срібних виробів — до 0,1 г. Дорогоцінне каміння зважується з точністю не менше як до 0,01 карата.

Засоби вимірювання, що використовуються під час продажу ювелірних виробів, повинні мати державне повірочне тавро, проходити повірку в установленому порядку.

4. Працівники торгівельного підприємства, які зайняті обслуговуванням покупців, повинні мати спеціальну професійну підготовку, знати асортимент і якісні характеристики товарів, що є в продажу (назви дорогоцінних металів, їх метричні проби, назви каменів, їх колір, дефектність, масу, форму огранки, ознаки браку).


Бесплатная юридическая консультация:

5. Покупці повинні забезпечуватися необхідною, доступною та достовірною і своєчасною інформацією про ювелірні вироби. Продавець повинен надавати покупцю кваліфіковану консультацію під час вибору товарів та зобов’язаний передати йому ювелірні вироби, які за якістю відповідають вимогам нормативних документів.

6. Покупець має право на вільний вибір товару, перевірку його якості, комплектності, міри, ваги та ціни. На вимогу покупця продавець зобов’язаний надати йому контрольно-вимірювальний прилад і документ, що підтверджує ціну товару.

7. Вибрані покупцями товари можуть зберігатися в торгівельному підприємстві за домовленістю з відміткою часу наступної оплати на виписаному продавцем товарному чеку. Після закінчення встановленого часу невикуплений товар надходить у продаж.

8. В магазинах та відділах може бути організовано продаж супутніх товарів та надання додаткових послуг покупцям (гравірування виробів, приймання попередніх замовлень, комплектування подарункових наборів із товарів, що є в продажу, художньо оформлене упаковування товарів тощо).

9. Ювелірні вироби належної якості обміну та поверненню не підлягають.

11. Суб’єкт господарської діяльності зобов’язаний прийняти ювелірні вироби неналежної якості у покупця і задовольнити його вимогу на підставі письмової заяви. Заява подається у двох примірниках (один залишається у суб’єкта господарської діяльності, другий — у покупця). На примірнику, що залишається у покупця, обов’язково повинно бути зазначено: найменування ювелірного виробу, прізвище та посада особи, що прийняла ювелірний виріб і заяву, її підпис, дата прийняття заяви, штамп (печатка) суб’єкта господарської діяльності.

У разі коли необхідно визначити причини втрати якості виробів, суб’єкт господарської діяльності зобов’язаний у триденний термін з дня одержання письмової заяви від покупця направити цей товар на експертизу. Експертиза провадиться за рахунок суб’єкта господарської діяльності згідно з Законом України «Про захист прав споживачів» .

12. Вимоги покупця, передбачені пунктом 10 цих Правил, розглядаються і задовольняються відповідно до статті 8 Закону України «Про захист прав споживачів» .

13. Вимоги покупця, передбачені пунктом 10 цих Правил, не підлягають задоволенню, якщо суб’єкт господарської діяльності доведе, що недоліки виробів виникли внаслідок порушення покупцем правил користування виробом або його зберігання.

14. Ці Правила, інформація про встановлені в Україні проби для виробів з дорогоцінних металів, порядок експертизи дорогоцінного каміння, дорогоцінного каміння органогенного утворення та напівдорогоцінного каміння, зображення державних пробірних клейм України, витяги із статті 8 Закону України «Про захист прав споживачів» та інша необхідна інформація розміщуються в торгівельному приміщенні і повинні бути доступні для споживачів.

15. Комісійна торгівля ювелірними виробами регулюється окремими правилами , що затверджуються Мінфіном за погодженням із МЗЕЗторгом, заінтересованими міністерствами та іншими центральними органами виконавчої влади.

Порядок приймання і продажу товарів

16. Приймання ювелірних виробів проводиться суб’єктом господарської діяльності тільки за наявності супровідних документів, передбачених чинним законодавством: товарно-транспортних накладних (рахунків-фактур, прибутково-видаткових накладних), документів, що підтверджують належну якість виробів.

Приймання і зберігання ювелірних виробів провадиться відповідно до вимог нормативно-правових актів з цих питань.

17. Під час приймання товарів проводиться перевірка наявності маркування, яке наноситься на ювелірний виріб, товарний ярлик або індивідуальну упаковку, групову, транспортну тару і пакувальний лист.

Товарний ярлик ювелірних виробів передбачає наявність такої інформації:

на лицьовому боці товарного ярлика до виробу зазначається найменування або товарний знак підприємства-виробника, найменування виробу або його шифр, найменування сплаву металу та його проба, маса виробу, ціна за 1 г (для вагових виробів) або ціна виробу;

на зворотному боці товарного ярлика — артикул, номер (розмір) каблучки або браслета, найменування каменю, нормативно-правовий акт, відповідно до якого виготовлено виріб, кількість та якісні характеристики каменів (колір, дефектність, маса, форма огранки).

Ювелірні вироби як вітчизняного, так і іноземного виробництва повинні мати опломбовані товарні ярлики.

Товарний ярлик до вагового ювелірного виробу повинен бути прикріплений ниткою і опломбований. Якщо конструкція виробу перешкоджає такому кріпленню товарного ярлика, його укладають в індивідуальну упаковку разом з виробом або прикріплюють до неї.

Атестація дорогоцінного каміння, дорогоцінного каміння органогенного утворення та напівдорогоцінного каміння у виробах вітчизняного виробництва провадиться виробником, а у разі неможливості — Державним гемологічним центром України, або уповноваженими ними на виконання цієї операції організаціями чи особами.

Окремі види ювелірних виробів з дорогоцінних металів, які відповідно до пункту 23 статті 1 Закону України «Про державне регулювання видобутку, виробництва і використання дорогоцінних металів і дорогоцінного каміння та контроль за операціями з ними» не підлягають клеймуванню державним пробірним клеймом, але призначаються для продажу, повинні мати документ органів, які здійснюють державний пробірний контроль, що підтверджує належну якість виробу, а для дорогоцінного каміння, дорогоцінного каміння органогенного утворення та напівдорогоцінного каміння у зазначених виробах — відповідний експертний висновок Державного гемологічного центру України.

19. Перед подачею ювелірних виробів у торгівельний зал працівники торгівельного підприємства здійснюють їх підготовку до продажу, що включає зовнішній огляд з метою підтвердження наявного маркування і якості упаковки виробів, лінійних розмірів номерів каблучок і браслетів, виявлення дефектів і встановлення їх відповідності нормативно-правовим актам, перевірку наявності встановлених пробірних клейм України, пломб і товарних ярликів.

20. У разі коли з метою перевірки правильності маркування ювелірних виробів (у тому числі ваги) необхідно зняти товарний ярлик, складається акт з наступним позначенням номера акта на товарному ярлику-дублікаті торгівельного підприємства. Товарний ярлик виробника зберігається і навішується на виріб разом з дублікатом.

22. У торгівельному залі повинні бути всі зразки ювелірних виробів, наявних у суб’єкта господарської діяльності на день продажу.

23. Продаж ювелірних виробів здійснюється тільки з індивідуальним обслуговуванням покупців.

Товарний чек виписується у двох примірниках, один з них видається покупцю. У товарному чеку зазначається номер або назва торгівельного підприємства, найменування товару, артикул, метрична проба, вага виробу, його роздрібна ціна, дата продажу, прізвище продавця, штамп торгівельного підприємства.

25. Ювелірні вироби — прикраси з дорогоцінних металів, дорогоцінного каміння, дорогоцінного каміння органогенного утворення та напівдорогоцінного каміння повинні продаватися в індивідуальній упаковці.

Контроль за дотриманням Правил

26. Контроль за дотриманням цих Правил здійснюється посадовими особами органів виконавчої влади у межах їхньої компетенції та в установленому порядку.

Источник: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/KP990460.html

Открытие ювелирного магазина: специфика розничной торговли драгоценностями

Рынок драгоценностей и ювелирных украшений переживает не самые лучшие времена. Падение доходов населения стало настоящим ударом для отрасли. Объем продаж упал до 14-летнего минимума. Общее сжатие рынка превысило 40 %. В таких условиях открывать частный магазин довольно рискованно. План должен быть продуман до мелочей. Не обойтись начинающему предпринимателю и без полноценного маркетингового исследования. Направление требует тщательной проработки, ведь спрос на продукцию продолжает падать. Впрочем, во второй половине 2016 года прогнозы экспертов уже не столь пессимистичны. По мнению многих аналитиков, страна постепенно выходит из кризиса, а россияне оправляются от шока.

Правовое регулирование розничной торговли ювелирными изделиями

Начинать разработку коммерческого проекта следует с изучения юридической регламентации. Порядок организации продаж заметно отличается от принципов работы непродовольственных точек. Важную роль в сегменте играет государственный контроль, а обороты нельзя назвать скромными. Мы проанализировали систему регулирования и выделили наиболее значимые документы.

Наименование нормативного акта

Краткая характеристика

Гражданский кодекс РФ

Нормативный акт определяет общий правовой статус магазина, регламентирует принципы заключения сделок, устанавливает сроки исковой давности и объем ответственности по обязательствам

Закон РФ №от 07.02.1992 года

Акт направлен на защиту потребителей от произвола представителей бизнеса. Его положениями закреплен порядок возврата недоброкачественной или фальсифицированной продукции

Закон № 41-ФЗ от 26.03.1998 года

Здесь закреплена единая система оборота драгоценных камней и металлов

Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 года N 55

Документом установлены базовые правила розничной продажи ювелирных изделий, а также их предпродажной подготовки

Приказ Минфина РФ № 68н от 29.08.2001 года

Здесь закреплены правила хранения продукции из драгоценных камней и металлов, подробно описан порядок списания лома

Правительственное постановление № 1052 от 01.10.2015 года

В приказе закреплен механизм постановки магазина ювелирных украшений на учет в государственной пробирной палате

Постановление Правительства России № 444 от 07.06.2001 года

Документом утверждены правила скупки изделий из драгоценных металлов и камней у населения

Постановление Правительства РФ № 394 от 06.05.2016 года

Актом установлен новый порядок проставления проб и клейм

Приказ Роскомдрагмета № 146 от 30.10.1996 года (с разъяснениями Минфина РФ)

Приказом описаны правила отнесения изделий к категории ювелирной продукции

Собственнику ювелирного магазина не стоит забывать и об общих правовых регламентах. Так, руководством должны послужить законы об отмывании доходов, а также отраслевой стандарт ОСТ-95. Перед открытием торговой точки стоит познакомиться с принципами бухгалтерского и налогового учета, изучить основы трудового права, учесть требования к кассовой дисциплине.

Краткий анализ рынка

В 2014 году объем продаж ювелирных изделий взлетел на 42 %. Испытав шок от резкого обесценивания национальной валюты, россияне поспешили вложить свободные средства в наиболее стабильные активы. Таковыми традиционно стали золото, платина, бриллианты. Высокий спрос сохранялся вплоть до конца первой половины 2015 года, а затем пошел на спад. До сегодняшнего дня снижение объемов не прекратилось. Однако эксперты уже заговорили о восстановлении. Согласно прогнозам, на докризисный уровень продажи вернуться не ранее 2020 года. До подъема же придется подождать не менее 5 – 6 лет.

Ассортимент

Основное внимание при разработке бизнес-плана ювелирного магазина необходимо уделить товарной линейке. Высокая стоимость изделий требует от предпринимателя максимальной осторожности и постоянного изучения рынка. Ошибка грозит заморозкой оборотного капитала. Специалисты рекомендуют ориентироваться на опыт конкурентов. Как правило, на витринах представлены следующие группы:

· персональные украшения (кольца, серьги, браслеты, кулоны);

· туалетные принадлежности и аксессуары;

· предметы для интерьера;

В салонах крупных сетей выделяют также отдельные коллекции аксессуаров для курильщиков, обладателей элитных часов. Продукцию различают по типу изготовления. Интерес потребителей вызывают прессованные, литые и филигранные варианты, а также изделия, выполненные вручную.

Предложение

Производство ювелирных украшений заметно сократилось. Динамика объемов наглядно демонстрирует состояние отрасли.

Таким образом, достигнуть докризисного уровня по производству не удастся и за ближайшие 4 года. Сокращение объемов будет способствовать росту стоимости готовой продукции.

Ведущими поставщиками являются крупные отечественные заводы:

· «ЭЛП Якутские бриллианты»;

· «Алмаз-холдинг» и др.

По официальным данным, доля импорта на рынке не превышает 5 %. Это не соответствует действительности. В России активно продают нелегально ввезенные драгоценности. Специалисты заявляют, что сегмент уже достиг отметки в 30 – 40 % от оборота по стране. Нелегальная торговля становится едва ли не ключевой проблемой отрасли. Падение заработков делает покупателей менее требовательными, а потому значительная часть клиентов предпочитает приобретать украшения на черном рынке.

Спрос и поведение потребителей

В сложный период запросы россиян стали заметно скромнее. Частота крупных сделок упала в несколько раз. Интерес сохранился к традиционным изделиям. Лидером продаж стали классические обручальные кольца и недорогие религиозные украшения.

Стабильностью отличается спрос на «чистые» бриллианты. К таковым относят модели, украшенные всего одним драгоценным камнем. При этом покупатели отдают предпочтение вариантам небольшой каратности. По предварительным подсчетам, на долю изделий с бриллиантами приходится до 13 % всех покупок. Популярность дизайнерских новинок упала. Люди делают ставку на лаконичность, высокую пробу и качество вставок.

Число посетителей и средний чек магазинов неизменно растут накануне праздников. Пиковые показатели исследователи фиксируют в преддверии 8 Марта, Нового года, Дня Святого Валентина. Запускать же бизнес лучше в летний или осенний период. Эта часть года является сезоном свадеб.

Требования к магазину и торговому процессу

Продажа изделий из драгоценных металлов и камней разрешена только через стационарные объекты. Правила о разносной торговле или классических интернет-магазинах здесь неприменимы. Ювелирная лавка должна размещаться в стенах капитального здания, отвечающего нормам пожарной и санитарной безопасности. При этом допускается организация рекламной деятельности на просторах мировой сети.

Ранее мы неоднократно рассматривали правила выбора помещения для непродовольственного магазина. Особых требований к коммуникациям, площади или планировке закон не предъявляет. Основным нормативом является защита от проникновения. Здание должно быть оснащено сложными техническими замками, прочными дверьми, решетками на оконных проемах, ставнями. Для хранения ценностей придется приобрести сейфы. Обязательной является и охранная система.

Организационные вопросы

Открыть ювелирную лавку вправе как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. Лицензий получать не потребуется, но уведомление о начале продаж следует выслать в территориальный орган Роспотребнадзора. Учитывая высокую стоимость товаров, мы рекомендуем отдать предпочтение наиболее безопасному варианту — ООО. Порядок создания общества мы описывали ранее.

При регистрации компании потребуется выбрать:

· основной ОКВЭД — 47.77;

Фактическое открытие магазина допускается после постановки на учет в государственной пробирной палате . Направить документы собственник обязан в течение 30 суток с момента внесения записи в единый реестр (ЕГРЮЛ или ЕГРИП). Комплект включает заявление в свободной форме и заполненную карту.

Источник: http://vbiznese.org/biznes-idei/otkrytie-yuvelirnogo-magazina-spetsifika-roznichnoj-torgovli-dragotsennostyami.html

Законы о ювелирных изделиях

Нормативное регулирование оборота ювелирных товаров включает в себя нормативно-правовое, в том числе техническое регулирование.

Нормативно-правовое регулирование осуществляется государством посредством принятия норм права. В рассматриваемой сфере на уровне правовых норм регулируются вопросы отнесения материалов к драгоценным металлам и драгоценным камням, правила лицензирования предпринимательской деятельности с драгоценными металлами, камнями и изделиями, их содержащими, экспорта и импорта, организации процедур первичной классификации и оценки, сертификации, общие правила оборота, включая совершение сделок в порядке розничной и оптовой торговли, осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов, ответственность за нарушения установленных правил оборота и другие.

Техническое регулирование — это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных или осуществляемых на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области оценки соответствия.

Примерами такого регулирования является определение требований к маркировке и упаковке ювелирных товаров, правилам их транспортировки и условиям проверки по качеству и количеству, определение правил классификации драгоценных камней (размер, качество, чистота и цвет), определение требований к точности весоизмерительных приборов, методам анализа и пробирования драгоценных металлов и т. п.

Систему нормативно-правового регулирования оборота ювелирных товаров составляют:

— Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (акты федерального законодательства).

Основными документами данной группы, регулирующими оборот ювелирных товаров, являются федеральные законы № 41-ФЗ от 26 марта 1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее по тексту — закон № 41-ФЗ), а также № 173-ФЭ от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»;

— законы субъектов Российской Федерации и акты правительств этих субъектов (акты законодательства субъектов Российской Федерации);

— нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Основные и важнейшие документы данной группы представлены приказами Минфина, Минэкономразвития, ГТК, МНС и МАП России.

Помимо нормативных актов в процессе правоприменения широко используются также правовые позиции, выраженные в актах Конституционного суда РФ, судебная практика других судов (в первую очередь — обязательные для судов указания, обобщающие практику рассмотрения судебных споров, содержащиеся в постановлениях пленумов Высшего арбитражного суда РФ и Верховного суда РФ) и обычаи делового оборота.

Основные положения в области технического регулирования содержатся в федеральном законе от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Законом предусмотрено принятие технических регламентов, содержащих обязательные требования к объектам технического регулирования в целях охраны жизни и здоровья граждан, охраны имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предотвращения введения в заблуждение приобретателей продукции и услуг.

Обязательные требования, относящиеся ко всем видам продукции, услуг, технических процессов и других объектов регулирования, являются общими техническими регламентами. Примерами таких регламентов являются правила пожарной, химической, электрической или радиационной безопасности, правила безопасной эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, правила промышленной и взрывобезопасности, электромагнитной совместимости, правила в сфере единства измерений.

Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. В качестве примера специального регламента можно привести правила пробирования и клеймения ювелирных изделий.

Технические регламенты принимаются федеральным законом или постановлением Правительства РФ.

В отличие от технических регламентов, стандарты подлежат применению в добровольном порядке. Они обеспечивают повышение требований к безопасности продукции и услуг по сравнению с минимально необходимыми требованиями регламентов, техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции, ее конкурентоспособность на рынках, сопоставимость результатов измерений, исследований и испытаний, а также научно-технический прогресс.

Важной составной частью технического регулирования является подтверждение соответствия продукции, услуг и технических процессов. Оно может осуществляться как в обязательном порядке (обязательная сертификация, декларирование соответствия), так и в добровольном (добровольная сертификация).

Общие положения об обороте драгоценных металлов и камней установлены законом № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». В соответствии с ним к драгоценным металлам отнесены восемь элементов — золото, серебро, платина и пять металлов платиновой группы — палладий, иридий, родий, рутений и осмий. Настоящий перечень драгоценных металлов может быть изменен только федеральным законом. Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

Драгоценными камнями признаются природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 5 января 1999 г. № 8. Критериями, по которым янтарные образования по решению экспертной комиссии (состоящей из специалистов Гохрана Минфина РФ и Калининградского янтарного комбината) приравниваются в правовом статусе к драгоценным камням, являются: масса свышеграммов, разнообразная фантазийная форма, монолитность структуры не менее 80%, отсутствие сквозных раковин и трещин, угрожающих целостности объекта, прозрачность и следы включений флоры и фауны размером не менее 10 мм, а также разнообразная окраска, присущая янтарю. Отметим, что перечень драгоценных камней может быть изменен только федеральным законом.

В соответствии с вышеназванным законом в Российской Федерации установлены следующие основные правила оборота драгоценных металлов и камней:

1. Добыча драгметаллов и драгкамней осуществляется исключительно организациями, получившими специальное разрешение (лицензию) на разработку недр.

2. Обязательным технологическим этапом, завершающим процесс добычи драгкамней, являются первичная сортировка и оценка добытого сырья на основании обязательных классификаторов и прейскурантов, аналогичным применяемым на мировом рынке, а также образцов и эталонов, действующих в Российской Федерации.

Сортировка и оценка осуществляются под государственным контролем специалистами Гохрана и Пробирной палаты. На крупных добывающих предприятиях по перечню, утвержденному Правительством РФ контролеры работают на постоянной основе, другие добывающие и обрабатывающие предприятия инспектируются комиссиями периодически.

3. Преимущественным правом на приобретение добытых драгкамней и стандартных аффинированных слитков драгметаллов пользуются уполномоченные государственные органы для пополнения федерального и регионального (на территориях субъектов добычи) фондов драгоценных металлов и драгоценных камней. Государственные органы для реализации этого права обязаны заключать предварительные договора купли-продажи и осуществлять авансирование добывающих организаций.

4. Добытое сырье, не выкупленное для пополнения госфондов и не законтрактованное по договорам поставки для федеральных нужд, может быть реализовано на рынке. При этом действует ряд ограничений.

Драгоценные металлы, за исключением самородков, должны направляться для аффинажа, который имеют право осуществлять только организации, включенные Правительством РФ в специальный перечень (в настоящее время в нем 11 предприятий). После аффинажа право собственности на металлы сохраняется за субъектами добычи, если иное не предусмотрено договором (например, на поставку аффинированных металлов в госфонд).

Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 3) предусмотрено, что порядок совершения сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями, а также с жемчугом, определяется Правительством РФ. Во исполнение указанной нормы Правительством РФ утверждены четыре документа:

1) Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 г. № 756);

2) Положение о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 759);

3) Правила совершения банками сделок купли-продажи мерных слитков драгоценных металлов с физическими лицами (утверждены постановлением Правительства РФ от 30 июня 1997 г. № 772);

4) Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа (утвержден постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. № 1419).

С учетом правил, установленных Правительством РФ, драгоценные металлы до аффинажа могут продаваться только обрабатывающим организациям для аффинажа или промежуточной переработки. В случаях и в порядке, определяемых Президентом РФ, допускается поставка минерального сырья на экспорт.

После аффинажа слитки драгметаллов могут быть свободно реализованы субъектами их производства или добычи гражданам или юридическим лицам. Для дальнейшего оборота слитков золота и серебра установлен порядок их купли-продажи через Центральный банк РФ и уполномоченные им банки. Прямая продажа слитков золота и серебра разрешена между перерабатывающими предприятиями.

Необработанные драгоценные камни могут быть реализованы только обрабатывающим предприятиям для огранки и использования в процессе производства. Возможны также и сделки между российскими перерабатывающими организациями на реализацию остатков сырья, не использованных в собственном производстве. Каждая сделка оформляется договором и специальным актом. В необходимых случаях оформляются также акты разъединения драгоценных камней и акты дробления партий. Копии указанных документов в пятидневный срок представляются участниками сделок для государственного учета и регистрации в Минфин России. Порядок учета таких сделок утвержден приказом Минфина РФ № 81Н от 4 октября 2001 г.

Обработанные драгоценные камни, не прошедшие сертификацию, могут быть предметом оптовой купли-продажи между перерабатывающими организациями и организациями оптовой торговли, однако реализация их физическим лицам запрещена.

Обработанные и сертифицированные драгоценные камни реализуются в порядке, установленном для ювелирных изделий.

Драгоценные камни, непригодные для изготовления ювелирных изделий, реализуются свободно без всяких ограничений, как продукция производственно-технического назначения. Критерии и порядок отнесения драгоценных камней к непригодным для изготовления ювелирных изделий утверждены постановлением Правительства РФ № 1365 от 23 ноября 1998 г. Например, к таковым относятся природные алмазы в сыром (естественном) и обработанном виде ситовых классов «-3+2» и ниже, а также природные алмазы, имеющие формы борт и дриллинг, независимо от их характеристик и степени обработки. Министерством финансов по согласованию с Минэкономразвития утверждены предельные характеристики драгоценных камней, которые экономически целесообразно перерабатывать на предприятиях ограночной промышленности России (приказ Минфина РФ № 58 от 22 февраля 2000 г.). Изделия с характеристиками ниже предельных, определенные на этапе первичной сортировки и оценки в добывающих организациях, признаются непригодными для изготовления ювелирных изделий.

5. Таким образом, предметом собственно оптовой торговли с участием торговых организаций могут быть только драгоценные камни и изделия из них, прошедшие сортировку и обработку, а также ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, имеющие государственные пробирные клейма и клейма (именники) изготовителей.

Поставщиками такой продукции могут быть субъекты добычи (непосредственно или через биржи драгоценных металлов и драгоценных камней), обрабатывающие предприятия, а также другие оптовые организации или индивидуальные предприниматели.

Особые случаи представляют отпуск изделий из государственного фонда драгоценных металлов и драгкамней и ввоз ювелирных товаров и драгоценных камней по импорту.

6. В Российской Федерации установлены государственная монополия на опробование и клеймение изделий из драгоценных металлов и федеральный пробирный надзор.

7. Организации, осуществляющие операции с драгоценными металлами и камнями, в том числе оптовую и розничную торговлю ювелирными изделиями и драгоценными камнями, подлежат специальному учету путем занесения в реестр таких организаций. Реестр ведется специально уполномоченным органом — Пробирной палатой при Минфине России.

8. Драгоценные металлы, обработанные драгоценные камни и изделия из них, подлежат обязательной сертификации.

Рассмотрим более подробно те аспекты правового регулирования, которые представляют наибольшее практическое значение при осуществлении оптовой и розничной торговли.

Лицензии и разрешения. Пробирный надзор

С 11 февраля 2002 г. — момента вступления в силу федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» прекращено лицензирование деятельности в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. В перечне видов деятельности, подлежащих лицензированию, определенном ст. 17 этого закона, подобных видов деятельности нет. Поэтому для осуществления деятельности по оптовой и розничной торговле ювелирными изделиями и драгоценными камнями получения лицензии не требуется.

Вместе с тем, лицензирование не является единственной формой системы запретов и разрешений в сфере предпринимательской деятельности. В частности, хозяйствующие субъекты обязаны соблюдать запреты и ограничения общего характера, установленные федеральными законами или в соответствии с ними.

До начала осуществления деятельности в сфере оборота ювелирных товаров организация или индивидуальный предприниматель обязаны встать на специальный учет в органах Российской государственной пробирной палаты при Министерстве финансов РФ.

Специальный учет является элементом федерального пробирного надзора, который осуществляется в целях защиты прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей этих изделий от недобросовестной конкуренции, а также в целях защиты интересов государства (дт. 13 закона № 41-ФЗ). Порядок ведения этого учета определен приказом Минфина РФ № 51н от 16 июня 2003 г.

Для постановки на специальный учет заинтересованное лицо представляет заявление, заполненную карту постановки на специальный учет, копии учредительных документов и документов, подтверждающих государственную регистрацию организации или предпринимателя, а также постановку на налоговый учет и присвоение кода ОКПО. Кроме того, представляются копии документов о владении помещениями для осуществления операций с драгоценными металлами и камнями.

После рассмотрения указанных документов инспекция пробирного надзора выдает свидетельство и заверенную карту постановки на специальный учет. Свидетельство действительно в течение пяти лет со дня его выдачи. Если операции осуществляются филиалами или другими обособленными подразделениями, находящимися в районе деятельности одной инспекции, то последняя оформляет для них копии свидетельств и карт, выданных головной организации. В случае постановки на специальный учет объектов по месту расположения их территориально обособленных подразделений, инспекции выдают свидетельства и карты территориально обособленным подразделениям, которые самостоятельно направляют копии этих документов головным объектам.

Реквизиты документов о постановке на спецучет обычно указываются в договорах на оптовую куплю-продажу (поставку) ювелирных товаров. Хотя это и не предусмотрено законом, в практике сложился обычай делового оборота, когда стороны договора требуют друг у друга представления копии свидетельства как доказательства легальности деятельности в сфере оборота ювелирных товаров. Свидетельства и карты предъявляется также при проведении Пробирной палатой проверок по вопросам, входящим в ее компетенцию.

К другим задачам федерального пробирного надзора относятся:

1) опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом всех ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов отечественного производства или ввезенных на территорию Российской Федерации для продажи;

2) экспертиза оттисков государственных пробирных клейм;

3) контрольные анализы и техническая экспертиза драгоценных металлов, продукции из них, а также лома и отходов драгоценных металлов;

4) экспертиза и диагностика драгоценных камней;

5) экспертиза в соответствии с постановлениями органов дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда;

6) экспертиза музейных и архивных предметов, изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также контроль за обеспечением сохранности указанных предметов;

7) государственная сертификация драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них;

8) постоянный и периодический государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней во всех организациях, а также у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Права органов пробирной палаты в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, использование и обращение драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, определены положением о Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов Российской Федерации (утверждено приказом Минфина РФ № 91 от 29 мая 1998 г.). Согласно п. 8 положения инспекциям пробирного надзора предоставлены, в частности, следующие права:

— производить осмотр помещений, рабочих мест, транспортных средств, мест хранения ценностей, а также опечатывание в случаях выявления нарушений установленного порядка получения, расходования, учета и хранения ценностей, сбора их лома и отходов;

— проводить ревизии, проверки и обследования, осуществлять контроль за использованием драгоценных металлов и камней;

— запрашивать и бесплатно получать от должностных лиц контролируемых организаций, а также от индивидуальных предпринимателей соответствующие нормативно-технические, бухгалтерские и другие документы, касающиеся поступления, использования, обращения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, сбора и сдачи их лома и отходов, и опечатывать их, если предполагается возможность их утраты или искажения содержащихся в них сведений, объяснения в письменной или устной форме и справки по вопросам, возникающим при осуществлении контроля;

— давать руководителям проверяемых и ревизуемых организаций и индивидуальным предпринимателям обязательные для них указания об устранении выявленных недостатков и нарушений, а также о прекращении работ с драгоценными металлами и драгоценными камнями в цехах, на производственных участках, других местах использования и местах хранения при выявлении грубых нарушений, исключающих возможность обеспечения их сохранности, с опечатыванием в указанных местах этих ценностей;

— осуществлять в контролируемых организациях отбор проб продукции (материалов) из драгоценных металлов и драгоценных камней, образцов изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, проб лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней для проверки и проведения анализов в лабораториях федерального пробирного надзора;

— привлекать в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к административной ответственности должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей за нарушение требований федерального пробирного надзора, порядка получения, обращения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, сбора и переработки их лома и отходов.

Кодексом РФ об административных правонарушениях, вступившим в силу с 1 июля 2002 г., ответственность за данные нарушения установлена статьей 19.14: «Нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда».

Дела о нарушениях, предусмотренных указанной статьей, вправе рассматривать руководители и заместители руководителей федеральной пробирной палаты, государственных пробирных инспекций и других структурных подразделений пробирной палаты на соответствующих территориях их деятельности.

Действия и решения должностных лиц государственного пробирного надзора могут быть обжалованы в вышестоящих органах и судах.

Правила продажи ювелирных товаров и особенности применения Закона о защите прав потребителей

Законом РФ «О защите прав потребителей» (в редакции федерального закона от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ с последующими изменениями) предусмотрено издание правил продажи в отношении отдельных видов товаров (ст. 26).

Правила продажи отдельных видов товаров утверждены постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. Раздел VII правил посвящен особенностям продажи товаров из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Продажа таких изделий осуществляется только при наличии на них оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации, а также оттисков именников изготовителей (для изделий российского производства).

Продажа драгоценных камней осуществляется только при наличии сертификата на каждый камень или набор (партию) продаваемых камней.

Информация о предлагаемых к продаже изделиях должна содержать сведения об установленных в Российской Федерации пробах для этих изделий, извлечения из стандартов о порядке клеймения изделий и сертификации ограненных природных драгоценных камней, изображения государственных пробирных клейм Российской Федерации.

Изделия до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: осмотр и разбраковку изделий; проверку наличия на них оттисков государственного пробирного клейма Российской Федерации и именника изготовителя (для изделий российского производства) или сертификатов, а также сохранности пломб и ярлыков; сортировку по размерам.

Изделия, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя, вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, вида и характеристики вставок из драгоценных камней, цены изделия (цены за 1 грамм изделия без вставок из драгоценных камней и при необходимости — из серебра).

Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также ограненные природные драгоценные камни должны иметь индивидуальную упаковку.

При передаче приобретенного товара покупателю лицо, осуществляющее продажу, проверяет наличие на нем оттиска государственного пробирного клейма Российской Федерации и его качество, оттиска именника изготовителя (для изделий российского производства), а также сертификата на ограненный природный драгоценный камень.

По требованию покупателя в его присутствии проводится взвешивание приобретенного изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней без ярлыка массой до 1 кг на весах, имеющих погрешность определения массы не более 0,01 г, и массой от 1 кг до 10 кг — на весах, имеющих погрешность определения не более 0,1 г.

В случае, когда в целях проверки правильности маркировки изделия, в том числе веса, требуется снятие ярлыка, составляется акт с последующим указанием номера акта на ярлыке-дубликате магазина. Ярлык изготовителя сохраняется и навешивается на изделие вместе с дубликатом.

Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, проба, вид и характеристика драгоценного камня, артикул, дата продажи и цена товара, подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу товара, а на приобретенные ограненные природные драгоценные камни передаются также сертификаты.

Изделия из драгоценных металлов с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни надлежащего качества не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, расцветки или комплектации.

Кроме специальных правил продажи на ювелирную торговлю в полной мере распространяются общие правила торговли и положения гражданского законодательства, а также Закон о защите прав потребителей.

Основные положения, касающиеся экспорта и импорта драгоценных металлов и драгоценных камней, определены Положением о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (утверждено Указом Президента РФ от 21 июня 2001 г. № 742), а также Положением о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации природных алмазов и бриллиантов (утверждено Указом Президента РФ от 30 ноября 2002 г. № 1373).Согласно указанным документам по лицензиям и в пределах установленных квот вывозятся аффинированные платина и металлы платиновой группы, природные алмазы, а также не подлежащие аффинажу самородки. Экспорт природных алмазов допускается только в пределах индивидуальных квот, устанавливаемых Правительством РФ для добывающих организаций. Из каждой партии алмазов, предназначенных для вывоза, формируются контрольные партии, которые экспортируются исключительно через государственное унитарное предприятие «Алмазювелирэкспорт». Целью реализации контрольных партий является получение информации о текущих мировых ценах. Кроме добывающих организаций, правом экспорта природных алмазов наделены также производители бриллиантов, при соблюдении ими ряда ограничений (невозможность продажи на внутреннем рынке в течение 10 дней со дня выставления предложения, объем экспорта не должен превышать 15 процентов от годового объема закупки алмазов у субъектов добычи). Уникальные алмазы вывозятся на основании индивидуальных в каждом случае решений правительства.По лицензиям, но без квот, вывозятся аффинированные золото и серебро, природные драгоценные камни и жемчуг, уникальные янтарные образования и золото, используемое для чеканки монет. Не допускается вывоз руды и концентратов драгоценных металлов, а также необработанных драгметаллов, отходов и лома из них. Без лицензий осуществляется вывоз изделий из драгметаллов и драгоценных камней, в том числе ювелирных изделий (включая бриллианты) и монет.При экспорте из Российской Федерации драгоценных металлов, обработанных и необработанных драгоценных камней, осуществляется государственный контроль за качеством их сортировки и оценки, который возложен на Российскую пробирную палату при Минфине РФ. Акт государственного контроля — необходимый документ для таможенного оформления таких товаров. В процессе государственного контроля проверяется уровень контрактных цен, источник происхождения ценностей и соблюдение установленного законом порядка совершения сделок с ними. Драгоценные камни не выпускаются на экспорт, если их контрактная цена более чем на 5% ниже экспертной оценки, определенной контролерами пробирной палаты. Ювелирные изделия не пропускаются, если их контрактная стоимость ниже общей стоимости содержащихся в них драгоценных металлов и камней, определенных по методике Министерства финансов (по прейскурантам справочных цен, аналогичным ценам мирового рынка).Ввоз в Российскую Федерацию драгоценных металлов и камней, а также ювелирных изделий допускается без лицензий и без квот в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, транзита, магазина беспошлинной торговли, таможенного склада, реэкспорта, реимпорта, отказа в пользу государства и уничтожения. Ввоз в режимах переработки под таможенным контролем, на таможенной территории и вне таможенной территории разрешен перерабатывающим предприятиям, с обязательным установлением таможенными органами количества выхода продуктов переработки.При ввозе ювелирных товаров в режиме выпуска для свободного обращения применяется тарифное регулирование: с импортера взимаются таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и акцизы.Таможенное оформление при ввозе и вывозе драгоценных металлов и камней, а также ювелирных и других изделий из них, в порядке осуществления коммерческой деятельности, осуществляется на специализированных таможенных постах с обязательным участием государственных контролеров Минфина РФ. Например, в московском регионе местом таможенного оформления таких товаров определен таможенный пост «Специализированный» Центральной акцизной таможни.

Источник: http://znaytovar.ru/s/Zakony-o-yuvelirnyx-izdeliyax.html

Published by admin