Проблемы защиты прав потребителей при продаже товаров

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ СПОСОБЕ ПРОДАЖИ


Бесплатная юридическая консультация:

Одним из главных направлений в современной России является применение эффективных методов для защиты прав потребителя. Российская Федерация провозгласила на законодательном уровне международно-правовые стандарты защиты прав потребителей.

Оглавление:

В Законе РФ от 07.07.1992 №«О защите прав потребителей» определен круг основных прав потребителя, установлен механизм реализации данных прав [1].

Но все же, в связи с тем, что потребительский рынок растет, появляются новые товары, работы, услуги, вопрос, касающийся защиты прав потребителя требует добавлений и изменений.

На сегодняшний день, с развитием глобальных систем большую популярность приобретают интернет сервисы. Все больше людей стали совершать покупки дистанционным способом, но законодательство в этой сфере дает низкий уровень защиты прав потребителей.

Продажа товаров дистанционным способом является одним из видов договора розничной купли- продажи, который заключается на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, которые содержаться в каталогах, буклетах, флаерах, либо изображенный на фотоснимках или с использованием сетей почтовой, телефонной связи, сетей электросвязи, в том числе с помощью информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а так же сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, которые исключают ознакомление покупателей с товаром в натуре, либо образцом товаров при заключении договора.


Бесплатная юридическая консультация:

Продажа товаров дистанционным способом регулируется Гражданским кодексом РФ[2], Законом РФ «О защите прав потребителя»[1], Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. N 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом»[4].

Закон содержит лишь только норму в отношении дистанционной торговли товарами, но не регулирует порядок и предоставление услуг дистанционным способом. Приобретая товар в привычном магазине, мы знаем все его данные: юридический адрес, ИНН, ОГРН, наименование магазина, с этими данными мы можем легко обратиться о своих нарушенных правах в государственные или общественные органы. При дистанционной торговле потребитель может увидеть лишь название сайта, контактный телефон, адрес.

Решая купить товар дистанционным способом, покупатель должен уделить особое внимание информации о товаре и условиях покупки, которую ему представляет продавец. Согласно пункту 8 Правил продажи товаров дистанционным способом, продавец должен до заключения договора розничной купли- продажи (далее — договор) предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора[5]. И вот здесь возникают проблемы.

Так как вся информация о продавце размещается на сайте в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», но сайт представляет собой сочетание информации и программного обеспечения и нематериален, именно по этой причине сайт сам по себе не может приводить к образованиям постоянного представительства. Помимо того, большинство владельцев сайтов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не являются собственниками своих серверов и для того, чтобы разместить информацию, продавцы вынуждены обращаться к специализированным организациям, которые владеют всем нужным оборудованием и оказывают соответствующие услуги. Может возникнуть случай, когда информация, которая содержится на сайте о продавце товара, недействительна, и к кому тогда обратиться, в том случае, если вы заходите вернуть товар и забрать деньги?

Пункт 19 Правил не допускает передачу потребителю товаров, не соответствующих предварительной договоренности, если такая передача сопровождается требованием об обязательной оплате товаров[1].

На самом деле такие действия могли быть допущены при продаже товаров с использованием почтовой связи, когда покупатель получает заказанный товар в виде бандероли или посылки, а в почтовом отделении предлагают произвести доплату, после вскрытия посылки выясняется, что товар, который заказывал потребитель, не соответствует заказу или пришел не полностью.


Бесплатная юридическая консультация:

Несоблюдение таких пунктов Правил может привести продавцов к административной ответственности по части 1 статьи 14.8. Нарушение иных прав потребителей, по статье 14.7. Обман потребителей, по части 2 статьи 14.8. Кодекса об административных правонарушениях РФ[5].

Получается, что если продавец не соблюдает или каким-то образом нарушает Правила дистанционной продажи, то это дает основания для применения к продавцу административной ответственности.

Проблема информационных посредников представляется в виде вопроса о допустимой мере ответственности владельцев сайтов – операторов торговых площадок – за информацию, размещаемую на их сайтах.

Дистанционный способ продажи – это разновидность договора купли-продажи. В законодательстве о защите прав потребителей не определен порядок, условия заключения договора и его форма. На практике очень часто возникает вопрос о том, когда же был заключен договор. В пункте 20 Правил продажи товаров дистанционным способом говорится, что договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар[2]. Но по факту, покупатель заказывая товар в электронной форме, ему всего лишь приходит ответ о том, что заказ принят и с вами в ближайшее время свяжется менеджер. Получив такой ответ, покупатель воспринимает его как акцепт, а если предложение на сайте было публичной офертой, то в соответствии с пунктом 2 статьи 437 Гражданского кодекса РФ — как подтверждение получения акцепта, и начинает ждать звонка или письма от менеджера заказа[1].

Существует проблема со сроками доставки товара. В соответствии с Правилами продажи товаров дистанционным способом продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре. Если в договоре срок доставки товара не определен и отсутствуют возможности определить этот срок, товар должен быть передан продавцом в разумный срок. Обязательство, не исполненное в разумный срок, продавец должен выполнить в 7-дневный срок со дня предъявления покупателем требования о его исполнении[6].


Бесплатная юридическая консультация:

Еще в 2011 году было предложено внести изменения в Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» создать бесплатный торговый реестр Интернет-магазинов, в котором будут содержаться актуальные сведения о наименовании, адресе, ОГРН, контактных телефонах и ответственных лицах продавцов, но до сих пор данное предложение реализовано не было.

Существует проблема идентификации пользователей, которая выражается в особенностях заключения договора в электронном виде. Как уже было сказано выше, законодатель не точно раскрывает, какая же все-таки должна быть форма у договора дистанционной купли-продажи, хоть и Гражданский кодекс РФ предоставляет нам право совершать сделки устно, если отсутствует законодательное предписание или соглашение сторон об ином. Проблемой так же является электронная подпись, а так же проблема защиты данных пользователей, которая возникла в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»[4]. Данный Федеральный закон гласит хранить и обрабатывать персональные данные граждан РФ только на территории Российской Федерации, что приводит к трудностям с зарубежными интернет-магазинами.

В первой половине 1990 х годов в период коммерциализации Всемирной паутины появляется проблема юрисдикции. С учетом технологических ресурсов, сложности и распределенности сетевой инфраструктуры между разными юрисдикциями, стандартные правила применения юрисдикции не всегда возможно применить к отношениям в сети Интернет. Проблема применения юрисдикции разворачивается в дискуссиях о возможности применения национального законодательства о защите прав потребителей, либо применять отдельные положения Закона РФ «О защите прав потребителей» к правоотношениям, которые связаны с ведением зарубежной дистанционной торговли.

Еще одной из значимых проблем можно считать международно-правовое регулирование электронной коммерции. Большинство международных организаций занимается унификацией электронного коммерческого оборота. Но на самом деле, правовому регулированию подлежат только частные вопросы, а не только электронная коммерция. Из-за этого возникают проблемы между действующими международными соглашениями и предпринимательскими отношениями с использованием дистанционной продажи.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что в законодательстве о защите прав потребителей существуют пробелы в особенности дистанционной продажи товаров. Для разрешения проблем в данном институте необходимо систематизировать законодательство в продаже дистанционным способом, такое решение позволит установить единые для всех правила на рынке электронной торговли, а так же расширить понятийный аппарат в данной сфере.

Чтобы расширить возможности для саморегулирования деятельности предпринимателей по дистанционной продаже товаров, следует создать нормативную базу, которая также будет предусматривать организацию уведомительного реестра, в котором будет отображаться доменное имя интернет-магазина с конкретным предпринимателем. Такая электронная регистрация поможет решить проблему налогообложения электронной торговли.


Бесплатная юридическая консультация:

На законодательном уровне нужно закрепить гарантии для пользователей информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» в сфере дистанционной торговли. Например, можно предусмотреть:

— обязательное предоставление информации об особенностях электронного договора перед заключением любого электронного договора, в том числе информационными посредниками;

— установить минимальный перечень сведений, который должен содержать в себе электронный договор, а также форму предоставления этих сведений;

— для продавцов, намеревающихся создать свой собственный сайт, закрепить требование обязательной регистрации и предоставить сведения о юридическом лице, которое будет размещать на сайте свою информацию, а также об информационном посреднике, который регулирует работу самого сайта;

— установить ответственность для информационных посредников, за предоставление не полных или недостоверных сведений.

В Гражданском кодексе РФ, Законе РФ «О защите прав потребителей», Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» закрепить понятие дистанционного договора. Существенными условиями договора определить предмет, цену и срок доставки товаров.


Бесплатная юридическая консультация:

Так же для решения проблемы со сроками доставки, необходимо определить временные границы для исполнения заказа дистанционным способом, если такой срок не будет предусмотрен договором, оптимальным сроком для доставки товара до получателя будет 30 дней с момента заказа товара потребителем.

Таким образом, исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что совершенствование законодательства о защите прав потребителей при дистанционном способе продажи должно осуществляться с внесением изменений в законодательство, чтобы обеспечить правовой баланс между потребителем и исполнителем (продавцом).

Проблемы защиты прав потребителей при дистанционном способе продажи не исчерпаны, и в целях повышения эффективности действия правовых норм о защите прав потребителей необходимо проведение дальнейшего научного исследования.

Список источников и литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): офиц. текст Федерального закона от 30.11.1994г. № 51-ФЗ. – СПС Консультант Плюс.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): офиц. текст Федерального закона от 26.01.1996г. N 14-ФЗ. – СПС Консультант Плюс.


Бесплатная юридическая консультация:

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: офиц. текст Федерального закона от 30.12.2001г. N 195-ФЗ. – СПС Консультант Плюс.

4. О персональных данных: офиц. текст Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ. – СПС Консультант Плюс.

5. О защите прав потребителей: офиц. текст Закона РФ от 07.02.1992г. №. – СПС Консультант Плюс.

6. Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом: офиц. текст Постановления Правительства РФ от 27.09.2007г. № 612. – СПС Консультант Плюс.

7. Кофанов, С.Н. Проблемы организации защиты прав и соблюдения интересов потребителей России на современном этапе / С.Н. Кофанов. – М. : Лаборатория Книги, 2012. – 105 с.

Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://izron.ru/articles/o-nekotorykh-voprosakh-i-problemakh-sovremennoy-yurisprudentsii-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-m/sektsiya-3-grazhdanskoe-pravo-predprinimatelskoe-pravo-semeynoe-pravo-mezhdunarodnoe-chastnoe-pravo/aktualnye-problemy-zashchity-prav-potrebiteley-pri-distantsionnom-sposobe-prodazhi/

Основные права потребителей и проблемы их реализации в Российской Федерации

Защита прав потребителей при продаже товаров

Рынок товаров и услуг является незаменимым звеном в цепочке для удовлетворения повседневных потребностей населения, где торговля занимает ведущее место. В момент, когда потребитель приобретает определенный товар, заканчивается цепочка производитель-продавец-потребитель.

Торговля представляет собой очень трудоемкий процесс, который включает в себя большое количество элементов: подготовка товара перед продажей, оценка надлежащего качества, действия продавцов при продаже товаров, оказание дополнительных услуг потребителю и ряд других действий.

В этой сфере существует большое количество пробелов в законодательстве о защите прав потребителей, для разрешения которых необходимо принять ряд нововведений.

Каждый потребитель при торговом обслуживании имеет ряд прав для защиты своих законных интересов. Защита потребителей при продаже товаров регулируется 2 главой законы «О защите прав потребителей».


Бесплатная юридическая консультация:

Согласно данному закону потребитель имеет ряд прав при приобретении товаров:

  • — Приобретение товаров надлежащего качества;
  • — Приобретение безопасного товара для жизни и здоровья потребителя;
  • — Получение полной и достоверной информации о приобретаемом товаре и об его (производителе / продавце);
  • — Право на государственную и общественную защиту прав;
  • — Право свободно выбирать приобретаемый товар;
  • — Право на возмещение вреда, вызванного ненадлежащим качеством товара.

Все вышеперечисленные права потребителей при продаже товаров базируются в первую очередь на принципах, которые утверждены Генеральной Резолюцией Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 года №39/248.

Согласно 3 разделу Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН одним из руководящих принципов является физическая безопасность потребителя.

Таким образом, для того, что — бы, обеспечить потребителей только безопасными товарами, правительство обязано совершать определенный ряд действий, направленных на защиту потребителей. Правительство должно принимать нормы, регламентирующие безопасность товаров, создавать и руководствоваться положениями о безопасности товаров, соблюдать международные и национальные нормы, а так же вести статистику небезопасного использования отдельных групп товаров.

У правительства при защите прав потребителей при продаже товаров стоит ряд определенных задач. Во-первых, произвести надлежащую политику в данной сфере с целью обеспечения безопасности при предназначенном и другом возможно разумном использовании товаров. В обязанности распределителей на данном этапе входит обеспечение определенных для сохранения безопасных свойств товаров в момент их хранения перед выходом на рынок.


Бесплатная юридическая консультация:

Так же, потребитель в обязательном порядке должен быть проинструктирован о правильном использовании товаров и о возможных рисках при его использовании. Вся важнейшая информация должна быть сообщена потребителю обозначениями, принятыми в международных стандартах.

Другое направление политики государства в сфере обеспечения потребителя безопасными товарами состоит в принятии определенных методов и способов для незамедлительного доведения до потребителя информации о возникновении опасности после выхода товара на рынок, через ОГВ или общественность.

Не менее важным является направление политики в области изъятия небезопасного товара с рынка. В данном случае, государство должно обязать производителя или распределителя к немедленному изъятию товара из обращения или немедленном устранении дефекта, либо к его замене, а если это является невозможным к выплате компенсации.

Статья 7 закона «О защите прав потребителей» содержит в себе ряд требований о безопасности товара, правах потребителя на безопасность товара и ответственности изготовителя (продавца).

Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.


Бесплатная юридическая консультация:

Определение безопасности товара содержится не только в законе «О защите прав потребителей», а так же и в законе «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в законе «О техническом регулировании» и иных нормативно-правовых актах.

Согласно закону «О качестве и безопасности пищевых продуктов» под безопасностью следует понимать состояние уверенности в том, что пищевые продукты при их использовании не нанесут вреда здоровью потребителя.

В то время как в законе «О техническом регулировании» под безопасностью процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки и т.д. понимают состояние, при котором полностью отсутствует какой-либо риск, который мог бы причинить вред жизни, здоровью и материальному состоянию потребителя.

Закон «О техническом регулировании» так же как и закон «О защите прав потребителей» предусматривает ряд мер, направленных на обеспечение безопасности товара. Так, ст. 38 первого закона содержит перечень действий, которые должен совершить изготовитель (продавец) при поступлении информации о несоответствии продукции требованиям и стандартам закрепленных технических регламентов. От изготовителя (продавца) требуется в определённый срок, установленный законом произвести проверку полученной информации. При подтверждении данной информации принять все соответствующие меры для невозможности увлечения размеров вреда и разработать программу мероприятий направленных, согласованных с органами контроля /надзора на предотвращение возникновения вреда, если это невозможно, отозвать всю продукцию с рынка и возместить убытки в связи с отзывом, а так же обеспечить потребителей соответствующей информацией за своей счет.

Если определенные мероприятия по отзыву товара не были приняты самим изготовителем (продавцом) на основании ст. ФЗ от «О техническом регулировании» произвести отзыв через суд.


Бесплатная юридическая консультация:

Таким образом, производя анализ указанных правовых актов, содержащих в себе правовые нормы, регламентирующие перечень действий и мер при отклонении товара от требований безопасности мы приходим к выводу, что наиболее комплексно данная проблема освещена в законе «О защите прав потребителей».

Данный вывод сделан на основании анализа норм, в результате которого, мы видим, что закон» О защите прав потребителей содержит в себе более строгие процедуры по борьбе с несоответствием товаров требованиям безопасности, нежели закон «О техническом регулировании». Закон РФ содержит указания на незамедлительное приостановление производства, при обнаружении факта о наличии нарушений, до устранения причин нарушений, либо изъятие товара из оборота и его отзыв от покупателей, в то время как закон «О техническом регулировании» разрешает данный отзыв при несоблюдении определенного комплекса мероприятий и только в судебном порядке.

Таким образом, мы наблюдаем коллизию правовых норм по данному вопросу, что усложняет процесс защиты потребителем своих прав и законных интересов.

Другим правом, которым в соответствии с законом обладает потребитель при продаже товаров, является право на приобретение товара надлежащего качества.

Статья 4 Закона «О защите прав потребителей» содержит ряд требований при соответствии, которым товар будет рассматриваться как товар надлежащего качества. Во-первых, данный товар должен соответствовать условиям договора, во-вторых, если договором данные условия не предусмотрены, он должен быть пригодным для использования.


Бесплатная юридическая консультация:

Таким образом, если потребитель поставил в известность продавца о требованиях к товару и целях его использования последний обязан передать такой товар, который соответствует этим требованиям.

Подобная ситуация возникает при продаже товара по образу и или описанию продавец обязан передать именно тот товар, который будет соответствовать.

Продажа товаров по образцам регулируется Гражданским кодексом РФ и Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 №918 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам».

Однако, на практике зачастую складывается иная ситуация. В качестве подтверждения мы можем увидеть большое количество судебной практики по вопросам о продаже товара ненадлежащего качества.

Так, например, можено рассмотреть ситуацию с ображением гражданки Ж. к ООО Торговый дом Аскона о возмещении убытков в связи с продажей товара (кровати) не соответствующей описанию продавца. Суд Каменского районного суда Ростовской области удовлетворил требования гражданки Ж. Апелляционной инстанцией Ростовского Областного Суда от 14 мая 2015 г. по делу №/2015 было решено оставить решение Каменского районного суда Ростовской области от 02 марта 2015 года в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО Торговый дом Аскона — без удовлетворения.


Бесплатная юридическая консультация:

Аналогичная ситуация сложилась и в Аппеляционном определении Московского городского суда от 18 августа 2015 г. по делу №о взыскании морального вреда. По делу о приобретении истцом у ответчика ООО «Мега Спорт» товара ненадлежащего качества (с браком). Суд принял решения об удовлетворении требований истца, так как ответчиком не было предъявлено доказательств о том, что истец приобрел товар надлежащего качества.

Другим, неотъемлемым правом потребителя является право на информацию о товаре как гарантия его качества и безопасности.

Согласно закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информацией понимаются сведения независимо от формы их предоставления.

В настоящее время информация является основным критерием при выборе товара. Лишь обладая полной и достоверной информацией, покупатель может выбрать товар, который обладает нужными качествами.

Закон «О защите прав потребителей» содержит в себе 5 статей посвященных требованиям к информации, получаемой потребителями. Данный факт указывает на особую значимость этого права для потребителя.


Бесплатная юридическая консультация:

Закон указывает на содержание информации, момент ее предоставления, качество, круг субъектов обязанных ее предоставить.

Следует акцентировать внимание на том, что право потребителя на получение информации, так же является обязанностью производителя/ продавца на ее предоставление, отказ от которой будет иметь последствия.

Так же, закон устанавливает список вопросов, по которым потребителю должна быть информация, как правило, данные сведения подразделяют на 3 группы.

В первую группу входят сведения о производителе / продавце. Статья 9 Закона «О защите прав потребителей» содержит перечень сведений, которые необходимо предоставить потребителю о производителе / продавце: наименование организации, место ее нахождения и режим работы.

Во вторую группу входит информация о самих товарах (работах, услугах). Информация о товарах должна содержать в обязательном порядке сведения о: наименовании технического регламента, информацию об основных потребительских свойствах, присущих товарам, цену товара, его гарантийный срок, если он установлен законом, адрес и наименование изготовителя (исполнителя, продавца), информацию о правилах продажи товаров и иные сведения, перечисленные в статье 10 закона «О защите прав потребителей».


Бесплатная юридическая консультация:

Основной целью предоставления информации о товаре является предоставление потребителю сведений, с помощью которых он может сделать правильный выбор.

Согласно пункту 12 Правил продажи отдельных видов товаров в обязанность продавца входит предоставление информации о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям через их маркировку знаком соответствия. Так же, производитель (продавец) обязан предоставить покупателю для ознакомления определенный перечень документов: сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, его выдавшим; товаро-сопроводи — тельными документами и т.д.

Если вследствие предоставления несоответствующей информации права и интересы потребителя будут нарушены, он в соответствии со статьей 14 закона «О защите прав потребителей» может потребовать возмещения убытков.

Заключительная, третья группа информации должна содержать в себе сведения о режиме работы продавца (производителя). В данную группу входят сведения о распорядке рабочего дня (начало работы, конец рабочего дня, обеденное время и т.д.) и сведения о выходных и нерабочих днях.

Исходя из этого, при нарушении указанной информации, потребитель может обратиться с жалобой в антимонопольные органы на данную организацию.


Бесплатная юридическая консультация:

Однако, несмотря на то, что данному вопросу уделяется большое внимание со стороны законодательства, на практике существует большое количество пробелов и нарушений, без устранения которых потребители не могут в полной мере реализовывать данное право.

Так же, в круг прав, которыми, обладает потребитель при продаже товаров входит право потребителя на государственную и общественную защиту, которое более подробно будет рассмотрено в следующей главе, и на свободный выбор товаров.

Под свободным выбором товаров следует понимать право покупателя без принуждения или косвенного воздействия выбирать товар и иметь возможность его приобрести. Так же, запрещается практика по продаже одних товаров только при условии приобретения других. Все убытки, причинённые потребителю при нарушении данного права, будут возмещены торговой организацией в полном объеме.

Однако, на практике данное положение постоянно нарушается. Как правило, придя в магазин, мы видим наборы, которые составил сам продавец (производитель), таким образом, мы решаемся своего законного права на свободный выбор товаров и получаем к нужному товару довесок, в котором в большинстве случаев мы не заинтересованы. Для реализации своего законного права мы можем обращаться за помощью либо в общественные организации, либо прибегнуть к судебной защите.

Таким образом, потребитель имеет в соответствии с законом «О защите прав потребителей» большой перечень прав при продаже товаров. Однако, несмотря на большое количество правовых норм, и законодательных актов, регулирующих данные положения, мы видим, что зачастую эти права нарушаются со стороны производителя (продавца).


Бесплатная юридическая консультация:

Оценивая сложившуюся ситуацию на основании выше изложенной информации, явным становится наличие большого количества коллизий и пробелов в законодательстве о защите прав потребителей, которые необходимо отрегулировать для обеспечения покупателю всесторонней защиты прав в соответствии с законом.

Источник: http://studwood.ru/501026/pravo/osnovnye_prava_potrebiteley_problemy_realizatsii_rossiyskoy_federatsii

Дипломная работа «Защита прав потребителей» (стр. 1 )

Глава 1. Развитие и правовое регулирование защиты прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества. 7

1.1. Развитие законодательства о защите прав потребителей. 7

1.2. Правовое регулирование защиты прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества. 11

Глава 2. Защита прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества 19


Бесплатная юридическая консультация:

2.1. Право потребителей на безопасность товаров для жизни, здоровья и имущества потребителей, а также окружающей среды. 19

2.2. Последствия продажи товаров ненадлежащего качества. Порядок предъявления и рассмотрения требований потребителей по поводу качества приобретенного товара. 29

2.3. Имущественная ответственность за нарушение сроков выполнения требований потребителя. 38

2.4. Порядок обмена товаров ненадлежащего качества. 41

2.6. Государственная и общественная защита прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества. 45


Бесплатная юридическая консультация:

2.7. Некоторые проблемы защиты прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества. 52

Список использованной литературы. 58

Введение

Актуальность. Для того чтобы обеспечить защиту прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества, необходимо создание таких организационно-правовых форм защиты, которые были бы достаточно эффективны. К ним можно отнести: осуществление контроля за выполнением предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам, работам, услугам и, в случаях обнаружения нарушений применять к ним меры административного принуждения в целях прекращения правонарушений и наказания виновных (при нарушениях которые повлекли тяжкие последствия применять уголовное законодательство); рассмотрение жалоб граждан, принятие мер к удовлетворению их претензий в административном и судебном порядке и др.

Диапазон средств охраны прав потребителей необычайно широк и направлен против мошенничества, нарушения правил торговли, оказания услуг, торговли некачественными товарами, недостоверной рекламы и т. п. В этих условиях возникла необходимость установления правового положения потребителя, закрепление способов защиты его прав и законных интересов. Актуальность темы дипломного исследования прослеживается как в теоретическом, так и в практическом плане, особенно учитывая большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере, часть из которых дублируют, а иногда и противоречат друг другу; разнообразие органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и возможностью привлечение нарушителей к ответственности за указанные нарушения в судебном порядке согласно действующему законодательству. В связи с этим очевидна необходимость научного обоснования систематизации законодательства в рассматриваемой области, в соответствии с основным законом — «о защите прав потребителей»

Закон «О защите прав потребителей» — один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Начало же перестройки российского общества, ориентация экономики на нужды человека требовали максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.

Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает гражданскую ответственность производителей, продавцов, исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции способствует повышению качества продукции и услуг и других организаций. Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, о гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.

Нормы потребительского законодательства содержатся не только в различных законах, но и принадлежат к различным отраслям законодательства. Перечень нормативных актов открывает Конституция РФ, которая закрепляет основные права граждан, а также устанавливает гарантии осуществления этих прав.

Кроме того, в сфере потребительского законодательства действуют несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Это, прежде всего, Закон «О техническом регулировании», Закон РФ «О защите конкуренции», новый Закон «О рекламе» и ряд других нормативных актов. Основное требование к содержанию таких актов – они не должны содержать нормы, противоречащие Закону РФ «О защите прав потребителей» и не должны снижать гарантии прав потребителей, уже предусмотренных действующим законодательством.

От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. Однако основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется нормами гражданского законодательства, в частности, Гражданского Кодекса РФ.

В практическом плане значение темы исследования связано с необходимостью повышения эффективности борьбы с нарушениями прав потребителей: мошенничеством, производством и продажей недоброкачественных продуктов, товаров, а также с необходимостью формирования надежных организационно-правовых форм защиты прав потребителя.

Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: , , , А. Балушкин, , , , И. Викторов, Т. Ашиткова, и др.

Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.

Проблемы. В настоящее время существуют определенные проблемы по защите прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества. А именно такие, как не определена в законе ответственность владельца магазина за продажу недоброкачественного товара, не определена обязанность суда взыскать с продавца штраф за продажу товара ненадлежащего качества, а так же не понятна новая формулировка в законе «О защите прав потребителей» «неопределенный круг лиц». Данные проблемы будут проанализированы и решены в ходе написания дипломной работы.

Обязательным элементом данного пункта дипломной работы является формулировка объекта и предмета исследования.

Объект исследования – законодательство Российской Федерации в области защиты прав потребителей.

Предмет исследования – общественные отношения, складывающиеся при продаже товаров не надлежащего качества.

Актуальность данного исследования определила цель и задачи дипломной работы:

Цель дипломной работы – рассмотреть вопросы защиты прав потребителей при продаже товаров не надлежащего качества.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Исследовать институт защиты прав потребителей при продаже товаров не надлежащего качества.

2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о формах защиты прав потребителей при продаже товаров не надлежащего качества

3.Рассмотреть сущность и специфику понятий защита прав потребителей, продавец, покупатель и др.

4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в проектах законов о внесении изменений в некоторые законодательные акты России о защите прав потребителей.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Развитие и правовое регулирование защиты прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества

1.1. Развитие законодательства о защите прав потребителей

Законодательство о защите прав потребителей как отрасль права возникла в России сравнительно недавно — в начале 1990-х годов. До этого регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан осуществлялось в основном нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства. Поэтому в нормативных актах традиционно не учитывалась специфика взаимоотношений потребителей с организациями сферы обслуживания. Некоторые виды фактически существовавших договоров вообще не укладывались в рамки действовавшей классификации гражданско-правовых соглашений. Кроме того, в законодательстве отсутствовала система специальных гарантий охраны прав граждан при заключении договоров, направленных на обслуживание их потребностей. Еще одной особенностью правового регулирования данной области отношений являлась множественность подзаконных актов, регламентировавших отдельные сферы взаимоотношений с участием граждан-потребителей. Ведомственные акты, как правило, содержали нормы, ущемлявшие интересы потребителей, а в некоторых случаях прямо противоречившие законодательству.

Действовавшее законодательство не вполне соответствовало и нормам международного права, в частности Руководящим принципам для защиты интересов потребителей, единогласно принятым 9 апреля 1985 г. (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 30/248). Это несоответствие проявлялось прежде всего в том, что не все права потребителей, признанные международным сообществом (право на информацию, на безопасность, на просвещение, на возмещение вреда, право объединяться в потребительские организации для защиты собственных интересов), были надлежащим образом законодательно урегулированы, а те, которые нашли отражение в законодательстве, не имели механизма реализации и потому носили декларативный характер. Кроме того, отсутствовала система государственной защиты интересов потребителей. Такое положение способствовало созданию условий для навязывания потребителям явно не выгодных для них условий договора, товаров, не пользующихся спросом, и т. д.

В условиях свободы предпринимательской деятельности, тотального дефицита, отсутствия культуры потребления необходимость в специальном законодательстве стала особенно острой.

Первой попыткой создания специального законодательства была разработка осенью 1988 г. проекта Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Большая часть этого законопроекта была посвящена проблемам обеспечения качества товаров и услуг, и лишь один раздел содержал нормы, направленные на защиту интересов потребителей. Само появление этого законопроекта было первым шагом в создании потребительского законодательства. Впервые признавалась необходимость принятия специальных норм законодательства, устанавливающих гарантии государственной защиты интересов потребителей.

Проект этот не был лишен недостатков. Во-первых, он не делал различий между потребителем-гражданином и потребителем — юридическим лицом. Во-вторых, все его нормы были так или иначе связаны с качеством товаров, т. е. все основные права потребителей (на информацию, на возмещение вреда, право на объединение и др.) формулировались лишь относительно обеспечения права на качество. Проект широко обсуждался, но был отвергнут, т. к. большинство его положений носило декларативный характер и не могло быть реализовано.

Поворотным моментом в создании потребительского законодательства стало принятие 22 мая 1991 г. Закона СССР «О защите прав потребителей»; в связи с распадом СССР он так и не вступил в силу. Этот Закон содержал множество положений, не разработанных в гражданском законодательстве, а также механизмы реализации всех его норм, что было его несомненным достоинством. Закон не только не требовал привычного принятия подзаконных актов, но и прямо запрещал создание ведомственных документов, затрагивающих интересы потребителей. Закон СССР «О защите прав потребителей» — один из первых нормативных актов, закрепивших право граждан на компенсацию за причиненный моральный вред. В то же время некоторые его положения, такие, как право граждан на гарантированный минимум потребления, носили декларативный характер.

7 апреля 1992 г. в действие вступил Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее — Закон). Одним из существенных его положений стала норма, запрещавшая при принятии других нормативных актов, затрагивающих интересы потребителей, снижать гарантии защиты их прав по сравнению с установленными в Законе. Не менее важна норма Закона, предоставившая право принимать затрагивающие интересы потребителей нормативные акты только Правительству РФ и прямо запретившая ему поручать принятие таких актов министерствам и ведомствам. Закон определил, что потребителем является гражданин, который приобретает или намеревается приобрести товары (работы, услуги) для личных нужд. Юридические лица были выведены из сферы действия Закона. Тем самым законодатель подчеркнул необходимость установления повышенных гарантий защиты для потребителя-непрофессионала[1].

Впервые в российском законодательстве были закреплены признанные международным сообществом права потребителей и гарантии их реализации. Закон предусмотрел повышенные гарантии защиты при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, установив десятилетний срок ответственности изготовителя за выпущенную продукцию как перед потребителем, так и перед другими лицами независимо от наличия между ними договорных отношений. Гарантией реализации прав потребителей на защиту стали установление в Законе подсудности по выбору истца по делам о нарушении потребительского законодательства и освобождение потребителей от уплаты государственной пошлины при предъявлении исков. Наряду с индивидуальной защитой прав потребителей Закон предусмотрел и возможность их коллективной защиты, предоставив государственным органам право пресечения нарушений потребительского законодательства и наложения штрафных санкций на нарушителей.

Еще одним нововведением Закона стала возможность предъявления исков в интересах неопределенного круга потребителей. К сожалению, из-за несовершенства законодательных формулировок эта форма защиты интересов потребителей пока не получила должного распространения.

Основным органом, контролирующим соблюдение потребительского законодательства, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ). Территориальные органы МАП РФ действуют почти во всех субъектах РФ. Федеральное подчинение позволяет им быть независимыми в отношениях с местной властью. В более сложной ситуации находятся органы по защите прав потребителей при местных администрациях, действующие практически в каждом населенном пункте России. Практика показывает, что именно им приходится решать более 80% потребительских проблем.

Существенной гарантией защиты интересов потребителей стало закрепление в Законе широких прав общественных объединений потребителей, позволяющих им реально участвовать в формировании потребительской политики в государстве.

Следует отметить, что потребительское законодательство идет по пути смягчения: защита интересов потребителей становится выгодной для предпринимателей. Уже создаются и развиваются органы саморегулирования бизнеса, одной из основных целей которых является распространение правил (кодексов поведения), устанавливающих повышенные (по сравнению с законодательством) обязательства бизнеса в отношениях с потребителями.

Кроме того, уже начался и будет продолжен процесс сближения потребительского законодательства стран СНГ. Первым шагом на этом пути стало принятие в январе 2000 г. Межгосударственного соглашения «Об основных направлениях сотрудничества государств-участников в области защиты прав потребителей».

Закон о правах потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров, исполнении работ, оказании услуг, устанавливает права потребителей при приобретении товаров (работ, услуг).

1.2. Правовое регулирование защиты прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества

Конституция РФ 1993 г. закрепила основы правового статуса гражданина (человека), провозглашая и закрепляя основные права и обязанности, которые наиболее конкретно и полно регламентируются иными правовыми актами, прежде всего законами. Конституция должна не только закрепить максимально возможные права и свободы. Поскольку люди, свободно осуществляя свои права и свободы, взаимодействуют друг с другом, интересы, права, действия одних людей могут прийти и приходят в противоречие с интересами, правами и поступками других. Перед культурным обществом стоит задача согласовать эти интересы, способствовать достижению компромиссов даже несовпадающих целей и действий. Прежде всего надо противодействовать разрушающим общество и государство попыткам осуществлять свои права и свободы за счет прав и свобод других лиц, обуздывая проявления эгоизма, своеволия, анархии, обеспечивая общественное согласие, социальное партнерство[2].

Ст. 2 Конституции устанавливает важный принцип, обеспечивающий одну из сторон жизни и деятельности цивилизованного общества, каждого человека и гражданина. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Особое значение для потребителя услуг имеют положения ст.20, 41 – 43, 45, 46 Конституции РФ. В соответствии с которыми каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, имеет право на образование (в том числе и негосударственное), каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, гарантируется судебная защита прав и свобод.

Основы правового статуса гражданина как потребителя, кроме Конституции РФ (где соответствующие права носят обобщенный характер) находят свое выражение в федеральных законах, и иных нормативно-правовых актах.

Гражданский кодекс РФ (ч.1 и 2, далее ГК)1 является основополагающим кодифицированным законодательным актом, регулирующем сферу гражданско – правовых отношений. В данную сферу общественных отношений входят и отношения по оказанию услуг потребителю.

Так, ГК регулирует вопросы связанные с защитой гражданских прав (ст. 11 и 12, 14 ГК ), определяет право(дее-)способность граждан, содержит положения о сделках (их формах, последствия их недействительности – глава 9 ГК), об ответственности за нарушения обязательств (глава 25 ГК) , а также общие положения о договоре ( подраздел 2 ГК)[3].

Особое место в правовом регулировании отношений потребителя в сфере продажи товаров имеют §2 главы 30 Гражданского Кодекса.

На первое место среди отдельных видов договора купли-продажи в ГК поставлена розничная купля-продажа (§ 2 гл. 30, ст. Предусмотренные здесь правила носят в основном обязательный характер и направлены в первую очередь на обес­печение интересов потребителей. Розничная купля-продажа опреде­лена в ГК как публичный договор, что означает обязанность розничных предприятий продавать товары любому, кто к ним обратится, не делая между покупателями различий в цене на продаваемые товары и в других условиях продажи.

Многое в ГК обобщенно отражает то, что уже закреплено рос­сийским законодательством о защите прав потребителей. Есть в ГК нормы, восполняющие пробелы в регулировании столь важ­ных правоотношений.

Договор розничной купли-продажи представляет собой дого­вор купли-продажи товара, по которому “продавец,, осуществ­ляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью” (п. 1 cт. 492 ГК[4]).

По-нашему мнению, анализируя данный договорной тип, необходимо указать на специфику продавца как субъекта договора розничной купли-продажи. В качестве продав­ца здесь может выступать только такая коммерческая организация, которая осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (торговое предприятие). Покупателем по договору розничной купли-продажи признается всякое физическое или юридическое лицо, приобретающее товар у розничной торговой организации или индивидуального предприятия для личного семейного, домашнего или, иного использования, не связанного с предпринима­тельской деятельностью. Поэтому, например, отношения, свя­занные с приобретением организацией (юридическим лицом) офисной мебели в мебельном магазине, охватываются догово­ром розничной купли-продажи. А значит, можно сделать вывод, что сфера применения норм ГК о розничной купле-продаже (по субъектам) шире, нежели действие норм, содержащихся в Зако­не Российской Федерации “О защите прав потребителей”.

Большое значение в деле защиты прав и законных интересов покупателей-граждан по договору розничной купли-продажи (потребителей в смысле законодательства о защите прав потребителей) имеют акты официального судебного толкования соответствующего законодательства, призванные обеспечить единство судебной практики разрешения споров. В настоящее время судебная практика основывается на разъяснениях, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 01.01.01 г. № 7 “О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей” (с изменениями от 01.01.01 г., 25 октября 1996 г., 17 января 1997 г., 21 ноября 2000 г., 10 октября 2001 г., 6 февраля, 11 мая 2007 г.)1.

Закон РФ «О защите прав потребителей»1 (с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г. ) (далее — Закон) является основополагающим законодательным актом в области защиты прав потребителей. Вместе с тем многие вопросы, связанные с применением Закона, регулируются Гражданским кодексом РФ, а также другими федеральными законами РФ.

Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Поскольку значительная часть норм Закона направлена на обеспечение защиты прав потребителей в области качества и безопасности товаров, важнейшее и непосредственное значение для правильного понимания и применения указанных норм и имеют законы, регулирующие порядок установления требований к качеству и безопасности товаров и подтверждения их соответствия упомянутым требованиям: Федеральный закон от 01.01.01 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании»(с изменениями от 9 мая 2005 г., 1 мая 2007 г.), Федеральный закон от 01.01.01 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федеральный закон от 01.01.01 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (с изменениями от 01.01.01 г., 9 февраля, 12 апреля, 21 июля 2007 г.)

Первый Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

1. разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

2. разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

3. оценке соответствия[5].

Целями второго Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков[6].

Целями третьего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от от 01.01.01 г. N 195-ФЗ (с изменениями от 01.01.01 года) устанавливает ответственность за нарушение правил продажи отдельных видов товаров[7].

Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (с изменениями от 01.01.01 г., 2 октября 1999 г., 6 февраля 2002 г., 12 июля 2003 г., 1 февраля 2005 г., 8 февраля, 23 мая, 15 декабря 2006 г., 27 марта 2007 г.) утверждает правила продажи отдельных видов товаров. Данное Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров[8].

Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. N 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» утверждает правила продажи товаров дистанционным способом. Данные правила устанавливают порядок продажи товаров дистанционным способом, регулируют отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей услуг[9].

Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. N 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам» (с изменениями от 2 октября 1999 г., 7 декабря 2000 г.) утверждает правила продажи товаров по образцам. Правила продажи товаров по образцам разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и определяют порядок продажи товаров по образцам и оказания в связи с такой продажей услуг, а также регулируют отношения между покупателем и продавцом товаров[10].

Общим для всех видов защиты прав потребителей источни­ком является прежде всего Закон “О защите прав потребителей”. Этот Закон, рассчитанный исключительно на отношения, в кото­рых на стороне потребителей выступают граждане.

В целом Закон о защите прав потребителей направлен на усиление гарантий защиты прав потребителей и на урегулирование отношений между потребителями и предпринимателями в рыночных условиях.

Таким образом, рассмотрев некоторые аспекты нормативно – правового регулирования защиты прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества можно сделать определенные выводы:

1. Система современных норм, регулирующих защиту прав потребителей — это сложная комплексная правовая система с разнооб­разными технологическими звеньями по уровню правового регулирования (конституционное, законодательное и иное (ведомственное, различного рода Правила) регулирование).

2. Гражданский кодекс РФ (ч.1 и 2) является основополагающим кодифицированным законодательным актом, регулирующем сферу гражданско – правовых отношений. В данную сферу общественных отношений входят и отношения при продаже товаров. Многое в ГК обобщенно отражает то, что уже закреплено рос­сийским законодательством о защите прав потребителей. Есть в ГК нормы, восполняющие пробелы в регулировании столь важ­ных правоотношений.

3. Общим для всех видов защиты прав потребителей при продаже товаров источни­ком является прежде всего Закон “О защите прав потребителей”.

4. В целом, по-нашему мнению, особенностью современного законодательства о защите прав потребителей при продаже товаров заключается в том, что это одна из самых динамичных областей правового регулирования.

Глава 2. Защита прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества

2.1. Право потребителей на безопасность товаров для жизни, здоровья и имущества потребителей, а также окружающей среды

В соответствии с преамбулой к закону «О защите прав потребителей»[11]:

· потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

· изготовитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

· исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

· продавец — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;

· недостаток товара — несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

· существенный недостаток товара — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

· безопасность товара (работы, услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);

Согласно Закону о защите прав потребителей «потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке».

Закон говорит обо всей совокупности товаров, которые предназначены для потребления и используются непосредственно потребителем либо членами семьи, либо другими лицами.

Товары должны быть безопасны при использовании в обычных условиях, не требующих какого-либо особого режима, независимо от места жительства, природных, климатических особенностей и др. Такие товары также не должны причинять вред другому имуществу потребителя и не отражаться на его здоровье. Эти требования относятся к сложной бытовой технике, мебели, одежде, обуви, отделочным материалам в жилищах, предметам гигиены и другим окружающим нас товарам, разнообразным услугам и работам, выполняемым для удовлетворения нужд гражданина.

Обязательные условия и требования, которые должны обеспечивать безопасность жизни, здоровья потребителей, окружающей среды, устанавливаются в специальных нормативных документах — стандартах, а в ряде случаев — в отдельных законодательных актах.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании» стандарт –

· документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

· стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандарты являются обязательными для исполнения всеми хозяйствующими субъектами, производящими товары или оказывающими услуги (работы), независимо от форм собственности. За нарушение требований стандартов виновные лица несут административную и уголовную ответственность.

Если на какие-либо товары отсутствуют разработанные стандарты, то должны быть приняты незамедлительные меры по их разработке и введению в действие, а реализация таких товаров должна быть приостановлена.

На отдельные товары, которые со временем теряют свои потребительские свойства, а также могут причинить вред потребителю, представлять опасность для его жизни и здоровья, должны быть установлены сроки службы или годности. Это относится прежде всего к продуктам питания, медикаментам, косметическим товарам и др. При этом изготовитель товара обязан принять меры по информированию потребителя как о сроках службы (годности) товара (результата работы), так и о необходимых действиях с товаром по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении указанных действий.

Источник: http://pandia.ru/text/79/113/66986.php

Published by admin