Продлить разрешение на строительство

Продление разрешения на строительство


Бесплатная юридическая консультация:

Подборка наиболее важных документов по запросу Продление разрешения на строительство (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Оглавление:

Нормативные акты: Продление разрешения на строительство

Документ доступен: с 20 до 24 ч. (выходные, праздники — 24 часа)

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Продление разрешения на строительство

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Продление разрешения на строительство

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://www.consultant.ru/law/podborki/prodlenie_razresheniya_na_stroitelstvo/

Как продлить разрешение на строительство?

Продление срока действия разрешения на строительство необходимо тем, кто не уложился в предварительно установленные сроки. Для этого необходимо подготовить документы и предоставить их в Отдел архитектуры и градостроительства в районе, в котором находится ваш участок. Что нужно сделать, чтобы продлить срок строительства постройки?

Законодательство

Те, кто имеет разрешение на строительство, могут его продлить. Это правило устанавливается статьей 51 Градостроительного кодекса РФ. Эта норма касается тех построек, возведение которых было начато, но не было завершено в установленные сроки. Для продления строительных работ необходимо подать документы и заявление в Отдел архитектуры и градостроительства по своему району.

Вопросы предоставления разрешительной документации регулируются следующими законами:

  • Градостроительным кодексом РФ;
  • Приказом Минрегиона РФ от 02.07.2009 г. № 251 «Об организации работы по выдаче разрешений на строительство».

Какие документы необходимы?

Как продлить разрешение на строительство, если постройка еще не завершена? Для этого необходимо предоставить в Отдел архитектуры и градостроительства следующие документы:


Бесплатная юридическая консультация:

  1. гражданский паспорт собственника;
  2. первоначальное разрешение на строительство;
  3. акт о ведущемся строительстве;
  4. заявка о продлении срока строительства объекта;
  5. нотариальную доверенность, если от имени собственника действует доверенное лицо.

Основным документом является акт о ведущемся строительстве. Без одобрения комиссии из районной администрации продлить работы не получится.

Если стало понятно, что вы не уложитесь в установленные сроки, не стоит оттягивать обращение к ответственному лицу. Согласно действующему законодательству, заявление с просьбой об увеличении срока необходимо подать не позже 10 дней до того, как текущий срок истечет. Если вы подадите заявление позже, можно получить отказ.

Если вы начали строительные работы в период действующего разрешения и подаете документы на продление своевременно, у уполномоченного лица не будет оснований для отказа в просьбе. Главное, чтобы строительство не было признано незаконным.

  • Москва и область:
  • Санкт-Петербург и область:
  • Федеральный:

Когда могут отказать?

Строительный паспорт и разрешительная документация выдается на 10 лет. Если за это время строительство не начиналось, разрешение продлить вряд ли удастся. Специалисты отводят такой большой срок, чтобы даже люди с ограниченным бюджетом могли уложиться.

Подтверждение строительства

Чтобы продлить разрешительную документацию, необходимо доказать, что работы были начаты и ведутся. Чтобы это сделать, необходимо обратиться в администрацию по месту нахождения строительства. Здесь необходимо написать специальную заявку о формировании комиссии. В назначенную дату к вам приедут специалисты из Отдела жилищной политики для составления акта о начатом строительстве.


Бесплатная юридическая консультация:

Этот документ является достаточным подтверждением того, что строительные работы ведутся. После получения акта о строительстве необходимо обратиться в Отдел архитектуры. Его прикладывают к остальным документам и подают вместе с заявлением. В течение 30 дней вы получите готовое решение. Если все в порядке, строительство можно продлить.

Особенности продления разрешения

Для продления разрешения достаточно представить на рассмотрение документы. Вам не нужно готовить новый проект на постройки, которые еще не были завершены. Не нужны планы расположения инженерных коммуникаций. Также не требуются согласования с коммунальными службами, пожарной службой и СЭС.

Если от вас требуют данные документы, это решение можно оспорить на основании действующего законодательства. При выдаче разрешения специалист опирается на проект и документы, представленные при первичном получении документов.

Срок действия

Учитывайте, что разрешение можно продлить только на 3 года. За это время необходимо завершить все строительные мероприятия и полностью ввести объект в эксплуатацию. И не имеет значения, на какой стадии находятся строительные работы.

Если стройка не начиналась

Составление акта о начавшемся строительстве является обязательным условием для того, чтобы продлить разрешение. Если комиссия выедет на место и не увидит строительных работ, в акте будет указано, что стройка не начиналась. В этом случае продлить разрешение не получится.


Бесплатная юридическая консультация:

Чтобы снова приступить к строительным работам, придется получить новое разрешение на основании общего порядка и обязательных для всех правил. Для этого необходимо подготовить следующее:

  • заявление установленного образца
  • проект и эскизы будущей постройки;
  • планы расположения коммуникаций;
  • правоустанавливающие документы.

Таким образом, для продления разрешения важно доказать, что строительство начато и ведется. Важно подать документы своевременно. В противном случае вам придется получать разрешение на строительство снова.

Источник: http://law03.ru/finance/article/kak-prodlit-razreshenie-na-stroitelstvo

Как продлить разрешение на строительство — документы, инструкция

По действующему законодательству разрешение на строительство выдается на ограниченный период. Для объектов ИЖС он составляет до 10 лет, а для остальных объектов капстроительства — на время, предусмотренное в проектной документации. Если в этот период возведение объекта не доведено до конца, требуется принимать меры. Ниже рассмотрим, как продлить разрешение на строительство (в том числе частного дома), в какой последовательности действовать, и что из бумаг потребуется для решения поставленной задачи.

Как оформить заявление?

Продление разрешения начинается с момента передачи заявления в уполномоченный территориальный орган. При решении вопроса, связанного с увеличением срока действия документа, его приостановлением или приостановкой действия учитываются законы РФ и действующий админрегламент.


Бесплатная юридическая консультация:

Заявление о продлении предается следующими способами:

  • Лично.
  • С помощью представителя (потребуется нотариальная доверенность).
  • По e-mail.
  • Через почту РФ.
  • С помощью сайта Госуслуг.
  • Через МФЦ.

Перед тем как продлить разрешение на строительство (в том числе частного дома) требуется узнать точный адрес муниципального органа, куда направляется заявление. При этом заявка оформляется в электронной форме или заполнятся от руки. Допускается передача заявления с применением электронной документации, но тогда не обойтись без применения ЭЦП.

Сроки продления

Разрешение продлевается на период до 1 года (по решению уполномоченного органа), если физлицо или компания оформили и передали заявление за 2 и более месяца (не позже). Если нового срока недостаточно для решения поставленной задачи, по его истечению можно вновь обратиться за продлением. При этом условия и порядок оформления идентичны.

Уполномоченный орган откажет в продлении срока, если возведение или реконструкция объекта не начались до дня завершения срока подачи заявки.

Документы для продления разрешения на строительство — перечень

Заявление — главная, но не единственная бумага, необходимая для прохождения государственной процедуры. В перечень документов, необходимых для продления разрешения на строительство, входит:


Бесплатная юридическая консультация:

  • Заявка, оформленная с учетом требований законодательства.
  • Подлинник ранее предоставленного разрешения.
  • Проект организации строительных работ (копия). В нем должно быть пояснение причин, вызвавших необходимость продления разрешения (это требование не касается объектов ИЖС).

Если требуется внести изменение в выданное ранее разрешение, в уполномоченный орган передаются следующие бумаги:

  • Заявление.
  • Разрешение на строительство (подлинник).
  • ГПЗУ участка, где планируется возведение объекта.
  • Правоустанавливающий пакет бумаг (если требуется внесение изменений в название компании застройщика).
  • Постановление о формировании ЗУ посредством разделения или объединения надела.
  • Позитивное решение экспертизы, подтверждающее соответствие откорректированного проекта действующим требованиям и возможность его применения.
  • Распоряжение об изменении адреса (при наличии такой ситуации).

Документы для продления разрешения на строительство принимаются при условии, если они передаются в полном объеме. При отсутствии какой-либо бумаги в приеме отказывается.

Уполномоченный орган в течение десяти суток со дня приема заявки должен дать ответ (в случае отказа) с пояснением причины такой позиции. Если принимается положительное решение, на подготовку нового разрешения (с учетом продления) также даются отмеченные выше 10 суток.

Прекращение действия

Если в процессе действия разрешения право собственности на ЗУ переходит к другому человеку, срок выданного ранее документа остается прежним. Но возможны ситуации, когда разрешение на строительство теряет силу. Это происходит в следующих случаях:

  • Прекращение права использования недр (в том числе досрочное).
  • Игнорирование необходимости передачи оригиналов в течение 60 суток с момента уведомления о возможности получения разрешения на строительство.
  • По завершению срока действия документа и при отсутствии заявления на продление (перерегистрацию) существующего разрешения.
  • При отказе застройщика или частного лица от возведения (восстановления) объекта капстроительства.
  • В случае изъятия ЗУ с учетом действующего законодательства РФ.
  • При нарушении требований, прописанных в разрешении на строительство.
  • По решению судебного органа.
  • При изменении характеристик или типа сооружений, а также условий их возведения (восстановления), разрешенных для конкретного ЗУ.

Порядок предоставления услуги

Продление разрешения на строительство происходит следующим образом:


Бесплатная юридическая консультация:

  • Собираются необходимые документы (указаны выше).
  • Оформляется заявление и передается вместе с бумагами одним из доступных способов в уполномоченный орган.
  • Заявление, уведомление, а также переданная документация регистрируются уполномоченным органом.
  • Документы проверяются на факт возможности продления или внесения правок в уже выданное ранее разрешение на строительство.
  • Принимается решение о продлении или отказе в оказании услуги.

Как продлить разрешение на строительство через портал Госуслуг?

Получение услуги через Интернет позволяет сэкономить время. Для продления разрешения стоит придерживаться такой инструкции:

  • Изучаем тонкости получения услуги на сайте.
  • Авторизуемся на портале.
  • Оформляем заявление в электронной форме. Для этого вносим сведения из уже выданного ранее разрешения на строительство, указываем название сооружения и данные о нем. Здесь же прописываем сведения о ЗУ, причине продления, варианте получения результата (в электронном виде или на бумаге).
  • Прикрепляем сканированную документацию, которая требуется уполномоченным органом для продления. Здесь важно учесть требования, касающиеся формата и размера прикрепляемых файлов (как правило, последние должны иметь размер до 1 Гб).
  • Подписываем заявку и документацию электронной цифровой или обычной подписью.
  • Отправляем заполненное заявление после рассмотрения с помощью специальной кнопки.
  • Дожидаемся сообщения по e-mail или уведомления в личном кабинете о приеме документации к рассмотрению. Здесь же указывается номер принятого электронного заявления.
  • Контролируем процесс оформления услуги. Это можно сделать посредством информации, которая проходит по e-mail, через личный кабинет на сайте, в разделе проверки статуса или через мобильное приложение (здесь можно выбрать подходящий для себя вариант).
  • Получаем сообщение о результате продления, а также необходимый документ. Он выдается в электронном виде и в формате pdf. Документы подписаны ЭЦП. В распоряжении заявителя разрешение на строительство (в нем сделана пометка о продлении) или сообщение об отказе с пояснением причин.

Если при подаче заявки был выбран бумажный вариант получения документов, на почтовый ящик или в личный кабинет приходит уведомление, когда и куда прийти за бумагами.

Когда возможен отказ?

Основания для отказа при продлении разрешения на строительства через портал Госуслуг следующие:

  • Отсутствие сведений или документации, необходимой для получения услуги.
  • Строительство (реконструкция) не начаты до срока завершения действия заявления.
  • Нет договора поручительства финансового учреждения за добросовестное выполнение строительной компании взятых на себя обязательств (для застройщиков, работающих по ДДУ).

Заявитель вправе обжаловать решение уполномоченного органа при нарушении сроков продления или регистрации запроса, при требовании дополнительных бумаг (если таковых нет в перечне), в случае отказа в оказании услуги, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.

Жалоба может подаваться в письменной форме лично, направляться по почте или отправляться в электронном виде. В первом случае с собой необходимо иметь документ, подтверждающий личность. Если бумаги передаются в электронной форме, потребуется их утверждение с помощью ЭЦП. В документе необходимо указать название исполнительного органа, ФИО и данные о заявителе, информацию об обжалуемых решениях и доводы. В результате принимается решение об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://stroimprosto-msk.ru/stati/kak-prodlit-razreshenie-na-stroitelstvo-dokumenty-instrukciya/

Продление разрешения на строительство

Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга
  • Общее описание
  • Особенности предоставления услуги в электронном виде
  • Результат предоставления услуги
  • Срок предоставления услуги
  • Стоимость
  • Заявители
  • Порядок действий
  • Документы
  • Организации, участвующие в предоставлении услуги
  • Порядок обжалования
  • Законодательство

Получить услугу Наверх

Общее описание

Для просмотра инструкции по заполнению и подаче электронного заявления перейдите по ссылке.

Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт‑Петербурга по заявлениям застройщиков предоставляет государственную услугу по выдаче разрешений на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства.

Разрешение на строительство — это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом.


Бесплатная юридическая консультация:

Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта.

По заявлению застройщика разрешение на строительство может быть выдано на отдельные этапы строительства, реконструкции.

Срок действия разрешения на строительство может быть продлен Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт‑Петербурга по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.

На данной странице вы можете подать заявление только на продление разрешения на строительство объекта капитального строительства.

Для первичного получения разрешения на строительство объекта капитального строительства перейдите по ссылке.


Бесплатная юридическая консультация:

Для внесения изменения в разрешение на строительство объекта капитального строительства перейдите по ссылке.

Полное наименование (в соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2011 №8-рп):

Особенности предоставления услуги в электронном виде

Государственная услуга в электронной форме предоставляется только авторизованным пользователям Портала gu.spb.ru. Авторизация на Портале производится с использованием учетной записи в Единой системе идентификации и аутентификации (далее — ЕСИА).

Необходимые личные данные получателей услуги, представленные при регистрации в ЕСИА (ФИО, дата рождения, данные документа, удостоверяющего личность, контактные данные), после авторизации на Портале автоматически подставляются на электронную форму заявления (ввод вручную не требуется).

При подаче электронного заявления физическим лицом либо его доверенным лицом необходимо иметь простую электронную подпись (требуемый уровень учетной записи ЕСИА — «подтвержденная»).

Индивидуальный предприниматель должен авторизоваться на Портале при условии наличия учетной записи в ЕСИА индивидуального предпринимателя, представитель юридического лица — при условии наличия учетной записи в ЕСИА юридического лица.


Бесплатная юридическая консультация:

При подаче электронного заявления доверенным лицом заявителя‑физического лица доверенность, подтверждающая правомочие на обращение за получением государственной услуги в электронной форме (результат — электронный документ), выданная физическим лицом доверенному лицу, удостоверяется усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.

При подаче электронного заявления доверенным лицом заявителя‑физического лица доверенность, подтверждающая правомочие на обращение за получением государственной услуги, в которой предусмотрено получение результата — документа в бумажном виде, должна быть оформлена в соответствии с Гражданским кодексом.

Если при подаче электронного заявления предусмотрено получение результата — документа в бумажном виде, представлять интересы получателя государственной услуги‑физического лица вправе также законный представитель, имеющий документы, подтверждающие полномочия законного представителя.

Подача электронного заявления представителем юридического лица, имеющего право действовать без доверенности*, осуществляется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Право такого лица действовать от имени юридического лица должно быть подтверждено в соответствующем регистре ЕСИА (при регистрации в ЕСИА производится проверка в записи ЕГРЮЛ информации о лицах, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица).

Представители юридического лица, имеющие право действовать без доверенности:


Бесплатная юридическая консультация:

  • руководители организаций; документы, подтверждающие полномочия представителя юридического лица, действующего без доверенности: протокол (выписка из протокола) об избрании руководителя в случае, если исполнительные органы юридического лица в соответствии с Уставом (Договором, Положением) избираются на основании решения органа управления, в иных случаях — приказ о назначении руководителя на должность (оригинал или копия, заверенная подписью руководителя и скрепленная печатью юридического лица (при наличии печати)). Полномочия представителя могут также содержаться в договоре, в том числе в договоре между представителем и представляемым, между представляемым и третьим лицом, либо в решении собрания, если иное не установлено федеральным законом или не противоречит существу отношений.

При подаче электронного заявления от имени юридического лица доверенным лицом, доверенность, подтверждающая правомочие на обращение за получением государственной услугой, выданная организацией, удостоверяется усиленной квалифицированной электронной подписью правомочного должностного лица организации.

В случае получения результата в бумажном виде при явке за документами, являющимися результатом государственной услуги, необходимо представлять документы:

  • документы, удостоверяющие личность представителя, подающего документы от имени Заявителя;
  • учредительные документы юридического лица (в соответствующем случае) со всеми зарегистрированными изменениями и дополнениями, если они имели место;
  • документы, подтверждающие полномочия представителя юридического лица: документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица, действующего без доверенности, если представительствует он, или доверенность, выданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации — в случае если представитель юридического лица действует по доверенности.

В случае если заявитель представляет оригинал или нотариально заверенную копию документа в электронном виде, их заверение должно производиться с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Если в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в отношении документов не установлено требование о нотариальном свидетельствовании верности их копий, то такие копии подписываются простой электронной подписью заявителя.

Перед заполнением электронной формы заявления необходимо:

  • предварительно ознакомиться с описанием услуги в соответствующих разделах Портала;
  • подготовить документы, сведения о которых необходимо вводить в формы заявления;
  • подготовить скан‑образы документов* либо иные документы в электронном виде.

* скан‑образ документа — файл, полученный на сканере или цифровом фотоаппарате в результате сканирования оригинала документа.


Бесплатная юридическая консультация:

Особенности заполнения электронных форм заявления:

  • ввод данных в поля электронной формы заявления производится пошагово; после заполнения сведений на любом шаге можно использовать кнопку «Далее» либо перейти на нужный шаг заполнения формы, нажав кнопку с соответствующим номером шага;
  • если в процессе заполнения полей электронной формы заявления допущены ошибки формата ввода или не заполнены обязательные поля (помеченные знаком «*»), номер соответствующего шага закрашивается красным цветом, а поля этого шага, содержащие ошибку, подсвечиваются; подать заявление в этом случае не представляется возможным, для продолжения заполнения формы необходимо внести корректные сведения;
  • на шаге «Документация» необходимо перейти на портал Единой системы строительного комплекса (далее — ЕССК) по кнопке «Перейти в ЕССК»;
  • на портале ЕССК производится приложение скан‑образов документов двумя способами: «Создать» или «Выбрать из списка имеющихся»; в первом случае наименование документа, его реквизиты вносятся самостоятельно, во втором — документы выбираются из предлагаемого перечня;
  • в обоих случаях необходимо прикрепить документ в электронном виде («Загрузить»), при этом юридические лица прикрепляют документ «электронной подписи» (расширение файла: .sig) («Действия» — «Приложить подпись») либо подписывают документ усиленной квалифицированной подписью («Действия» — «Подписать»);
  • после окончания загрузки всех необходимых документов необходимо указать на завершение процесса загрузки нажатием на кнопку «Завершить», после чего произойдет автоматический переход на Портал (gu.spb.ru) для подачи заявления в электронной форме, при этом будет сформирована опись приложенных документов в формате pdf, доступная для сохранения.

Если необходимо прервать заполнение электронной формы заявления или произвести выход из учетной записи ЕСИА на Портале до отправления заявления, заявитель может на любом шаге сохранить введенные данные (кнопка «Сохранить»). Это удобно для возобновления процедуры заполнения электронного заявления в любое время — с того места, где был прерван процесс и произведен выход из учетной записи ЕСИА. Автоматически создается «Черновик заявления» на данную услугу, ему присваивается номер, название, фиксируется дата сохранения. Название черновика при необходимости можно присвоить самостоятельно.

При входе на Портал после авторизации в ЕСИА можно войти в подраздел «Заявления» Личного кабинета, выбрать закладку «Черновики заявлений», найти нужный черновик и продолжить заполнение электронной формы заявления.

По истечении трех месяцев со дня последнего изменения черновик заявления автоматически удаляется.

После подачи электронного заявления через Портал информирование заявителя о ходе и результате предоставления услуги обеспечивается с использованием электронных уведомлений, в которых указываются статус рассмотрения электронного заявления, комментарии уполномоченных должностных лиц (при необходимости) и/или прилагаются соответствующие электронные документы, подписанные усиленной квалифицированной подписью должностного лица.


Бесплатная юридическая консультация:

Доступ заявителя к информации о ходе и результате предоставления услуги можно получить:

  • в Личном кабинете заявителя на Портале (раздел «Заявления» — «История заявлений»);
  • в разделе Портала «Проверка статуса заявления»;
  • в мобильном приложении «Государственные услуги Санкт‑Петербурга» (сервис «Проверка статуса заявления»);
  • в электронной почте.
Заявителю обеспечена возможность получить краткую информацию о текущем статусе рассмотрения заявления, просмотреть и сохранить на собственные технические средства электронные уведомления, направленные Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт‑Петербурга (СГСНЭ), а также результат предоставления услуги в форме электронного документа (в соответствующем случае).

Результат предоставления услуги

  1. Продленное разрешениe на строительство, подписанное уполномоченным должностным лицом Службы государственного строительного надзора и экспертизы (далее — Служба), подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица Службы;
  2. Уведомление, содержащее мотивированный отказ.

В случае подачи заявления в электронной форме при продлении разрешения на строительство в экземпляре Службы делается соответствующая отметка, после чего скан-образ данного разрешения направляется заявителю.

Срок предоставления услуги

Не более 7 рабочих дней.

Стоимость

Заявители

Застройщики или технические заказчики из числа:

Застройщик — физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.


Бесплатная юридическая консультация:

Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Изучает описание государственной услуги на Портале;
  2. Нажимает кнопку «Получить услугу»;
  3. Проходит авторизацию на Портале через ЕСИА;
  4. Подает электронное заявление через Портал, выполняя следующие действия:
    • заполняет форму электронного заявления, вносит сведения о выданном разрешении на строительство, наименование объекта и сведения о нем, сведения о земельном участке, причину продления разрешения, другие необходимые сведения;
    • указывает способ получения результата (в бумажном или электронном виде);
    • осуществляет переход на портал Единой системы строительного комплекса (далее — ЕССК);
    • на портале ЕССК прикрепляет скан-образы документов, необходимых для предоставления услуги (выбирает из базы ЕССК или прикрепляет «свои» файлы, размер файлов должен быть не более 1Гб); при этом юридические лица прикрепляют документ «электронной подписи» (расширение файла: .sig) («Действия» — «Приложить подпись») либо подписывают документ усиленной квалифицированной подписью («Действия» — «Подписать»);
    • производит возврат — переход на Портал (gu.spb.ru);
    • заявление и документы, направленные в электронной форме, подписываются (простой электронной подписью и(или) усиленной квалифицированной электронной подписью) в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи» и требованиями Федерального закона №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
    • отправляет заполненное электронное заявление посредством нажатия в электронной форме соответствующей кнопки;
  5. Получает по электронной почте и через Личный кабинет Портала уведомление, подтверждающее прием заявления Порталом, с указанием номера электронного заявления;
  6. Получает по электронной почте и через Личный кабинет Портала уведомление о приеме электронного заявления из Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (далее — СГСНЭ) о начале процедуры предоставления услуги;
  7. После подачи заявления заявитель отслеживает смену статуса заявления, а также знакомится с уведомлениями из СГСНЭ:
    • в электронной почте (от );
    • в Личном кабинете заявителя на Портале (раздел «Заявления» — «История заявлений»);
    • в разделе Портала «Проверка статуса заявления»;
    • в мобильном приложении «Государственные услуги Санкт-Петербурга» (сервис «Проверка статуса заявления»);
  8. Получает из СГСНЭ уведомление о результате услуги и соответствующий документ в форме электронного образа бумажного документа (в формате pdf), подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица СГСНЭ (при помощи средств, изложенных в п.7):
    • разрешение на строительство с отметкой о продлении либо
    • уведомление об отказе;
  9. В случае, если указан способ получения результата — в бумажном виде, получает соответствующее уведомление (при помощи средств, изложенных в п.7) и документ — в месте, указанном в уведомлении.

Если результат — положительное решение, заявитель предоставляет свой экземпляр Разрешения на строительство, в котором будет проставлена соответствующая отметка о продлении; если результат — отказ, заявитель получает Уведомление об отказе.

Ознакомиться с требованиями по настройке рабочего места пользователя Портала с использованием квалифицированной электронной подписи можно здесь.

Основания для отказа в продлении разрешения на строительство:

  • отсутствие документов и (или) наличие информации, что необходимые для получения услуги документы не выдавались;
  • строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи заявления о продлении разрешения;
  • отсутствие договора поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договора страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве, в случае если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости.

Порядок действий уполномоченной организации

Уполномоченное лицо отдела выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт‑Петербурга (далее — СГСНЭ, Служба):


Бесплатная юридическая консультация:

  1. Проверяет наличие электронных дел, поступивших с Портала, с периодом не менее 1 (одного) раза в день;
  2. Изучает поступившие электронные дела, в том числе, приложенные заявителем скан‑образы документов;
  3. Проверяет наличие, комплектность, читаемость скан‑образов документов;
  4. Регистрирует электронное заявление в соответствующей ведомственной информационной системе;
  5. В случае выявления ошибок в заполнении форм документов либо отсутствии необходимых документов, устанавливают соответствующий статус электронному делу («Принято отрицательное решение»), в ином случае, — выполняет далее действия в соответствии с административным регламентом Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт‑Петербурга по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство при осуществлении строительства и реконструкции объектов капитального строительства в случаях, установленных действующим законодательством (за исключением разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства), на проведение работ по созданию искусственного земельного участка;
  6. Передает копию заявления в Управление государственного строительного надзора Службы (далее — УГСН);
  7. Устанавливает факт начала работ до обращения за продлением разрешения на строительство (см. примечания);
  8. Принимает решение о продлении разрешения на строительство или о подготовке уведомления об отказе в продлении разрешения на строительство с указанием причин отказа и оформляет принятое решение;
  9. Продление разрешения на строительство или уведомление об отказе в продлении подписываются начальником Службы;
  10. Выполняет соответствующую отметку в экземпляре Разрешения на строительство, хранящемся в Службе, выполняется скан‑образ данного Разрешения;
  11. Производит выдачу заявителю результата предоставления услуги:
    • в электронном виде: Уведомление заявителя посредством Портала о результате услуги с приложением скан‑образа Разрешения на строительство с отметкой о продлении (см. п.10) либо Уведомления об отказе (в форме электронного образа бумажного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного на заверение копий такого документа на бумажном носителе);
    • в бумажном виде: Уведомление заявителя посредством Портала о результате услуги с указанием места получения результата; отметка о продлении разрешения на строительство в экземпляре, представленном заявителем либо выдача Уведомления об отказе;
  12. По окончании осмотра специалист УГСН направляет акт осмотра по форме с приложением фотофиксации в отдел выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.

Примечания:

  • если объект строительства подлежит региональному государственному строительному надзору, факт начала работ устанавливается при проверке Службой соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
  • если объект строительства не подлежит региональному государственному строительному надзору, специалист УГСН проводит осмотр объекта и устанавливает факт начала работ.

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

  1. Оригинал разрешения на строительство, находящийся в распоряжении у застройщика, для отметки о продлении разрешения (в случае подачи заявления о продлении разрешения на строительство и получение результата в электронной форме разрешение на строительство может не прикладываться);
  2. График производства работ по завершению строительства, а также измененный проект организации строительства объекта капитального строительства (разрабатывается застройщиком совместно с организацией, разработавшей проектную документацию);
  3. Правоустанавливающие документы на земельный участок (в случае если право не зарегистрировано в ЕГРН);
  4. Договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве в соответствии с гражданским законодательством.

II. Документы, представляемые заявителем по собственной инициативе:

  • Правоустанавливающие документы на земельный участок (в случае если право зарегистрировано в ЕГРН).

III. Дополнительные документы (в случае обращения доверенного лица или представителя заявителя):

Дополнительные документы (в случае обращения доверенного лица или представителя заявителя)


Бесплатная юридическая консультация:

Документом, подтверждающим полномочия представителя, является доверенность от юридического лица, которая должна быть заверена усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя или усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса. Указанный документ необходимо сформировать и загрузить в виде архива (с расширениями zip, rar), содержащего файл доверенности и файл усиленной электронной подписи.

Основания для отказа в приеме документов:

  • отказ заявителя от подачи документов;
  • отсутствие заявления по форме;
  • отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя.

Источник: http://gu.spb.ru/246083/

Как продлить разрешение на строительство по Градостроительному кодексу — образец заявления

Одним из самых существенных условий в проектной документации является срок завершения строительных работ. В соответствии с ним выдается разрешение, имеющее свой срок действия. Однако иногда обстоятельства складываются таким образом, что завершить их в указанную дату невозможно.

Как в первый раз, так и в остальные для того, чтобы продлить срок действия разрешительных документов, обращаться нужно в орган архитектуры вашего города. Для этого необходимо должным образом оформить образец заявления с указанием причин, по которым объект не может быть достроен в назначенный изначально день.

Продление разрешения на строительство дома — основания для продления

51-я статья из Градостроительного кодекса оставляет возможность для застройщика продлить официальный допуск к работам. Причины для продления разрешения на строительство дома по Градостроительному кодексу должны быть документально подтверждены.


Бесплатная юридическая консультация:

Чтобы не получить автоматический отказ, следует предоставить акт о том, что стройка была начата. Далее уже будут рассматривать конкретные причины. Если возникли обстоятельства, которые никак не зависят от застройщика, то по закону ему просто не могут отказать. Но законодательство требует, чтобы эти обстоятельства были подтверждены. При этом отсутствие финансирование не считается достаточным основанием, чтобы автоматически продлить срок действия.

Как оформить продление срока действия разрешения на строительство?

Чтобы оформить позволение на продолжение строительных работ, рекомендуется обращаться в специальный орган архитектуры. При этом Градостроительный кодекс оставляет возможность продлить срок действия автоматически на полтора года и еще на полтора — если последует соответствующее решение от местных органов.

Разрешить вести дальше стройку или реконструкцию могут, если через десять дней после появления обстоятельств, которые на дают завершить работы в ранее обозначенный день.

Для этого следует подавать образец заявления в орган архитектуры вашего города. При этом, если до окончания срока действия разрешительных документов осталось меньше 60 дней, будет точно получен отказ. Кроме заявления, в этот орган необходимо подать расширенный пакет документов.

Образец заявление на продление разрешения на строительство

Сегодня форма заявления о продлении срока действия разрешения на строительство не является обязательной, но некоторые пункты в форме образце должны быть указаны:


Бесплатная юридическая консультация:

  • Куда направляется образец заявления;
  • Максимально возможные реквизиты физического или юридического лица;
  • Информацию о проектно-сметных документах;
  • Данные о госконтракте и свидетельстве о допуске;
  • Сведения о лице, которые отвечает за выполнение работ.

Традиционно в форме образца заявления записывается дата выданного разрешительного документа и его номер, а также ставится подпись.

Продление разрешения на строительство по градостроительному кодексу — список документов

Чтобы продлить допуск к строительным работам на объекте, Градостроительный кодекс требует от граждан предоставить в уполномоченный орган:

  • Паспорт гражданина;
  • Первоначальные официальный бумаги по стройке;
  • Акт о состоянии строительных работ.

Пакет документов прилагается к основной официальной бумаге — образцу заявления.

Регламент продления срока действия разрешения на строительство дома по Градостроительному кодексу

В регионах продление разрешения на строительство незавершенного объекта может осуществляться с определенными отличиями.

Сначала прописываются основные положения, среди которых — цель разработки регламента. В нем также записывается, какой орган предоставляют услугу — например, управление градостроительства. Состав, точная последовательность процедур и требования также упоминаются в тексте регламента.

Отказ в продлении срока действия разрешения на строительство — что делать?

Отказ может быть выдан, если заявитель не собрал полный пакет документов по объекту. Если же образец заявления поступил в уполномоченный орган менее, чем за 60 дней до окончания строительных работ, то тоже в итоге будет получен отказ. Также основание для отказа — факт о том, что эти работы еще не были начаты.

При отказе по любой причине следует обращаться в суд, подавая иск по установленной форме. Градостроительный кодекс не предоставляет исчерпывающей информации по этому вопросу, потому грамотные юристы могут развернуть дело в пользу клиента.

Судебная практика в случае отказа продления разрешения на строительство по Градостроительному кодексу

Судебная практика установила много интересных фактов. Например, благодаря судебной практике ФАС из Дальневосточного округа стало понятно, что изменения в архитектурных проектах не должны стать основанием для отказа.

Кроме того, в судебной практике было определено, что только абсолютно не начатые работы могут стать точной причиной для того, чтобы отказать заявителю. А вот пропуск сроков в судебной практике не считается полноценной причиной для отказа.

Источник: http://classomsk.com/nedvizhimost/kak-prodlit-razreshenie-na-stroitelstvo-po-gradostroitelnomu-kodeksu-obrazec-zayavleniya.html

Разрешение на строительство: продление, отмена

Автор: С. С. Кислов

Закон позволяет застройщику обратиться в уполномоченный орган с просьбой о продлении срока действия разрешения на строительство. Однако нередко администрация принимает решение об отказе. Бывает и так, что орган власти отменяет ранее выданное разрешение на строительство. В обоих случаях (отказ в продлении и отмена) застройщика ждут долгие судебные споры. Полагаем, сформулированные на уровне Верховного суда правовые позиции окажутся полезными для застройщиков, попавших в столь затруднительные ситуации.

Продлить нельзя отказать.

В соответствии с ч. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен соответствующим органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, преду­сматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.

Исходя из данной формулировки по общему правилу (если «оставить за кадром» специфику жилищного строительства на основании ДДУ) для продления разрешения на строительство необходимо:

  • подать заявление не менее чем за 60 дней до истечения срока действия ранее выданного разрешения;
  • начать строительные работы до подачи такого заявления.

Оба ли эти условия должны выполняться одновременно?

Правомерен ли отказ в продлении, если застройщик нарушил срок подачи заявления или, наоборот, подал заявление своевременно, но не приступил к выполнению работ?

В правоприменительной практике по обозначенной проблеме выработано следующее решение. В части 20 ст. 51 ГрК РФ установлено одно основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство: если строительство не было начато до истечения срока действия разрешения. Подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство. Соответственно, если строительство объекта начато в период действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), у уполномоченного органа нет оснований для отказа в продлении срока его действия. Такая позиция представлена в Определении ВС РФ от 04.05.2016 № 136-ПЭК16 по делу № А/2013, постановлениях АС МО от 01.08.2016 № Ф/2016 по делу № А/15, ФАС ДВО от 15.12.2013 № Ф/2013 по делу № А/2013, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016 № 09АП-28920/2016 по делу № А/16, Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 № 10АП-7448/2016 по делу № А/15, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 № 08АП-8211/2016 по делу № А/2016 и др.

Случается, что администрация, отказывая в продлении срока действия разрешения на строительство, ссылается на представление застройщиком ненадлежащих документов, подтверждающих начало выполнения работ по строительству объекта. Например, как следует из Постановления АС МО от 01.08.2016 № Ф/2016 по делу № А/15, организация приложила к заявлению о продлении разрешения на строительство справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, свидетельствующие о завершении подрядчиком работ по нулевому циклу строительства. Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на то, что не было представлено официальное подтверждение начала работ по строительству объекта капитального строительства.

Обратившись в суд, застройщик дополнительно представил в материалы дела акт обследования технического состояния объекта незавершенного строительства и приложенные к нему фотографии объекта (8 штук), а также спутниковый снимок с сайта карты.яндекс.ру.

Встав на сторону застройщика, арбитры указали: ч. 20 ст. 51 ГрК РФ не установлено, какие именно документы должны быть представлены в подтверждение начала строительства. Из этого следует, что такими документами могут быть любые документы (акты, договоры подряда и т. д.), свидетельствующие о том, что строительство ведется. Уполномоченный орган незаконно не принял формы КС-2 и КС-3 как доказательства начала строительства.

Итак, мы выяснили, что подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения на строительство не является достаточным основанием для отказа в продлении разрешения. А вот то обстоятельство, что застройщик не начал работы по строительству, влечет безусловный отказ в продлении ранее выданного разрешения на строительство. Далее ответим на вопрос: является ли законным отказ в продлении разрешения, если строительные работы начаты, но заявление в уполномоченный орган застройщик подал после того, как истек срок действия разрешения на строительство.

Такая ситуация рассматривалась в постановлениях АС ЗСО от 15.12.2015 № Ф/2015 по делу № А/2015 и Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 по делу № А/2015. Сразу скажем, что в первом случае арбитры приняли решение в пользу застройщика, во втором – признали действия администрации законными. Как такое возможно?

Из постановления АС ЗСО следует, что застройщик обратился в департамент с заявлением о продлении разрешения на строительство через два дня после того, как истек срок его действия. Несмотря на то, что застройщик указал на 90%-ю готовность объекта, уполномоченный орган отказал в продлении разрешения, сославшись на то, что оно является недействующим, поскольку срок его истек, а продление срока действия недействующего разрешения на строительство законодательством не предусмотрено.

Удовлетворяя требование застройщика, судьи исходили из того, что указанное департаментом основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство не предусмотрено действующим законодательством, поэтому оспариваемый отказ нарушает права организации.

Важно, что судья ВС РФ не нашел оснований для передачи данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда для пересмотра (Определение от 18.04.2016 № 304-КГ). Тем самым судья Верховного суда фактически признал обоснованной позицию АС ЗСО.

А вот в принятом не в пользу застройщика Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда по делу № А/2015 обстоятельства были иными, что и позволило суду отказать застройщику, отклонив его ссылки на судебную практику, согласно которой подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Итак, в январе 2008 года организации было выдано разрешение на строительство, срок действия которого истекал в июле 2010 года.

В декабре 2013 года (то есть через 3,5 года после окончания срока действия разрешения) застройщик зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства со степенью готовности 11%.

В ноябре 2015 года (то есть еще через два года) организация обратилась в администрацию с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство, приложив проект организации строительства, предполагающий окончание строительства в течение 33 месяцев.

Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на нарушение срока, установленного ч. 20 ст. 51 ГрК РФ, и предложив застройщику обратиться за получением нового разрешения.

Арбитры отметили: организация обратилась за продлением разрешения спустя более пяти лет после окончания срока его действия. Застройщик не представил доказательств обращения в уполномоченный орган с таким заявлением до даты истечения срока действия разрешения. Следовательно, застройщик утратил предусмотренное законом право на продление срока действия разрешения на строительство.

ГрК РФ не содержит оснований для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство по причине того, что заявление было подано застройщиком с нарушением срока его подачи (то есть не менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения). Однако в данном случае имеет место не просто нарушение срока для обращения с заявлением о продлении действующего разрешения на строительство. Общество требует продлить в судебном порядке действие разрешения, срок которого истек пять лет назад. В такой ситуации (при непредставлении заявителем доказательств уклонения уполномоченного органа от выдачи разрешения (противоправного бездействия администрации) либо наличия иных обстоятельств, препятствовавших организации своевременно обратиться с соответствующим заявлением) продление срока действия разрешения на основании ч. 20 ст. 51 ГрК РФ недопустимо. Исходя из смысла положений градостроительного законодательства возможно продление только действующего разрешения на строительство. После истечения срока действия разрешения на строительство может быть выдано только новое разрешение.

Таким образом, пропуск срока обращения с заявлением о продлении разрешения при уже начатом строительстве объекта не является безусловным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения. Единственным обстоятельством, исключающим такое продление, является отсутствие начатого строительства объекта к моменту истечения срока действия разрешения на строительство. Поэтому судьи встанут на сторону застройщика, представившего заявление менее чем за 60 дней до окончания срока действия разрешения.

В случае, когда уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, сославшись на то, что заявление подано после истечения срока его действия, исход судебного разбирательства будет зависеть от конкретных обстоятельств. Прежде всего, арбитры будут оценивать добросовестность действий застройщика, который в любом случае не лишен возможности обратиться с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство.

Уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство, при рассмотрении заявления застройщика о продлении срока действия разрешения обязан проверить, начато ли строительство (реконструкция) объекта. Поэтому представление застройщиком недостоверной информации о выполнении работ обернется отказом в продлении разрешения.

Например, как следует из Постановления АС СЗО от 27.10.2014 по делу № А/2013, организация сообщила о выполнении:

  • 100% земляных работ;
  • 90% работ по созданию фундамента;
  • 20% работ по прокладке инженерных сетей;
  • 10% работ по возведению каркаса здания.

Между тем согласно акту осмотра строительные работы на земельном участке не велись.

При таких обстоятельствах арбитры решили, что организация при подаче заявления о продлении срока действия разрешения на строительство представила сведения, не соответствовавшие действительности, что было установлено по итогам проверки. Как результат – отказ в продлении разрешения был признан обоснованным. Причем судья ВС РФ не нашел оснований для пересмотра дела (Определение от 12.03.2015 по делу № 307-ЭС15-223).

Случается, что у застройщика возникает необходимость внесения изменений в проектную документацию, а иногда технико-экономические показатели будущего объекта меняются настолько, что приходится разрабатывать новую проектную документацию. В подобных ситуациях застройщику следует обращаться в уполномоченный орган не за продлением разрешения на строительство, а за выдачей нового разрешения на строительство объекта, имеющего другие технические параметры. Соответственно, застройщику не удастся доказать, что отказ в продлении разрешения является незаконным. Данная позиция выражена в Определении ВС РФ от 23.05.2016 № 308-ЭСпо делу № А63-367/2015, в котором отмечено, что застройщик не лишен возможности обратиться в установленном порядке с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство, представив документы, предусмотренные ст. 51 ГрК РФ.

Отмена разрешения на строительство возможна только в исключительных случаях.

Как справедливо отмечено в Постановлении АС ПО от 20.05.2015 № Ф/2013, Ф/2015, Ф/2015 по делу № А/2014, ст. 48 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления[1] действительно предусматривает право органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, принявших (издавших) соответствующий муниципальный правовой акт отменять либо приостанавливать муниципальные правовые акты. Вместе с тем из положений указанного закона в совокупности следует, что отменен или приостановлен органом местного самоуправления может быть не любой ненормативный акт, а лишь не соответствующий действующему законодательству (!).

Обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу ст. 65 АПК РФ должен доказать заявитель (обратившееся в суд лицо).

Таким образом, закон не предоставляет органам местного самоуправления права по собственному усмотрению принимать и отменять ранее принятые документы. Этот вывод в полной мере распространяется и на случаи, связанные с выдачей и отменой разрешений на строительство.

В соответствии с ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается (на основании решения соответствующего органа) в случае:

  • принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
  • расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
  • прекращения права пользования недрами, если разрешение выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенной нормы, которая носит императивный (не допускающий выбора) характер, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований. Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ, действия администрации незаконны (при условии, что разрешение на строительство было выдано с соблюдением установленных требований). Такая позиция выражена, в частности, в определениях ВС РФ от 01.09.2016 № 306-КГпо делу № А/2014, от 14.09.2015 № 306-КГпо делу № А/2014, от 08.09.2015 № 306-КГпо делу № А/2014 и т. д.

При этом не имеет значения довод администрации о том, что отмена разрешения на строительство связана с получением протеста прокуратуры. Например, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 № 07АП-6957/2016 по делу № А/2015 отмечено: из оспариваемого постановления следует, что разрешение на строительство отменено в связи с протестом прокуратуры города. Иных оснований отмены или ссылок на конкретные нормы права в постановлении не указано. При таких обстоятельствах постановление об отмене разрешения на строительство является незаконным.

Некоторые выводы

Уполномоченный орган вправе отказать в продлении срока действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), только в том случае, когда застройщик не приступил к выполнению работ. Нарушение застройщиком срока подачи заявления (менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения) не является самостоятельным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Выданное с соблюдением положений ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство может быть отменено только в исключительных случаях, закрытый перечень которых содержится в ч. 21.1 названной статьи. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на данную норму, действия администрации незаконны.

[1] Федеральный закон от 06.10.2013 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a87/885202.html

Published by admin