Пропаганда курения закон

Ответственность СМИ за демонстрацию табачных изделий или процесса потребления табака


Бесплатная юридическая консультация:

С 15 ноября 2013 года введет тотальный запрет на рекламу любым способом и в любое время суток табачной продукции и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, зажигалок.

Оглавление:

Немногим ранее, в октябре 2013 года в Кодекс РФ об административных правонарушениях была введена новая статья, предусматривающая ответственность за демонстрацию табачных изделий или процесса потребления табака (ст.14.3.1.КоПА РФ).

Демонстрация возможна в: — теле- и видеофильмах; — в театрально-зрелищных представлениях; — в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах; — публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ.

Потребление табака — курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий (ст.2 ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»).

Какие новые требования предъявляет закон к редакциям?


Бесплатная юридическая консультация:

За демонстрацию табачных изделий или процесса потребления табака, если это НЕ является неотъемлемой частью художественного замысла, введён административный штраф. Он зависит от того, кто привлекается к ответственности – должностное лицо или организация и от того, где факт демонстрации установлен – в передаче для взрослых или для детей («вилка» штрафов составляет от 20 до 200 тысяч рублей).

Термины «предназначенные для детей аудиовизуальные произведения» и «предназначенные для взрослых аудиовизуальные произведения» не определены действующим законодательством.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», под информационной продукцией для детей понимается информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

Требование о запрете демонстрации табачных изделий или процесса потребления табака применяются ко вновь созданным произведениям. Под вновь созданными произведениями необходимо считать произведения, созданные после 1 июня 2014 года.

Во всех иных аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, созданных до 1 июня 2014 года, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.


Бесплатная юридическая консультация:

Cоциальная реклама о вреде потребления табака должна размещаться непосредственно перед началом или в любой момент времени в период демонстрации аудиовизуального произведения в любой форме (например, в виде самостоятельного аудиовизуального произведения (видеоряда) или путем наложения на кадр аудиовизуального произведения способом «бегущей строки» или иным способом).

Кроме того, информация о вреде потребления табака должна быть доведена до потребителей в воспринимаемой форме (в частности, читаемым шрифтом, имеющим достаточный для восприятия текста с телеэкрана размер и контрастность) (письмо ФАС России от 14.05.2014 № АК/19317/14 «О социальной рекламе о вреде потребления табака»).

Ответственность за неисполнение данной обязанности предусмотрена частью 5 статьи 14.3.1 КоАП РФ. Это штраф для должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

Подводя итог сказанному, отметим:

1. За демонстрацию процесса курения, если это не оправдано художественным замыслом, предусмотрен административный штраф. Вопрос о том, есть ли художественный смысл в опубликованной фотографии в газете, будут решать коллегиальные совещательные органы, которые созданы при территориальных органах УФАС и при Роскомнадзоре.


Бесплатная юридическая консультация:

2. При демонстрации произведений, созданных до 01 июня 2014 года, обязательно до или во время трансляции информировать зрителя о вреде табака.

3. Допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний.

Источник: http://media-urist.ru/otvetstvennost-smi-za-demonstratsiyu.html

О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования отдельных положений об ограничении мест курения табачных изделий

ЗАКОН УКРАЇНИ

Про внесення змін до деяких законів України щодо вдосконалення окремих положень про обмеження місць куріння тютюнових виробів

Верховна Рада України постановляє:

I. Внести зміни до таких законів України:


Бесплатная юридическая консультация:

1) у статті 15 2 :

частину другу викласти в такій редакції:

2) частини третю — восьму виключити;

3) абзац десятий частини другої статті 17 виключити.

частини другу і третю викласти в такій редакції:


Бесплатная юридическая консультация:

«Забороняється куріння тютюнових виробів, а також електронних сигарет і кальянів:

1) у ліфтах і таксофонах;

2) у приміщеннях та на території закладів охорони здоров’я;

3) у приміщеннях та на території навчальних закладів;

4) на дитячих майданчиках;

5) у приміщеннях та на території спортивних і фізкультурно-оздоровчих споруд та закладів фізичної культури і спорту;


Бесплатная юридическая консультация:

6) у під’їздах житлових будинків;

7) у підземних переходах;

8) у транспорті загального користування, що використовується для перевезення пасажирів;

9) у приміщеннях закладів ресторанного господарства;

10) у приміщеннях об’єктів культурного призначення;

Бесплатная юридическая консультация:

11) у приміщеннях органів державної влади та органів місцевого самоврядування, інших державних установ;

12) на стаціонарно обладнаних зупинках маршрутних транспортних засобів.

Забороняється, крім спеціально відведених для цього місць, куріння тютюнових виробів:

1) у приміщеннях підприємств, установ та організацій усіх форм власності;

2) у приміщеннях готелів та аналогічних засобів розміщення громадян;


Бесплатная юридическая консультация:

3) у приміщеннях гуртожитків;

4) в аеропортах та на вокзалах»;

частину шосту виключити;

частину сьому викласти в такій редакції:

«Власник, уповноважені ним особи або орендарі відповідних споруд чи окремих приміщень зобов’язані відвести спеціальні місця для куріння, сумарна площа яких не має перевищувати 10 відсотків загальної площі відповідної споруди чи приміщення, обладнані витяжною вентиляцією чи іншими засобами для видалення тютюнового диму, а також розмістити інформацію, передбачену частиною п’ятою цієї статті»;


Бесплатная юридическая консультация:

частину восьму виключити;

2) абзаци одинадцятий і дванадцятий частини другої статті 20 викласти в такій редакції:

«розміщення попільничок або куріння у приміщеннях закладів ресторанного господарства — від однієї тисячі гривень до десяти тисяч гривень;

невідведення спеціальних місць для куріння, необладнання їх витяжною вентиляцією чи іншими засобами для видалення тютюнового диму, нерозміщення інформації, передбаченої частиною п’ятою статті 13 цього Закону, — від однієї тисячі гривень до десяти тисяч гривень».

II. Цей Закон набирає чинності через шість місяців з дня його опублікування, крім абзацу восьмого підпункту 1 пункту 2 розділу I цього Закону, який набирає чинності з дня, наступного за днем опублікування цього Закону.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/T124844.html

Закон о запрете курения

Последние годы популярность приобретает здоровье и красота. Но не все готовы избавиться от опасной зависимости. По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия находится на 7 месте по количеству выкуриваемых сигарет на душу населения. Вступает в десятку. Первая Греция.

Это проблема не одного человека, а всех нас. Избежать вдыхания опасных веществ невозможно. Это отнимает 5 лет жизни. Закон о курении подписал президент РФ 23.02.2013. Полное название ФЗ No 15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Был принят с целью защиты некурящих людей. Качество жизни изменилось в лучшую сторону. 01.06.2013 год — дата вступления в силу. Позже вносились поправки.

От привычки и зависимости страдают подростки, мужчины, женщины разных возрастов.


Бесплатная юридическая консультация:

Несовершеннолетние составляют 40% в своей категории. Движет ими интерес, мода, желание выделиться. Сигаретный дым приносит столько же вреда пассивному курильщику, сколько и активному. Это может привести к раковым, сердечно-сосудистым и респираторным заболеваниям.

Закон о запрете курения в общественных местах помогает обезопасить от правонарушений. Проблема особо актуальна при беременности. Многие не переносят запах. Малыши, чьи родители курят, обречены на борьбу за выживание ещё в утробе.

Среди последствий выделяют патологии, ослабленный иммунитет, слабые нервы, плохой сон. Дети чаще болеют бронхитом и туберкулёзом.

Законодательство о курении

Конституция РФ — основание приказа. Подобных ему нет.

Статья 4 содержит пункты:


Бесплатная юридическая консультация:

  1. Соблюдаются права каждого гражданина.
  2. Предупреждение смерти, заболеваний, инвалидности.
  3. Государство, местные власти, юридические организации и предприниматели несут ответственность.
  4. Проведение работ, сокращающих употребление сигарет.
  5. В приоритете здоровье людей, а не интересы табачных производителей.
  6. Заимствование и пользование опытом других стран.
  7. Взаимодействие государства и граждан.
  8. Донесение информации до людей о последствиях курения.
  9. Возмещение ущерба, причинённого здоровью.

Проблема приобрела мировой характер. Почти в каждой стране есть подобные меры.

Места, где курение – вне закона

Нужно знать, где заканчиваются границы личного пространства, чтобы избежать штрафных санкций. Список конкретных площадей указан в постановлении.

Запрет касается:

  • учебных учреждений (школы, университеты, дома культуры, спорта);
  • больниц, поликлиник, реабилитационных и медицинских центров, пространств и зданий санаториев;
  • поездов, находящиеся в плавании судов, перевозящих пассажиров;
  • самолётов, общественного транспорта (подземного и наземного);
  • Гостиниц, отелей;
  • территорий расположения социальных служб, органов государственной и местной властей, рабочие посты;
  • лифтов и подъездов;
  • мест посадки и высадки пассажиров на платформе;
  • детских игровых зон, пляжей;
  • заведений общепита (ресторанов, кафе), торговли, бытовых услуг;
  • автомобильных заправочных станций.

Курение в указанных местах строго запрещено.

Это перечень из распоряжения. Человек имеет право пожаловаться на нарушителя участковому, в Роспотребнадзор или Госпожнадзор. Полиция может задержать и оштрафовать даже при отсутствии денег и документов.


Бесплатная юридическая консультация:

При неуплате возникнут проблемы в будущем. Например, при пересечении границы, поездке на отдых. Сопротивление приведёт в ближайшее полицейское отделение. Если действовать в рамках ограничений, неприятности минуют.

Где можно курить?

Согласно указу, для таких людей предусмотрены смягчающие обстоятельства. К ним относятся отдельные территории на улице или в закрытом помещении. Министерство здравоохранения устанавливает требования.

Закрытые помещения должны быть оснащены вентиляцией и освещением, стенами, не пропускающими дым. Обязателен огнетушитель.

На улицах покурить сигарету нельзя ближе пятнадцати метров от запрещённых территорий.

Применение табака позволено в личном автомобиле и собственном жилье. Места курения должны быть оснащены разрешительной табличкой и пепельницей. Изготавливается знак в соответствии с ГОСТом. Проверка и исполнение положения входит в обязанности Роспотребнадзора.


Бесплатная юридическая консультация:

Правила касаются и кальянов. Они также выделяют табачный дым. Приказ обходит стороной только электронные сигареты и вэйпы. Это парогенераторы, заправленные специальной курительной жидкостью.

Мнения исследователей расходятся. Одни считают, что они так же вредят здоровью. Другие видят в этом решение проблемы никотиновой зависимости. Но постановление не наказывает тех, кто использует эти устройства. В 2018 году их могут запретить. Законопроект уже внесён в Московский парламент.

Штрафные санкции

Остальных ждёт наказание. Всем интересно узнать размеры. Цель — борьба с курением и защита окружения. Это не уголовное преступление. Ответственность будет административная. Не исключена гражданско-правовая и дисциплинарная.

Предусмотрен и официальный денежный штраф за курение в общественных местах, который в 2018 году составляет (в рублях):

  • Воздушное судно 50000.
  • Вокзальная платформа (конкретно территория посадки и высадки), тамбур поезда 1500.
  • Детская игровая зона 3000.
  • Транспортная остановка 1000.
  • Вход в гостиницу (отель) и холл 2000.
  • Лестничная клетка, лифт 1000.
  • Станция метро, вестибюль 1500.

Для юридических лиц и предпринимателей предусмотрено наказание в виде штрафа дорублей. Если на их территории нет места для курения, или оно не оборудовано по требованиям.

Также запрещается продавать сигареты несовершеннолетним. Штраф составляет дорублей. Избежать наказания поможет следование правилам и удаление нарушений.


Бесплатная юридическая консультация:

Меры по сокращению потребления табачных изделий

Попытка борьбы с проблемой предпринималась ещё в 1980-х годах. Тогда это только ухудшило ситуацию.

Сегодня правительство принимает необходимые меры на федеральном уровне для сокращения количества зависимых граждан.

  1. Государство увеличивает акцизы на табачную продукцию. Рост цен значительно влияет на количество курящих. Чтобы регулировать работу российских дилеров предусмотрена минимальная сумма, ниже который товар не может быть реализован. В Европе пачка сигарет в среднем стоит 5 евро. Если Россия приблизится к этой цифре, то многие финансово не смогут позволить такое «удовольствие» каждый день.
  2. Одной из мер является раскрытие состава и определённое оформление упаковки с предупреждающими изображениями. Сигаретные пачки подлежат маркировке.
  3. Население информируют о плюсах и минусах потребления, о технологиях производства.
  4. Постоянно ведется антитабачная пропаганда.
  5. Запрещена реклама, спонсорство, помощь в сбыте, реализация несовершеннолетним.
  6. Преследуется незаконная торговля.
  7. Сокращается количество общественных мест для курения, применяются штрафные санкции за нарушения.
  8. Оказывается бесплатная помощь людям, вред здоровью которых причинён.
  9. Ведётся учёт партий готовой продукции.

Меры принимаются на законодательном уровне.

Пока не все курильщики осознают их серьезность и последствия. На улицах люди продолжают дымить, пока не пойманы. В некоторых странах законы настолько строги, что граждане не осмеливаются их преступить. В Сингапуре нельзя курить в любых общественных местах.

Нидерланды платят 200 долларов некурящим, если те проходят должный тест. В Бельгии не оплачивается рабочее время, проведённое за сигаретой. Соответствие нарушений и штрафов в разы больше.


Бесплатная юридическая консультация:

Выводы

Практика показывает положительную динамику со дня подписания приказа. Количество курящих сократилось на 17%. Ушли с рынка 16% производителей. В России запрещенных мест больше, чем разрешённых. Цены на продукцию растут.

Это позволяет надеяться, на действие закона. Но есть те, которых запрет не пугает. Его следует доработать. Тогда человек побоится закурить в неположенном месте.

Источник: http://bezprivychek.ru/kurenie/zakon-o-kurenii

Пропаганда курения закон

Интересно наблюдать, как маньячина на телеэкране разделывает труп на запчасти, крупным планом причём. Но вот когда закуривает после всего этого сигарету, то её стыдливо ретушируют пикселями.

Ограждают детишек от курева.


Бесплатная юридическая консультация:

  • Лучшие сверху
  • Первые сверху
  • Актуальные сверху

42 комментария

Анатомию знать надо, а курить вредно!

Не претендую на истицу последней инстанции по насколько я только понимаю только в России ежедневно от болезней, спровоцированных курением, умирает 600 человек.

Статистикой по ужастикам не владею.

Сам курю, но поддерживаю все заградительные меры. Надо искоренять.

Одно другое не исключает.У нас почти в каждом дворе спортплощадки, турникмены сидят на них и курят. Хотя последнее время я уже этого не вижу, точнее, вообще никого на этих площадках не наблюдаю, ни на турнике, ни с сигаретой.Я соглашусь, что пикселизация — вряд ли очень эффективная мера, так как все равно ясно, что происходит на экране, однако просто целиком вырезацть сцену не всегда возможно.Крме того: вероятно, при этом заостряется сознательное внимание на акте курения, а бессознательное восприятие наоборот, наверное, притупляется (это мое очень диванное предположение, я не специались. Очень интерсно было бы услышать компетентные комментарии).


Бесплатная юридическая консультация:

Я, в общем, сейчас не буду участвовать в вашей интересной дискуссии (простите, очень устал сегодня), отмечу лишь, что пикселизация в филтмах не мешает делать турники, да и в целом противоречие весьма надуманное. Точнее, я уже 101 раз вижу подобные посты (потому и пишу этот коммент, накипело), и посыл такой: «раз на экране убивают, то давайте разрешим показывать сигареты/письки/еще чето-там». Может, на ассоциативном уровне это и так, но в дейтвительности non sequitur, во всяком случае, подробного обоснования такой логики я не видел.

Источник: http://pikabu.ru/story/zakon_o_zaprete_propagandyi_kureniya_na_yekranakh_

NET-ALKO

Все об алкоголе и курении

Закон о вреде курения

ФЗ 15 о запрете курения — (его контроле), осуществляющийся на территории РФ, был подписан Президентом Российской Федерации 23 февраля 2013 года. Функционирует данный закон по территории России с 1 июня того же года. До сегодняшних реалий он дошел видоизмененным из-за ряда поправок. Последняя поправка вступила в силу с началом 2017 года.

О чем говорит федеральный закон №15

ФЗ 15 об ограничении курения в общественных местах содержит ряд мер по:

  • определению сути того, что стоит понимать, как охрану здоровья жителей РФ от воздействия продуктов табачных изделий;
  • определению прав и обязательств каждого из граждан РФ как субъекта, воздействующего на окружающих продуктами табакокурения;
  • определению полномочий органов охраны порядка, как контролирующих безопасность граждан структур, по этому вопросу;

Федеральный закон 15 не ограничивает возможность курения для граждан России на 100%. Это целый ряд мер по депопуляризации табакокурения на территории страны и ограничения возможности некурящих граждан дышать табачным дымом на территориях постоянного скопления масс людей.


Бесплатная юридическая консультация:

Также закон говорит об ограничениях, наложенных на возможности распространения табачных изделий (теперь сигареты нельзя продавать несовершеннолетним, а ларьки и магазины, находящиеся близ учебных заведений, не имеют права распространять табачные изделия).

Появился строгий запрет рекламы табачных изделий, запрет популяризации табакокурения в СМИ. Строгому учету подвергаются все производимые с табачными изделиями операции (импорт, экспорт и т. д.), контроль проводят соответствующие федеральные структуры.

В сторону повышения изменились акцизные ставки. Государство теперь контролирует статистику по тому, насколько продукция для табакокурения популярна, на всех уровнях. Созданы четкие рамки наказаний и штрафов, предусмотренных законодательством по закону 15.

Посмотрите видеоролики

Где ограничено курение табака

Закон 15 фз о курении значительно ограничивает те территории, на которых табакокурение остается разрешено.

Общественные заведения же для курильщика открыты только если на данной территории он обязуется не поддаться соблазну закурить, и не собирается склонять к курению несовершеннолетних подростков:

  1. Образовательные заведения и близлежащая к ним территория.
  2. Культурные, молодежные и спортивные заведения и учреждения этих типов, получившие статус государственных.
  3. Заведения, в которых курсы лечения проходят больные люди (больницы, санатории и т. д.).
  4. В маршрутных транспортных средствах, средствах общественного транспорта, и на территории от 15 метров до входа в любой: аэропорт, автовокзал, метрополитен, порт или ЖД вокзал.
  5. В учреждениях, находящихся под контролем или в распоряжении местных или государственных органов власти.
  6. В рабочих зонах любого государственного предприятия.
  7. В общественных лифтах.
  8. На общедоступных пляжах и любых площадках для детей.
  9. На территории автозаправок.
  10. В самолетах и других воздушных судах.
  11. В поездах дальних рейсов, сравнимых с рейсами воздушных судов.
  12. В местах, где туристы или граждане РФ могут временно проживать.
  13. На рынках и в зданиях общепитов.
  14. На территориях, где пассажиры ждут поезда пригородных маршрутов.

Следуя поправкам 2014-го года курение было запрещено еще и в: гостиницах, общежитиях, барах, ресторанах и электричках.

Суть ФЗ 12, определяющей вред от курения в общественных местах

Статья 12 закона 15 определяет общественные места, где нельзя курить (с их списком можно ознакомиться выше). Эта статья говорит и об изолированных местах для курения, о нормах их создания, оборудования, содержания и контроля. Она регулирует действие закона для лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, изоляторах и колониях принудительного содержания.

Эти помещения должны соответствовать санитарным нормам, определенным законами. Содержание в воздухе вредоносных веществ, выделяемых продуктами курения, не может превышать гигиенических норм.

Уполномоченный орган исполнительной власти также должен позаботиться о том, чтобы рядом с общественными местами, где запрещено курение, присутствовали соответствующие знаки, определяющие для граждан РФ их территорию.

Полезное видео по теме

Ответственность за нарушение законодательства

Курение в запрещенных согласно ФЗ 15 местах — это административное правонарушение. Наказанием за это правонарушение является штраф. Размер штрафа зависит от особенностей правонарушения.

Для юридических лиц и частных предпринимателей штрафы принимают особенно высокие значения:

  1. Штраф за обычное курение в общественном месте, если представитель власти составил соответствующий протокол, может принимать значение от 500 до 1500 рублей в зависимости от обстоятельств.
  2. Штраф за потребление табачных изделий на территории, где постоянно находятся дети (площадки и т. д.) от 2000 до 3000 рублей.
  3. Штраф за то, что человек призывал к курению несовершеннолетних подростков составляет от 1000 до 2000 рублей.
  4. Штраф за то, что курение прививалось подросткам их родителями может принимать значение в рамках от 2000 до 3000 рублей.
  5. Штраф для должностных лиц, не позаботившихся о знаках про запрет курения может составлять отдорублей. За это же нарушение, осуществленное юридическими лицами, те могут получить отдорублей штрафа.
  6. Юридическое лицо также несет ответственность если на подконтрольной ему территории нет специального помещения для курения. Штраф юридического лица может составлять отдорублей, а штраф должностному лицу может принимать значение отдорублей.
  7. Индивидуальный предприниматель, не контролирующий процесс курения сотрудников своей компании, может понести наказание, заплатив денежную компенсацию отдорублей. Юридическое лицо может заплатить отдорублей штрафа.

Меры по сокращению потребления табачных изделий

После введения в силу ФЗ 15, правительство РФ приняло ряд мер по сокращению потребления табачных изделий, а также по снижению уровня их популярности. Главным образом эти меры касаются несовершеннолетних.

Так в сферу образования было принято решение употребить систему просвещения молодежи. Осуществляется она в основном посредством тематических лекций и видеоконференций о вреде курения.

К проблеме были подключены СМИ, через которые пропагандируется отказ от курения и привитие здорового образа жизни. В СМИ полностью запретили рекламу табачных изделий.

Населению теперь оказывается медицинская помощь в том случае, если человек желает избавиться от табачной зависимости. Государство исследует статистические показатели популярности продуктов курения в России. Негативная динамика этих показателей приведет к более жестким мерам по данной проблеме.

Статья 20 о потреблении табачных изделий подростками

Статья 20 федерального закона 15 ФЗ о запрете курения определяет контроль взаимодействия несовершеннолетних с табачными изделиями.

Продажа табачных изделий несовершеннолетним категорически запрещена. Также запрещено вовлечение подростков в процесс курения, какие-либо принудительные действия в отношении вовлечения несовершеннолетних в процесс курения.

Если продавец не уверен в том, что покупатель достиг соответствующего возраста, он должен попросить у покупателя документы, которые свидетельствуют о том, что покупатель совершеннолетний. При отсутствии соответствующих документов продавец обязан отказать в продаже табачных изделий.

Потребление табака несовершеннолетними согласно данной статье недопустимо.

Маркировки и знаки, свидетельствующие о запрете, ограничении потребления табака

В соответствии с ФЗ 15 об ограничении возможности курения для граждан РФ, знак запрета курения выглядит, как дымящаяся сигарета в перечеркнутом красном кругу.

На знаке есть красные стрелки направления, и надписи, обозначающие длину зоны. Следуя этим знакам человек может определить территорию, где курить запрещено.

О чем говорится в новом федеральном законе

Федеральный закон под номером 15 касается не только физических лиц. Юридические и должностные лица также понесут наказание.

Карающими органами могут выступать пожарные службы и Роспотребнадзор. О вреде табачных изделий должен знать каждый человек, ведь курильщик наносит огромный ущерб своему организму. Но окружающие люди не должны страдать от его выбора.

Именно поэтому и был создан федеральный закон о запрете курения и распространения табака. Он охраняет здоровье некурящих людей, которые вынуждены оказаться окруженными сигаретным дымом. О вреде пассивного курения написано много работ и проведено огромное количество исследований, доказавших, что оно также опасно, как и активное. Подъезд, ресторан, кафе и любое другое место, где могут быть скопления людей — все они подходят под определение “общественные” и подлежат воздействию закона.

Штрафы налаживаются за:

  • курение в общественных местах;
  • демонстрация изделий, содержащих табак;
  • распространение информации о табачных изделиях лицам, не достигшим совершеннолетия.
Юридические лица могут быть оштрафованы согласно закону о запрете курения за:
  • продажу табачных изделий несовершеннолетним;
  • спонсирование табака;
  • демонстрацию табачных изделий;
  • нарушение правил рекламирования табака.

Кроме того, закон о запрете курения согласно законодательства РФ налаживает обязательства и на должностные лица.

Перечень мест, запрещенных для придания вредной привычке, был определен законодательством РФ. Узнать, какое место называется общественным, можно прочитав статью о штрафах за курение в законе.

О чем нужно знать в 2017 году

Независимо от того, курит человек или нет, ему должно быть известно о том, что запрещено согласно любых законов, это касается и федерального закона №15. Нужно знать не только определения общественных мест, но и то, что там можно и нельзя делать, чтобы обеспечить защиту своим правам и не оказаться наказуемым Российская Федерация определила такие главные устои, которые должны быть известны населению:

  1. Общественное место — это то место, где курение карается законом, поэтому нельзя, чтобы люди там курили, иначе можно получить штраф.
  2. Юридические лица могут быть наказаны за то, что на их территории происходит нарушение закона №15.
  3. Запрещены перекуры в подъезде, если тот не обладает вытяжкой или кондиционером.
  4. Законодательство РФ определило наибольший штраф, который нарушающий получит за курение на детской площадке.
  5. Запрещено курение ближе чем за 15 метров до входа в аэропорт, метро, жд и авто вокзалы и так далее.
  6. Запрещено курение рядом с несовершеннолетними.
  7. Реклама сигарет и распространение табачных изделий карается законом.
  8. Курить допустимо на улице, у себя в машине и в собственном жилище.

Общественные места должны быть защищены от сигаретного дыма, для этого и создаются законы, которые налаживают запрет на это дело.

О курении в подъезде

Закон №15, запрещающий курение в общественных местах, говорит о том, что подъезд входит в список тех мест, где придание вредной привычке недопустимо, ведь он общественный. Но не все курильщики прислушиваются к установленным правилам. Если Вы заметили, как Ваши соседи нарушают закон, то можно заявить на них в полицию. Но для начала, попытайтесь с ними поговорить. Предоставьте им выдержку из закона, развесьте его копии на стенах общественного места. Если ничего не подействует, то тогда можно писать жалобу. Ее пишут в свободной форме, указывая свои данные, данные нарушающего и краткую суть возникшей проблемы.

Курить в этом месте разрешено, если там установлена система вентиляции. Можно договориться с соседями о создании специальных курительных помещений, так называемых “курилок”. Такое помещение должно вентилироваться и отвечать всем санитарным нормам и требованиям противопожарной безопасности.

Существуют специальные требования для таких мест:

  • они должны быть изолированы;
  • там должна соблюдаться чистота;
  • там должны находиться пепельницы и мусорные бачки;
  • должен быть небольшой уголок, в котором нужно разместить информацию о вреде курения;
  • помещение должно обладать искусственным освещением;
  • должна быть установлена табличка, в которой указывается, что в данном помещении можно курить;
  • в комнате должен присутствовать огнетушитель.

Можно ли курить кальян в общественных местах

Разрешено ли курение кальяна в общественных местах? Во второй части закона №15, введенной в 2014 году, говорится о том, что курение кальянов, которые имеют в своем составе табак, в общественных местах недопустимо. Кальяны, которые имеют в составе смеси для курения табак, — это те же сигареты, поэтому к ним применяются такие же правила, как и к любым табачным изделиям. Если кто-то решил раскуривать на улице этот прибор, то ему нужно держаться подальше от детских площадок, учебных, спортивных и медицинских учреждений, вокзалов и других общественных мест.

Изначально, владельцы общепитов создавали специальные помещения, где о кальянах, сигаретах и сигарах можно было говорить спокойно и наслаждаться своим пристрастием. Но это тоже считается нарушением. Такие места должны оборудоваться вентиляцией и в них должно быть запрещено употребление еды и напитков. Запрещено курение и на участке, выходящем на улицу, так как он считается частью заведения.

Кальян без содержания табака разрешено курить в общественных местах, а если он содержит табак, то его можно курить только в специально отведенных, хорошо вентилируемых помещениях, в которых не подаются напитки и еда.

Хотим заметить, что состав курительных смесей для кальянов вызывает большие сомнения. В в такими смеси входят глицериновые кубики, наносящие огромный вред организму. Помимо этого, кальянный дым содержит углекислый газ. Кроме того, бактерии которые оказываются в шланге, попадают в органы дыхания курильщика. Были проведены различные исследование, с помощью которых обнаружилось, что в кальянах находятся туберкулезные и стафилококковое палочки.

Опыт других стран

В Турции этот прибор запретили курить в общественных местах в 2013 году. Сумма штрафа составляет 45 евро. Владельцев заведений, в которых произошло подобное нарушение, могут оштрафовать на 2500 евро. Но использовать кальян можно за столиками, расположенными вокруг заведения, если на них есть специальная надпись о вреде этого занятия.

В Казахстане тоже запретили курить кальян в общественных местах. Произошло это после того, как были проведены анализы состава жидкостей, используемых для этого прибора. Кроме общепринятых общественных мест, рабочее тоже считается под запретом.

Заключение

Закон о курении табачных изделий в общественных местах 2017 был создан для того, чтобы защитить некурящих людей от вдыхания сигаретного дыма. Многие научные исследования показали, что вдыхание сигаретного дыма может привести к развитию различных серьезных заболеваний, включая заболевания сосудов и сердца, рак легких и других органов. Поэтому очень важно не только поспособствовать отказу от этой вредной привычки у заядлых курильщиков, но и оградить от влияния табачного дыма, тех, кто не курит.

Уже прошло больше месяца с того момента, как в России начал действовать Закон о курении. Министерство здравоохранения РФ некоторое время назад внесло в Государственную думу РФ проект Федерального закона «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Сам законопроект был разработан в рамках исполнения конвенции ВОЗ по борьбе против табака. К слову Россия присоединилась к данной конвенции лишь в 2008 году. Данный законопроект был принят Государственной Думой РФ 12 февраля 2013 года и одобрен советом Федерации 20 февраля 2013 года. Подписан Президентом РФ данный закон был 23 февраля 2013 года и вступил в силу 1 июня 2013 года.

В настоящей статье я постараюсь проанализировать те экономические эффекты (положительные и отрицательные), которые могут наблюдаться в результате реализации данного закона.

Вообще тема курения является достаточно тонкой и деликатной в том смысле, что затрагивает личные права каждого гражданина, его личное пространство, прямо влияет на качество жизни. Необходимо учесть права каждого, не ставить права одних в ущерб другим. Я думаю, к этой проблеме наилучшим образом подходит утверждение из юриспруденции, гласящее следующим образом: «Право одного человека заканчивается там, где начинается право другого человека». Сложность заключается в том, что в законопроекте нужно предусмотреть соблюдение прав обеих категорий граждан (курящих и некурящих). Первых – на обеспечение свободы нахождения вне зоны курящего человека, вторых – право не изменять своим привычкам, которые являются их личным делом (хотя на самом деле не только их, так они как влияют на состояние и границы личного пространства других людей).

Итак, сначала о самом законопроекте. Все меры можно объединить в два больших блока. Первый блок предполагает ограничение курение в большинстве общественных мест (об этом ниже). Второй блок мер вводит ограничения на продажу сигарет в ряде торговых точек. Критерии для отбора данных точек на предмет запрета также рассмотрим ниже.

Логично предположить, что реализация закона несет в себе определенные экономические последствия, дает ряд экономических эффектов, как на уровне государства в целом (макроуровень), так и на уровне отдельных фирм, отраслей, организаций и конкретных людей (микроуровень).

В первую очередь следует сказать, что ограничение курения в общественных местах теоретически даст огромный положительный эффект в долгосрочной перспективе с точки зрения макроэкономики, с точки зрения эффекта для всего общества. Это может произойти за счет снижения общего потребления табака, а также за счет того, что курящий человек, находящийся в определенных обстоятельствах (места и времени) не сможет по объективным для него причинам покинуть это общественное место, чтобы выкурить сигарету. Более здоровое население обладает высокой производительностью труда, средняя продолжительность жизни в таком обществе выше, время нахождения на больничном листе сокращается, а значит, сокращается дополнительная нагрузка (а следовательно, повышается их эффективность), на лиц, работающих без больничного за счет выполнения дополнительной работы первой группы лиц, упомянутой выше. Более высокая производительность труда будет обеспечиваться не только за счет уменьшения времени «простоя», отсутствия на рабочем месте, но и за счет более высокой интенсивности труда без отвлекания на «перерывы».

Но описанные выше эффекты могут появиться только в том случае, если закон обеспечит реальное уменьшение количества курящих лиц. Между тем, искаженная реализация закона может привести к тому, что тенденция к уменьшению курения будет заменена появлением поиска человеком решения того, как избежать уплаты штрафа (за счет введенных запретов), как случайно не обеспечить свое присутствие в запретной для курения зоне и т.д. А это уже обратный эффект. Поиск по причине пагубной привычки «необщественного» места, чтобы выкурить сигарету во что бы то ни стало в рабочее время приведет к прямым потерям полезного времени в работе. Это другая сторона.

Если речь идет о рабочем времени, то понимание того, как будет построен процесс «перекура», будет зависеть, в том числе, от работодателей. Поэтому если комментировать сам закон, то ограничение курения должно осуществляться на основе комплекса не только административных, но и экономических мер, причем экономических не столько по отношению к компаниям, производящим сигареты, или торговым компаниям, осуществляющим продажу, сколько по отношению к конкретным лицам, имеющим данную привычку. Из экономических мер, предлагаемых данным законопроектом, можно также отметить косвенное воздействие на механизм стимулирования продаж сигарет компаниями: ограничение проведения различных акций, спонсорских программ. Фактически, подтекст означает косвенное ограничение доступа к сигаретам потребителей за счет меньших объемов рекламы данного вида продукции.

Первый блок мер, в частности, ст. 11, предполагает ограничение курения: в 1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания услуг в системе образования, услуг учреждений культуры, учреждений органов по делам молодежи,услуг физической культуры и спорта; 2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских и санаторно-оздоровительных услуг; 3) в поездах дальнего следования, на воздушных судах и судах дальнего плавания, предназначенных для оказания услуг пассажирского транспорта; 4) на транспортных средствах городского и пригородного сообщения, на открытых территориях на расстоянии менее 10 метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских и речных портов, станций метрополитена, а также на станциях метрополитена, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских и речных портов, предназначенных для оказания услуг пассажирского транспорта; 5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, услуг коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания, услуг средств размещения для временного проживания туристов; 6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания и рынков, а также в нестационарных торговых объектах; 7) в помещениях социальных служб; 8) в помещениях, занимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления; 9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях; 10) в помещениях общего пользования жилых многоквартирных домов; 11) на территориях детских площадок, пляжей.

При этом ч. 2. этой же ст.11 допускает создание специально отведенных мест вблизи приведенных выше объектов, где допускается курение. Такой механизм в основном позволит ограничить пассивное курение. Думаю, что кардинальные изменения в объемах потребления (именно потребления табака) не произойдет.

Теперь остановимся на микроэкономических эффектах от реализации данного закона. На мой взгляд, мы сможем наблюдать и ряд микроэкономических эффектов от принятия данного закона. Так, в средствах массовой информации на примере Украины, где был принят аналогичный закон, приводились такие результаты от введения закона.

1. У ресторанов, кафе, заведений общественного питания снизились затраты на оплату коммунальных услуг. Объясняется это тем, что приходится реже включать вентиляцию, а следовательно, затрат на электроэнергию в структуре издержек снизились для них. Это означаем при прочих равных условиях рост прибыли.

2. Благодаря принятию закона, ограничивающего курение в общественных местах, может увеличиться посещаемость заведений общественного питания семьями с детьми. А это увеличение среднего счета, рост доходов и прибыли заведения.

3. Благодаря снижению времени нахождения человека (причем как курящего, так и не курящего) в «условиях задымления» могут снизиться расходы на химчистку. Высбождающиеся денежные средства в масштабах всей экономики могут стать источником потребления других товаров и услуг, сберегаться либо инвестироваться в активы.

На мой взгляд, максимальный эффект в работе по ограничению курения (раз уж такая задача поставлена на уровне государства) можно достичь, попытавшись ответить на вопрос о том, какова может быть экономическая выгода для всех участников рынка сигарет при отказе от курения, в чем состоит финансовая выгода.

Но в российских СМИ совсем недавно проходили сообщения о том, что, наоборот, доходы баров, ресторанов, кафе не выросли из-за сокращения издержек, а упали. Произошло это потому, что постоянные клиенты-посетители стали отказываться от посещения заведений, так как были лишены возможности выкурить сигарету. Я, как и многие, считаю, что ситуация выровняется, спрос на услуги кафе и ресторанов компенсируется, подрастет после своего падения. Плюс к тому надо учитывать, что снижение посещаемости происходит не только в результате принятия Закона о курении, а из-за того, что Россия переживает кризисные явления. Поведение потребителей кардинально поменялось: они стали меньше тратить, больше сберегать, изменилась структура потребления. От таких услуг не первой необходимости, как досуг, развлечения многие стали отказываться, и дело здесь не только в принятом Законе о борьбе с курением, который снизил спрос на индустрию развлечений: бары, кафе и т.д.

Вообще, я не возлагаю больших надежд на данный закон. Во-первых, на мой взгляд, не произойдет сколько-нибудь значительного сокращения потребления табака, объемы продаж, скорее всего, останутся на том же уровне. Возможно незначительное сокращение выручки за счет снижение объема спроса потребителей в возрасте до 18, подростков, то есть лиц с небольшими доходами. Правильнее говорить, не о снижении спроса данной категории покупателей, а об уменьшении стимулирования потребления табака. То есть об уменьшении скорости роста количества человек, пристрастившихся к курению за определенный период, например, год.

Во-вторых, будет иметь место эффект перераспределения «зон» курения за счет введения запретов, указанных в ст.11. Это будет означать наличие большего экономического эффекта на микроуровне на отдельные предприятия, организации, учреждения – то, о чем было указано выше.

В целом, я думаю, что по причине того, что данный закон не является частью системной борьбы с курением, то эффект от него может быть несколько преувеличен. Кроме того, в случае принятия отдельных (несистемных) мер рынок способен очень быстро подстраиваться под ограничения таким образом, что благие меры, прописанные в законе, сводятся к нулю. Хотелось бы верить, что в данном случае все будет по-другому.

Ключевые направления

Для предотвращения возникновения патологий, связанных с влиянием дыма и потреблением изделий, содержащих никотин и смолы, федеральный закон 15-ФЗ «О запрете курения» предусматривает определенный комплекс предупреждающих мер. В их число входят:

  1. Разработка налоговой и ценовой политики, направленной на сокращение спроса на соответствующую продукцию.
  2. Определение территорий, объектов и помещений, в которых потребление изделий, содержащих смолы и никотин, не допускается.
  3. Регулирование состава продукции и его раскрытия, установление требований к маркировке и упаковке.
  4. Информирование граждан о негативном влиянии продукции, содержащей никотин и смолы, а также вредном воздействии дыма.
  5. Установление запретов на стимулирование продаж и рекламу табачных изделий.
  6. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение потребления продукции, содержащей никотин и смолы, лечение зависимости и последствий.
  7. Пресечение незаконной продажи табачных изделий.
  8. Ограничение торговли продукцией, содержащей смолы и никотин.
  9. Установление запретов на продажу изделий несовершеннолетним, потребление ими табака и вовлечение их в процесс курения.

Категории объектов

Федеральный закон 15-ФЗ «О запрете курения» устанавливает перечень территорий и участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается. В список входят:

  1. Территории и помещения, используемые для предоставления образовательных услуг, учреждения культуры и молодежи, спорта и физкультуры.
  2. Вагоны поездов и суда дальнего следования/плавания в процессе перевозки пассажиров.
  3. Помещения и территории, предназначенные для предоставления реабилитационных, медицинских и санаторно-курортных услуг.
  4. Воздушные суда, общественный транспорт любого вида пригородного и городского сообщения, в том числе суда.
  5. Помещения, предназначенные для оказания гостиничных, жилищных услуг, используемых для временного проживания/размещения.
  6. Территории, на которых предоставляются услуги торговли, общепита, осуществляется бытовое обслуживание, работают рынки.
  7. Помещения соцслужб.
  8. Рабочие зоны, организованные в сооружениях/зданиях.
  9. Лифты и территории общего использования в многоквартирных домах.
  10. Детские площадки и территории, занятые пляжами.
  11. Пассажирские платформы, предназначенные для посадки/высадки граждан при перевозке по пригородным маршрутам.
  12. Автозаправочные станции.

На участках, расположенных на открытом воздухе, также действует ФЗ-15 «О запрете курения». 15 метров – расстояние, на котором должен находится гражданин, потребляющий изделия, содержащие никотин и смолы, от входов в помещения:

  1. Железнодорожных, автовокзалов.
  2. Станций метрополитенов.
  3. Аэро-, морских и речных портов.

Исключения

Они установлены в ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 «О запрете курения». Положения статьи допускают потребление продукции, содержащей смолы и никотин, на специально отведенных участках. Их организацию проводят в соответствии с решением собственника имущества либо лица, уполномоченного им. Ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 «О запрете курения» предусматривает ряд требований, в соответствии с которыми должно проводиться оснащение специально отведенных участков. В норме, в частности, определено, что в обязательном порядке должно устанавливаться вентиляционное оборудование на судах, пребывающих в дальнем плавании, а также в изолированных помещениях в многоквартирных домах. Общие требования к оснащению специальных участков на открытом воздухе определяются исполнительным федеральным органом, реализующим функции по осуществлению госполитики и нормативному регулированию в сфере градостроительства, архитектуры и ЖКХ, совместно со структурами здравоохранения. Они должны обеспечивать выполнение гигиенических нормативов по концентрации в воздухе соединений, выделяемых при потреблении продукции, содержащей смолы и никотин. Одно из обязательных требований для обозначения участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается по ФЗ-15 «О запрете курения», – вывеска. Требования к ее содержанию, а также порядок установки определяется исполнительным органом, уполномоченным правительством. Региональные органы госвласти вправе устанавливать на отдельных территориях или в помещениях дополнительные ограничения.

Меры по сокращению спроса

ФЗ-15 «О запрете курения» (с изменениями) не допускает стимулирование продажи и рекламу изделий, содержащих никотин и смолы. Для реализации этой задачи не разрешается:

  1. Распространение продукции бесплатно, в том числе в качестве подарков.
  2. Использование скидок на стоимость изделий любыми способами, создание талонов и купонов.
  3. Применение товарного знака, предназначенного для индивидуализации продукции, на иных видах товаров, не относящихся к рассматриваемой категории, в процессе производства. Не допускается также розничная и оптовая продажа предметов, не содержащей смолы и никотин, но на которой использовано средство обозначения табачных изделий.
  4. Использование и имитация продукции при выпуске и оптово-розничной продаже других товаров.
  5. Демонстрация изделий и процесса их потребления в аудиовизуальных произведениях, предназначенных для детей. К ним в том числе относят видео- и телефильмы, радио-, теле, кино-, видеохроникальные, театрально-зрелищные представления и программы. Не допускается сообщение в эфире, публичное исполнение, а также любое иное использование произведений, в которых демонстрируются табачные изделия и процесс их потребления.
  6. Организация и проведение конкурсов, лотерей, игр и прочих мероприятий, условием для участия в которых является приобретение рассматриваемой продукции.
  7. Использование товарных знаков, фирменных названий и прочих средств индивидуализации табачных предприятий при осуществлении благотворительной деятельности.
  8. Организация и проведение спортивных, культурных и иных массовых мероприятий, результатом (в том числе и вероятным), целью которых выступает косвенное либо прямое побуждение к потреблению или приобретению продукции.

Спонсорство

ФЗ No 15 «О запрете курения» устанавливает ряд требований для компаний, осуществляющих вещание аудиовизуальных произведений, в которых производится демонстрация продукции и процесса ее потребления. В случае если теле-, видеофильм, кино-, теле-, видеохроникальная программа содержит соответствующие кадры, организатор показа должен обеспечить до или во время него трансляцию сообщений о вреде употребления изделий. Закон «О запрете курения» 15-ФЗ допускает демонстрацию продукции и процесса ее употребления при информировании граждан о возникающем вследствие этого вреде для здоровья и негативном влиянии на состояние окружающей природы.

Предупреждение незаконной продажи

ФЗ-15 «О запрете курения» (2015 г.) предусматривает ряд мер, направленных на предотвращение неправомерной торговли соответствующей продукцией. К ним относят:

  1. Обеспечение ведения учета выпуска изделий, перемещения их через границу ТС в рамках ЕАЭС либо через госграницу России, розничной и оптовой их продажи.
  2. Отслеживание оборудования, используемого в производстве, перемещения и распределения продукции.
  3. Пресечение случаев неправомерной реализации изделий, привлечение виновных к ответственности, конфискация незаконно перемещенных, контрафактных предметов через границу ТС или госграницу России, их уничтожение в соответствии с требованиями законодательства.

Указанные мероприятия осуществляются на основании сведений налогового и таможенного учета, схем маркировки акцизными либо специальными марками, собственных информационных баз производителей. Федеральный орган, выполняющий обобщение и анализ данных, а также порядок, в соответствии с которым осуществляется обмен информацией между надзорными инстанциями, определяются правительством. Для предупреждения незаконной реализации изделий каждая упаковка и пачка подлежит маркировке в соответствии с положениями нормативных актов о техническом регулировании.

Организация продажи

В соответствии с ФЗ-15 «О запрете курения», реализация изделий допускается в оборудованных подсобными, торговыми, административно-бытовыми, складскими структурами помещениях. При отсутствии на территории населенного пункта павильонов и магазинов продажа разрешается в других объектах либо развозным методом. ФЗ-15 «О запрете курения» не допускает реализацию продукции на выставках, ярмарках, дистанционным, разносным методами, с использованием автоматов либо прочими способами.

Выкладка товара

Фз-15 «О запрете курения» не допускает розничную торговлю с демонстрацией продукции на прилавке. Сведения о реализуемых изделиях доводятся до потребителей посредством размещения их перечня. Текст списка выполняется буквами одинаковой величины, черным цветом на белом фоне. Перечень составляется в алфавитном порядке. Напротив каждого наименования указывается стоимость. В перечне не должно присутствовать никаких рисунков и изображений. ФЗ-15 «О запрете курения» допускает демонстрацию продукции потребителю после ознакомления с указанным списком.

Дополнительно

ФЗ-15 «О запрете курения табака» не допускает розничную продажу сигарет, присутствующих в пачке в количестве меньше 20 шт., папирос и иных изделий поштучно, продукции, не имеющей потребительской тары, а также упакованной в одну тару с иными товарами, не содержащими никотин и смолы.

Ограничения для реализаторов

Как гласит ФЗ-15 «О запрете курения», в общественных местах не допускается не только потребление изделий, содержащих смолы и никотин, но и их продажа. В частности, речь идет об объектах массового скопления граждан. К ним относят помещения и территории, используемые для предоставления образовательных, культурно-досуговых услуг, учреждения для молодежи, спортивные, санаторно-курортные, реабилитационные, медицинские центры и комплексы, транспорт общего пользования пригородного и внутригородского сообщения, в том числе суда, сооружения, занятые органами местной и государственной власти. В зданиях железнодорожных и автовокзалов, в аэро-, речных и морских портах, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров, на объектах, предназначенных для оказания гостиничных или жилищных услуг, временного размещения или проживания, бытового обслуживания также не допускается реализация продукции в соответствии с ФЗ-15 «О запрете курения».

Комментарии

Рассматриваемый нормативный акт устанавливает достаточно жесткие правила, направленные на ограничение распространения изделий, содержащих никотин и смолы. В особенности большое внимание уделяется мерам, предупреждающим потребление продукции несовершеннолетними. Предусмотрена административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность для субъектов, нарушающих положения ФЗ-15 «О запрете курения». Штрафы и прочие взыскания вменяются в соответствии с КоАП и прочими кодексами. Нормативный акт также не допускает продажу изделий, содержащих смолы и никотин, ближе 100 м по прямой линии от ближайшей точки, расположенной на границе с территорией, в пределах которой предоставляются образовательные услуги. При расчете расстояния не учитываются естественные и искусственные преграды.

Мониторинг

Оценка эффективности проведения мероприятий, ориентированных на предупреждение воздействия дыма и уменьшение объемов потребления изделий, содержащих смолы и никотин, включает в себя:

  1. Выполнение научных исследований. Они направлены на изучение причин потребления продукции, ограниченной в обороте, а также возникающих последствий, оценку действий, стимулирующих реализацию и употребление.
  2. Определение показателей состояния здоровья населения, динамики сокращения количества курящих граждан. Они используются в последующей разработке и реализации мероприятий, направленных на противодействие распространения продукции.
  3. Выполнение санитарно-эпидемиологических исследований существующих масштабов потребления.

ФЗ-15 «О запрете курения в общественных местах» определяет, что оценку эффективности и мониторинг мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного влияния дыма и уменьшение объемов употребления изделий, содержащих смолы и никотин, осуществляет исполнительный орган, реализующий функции по разработке и проведению госполитики и нормативного регулирования отношений в области здравоохранения, исполнительные надзорные структуры, работающие в сферах обеспечения санитарного и эпидемиологического благополучия граждан, защиты потребительских прав, статистического учета. Порядок их деятельности в рамках исполнения предписаний устанавливается правительством. В проведении мониторинга и оценке эффективности реализации предусмотренных нормативными актами мероприятий участвуют субъекты РФ в соответствии с региональным законодательством, а также на основании соглашений с исполнительным федеральным органом, осуществляющим выработку и реализацию указанных мер, а также обеспечивающим правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Использование результатов оценки и мониторинга

На основании показателей, полученных при анализе эффективности реализации предусмотренных мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного воздействия дыма и сокращение потребления изделий, содержащих смолы и никотин, исполнительный федеральный орган, выполняющий функции по разработке и выполнению госполитики и осуществлению нормативного регулирования в области здравоохранения, проводит:

  1. Информирование уполномоченных структур власти регионов, муниципальных образований и граждан о масштабах употребления продукции, ограниченной в обороте, а также реализуемых или запланированных мерах, ориентированных на его снижение.
  2. Разработку мероприятий, направленных на борьбу с распространением и незаконной продажей изделий. Они подлежат включению в целевые программы по охране и укреплению здоровья, а также в государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  3. Подготовку и представление доклада о реализации РФ положений Рамочной конвенции ВОЗ по противодействию потребления табака.

Ключевые принципы обеспечения защиты населения

Охрана здоровья граждан от негативного воздействия дыма и последствий употребления табака основывается на:

  1. Соблюдении прав населения в области санитарно-гигиенического благополучия.
  2. Предупреждении инвалидности, заболеваемости, преждевременной смертности, связанных с влиянием дыма и потреблением изделий, содержащих никотин и смолы.
  3. Ответственности госорганов и структур муниципальной власти, юрлиц и индивидуальных предпринимателей за обеспечение прав населения в области охраны здоровья.
  4. Системном подходе к реализации мероприятий, ориентированных на предупреждение влияния дыма и уменьшение объемов потребления продукции, последовательности и непрерывности их выполнения.
  5. Приоритете охраны здоровья населения перед коммерческим интересом табачных предприятий.
  6. Обеспечении международного партнерства РФ в области защиты граждан от негативного влияния дыма и последствий употребления продукции.
  7. Взаимодействии госорганов, местных структур власти, юрлиц, индивидуальных предпринимателей и остальной части населения, не связанных с табачными предприятиями.
  8. Открытости и независимости оценки эффективности выполнения мероприятий, направленных на противодействие распространения продукции и сокращение ее потребления.
  9. Информировании граждан о негативных последствиях использования изделий, содержащих смолы и никотин, как для них самих, так и для окружающей среды.
  10. Компенсация ущерба, нанесенного здоровью, жизни, имуществу граждан, материальным ценностям индивидуальных предпринимателей или юрлиц, возникшего от воздействия дыма и последствий употребления табака.

Полномочия госорганов

В рамках реализации положений ФЗ-15, федеральные структуры обеспечивают:

  1. Реализацию единой госполитики в области охраны здоровья населения от негативного влияния дыма и последствий употребления изделий, содержащих никотин и смолы.
  2. Защиту прав гражданина и человека в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
  3. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение употребления табачных изделий, лечение от зависимости и последствий потребления продукции, в учреждениях здравоохранения согласно действующим нормативным актам.
  4. Разработку и реализацию мер по охране здоровья граждан, включение их в целевые программы и государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  5. Координацию работы исполнительных органов госвласти, структур регионального управления в области защиты населения от негативного воздействия дыма и последствий употребления табачной продукции.
  6. Организацию и реализацию государственного контроля в сфере обеспечения охраны здоровья граждан.
  7. Международное сотрудничество РФ, в том числе заключение соглашений и договоров с соответствующими структурами зарубежных стран в области защиты населения от негативного влияния дыма и потребления табачной продукции.

В полномочия госорганов входит также еще и выполнение оценки эффективности и мониторинг реализации всех мероприятий, ориентированных на сокращение объемов производства и распространения изделий, содержащих смолы и никотин. Порядок выполнения обязанностей, пределы компетенции указанных структур определяются постановлениями правительства. Оно также осуществляет контроль деятельности уполномоченных структур в сфере обеспечения охраны здоровья населения от воздействия табака.

Антитабачный закон 2014

Базовый закон против курения был принят Государственной думой еще в 2013 году. Уже тогда были введены значительные ограничения на продажу табачных изделий и курение. С 1-го июня 2014 года начала действовать вторая часть этого закона, гораздо более строгая. Новые нормы, значительно ограничивающие права курильщиков, призваны максимально защитить некурящее население.

Закон о курении 2014 года запрещает курить в любых видах общественного транспорта, а также в самолетах. Нельзя этим заниматься и в помещениях вокзалов, аэро-, морских и речных портов, на станциях метрополитена, на площадках жилых домов, в лифтах, на детских площадках, на пляжах, на автозаправочных станциях и на рабочих местах. В ресторанах, кафе и барах, согласно данному проекту, также курить запрещено.

Штрафные санкции и профилактические меры

Согласно новому закону, предусмотрены следующие штрафные санкции: каждый нарушитель должен заплатить штраф от 500 руб. до 1,5 тысяч. А вот владельцы кафе и ресторанов, проигнорировавшие запреты, должны будут раскошелиться еще больше и внести в кассу государства от 30 до 90 тыс. рублей. Также теперь строго запрещена любая пропаганда табакокурения.

А вот реклама, популяризирующая здоровый образ жизни и объясняющая людям, что курение есть очень вредное и опасное занятие, напротив, приветствуется. Лозунги против курения и плакаты могут быть вывешены в любом общественном месте: на улице, на остановках общественного транспорта, в школах, институтах, в офисах и магазинах. Все это можно считать частью профилактических мер, направленных против курения. Такая здоровая массированная реклама способна постепенно «перепрограммировать» замусоренное сознание современных людей и внушить более здоровые желания.

Откуда берутся желания, или Зачем нужна людям реклама?

Вы не задумывались, почему вокруг нас так много рекламы? Современные города в изобилии «украшены» всевозможными плакатами, советующими купить тот или иной товар. Странно, ведь эти призывы в основном никто не читает, но, тем не менее, производители продолжают платить за рекламу огромные деньги. И если они это делают, значит, она способствует получению ими немалых барышей.

В чем же тут дело? Оказывается, все дело в постепенном влиянии такой агитации на подсознание человека. Да, вы можете лишь мельком взглянуть на огромное фото красотки с каким-либо товаром в руке и тут же забыть об этом. Но подсознание четко зафиксирует полученную информацию. И когда в магазине перед вами встанет вопрос выбора, вы неосознанно можете отдать предпочтение продукту, который недавно увидели на рекламном щите.

Как работают плакаты против курения

Плакат против курения работает точно так же, как всем привычные элементы PR-кампаний! Это тоже своего рода реклама, только с противоположным действием. Сейчас пропаганда табака запрещена. Отлично! Давайте возьмем на вооружение опыт пиарщиков и будем бить производителей табака их же оружием — агитацией за здоровый образ жизни и массовым распространением информации о пагубном воздействии никотина.

Статистические данные говорят, что когда на пачках сигарет стали крупными буквами печататься слова: «Курение убивает», количество продаваемых табачных изделий значительно снизилось. Плакат против курения может действовать не менее эффективно. Особенно это касается детей и подростков. Многие из них не возьмут в руки свою первую сигарету и тем самым избавят себя от множества проблем в дальнейшем.

Негативное влияние табака на человеческий организм

О вреде курения говорится постоянно. В рамках одной небольшой статьи невозможно перечислить все отрицательные факторы табакокурения. Патологические изменения в организме вызывает не только никотин, но и многочисленные вредные компоненты, содержащиеся в табачном дыме. Страдают практически все органы, и в первую очередь — сердечно-сосудистая и бронхо-легочная системы человека. Риск заболеть раком легких или получить инфаркт у курильщика, по сравнению с некурящим человеком, повышается во много раз.

Особенной проблемой является привычка к курению у молодых женщин и девушек, ведь девушка — это будущая мать. Данные здравоохранения говорят о том, как негативно сказывается на здоровье младенца тот факт, что его мама курила во время или даже до беременности. Все опасности, которые могут подстерегать курильщика, может красочно и доходчиво изобразить плакат против курения. Причем это будет работать гораздо лучше, чем словесные увещевания. Как говорится: «Лучше один раз увидеть…»

Почему так трудно бросить курить

Не стоит так уж осуждать людей, которые никак не могут бросить курить. Дело в том, что никотин действует наподобие самого коварного наркотика и вызывает достаточно быстрое привыкание. Организм человека, вовлеченного в порочную зависимость, требует от своего хозяина постоянного поступления в кровь наркотического вещества, а при отказе от очередной сигареты наступает состояние наподобие ломки. Мероприятия против курения могут заставить попытаться исключить табак из своей жизни, но они не смогут облегчить временное ухудшение самочувствие бывшего курильщика.

Теперь представьте, что может испытывать человек, куривший на протяжении многих лет, а затем решивший расстаться со своей привычкой. Головные боли, бессонница, кашель, страшная раздражительность и даже повышение температуры тела — весь этот «букет» способен заставить опять взять сигарету в руки. Так что к людям, которые пытаются бросить курить, но срываются, нужно относиться с пониманием и терпением. Особенно это касается близких родственников, живущих с таким человеком бок о бок.

Что должно быть изображено на плакатах против курения

Сегодня существует очень много образцов рекламы, направленной против курения. Но далеко не каждый плакат может выполнить возложенные на него функции. А некоторые дилетантские агитационные произведения неумелых художников могут даже навредить и привести к обратному результату. Тремя важнейшими элементами антитабачного плаката являются: информативность, эмоциональность и актуальность.

Не должны быть использованы отвлекающие и затрудняющие восприятие элементы, такие как абстракции, слишком яркие цвета, неподходящий шрифт или неуместный юмор. Изображение не должно мешать визуальному восприятию, напротив, оно призвано помочь сосредоточиться на главной идее — вреде и опасности курения. В то же время не должно быть обыкновенного запугивания. Агитация «в лоб» часто не приводит к ожидаемому эффекту.

Образцы плакатов против курения

Эту статью иллюстрируют плакаты против курения. Картинки, которые вы видите, способны заставить задуматься о своем здоровье и образе жизни. Пожалуй, их без преувеличения можно назвать превосходными образцами «антикурительной» рекламы.

Наше здоровье должно волновать в первую очередь нас самих. От того, какой воздух попадает в наши легкие, зависит не только продолжительность нашей жизни, но и, в конечном итоге, счастье самых близких и родных людей. Помните об этом, когда захотите поднести сигарету ко рту!

Антитабачный закон в России и санкции за его нарушение

Что грозит за несоблюдение закона о запрещении курения табака? В первую очередь за нарушение антитабачного закона налагается штраф, сумма которого может достичь 1500 рублей. Конечно, в большинстве случаев полиция делает устные предупреждения, надеясь на совесть курильщиков. В новом законе о курении предусмотрены меры дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности. Анатолий Якунин, начальник Главного управления МВД России, считает: «Необходим некий переходный период, чтобы народ привык к нововведениям. В этот период наши сотрудники будут ограничиваться лишь устными замечаниями. Однако в ближайшем будущем мы определимся с должностными лицами в отделениях полиции, в компетенцию которых будут входить составление административных протоколов и выписка штрафов». Таким образом, за нарушение антитабачного закона можно понести серьёзное наказание.

Источник: http://net-alko.site/kurenie/vred/zakon-o-vrede-kureniya.html

Published by admin