Ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг

Исполнитель коммунальных услуг


Бесплатная юридическая консультация:

Подборка наиболее важных документов по запросу Исполнитель коммунальных услуг (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Исполнитель коммунальных услуг

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Исполнитель коммунальных услуг

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Оглавление:

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Исполнитель коммунальных услуг

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Источник: http://www.consultant.ru/law/podborki/ispolnitel_kommunalnyh_uslug/


Бесплатная юридическая консультация:

Ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг

Напомним, что коммунальные услуги включают услуги:

  • электроснабжения;
  • холодного и горячего водоснабжения;
  • водоотведения (канализации);
  • газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах);
  • теплоснабжения (отопления), в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления. » (п. 36 Приказа Росстата от 26.06.2013 N 234 «Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг»)

Содержание видов коммунальных услуг приведено также в п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – «Правила предоставления коммунальных услуг»)

Кто может являться исполнителем коммунальных услуг?

«исполнитель» — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги ( Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354)

В соответствием с приложением 6 «Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004», утвержденного Госстроем России,

Исполнитель жилищно-коммунальных услуг — организация любой формы собственности, организационно-правовой формы (индивидуальный предприниматель), в обязанности которой в соответствии с законодательством РФ, договором и/или распорядительным актом входит предоставление потребителям жилищно-коммунальных услуг.

Для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, исполнителями могут являться:


Бесплатная юридическая консультация:

а) для нанимателей — наймодатель (юридическое или физическое лицо), непосредственно либо в лице уполномоченной им организации, осуществляющей управление и обслуживание жилищного фонда;

б) для собственника жилья — управляющая организация или организация, обслуживающая жилищный фонд.

Статья 161 ЖК РФ называет способы управления многоквартирным домом:

  • управление товариществом собственников жилья;
  • управление жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
  • управление управляющей организацией;
  • непосредственное управление.

Статус управляющей организации неразрывен со статусом исполнителя коммунальных услуг. Из пп. 8, 9, 10 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что исполнителем коммунальных услуг может выступать:

  • товарищество собственников жилья;
  • жилищный кооператив;
  • жилищно-строительный или иного специализированный потребительский кооператив;
  • управляющая организация;
  • ресурсоснабжающая организация.

С какого момента управляющая компания становится исполнителем коммунальных услуг (приступает к предоставлению КУ)?

Управляющая организация — с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в МКД о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления МКД, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному с ресурсоснабжающей организацией (п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг)


Бесплатная юридическая консультация:

Товарищество (ТСЖ) или кооператив — с даты его госрегистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному с ресурсоснабжающей организацией (п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг).

ТСЖ с момента создания является исполнителем коммунальных услуг. Рекомендуем на эту тему статью : » Управляющая компания продолжает выставлять счета после создания ТСЖ. Законно ли «?

Ресурсоснабжающая организация — в доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, — с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления. Другие условия и основания предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией см. в п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг)

ТСЖ – исполнитель коммунальных услуг с момента создания. Примеры из судебной практики

ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг с момента создания. Прежняя управляющая организация обязана вернуть платежи граждан

ТСЖ обратилось с иском к управляющей компании о взыскании неосновательного обогащения, указав, что ранее осуществляющая управление домом организация обязана вернуть собственникам (в лице созданного ТСЖ) денежные средства, внесенные на счета управляющей компании в качестве целевых взносов на капитальный ремонт жилого дома.


Бесплатная юридическая консультация:

Иск удовлетворен. Судами установлено, что с момента принятия собственниками помещений решения об изменении способа управления многоквартирным домом и создания ТСЖ, товарищество приобрело статус исполнителя коммунальных услуг и лица, представляющего законные интересы собственников помещений в многоквартирном жилом доме.

При этом установлено, что ответчик (прежняя управляющая компания), работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в спорный период не выполнял, в связи с чем на стороне ответчика образовалось неосновательное обогащение в сумме перечисленных собственниками целевых платежей ( Определение Верховного Суда РФ от 28 мая 2015 г. N 309-ЭС)

ТСЖ с момента создания является исполнителем коммунальных услуг и обязано вносить плату энергоснабжающим организациям

ОАО ТГК-13 обратилось в Арбитражный суд к ТСЖ с иском о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию (отопление и горячее водоснабжение).

В иске к ТСЖ о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию отказано. Указано следующее.

1) Статус управляющей организации неразрывен со статусом исполнителя коммунальных услуг. Получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением функций по подаче в жилой дом коммунальных ресурсов и обслуживанию внутридомовых инженерных систем.


Бесплатная юридическая консультация:

Следовательно, с момента создания ТСЖ именно ответчик (товарищество) является потребителем отпущенных в жилой дом ресурсов, а также исполнителем коммунальных услуг, и, соответственно, обязанным лицом перед ресурсоснабжающей организацией по оплате поставленных коммунальных ресурсов.

2) Суд апелляционной инстанции, установив общую площадь жилого дома, применив норматив потребления и определив размер задолженности ТСЖ, пришел к выводу о том, что ответчиком истцу уплачены денежные средства в размере, превышающем сумму задолженности и по этому основанию отказал в удовлетворении исковых требований ( Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 октября 2012 г. N А/2011)

ТСЖ с момента создания или застройщик обязан предоставлять коммунальные услуги и оплачивать их? Решение суда

Требования к ТСЖ о взыскании в пользу ОАО «ВТГК» задолженности за потребленную тепловую энергию и теплоноситель удовлетворены частично.

В спорный период образования задолженности управляющей организацией жилого дома являлось ТСЖ, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома.


Бесплатная юридическая консультация:

С момента создания ТСЖ обязательства по предоставлению коммунальных услуг и их оплаты лежит на ТСЖ, а не на застройщике.

Однако ТСЖ в спорный период не заключило договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде с энергоснабжающей организацией.

Между тем в спорные периоды времени ОАО «ВТГК» фактически осуществляло поставку тепловой энергии в многоквартирный жилой дом.

Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные. Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии ( Постановление ФАС Поволжского округа от 6 августа 2013 года по делу N А/2011)

Источник: http://logos-pravo.ru/kto-ispolnitel-kommunalnyh-uslug-tszh-upravlyayushchaya-kompaniya-ili-rso

Бесплатная юридическая консультация:

Пять важных вопросов о прямом договоре между собственниками квартир и ресурсоснабжающими организациями

В апреле 2018 года в Жилищный кодекс РФ был внесен ряд поправок, в том числе касающихся порядка начисления и оплаты коммунальных услуг. В Управлении Роспотребнадзора по Республике Карелия рассказали о ключевых нововведениях, связанных с заключением договоров на оказание коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями.

Кто теперь является исполнителем коммунальных услуг?

Исполнителем коммунальных услуг продолжает быть управляющая организация (ч.2 ст.162 ЖК РФ), однако в ряде случаев исполнителем коммунальных услуг может стать ресурсоснабжающая организация.

На основании ст.157.2 Жилищного кодекса РФ к таким случаям относятся:

  • принятие решения собственников помещений в многоквартирном доме о заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. В этом случае исполнителем коммунальной услуги становится соответствующая ресурсоснабжающая организация;
  • отказ ресурсоснабжающей организации в одностороннем порядке от исполнения заключенных с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения, при наличии задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, за исключением случая полного погашения данной задолженности управляющей организацией до вступления в законную силу судебного акта (ч.2 ст.157.2 ЖК РФ).

При этом ресурсоснабжающая организация в случае одностороннего отказа должна уведомить об этом управляющую организацию, орган государственного жилищного надзора и собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственники уведомляются путем размещения информации на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также опубликования в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления (ч.4 ст.157.2 ЖК РФ).


Бесплатная юридическая консультация:

По истечении 30 дней с момента направления уведомления управляющей организации, договор с ней считается расторгнутым, а договор с собственниками помещений считается заключенным (ч.5 ст.157.2 ЖК РФ).

В каком виде заключаются прямые договоры между собственниками квартир и ресурсоснабжающими организациями?

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, заключается на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством РФ. Заключение договора в письменной форме не требуется (ч.6 ст.157.2 ЖК РФ).

До того, как Правительство РФ утвердит типовую форму договора, взаимоотношения между собственниками квартир и поставщиками коммунальных ресурсов должны будут регулироваться Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Как будет происходить переход на прямые платежи, если собственники квартир примут такое решение на общем собрании?

Собственники квартир на общем собрании принимают решение о заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. Решение принимается простым большинством от участвующих в собрании при наличии кворума.

При этом копии решений и протокола такого собрания необходимо также направить в ресурсоснабжающую организацию не позднее чем через 10 дней после подведения итогов собрания (ч.1 ст.44 ЖК РФ).


Бесплатная юридическая консультация:

В этом случае договор между собственниками и ресурсоснабжающей организацией будет действовать с даты, определенной решением общего собрания собственников, на котором было принято соответствующее решение. При этом ресурсоснабжающая организация вправе перенести этот срок не более чем на три месяца, уведомив об этом жителей в течение пяти дней с момента получения копии решения собрания.

Что делать, если изменился исполнитель коммунальных услуг, а управляющая организация продолжает выставлять платежные документы?

Если ваш дом перешел на прямые платежи за коммунальные ресурсы по одному из оснований, представленных выше, но управляющая организация продолжает выставлять вам квитанции по оплате коммунальных услуг, то в этом случае управляющая организация должна будет уплатить потребителю штраф в размере 50% величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить. Такое правило действует за исключением случаев, когда нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем (п.155.1 Правил предоставления коммунальных услуг №354).

Кроме того, в этом случае обязательства по оплате соответствующих коммунальных услуг будут считаться исполненными даже в том случае, если будет произведена оплата по квитанции управляющей организации, а не ресурсоснабжающей организации (поставщика коммунального ресурса).

Если жильцы (собственники) дома перешли на прямые договоры, куда обращаться при возникновении проблем с коммунальными услугами?

Управляющие организации продолжают осуществлять аварийно-диспетчерское обслуживание и обязаны будут принимать от собственников обращения о нарушениях качества оказания коммунальных услуг, даже если перестанут быть исполнителями коммунальных услуг, а также обязаны будут принимать обращения о нарушениях при расчете размера платы за коммунальные услуги и тесно взаимодействовать с поставщиками ресурсов при проведении проверок по таким обращениям (ч.11 ст.161 ЖК РФ).

Помимо этого, в соответствии с положениями Правил оказаний коммунальных услуг №354, ресурсоснабжающие организации должны будут иметь свои аварийно-диспетчерские службы, которые будут принимать заявки от населения.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://informoboz.ru/home/ljudi/social-naja-sfera/pjat-vazhnyh-voprosov-o-prjamom-dogovore-mezhdu-sobstvennikami-kvartir-i-resursosnabzhajucshimi-organizacijami/

Ресурсоснабжающая организация — что это и как заключить прямой договор с ней?

Все блага цивилизации, которыми пользуются жители многоквартирных домов, будь то электричество, тепло или горячее и холодное водоснабжение, являются ресурсом, предоставляемыми специальными организациями.

Такие организации именуются ресурсоснабжающими (РСО). Ресурсоснабжающая организация — что или кто это? Существуют четкие правила, по которым происходит расчет и взаимодействие между потребителями (собственниками или иными пользователями) и РСО.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Зачастую посредником между ними выступают управляющие компании (УК), но в некоторых ситуациях возможны прямые расчеты и прямые договора между пользователями услуг и организациями, предоставляющими услуги.


Бесплатная юридическая консультация:

За чей счет производится замена электросчетчиков в квартире и на лестничной площадке? Ответ узнайте прямо сейчас.

Законодательство о порядке предоставления услуг

Правила, согласно которым осуществляется предоставление коммунальных услуг, регламентируются следующими правовыми актами:

  • Жилищным кодексом;
  • постановлениями правительства РФ №307, №124, № 354, № 1498;
  • федеральным законом №176-ФЗ.

к содержанию ↑

Понятие ресурсоснабжающей организации

Что такое ресурсоснабжающая организация?

Ресурсоснабжающими организациями называются юридические лица и ИП, которые осуществляют предоставление, транспортировку и продажу коммунальных ресурсов.


Бесплатная юридическая консультация:

К ресурсоснабжающим организациям относятся компании, предоставляющие следующие ресурсы:

  • электроэнергию;
  • водопроводную воду и водоотведение (канализацию);
  • природный газ;
  • тепловую энергию, в том числе и твердое топливо (в ситуациях с печным отоплением).

Кроме того, к РСО относятся компании, осуществляющие транспортировку и обслуживание вышеперечисленных ресурсов.

Также ресурсоснабжающие организации предоставляют услуги по:

  • уничтожению насекомых и грызунов;
  • вывозу мусора (твердых бытовых отходов);
  • доступу к коллективным телевизионным антеннам;
  • освещению дворовых территорий.

Таким образом, все ресурсы, предоставляемые гражданам, транспортируются и доводятся до жилого дома ресурсоснабжающими организациями.

Может ли быть управляющей компанией?

Управляющей компанией называется юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию, управление и содержание жилых домов на основании договора, подписанного между организацией и собственниками жилых помещений.


Бесплатная юридическая консультация:

Строго говоря, УК — посредник, аккумулирующий средства собственников для оплаты услуг, предоставляемых РСО.

УК является исполнителем коммунальных услуг и подрядчиком потребителей, а ресурсоснабжающая организация — субподрядчиком на основе договора, заключенного между УК и РСО.

Кроме того, УК обслуживает общее имущество, планирует и осуществляет ремонт и эксплуатацию зданий.

Исходя из этого, ресурсоснабжающие организации не могут быть управляющими компаниями, так как ограничены одним видом деятельности и не могут организовывать общее управление жилым зданием.

В то же время, могут осуществляться прямые расчеты между РСО и пользователями, кроме того, могут заключаться прямые договора на предоставление услуг.

В каких случаях РСО выполняет функции исполнителя коммунальных услуг? Управление жилым домом осуществляется следующими способами:


Бесплатная юридическая консультация:

  1. С помощью управляющей компании.
  2. С помощью ТСЖ или иного кооперативного объединения.
  3. Непосредственным управлением собственниками.

В последней ситуации, когда от лица потребителей выступает один из собственников или их доверенное лицо, исполнителем коммунальных услуг выступает ресурсоснабжающая организация. Другими случаями, в которых исполнителем коммунальных услуг назначается РСО, являются:

  1. Когда способ управления собственниками не выбран.
  2. В период между прекращением действия предыдущего способа управления до момента выбора нового способа управления жилым домом (ТСЖ или УК).

Случаи, когда РСО назначается исполнителем коммунальных услуг, строго ограничены правилами, установленными постановлением №354 правительства РФ.

Плюсы и минусы прямых расчетов с жителями

Прямые расчеты между пользователями и РСО имеют как преимущества, так и существенные недостатки.

К плюсам относятся:

  • снижение вероятности банкротства УК, так как расчеты между пользователями и РСО проходят напрямую;
  • отсутствие коллективной ответственности. В такой ситуации УК не будет компенсировать неплатежи соседей за коммунальные услуги средствами, выделенными на содержание дома и капитальный ремонт.

К существенным недостаткам прямых расчетов между пользователями и РСО относятся:


Бесплатная юридическая консультация:

  • пользователям услуг придется оплачивать коммунальные платежи в различных местах в нескольких кассах;
  • могут возникать проблемы с перерасчетом коммунальных услуг.

к содержанию ↑

Возможно ли заключение прямых договоров?

В 2017 году планируется введение возможности заключения прямых договоров между пользователями и ресурсоснабжающими организациями. Заключение таких договоров может осуществляться в следующих случаях:

  1. Если пользователем услуг выступает собственник частного жилья.
  2. В случаях, когда общим собранием жильцов выбирается способ непосредственного управления. Как правило, непосредственное управление осуществляется в малоквартирных домах (до 16 квартир).
  3. В случаях, когда пользователями являются владельцы нежилых помещений многоквартирного дома.
  4. В период между прекращением действия договоров, заключенных пользователями и исполнителем коммунальных услуг до момента вступления в силу нового договора.
  5. В случаях, когда УК или ТСЖ имеет задолженность перед РСО, размер которой превышает 3-месячную стоимость услуг.

В этих случаях собственники жилых помещений имеют право заключать прямые договора и осуществлять прямые расчеты с РСО.

В то же время, такая ситуация имеет как положительные, так и отрицательные стороны:

  1. Отсутствие расходов на содержание бюрократического аппарата управляющей компании.
  2. Отсутствие коллективной ответственности. Каждый собственник не страдает из-за соседей, которые не оплачивают коммунальные платежи либо оплачивают их не в полном объеме.
  3. Можно привлекать подрядные организации по обслуживанию жилья на краткосрочной основе, что позволяет значительно сэкономить из-за конкурентной среды.

К существенным недостаткам прямых договоров между пользователями и РСО относятся:


Бесплатная юридическая консультация:

  1. Снижение эффективности управляемости многоквартирным домом. Для решения важных вопросов необходимы общие собрания, которые зачастую не приводят к выработке консенсуса.
  2. Нет возможности выполнить капитальный ремонт дома с использованием денежных средств, предоставляемых Фондом содействия реформированию ЖКХ.

к содержанию ↑

Ответственность РСО за неправильный расчет

Федеральным законом № 176, которым вносятся изменения в ЖК РФ, устанавливается, что ответственность за неправильное начисление коммунальных платежей несет исполнитель коммунальных услуг.

Штраф организации, нарушившей порядок начисления коммунальных платежей, составляет 50% от соответствующей суммы.

В тех случаях, когда исполнителем назначается РСО, штрафные санкции налагаются на эту организацию.

В таких случаях следует подать письменное обращение в компанию-исполнителя коммунальных услуг с требованием перерасчета стоимости предоставленных услуг, если ответа и соответствующих действий не последует, то можно обратиться в Роспотребнадзор с жалобой на организацию, кроме того, можно подать письменное обращение в прокуратуру или обратиться в суд.


Бесплатная юридическая консультация:

Сфера ЖКХ по-прежнему остается одной из самых проблемных в России.

Многочисленные случаи банкротства управляющих компаний, рост неплатежей или предоставления некачественных или излишне дорогих услуг привели к тому, что правительством и парламентом РФ было принято решение о возможности заключения прямых договоров между пользователями и РСО.

Кроме того, законодательством РФ предусмотрен прямой порядок расчета потребителей с ресурсоснабжающими компаниями.

Эти меры должны привести к повышению качества предлагаемых услуг и снизить непрозрачность расчетов между собственниками и данными организациями.

Однако, несмотря на это, вводимые меры не только имеют значительные плюсы, но и несколько усложняют потребителям условия расчета по коммунальным платежам.


Бесплатная юридическая консультация:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Это быстро и бесплатно !

Источник: http://pravapot.ru/usluga/resursosnabzhayushhaya-organizatsiya-eto.html

Ресурсоснабжающие организации — что это такое?

Главная » ЖКХ » Ресурсоснабжающие организации — что это такое?

Для ведения хозяйственных дел по определенным многоквартирным жилым домам, создаются управляющие компании или же ТСЖ. Однако для ведения подобной специфической деятельности им требуется помощь.


Бесплатная юридическая консультация:

Для поставки непосредственно к жилому помещению каждого потребителя того или иного ресурса (воды, электричества, газа, тепла) или различных коммунальных услуг, они сотрудничают с организациями, непосредственно передающими указанные ресурсы.

Организации, отвечающие за предоставление платных коммунальных услуг потребителям, именуются ресурсоснабжающими.

Правовая оценка подобных организаций говорит о том, что, обладая статусом юридических лиц, они, ввиду численного потребительского охвата, часто являются практически монополистами на рынке предоставления подобных услуг.

Правительством на государственном уровне регулируется работа этих организаций, определяется примерный порядок, в соответствии с которым утверждаются цены на коммунальные услуги, рассчитываются экономически обоснованные тарифы на них, и устанавливаются правила начисления оплаты за потребленные гражданами ресурсы.

Фактически же ТСЖ/УК заключают с ресурсоснабжающими организациями договоры на предоставление коммунальных услуг, соответственно, последние для первых являются подрядчиками или же контрагентами.

Что значит ресурсоснабжающая организация

Ресурсоснабжающие организации – это юр. лица/ИП, чья деятельность напрямую связана с предоставлением, транспортировкой и продажей конкретного коммунального ресурса.

К ресурсоснабжающим нужно отнести компании, отвечающие за:

  • предоставление потребителям электрической энергии;
  • подачу потребителям питьевой воды и ее отвод (канализацию);
  • газоснабжение;
  • предоставление тепловой энергии. Сюда же можно отнести и организации, предоставляющие твердое топливо.

Помимо этого, если речь идет о транспортировке или обслуживании того или иного ресурса, за это также отвечают РСО.

Дополнительно организации могут оказывать услуги следующего характера:

  • по уничтожению грызунов (насекомых);
  • по вывозу накопленного потребителями мусора (ТБО);
  • по организации предоставления доступа к коллективным телеантеннам;
  • по организации освещения придомовой территории многоквартирных домов.

Указанное говорит о том, что каждый коммунальный ресурс, в котором нуждаются граждане, транспортируется и поставляется РСО непосредственно к жилым домам и к каждой квартире.

Может ли ресурсоснабжающей организацией быть управляющая компания

Управляющая компания как юр. лицо на основании заключенных договоров, подписанных между ней и владельцами жилых помещений, отвечает за эксплуатацию, содержание и управление жилыми домами.

Управляющая компания выполняет роль посредника, собирающего финансы владельцев в качестве оплаты за коммунальные услуги, по факту оказываемые РСО.

Таким образом, по отношению к потребителям управляющая компания выступает исполнителем услуг (ответственным за предоставление услуг) и подрядчиком, а РСО является субподрядчиком, фактически предоставляющим эти услуги на основании соглашения, подписанного между ней и УК.

Также компания занимается обслуживанием общего имущества жилого дома, ответственна за планирование и проведение ремонтов в здании и его эксплуатацию.

Сами РСО не могут персонально выступать в роли управляющих компаний, так как сфера их деятельности ограничена исключительно предоставлением ресурса. Взять на себя функцию управления жилым многоквартирным домом, они не могут.

Потребители имеют возможность сами, без посредников рассчитываться с РСО за предоставленные им услуги, однако для этого потребуется заключение прямых договоров.

Когда ресурсоснабжающая организация может выполнять функцию исполнителя коммунальных услуг?

Существуют такие способы управления многоквартирным жилым домом:

  • с отдельным привлечением УК;
  • путем создания ТСЖ (другого объединения);
  • непосредственное управление домом владельцами помещений в жилом доме.

Последний вариант предполагает, что интересы потребителей представляет один из владельцев помещения в МКД (по общему решению собственников) или лицо по доверенности, тогда как РСО является исполнителем коммунальных услуг.

Проще говоря, РСО может быть выбрана исполнителем коммунальных услуг при таких обстоятельствах:

  • если собственники не определились с конкретным способом управления жилым домом;
  • в период смены способа управления (от момента прекращения действия старого способа до момента утверждения нового).

Правила, установленные согласно Постановлению Правительства РФ №354, определяют ограниченный перечень случаев, при которых ресурсоснабжающая организация может выступать исполнителем коммунальных услуг.

Посмотрите видео. Нюансы заключения договора с РСО:

Виды договоров с РСО

Существует много разновидностей договоров, которые УК может заключать с РСО. Подобное разнообразие возможных соглашений обосновано оказанием данными организациями существенного спектра услуг. Соответственно, и договоров, подписываемых между этими сторонами, также может быть довольно много.

Практика показывает, что наиболее часто управляющие компании и ресурсоснабжающие организации подписывают договоры поставки. Ярким примером может служить договор на поставку электрической энергии.

Структура такого соглашения стандартная, при этом содержание должно соответствовать требованиям Гражданского кодекса РФ и включать в себя все существенные условия.

В соглашении о поставке приводится перечень прав и обязанностей, которые стороны обязуются соблюдать. Рассказывается о сроке и объеме планируемых поставок.

Предусматривается раздел оплаты, а также ответственности сторон в случае несоблюдения ими условий действующей сделки.

Условия документа содержат в себе информацию о поставляемом потребителям среднесуточном объеме электрической энергии. В компетенцию специалистов управляющей компании входит и проведение контрольных замеров.

Если фиксируется факт несоответствия показателей, определяемых в договоре, ресурсоснабжающую организацию могут уличить в обмане.

Важную роль отводят и соглашению на предоставление услуг. По большей части, это затрагивает сферу деятельности компаний, ответственных за вывоз ТБО.

Кроме пункта условий оплаты и перечня прав каждой стороны, указывается конкретное время, в течение которого производится вывоз отходов (время и частота вывоза).

Здесь же упоминается об ответственности сторон в случае нарушения или невыполнения ими условий соглашения. Отдельное внимание уделяется договору подряда, играющему важную роль.

Достаточно просто вспомнить свой подъезд и в целом весь дом. Регулярно здесь возникают различные поломки. Сломались перила на лестничных пролетах, стены требуют новой покраски, лифт выходит из строя, территория нуждается в систематической уборке.

Все эти проблемы становятся незаметными, поскольку за их отсутствие отвечают разные наемные рабочие. За распределение обязанностей таких работников, их организацию и оплату их работы отвечает управляющая компания. Все права и обязанности УК и работников фиксируются документально при подписании договоров подряда.

Что прописывают в таком договоре?

Содержание договора должно быть тщательно продумано. В документе нужно обозначить права и обязанности каждой стороны. Отдельным разделом выделяют правила расчета компании с сотрудниками при выполнении работы, возложенной на них условиями договора.

Должна найти свое отражение в договоре и ответственность участников соглашения при неисполнении возложенных на них обязанностей либо ненадлежащем выполнении таковых. Подобные главы немаловажны – их наличие может говорить о продлении или же досрочном расторжении соглашения между УК и РСО.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Возможно ли заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями по закону

Сейчас запланировано предоставление возможности оформления между РСО и пользователями коммунальных услуг прямых соглашений.

Оформление подобных соглашений становится возможным, если:

  • в качестве пользователя коммунальных услуг выступает владелец частного жилого помещения;
  • жильцы общим решением (на собрании) избирают непосредственный способ управления имуществом. Такое управление обычно используется в домах с небольшой численностью квартир – до 16 (малоквартирные);
  • пользователями выступают собственники помещений нежилого типа в МКД;
  • в период до вступления нового соглашения в силу (от даты прекращения предыдущего договора, подписанного между потребителями и исполнителем, до начала действия нового);
  • у ТСЖ/УК имеется существенный долг перед ресурсоснабжающей организацией – период образования задолженности за потребленные услуги более 3 месяцев.

При таких условиях, владельцы жилых помещений в домах могут оформлять прямые договоры и напрямую рассчитываться с организацией, поставляющей им коммунальные ресурсы.

Подобная ситуация имеет ряд положительных моментов:

  • потребители не несут затрат на содержание штата управляющей компании;
  • не используется механизм коллективной ответственности. В таком случае, владелец помещения не пострадает от своих соседей, которые не платят за коммунальные услуги или вносят плату в ненадлежащем объеме;
  • есть возможность привлечь подрядные организации с целью заключения краткосрочных договоров, что позволяет значительно экономить свои средства.

Из недостатков заключения прямых договоров можно выделить такие:

  • снижается эффективность управления МКД. Чтобы решить важные вопросы, потребуется проводить систематические собрания собственников, на которых часто невозможно создать надлежащие условия для достижения консенсуса;
  • отсутствует возможность проведения капремонта жилого дома с привлечением финансов Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Плюсы и минусы прямых расчетов с гражданами за потребленные ресурсы

Отдельно нужно сделать акцент на преимуществах и недостатках прямых расчетов пользователей с РСО.

Из преимуществ:

  • снижается вероятность банкротства управляющей компании, поскольку средства поступают на счета РСО напрямую от пользователей коммунальных услуг;
  • не используется коллективная ответственность. В данной ситуации, не будет происходить перенаправления целевых средств, к примеру, выделенных на капремонт и содержание дома, на компенсации задолженности соседей по коммунальным услугам.

Прямые расчеты имеют и некоторые существенные недостатки:

  • оплата за полученные коммунальные услуги производится потребителями в различных кассах и в разных местах;
  • появляются проблемы при перерасчете коммунальных услуг.

Имеет ли право управляющая компания повышать тарифы, читайте тут.

Ответственность РСО за неправильный расчет

Юридическую ответственность за неверное начисление коммунальных услуг несет именно их исполнитель, о чем говорится в федеральном законе №176 (внес изменения в действующий ЖК РФ).

Организация при нарушении порядка начисления платежей за коммунальные услуги несет ответственность, выраженную в выплате 50% от суммы финансовых недочетов . Если в качестве исполнителя выступает ресурсоснабжающая организация, штрафуют именно ее.

При таких обстоятельствах, потребителем в адрес компании-исполнителя направляется обращение в письменной форме, в котором выражается требование произвести перерасчет стоимости предоставленных по факту услуг. При отсутствии ответа и реакции на письмо, направьте жалобу в Роспотребнадзор. Инициируйте разбирательство по делу через прокуратуру или сразу подайте иск в суд.

Сфера оказания ЖК услуг все также остается проблемной на территории РФ. Неоднократные ситуации с банкротством УК, возрастание числа неоплат, предоставление дорогостоящих услуг и услуг ненадлежащего качества послужили основанием для инициации Правительством РФ решения о внедрении практики заключения прямых соглашений между потребителями и РСО.

Законодательство предусматривает процедуру прямого расчета потребителей коммунальных услуг с компаниями, поставляющими ресурсы. Подобные вынужденные меры приведут к увеличению качества оказываемых услуг, создадут полную прозрачность расчетов между сторонами таких договоров.

Но даже учитывая несомненные преимущества введенных мер, на практике они создают для потребителей и некоторые сложности во время проведения расчетов за коммунальные услуги.

Посмотрите видео. Россиян могут освободить от оплаты установки счетчиков, а возложить эту обязанность на РСО:

Источник: http://potreb-prava.com/zhkx/resursosnabzhayushhie-organizacii.html

10.02.2017 | РСО как исполнитель КУ при управлении домом УО/ТСЖ/ЖСК

Казалось бы, вопрос, кто является исполнителем коммунальных услуг, всем понятен и совсем не сложен. Логично предположить, что лицо, предоставляющее коммунальные услуги, и является их исполнителем. Абзац 7 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 N354 (далее — Правила 354), устанавливает: «»исполнитель» — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги». Если домом управляет управляющая организация (далее — УО), то в силу части 2 статьи 162 ЖК РФ (и нескольких других норм) именно эта УО предоставляет коммунальные услуги. Если домом управляет ТСЖ, то в силу части 1 статьи 135 ЖК РФ (и нескольких других норм), именно ТСЖ предоставляет коммунальные услуги. Таким образом, исполнителем коммунальных услуг является либо УО, либо ТСЖ. Однако, ряд поправок, внесенных в жилищное законодательство РФ, делает ситуацию не такой однозначной .

Новое понятие «исполнитель»

Помимо Правил 354, регламентирующих правоотношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, понятие «исполнитель» используется в Правилах, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных ПП РФ от 14.02.2012 N124 (далее — Правила 124). Абзац 3 пункта 2 Правил 124 до 30.06.2016 определял термин «исполнитель» абсолютно идентично Правилам 354, но с 30 июня 2016 года вступило в силу ПП РФ от 29.06.2016 N603, которым указанное определение было изменено. В действующей в настоящее время редакции Правила 124 устанавливают: «»исполнитель» — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг».

Получается, что в соответствии с процитированной нормой исполнителями для целей применения Правил 124 являются: — Лица, оказывающие услуги по содержанию общего имущества (далее — ОИ); — Лица, предоставляющие коммунальные услуги (далее — КУ); — Лица, оказывающие услуги по содержанию ОИ и предоставляющие КУ.

Соответствие хотя бы одному из перечисленных вариантов означает наличие статуса исполнителя. При этом ряд положений Правил 124 позволяет сделать вывод, что именно исполнитель обязан предоставлять потребителям коммунальные услуги и с этой целью приобретать у ресурсоснабжающих организаций (далее — РСО) коммунальные ресурсы. Абзац 4 пункта 2 Правил 124 устанавливает: «»коммунальные услуги» — осуществление исполнителем деятельности по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании …». Согласно пункту 5 Правил 124 «Исполнитель направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения», и этот же пункт 5 относит к исполнителям управляющие организации, ТСЖ, кооперативы.

То есть, из норм Правил 124 следует, что исполнителем является лицо, которое либо содержит общее имущество МКД, либо предоставляет КУ, либо делает и то, и другое. Такой исполнитель обязан заключить договор ресурсоснабжения и предоставлять потребителям коммунальные услуги. Следовательно, если ТСЖ или УО управляют домом и оказывают услуги по содержанию общего имущества, они подпадают под определение «исполнитель» и обязаны предоставлять коммунальные услуги.

Важно отметить, что ЖК РФ устанавливает требования к УО и ТСЖ в части предоставления КУ. Например, часть 2 статьи 162 ЖК РФ устанавливает: «По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) … обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме …». Часть 1 статьи 135 ЖК РФ устанавливает: «Товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо … имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, … предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами…». Часть 12 статьи 161 ЖК РФ: «Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями…».

Из комплексной оценки приведенных положений следует, что УО/ТСЖ, управляющие МКД, обязаны предоставлять коммунальные услуги (являться исполнителем таких услуг), для чего должны заключать соответствующие договоры ресурсоснабжения.

Позиция Минстроя

Минстрой России письмом от 30.12.2016 N45097-АЧ/04 разъяснил порядок применения отдельных положений статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ, а также Правил 354 и Правил 124. Разъяснения касаются случаев, при которых, по мнению Минстроя, исполнителем коммунальных услуг являются РСО. Минстрой России, в частности, отмечает:

«В соответствии с пунктом 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил N 354. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14–17 Правил N 354.

Согласно пункту 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме могут определяться, в том числе, в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей РСО.

Таким образом, РСО в случаях, определенных Правилами N 354, может выступать исполнителем коммунальных услуг.

Из положений пунктов 14, 15 и 17 Правил N 354 следует, что РСО, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, предоставляет коммунальные услуги соответствующего вида собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом (далее — товарищество, кооператив) до даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса (далее — договор ресурсоснабжения), заключенному управляющей организацией (товариществом, кооперативом) с РСО или с даты расторжения договора ресурсоснабжения между управляющей организацией (товариществом кооперативом) и РСО.

В отсутствие заключенных с РСО договоров ресурсоснабжения управляющая организация, товарищество или кооператив не могут осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг.

Таким образом, на основании пунктов 8, 9, 14, 15, 17 Правил N 354 РСО предоставляют коммунальные услуги собственникам (пользователям) помещений в тех многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление управляющей организацией, товариществом или кооперативом, в случаях, когда договоры ресурсоснабжения между управляющими организациями (товариществами, кооперативами) и такими РСО не заключены или расторгнуты. При этом согласно пунктам 6–9, 17 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме в период до даты начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения с управляющей организацией (товариществом, кооперативом) осуществляется РСО на основании договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления, газоснабжения с собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирном доме, заключенных, в том числе, путем совершения потребителями конклюдентных действий.

Подпункт «а» пункта 30 Правил N 124 предусматривает право РСО на односторонний отказ от договора ресурсоснабжения, заключенного с управляющей организацией, товариществом или кооперативом, в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги, а также в части купли-продажи (поставки) коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в пределах норматива потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, — при наличии у таких управляющей организации, товарищества или кооператива признанной ими по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед РСО за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца).

Из положений подпункта «а» пункта 30 Правил N 124 в их взаимосвязи с положениями пунктов 14, 15 и 17 Правил N 354 следует, что с момента расторжения РСО договора ресурсоснабжения с управляющей организацией, товариществом или кооперативом, исполнителем коммунальной услуги соответствующего вида становится РСО, что влечет право такой РСО заключения ею договоров ресурсоснабжения с собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирном доме.

Кроме того, дополнительно необходимо обратить внимание на то, что постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 (вступило в силу 30 июня 2016 года) в пункт 30 Правил N 124 внесены изменения, в соответствии с которыми диспозитивная норма о возможности сторон предусмотреть в договоре ресурсоснабжения право РСО на односторонний отказ от исполнения договора при наличии задолженности управляющей организации, товарищества или кооператива, заменена императивной нормой, обязывающей стороны включить в договор указанное право РСО.

Таким образом, с момента вступления в силу изменений в пункт 30 Правил N 124 РСО вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения с управляющей организацией, товариществом или кооперативом при наличии оснований, предусмотренных указанным пунктом, независимо от того, предусмотрено ли заключенным договором ресурсоснабжения право РСО на такой односторонний отказ.

В соответствии с частью 17 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ договоры, заключенные до дня вступления в силу Федерального закона 176-ФЗ между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и РСО, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.

Согласно части 18 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

В связи с вступлением в силу части 17 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключенные РСО с собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах по состоянию на 30 июня 2015 года на основании пунктов 6–9, 14, 15, 17 Правил N 354, пункта 30 Правил N 124, в том числе путем совершения потребителями конклюдентных действий, действуют до истечения срока действия таких договоров или до отказа одной из сторон от исполнения договора.

При принятии решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении ранее действовавшего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), в том числе, о сохранении предоставления коммунальных услуг РСО и осуществлении расчетов за коммунальные услуги в адрес РСО (часть 18 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ). В этом случае договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключенные РСО с собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах на основании пунктов 6–9, 14, 15, 17 Правил N 354, пункта 30 Правил N 124 (в том числе путем совершения конклюдентных действий) до принятия собственниками решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации, продолжают действовать и после изменения способа управления многоквартирным домом и (или) выбора иной управляющей организации. При этом решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг РСО и осуществлении расчетов за коммунальные услуги в адрес РСО, принятое в соответствии с частью 18 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ, сохраняет сложившиеся договорные отношения между собственниками (пользователями) помещений в многоквартирном доме и такими РСО и его следует отличать от решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (решение о прямых расчетах с РСО).

При этом необходимо обратить внимание, что в соответствии с пунктом 13 Правил N 124 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603) наличие предусмотренного частью 17 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ договора ресурсоснабжения между РСО и собственником (пользователем) помещения в многоквартирном доме, а также наличие предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг) являются основаниями для отказа РСО от заключения договора ресурсоснабжения с управляющими организациями, товариществами собственников жилья или жилищными кооперативами, или иными специализированными потребительскими кооперативами.

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество собственников жилья или жилищный кооператив, или иной специализированный потребительский кооператив (далее — товарищество или кооператив), вносят плату за коммунальные услуги товариществу или кооперативу.

Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ и статьей 171 ЖК РФ.

Таким образом, части 5–7 статьи 155 ЖК РФ устанавливают общее правило, согласно которому плата за коммунальные услуги должна вноситься управляющей организации, товариществу или кооперативу.

Согласно частям 6.3 и 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания членов товарищества или кооператива, общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги РСО… При этом внесение платы за коммунальные услуги РСО… признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, товариществом или кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что части 5, 6, 6.3, 7 и 7.1 статьи 155 ЖК РФ применяются к случаям, когда управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, товарищество или кооператив заключили в установленном порядке договоры ресурсоснабжения с соответствующими РСО в целях предоставления коммунальных услуг.

Положения частей 5, 6, 7, 6.3 и 7.1 статьи 155 ЖК РФ не применяются в случаях, когда исполнителем коммунальных услуг выступает РСО.

Таким образом, во всех случаях, когда РСО в соответствии с жилищным законодательством предоставляет коммунальные услуги потребителям в многоквартирных домах, которыми управляет управляющая организация по договору управления, товарищество или кооператив (части 17 или 18 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ, пункты 6–9, 14, 15, 17 Правил N 354, пункт 30 Правил N 124), такая РСО осуществляет все права и обязанности исполнителя коммунальных услуг, предусмотренные пунктами 31, 32 и 40 Правил N 354, включая определение размера платы за предоставленные коммунальные услуги и выставление собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах платежных документов на оплату коммунальных услуг с указанием расчетных счетов РСО.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 32 и пунктом 40 Правил N 354 РСО, являющаяся исполнителем коммунальных услуг, вправе требовать от потребителя внесения платы за коммунальные услуги, потребленные в помещении, а также платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды. Такая плата в соответствии с пунктом 69 Правил N 354 подлежит внесению потребителями на банковский счет РСО, выступающей для потребителей исполнителем коммунальных услуг.

Следует иметь в виду, что в период до 1 июля 2016 года плата за коммунальные услуги, предоставленные РСО в качестве исполнителя коммунальных услуг на общедомовые нужды, в соответствии с редакцией пункта 44 Правил N 354, действовавшей до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603, рассчитывалась и распределялась между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, согласно формулам 11–14 приложения N 2 к Правилам N 354 (в редакции до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603), то есть исходя из объема коммунальной услуги, рассчитанного как разница между объемом коммунальной услуги, определенным по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, и объемом коммунальной услуги, потребленным в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме.

С 1 июля 2016 года в связи с внесением изменений в пункт 44 Правил N 354 при предоставлении коммунальных услуг РСО распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если такое решение собственниками помещений в многоквартирном доме не принято, объем коммунальной услуги (ресурса) в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, оплачивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на основании договора ресурсоснабжения, заключаемого с управляющей организацией в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.

Если в соответствии с частью 17, частью 18 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ, а также в соответствии с пунктами 8, 9, 14, 15, 17 Правил N 354, подпунктом «а» пункта 30 Правил N 124 РСО осуществляет либо в определенный период осуществляла предоставление коммунальных услуг собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление управляющей организацией, товариществом или кооперативом, не могут рассматриваться нарушениями жилищного законодательства и установленных лицензионных требований:

— отсутствие между управляющей организацией, товариществом или кооперативом и РСО договора ресурсоснабжения, заключенного в целях предоставления коммунальных услуг потребителям;

— определение РСО, как исполнителем коммунальных услуг, размера платы потребителей за коммунальные услуги в порядке, действующем в соответствующем расчетном периоде, а также выставление собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах платежных документов на оплату коммунальных услуг;

— определение РСО, как исполнителем коммунальных услуг, размера платы потребителей за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды за период до 1 июля 2016 года, в порядке, предусмотренном пунктом 44 Правил N 354 в редакции, действовавшей до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603, исходя из объема коммунальной услуги, рассчитанного как разница между объемом коммунальной услуги, определенным по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, и объемом коммунальной услуги, потребленным в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме;

— внесение потребителями платы за коммунальные услуги РСО, осуществляющим предоставление коммунальных услуг, а также предъявление такими РСО требований потребителям о внесении платы за потребленные коммунальные услуги и уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Поскольку жилищное законодательство допускает отсутствие заключенного между управляющей организацией и РСО договора ресурсоснабжения в случаях, предусмотренных частями 17 и 18 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ, пунктом 30 Правил N 124, пунктом 14 и 17 Правил N 354, из системного толкования указанных норм, а также подпунктов «а» и «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, части 2.3 статьи 161 ЖК РФ и части 2 статьи 162 ЖК РФ следует, что непредоставление управляющими организациями коммунальных услуг либо предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах может рассматриваться в качестве нарушения управляющими организациями установленных лицензионных требований только в случае, когда между управляющей организацией и РСО заключен договор ресурсоснабжения».

Анализ ситуации

Исходя из оценки приведенных норм и мнения Минстроя необходимо отметить несколько моментов.

Минстрой явно отстаивает право РСО являться исполнителем коммунальных услуг в случаях управления домом УО или ТСЖ, несмотря на то, что нормы ЖК РФ прямо указывают на обязанность УО и ТСЖ предоставлять потребителям коммунальные услуги (то есть — быть исполнителем коммунальных услуг) и заключать для этих целей договоры ресурсоснабжения. Указание Минстроя «Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что части 5, 6, 6.3, 7 и 7.1 статьи 155 ЖК РФ применяются к случаям, когда управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, товарищество или кооператив заключили в установленном порядке договоры ресурсоснабжения с соответствующими РСО в целях предоставления коммунальных услуг. Положения частей 5, 6, 7, 6.3 и 7.1 статьи 155 ЖК РФ не применяются в случаях, когда исполнителем коммунальных услуг выступает РСО» представляется сомнительным, поскольку перечисленные нормы устанавливают лицо, в пользу которого осуществляется оплата КУ, в зависимости от способа управления МКД, а вовсе не в зависимости от наличия/отсутствия у указанных лиц договоров ресурсоснабжения с РСО.

Действующее законодательство РФ не предусматривает права отказа УО и ТСЖ от заключения договоров ресурсоснабжения, однако именно по критерию наличия/отсутствия такого договора Минстрой полагает правильным определять, кто является исполнителем коммунальных услуг. РСО, в отличие от УО и ТСЖ, имеет право отказаться от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным пунктом 13 Правил 124, в числе которых (в редакции ПП РФ от 26.12.2016 N1498) «наличие предусмотренного частью 17 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ договора ресурсоснабжения; наличие предусмотренного частью 18 статьи 12 указанного Федерального закона решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги». Кроме того, РСО имеет право расторгнуть уже действующий договор ресурсоснабжения на основании пункта 30 Правил 124 «при наличии у исполнителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода».

Не совсем понятно, как нормы Правил 124 (и федерального закона 176-ФЗ) в рассмотренной части коррелируются с нормами ЖК РФ — представляется, что имеются противоречия, поскольку ЖК РФ прямо обязывает УО и ТСЖ заключать договоры ресурсоснабжения и предоставлять коммунальные услуги потребителям, без оговорок о ситуациях, предусмотренных приведенными выше нормами.

Попробуем не заострять внимание на сомнениях в корректности действующих норм, и перечислим случаи, когда РСО является исполнителем КУ, при этом управляет домом УО/ТСЖ:

1. МКД, количество квартир в котором более 16, управлялся непосредственно, исполнителями коммунальных услуг являлись соответствующие РСО. 01.09.2014 года вступил в силу федеральный закон от 21.07.2014 N255-ФЗ, согласно которому собственники помещений МКД, в состав которого входит более 16 квартир, утратили право управлять домом непосредственно и были обязаны выбрать способ управления УО или ТСЖ. Собственники не исполнили новое требование ЖК РФ, и никто не обратил на это внимания. 30.06.2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2015 N176-ФЗ, согласно части 18 статьи 12 которого собственники в случае принятия решения об изменении способа управления или о выборе управляющей организации получили право принять решение о сохранении порядка предоставления КУ и расчетов за КУ. Собственники реализовали указанное право, выбрав способ управления УО или ТСЖ и сохранив «прямые договоры» с РСО. Таким образом, допущенное нарушение федерального законодательства (неисполнение требования о выборе способа управления УО или ТСЖ) привело к ситуации, в которой домом управляет УО или ТСЖ, а исполнителем коммунальных услуг является РСО.

2. МКД, количество квартир в котором более 16, управлялся непосредственно, исполнителями коммунальных услуг являлись соответствующие РСО. 01.09.2014 года вступил в силу федеральный закон от 21.07.2014 N255-ФЗ, согласно которому собственники помещений МКД, в состав которого входит более 16 квартир, утратили право управлять домом непосредственно и были обязаны выбрать способ управления УО или ТСЖ. Собственники во исполнение новой нормы ЖК РФ провели общее собрание и выбрали способ управления УО или ТСЖ, но указанное лицо (УО или ТСЖ) уклонялось от заключения договоров ресурсоснабжения, прямо нарушая требования жилищного законодательства. 30.06.2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2015 N176-ФЗ, согласно части 17 статьи 12 которого договоры, заключенные до дня вступления в силу этого закона между собственниками и РСО, продолжили действовать. Следовательно, и в этом случае допущено нарушение федерального законодательства (неисполнение требования о заключении УО/ТСЖ договоров ресурсоснабжения и договоров предоставления КУ потребителям), которое привело к ситуации, когда домом управляет УО или ТСЖ, а исполнителем КУ является РСО.

3. УО или ТСЖ управляет домом без заключения договоров ресурсоснабжения, прямо нарушая требования законодательства, отказывается считать себя исполнителем и не принимает плату за коммунальные услуги (такую плату в нарушение законодательства принимают РСО). После вступления в силу Закона 176-ФЗ РСО признали себя исполнителями, поскольку УО/ТСЖ исполнителем быть отказывается. То есть, в этом случае, как и в предыдущих, нарушения законодательства привели к ситуации, в которой домом управляет УО или ТСЖ, а исполнителем КУ является РСО.

4. МКД, количество квартир в котором менее 16, управлялся непосредственно, после 30.06.2015 избрал способ управления УО или ТСЖ и принял решение о сохранении ранее действующего порядка предоставления КУ и расчетов за КУ. В этом случае УО или ТСЖ управляет домом, а РСО является исполнителем КУ. Таких вопиющих нарушений законодательства, как в двух предыдущих случаях, не наблюдается.

5. УО/ТСЖ имеет задолженность перед РСО в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца), и эта задолженность признана или самим УО/ТСЖ по акту сверки расчетов, или решением суда. РСО на основании пункта 30 Правил 124 в одностороннем порядке отказалась от договора ресурсоснабжения с должником и заключила договоры непосредственно с потребителями коммунальных услуг.

Дополнительно хочется отметить, что рассмотренным в настоящей статье письмом Минстрой России разъяснил, что отсутствие между управляющей организацией и РСО договора ресурсоснабжения, заключенного в целях предоставления коммунальных услуг потребителям, не может рассматриваться в качестве нарушения лицензионных требований. Приведенная позиция прямо противоречит мнению самого же Минстроя, который письмом от 05.11.2015 NОЛ/04 указал, что наличие договоров ресурсоснабжения является лицензионным требованием (напомним — указанное письмо издано уже после вступления в силу федерального закона от 29.06.2015 N176-ФЗ).

Источник: http://acato.ru/articles//status-ispolnitel-kommunalnyh-uslug

Published by admin