Санитарно эпидемиологическая экспертиза проектной документации

Порядок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы


Бесплатная юридическая консультация:

Понятие санитарно-эпидемиологической экспертизы

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза — это определенный вид деятельности, в ходе которой проверяется, отвечает ли проверяемый товар (продукция, проекты, услуги, здания, сооружения и т.

Оглавление:

д.) санитарным нормам и правилам.

На основании приказа Роспотребнадзора «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» от 19.07.2007 № 224 задачи по проведению санитарно-эпидемиологической экспертизы возложены на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее ведомства.

В рамках санитарно-эпидемиологической экспертизы на соответствие (несоответствие) установленным государством показателям проверяется ряд объектов:

  • пищевые продукты;
  • одежда, игрушки и другие товары для детей;
  • материалы и оборудование, которые используются при хозяйственно-бытовом водоснабжении и водоотведении,
  • продукты, товары для детей, различные материалы, в том числе строительные, средства гигиены, печатная, химическая продукция, товары, подлежащие государственной регистрации (например, впервые ввозимые в РФ) и иная продукция.
Полный перечень таких изделий и продукции, в отношении которых требуется санитарно-эпидемиологическая экспертиза, указан в решении комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 и может быть дополнен и изменен законодательством государства — участника союза.

Основания проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы

Основаниями проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы могут быть:


Бесплатная юридическая консультация:

  1. Предписания главврачей, их заместителей, составляемые в случае рассмотрения дел о нарушении санитарного благополучия.
  2. Определения, оформляемые уполномоченными лицами и выдаваемые в порядке, прописанном в КоАП РФ.
  3. Заявления физических лиц, ИП, предприятий, компаний о потребности в проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Случаи выполнения санитарно-эпидемиологической экспертизы без взимания платы прописаны в абз. 3 п. 36 административного регламента, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 № 775 (далее — адм. регламент). Это мероприятия в рамках государственного санэпиднадзора, лицензирование и социально-гигиенический мониторинг. В других случаях санитарно-эпидемиологическая экспертиза проводится на платной основе.

Срок выполнения санитарно-эпидемиологической экспертизы по заявлению граждан или компаний зависит от объема необходимых изысканий на заявленный вид товара. На основании п. 60 адм. регламента период, установленный для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, включая срок на подготовку проекта итогового заключения, не может быть свыше 7 рабочих дней.

Итогом санитарно-эпидемиологической экспертизы будет:

  1. Выдача экспертного заключения.
  2. Уведомление об отказе (при обнаружении в представленных документах недостоверных данных).

Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, а также список требуемых при этом испытаний определяется в установленном порядке для каждой отдельной категории товаров.

Объекты исследований и необходимость проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции

Помимо перечисленного, необходимость в осуществлении санитарно-эпидемиологической экспертизы может быть обусловлена:


Бесплатная юридическая консультация:

  1. Загрязнением окружающей среды, товаров, продуктов, а также сырья, необходимого для их изготовления, ядовитыми, радиоактивными веществами, различными паразитирующими бактериями, микробами.
  2. Обнаружением применения химически опасных препаратов в качестве добавок к сырью при изготовлении товаров, продукции, изделий.
  3. Нарушением условий безопасности, как следствие, нарушением технологического процесса изготовления, транспортировки, хранения и продажи.

Предметом санитарно-эпидемиологической экспертизы могут быть:

  1. Строения, сооружения, помещения, постройки, эксплуатация которых планируется в ходе деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, например:
    • медицинской;
    • фармацевтической;
    • образовательной;
    • сбора, использования, обезвреживания отходов 1–4-го классов опасности.
  2. Различная продукция и товары.
  3. Проектная документация, а именно:
    • при установлении масштабов санитарно-защитных зон;
    • в отношении зоны санитарной охраны водных объектов, которые используются для лечебного, питьевого, хозяйственно-бытового обслуживания;
    • при размещении радиотехнических объектов;
    • при рассмотрении санитарных паспортов на радиотехнические объекты;
    • при установлении нормативов разрешенных выбросов вредных веществ в окружающую среду, воздух;
    • при установлении предельно возможных нормативов выброса химических, вредных веществ в объекты водопользования.

Этапы проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы

Процесс санитарно-эпидемиологической экспертизы состоит из нескольких шагов, включая:

  1. Регистрацию и прием заявления о необходимости санитарно-эпидемиологической экспертизы.
  2. Получение данных о процессе выполнения санитарно-эпидемиологической экспертизы.
  3. Составление запросов и их последующая отправка в органы, участвующие в проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы.
  4. Изучение представленной документации на достоверность. Помимо анализа документов, проверяются также данные, содержащиеся в ЕГРЮЛ, относительно лица, подавшего заявление о необходимости исследований путем санитарно-эпидемиологической экспертизы.
  5. Вынесение обоснованного вывода по результатам проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы.
  6. Оформление надлежащего заключения о соответствии (несоответствии) заявленной продукции, прошедшей санитарно-эпидемиологическую экспертизу, нормативам. Подробнее о том, как получить указанное заключение, сообщается в статье «Получаем санитарно-эпидемиологическое заключение» (/rospotrebnadzor/poluchaem_sanitarnoepidemiologicheskoe_zaklyuchenie/).
  7. Внесение необходимых данных в Реестр санитарно-эпидемиологических заключений.

Перечень документов для оформления санитарно-эпидемиологической экспертизы

Для выполнения санитарно-эпидемиологической экспертизы представляются следующие бумаги:

  1. Для изделий российского производства:
    • техническая документация, в соответствии с которой планируется производство, изготовление;
    • протоколы исследований (изучения) товаров;
    • санитарно-эпидемиологические заключения по условиям производства товаров, а также на представляемую техническую документацию;
    • образцы продукции с приложением акта отбора;
    • этикетки товаров;
    • выписка из ЕГРЮЛ.
  2. На импортные товары, помимо перечисленных выше документов, требуются также:
    • контракт на поставку товаров, в отношении которых необходима санитарно-эпидемиологическая экспертиза;
    • документация страны-изготовителя, свидетельствующая о безопасности товаров;
    • бумаги о порядке производства импортных товаров;
    • техническое описание изделий с условиями их применения, употребления.

Для санитарно-эпидемиологической экспертизы требуется подать установленный пакет документов на продукцию, в отношении которой необходимы исследования. В установленных законом случаях это изыскание проводится на бесплатной основе. Но в некоторых ситуациях санитарно-эпидемиологическую экспертизу придется оплатить.

Источник: http://rusjurist.ru/ekspertiza/sanitarnaya_ekspertiza/poryadok_provedeniya_sanitarnoepidemiologicheskoj_ekspertizy/


Бесплатная юридическая консультация:

Этап — санитарно-эпидемиологическая экспертиза проектов

Практика ведения предупредительного санитарно-эпидемиологического надзора свидетельствует о том, что перед специалистами Госсанэпиднадзора возникают проблемные вопросы при рассмотрении проектной документации.

Заказчик не представляет в полном объеме материалы на объекты: отсутствуют данные по инженерным сетям, по расчетам тепла, водопотребления, технологии производства, мероприятия по защите от шума, расчеты инсоляции, расчеты выбросов загрязняющих веществ и т.д.

На втором этапе проводится санитарно-эпидемиологическая экспертиза проектных документов. Для проведения экспертизы проекта заказчик должен представить в органы санитарно-эпидемиологической службы документы:

— предпроектная и проектная документация, материалы, касающиеся объектов и подлежащих экспертизе;

— протоколы, чертежи, выкопировки из генерального плана и другие.


Бесплатная юридическая консультация:

Заказчик или проектная организация должны представить на экспертизу весь перечень проектных материалов согласно СНиП РК № 1. « Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство».

Рассмотрение рабочей документации следует начать с ознакомления с исходно-разрешительной документацией по строительству: постановлением или распоряжением органов исполнительной власти, градостроительным заключением (задание), договором аренды земельного участка или актом резервирования, заключениями по отводу земельного участка и ТЭО , пояснительной запиской по рабочему проекту. Основная задача при этом ознакомиться с основными параметрами строящегося объекта, установить наличие необходимой исходно-разрешительной документации и соответствие строящегося объекта согласованному ТЭО.

Далее следует ознакомиться с кратким содержанием пояснительной записки. Основное внимание следует уделить рассмотрению поэтажных планов строящегося объекта.

На плане этажа должны быть нанесены наименование помещений, их площадь, указана расстановка сантехнического обо­рудования, а в отдельных случаях — также технологического и вспомогательного оборудования.

Основные вопросы при рассмотрении поэтажных планов:


Бесплатная юридическая консультация:

— внутреннее функциональное зонирование помещений зда­ния;

— пересечение технологических потоков (грязных и чистых);

— достаточность площадей отдельных помещений;

— наличие вспомогательных помещений, необходимых для проведения основной деятельности (раздевальные, сантехнические помещения, буфеты или столовая и т. п.);

— обеспечение постоянных рабочих мест нормативными параметрами естественной освещенности и инсоляции;

— внутренняя отделка помещений;


Бесплатная юридическая консультация:

— обеспечение гигиенических параметров в помещениях с помощью архитектурных и конструктивных приемов и инженерного оборудования и др.

Затем переходят к рассмотрению раздела по инженерному оборудованию. Оценке подлежат системы отопления, вентиляции, кондиционирования, водоснабжения и канализования. Прежде всего, следует ознакомиться с техническими условиями, выданными городскими эксплуатирующими организациями, по обеспечению строящегося объекта водой, теплом, газом и т. п. Далее необходимо рассмотреть принципиальные схемы инже­нерных сетей. Следует обратить внимание на обеспеченность всех помещений необходимым инженерным оборудованием в соответствии с санитарными правилами. В пояснительной записке должны содержаться сведения о расчетных параметрах микроклимата в помещениях (с приложением этих расчетов), необходимо обратить внимание на возможность последующей санитарной обработки предлагаемых систем инженерного обеспечения в процессе эксплуатации здания.

По результатам рассмотрения проектной документации готовят заключение по форме № 303/у. Замечания должны быть четко сформулированы со ссылками на соответствующие нормативные документы. В заключении по проекту должны быть отражены проектные решения, имеющие гигиеническое значение, требования, регламентированные в санитарных правилах и нормах, гигиенических нормативах, ГОСТах и других доку­ментах по всем разделам проекта. Повторная экспертиза проводится в случаях изменения условий реализации объектов, подлежащих санитарно-эпидемиологической экспертизе, после доработки материалов по замечаниям проведенной ранее экспертизы.

Развитие народного хозяйства сопровождается созданием и широким внедрением новой техники и производственной технологии. В связи с этим возрастает значение предупредительного санитарного надзора на стадиях предварительной экспертизы и согласования новых технологических решений, нормативно-технической документации (НТД), оценки опытных образцов при их испытании и внедрении в практику.

Гигиеническая оценка новых технологических процессов и оборудования позволяет прогнозировать возможные неблагоприятные воздействия на стадии экспертизы и согласования НТД. Своевременное устранение выявленных недостатков дает возможность с наименьшими экономическими затратами обеспечить наибольшую гигиеническую эффективность.

Бесплатная юридическая консультация:

Юридической основой при проведении гигиенической экспертизы является

Кодекс Республики Казахстан « О здоровье народа и системе здравоохране-

ния» от 18 сентября 2009 года № 193-IV.

При проведении гигиенической экспертизы НТД в виде технического задания (ТЗ), технических условий (ТУ), ГОСТов » ОСТов особое внимание следует обращать на следующие вопросы:

— полноту и качество изложения норм и требований безопасности, содержащихся в действующих нормативах по гигиене и охране труда;


Бесплатная юридическая консультация:

— обеспечение требований по охране окружающей среды с учетом законодательства в этой области;

— метрологическое обеспечение требований в области безопасности труда.

Для согласования проектов ТУ организация-разработчик представляет следующие документы: проект ТУ; приемки опытного образца; эксплуатационные документы технологический паспорт, инструкции на эксплуатацию); согласованное и утвержденное ТЗ.

Работа по предупредительному санитарному надзору за внедрением новых технологических процессов, оборудования, мате­риалов подлежит обязательному учету. По окончании экспертизы выдают заключения.

Согласование проектов с выдачей предложений или заданий не допускается.


Бесплатная юридическая консультация:

В заключениях по результатам экспертизы проекта указывается – «согласован» или «отклонен».

Источник: http://studopedia.info/2-1588.html

Санитарно эпидемиологическая экспертиза проектной документации

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза

«НПП «ЭКОЗАЩИТА» оказывает услуги по получению позитивных заключений государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы относительно действующих объектов, продукции, материалов — в Госсанэпидслужбе Украины и ее территориальных подразделениях — согласно Закона Украины «Про обеспечение санитарного и эпидемиологического благополучия населения», а также услуги по проведению санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации в составе комплексной экспертизы согласно ст. 31 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности».

Сертифицированные согласно ст. 31 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» эксперты «НПП «ЭКОЗАЩИТА» — имеют большой опыт по подготовке документации для прохождения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы и опыт рассмотрения документации во время комплексной экспертизы (в части санитарно-эпидемиологической безопасности).

Отличное знание нормативной базы и наработанный годами методологический подход позволяют «НПП «ЭКОЗАЩИТА» выполнять проекты, отвечающие всем требованиям государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы.


Бесплатная юридическая консультация:

Государственная санитарно-эпидемиологическая экспертиза — это вид профессиональной деятельности органов государственной санитарно-эпидемиологической службы, которая заключается в комплексном изучении объектов экспертизы с целью выявления возможных опасных факторов в этих объектах, установлении соответствия объектов экспертизы требованиям санитарного законодательства, а в случае отсутствия соответствующих санитарных норм — в обосновании медицинских требований относительно безопасности объекта для здоровья и жизни человека.

Заключение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы — документ установленной формы, который удостоверяет соответствие (несоответствие) объекта государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы медицинским требованиям безопасности для здоровья и жизни человека, утверждается соответствующим главным государственным санитарным врачом и является обязательным для выполнения владельцем объекта экспертизы.

Объектами государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы являются: любая деятельность, технология, продукция и сырье, проекты нормативных документов, реализация (функционирование, использование) которых может вредно повлиять на здоровье человека, а также действующие объекты и действующие нормативные документы в случаях, когда их вредное влияние установлено в процессе функционирования (использования), а также в случае окончания установленного срока действия заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Санитарно-эпидемиологический сертификат (дальее — гигиенический сертификат) — разовый документ, выданный органами государственной санитарно-эпидемиологической службы, который подтверждает безопасность для здоровья и жизни человека отдельных видов товаров широкого потребления (пищевых продуктов и напитков, парфюмерно-косметических изделий, товаров детского ассортимента, изделий бытового назначения и тому подобное) на основании результатов проведенных санитарно-химических, токсикологических, физико-химических, радиологических, микробиологических и других исследований.

Основными заданиями государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы являются:


Бесплатная юридическая консультация:

обоснование необходимости применения требований санитарного законодательства к конкретному объекту экспертизы;

организация обследования, исследования объектов экспертизы и установления соответствия их требованиям санитарного законодательства Украины. В случае отсутствия санитарных норм — научное обоснование соответствующих требований относительно объектов экспертизы — определение показателей безопасности и условий безопасного использования с установлением гигиенических и эпидемиологических регламентов реализации, функционирования, транспортировки, утилизации или других аналогичных действий относительно объекта экспертизы, применения соответствующих показателей и их граничнодопустимих уровней, содержания, концентраций и тому подобное;

оценка эффективности, обоснованности, достаточности мероприятий по здравоохранению населения;

оценка возможного негативного влияния опасных факторов, связанных с деятельностью объектов экспертизы определения потенциального риска для здоровья населения;

подготовка объективных, обоснованных заключений государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы.


Бесплатная юридическая консультация:

Государственной санитарно-эпидемиологической экспертизе подлежат объекты, определенные в статье 11 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», если относительно них раньше не проводилась экспертиза и владелец объекта или уполномоченное им лицо не имеет действующего позитивного заключения на этот объект.

Запрещается использование или функционирование объектов экспертизы без наличия позитивного заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы.

В связи со вступлением в силу частями второй — пятой стать и 31 Закона Украины «О регул ировании градостроительной деятельности» (далее — Закон) и обращениями участников строительства относительно порядка проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов строительства «НПП «ЭКОЗАЩИТА» на своей странице предоставляет необходимые разъяснення относительно вопросов «санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации».

Постановлением Кабинета Министров Украины от 11.05.2011 №560 утвержден «Порядок утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы» (далее — Порядок). Также это постановление признает такими, которые потеряли действие, постановления Кабинета Министров Украины от 05.04.2006 №427 «Вопросы комплексной государственной экспертизы проектов строительства» и от 31.10.2007 №1269 «О порядке утверждения инвестиционных программ и проектов строительства и проведения их государственной экспертизы», которыми предусматривалось проведение комплексной государственной экспертизы проектов строительства и определения ее стоимости.

Закон и Порядок устанавливают процедуру проведения экспертизы проектов строительства экспертными организациями независимо от формы собственности, которые отвечают критериям, утвержденным приказом Минрегиона от 23.05.2011 №53 и зарегистрированным в Министерстве юстиции 16.06.2011 за №719/19457.


Бесплатная юридическая консультация:

Перечень экспертных организаций (далее — Перечень) формируется Министерством на основании обращений таких организаций о возможности обеспечить проведение экспертизы по соответствию ее критериям и оглашается на официальном сайте Минрегиона (www.minregionbud.gov.ua) в рубрике «Строительство» (раздел «Ценообразование, экспертиза и контроль стоимости в строительстве», подразделение «Экспертиза»).

Критериями определенно, что в составе экспертных организаций, которые планируют проводить экспертизу проектов строительства, должны работать специалисты, которые получили высшее образование по образовательно-квалификационному уровню специалиста или магистра за соответствующим направлением, имеют стаж работы по специальности не меньше чем три года, или не получили такого образования, но имеют стаж работы в сфере градостроительства за соответствующим направлением экспертизы не менее, чем десять лет. На работу в экспертных организациях привлекаются как на основании трудовых, так и гражданско-правовых договоров, эксперты, которые осуществляют экспертизу по вопросам санитарного и эпидемиологического благополучия населения, экологии, которые прошли профессиональную аттестацию и получили соответствующий квалификационный сертификат.

Специалисты «НПП «ЭКОЗАЩИТА» прошли профессиональную аттестацию и получили такие сертификаты (на осуществление экспертизы по вопросам санитарного и эпидемиологического благополучия населения и экологии ) одними из первых в Украине.

Порядок проведения профессиональной аттестации ответственных исполнителей, в частности экспертов, отдельных видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 23.05.2011 №554. В соответствии с пунктом 5 отмеченного порядка при проведении Минрегионом профессиональной аттестации экспертов привлекаются представители соответствующих центральных органов исполнительной власти (в данном случае — Минприроды Украины и Госсанэпидслужбы Украины).

При отсутствии в штате экспертной организации сертифицированных экспертов за отдельными направлениями экспертизы (по вопросам санитарного и эпидемиологического благополучия населения, экологии), которые являются обязательным условием за статьей 31 Закона, Минрегион находит возможным при проведении экспертизы проектов строительства объектов ІV и V категории сложности, исходя из назначения объектов и в случае необходимости, обращаться за получением консультаций по отмеченным вопросам к физическим лицам, научным и научно-исследовательским учреждениям, которые имеют соответствующие полномочия и опыт работы.

Функции такого научно-исследовательского учреждения выполняет и «Научно-производственное предприятие «ЭКОЗАЩИТА», имея в своем штате высококвалифицированных и опытных экспертов с большим стажем проведения экспертизы проектной документации (по вопросам санитарного и эпидемиологического благополучия населения и экологии).


Бесплатная юридическая консультация:

По Закону и Порядку, обязательной экспертизе подлежат проекты строительства объектов, которые:

принадлежат к IV и V категорий сложности, в зависимости от назначения объекта, — относительно соблюдения нормативов по вопросам санитарного и эпидемиологического благополучия населения, экологии, охраны труда, энергосбережения, пожарной, техногенной, ядерной и радиационной безопасности, прочности, надежности и долговечности;

сооружаются на территориях со сложными инженерно-геологическими и техногенными условиями, — в части прочности, надежности и долговечности;

сооружаются с привлечением бюджетных средств, — относительно сметной части проектной документации.

Не подлежат обязательной экспертизе проекты строительства объектов I — III категорий сложности (только – по добровольному решению Заказчика).


Бесплатная юридическая консультация:

По решению Заказчика строительства может проводиться также экспертиза других проектов строительства и отдельных разделов проектной документации.

По результатам проведенной экспертизы проектной документации, или ее составной части (например — материалов ОВОС), экспертная организация предоставляет заказчику письменный отчет.

Ответственность за соблюдение законодательства по вопросам осуществления экспертизы проекта строительства несут заказчик экспертизы и экспертная организация.

Имея многолетний опыт и соответствующую квалификацию, руководствуясь требованиями ч. 2 ст. 31 ЗУ «О регулировании градостроительной деятельности» и абз.5 п. 10 «Порядка утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы», утв. приказом Минрегиона №560 от 11.05.2011г. (с изменениями от 17.10.2013г., утв. постановлением КМУ №759 «О внесении изменений в Порядок утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы») сертифицированные эксперты «НПП «ЭКОЗАЩИТА» поведут санитарно-эпидемиологическую экспертизу проектной документации Вашего проекта согласно Вашей заявки.

Предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг «НПП «ЭКОЗАЩИТА», в который входит подготовка и подача в Госсанэпидслужбу Украины комплекта документов для прохождения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы, и его сопровождение до получения положительного заключения.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://ecozahist.com.ua/ru/sanitarno-epidemiologicheskaya-ekspertiza/

Приказ 776 О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 ноября 2005 г. N 776

О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации

В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» («Собрание законодательства Российской Федерации», 1999, N 14, ст. 1650), Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. N»О защите прав потребителей» («Собрание законодательства Российской Федерации», 15.01.1996, N 3, ст. 140), от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведения * государственного надзора (контроля)» («Собрание законодательства Российской Федерации», 13.08.2001, N 33 (часть I, ст. 3436), постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 N 569 «О положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора» («Российская газета», N 213, 23.09.2005) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, приказываю:

1.1. Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок ( приложение N 1).

1.2. Положение о реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации ( приложение N 2).


Бесплатная юридическая консультация:

2. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществлять выдачу санитарно-эпидемиологических заключений на продукцию, подлежащую санитарно-эпидемиологической экспертизе с целью выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, согласно приложению N 3.

3. Осуществлять выдачу санитарно-эпидемиологических заключений:

3.1. На виды деятельности (работы, услуги), подлежащие санитарно-эпидемиологической экспертизе согласно приложению N 4;

3.2. На продукцию, подлежащую санитарно-эпидемиологической экспертизе с целью выдачи санитарно-эпидемиологических заключений согласно приложению N 5.

4. Установить, что с 1 января 2006 года:


Бесплатная юридическая консультация:

4.1. Выдачу санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию в субъектах Российской Федерации осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы по субъектам Российской Федерации.

4.2. Выдачу санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию, предназначенные для использования на объектах железнодорожного транспорта общего пользования, осуществляет Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту.

4.3. Выдачу санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию, предназначенные для использования на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях осуществляют структурные подразделения и федеральные государственные учреждения федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающие государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях. Действие указанных санитарно-эпидемиологических заключений распространяется только на поднадзорные им территории и объекты.

4.4. Санитарно-эпидемиологические заключения на продукцию, поступающую для таможенного оформления в субъект Российской Федерации, выдаются территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека соответствующего субъекта Российской Федерации.

4.5. Санитарно-эпидемиологические заключения на виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию, выданные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами по субъектам Российской Федерации, действительны на всей территории Российской Федерации.


Бесплатная юридическая консультация:

4.6. Санитарно-эпидемиологические заключения на объекты железнодорожного транспорта общего пользования и продукцию, производимую на объектах железнодорожного транспорта общего пользования, выдаваемые Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту, действительны на всей территории Российской Федерации.

4.7. Санитарно-эпидемиологические заключения на продукцию, производимую на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях, выдаваемые структурными подразделениями и федеральными государственными учреждениями федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях, действительны на всей территории Российской Федерации.

5. Возложить на федеральные государственные учреждения — центры гигиены и эпидемиологии проведение организационно-технических мероприятий, связанных с оформлением санитарно-эпидемиологических заключений.

6.1. ФГУЗ «Информационно-методический центр «Экспертиза» Роспотребнадзора:

6.1.1. Проведение организационно-технических мероприятий, связанных с санитарно-эпидемиологической экспертизой в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

6.1.2. Оформление проектов санитарно-эпидемиологических заключений для Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

6.1.3. Ведение реестра санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) продукции государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

6.1.4. Организацию изготовления, распространение для нужд органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека бланков свидетельств о государственной регистрации, санитарно-эпидемиологических заключений, имеющих установленные степени защиты;

6.1.5. Подготовку форм документов, необходимых для организации и осуществления работ по санитарно-эпидемиологической экспертизе.

6.2. ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора — разработку предложений о номенклатуре продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологической экспертизе;

7. Считать утратившим силу приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 25.01.2005 N 101 «О порядке проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок» (зарегистрирован Минюстом России 03.03.2005 N 6381).

8. Управлению юридического обеспечения деятельности в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека подготовить и внести в Минздравсоцразвития России проект приказа Минздравсоцразвития России об отмене приказов Минздрава России от 15.08.2001 N 325 «О санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции» (зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2001 г. N 2978), от 15.08.2001 N 326 «О порядке проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок» (зарегистрирован в * Минюстом России 25 октября 2001 г. N 2989).

9. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы Н.В. Шестопалова.

Руководитель Г.Г. Онищенко

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 декабря 2005 г.

Регистрационный N 7245

Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок

I. Общие положения

II. Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (далее — Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Порядок устанавливает требования к организации и проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок объектов хозяйственной и иной деятельности, работ, услуг, продукции, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации.

2. В настоящем порядке используются следующие термины и определения:

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза — деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов, структурных подразделений и федеральных государственных учреждений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности (далее — органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор), федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций аккредитованных в установленном порядке по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьями 12, 13,, 40 и 41 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам:

Санитарно-эпидемиологическое расследование — деятельность органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

Санитарно-эпидемиологическое обследование — деятельность органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии, других организаций аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспорта, технологического оборудования, технологических процессов, рабочих мест;

Санитарно-эпидемиологическое исследование — деятельность федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по определению свойств исследуемого объекта, его качественных и количественных характеристик, а также по установлению причинно-следственных связей между факторами среды обитания и здоровьем населения с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений;

Санитарно-эпидемиологическое испытание — установление соответствия (несоответствия) характеристик испытываемого объекта требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов федеральными государственными учреждениями здравоохранения — центрами гигиены и эпидемиологии, другими организациями, аккредитованными в установленном порядке;

Санитарно-эпидемиологическая оценка — действия органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии, других организаций, аккредитованных в установленном порядке по установлению вредного воздействия на человека факторов среды обитания, определению степени этого воздействия и прогнозированию санитарно-эпидемиологической обстановки;

Санитарно-эпидемиологическое заключение — документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие), государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации;

Экспертное заключение — документ, выдаваемый федеральными государственными учреждениями здравоохранения — центрами гигиены и эпидемиологии, другими организациями, аккредитованными в установленном порядке, экспертами, подтверждающий проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок в соответствии с техническими регламентами, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, с использованием методов и методик, утвержденных в установленном порядке, и содержащий обоснованные заключения о соответствии (несоответствии) предмета санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, техническим регламентам.

Акт расследования (обследования) — документ, удостоверяющий факт проведенного расследования (обследования), содержащий данные:

о выявленных в ходе расследования причинах и условиях возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

об установленном в ходе обследования соответствии (несоответствии) требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспорта, технологического оборудования, технологических процессов, рабочих мест.

Протокол исследования, испытания — документ, удостоверяющий факт проведения исследования, испытания, содержащий порядок их проведения и полученные результаты.

Метод исследований (испытаний) и измерений — правила применения определенных принципов и средств исследований, испытаний и измерений.

Методика исследований (испытаний) и измерений — организационно-методический документ, включающий метод исследований, испытаний и измерений, средства и условия испытаний, отбор проб, алгоритмы выполнения операций по определению одной или нескольких взаимосвязанных характеристик свойств объекта, формы представления данных и оценивания точности, достоверности результатов, требования техники безопасности и охраны окружающей среды.

3. Право подписи санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам продукции, видов деятельности, работ, услуг, имеют главные государственные санитарные врачи, их заместители.

4. Для санитарно-эпидемиологической экспертизы могут привлекаться научно-исследовательские и иные организации, аккредитованные в установленном порядке.

II. Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок

5. Основаниями для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок могут быть:

— предписания главных государственных санитарных врачей (их заместителей), выдаваемые на основании подпункта 4 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

— распоряжения (приказы) руководителей органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

— заявления, поданные гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами (далее — заявители).

Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок могут проводиться по решениям правоохранительных и судебных органов, а также по обращениям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

6. На безвозмездной основе федеральными государственными учреждениями здравоохранения — центрами гигиены и эпидемиологии осуществляется проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок по предписаниям, распоряжениям, приказам Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов в целях:

— осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

— проведения расследований причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека;

— обеспечения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при чрезвычайных ситуациях, которые могут привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей и (или) оказать негативное воздействие на среду обитания;

— принятия мер в связи с поступающими жалобами граждан;

— выполнения решений правоохранительных и судебных органов, обращений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

7. Проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок по заявлению граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, осуществляется на договорной основе.

8. При проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований. испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок необходимо руководствоваться техническими регламентами, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и использовать методы, методики выполнения измерений и типы средств измерений, утвержденные в установленном порядке.

9. Срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз по заявлению гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать двух месяцев.

10. Номенклатура и объем санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок определяется целями, задачами, предметом мероприятий по контролю и сроками, установленными распоряжением о проведении контрольных мероприятий.

11. Результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок оформляются в виде экспертного заключения, протокола исследований (испытаний); подписываются исполнителем и утверждаются руководителями (заместителями руководителей) проводивших экспертизы, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок федеральных государственных научно-исследовательских учреждений, центров гигиены и эпидемиологии и других организаций, аккредитованных в установленном порядке.

12. Претензии и споры, возникшие между заявителем и организацией, проводившей санитарно-эпидемиологической * экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Санитарно-эпидемиологической экспертизе подлежат:

— отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека, производимые в Российской Федерации при постановке на производство, при изменении состава, комплектации, конструкции, технологического процесса производства, при изменении нормативной или технической документации на продукцию;

— отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека, ввозимые на территорию Российской Федерации;

— отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека, при истечении срока действия ранее выданного заключения, свидетельства о государственной регистрации;

— отдельные виды деятельности (работы, услуги), представляющие потенциальную опасность для человека.

14. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза включает:

— прием и регистрацию заявки на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции;

— определение необходимого объема санитарно-эпидемиологической экспертизы;

— оформление договора на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы;

— проведение экспертизы документации;

— проведение лабораторных и инструментальных исследований и испытаний;

— принятие решения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции;

— обследование объекта, осуществляемое по предписаниям, распоряжениям, приказам Федеральной службы, ее территориальных органов;

— выдачу санитарно-эпидемиологического заключения и внесение его в реестр санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации.

15. Для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции заявитель представляет следующие документы:

Для отечественной продукции:

— нормативные и/или технические документы (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и др.) на продукцию, согласованные в установленном порядке, или нормативные и/или технические документы (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и др.), ранее не согласованные, по которым предполагается осуществлять промышленное изготовление продукции;

— санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии технических документов требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (при их наличии);

— санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий производства требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (при необходимости);

— протоколы испытаний продукции (при их наличии);

— другие документы, подтверждающие безопасность продукции;

— образцы продукции, необходимые для санитарно-эпидемиологической экспертизы;

— потребительская (или тарная) этикетка (для продукции, подлежащей обязательной маркировке, — образцы или макеты этикеток);

— акт отбора образцов продукции, поступившей на санитарно-эпидемиологическую экспертизу;

— копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Для импортной продукции:

— документы от организации-изготовителя, по которым осуществляется изготовление импортной продукции;

— документы, выданные уполномоченными органами страны происхождения продукции, подтверждающие ее безопасность для человека;

— протоколы испытаний (исследований) продукции (при их наличии);

— образцы продукции в количестве, необходимом для санитарно-эпидемиологической экспертизы;

— акт отбора образцов продукции, поступившей на санитарно-эпидемиологическую экспертизу;

— потребительская (или тарная) этикетка (для продукции, подлежащей обязательной маркировке, — образцы или макеты этикеток);

— техническое описание продукции с указанием условий применения (использования), другие нормативные и технические документы о составе и условиях применения;

— копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (если заявитель не является изготовителем);

— контракт (договор) или сведения о контракте (договоре) на поставку продукции (при необходимости).

16. Документы на иностранных языках, предоставляемые для цели проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы должны быть переведены на русский язык, копии документов и их переводы должны быть заверены в установленном порядке.

17. Для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации заявитель представляет заявление и проектную документацию с ее обоснованием.

18. Решение о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по материалам надзора (контроля) принимается главными государственными санитарными врачами (их заместителями).

19. Для проведения экспертизы видов деятельности (работ, услуг) заявитель представляет следующие документы:

— для действующего объекта — заявление;

— для вновь вводимого объекта — заявление и копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, копию документа на право пользования помещением (договор аренды, свидетельство о праве собственности и др.).

20. Срок действия санитарно-эпидемиологического заключения составляет:

на продукцию — пять лет;

на опытную партию продукции — до одного года;

на виды деятельности, работы услуги — бессрочно за исключением временных и сезонных работ;

на проектную документацию — бессрочно, либо на конкретный срок в случае обоснованной необходимости.

Положение о реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации

1. Настоящее положение устанавливает порядок ведения реестра санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (далее — Реестр).

2. Реестр ведется органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

3. Реестр ведется в целях информирования потребителей, производителей и поставщиков продукции, работ, услуг, населения о продукции, работах, услугах, проектной документации, прошедших санитарно-эпидемиологическую экспертизу в органах и учреждениях, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

4. Реестр ведется в форме электронной базы данных, защищенной от повреждения и несанкционированного доступа, а также ежегодного издания на бумажных и магнитных носителях.

5. Ведение Реестра осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения, обеспечивающего хранение и обмен информацией.

6. Реестр санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) продукции требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов ведется федеральным государственным учреждением здравоохранения «Информационно-методический центр «Экспертиза» на основе информации, предоставляемой органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

7. Сведения реестра являются общедоступными, и размещаются на еженедельно обновляемом специализированном поисковом сервере в сети Интернет.

8. Органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор представляют заинтересованным лицам сведения, содержащиеся в реестре.

Продукция, подлежащая санитарно-эпидемиологической экспертизе с целью выдачи санитарно-эпидемиологических заключений в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

1. Учебные издания для общего и начального профессионального образования с грифом Минобразования России.

2. Парфюмерные и косметические средства:

кремы, маски, пилинги, бальзамы для волос, предназначенные для профессионального использования в косметических и косметологических учреждениях, парикмахерских, салонах;

средства для загара без солнца, средства для отбеливания кожи, средства для нанесения рисунков на кожу без инъекционного воздействия; парфюмерно-косметические средства для интимных органов;

средства индивидуальной защиты кожи от воздействия вредных факторов (мази, кремы, пасты и др.) для использования на производстве;

средства по уходу за волосами красящие (кроме оттеночных шампуней);

средства для химической завивки волос;

3. Реагенты, используемые для подготовки питьевой воды.

4. Бытовые устройства, предназначенные для доочистки питьевой воды.

5. Оборудование, агрегаты для коллективной защиты, материалы для изготовления вентиляционных систем, ионизаторы.

6. Медицинская техника, инструменты и гигиенические средства, в том числе физиотерапевтическое, диагностическое и лечебное оборудование.

7. Продукция, содержащая источники ионизирующего излучения, в том числе генерирующего, предназначенная для серийного производства, или при использовании новых технологий. Отходы производства, содержащие естественные или искусственные радионуклиды, используемые в качестве строительных материалов, удобрений или в иных целях.

8. Новые материалы, используемые в практике питьевого водоснабжения.

9. Пестициды и агрохимикаты.

Отдельные виды деятельности (работ, услуг), подлежащие санитарно-эпидемиологической экспертизе

Наименование хозяйственной и иной деятельности (работ, услуг)

Источник: http://znaytovar.ru/gost/2/Prikaz_776_O_sanitarnoepidemio.html

Published by admin