Система защиты прав потребителей

б. СИСТЕМА ОРГАНОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ


Бесплатная юридическая консультация:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Законодательство Российской Федерации призвано защищать потребителей от недобросовестных действий продавцов в соответствии с Законом о защите прав потребителей.

Оглавление:

На основании действующих положений Закона исполнение данного нормативного правового акта возлагается на следующие структуры:

  • • органы Роспотребнадзора;
  • • Прокуратуру РФ;
  • • судебные органы, органы надзора (мировые судьи, районные суды, органы федеральной службы судебных приставов);
  • • общественные организации как регионального, так и государственного характера;
  • • органы исполнительной власти и местного самоуправления. Государственные органы не только наделены правом привлекать

правонарушителей к ответственности, но и осуществляют контроль по защите прав и интересов потребителей.

В соответствии со ст. 40 Закона о защите прав потребителей федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством РФ.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Роспотребнадзор образован в соответствии с Указом Президента РФ в 2004 г. Ему передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации.


Бесплатная юридическая консультация:

Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность согласно постановлению Правительства РФ «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»’ и на основании Положения, утвержденного постанов-

См.: постановление Правительства РФ от 06.04.2004 № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека» // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1446.

лением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» 1 .

Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.


Бесплатная юридическая консультация:

В Роспотребнадзоре образовано большое количество территориальных управлений, центров гигиены и эпидемиологии, научно-исследовательских институтов, противочумных станций и организаций дезинфекционного профиля.

Специалисты Роспотребнадзора осуществляют санитарно-карантинный контроль в 285 пунктах пропуска, в том числе 102 на автомобильном транспорте, 67 в аэропортах, 64 морских, 13 речных, 39 на пограничных железнодорожных станциях. Всего в органах и организациях Роспотребнадзора работает около 110 тысяч специалистов.

  • • центральный аппарат;
  • • управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации (Приложение 1 С^>);
  • • центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации (Приложение 2 );
  • • научно-исследовательские институты (Приложение 3 СС2>);
  • • противочумные учреждения (Приложение 4 Сш2>);
  • • санэпидслужбы министерств и ведомств (Приложение 5 ).

Функции Роспотребнадзора. В первую очередь надзору подлежат

все организации и индивидуальные предприниматели, которые оказывают услуги в сфере общественного питания (рестораны, кафе, закусочные и т.п.), предприятия, занимающиеся реализа-

См.: постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2899.


Бесплатная юридическая консультация:

цией продуктов питания и напитков (киоски, ларьки, магазины, супермаркеты и т.п.), а также все организации, оказывающие медицинские услуги (больницы, лаборатории, поликлиники, родильные дома, частные клиники, санатории).

Кроме того, Роспотребнадзор также проверяет управляющие организации сферы жилищно-коммунального хозяйства, хостелы, гостиницы, прачечные, химчистки, аптеки, бани, бассейны, сауны и т.п.

  • • защита прав граждан, приобретающих работы, товары, услуги на территории Российской Федерации;
  • • контроль над соблюдением эпидемиологических и санитарных правил и нормативов со стороны производителей и продавцов благ населению;
  • • проведение проверок физических и юридических лиц;
  • • организация контрольных пунктов для проверки импортных товаров;
  • • изучение вирусов и бактерий;
  • • введение и прекращение карантина в случае надобности;
  • • профилактика инфекций;
  • • выявление причин и принятие всевозможных мер для устранения эпидемий;
  • • разработка предложений по улучшению благосостояния и здоровья населения;
  • • лицензирование некоторых видов деятельности;
  • • регистрация товаров, впервые ввозимых в Россию, и товаров, которые несут возможную опасность для здоровья человека.

Все функции Роспотребнадзора направлены на защиту и охрану

Обязанности Роспотребнадзора. Федеральная служба обязана проверять все физические и юридические лица, которые занимаются производством или продажей. Осуществляются документарные и выездные проверки.

Приказом Роспотребнадзора «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров» [1] утвержден Административный регламент по проведению проверок.


Бесплатная юридическая консультация:

Административным регламентом предусмотрены сроки и порядок административных процедур и административных действий, которые осуществляются должностными лицами Роспотребнадзора.

Для реализации своих функций федеральная служба имеет определенные полномочия. Так, при проведении проверки должностные лица Роспотребнадзора вправе: беспрепятственно проверять выполнение лицами, подлежащими проверке, обязательных требований; требовать представления документов, информации, образцов продукции и т.п.; привлекать к проведению выездной проверки экспертов, посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий и т.п. (постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»).

Плановые проверки должны проводиться в соответствии с планом, который представлен на официальном сайте Роспотребнадзора.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. В некоторых учреждениях такие проверки проводятся чаще, например, в бюджетных учреждениях в сфере здравоохранения, образования и т.д. Конкретный перечень таких видов деятельности установлен постановлением Правительства РФ «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» [2] .

Проверка должна осуществляться на основании распоряжения (приказа) руководителя либо его заместителя. Заверенные печатью распоряжения вручаются под подпись руководителю юридического лица (представителю) или индивидуальному предпринимателю. При проведении проверки сотрудники обязаны предъявить служебные удостоверения.


Бесплатная юридическая консультация:

Существуют и внеплановые проверки, которые проводятся на основании заявлений, жалоб потребителей или государственных органов. При проведении внеплановой проверки обязательно указываются предмет и основания проверки, а в случае если она вызвана жалобой, указываются конкретные нарушения, вызвавшие жалобу.

Для того чтобы провести внеплановую проверку, должны быть основания. Их перечень установлен в ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [3] :

  • 1. Истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения (повторные проверки).
  • 2. Поступление обращений и заявлений о фактах возникновения угрозы или причинения вреда жизни или здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства.
  • 3. Жалобы граждан на нарушения их прав и законных интересов действиями компаний и (или) предпринимателей.

В случае если сообщение о нарушении является анонимным, организацию проверять не будут (ч. 3 ст. 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»),

О проведении плановой проверки Роспотребнадзор уведомляет не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Это делается в том числе и посредством направления копии распоряжения о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. О проведении внеплановой выездной проверки уведомляют не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.

Предварительного уведомления не требуется, если в результате деятельности организации или индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации.


Бесплатная юридическая консультация:

Проверяющие Роспотребнадзора составляют заключение о проведенной проверке в письменном виде. В процессе ее проведения составляются различные протоколы и акты. При выявлении нарушений Роспотребнадзор выдает предписания об их устранении, выполнение которых подлежит обязательному контролю со стороны учреждения. Роспотребнадзор наделен правом применять штрафные санкции в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. Выносится постановление, которое можно оспорить в мировом и арбитражном суде, если у оштрафованного имеются веские доказательства.

Следует отметить, что внеплановые проверки (за исключением проводимых в целях установления причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений) подлежат согласованию с органами прокуратуры.

Прокуратура РФ. Органы прокуратуры рассматривают дела, связанные с нарушением прав граждан в области защиты прав потребителей.

Прокуроры с привлечением специалистов органов контроля выявляют и пресекают многочисленные нарушения:

  • • на предприятиях пищевой промышленности и в продовольственных торговых сетях в отношении продажи продуктов питания с истекшим сроком годности и без подтверждающих их качество документов, нарушения правил продажи алкогольной продукции, несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований продавцами и т.д.;
  • • в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Например, за превышение установленных перерывов в горячем водоснабжении жителей многоквартирных домов, возникших из-за длительности ремонта трубопровода; в случае неправомерного взимания с граждан денежных средств за принятие на баланс индивидуальных приборов учета воды, их платной опломбировки;
  • • в сфере потребительского кредитования, когда заемщики, не обладающие необходимой правовой грамотностью, ставятся кредитными организациями в заведомо невыгодное положение путем навязывания им кабальных условий договоров, различных дополнительных услуг;
  • • оказания услуг, в том числе нарушения прав потребителей операторами услуг почтовой связи.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления. В соответствии со ст. 44 Закона о защите прав потребителей потребители в целях защиты своих прав и интересов вправе обратиться в органы местного самоуправления.

Бесплатная юридическая консультация:

В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления:

  • • рассматривают письменные и устные обращения и заявления потребителей;
  • • консультируют их по вопросам защиты прав потребителей;
  • • оказывают помощь потребителям в восстановлении нарушенных прав, в том числе и при составлении исков в суды;
  • • анализируют договоры, заключаемые продавцами (изготовителями, исполнителями) с потребителями, с целью выявления условий, ущемляющих права потребителей;
  • • обращаются в суды за защитой прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Если будут установлены факты продажи товаров ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, органы муниципальной власти вправе направить полученные материалы в территориальное управление Роспотребнадзора. Управление в сфере потребительского рынка осуществляют также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В частности, в Москве непосредственное управление в рассматриваемой сфере осуществляет Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы, который является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным правительству Москвы, обеспечивающим проведение политики города Москвы в сфере розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.

Общественная защита прав потребителей. Помимо государственных органов определенными полномочиями наделены общественные организации. Такие организации создаются самими гражданами. При этом защита прав потребителя данными организациями не стеснена наличием каких-либо инструкций, сроками и др. Для создания такой организации требуется осуществить процедуру регистрации общественного объединения в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» 1 .

В рамках общественных объединений возможно участвовать в разработке обязательных требований и осуществлять обще-

См.: Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.


Бесплатная юридическая консультация:

ственный контроль за соблюдением прав потребителей. Такие организации наделены правом проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров, проверять соответствие заявленных продавцами свойств товара фактическим, выступать в суде с защитой прав как конкретного лица, так и неопределенного круга лиц.

Общество защиты прав потребителей приоритетной задачей ставит защиту законных интересов физических лиц и организаций при их участии в судебных делах и досудебном урегулировании споров.

Цель Общества — оказать помощь потребителям в следующих вопросах:

  • • приобретение товара, работы, услуги надлежащего качества;
  • • обеспечение исчерпывающими и достоверными данными о товаре, производителе;
  • • толкование и ознакомление потребителей с их правами.

Для достижения поставленных целей Общество, руководствуясь Законом о защите прав потребителей, занимается:

  • • оказанием услуг по осуществлению юридически значимых действий, в том числе составлении претензий, жалоб или исков, представление интересов в суде;
  • • проведением анализа договоров;
  • • проведением независимой экспертизы как по запросу потребителя, так и по собственной инициативе. В результате проведенной экспертизы специалисты Общества составляют и выдают заказчику экспертное заключение;
  • • сбором и обработкой информации о причинении урона имуществу, вреда здоровью или угрозе жизни потребителей. Кроме того, специалисты Общества оповещают о выявленных нарушениях компетентные органы, которые призваны контролировать безопасность и качество товаров и услуг, а также принимают все возможные меры по защите законных прав потребителей;
  • • проведением обучающих и просвещающих конференций в области защиты прав потребителей;
  • • оказанием консультационных услуг населению и организациям по вопросам осуществления их гражданских прав, практического применения нормативно-правовых актов по защите прав потребителей.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). Одной из сфер деятельности ФАС России является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Законом о рекламе.


Бесплатная юридическая консультация:

Государственный контроль в сфере рекламы предотвращает распространение ненадлежащей рекламы, которая способна нанести вред здоровью граждан. Также ФАС России наделена правом привлекать виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

Кроме того, ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции.

  • [1] См.: приказ Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров» // РГ. 2012. 19 сент.
  • [2] См.: постановление Правительства РФ от 23.11.2009. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» // СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5824.
  • [3] См.: Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. I). Ст. 6249.

Источник: http://studref.com/326611/pravo/sistema_organov_zaschity_prav_potrebiteley

Органы защиты прав потребителей

Для чего нужны органы защиты прав потребителей? Какие у них функции? Какой из них выбрать для защиты своих прав? Давайте разберемся с этими вопросами подробнее.

Пристальное внимание со стороны государства к обеспечению защиты прав наиболее уязвимой стороны договора купли-продажи, реализации предоставленных прав подразумевает наличие системы органов защиты прав потребителя. Речь идет, прежде всего, о государственных органах защиты прав потребителей и об общественном контроле за соблюдением таких прав.

Система органов защиты прав потребителя

Сюда относятся федеральные органы власти, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Куда обращаться в случае необходимости разъяснения прав потребителя, за защитой нарушенного права — зависит от вашего решения и того результата, которого вы хотите достичь.


Бесплатная юридическая консультация:

Роспотребнадзор как орган защиты прав потребителей

Наиболее популярный орган защиты прав потребителя – Роспотребнадзор. Именно сотрудники этого ведомства могут провести проверку в организации, нарушившей права или не захотевшей в добровольном порядке урегулировать конфликт, и привлечь продавца к ответственности (наложить штраф, или приостановить деятельность).

Обращаться в Роспотребнадзор имеет смысл при любом возникшем споре, когда продавец грубо нарушает условия продажи товара и это сложно зафиксировать. Органы Роспотребнадзора есть в каждом субъекте России, они уполномочены давать разъяснения по действующему законодательству и порядку защиты прав.

Недостатком является, как правило, месячный срок рассмотрения письменного обращения. Но так как именно этот орган государственной власти наделен наиболее обширными полномочиями по контролю за реализацией прав потребителя, имеет смысл туда обратиться в случае, если обнаружены опасные товары, если продавец неоднократно нарушает права, если необходимо приостановить действие лицензии продавца.

В органы субъектов Российской Федерации обращаться можно, но, как правило, поступившее обращение потребителя перенаправляется для рассмотрения в Управление Роспотребнадзора, что приводит только к увеличению временного промежутка рассмотрения жалобы.

Органы местного самоуправления по защите прав потребителя

Органы местного самоуправления для защиты прав потребителя могут образовать специальные отделы, в рамках функционирования которых осуществляется консультирование граждан, рассмотрение жалоб, но в суде представлять Ваши интересы или организовывать проведение проверок они уже не могут. Однако они обладают правом обратиться в суд за защитой прав потребителей неопределенного круга лиц. В селах защиту прав помогут осуществить специальные уполномоченные, которые назначаются главой сельской администрации.


Бесплатная юридическая консультация:

Если Вы хотите получить консультацию о порядке действий или методическую помощь при подготовке претензии, в органах местного самоуправления окажут необходимую юридическую помощь. Обращайтесь в местную администрацию с заявлением или приходите на личный прием.

Общественная защита прав потребителей

На помощь органам государственной власти по защите прав потребителей приходят общественные органы, то есть созданные самими гражданами организации, которые наделены определенными полномочиями.

При этом защита прав потребителя такими организациями не стеснена наличием каких-либо инструкций, сроками и др. Для создания такой организации требуется осуществить процедуру регистрации общественного объединения в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1985 № 85-ФЗ.

В рамках общественных объединений возможно участвовать в разработке обязательных требований и осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей.

Такие организации наделены правом проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров, проверять соответствие заявленных продавцами свойств товара фактическим, выступать в суде как с защитой прав конкретного лица, так и неопределенного круга лиц.


Бесплатная юридическая консультация:

Если вы обратитесь в общественный орган за защитой своих прав как потребитель, есть вероятность, что получите самую действенную помощь. Поскольку работающие там люди, обычно заинтересованно относятся к своей работе и нацелены на конкретный результат. По крайней мере, здесь Вас обязательно выслушают и дадут полезные советы, как поступать дальше.

Суд, как орган защиты прав потребителей

Как правило, в суд за защитой своих прав потребители обращаются в последнюю очередь, когда исчерпаны другие способы. Суд, как орган защиты прав, является наиболее действенной инстанцией. Принятое судом решение обязательно для ответчика, он должен будет его исполнить в любом случае. Если решение суда не исполняется, возможно его принудительное исполнение (ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Вместе с тем в суд нужно прийти подготовленным. На руках должны быть доказательства, направлена и вручена претензия потребителя, составлено исковое заявление о защите прав потребителя. Истец должен быть готовым представить необходимые доказательства. Обращение в суд может повлечь материальные затраты. Если суд откажет в иске – больше никаких претензий к продавцу вы не предъявите.

Помощь юриста по делам о защите прав потребителя

Потребитель имеет большие возможности как самостоятельно защищать свои права, так и обратившись в любую из перечисленных организаций. Самостоятельное обращение влечет необходимость самостоятельного изучения законодательства, подготовку необходимых документов, затраты времени и сил.

В сложных ситуациях рекомендуем обращаться к юристам для защиты своих прав. При обращении в суд понесенные на привлеченного юриста расходы можно будет взыскать.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://iskiplus.ru/organy-zashhity-prav-potrebitelej/

Система защиты прав потребителей фармацевтической помощи

Курсовая работа — пример

Содержание

Введение 3 Глава 1 Особенности и правовое регулирование статуса потребителя фармацевтической помощи 5 1.1.Понятие и особенности статуса потребителя фармацевтической помощи 5 1.2. Правовое регулирование защиты прав потребителей фармацевтической помощи 10 Глава 2 Права, обязанности и ответственность сторон при оказании фармацевтической помощи 14 2.1.Права и обязанности сторон при оказании фармацевтической помощи 14 2.2. Ответственность сторон при оказании фармацевтической помощи 18 Заключение 26 Литература и нормативный материал 28

Введение

Актуальность темы исследования системы защиты прав потребителей фармацевтической помощи, определяется тем, что, во-первых, право на медицинскую помощь и на охрану здоровья является конституционным правом человека; во-вторых, проблема защиты прав потребителей, как наиболее слабой стороны договора купли-продажи и распространенностью последнего, является крайне актуальной. Защита прав лица, участвующего в качестве потребителя в такой специфической сфере как получения фармацевтической помощи, имеет как теоретическое, так и практическое значение. В теоретическом плане анализ данной темы представляет интерес в связи с тем, что законодатель не выделяет данные отношения как вид договора купли-продажи, несмотря на то, что он имеет существенные специфические черты. В практическом плане, данная тема актуальна в связи со спецификой регулирования, особенностями оборота лекарственных средств, существованием рецептурного и безрецептурного отпуска и т.д. Проблемы правового регулирования договора розничной купли-продажи исследовались правоведами как дореволюционного, так и советского периода. В современных рыночных условиях проблемам прав потребителя уделяют внимание такие авторы как М.А. Шлотгауэр, С.А. Никишина, А.В. Максименко, С.М. Самгина и др. Проблеме же защите прав потребителя фармацевтической помощи не уделено должного внимания, что также актуализирует тему данного исследования. Целью работы является анализ системы защиты прав потребителей фармацевтической помощи. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи: — рассмотреть особенности статуса потребителя при оказании фармацевтической помощи — рассмотреть правовое регулирование защиты прав потребителей фармацевтической помощи — рассмотреть права и обязанности сторон договора при оказании фармацевтической помощи — определить особенности ответственности сторон при оказании потребителю фармацевтической помощи. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при оказании потребителю фармацевтической помощи. Предмет исследования – нормы действующего законодательства, регулирующие исследуемые отношения. Во время исследования использованы общенаучные и специальные методы научного познания. Методологической основой исследования является диалектический метод познания. Анализ положений действующего законодательства, проведен с помощью формально-логического и формально-догматического методов. Сравнительно-правовой метод применен и использован с целью проведения сравнительного анализа норм действующего законодательства.


Бесплатная юридическая консультация:

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // «Российская газета», N 7, 21.01.2009 // «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст.. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // «Российская газета», N 137, 27.07.2002 3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410 4. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 01.01.2017) // «Парламентская газета», N, 21.12.2006 5. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // «Парламентская газета», N 2-5, 05.01.2002 6. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст.. Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 01.01.2017) «Об обращении лекарственных средств» // «Российская газета», N 78, 14.04.2010 8. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции» 9. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 15.07.2016) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // «Российская газета», N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.. Закон РФ от 07.02.1992 N(ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» // «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, N 3, ст.. Приказ Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785 (ред. от 22.04.2014) «О Порядке отпуска лекарственных средств» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.01.2006 N 7353) 12. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 N 553н «Об утверждении видов аптечных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.09.2010 N 18393) Судебная практика

13. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.07.2007 по делу № А/14. Обзор практики рассмотрения судами Красноярского края споров, связанных с ненадлежащим оказанием медицинских услуг (извлечение) от 6 декабря 2016

15. Внуков Н.А. К вопросу о гражданско-правовом статусе потребителя // Права и свободы человека и гражданина: Актуальные проблемы науки и практики: Материалы II Международной научно-практической конференции. Орел, 21 мая 2010 г.. — Орел: ОРАГС, 2011. — С.. Договор купли-продажи: история и современность: монография / Никишина С.А. — С.-Пб.: ИД «Алеф-Пресс», 2013. — 84 c. с 14 17. Защита права собственности и иных вещных прав от посягательств. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Хузмиева М.Б. — Краснодар, 2009. – с 4. 18. Система гражданско-правовых средств обеспечения субъективных прав потребителя на качество и безопасность товаров, работ и услуг. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Курепина М.В. — М., 2012. – с 3. 19. Щетинкина М. Ю. Реализация и ограничение действия принципа свободы договора.Автореф. дис. … канд.юрид.наук: 12.00.03/ М. Ю. Щетинкина.— М.,2009. — 23 с. 20. Яблокова И.А. Лекарственная помощь как самостоятельный вид социального обеспечения: вчера и сегодня // Пермский конгресс ученых-юристов: тезисы докладов международной научно-практической конференции (г. Пермь, Пермский университет, 22 октября 2010 г.). — Пермь, 2010. — С.

Источник: http://kursach37.com/work/sistema-zaschity-prav-potrebiteley-farmacevticheskoy-pomoschi/


Бесплатная юридическая консультация:

СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ

СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.ppt

СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Законодательные нормы и правила Надзорно-контрольные мероприятия Защитные мероприятия Ответственность: ü Административное воздействие ü Штрафные санкции ü Судебные иски ü Уголовная ответственность

Состояние правового поля Система возмещения затрат Профессиональный уровень специалистов Единое информац. пространство Методология Формирования Перечня Эффективность и качество лекарственного обеспечения Оптимальный прогноз потребности Логистика проводящей цепи Выбор стратегических партнеров Мониторинг Политика качества лек. помощи Состояние здоровья населения Ценовая политика Система учета и контроля Оперативное управление и регулирование

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОЛЕ ФД ПРОВИЗОРЫ, ФАРМАЦЕВТЫ ВРАЧИ ПОТРЕБИТЕЛИ фармтоваров и услуг РАБОТОДАТЕЛИ


Бесплатная юридическая консультация:

Уничтожать Употреблять Расходовать Быть крепким, Исполнять стойким Соблюдать Издерживать Не допускать Обращать в дело Удерживать ПОТРЕБЛЯТЬ Торговать Хранить Издерживать на потребу Выдавать Следовать Иметь Тратить Платить Надеяться Содержать Направлять

КТО ОБЕСПЕЧИВАЕТ УСПЕХ АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ? ФАРМСПЕЦИАЛИСТЫ ПОТРЕБИТЕЛИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ 6

ценность государственная ЗДОРОВЬЕ ценность личностная

1. 2. 3. Все фармацевты обязаны обеспечить надлежащее качество услуг, оказываемых каждому больному НАП – средство для выполнения этого обязательства Общественность будет судить о нашей профессии потому как мы сумеем воплотить это обязательство в видимую для нее часть фармацевтической деятельности

Задача НАП заключается в обеспечении ЛП, ИМН и другими услугами, а так же оказании помощи населению в их наивысшем значении. НАП – один из путей осуществления фармацевтического ухода – как идеологии практики определяющей больного как первичного пользователя деятельности фармацевта


Бесплатная юридическая консультация:

Требования НАП 1. Благосостояние больного 2. Основная деятельность аптеки включает, кроме обеспечения больных ЛП, ИМН, соответствующей информацией, советами, наблюдение за эффектами применения ЛП 3. Составной частью деятельности фармацевта является содействие рациональному, экономному и правильному использованию ЛП 4. Каждый элемент фармацевтической услуги ориентирован на отдельную личность и должен быть доведен до конкретного пациента

Необходимо чтобы: Основой стали профессиональные факторы(экономические) Фармацевт вносил вклад в решение по применению ЛП Создалось терапевтическое партнерство с врачами на основе взаимного доверия и конфиденциальности Создавались коллегиальные отношения с другими фармацевтами Фармацевт владел необходимой медицинской и фармацевтической информацией Фармацевты взяли на себя ответственность з поддержание своей компетентности Практикующие фармацевты следовали НАП

1. 2. 3. 4. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАП Укрепление здоровья, здоровый образ жизни Поставки, использование ЛП Самостоятельное лечение Влияние на назначение и применение ЛП

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАП Установление связей с работниками здравоохранения Профессиональная оценка рекламной продукции на ЛП Распространение информации по ЛП и вопросам сохранения здоровья Участие в клинических испытаниях ЛП

1. 2. 3. 4. 5. НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ Укрепление здоровья и профилактика заболеваний (помещения, рекомендации, совещания, качество оборудования и диагностического тестирования) Отпуск и использование ЛП и ИМН (помещения, процедуры, персонал, терапевтические аспекты, источники информации, компетентности фармацевта, источники, снабжения, хранения, оборудование, вовлеченность персонала, помещения, экстемпоральное изготовление, уничтожение, прослеживание за эффектом назначения, документация) Самостоятельное лечение (квалификация персонала, помещения, оценка необходимости, эффективность и безопасность) Влияние на назначение и применение ЛП (общая политика рационального назначения) Документация по исследованиям и практике

СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Законы РФ и постановления правительства РФ о правах потребителей и их защите Антимонопольное законодательство Законы, нормативные документы по стандартизации и сертификации товаров, работ и услуг Нормативные правовые документы по метрологии и государственному надзору Нормативные правовые документы по правилам обращения ЛС и других фармацевтических товаров


Бесплатная юридическая консультация:

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (1): Указ Президента РФ «О свободе торговли» (в ред. Указов Президента РФ от 23. 06. 92 № 657. от 09. 01. 92 № 65, от 08. 11. 93 № 1851, от 16. 05. 97 № 491) ФЗ РФ «О защите прав потребителей» №от 07. 02. 92 (с внесенными изменениями) Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров…» от 19. 01. 98 № 55 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20. 10. 98 № 1222, от 02. 10. 99 № 1104, от 06. 02 № 81, от 12. 07. 03 № 421, от 01. 02. 05 № 49) Приказы МЗ и Соцразвития ФЗ о применении контрольно кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт № 54 – ФЗ от 22. 05. 03

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ(1): ФЗ РФ «Об обращении лекарственных средств» № 61

ФЗ РФ «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» №ОТ 07. 02. 92 (С ВНЕСЕННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ)

«Предоставить предприятиям независимо от форм собственности, а так же гражданам право осуществлять торговую, посредническую, закупочную деятельность без специальных разрешений…за исключением торговли …ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами…и другими товарами, реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством» (из указа Президента РФ № 65 от 29. 01. 92)

потребитель Гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести Гражданин, заказывающий, приобретающий или использующий Товары (работы, услуги) для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью

Изготовитель – организация или ИП, проводящие товары для потребителя Исполнитель – организация или ИП, выполняю работы, услуги потребителям по возможному договору Продавец – организация или ИП, реализующая товары, услуги потребителям по договору купли продажи


Бесплатная юридическая консультация:

Законодательство предусматривает Защиту потребителей при продаже товаров потребителям Защиту прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) Государственн ую и общественную защиту прав потребителей

ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ТОВАРА (РАБОТ, УСЛУГ) Товар (Р, У) должен соответствовать установленным требованиям Товар должен быть пригоден для эксплуатации Товар должен быть пригоден для целей потребителей На товар должен быть установлен срок службы, срок годности Продавец может устанавливать гарантийный срок, если он не установлен производителем

ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЯ НА БЕЗОПАСНОСТЬ Т, Р, У При обычных условиях использования. Хранения, транспортировки, утилизации не причинять вреда жизни, здоровью, имуществу, окружающей среды Если не установлен срок службы – обеспечить безопасность в течение 10 лет Особые правила хранения, утилизации указываются на этикетке Не допускается продажа без подтверждения его соответствия установленным нормам и требованиям При установлении возможности причинения вреда – приостанавливается производство, реализация или изымается из реализации, отзывается от потребителей

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ На просвещение в области защиты их прав На безопасность Т, Р, У На информацию об изготовителе На информацию о товаре На информацию о решению о режиме работы продавца

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИЗГОТОВИТЕЛЕ Название Место нахождения Режим работы Информация о государственной регистрации Зарегистрировавший Информация орган о лицензии

ИНФОРМАЦИЯ О ТОВАРЕ Наименование Обозначение стандартов Цена Условия приобретения Гарантийный срок (для ЛС – срок годности) Правила безопасного пользования Информация об изготовителе Информация о соответствии товара установленным требованиям Информация о правилах продажи

РЕЖИМ РАБОТЫ ГП, МП – согласовывается с органами исполнительной власти ИФС – устанавливается самостоятельно

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ За ненадлежащую информацию За нарушение прав потребителей За вред (имущественная ответственность) За моральный вред

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕНАДЛЕЖАЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ТОВАРЕ И ИЗГОТОВИТЕЛЕ Расторжение Возврат договора товара Возмещение вреда здоровью

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Согласно договору, закону Удовлетворение требований в добровольном порядке При удовлетворении требований судом – штраф в федеральный бюджет в размере цены иска Общественные объединения и органы местного самоуправления (при их заявлении) – 50% суммы штрафа

СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА Иск в суд по месту жительства истца Иск в суд по месту нахождения ответчика Иск в суд по месту причинения вреда

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ Безвозмездное устранение недостатков товара Возмещение расходов на исправление недостатков Уменьшение покупной цены Замена на товар аналогичной марки Замена на такой же товар другой марки Расторжение договора купли-продажи

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Федеральный антимонопольный орган (территориальные органы) Органы местного самоуправления Общественные объединения потребителей

HTTP: //OZPP. RU/SCHEMES/NORUBS/8717/INDEX. HTML

HTTP: //OZPP. RU/SCHEMES/NORUBS/8717/INDEX. HTML

HTTP: //OZPP. RU/SCHEMES/NORUBS/8717/INDEX. HTML

HTTP: //OZPP. RU/SCHEMES/NORUBS/8717/INDEX. HTML

HTTP: //OZPP. RU/SCHEMES/NORUBS/8717/INDEX. HTML

N Правонарушение Наказание Статья Ко. АП РФ 1 (*) Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке Ч. 1 ст. 14. 4 Штраф на граждан в размере от 10 до 15 МРОТ; на должностных лиц — от 20 до 30 МРОТ; на юридических лиц от 200 до 300 МРОТ 2 (*) Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей Штраф на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ; на должностных лиц — от 40 до 50 МРОТ с конфискацией товаров или без таковой; на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ с конфискацией товаров или без таковой Ч. 2 ст. 14. 4

N 3 (*) 4 (*) (**) Правонарушение Наказание Статья Ко. АП РФ Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольнокассовых машин Завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования Штраф на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ; на должностных лиц — от 30 до 40 МРОТ; на юридических лиц от 300 до 400 МРОТ Ст. 14. 5 Штраф на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ; на должностных лиц — от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц от 400 до 500 МРОТ Ст. 14. 6

N 5 (*) 6 (*) (**) Правонарушение Наказание Статья Ко. АП РФ Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг) Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы Штраф на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на должностных лиц — от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц от 100 до 200 МРОТ Ст. 14. 7 Штраф на должностных лиц от 5 до 10 МРОТ; на юридических лиц — от 50 до 100 МРОТ Ч. 1 ст. 14. 8

N Правонарушение Наказание Статья Ко. АП РФ 7 (*) (**) Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя Штраф на должностных лиц — от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц — от 100 до 200 МРОТ Ч. 2 ст. 14. 8 8 (*) Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом Штраф на должностных лиц — от 5 до 10 МРОТ; на юридических лиц — от 50 до 100 МРОТ Ч. 3 ст. 14. 8 9 (*) Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров Штраф на граждан в размере от 3 до 15 МРОТ; на должностных лиц — от 10 до 30 МРОТ; на юридических лиц — от 100 до 300 МРОТ Ст. 14. 15

Источник: http://present5.com/sistema-zashhity-prav-potrebitelej-sistema-zashhity-prav/

Система защиты прав потребителей в Украине

Объективными предпосылками формирования системы потребительского законодательства стали: 1) в 90-х годах XX века:

— упадок национальной экономики и снижения уровня потребления населения;

— начальная стадия формирования гражданского общества и неэффективность централизованного государственно-правовой защиты прав потребителей на основе существующих нормативных актов;

2) в 2000-х годах:

— постепенный экономический рост уровня жизни;

— социально-экономическая стратификация общества и формированием «среднего класса»;

— выработка активной позиции граждан;

— негативное качество окружающей среды в большинстве регионов, последствия чернобыльской катастрофы и экстенсивного использования природных ресурсов;

— потребность в регулировании качества и безопасности пищевых продуктов, лекарственных средств на уровне соответствующего законодательного и подзаконного обеспечения.

— повышенное внимание к европейским стандартам потребительского нормативного регулирования.

Субъективными предпосылками формирования системы потребительского законодательства являются:

— значительный интерес крупных корпораций и объединений производителей в допуске в ходе законотворческой деятельности умышленных пробелов и нестыковок, которые блокируют надлежащий государственно-правовой защите прав потребителей;

— влияние союзов потребителей и развитие общественного правового сознания и формирование активной гражданской позиции по повышению эффективности защиты прав потребителей;

— неэффективная система государственного контроля за соблюдением потребительского законодательства.

В 1992 году создан Государственный Комитет Украины по делам защиты прав потребителей, функции которого в дальнейшем были переданы Госстандарту Украины, а на его базе образован Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарт Украины).

В 1989 году была создана Украинская Ассоциация потребителей, которая объединяла областные общественные организации. ее функциями является формирование системы общественного контроля за работой предприятий торговли и быта, осуществление рейдов и проверок, просвещение, распространение информации, правовая помощь, независимая экспертиза. 8 октября 1993 года Украинская Ассоциация потребителей была зарегистрирована Министерством юстиции Украины как национальное общественное объединение потребителей.

30 марта 2010 года учредительной конференцией общественных объединений потребителей, участники которой представляли большинство областей Украины был создан Союз объединений граждан «Всеукраинская Федерация Потребителей «Пульс». ее создание инициировано многими лидерами и активистами потребительских организаций, что в период годов объединились вокруг общего проекта Европейского Союза и Программы Развития ООН в Украине «Сообщество потребителей и общественные объединения».

Целью «Всеукраинской Федерации Потребителей «Пульс» является объединение усилий потребительских объединений из разных регионов Украины для эффективной защиты законных прав потребителей, совершенствования действующего законодательства в этой сфере, продвижения интересов потребительского сообщества, равного доступа всех потребителей к доброкачественных и безопасных товаров, работ и услуг.

Среди задач «Всеукраинская Федерация Потребителей «Пульс» — содействие развитию информационного поля для потребителей, организация систематического потребительского образования детей и молодежи, правового просвещения широкого круга граждан, распространение практики эффективного отстаивания потребителями законных прав, создание социальной рекламы в интересах потребителей, укрепление потенциала общественных объединений потребителей, развитие партнерства с конс’юмеристськими организациями Европейского Союза и мира.

«Всеукраинская Федерация Потребителей «Пульс» является единственной, кроме профсоюзов, общественной организацией, которая действует на основании собственного закона «О защите прав потребителей». Также это единственная организация, которая получила признание важности общественного движения потребителей на высшем законодательном уровне — в Конституции Украины.

В Украине есть около ста региональных неправительственных организаций (НПО) потребителей. их права и статус определены в статье 25 Закона Украины «О защите прав потребителей». Большинство этих организаций занимаются защитой потребительских прав человека, информационной и образовательной деятельностью, а также представляют интересы потребителей в принятии решений на уровне общества. Статья 42 Конституции Украины и статья 24 Закона Украины «О защите прав потребителей» провозглашают, что государство должно развивать и поддерживать потребительские неправительственные организации Деятельность таких организаций имеет крайне важное значение, поскольку они, среди всего прочего, инициируют судебные процессы по защите прав потребителей и обеспечивают в Украине обучение потребителей.

Потребители должны знать о своих правах и о возможных методах компенсации в случаях, когда их права нарушены, а также иметь возможность легко получать информацию относительно безопасности и качества продукции За предоставление такой информации должно отвечать государство.

Действующее законодательство Украины предусматривает следующие формы защиты прав потребителей:

— самозащита. Юридическое определение самозащиты содержится в статье 19 Гражданского кодекса, а также в статьях 8 и 9 Закона Украины «О защите прав потребителей». Самозащита осуществляется путем непосредственного обращения к продавцу или производителю, когда такое обращение касается безопасности или качества продукции, или же полноты или объективности информации Такая форма защиты законодательно предусмотрена для замены товаров ненадлежащего качества; речь идет о возврате уплаченных денежных средств за такие товары в случае, если замена товара невозможна, или гарантийный ремонт товаров в течение определенного срока;

— защита прав потребителей неправительственными организациями. Статья 24 Закона Украины «О защите прав потребителей» предполагает, что потребители имеют право создавать неправительственные организации с целью защиты законных прав. Процедура создания и функционирования таких объединений урегулирована Законом Украины «Об объединении граждан». Защита прав потребителей в интересах общества является реализацией общественных интересов по обеспечению конституционных прав граждан. Вместе с тем, в противовес самозахистові, он осуществляется с привлечением государственных органов, органов местного самоуправления и судебных органов. Защита общественных интересов, в частности прав потребителей, характеризуется проведением образовательной и аналитической деятельности, связанной с соблюдением нормативных требований относительно качества и безопасности продукции и услуг (статья 25 Закона Украины «О защите прав потребителей»).

— защита прав потребителей государственными организациями. Такая защита от имени государства обеспечивают компетентные государственные органы, ответственные за защиту прав потребителей, а также система их местных администраций и управлений. Полномочия указанных органов защиты прав потребителей определены в статье 26 Закона Украины «О защите прав потребителей». Проверки субъектов хозяйственной деятельности проводятся только по письменному распоряжению руководителя администрации и могут быть плановыми (не чаще, чем раз в год) либо внеплановыми, которые проводятся по заявлениям потребителей;

— защита прав потребителей органами местного самоуправления. Статья 28 Закона Украины «О защите прав потребителей» предусматривает, соответствующие отделы исполнительных комитетов органов местного самоуправления осуществляют рассмотрение и реагирование на заявления потребителей; анализ соглашений между потребителями и производителями или продавцами; временное приостановление реализации продукции ненадлежащего качества, иные санкции за нарушение потребительского законодательства. Закон Украины «О защите прав потребителей» предусматривает, что органы местного самоуправления должны передавать соответствующую информацию о нарушениях до органов государственной власти, ответственных за защиту прав потребителей;

— судебная защита прав потребителей. Статья 22 Закона Украины «О защите прав потребителей» содержит положения о направлении заявлений от потребителей, неправительственных организаций или государственных органов непосредственно к хозяйственным судам. Сейчас юрисдикция зависит от места расположения потребителя и ответчика, согласно месту приобретения товара (территориальная юрисдикция). Наибольшими проблемами в судебной защите прав потребителей являются перегруженные суды, отсутствие упрощенных процедур подачи исков потребителями и зависимость судов от бизнес-структур и исполнительной власти. Несмотря на это, в судебной практике есть прецеденты решений в пользу потребителей.

Источник: http://studbooks.net/63230/marketing/sistema_zaschity_prav_potrebiteley_v_ukraine

Published by admin