Сокрытие информации от потребителя

Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей


Бесплатная юридическая консультация:

1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, —

Оглавление:

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 237 УК РФ

1. Общественная опасность данного преступления заключается в том, что сокрытие от граждан информации о событиях, фактах или явлениях, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, не позволяет населению принять соответствующие меры для сохранности своего здоровья и жизни.


Бесплатная юридическая консультация:

Преступления, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести; преступления, предусмотренные ч. 2, — к категории преступлений средней тяжести.

2. Непосредственный объект данного преступления — общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения. Дополнительный объект — отношения, связанные с правом граждан на получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды. Факультативным объектом выступают жизнь, здоровье конкретного человека либо отношения собственности и т.д.

3. Предмет преступления — информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни и здоровья людей либо окружающей среды.

Информация — сведения о лицах, предметах, фактах и событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Под документированной документацией понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Факт — результат происшедшего, свершившегося. Например, крупный выброс токсичных веществ в атмосферу или в систему водоснабжения.


Бесплатная юридическая консультация:

Событие — проявление, связанное с общественной жизнью. Например, возникновение чрезвычайной ситуации, аварии, крушения, взрыва, повлекших нарушение экологической ситуации на определенной территории.

Явление — чрезвычайная ситуация природного происхождения, которая угрожает здоровью населения или окружающей среде, например: землетрясение, цунами, ураган, снежная лавина, селевой поток.

Окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

Объективная сторона преступления выражается: 1) в сокрытии информации (путем действия и бездействия); 2) в искажении информации (путем действия).

Сокрытие означает утаивание соответствующей информации любыми способами, в том числе путем недоведения или несвоевременного сообщения, а также путем отказа предоставить информацию по запросам населению, а также органам, уполномоченным на принятие мер по устранению грозящей опасности.


Бесплатная юридическая консультация:

Искажение информации — предоставление необъективной, недостоверной, фальсифицированной информации, сообщение неполных или недостоверных данных, официальных прогнозов, оценок и т.д.

4. Обязательным условием сокрытия или искажения информации является создание опасности для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

5. Преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, — с формальным составом и считается оконченным с момента выполнения действий, образующих объективную сторону состава преступления независимо от того, поступила ли адресатам объективная информация из других источников, и была ли устранена грозящая опасность.

6. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что искажает или скрывает информацию, и желает этого.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, характеризуется виной в форме прямого умысла по отношению к деянию и в форме неосторожности применительно к наступившим последствиям.


Бесплатная юридическая консультация:

7. Мотив и цель сокрытия или искажения информации о событиях, фактах и явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, не влияют на квалификацию содеянного.

Отсутствует состав указанного преступления в случае сокрытия или искажения информации, которая в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 N«О государственной тайне» (в ред. от 08.11.2011) не могла быть сообщена тем или иным лицам. ——————————— РГ. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768; 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 6. Ст. 549; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2007. N 49. Ст. 6055, 6079; 2009. N 29. Ст. 3617; 2010. N 47. Ст. 6033; РГ. 2011. N 159, 160, 254.

8. Субъект преступления — специальный. Им может быть физическое лицо, обязанное обеспечить население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению опасности, соответствующей информацией. Подобная обязанность возлагается на них законом или иным нормативным правовым актом, инструкцией. Например, такими лицами могут быть должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, сотрудники специальных подразделений (владельцы информационных систем, сотрудники и руководители органов местного самоуправления, бюро прогнозов, санэпидемстанций, МЧС России, МВД России).

9. Квалифицирующим признаком ч. 2 комментируемой статьи является совершение указанного преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления (см. коммент. к ст. 285).

В ч. 2 комментируемой статьи в качестве самостоятельного квалифицирующего признака предусмотрено причинение в результате таких деяний вреда здоровью человека или наступление иных тяжких последствий.


Бесплатная юридическая консультация:

Под причинением в результате совершенного преступления вреда здоровью человека понимается вред здоровью любой тяжести, в том числе и тяжкий вред. Поэтому дополнительной квалификации действий виновного помимо ч. 2 комментируемой статьи еще и по ст. 118 УК не требуется.

Наступление иных тяжких последствий включает в себя гибель людей, существенное нарушение экологической безопасности, причинение крупного имущественного вреда, нарушение нормальной работы предприятий, учреждений, организаций и т.п.

Источник: http://stykrf.ru/237

Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)

1. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).


Бесплатная юридическая консультация:

2. Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1-4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

3. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.

4. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

Комментарий к Ст. 12 ЗоЗПП РФ

1. Законодатель ввел целый ряд правил в части предоставления потребителю информации о предмете его приобретения, и естественно, что он позаботился об обеспечении исполнения этих правил. Комментируемая статья 12 Закона О защите прав потребителей предполагает несколько видов гражданско-правовой ответственности: возмещение убытков и удовлетворение требований, предусмотренных Законом: возврат денежных средств, уплаченных за товар, устранение недостатков, уменьшение цены товара и других требований, предусмотренных Законом для случаев обнаружения потребителем недостатков товара.

Следует заметить, что в данном случае Закон возлагает на продавца, исполнителя или изготовителя ответственность за непредоставление возможности получения информации вне зависимости от наличия вины указанных лиц в данном нарушении. Например, в том случае, если изготовитель еще до продажи товара оптовому продавцу или организации, осуществляющей розничную торговлю, обнаружит в данном товаре недостаток, устранит его, но не сообщит об этом покупателю (не являющемуся потребителем), продавец (продавший товар потребителю) будет нести перед потребителем ответственность, предусмотренную комментируемой нормой, за непредоставление возможности получения информации о том, что в товаре устранялся недостаток, несмотря на то что сам не обладал этой информацией на момент заключения договора купли-продажи. В подобном случае продавец будет обязан удовлетворить требования потребителя, а свои убытки, возникшие вследствие данного события, он сможет удовлетворить, предъявив регрессные требования к своему поставщику.

Бесплатная юридическая консультация:

С другой стороны, комментируемая норма ст. 12 ЗоЗПП РФ не обязывает исполнителей по договору оказания услуг предоставлять потребителю какую-то информацию после заключения договора. Договоры оказания услуг нередко исполняются в течение длительного времени, и определенная информация, обязательная для сообщения потребителю в момент заключения договора и на то время достоверная, с течением времени утрачивает свою достоверность, но Закон не обязывает исполнителя сообщать потребителю об этих фактах. В данном случае имеет место пробел в законодательстве, поскольку известны случаи, когда некоторые исполнители (это относится к оказанию услуг мобильной связи, доступа к сети Интернет) пользовались тем, что договор заключался в одних условиях, а в ходе его исполнения эти условия менялись.

Понятие разумности срока в Законе не раскрывается, оно является оценочным, и в каждом случае разумность срока определяется исходя из всех обстоятельств дела. Обычно срок предъявления требований об отказе от исполнения договора и возврате денежных средств увязывается со сроком, в течение которого потребитель мог обнаружить тот факт, что он не обладал необходимой информацией о товаре или результате работ (услуг). В то же время следует учитывать то, что срок, превышающий срок службы товара или срок годности, вряд ли можно считать разумным, если только предметом спора не является непредоставление возможности получить информацию как раз об этих сроках.

Закон рассматривает две ситуации, когда информация о товаре (работе, услуге) не представлена при заключении договора, когда вследствие непредоставления информации договор не был заключен («необоснованное уклонение от заключения договора») и когда договор был заключен, но покупатель решил в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

В первом случае законодателем использована несколько неудачная формулировка, поскольку непонятно, что понимать под уклонением от заключения договора. Если потребитель отказался от заключения договора вследствие отсутствия информации, то его действия нельзя расценивать как необоснованное уклонение, поскольку его действия правомерны. Действия же продавца или исполнителя вообще редко направлены на уклонение от заключения договора, скорее наоборот: продавец стремится в таких случаях продать товар любой ценой. Хотя в целом действия (или бездействие) продавца, пусть и с определенной натяжкой, можно признать как уклонение от заключения договора на тех условиях, на которые мог бы рассчитывать потребитель, если бы обладал необходимой и достоверной информацией.

К убыткам, причиненным уклонением от заключения договора, следует отнести расходы, связанные с заключением договора на худших условиях с другим продавцом или исполнителем, расходы, связанные с необходимостью заключать договор в другом месте (например, в другом городе, если это было объективно необходимо), и другие подобные расходы.


Бесплатная юридическая консультация:

В том случае, если договор был заключен без предоставления потребителю необходимой и достоверной информации, потребитель получает право отказаться от исполнения договора и потребовать уплаченных за товар денежных средств. Следует признать, что в данном случае формулировка, использованная в Законе, крайне неудачна, законодатель смешал права, предоставляемые потребителям в случае заключения ими договоров, различных по своей природе: купли-продажи, подряда и возмездного оказания услуг.

Дело в том, что в тексте комментируемой нормы использован союз «и», что при буквальном толковании означает, что потребитель может реализовать свои права, только одновременно отказавшись от исполнения договора и потребовав возврата уплаченной за товар суммы. Такая реализация прав в полной мере возможна только в том случае, если заключен договор купли-продажи, который на момент предъявления требований потребителем полностью еще не исполнен, хотя по нему уже совершена какая-то оплата. Остается непонятным, имеет ли право потребитель, заключивший договор подряда или услуг либо заключивший договор купли-продажи, который был исполнен сторонами, требовать чего-либо на основании комментируемой нормы. Ведь если договор исполнен потребителем и это исполнение принято продавцом, то и отказаться от его исполнения уже нельзя, даже теоретически. И если заключен договор подряда или возмездного оказания услуг, нельзя требовать возврата уплаченных за товар денег, поскольку возмездная передача товара потребителю не является предметом этих договоров.

Если толковать норму буквально, то можно сделать вывод о том, что указанных прав в случаях заключения договоров подряда и возмездного оказания услуг, а также в случае исполнения договора купли-продажи потребитель не имеет. Если пользоваться расширительным толкованием нормы, то можно прийти к небесспорному заключению о том, что потребитель имеет право отказаться от исполнения договора или требовать уплаченных за товар денег либо право на то и другое вместе. Как показывает практика, суды практически всегда при рассмотрении споров о защите прав потребителей руководствуются расширительным толкованием комментируемой нормы, но такое положение не может считаться правильным и законодателю, неоднократно менявшему те или иные положения Закона, следует и в данном случае (а также в отношении других норм Закона, устанавливающих право потребителя на отказ от исполнения договора и право требовать возврата уплаченной по нему суммы) рассмотреть возможность корректировки Закона.

Комментируемая норма устанавливает право потребителя на возврат денежных средств, уплаченных за товар. В соответствии с пунктом 2 статьи 732 ГК РФ заказчик вправе требовать расторжения заключенного договора бытового подряда без оплаты выполненной работы, а также возмещения убытков в случаях, когда вследствие неполноты или недостоверности полученной от подрядчика информации был заключен договор на выполнение работы, не обладающей свойствами, которые имел в виду заказчик.

Денежные средства, уплаченные по договору подряда или возмездного оказания услуг, могут быть истребованы от исполнителя в качестве компенсации убытков. Это означает, что в этом случае потребителю, возможно, придется обосновывать свои требования и указывать, почему уплата тех или иных средств является для него убытком. Например, если потребителю при заключении договора не была предоставлена полная информация о стоимости услуг мобильной связи, то он, отказавшись от исполнения договора, может потребовать возврата тех или иных сумм, но только если он укажет, что эти суммы он мог не расходовать, если бы, обладая нужной информацией он совершил бы меньшее количество звонков, воспользовался бы услугами другого оператора или иным образом мог бы минимизировать свои расходы.


Бесплатная юридическая консультация:

Также следует заметить, что комментируемая норма устанавливает ответственность за непредоставление возможности получения достоверной информации, но не ответственности за предоставление недостоверной информации. За последнее нарушение продавец или исполнитель несет административную ответственность в соответствии со статьей 14.7 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), гражданская же наступает в соответствии с общими нормами ГК, устанавливающими ответственность за причинение вреда (глава 59 ГК). В то же время следует учитывать, что предоставление недостоверной информации свидетельствует о том, что достоверная информация не предоставлялась и, скорее всего, отсутствовала возможность ее получения. Хотя ситуации, когда одновременно с предоставлением недостоверной информации имелась возможность получить достоверную, исключать нельзя (например, в технической документации к товару были указаны достоверные сведения о нем, а продавец в устной форме сообщил недостоверные). Поэтому в данном случае Закон нуждается в корректировке.

Статьи 495 и 732 ГК РФ содержат нормы, аналогичные комментируемой, кроме того, пункт 2 статьи 495 ГК РФ устанавливает право покупателя до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

Закон устанавливает обязанность потребителя вернуть товар или результат работы продавцу или исполнителю, но не устанавливает последствий неисполнения этих требований, а также последствий возврата товара или результата работы в состоянии, отличающемся от состояния, в котором они были переданы потребителю. С момента продажи товара до отказа от исполнения договора нередко проходит достаточно большой период времени, в течение которого товар используется по назначению, и, следовательно, в той или иной мере меняются его свойства. Иногда к тому времени, когда у потребителя возникает обязанность вернуть товар продавцу, этот товар бывает существенным образом преобразован и является частью (возможно, неотделимой) другого объекта, а иногда бывает и вовсе уничтожен. При разрешении споров между продавцами и потребителями в подобных ситуациях могут возникать проблемы с определением объема обязательств, возникающих у потребителя перед продавцом.

Гражданский кодекс содержит нормы, аналогичные по содержанию комментируемой статье Закона (ст. 495 ГК), но указания на право продавца требовать возврата товара в них нет, поэтому в данном случае нельзя напрямую сослаться на нормы Гражданского кодекса как общие. В то же время можно попытаться применить принцип аналогии, обратившись к положениям статьи 503 ГК, устанавливающей объем прав потребителя, предоставляемых ему в случае продажи товара ненадлежащего качества. Как и в случае с комментируемой статьей 12 ЗоЗПП, нормы Гражданского кодекса и Закона во многом дублируют друг друга, но есть и положения, которые содержатся только в одном из двух законов. В данном случае речь идет о порядке предъявления продавцом требования о возврате товара после предъявления потребителем требования о возврате уплаченной за товар суммы и отказа от исполнения договора. Право отказа от исполнения договора и требования возврата денежных средств в случае продажи товара ненадлежащего качества аналогично по содержанию такому же праву, возникающему в случае непредоставления возможности получения информации. Также в обоих случаях законы указывают на право продавца требовать возврата переданного товара. Однако в статье 503 ГК РФ содержится уточнение о том, что «при возврате покупателю уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или подобных обстоятельств». Подобного правила не содержится ни в статье 495 ГК, ни в Законе, однако ввиду явного сходства норм и руководствуясь принципом аналогии можно сделать вывод о том, что и в случае, когда отказ от исполнения договора происходит вследствие непредставления информации, продавец не вправе требовать компенсации разницы в стоимости товара, переданного потребителю, и его же стоимости после возврата продавцу.

Однако тут следует учитывать следующее: закон в данном случае рассматривает снижение стоимости товара вследствие использования товара, но не вследствие его ненадлежащего хранения, умышленного повреждения собственником либо вследствие повреждения третьими лицами. В этих случаях возвращаемая потребителю сумма должна быть уменьшена на разницу между ценой товара с учетом нормальной амортизации или естественной убыли и реальной ценой этого товара с учетом также и ухудшения качества товара вследствие указанных выше причин, поскольку в соответствии с общим правилом, установленным статьей 211 ГК РФ, риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник. Кроме того, следует учитывать, что в тех случаях, когда повреждение товара произошло вследствие непредоставления потребителю информации о товаре, уменьшение стоимости товара следует отнести к убыткам потребителя, компенсировать которые обязан продавец.


Бесплатная юридическая консультация:

2. В том случае, если непредоставление полной и достоверной информации повлекло за собой возникновение недостатков товара, работы или услуги, продавец или исполнитель обязан удовлетворить требования потребителя, предусмотренные нормами Закона, регулирующими ответственность продавца или исполнителя за продажу товара ненадлежащего качества или некачественное исполнение работ или выполнение услуг. Либо, если потребитель отказался от исполнения договора и потребовал возврата уплаченных денежных средств, продавец или исполнитель не вправе требовать возмещения разницы между ценой товара без учета данных недостатков и ценой товара с учетом этих недостатков.

При этом следует учитывать, что между возникновением недостатка и непредоставлением той или иной информации о товаре должна существовать причинно-следственная связь. То есть, если недостаток возник вследствие нарушения правил использования товара, продавец должен отвечать за данный недостаток, если потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация об этих правилах. В подобных случаях бремя доказывания такой причинно-следственной связи лежит на потребителе, но только в той части, которая непосредственно относится к факту непредоставления информации, в остальном распределение бремени доказывания производится в соответствии с общими правилами, установленными статьями 18 и 29 Закона. В приведенном примере, если недостаток товара обнаружен в пределах гарантийного срока, продавец обязан доказать тот факт, что недостаток возник вследствие нарушения потребителем правил использования товара, но не должен доказывать отсутствие связи между нарушением этих правил и непредоставлением информации о товаре, равно как и сам факт непредоставления.

3. Комментируемая норма устанавливает обязанность возмещения продавцом или исполнителем вреда, возникшего не только вследствие наличия недостатков самого товара или работы, но и вследствие недостаточности или недостоверности информации о них. Законодатель особо подчеркнул обязанность возмещения вреда, причиненного природным объектам, поскольку такой вред представляет опасность не только для потребителя, но и для общества в целом.

4. Для установления соответствия предоставленной информации о товаре критерию достаточности необходимо быть уверенным в том, что предоставленная информация могла быть адекватно воспринята и должным образом понята. Восприятие и понимание любой информации невозможно без наличия у субъекта, которому передается данная информация, определенных познаний, позволяющих анализировать получаемую информацию. Для восприятия и понимания информации о многих продаваемых товарах или выполняемых работах, услугах достаточно иметь минимальные познания, наличие которых предполагает дееспособность потребителя. Однако существует, наверное, не меньшее количество товаров, для приобретения которых надо обладать дополнительными познаниями, отсутствие которых не означает отставания в развитии.

Однако в данном случае все-таки следует признать, что в комментируемой норме использовано оценочное понятие «специальные познания». Действующее законодательство не содержит расшифровки этого понятия, обычно оно используется в законах для указания на необходимость для разрешения того или иного дела привлечения эксперта или специалиста. Поэтому в каждом конкретном случае суду необходимо самостоятельно оценивать информацию, предоставленную потребителю.


Бесплатная юридическая консультация:

Комментируемая норма ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» указывает на презумпцию отсутствия у потребителя специальных познаний, но не запрещает доказывать их наличие. Если есть доказательства того, что потребитель обладает теми или иными познаниями, суд при разрешении спора обязан учитывать это. Кроме того, стоит учитывать то, что, приобретая тот или иной товар, потребитель обладает минимальными познаниями о товарах, аналогичных приобретаемому, поскольку предполагает использовать данный товар в тех или иных целях. Например, если покупатель приобретает в специализированном магазине, торгующем комплектующими компьютеров, видеокарту, можно сделать обоснованный вывод о том, что он имеет представление о компьютерной технике, о том, из каких частей состоят компьютеры и как в принципе эти части можно использовать. Поэтому продавцу при продаже такого товара не стоит проводить лекцию по основам информатики, а нужно только рассказать о технических особенностях конкретного товара, о его совместимости с другими комплектующими компьютеров, а также предоставить потребителю иную аналогичную информацию. Если же продавец выяснит, что познаний потребителя явно недостаточно для того, чтобы сделать правильный выбор, а изложение необходимой для правильного выбора информации займет слишком много времени, продавец обязан сообщить об этом покупателю.

Источник: http://zozpprf.ru/glava-1/statya-12

Защита прав потребителей Томской области

Юридические услуги и юридическая помощь

оперативный тел:18-411

Сокрытие от потребителей информации о деятельности коммунальных организаций будет наказываться административными штрафами

  • | Печать |

Подробности Родительская категория: ЖКХ Категория: Новости ЖКХ Просмотров: 2588

Федеральный закон Российской Федерации от 6 декабря 2011 года № 403-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внес в кодекс статью 7.231 — Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.


Бесплатная юридическая консультация:

1. Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Таким образом, помимо гражданско-правовой ответственности управляющие компании, обманывающие потребителей будут подвергаться административной ответственности. Реализация указанной нормы будет осуществляться жилищными инспекциями.

Источник: http://consumer.tomnp.ru/index.php/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%B6%D0%BA%D1%85/1265-sokritie.html

Правомерно ли утаивание информации от клиента?

добрый день.сервис центр:оставка ноутбука на диагностику-бесплатно(обратный маршрут и его стоимость оговариается только мелким шрифтом в договоре), первичная диагностика-550р, о необходимости вторичной не предупреджают,а ставят в известность о ее стоимости в 2400, на сайте также этих условий нет. при телефонном обсуждении условий диагностики и возможном ремонте представители компании об этом не говорят- это является дезинформацией,что я не удосужилась прочесть их договор, на сайте нет всех условий и ставят перед фактом о выполненных работах?


Бесплатная юридическая консультация:

Ответы юристов (1)

Согласно ст. 10 Закона «О защите прав потребителей»: «Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:… Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.» Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге) «1. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).

2. Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 — 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.»

что я не удосужилась прочесть их договор Ирина

Если в договоре всё это есть, хоть и мелким шрифтом, то закон на их стороне.


Бесплатная юридическая консультация:

Уточнение клиента

не о том ответ. выполняемые ими действия должны быть оплачены,этот момент разве не должны согласовывать с клиентом,а не в одностороннем порядке принимать решение,что будут делать доп.диагностику за 2400 и только потом об этой диагностике ставить в известность? по факту. по телефону при оформлении заявки мне была оглаешна сумма 550р за диагностику. о каких-то доп.диагностиках умолчали и тем более о стоимости этих диагостик. Т.е.исходя из договора доп.диагностику они будут делать или не будут- как того потребует ситуация, а я,Как клиент сижу внедевении об этой доп.диагностике,была ли в ней необходимость и ее цена.да,В договоре это прописано,но меня оповестили по факту,а я не согласна на диагностику в 2400,т.к. по телефону меня поставили в известность о 550р,т.е. тупо не договорили,Умолчали.

вот,что есть на сайте. прайса полного нет,т.е. решают получается,на свое усмотрение

17 Августа 2016, 21:50

Ищете ответ? Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Источник: http://pravoved.ru/question//


Бесплатная юридическая консультация:

Ответственность продавца за недостоверную информацию о товаре

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье мы продолжим рассматривать особенности закона «О защите прав потребителей».

В статье «Закон о защите прав потребителей. Недостатки товара.» были рассмотрены основные понятия закона, а сегодня речь пойдет об информации, которая должна предоставляться покупателю в обязательном порядке, а также об ответственности за ее непредоставление. Приступим.

Обязанность обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания

Рассмотрим статью 6 закона «О защите прав потребителей»:

Статья 6. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара


Бесплатная юридическая консультация:

Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

Обратите внимание, изготовитель обязан в течение срока службы товаров обеспечивать возможность его использования, т.е. производить выпуск запасных частей для него.

Например, срок службы автомобилей китайской марки Geely составляет 72 месяца (6 лет) иликм пробега. В течение этого срока производитель обязан выпускать запасные части. Естественно, они могут выпускаться и по истечении 6 лет с момента выпуска последнего автомобиля, однако только по личному желанию автопроизводителя.

Если для Вашего автомобиля срок службы не установлен, то запчасти для него должны выпускаться в течение 10 лет со дня передачи последней машины данной модели потребителю.

Предположим, что Вы владеете автомобилем, 2005 года выпуска (9-летним) и нигде не можете найти запасных частей для него. В данном случае производитель нарушает закон «О защите прав потребителей» и Вы можете в судебном порядке обязать его выпустить необходимые Вам запасные части.


Бесплатная юридическая консультация:

Однако по истечении 10 лет с момента передачи автомобиля предъявлять требования к производителю бессмысленно. Поэтому я рекомендую быть внимательными при покупке автомобилей старше 10 лет, т.к. с запасными частями для них могут быть проблемы.

Информация о продавце и о его товарах

Потребитель имеет право потребовать информацию об изготовителе и продавце, а также о продающихся товарах или предоставляющихся услугах:

Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Например, согласно статье 9 продавец (изготовитель) обязан предоставить полную юридическую информацию о себе. Причем сделать это он должен даже в том случае, если торговля осуществляется во временном сооружение (на ярмарке или рынке).


Бесплатная юридическая консультация:

Предположим, что Вы решили приобрести чехлы для сидений автомобиля на временной ярмарке. Скорее всего ярмарка будет проходить лишь в течение нескольких дней. Если же в течение гарантийного срока Вы обнаружите недостаток товара (чехлы расходятся по швам), то найти продавца Вам вряд ли удастся.

Именно на такой случай в законе и введена статья, дающая право получения полной информации о продавце. При покупке товара во временном сооружении обязательно потребуйте от продавца его реквизиты. В случае необходимости это поможет Вам найти его и исправить недостатки товара.

Кроме того, согласно статье 10, продавец также обязан предоставить достоверную информацию и о продаваемом товаре.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Обратите внимание, что потребителю в том числе должна быть предоставлена информация и о том, что товар был в употреблении.


Бесплатная юридическая консультация:

Вернемся к примеру с чехлами. Предположим, что при покупке Вы сообщили продавцу, что Вам необходимы чехлы на автомобиль ВАЗ 2107, однако при их установке обнаружили, что они не подходят по размеру. Это недостаток товара, поэтому Вы возвращаете чехлы продавцу. При продаже данных чехлов другому покупателю продавец будет обязан сообщить о том, что они были в употреблении.

Отмечу, что на практике подобную информацию обычно скрывают. Однако за данное нарушение для продавцов предусмотрена ответственность:

Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)

1. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).

2. Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктамистатьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

3. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.

4. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

Обратите внимание, что согласно пункту 1 статьи 12 Вы можете отказаться от исполнения договора купли-продажи, если Вам своевременно не была предоставлена информация о товаре.

В приведенном выше примере с чехлами Вы можете отказаться от покупки, т.к. они уже были в употреблении, а продавец заранее этого не сообщил.

Ответственности за вред, причиненный третьим лицам

Статья 14 закона «О защите прав потребителей» предусматривает имущественную ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги):

Статья 14. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)

2. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

В данной статьей наиболее интересен пункт 2, который подчеркивает, что требовать возмещения вреда может не только непосредственный покупатель.

Предположим, что Василий в 2008 году приобрел новый автомобиль. В 2012 году Василий продал автомобиль своему другу Петру. В 2014 году автомобиль Петра из-за неправильной настройки электроники на заводе самостоятельно завелся и врезался в ворота гаража. В данном случае Петр имеет право требовать возмещения вреда, нанесенного его имуществу (гаражу, автомобилю), непосредственно от продавца или автопроизводителя (хотя договор купли-продажи авто он заключал с Василием).

Подытожим информацию из данной статьи:

1. Производитель обязан обеспечивать свой товар запасными частями в течение срока его эксплуатации (или в течение 10 лет, если срок эксплуатации не установлен).

2. Продавец (производитель) обязан предоставить покупателю полную информацию как о себе, так и о продаваемом товаре или предоставляемой услуге.

3. Требовать возмещения вреда имуществу от производителя может любой пострадавший. При этом не имеет значения, что он не является непосредственным покупателем.

В следующей статье серии «Обзор закона о защите прав потребителей» речь пойдет о том, что может предпринять потребитель в случае обнаружения недостатков товара.

Источник: http://pddmaster.ru/interest/otvetstvennost-prodavca-za-nedostovernuyu-informaciyu-o-tovare.html

Целенаправленное сокрытие информации о полной стоимости товара

Читаем и анализируем Правила продажи товаров дистанционным способом.

3. При продаже товаров дистанционным способом продавец обязан ПРЕДЛОЖИТЬ покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта.

8. Продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи (далее — договор) предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, ..

14. В случае если покупатель передает продавцу сообщение о своем намерении приобрести товар, в сообщении должны быть обязательно указаны:

а) полное фирменное наименование (наименование) и адрес (место нахождения) продавца, фамилия, имя, отчество покупателя или указанного им лица (получателя), АДРЕС, по которому следует доставить товар;

22. В СЛУЧАЕ ЕСЛИ договор заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем, а если место доставки товара покупателем не указано, то в место его жительства.

Для доставки товаров в место, указанное покупателем, продавец может использовать услуги третьих лиц (с обязательным информированием об этом покупателя).

26. Доставленный товар передается покупателю по месту его жительства или иному указанному им адресу

Таким образом, вся существенная информация о товаре и его цене (ст. 8,9,10) потребителю должна быть предоставлен до оформления договора ( ну или по крайней мере в момент оформления). Этот момент определяется принятием оферты.

Условие о доставке товара, приобретенного дистанционным способом, моет и не быть — тогда потребитель сам идет в какую-то точку выдачи товаров и сам получает (и в этом случае никакие деньги за доставку не должны браться). Я не знаю, точно, есть ли у потребителя выбор (заказывать доставку или нет) но если доставка была заказана — то Доставка предоставляется по тому адресу который указал потребитель. Перевозка со склада в точку выдачи товаров — это не доставка.Я не знаю есть ли у потребителя выбор: заказывать доставку или нет, но думаю что есть.

Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).

Однако это право может быть иллюзорным. Пример: я живу в Вологде, интернет магазин в Москве. Мне предложили услуги по доставке, я решил отказаться, а у них нет точки выдачи товаров в Вологде. И вообще нигде нет. Так что делать нечего — придется ехать))

За нарушение прав потребителя предусмотрена административная ответственность 14.8 и рядом еще. Роспотребнадзор занимается. но лучше еще и в суд обратиться. если время не жалко)

Источник: http://otvet.mail.ru/question/

Иван Климов

Ваш юрист

Сокрытие информации должностным лицом

29.04.2018 admin Комментарии Нет комментариев

Сокрытие правонарушений, совершенных должностными лицами

Тяжкие последствия — см. также материал к ст. ст. 285, 286 УК РФ

Заведомо неполная либо ложная информация

Предоставляя требуемую информацию, лицо сознательно изменяет ее содержание путем представления не всех сведений, расчетов, материалов либо вообще искажает информацию, делая ее не соответствующей действительности (Галахова А.В. Должностные преступления. М., 1998. С. 27).

В неполной информации сообщаются не все сведения и данные, которые должны были входить в эту информацию по интересующему Федеральное Собрание или Счетную палату вопросу. В ложной информации искажается истинное положение дел.

Предоставление ложной или неполной информации в результате допущенной ошибки, невнимательности и т.п. может в соответствующих случаях повлечь ответственность за халатность (ст. 293 УК РФ) (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.И. Радченко, А.С. Михлина. СПб., 2007. С. 614 (автор — Б.В. Волженкин)).

При предоставлении заведомо неполной информации в представленных материалах или документах отсутствует часть сведений, что искажает информацию.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. А.А. Чекалина, В.Т. Томина, В.В. Сверчкова) включен в информационный банк согласно публикации — Юрайт-Издат, 2007 (4-е издание, переработанное и дополненное).

Предоставление заведомо ложной информации означает представление сведений, не соответствующих действительности (неверные цифровые данные, искаженные факты и т.д.) (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. М., 2009. С. 1094 (автор — С.В. Изосимов)).

Предоставление заведомо неполной информации — это смешанное бездействие, при котором должностное лицо лишь частично предоставляет запрошенную информацию, намеренно уклоняясь от предоставления другой ее важной части, что делает невозможной объективную и правильную оценку затребованной информации.

Комментарий Г.А. Есакова, А.И. Рарога, А.И. Чучаева «Настольная книга судьи по уголовным делам» (отв. ред. А.И. Рарог) включен в информационный банк согласно публикации — Велби, Проспект, 2007.

Предоставление заведомо ложной информации — это действие, которое заключается в намеренном искажении запрошенной информации, т.е. в предоставлении сведений, полностью или частично не соответствующих действительности (Есаков Г.А. и др. Настольная книга судьи по уголовным делам / Отв. ред. А.И. Рарог. М., 2009. С. 471 (автор — А.И. Рарог)).

При предоставлении заведомо неполной информации должностное лицо сообщает не все интересующие Совет Федерации, Государственную Думу или Счетную палату сведения, при том что такие сведения у него имеются, а также имеется возможность предоставить требуемую информацию в полном объеме. При предоставлении заведомо ложной информации лицо сообщает адресату сведения, которые полностью либо в какой-то части не соответствуют действительности. (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. М., 2013. С. 861 (автор — А.В. Бриллиантов)).

Сокрытие правонарушений, совершенных должностными лицами

Сокрытие может быть совершено в отношении как нескольких правонарушений, нескольких должностных лиц, так и правонарушения одного должностного лица. Совершая это деяние, должностное лицо искажает фактическое состояние дел (Галахова А.В. Должностные преступления. М., 1998. С. 28).

Сокрытие правонарушений, в частности, может выражаться в преднамеренном непредоставлении запрашиваемой информации о фактах злоупотребления должностными полномочиями либо их превышения в том или ином органе государственной власти, о фактах взяточничества, хищений и других правонарушений (Научно-практическое пособие по применению УК РФ / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2005. С. 689 (автор — В.И. Радченко)).

Комментарий Г.А. Есакова, А.И. Рарога, А.И. Чучаева «Настольная книга судьи по уголовным делам» (отв. ред. А.И. Рарог) включен в информационный банк согласно публикации — Велби, Проспект, 2007.

Это утаивание сведений о фактах допущенных правонарушений, об обстоятельствах их совершения либо о виновных в их совершении. Речь идет не только о преступлениях, но и о других правонарушениях, совершенных должностными лицами органов законодательной, исполнительной или судебной власти Российской Федерации или субъекта РФ (но не органов местного самоуправления) (Есаков Г.А. и др. Настольная книга судьи по уголовным делам / Отв. ред. А.И. Рарог. М., 2009. С.

Другие статьи

471 (автор — А.И. Рарог)).

К тяжким последствиям можно отнести, например, искажение данных об экологической обстановке, состоянии здравоохранения, преступности, исполнении бюджета, принятие на их основе неадекватного нормативно-правового акта при условии, что это стало возможным в результате предоставления по запросам неполной либо ложной информации (Галахова А.В. Должностные преступления. М., 1998. С. 28).

Неполная либо искаженная информация, предоставленная Счетной палате РФ, также может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с принятием ошибочных решений как самой Счетной палатой, так и Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ, прокуратурой и другими правоохранительными органами, куда будут направлены материалы Счетной палаты, основанные на дезинформации (Волженкин Б.В. Служебные преступления. СПб., 2005. С. 156).

Под тяжкими последствиями понимается, например, принятие Государственной Думой РФ такого законодательного акта, который основан на предоставленной ей заведомо неполной либо ложной информации. Его применение будет связано с причинением или возможностью причинения вреда в сфере регулируемых законодательным актом общественных отношений. Естественно, такой акт подлежит отмене (Научно-практическое пособие по применению УК РФ / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2005. С. 689 (автор — В.И. Радченко)).

Тяжкие последствия могут выражаться в принятии законодательным органом неправильных решений, в нарушении планового характера использования бюджетных средств, в причинении государству значительного материального ущерба, в необоснованном перераспределении бюджетных средств и т.д. (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2007. С. 823 (автор — А.Н. Игнатов)).

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. А.А. Чекалина, В.Т. Томина, В.В. Сверчкова) включен в информационный банк согласно публикации — Юрайт-Издат, 2007 (4-е издание, переработанное и дополненное).

К тяжким последствиям, в частности, можно отнести дестабилизацию работы Федерального Собрания РФ или Счетной палаты РФ; возникновение напряженности в отношениях между законодательной и исполнительной ветвями власти; неадекватную реакцию законодателей на события международной жизни; принятие ошибочного законодательного решения; наступление экономического кризиса; нарушение конституционных прав значительного числа граждан и тому подобные последствия, к которым привели непредоставление информации или предоставление заведомо неполной либо ложной информации (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. М., 2009. С. 1095 (автор — С.В. Изосимов)).

Комментарий Г.А. Есакова, А.И. Рарога, А.И. Чучаева «Настольная книга судьи по уголовным делам» (отв. ред. А.И. Рарог) включен в информационный банк согласно публикации — Велби, Проспект, 2007.

Тяжкие последствия охватывают различные как по характеру, так и по степени опасности последствия: существенное искажение данных об исполнении государственного бюджета, обострение отношений между разными ветвями государственной власти, срыв плана законотворческой деятельности Федерального Собрания РФ, дискредитацию органов государственной власти и т.д. (Есаков Г.А. и др. Настольная книга судьи по уголовным делам / Отв. ред. А.И. Рарог. М., 2009. С. 472 (автор — А.И. Рарог)).

Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица

Существенное нарушение (вред) прав и законных интересов — см. материал к ст. ст. 201, 202, 285, 286 УК РФ

Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности

AZ-libr.ру

УК РФ Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей

1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, —

(в ред. Федерального закона от 18.03.1999 N 50-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Ст. 237 УК РФ. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей

(в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 108-ФЗ)

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Комментарий к статье 5.39

1. В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Поскольку право граждан на предоставление информации определено Конституцией РФ, его ограничение в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ возможно только федеральным законом. Таким образом, под «законом», упомянутым в ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, а также в комментируемой статье, подразумевается именно федеральный закон, но не закон субъекта Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 41 Конституции РФ сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

2. Под предоставлением гражданину документов, материалов подразумевается пользование гражданином информационными ресурсами, порядок которого определен Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Согласно данному Федеральному закону под информацией подразумеваются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления; документом (документированной информацией) является зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

В соответствии со ст.Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» пользователи — граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения — обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

Порядок получения пользователем информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяет собственник или владелец информационных ресурсов. Перечни видов информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам владельцы информационных ресурсов и информационных систем предоставляют пользователям бесплатно.

Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, обеспечивают условия для оперативного и полного предоставления пользователю документированной информации в соответствии с обязанностями, установленными уставами (положениями) этих органов и организаций. Порядок накопления и обработки документированной информации с ограниченным доступом, правила ее защиты и порядок доступа к ней определяются органами государственной власти, ответственными за конкретные вид и массивы информации, в соответствии с их компетенцией либо непосредственно ее собственником в соответствии с законодательством.

3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес. Отказ в доступе к данным информационным ресурсам может быть обжалован в суд.

4. Граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь по основаниям, предусмотренным федеральными законами. Владелец документированной информации о гражданах обязан предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. Согласно ст. 13 Федерального закона от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» необоснованный отказ в доступе к государственному банку данных о детях, предоставление заведомо недостоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, сокрытие такой информации и другие неправомерные действия, нарушающие право граждан на получение указанной информации или создающие препятствия к осуществлению такого права, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

6. В соответствии со ст. 31 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. Nкаждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.

Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным ст. 61 Основ.

7. Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

8. Условия предоставления пользователям (потребителям) информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационной продукции установлены ст. 17 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», согласно которой информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция предоставляются пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров в соответствии с указанным Федеральным законом и законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды.

Информация общего назначения доводится до пользователей (потребителей) в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи, через средства массовой информации в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей (потребителей).

Специализированная информация предоставляется пользователям (потребителям) на основе договоров.

Росгидромет обязан информировать пользователей (потребителей) о составе предоставляемой информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, о формах доведения данной информации и об организациях, осуществляющих информационное обслуживание пользователей (потребителей).

Уважаемый посетитель!

В соответствии с п. 4 ст. 19 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» Минюст России ежегодно публикует перечень политических партий и их региональных отделений по состоянию на 1 января в общероссийских периодических печатных изданиях и размещает этот перечень на специальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования с указанием даты регистрации каждой политической партии и каждого регионального отделения политической партии. На указанном сайте ежегодно размещаются также сводные финансовые отчеты политических партий, контактные телефоны постоянно действующих руководящих органов политических партий и их региональных отделений и иная открытая информация о политических партиях.

10. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц.

11. Обязанности органов государственной власти, их должностных лиц по предоставлению информации установлены п. 15 ст. 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому участковая комиссия не позднее чем за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей, участников референдума для ознакомления избирателей, участников референдума и его дополнительного уточнения.

12. Правительство РФ и другие федеральные органы исполнительной власти обязаны обеспечить доступ граждан и организаций к информации о своей деятельности. С этой целью Правительство РФ устанавливает перечень сведений о своей деятельности и деятельности федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования (см. п. 18, 47 Перечня сведений о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 98. Указанные сведения соответствуют дефиниции персональных данных, установленной Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»). К указанным сведениям отнесены данные о правовых актах, принимаемых Правительством РФ, федеральным министерством, ведомством, и о других организационно-правовых формах деятельности. К ним относятся также и персональные данные о Председателе Правительства РФ, членах Правительства РФ, руководителях федеральных органов исполнительной власти, его территориальных органов, а также о других должностных лицах (фамилии, имена, отчества и по согласованию с указанными лицами — биографические данные).

Данные информационные отношения обусловлены властными полномочиями Правительства РФ, обязывающего федеральные министерства, ведомства формировать общедоступные информационные ресурсы, и регулируются административным правом. Обязанность по обеспечению доступа граждан к указанным сведениям предусмотрена Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации»; неисполнение, ненадлежащее исполнение указанной обязанности квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей.

К указанному правонарушению относится, например, несвоевременное или нерегулярное размещение информационных ресурсов в сети «Интернет» и в других информационных системах общего пользования. По смыслу комментируемой статьи предоставление гражданину доступа к информации не связано с ее содержанием, но обусловлено регламентацией данного права в федеральном законе. Таким образом, гражданам должна быть предоставлена не только информация, непосредственно затрагивающая их права и свободы, но и иная информация, к которой и относятся сведения о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.

13. Корреляция данного административного правонарушения и преступления обусловлена общественно опасными последствиями деяния. Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, квалифицируются как преступление (ст. 140 УК).

14. См. п. 5 комментария к ст. 5.38.

1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, — наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 237 Уголовного Кодекса РФ

Объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие право гражданина на получение достоверной информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья.

Факультативный объект — отношения по охране здоровья, окружающей природной среды.

Предметом преступления является информация. Согласно Федеральному закону от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Сокрытие правонарушений, совершенных должностными лицами

N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

Объективная сторона преступления выражается в сокрытии или искажении информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

Согласно ч. 3 ст. 41 Конституции РФ сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Под сокрытием следует понимать как утаивание от граждан названной информации, так и несвоевременное оповещение и информирование населения о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

Искажение означает предоставление недостоверных, фальсифицированных сведений о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

Сокрытие или искажение может касаться, например, информации о радиационной обстановке, в том числе о негативном воздействии ионизирующего излучения на окружающую среду, о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, например о порче земель опасными для здоровья людей и окружающей среды отходами производства и потребления.

Медицинские сотрудники могут понести ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, например о замалчивании того, что взятая донорская кровь, направленная реципиентам и уже кому-то перелитая, оказалась зараженной.

Оконченным преступление является с момента сокрытия или искажения информации. Состав преступления формальный.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления специальный — лицо, обязанное обеспечивать население такой информацией. К таковым могут быть отнесены: должностные лица органов местного самоуправления; должностные лица органов государственной власти; работники аварийной, пожарной служб и др.

Квалифицированным (ч. 2 ст. 237 УК РФ) преступление является тогда, когда оно совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации (примечания 2 и 3 к ст. 285 УК РФ), а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия (вред средней тяжести здоровью многих людей, распространение эпизоотий, радиационное заражение местности). Последнее понятие является оценочным и подлежит установлению в каждом конкретном случае.

Другой комментарий к статье 237 УК РФ

1. Предмет преступления — информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

2. Сокрытие означает утаивание, несообщение населению или указанным в законе органам информации, когда доведение ее до сведения данным адресатам является обязательным в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и было необходимо для воздействия на события, факты или явления, создающие опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

Искажение информации характеризуется сообщением неполных сведений, фальсификацией фактических данных, неверными официальными прогнозами и оценками о развитии опасных для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды событий и явлений.

3. Преступление считается оконченным с момента совершения указанного в законе деяния независимо от того, поступила ли адресатам необходимая информация из других источников и была ли устранена грозящая опасность.

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

5. Субъект преступления специальный — лицо, обязанное обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению опасности, информацией о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

6. В качестве квалифицирующих признаков (ч. 2 ст. 237) выступают:

а) совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (см. комментарий к ст. 285 УК);

б) причинение в результате совершенного преступления тяжкого вреда здоровью человека;

в) наступление иных тяжких последствий. К ним относятся существенное нарушение экологической безопасности (например, загрязнение воздуха, воды, земли, уничтожение флоры и фауны), крупных материальных затрат, осуществленных в связи с устранением экологического вреда, нарушение нормального жизнеобеспечения населения и др.

7. Вина по отношению к указанным последствиям может выражаться только в форме неосторожности.

Искажение информации варьирует от откровенной лжи до частных деформаций, таких как подтасовка фактов или смещение понятия по множеству значений, когда, скажем, борьба за некое право какого-либо меньшинства подается как борьба против интересов большинства.

В повседневном общении искажение информации — обычная вещь. Оно практически всегда имеет место при устной передаче информации через третьих лиц. И тем не менее многие не придают этому факту должного значения, хотя это приводит к конфликтам и недоразумениям серьезным и не очень.

Старый еврей возмущается современной музыкой.

— Вот все говорят «Битлз», «Битлз»… А по мне так все это полная ерунда! Картавят, фальшивят, никакой гармонии, и музыка, и слова примитивные.

Об ответственности за распространение недостоверной информации

Арон Моисеевич, вы что, были на концерте? —

Нет, мне Мойша напел!

Утаивание информации в наиболее полном виде проявляется в умолчании, сокрытии определенных тем.

Гораздо чаще используется метод частичного освещения или избирательной подачи материала.

Иногда выдают информацию так, что присутствует лишь видимость передачи информации, а на самом деле она не передается вовсе. Пример: ответы на вопросы, когда множество произнесенных слов не отвечает на заданный вопрос, а лишь иллюстрирует известный афоризм: «язык дан дипломату, что бы скрывать свои мысли».

Этот прием иллюстрирует и следующий сюжет. —

Девушка, а девушка!А телефончик ваш не скажете, а? —

Возьмите телефонный справочник, он там есть. —

Ноя же не знаю вашей фамилии! —

Она тоже есть в телефонном справочнике.

«Потопление» информации. Помимо замалчивания «ненужной» информации и создания таким образом «виртуальной» реальности вместо отражения действительности, СМИ широко используют принцип демократии шума — потопление сообщения, которого невозможно избежать, в хаотическом потоке бессмысленной, пустопорожней информации.

Г. Шиллер пишет: «Подобно тому, как реклама мешает сосредоточиться и лишает весомости прерываемую информацию, новая техника обработки информации позволяет заполнить эфир потоками никчемной информации, еще больше осложняющей для индивида и без того безнадежные поиски смысла» .

Источник: http://ivanklimov.ru/sokrytie-informacii-dolzhnostnym-licom/

Published by admin