Сроки рассмотрения обращения граждан

Об обращениях граждан Статья 20. Срок рассмотрения обращений граждан


Бесплатная юридическая консультация:

Обращения рассматриваются и решаются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а те, которые не требуют дополнительного изучения, — безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их получения.

Оглавление:

Если в месячный срок решить затронутые в обращении вопросы невозможно, руководитель соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации или его заместитель устанавливают необходимый срок для его рассмотрения, о чем сообщается лицу, подавшему обращение. При этом общий срок решения вопросов, затронутых в обращении, не может превышать сорока пяти дней.

По обоснованному письменному требованию гражданина срок рассмотрения может быть сокращен от установленного этой статьей срока.

Обращения граждан, имеющих установленные законодательством льготы, рассматриваются в первоочередном порядке.

Источник: http://kodeksy.com.ua/ka/ob_obrashhenijah_grazhdan/statja-20.htm


Бесплатная юридическая консультация:

Правовед

Раздел 2. Порядок рассмотрения обращений граждан.

Статья 14. Рассмотрение предложений (замечаний) граждан.Органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, должностные лица обязаны рассмотреть предложения (замечания) и сообщить гражданину о результатах рассмотрения.Предложения (замечания) Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, инвалидов Великой Отечественной войны рассматриваются первыми руководителями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций лично.

Статья 15. Рассмотрение заявлений (ходатайств).Органы государственной власти, местного самоуправления и их должностные лица, руководители и должностные лица предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, к полномочиям которых относится рассмотрение заявлений (ходатайств), обязаны объективно и своевременно рассматривать их, проверять изложенные в них факты, принимать решения в соответствии с действующим законодательством и обеспечивать их выполнение, сообщать гражданам о результатах рассмотрения заявлений (ходатайств).Заявления (ходатайства) Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, инвалидов Великой Отечественной войны рассматриваются первыми руководителями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и предприятий лично.Ответ по результатам рассмотрения заявлений (ходатайств) в обязательном порядке дается тем органом, который получил эти заявления и в компетенцию которого входит решение поставленных в заявлениях (ходатайствах) вопросов, за подписью руководителя или лица, исполняющего его обязанности.Решение об отказе в удовлетворении требований, изложенных в заявлении (ходатайстве), доводится до сведения гражданина в письменной форме со ссылкой на Закон и с изложением мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого решения.

Статья 16. Рассмотрение жалоб граждан.Жалоба на действия либо решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, объединения граждан, средств массовой информации, должностного лица подается в порядке подчиненности высшему органу или должностному лицу, что не лишает гражданина права обратиться в суд в соответствии с действующим законодательством, а в случае отсутствия такого органа или несогласия гражданина с принятым по жалобе решением — непосредственно в суд.Жалобы Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, инвалидов Великой Отечественной войны рассматриваются первыми руководителями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций лично.Жалобы на решения общего собрания членов коллективных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, юридических лиц, созданных на основе коллективной собственности, а также на решения высших государственных органов решаются в судебном порядке.Гражданин может подать жалобу лично или через уполномоченное на это другое лицо. Жалоба в интересах несовершеннолетних и недееспособных лиц подается их законными представителями.Жалоба в интересах гражданина по его полномочию, оформленному в установленном законом порядке, может быть подана другим лицом, трудовым коллективом или организацией, осуществляющей правозащитную деятельность.К жалобе прилагаются имеющиеся у гражданина решения или копии решений, принимавшиеся по его обращению ранее, а также другие документы, необходимые для рассмотрения жалобы, которые после ее рассмотрения возвращаются гражданину.

Статья 17. Срок подачи жалобы.Жалоба на обжалованное решение может быть подана в орган или должностному лицу высшего уровня в течение одного года с момента его принятия, но не позднее одного месяца со времени ознакомления гражданина с принятым решением. Жалобы, поданные с нарушением указанного срока, не рассматриваются.Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен органом или должностным лицом, рассматривающим жалобу.Решение высшего государственного органа, который рассматривал жалобу, в случае несогласия с ним гражданина может быть обжаловано в суд в срок, предусмотренный законодательством Украины.

Статья 18. Права гражданина при рассмотрении заявления либо жалобы.Гражданин, обратившийся с заявлением либо жалобой в органы государственной власти, местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, средства массовой информации, к должностным лицам, имеет право:лично изложить аргументы лицу, проверявшему заявление либо жалобу, и принимать участие в проверке поданной жалобы либо заявления;знакомиться с материалами проверки;представлять дополнительные материалы или настаивать на их запросе органом, рассматривающим заявление либо жалобу;присутствовать при рассмотрении заявления либо жалобы;пользоваться услугами адвоката или представителя трудового коллектива, организации, осуществляющей правозащитную функцию, оформив это полномочие в установленном законом порядке;получить письменный ответ о результатах рассмотрения заявления либо жалобы;высказывать устно или письменно требование о соблюдении тайны рассмотрения заявления либо жалобы;требовать возмещения ущерба, если он явился результатом нарушений установленного порядка рассмотрения обращений.


Бесплатная юридическая консультация:

Статья 19. Обязанности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, средств массовой информации, их руководителей и других должностных лиц по рассмотрению заявлений либо жалоб.Органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, средства массовой информации, их руководители и другие должностные лица в пределах своих полномочий обязаны:объективно, всесторонне и своевременно проверять заявления либо жалобы;в случае принятия решения об ограничении доступа гражданина к соответствующей информации при рассмотрении заявления либо жалобы составить об этом мотивированное постановление;по просьбе гражданина приглашать его на заседание соответствующего органа, рассматривающего его заявление либо жалобу;отменять или изменять обжалованные решения в случаях, предусмотренных законодательством Украины, если они не отвечают закону или иным нормативным актам, безотлагательно принимать меры к прекращению неправомерных действий, выявлять, устранять причины и условия, способствовавшие нарушениям;обеспечивать восстановление нарушенных прав, реальное выполнение принятых в связи с заявлением либо жалобой решений;письменно сообщать гражданину о результатах проверки заявления либо жалобы и сути принятого решения;принимать меры по возмещению в установленном законом порядке материального ущерба, если он был причинен гражданину в результате ущемления его прав или законных интересов, решать вопросы об ответственности лиц, по вине которых было допущено нарушение, а также по просьбе гражданина не позднее чем в месячный срок довести принятое решение до сведения органа местного самоуправления, трудового коллектива либо объединения граждан по месту жительства гражданина;в случае признания заявления либо жалобы необоснованными разъяснить порядок обжалования принятого по ним решения;не допускать безосновательной передачи рассмотрения заявления либо жалоб другим органам;лично организовывать и проверять состояние рассмотрения заявлений либо жалоб граждан, принимать меры к устранению порождающих их причин, систематически анализировать и информировать население о ходе этой работы.В случае необходимости и при наличии возможностей рассмотрение обращений граждан возлагается на должностное лицо либо подразделение служебного аппарата, специально уполномоченные осуществлять эту работу, в пределах бюджетных ассигнований. Это положение не отменяет требований части девятой настоящей статьи.

Статья 20. Срок рассмотрения обращений граждан.Обращения рассматриваются и решаются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а те, которые не нуждаются в дополнительном изучении, — безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их получения. Если в месячный срок решить поставленные в обращении вопросы невозможно, руководитель соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации или его заместитель устанавливают необходимый срок для его рассмотрения, о чем сообщается подавшему обращение лицу. При этом общий срок решения вопросов, поставленных в обращении, не может превышать сорока пяти дней.По обоснованному письменному требованию гражданина срок рассмотрения может быть сокращен от установленного настоящей статьей срока.Обращения граждан, имеющих установленные законодательством льготы, рассматриваются в первоочередном порядке.

Статья 21. Бесплатность рассмотрения обращения.Органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, должностные лица рассматривают обращения граждан, не взимая платы.

Статья 22. Личный прием граждан.Руководители и другие должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан обязаны проводить личный прием граждан.Прием проводится регулярно в установленные дни и часы, в удобное для граждан время, по месту их работы и жительства. Графики приема доводятся до сведения граждан.Порядок приема граждан в органах государственной власти, местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности, объединениях граждан определяется их руководителями.Все обращения граждан на личном приеме регистрируются. Если решить поставленные в устном обращении вопросы непосредственно на личном приеме невозможно, оно рассматривается в том же порядке, что и письменное обращение. О результатах рассмотрения гражданину сообщается письменно или устно, по желанию гражданина.

Статья 23. Организация приема граждан высшими должностными лицами.Высшие должностные лица государства — Президент Украины, Председатель Верховной Рады Украины, Премьер-министр Украины — осуществляют прием в установленном ими порядке.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://pravoved.in.ua/section-law/192-zuoog/2005-raz-002.html

Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан

Любой совершеннолетний гражданин РФ имеет право обратиться в органы местного самоуправления, различные учреждения и организации с письменным заявлением или жалобой.

Это право четко прописано в Федеральном законе № 59.

Каков существует порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в различных инстанциях в 2018 году? Об этом читайте ниже.

Сроки рассмотрения обращения гражданина

Но есть в этом правиле исключения:


Бесплатная юридическая консультация:

  • обращение по вопросу нарушения законодательства в сфере миграции рассматривается не больше 20 дней;
  • в исключительных случаях (например, исполнителю нужно проверить факты, поданные заявителем, которые могут содержать государственную тайну) срок рассмотрения обращения может быть пролонгирован на срок не более, чем на 30 дней. При этом уполномоченное лицо обязано проинформировать заявителя о продлении срока рассмотрения его заявления.

Ответственность за нарушение сроков рассмотрения обращений граждан

В Кодексе РФ «Об административных правонарушениях» № 195, в ст. 5.59 говорится от том, что за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан уполномоченными лицами, а конкретно, сроков рассмотрения заявлений, жалоб, на государственные учреждения, организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, возлагается административная ответственность в виде штрафа от 5 до 10 тысяч рублей.

За нарушение полномочий должностным лицом федерального органа исполнительной власти, сотрудниками МФЦ, работниками гос. учреждений, на которых возложена обязанность предоставлять услуги в области регистрации прав на имущество, что повлекло за собой нарушение установленных сроков рассмотрения обращения, влечет за собой наложение штрафа от 3 до 5 тысяч рублей – на сотрудников федеральных органов исполнительной власти; от 1 до 1,5 тысяч рублей – на работников гос. учреждений, которые предоставляют государственные услуги в сфере регистрации права на имущество и т. п.

За повторное нарушение порядка и сроков рассмотрения заявлений сотрудником федеральной исполнительной власти, ему грозит штраф от 10 до 15 тысяч рублей либо отстранение от работы на срок от 3 до 6 месяцев.

В п. 3 ст. 5.63 КоАП зафиксировано, что за нарушение должностным лицом порядка и сроков рассмотрения жалобы, ему грозит штраф от 20 до 30 тысяч рублей.

Если это же должностное лицо неоднократно подвергалось административному наказанию за это же нарушение, тогда ему грозит наказание в виде штрафа от 30 до 50 тысяч рублей.


Бесплатная юридическая консультация:

Рассмотрение обращений граждан в органах государственной власти

Органы местного самоуправления обязательно рассматривают поступившие жалобы, заявления. При необходимости даже могут организовать рассмотрение обращения с выездом на место.

При необходимости орган местного самоуправления имеет право запрашивать материалы или документы в других государственных органах для рассмотрения обращения.

В письменном обращении человек обязательно должен указать наименование органа местного самоуправления или Ф. И. О. должностного лица, а также свои персональные данные. В тексте он должен четко изложить суть заявления или жалобы, в конце поставить дату и подпись.

По общему правилу письменное обращение рассматривается в течение 1 месяца с момента его регистрации.

Рассмотрение обращений граждан в прокуратуре

Этот вопрос регламентируется ФЗ «О прокуратуре РФ» в главе I, статье 10. В ней говорится о том, что в органы прокуратуры граждане РФ могут подавать заявления, жалобы и другие обращения, предметом которых является нарушение законов.


Бесплатная юридическая консультация:

Заявления и жалобы рассматриваются в порядке, определенном законом:

  • обращение может быть как индивидуальным, так и коллективным;
  • обращаясь с заявлением в органы прокуратуры, запрещается нарушать права и свободу других людей;
  • запрещается разглашать информацию, поданную в обращении, без согласия заявителя;
  • ответственность за своевременность рассмотрения обращений возлагается на руководителей органов прокуратуры;
  • анонимные заявления со сведениями о совершаемом или планируемом преступлении органы прокуратуры адресуют в органы внутренних дел.

Сроки рассмотрения заявлений, жалоб:

  • для граждан, военнослужащих, членов их семей, должностных лиц – 30 дней со дня регистрации обращения. Если заявление не требует дополнительного изучения или проверки, тогда ответ на него дается в течение 15 дней;
  • парламентский запрос рассматривается в течение 15 дней.

Ответ на заявление обратившегося гражданина должен быть мотивированным.

Рассмотрение обращений граждан в МВД

Основополагающим законом, который регулирует вопрос рассмотрения обращений граждан государственными и муниципальными организациями, является ФЗ № 59.

Однако государственные власти, в том числе и МВД, утвердили собственные приказы, которые конкретизируют порядок рассмотрения обращений граждан.

Бесплатная юридическая консультация:

Так в силу вступил Приказ МВД № 707 от 12.09.2013 «Об утверждении Инструкции по вопросу рассмотрения обращений граждан Министерством внутренних дел».

Так, Инструкция МВД дает более детальную характеристику в вопросе рассмотрения обращений:

  • Обращение можно направить устно, через специальный ящик в МВД, по почте, через официальный сайт, дежурную часть МВД.
  • Срок регистрации обращения на действие или бездействие должностных лиц органов МВД – в течение 24 часов, а другие обращения регистрируются в течение 3 дней с момента их поступления.
  • Обращения, которые содержат информацию о преступлении или административном правонарушении обязательно регистрируются, докладываются руководителю территориального МВД. После его резолюции такие обращения передаются в дежурные части для регистрации в специальной Книге учета обращений о преступлениях.
  • Если обращение адресуется не по адресу, органы МВД некомпетентны в том или ином вопросе, они должны направить обращение в нужный орган в течение 7 дней. При этом они обязательно должны проинформировать об этом гражданина.
  • Срок рассмотрения обращений в МВД составляет 30 дней. Если срок заканчивается в выходной или нерабочий день, тогда заявление или жалоба должна быть рассмотрена предшествующим праздничному числу днем.
  • В исключительных случаях рассмотрение заявления может быть продлено на срок не больше 30 дней.
  • Анонимные обращения, в которых содержится информация о террористическом акте, обязательно передаются в дежурную часть, где их регистрируют.

Рассмотрение обращений граждан в Следственном комитете

Порядок рассмотрения заявлений, жалоб, поданных в Следственный комитет, регламентируется такими нормативными актами:

  1. Конституцией РФ.
  2. ФЗ № 59.
  3. ФЗ № 403 от 28.12.2010 «О Следственном комитете РФ».
  4. Инструкцией «О порядке рассмотрения обращений граждан в Следственном комитете», утвержденной приказом председателя Следственного комитета при прокуратуре от 19.09.2007.

Требования к тексту обращений, поданных в Следственный комитет:

  • анонимные обращения не рассматриваются;
  • в письменном обращении обязательно должны быть указаны такие сведения: адресат, адресант (Ф. И. О., почтовый адрес, подпись, дата);
  • если в тексте обращения отсутствует конкретика, к примеру, заявитель не написал, в отношении какого органа или должностного лица он хочет обжаловать решение, тогда ответственный сотрудник Следственного комитета в течение 7 дней возвращает заявителю обращение, предлагает ему подкорректировать текст заявления и отправить его повторно;
  • если человек оставляет устное обращение о преступлении, то такое обращение вносится в протокол, куда заносится информация о заявителе и документах, подтверждающих его личность;
  • устные или письменные обращения граждан принимаются дежурным следователем.

Без рассмотрения остаются такие обращения:

  • на которые ранее уже давался ответ по тому же вопросу;
  • если текст заявления невозможно прочесть;
  • если в обращении содержатся нецензурные, оскорбительные слова;
  • если обращение лишено смысла;
  • если после проверки устанавливается, что есть решение суда о признании человека, подавшего обращение, недееспособным или наличия у него психических отклонений;
  • если при рассмотрении заявления будет установлено, что автором обращения является другое лицо.

Обращения граждан и других лиц рассматриваются в течение 30 дней с момента их регистрации.


Бесплатная юридическая консультация:

Направить обращение в Следственный комитет на рассмотрение можно различными способами:

  • лично прийти на прием;
  • отправить заявление по почте;
  • позвонить на телефон доверия;
  • отправить заявление через интернет-приемную Следственного управления;
  • положить письмо с обращением в ящик «Для обращений».

Рассмотрение заявлений, жалоб граждан в медицинской организации

Этот порядок прописан в таких законах: «Об основах охраны здоровья граждан РФ», «Об обязательном медицинском страховании», законом № 4866–1 от 27.04.1933 «Об обжаловании в суде действий и решений, которые нарушают права граждан», а также законом о рассмотрении обращений граждан фз-59 от 02.05.2006 и Гражданским процессуальным кодексом.

Медицинская организация должна предоставить информацию о себе, чтобы граждане могли обратиться с заявлениями, жалобами в письменном виде. Клиника или больница должна указать сведения о себе: почтовый адрес, номера телефонов, адрес электронной почты.

На информационных стендах клиники или на ее официальном сайте обязательно должна быть размещена информация о ее месте нахождения.

Для того чтобы получить информацию о порядке рассмотрения жалоб, заявлений граждан, люди могут обратиться в медицинскую организацию такими способами:


Бесплатная юридическая консультация:

  1. Лично посетить клинику (больницу).
  2. Позвонить по телефону. Сотрудник мед. учреждения на месте принимает обращение и отвечает на него. Если вопрос не в его компетенции, тогда он просит звонившего обратиться в клинику с обращением в письменной форме.
  3. Отправить письмо по адресу.
  4. Отправить электронное письмо.

На рассмотрение заявления или жалобы, направленной в медицинскую организацию, законом отведен срок в 30 дней с момента регистрации обращения.

Особенности рассмотрения обращений граждан

  • Если в заявлении, жалобе или предложении не указаны такие данные, как Ф. И. О. того, кто направляет обращение либо же нет его почтового адреса (если обращение составлено в письменном виде), то ответ на обращение не дается.
  • Если в обращении есть информация о совершаемом или планируемом противоправном действии сотрудника медицинской организации, то обращение направляется в компетентный орган – полицию или прокуратуру.
  • Если в обращении гражданин использует нецензурные или оскорбительные выражения, угрожает должностному лицу медицинской организации, то ответственное лицо вправе оставить такое обращение без ответа, а обратившемуся сообщить о недопустимости злоупотребления нормами права.
  • Если обращение написано от руки, а текст невозможно прочитать, то такое обращение можно оставить без ответа. Оно не адресуется ни в какие другие инстанции.
  • Если лицо уже неоднократно обращалось с одним и тем же вопросом в медицинскую организацию, то на очередное заявление или жалобу должностное лицо мед. организации имеет право не отвечать. О своем решении сотрудник должен проинформировать обратившегося гражданина.

Рассмотрение обращений граждан в школе

Гражданин может подать индивидуальное или коллективное заявление, жалобу, предложение. При этом:

  • устное обращение допускается при личном приеме человека директором или его заместителем;
  • в письменном обращении должна отражаться такая информация: название школы, суть заявления, данные заявителя, дата составления обращения. Если письменное обращение будет анонимным, то оно не будет подлежать рассмотрению;
  • заявление (жалоба) должно быть зарегистрировано в Журнале регистрации обращений в день его поступления. Этот журнал хранится у секретаря директора школы.

Срок рассмотрения обращений не должен превышать 1 месяца с момента его поступления, а те, что не требуют проверки или дополнительного изучения – безотлагательно или не позже 15 дней с момента регистрации.

Общий срок рассмотрения заявления согласно ФЗ № 59 не должен превышать 30 дней, если иное не установлено положениями или инструкциями государственных органов.

Источник: http://zaschita-prav.com/poryadok-i-sroki-rassmotreniya-obrashhenij-grazhdan/


Бесплатная юридическая консультация:

Сроки рассмотрения обращения граждан

Документ : Ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан и порядок их рассмотрения

Ответственность за нарушение законодательстваоб обращениях граждан и порядок их рассмотрения

Право на обращение является одним из конституционных прав граждан Украины. Статья 40 Конституции Украины гласит: “Все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения либо лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к должностным и служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок”.

Порядок реализации указанного права содержит Закон об обращениях граждан — основной нормативный документ, закрепляющий правила, предъявляемые к обращению граждан, порядок и сроки их рассмотрения.

Жалобы, предложения, заявления — это наиболее давние средства обеспечения человеком защиты своих прав. Обращения могут касаться самых разных сторон жизни общества, как общегосударственных интересов, так и личных интересов конкретного человека. Вопросы обращения граждан являются сегодня актуальными не только для физических, но и для юридических лиц, выступающих в качестве участника данных правоотношений.


Бесплатная юридическая консультация:

Прежде чем перейти к основному вопросу статьи, приведем основные положения Закона об обращениях граждан, которые касаются видов обращений, так как это определяет специфику их рассмотрения.

Статья 3 Закона об обращениях граждан дает определение понятиям “жалоба”, “предложение”, “заявление” (табл. 1).

Закон определяет, что обращение может быть сделано как в письменной, так и в устной форме, может быть подано как отдельным лицом (индивидуальное), так и группой лиц (коллективное).

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона об обращениях граждан все обращения, оформленные должным образом и поданные в установленном порядке, подлежат обязательному принятию и рассмотрению. Запрещается отказ в принятии и рассмотрении обращения со ссылкой на политические взгляды, партийную принадлежность, пол, возраст, вероисповедание, национальность гражданина, незнание языка обращения.

Таким образом, предприятие не может отказать в принятии жалобы, заявления, предложения, ссылаясь, например, на язык обращения или национальность, так как такие действия являются незаконными и могут быть обжалованы.


Бесплатная юридическая консультация:

Обращения, не подлежащие рассмотрению

Законодательство устанавливает отдельные ограничения, которые касаются рассмотрения обращений граждан. Так, согласно ст. 8 Закона об обращениях граждан, не подлежат рассмотрению обращения, приведенные в табл. 2.

Решение о прекращении рассмотрения обращения граждан принимает руководитель органа, о чем сообщается лицу, подавшему обращение. Однако если обращение оформлено правильно, то никто не имеет права отказать в его принятии.

Кроме того, обратите внимание, что не все жалобы подлежат рассмотрению в административном порядке. Так, ч. 3 ст. 16 Закона об обращениях граждан указывает, что жалобы на решения в сфере управленческой деятельности общего собрания членов коллективных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, общественных организаций и объединений, жилищно-строительных кооперативов и других юридических лиц, созданных на основе коллективной собственности, рассматриваются исключительно в судебном порядке.

Производство по обращениям граждан


Бесплатная юридическая консультация:

Вопросам процессуального регулирования стадии рассмотрения обращений граждан посвящен раздел II Закона об обращениях граждан.

Статья 14 Закона об обращениях граждан закрепляет порядок рассмотрения предложений (замечаний) граждан. Так, органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, должностные лица обязаны рассмотреть предложения (замечания) и сообщить гражданину о результатах рассмотрения.

Исходя из приведенного положения, можно выделить следующие стадии в производстве по предложениям граждан (рис. 1).

С Рисунком 1 можна ознакомиться: раздел «Справочники», подраздел «Приложения к документам», папка «Консультации».

Основанием возбуждения производства является внесенное гражданином предложение о деятельности государственных органов и местного самоуправления.


Бесплатная юридическая консультация:

Решение исполняется, если при рассмотрении предложения такая реализация будет признана целесообразной.

В противном случае оно отклоняется ввиду его бесполезности. Рассмотрение заявлений (ходатайств) определяется в ст. 15 Закона об обращениях граждан.

Органы государственной власти, местного самоуправления и их должностные лица, руководители и должностные лица учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, предприятий, к полномочиям которых относится рассмотрение заявлений (ходатайств), обязаны объективно и своевременно рассматривать их, проверять изложенные в них факты, принимать решения в соответствии с действующим законодательством и обеспечивать их выполнение, а также сообщать гражданам о результатах их рассмотрения. В производстве по заявлениям граждан можно выделить следующие стадии (рис. 2).

С Рисунком 2 можна ознакомиться: раздел «Справочники», подраздел «Приложения к документам», папка «Консультации».

Ответ по результатам рассмотрения заявлений (ходатайств) в обязательном порядке дается органом, их получившим и в компетенцию которого входит решение затронутых в них вопросов, за подписью руководителя или лица, исполняющего его обязанности. Решение об отказе в удовлетворении требований, изложенных в заявлении (ходатайстве), доводится до сведения гражданина в письменной форме со ссылкой на Закон об обращениях граждан и изложением мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого решения. Особое место среди обращений граждан занимают жалобы, порядок рассмотрения которых закреплен в ст. 16 Закона об обращениях граждан. Жалобы, как правило, связаны с нарушением прав или законных интересов граждан, поэтому для установления правомерности либо необоснованности такого рода обращений граждан предусмотрен следующий порядок рассмотрения (рис. 3).


Бесплатная юридическая консультация:

С Рисунком 3 можна ознакомиться: раздел «Справочники», подраздел «Приложения к документам», папка «Консультации».

Между – производством по предложениям и заявлениям граждан и производством по жалобам есть определенное сходство — ив том, и в другом случае они представляют собой обращения к компетентным органам. Что касается жалоб, то при рассмотрении запрещается их направлять для рассмотрения тем органам или должностным лицам, действия или решения которых они обжалуют!

Если же к полномочиям адресата не относится решение вопроса, затронутого в обращении, то он в течение 5 дней обязан переслать его по принадлежности в соответствующий орган или должностному лицу, о чем сообщается гражданину, подавшему обращение.

Например, гражданин обратился в городской совет с жалобой на действия сотрудника коммунальной службы — уполномоченное лицо обязано ее принять и направить в соответствующую коммунальную службу по принадлежности. Таким образом, отказ в принятии обращения по причине нарушения подведомственности является незаконным и может быть обжалован.

В случае, если обращение не содержит данных, необходимых для принятия обоснованного решения органом или должностным лицом, оно в тот же срок возвращается гражданину с соответствующими разъяснениями.


Бесплатная юридическая консультация:

При рассмотрении обращений необходимо учитывать то, что согласно Закону об обращениях граждан предложения, заявления и жалобы Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, инвалидов Великой Отечественной войны рассматриваются первыми руководителями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и предприятий лично.

Также следует иметь в виду, что ст. 10 Закона об обращениях граждан запрещает разглашение сведений, содержащихся в обращениях. Так, не допускается разглашение:

— полученных из обращений сведений о личной жизни граждан без их согласия;

— сведений, представляющих государственную или иную, охраняемую законом тайну;

— другой информации, если это ущемляет права и законные интересы граждан.


Бесплатная юридическая консультация:

Кроме того, не допускается выяснение данных о личности гражданина, которые не касаются обращения. По просьбе гражданина, высказанной в устной форме или указанной в тексте обращения, не подлежит разглашению его фамилия, место жительства и работы. Несмотря на то, что согласно указанной норме такая просьба подлежит выполнению независимо от ее формы, все же рекомендуем сообщить ее письменно.

Однако это запрещение не распространяется на случаи сообщения информации, содержащейся в обращении, лицам, имеющим отношение к решению дела.

Делопроизводство по обращению граждан

Учитывая особую значимость обращений граждан, Кабинет Министров Украины утвердил специальную Инструкцию № 348, которой определил, что делопроизводство по предложениям (замечаниям), заявлениям (ходатайствам) и жалобам граждан в органах государственной власти, местного самоуправления, объединениях граждан, на предприятиях, учреждениях, организациях независимо от форм собственности, в СМИ ведется отдельно от других видов делопроизводства и возлагается на специально назначенных для этого должностных лиц или на подразделения служебного аппарата.

Указанной Инструкцией предусмотрено, что все поступившие предложения, заявления и жалобы должны приниматься и централизованно регистрироваться в день их поступления на регистрационно-контрольных карточках, пригодных для обработки персональными компьютерами или в журналах.


Бесплатная юридическая консультация:

Журнальная форма регистрации предложений, заявлений и жалоб и учета личного приема граждан допускается в организациях с годовым объемом поступлений до 600 предложений, заявлений и жалоб и таким же количеством обращений граждан на личном приеме. Личную ответственность за состояние делопроизводства по обращениям граждан несут руководители организаций.

Срок хранения обращения граждан

Далее возникает вопрос: как долго необходимо хранить обращения граждан?

Инструкция № 348 определяет, что срок хранения документов по предложениям, заявлениям и жалобам определяется утвержденными руководителями организаций перечнями документов и номенклатурами дел, которые образуются в процессе их деятельности. Однако при этом им следует руководствоваться требованиями законодательства.

Так срок хранения обращений граждан установлен в Перечне № 41, которым предусмотрен пятилетний срок хранения предложений, заявлений и жалоб и документов, связанных с их рассмотрением и решением. Что касается сроков хранения обращений, содержащих предложения о существенных изменениях в работе учреждений, организаций, предприятий или об устранении серьезных недостатков и злоупотреблений, то они хранятся:

— в организациях, в результате деятельности которых создаются документы, подлежащие включению в Национальный архивный фонд — постоянно;


Бесплатная юридическая консультация:

— в организациях, документы которых не передаются в Национальный архивный фонд — 10 лет.

Обращаем внимание на то, что указанные сроки хранения документов являются минимальными и их нельзя сокращать. В случаях, вызванных спецификой деятельности организации, допускается увеличение срока хранения — например, по ценным предложениям граждан.

После истечения установленных сроков хранения документы по предложениям, заявлениям и жалобам подлежат уничтожению в порядке, установленном Перечнем № 41.

Ответственность за сохранность документов по обращениям граждан возлагается на руководителей, иных должностных лиц организаций в соответствии с их функциональными обязанностями.

Обязанности при рассмотрении заявлений и жалоб

При рассмотрении заявлений и жалоб на орган государственной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединений граждан, СМИ, их руководителей и других должностных лиц возлагаются определенные обязанности.

Статья 19 Закона об обращениях граждан предусматривает перечень следующих обязанностей:

— объективно, всесторонне и своевременно рассматривать заявления или жалобы;

— в случае принятия решения об ограничении доступа гражданина к соответствующей информации при рассмотрении заявления либо жалобы составить об этом мотивированное постановление;

— по просьбе гражданина приглашать его на заседания соответствующего органа, рассматривающего его заявление или жалобу;

— отменять или изменять обжалованные решения в случаях, предусмотренных законодательством Украины, если они не соответствуют закону или другим нормативным актам, немедленно принимать меры к прекращению неправомерных действий, выявлять, устранять причины и условия, содействующие нарушению;

— обеспечивать восстановление нарушенных прав, реальное исполнение принятых в связи с заявлением или жалобой решений;

— письменно сообщать гражданину о результатах проверки заявления или жалобы и сути принятого решения;

— принимать меры по возмещению в установленном законом порядке материального ущерба, если он был причинен гражданину в результате ущемления его прав или законных интересов, решать вопрос об ответственности лиц, виновных в допущенном нарушении, а также по просьбе гражданина в месячный срок довести принятое решение до сведения органа местного самоуправления, трудового коллектива либо объединения граждан по месту жительства гражданина;

— в случае признания заявления или жалобы необоснованной разъяснить порядок обжалования принятого по ней решения;

— не допускать необоснованной передачи рассмотрения заявлений или жалоб другим органам;

— организовывать и проверять состояние рассмотрения заявлений или жалоб граждан, принимать меры по устранению причин, их порождающих, систематически анализировать и информировать население о ходе этой работы.

Таким образом, органы власти или должностные лица должны внимательно разобраться в обращении. О своем решении по вопросу, затронутом в обращении, сообщить гражданину в установленный законодательством срок, а в случае отказа в удовлетворении требований изложить мотивы отказа и разъяснить порядок обжалования принятого решения.

Кроме того, обратите внимание, что согласно ст. 21 Закона об обращениях граждан органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, должностные лица должны рассматривать обращения граждан, не взимая платы.

Срок рассмотрения обращений граждан

В какой срок гражданин должен быть уведомлен о рассмотрении обращения? Ответ на этот вопрос содержит ст. 20 Закона об обращениях граждан:

— обращение, не требующее дополнительного изучения проблемы, должно рассматриваться безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня их получения;

— стандартный срок рассмотрения обращений — не более одного месяца со дня их поступления.

Если в месячный срок решить поставленные в обращении вопросы невозможно, руководитель соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации либо его заместитель устанавливают необходимый срок для его рассмотрения, о чем сообщается лицу, подавшему обращение.

Внимание! Общий срок рассмотрения жалоб не может превышать 45 дней.

По обоснованному письменному требованию гражданина срок рассмотрения может быть сокращен от установленного срока. Кроме того, обращения граждан, имеющих установленные законодательством льготы, рассматриваются в первую очередь.

Автору обращения по истечении установленных законодательством сроков в его адрес должен быть направлен письменный ответ. Следует учесть, что если обращение было коллективным (если обращение подписали два и более гражданина), то ответ направляется тому гражданину, который в обращении подписался первым или адрес которого указан. Также в тексте ответа необходимо указывать общее количество обратившихся граждан.

В случае, если ответа на жалобу нет, гражданин имеет право обратиться в прокуратуру или в суд с исковым заявлением о признании противоправной бездеятельности субъекта властных полномочий и обязательством совершить определенные действия.

Ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан

Гарантией реализации права гражданина на обращение является предусмотренная действующим законодательством ответственность как гражданина, так и органа или должностного лица за нарушение требований Закона об обращениях граждан.

По общему правилу привлечение лиц к ответственности за нарушение законодательства об обращении граждан производится согласно действующему законодательству об административной, уголовной, гражданской ответственности. То есть то, какой вид ответственности будет применен к лицу, нарушившему нормы Закона об обращениях граждан, будет зависеть от особенности совершенного правонарушения и тяжести деяния.

Контроль за соблюдением законодательства об обращениях граждан в соответствии со своими полномочиями осуществляют Верховная Рада Украины, народные депутаты Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, Уполномоченный по правам человека Верховной Рады Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские, районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации сельского, поселкового, городского совета и их исполнительные комитеты, депутаты местных советов, а также министерства, другие центральные органы исполнительной власти относительно подчиненных им предприятий, учреждений и организаций (ст. 28 Закона об обращениях граждан).

Надзор за соблюдением законодательства об обращениях граждан осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами (ст. 29 Закона об обращениях граждан). В соответствии с предоставленными им действующим законодательством полномочиями они принимают меры к восстановлению нарушенных прав, защите законных интересов граждан, привлечению нарушителей к ответственности.

Таким образом, если нарушены права граждан, предусмотренные Законом об обращении граждан, например, если в срок не получен ответ на обращение или предоставлен неполный ответ, или гражданину было отказано в возможности присутствовать при рассмотрении заявления или жалобы при наличии такой просьбы, то последний имеет право по поводу данного нарушения жаловаться вышестоящему должностному лицу, в прокуратуру или в суд.

Согласно ст.КУоАП за неправомерный отказ в предоставлении информации, несвоевременное или неполное предоставление информации, предоставление информации, не соответствующей действительности, в случаях, когда такая информация подлежит предоставлению по запросу гражданина согласно Закону об обращениях граждан, на должностных лиц налагается штраф в размере от 15 до 25 НМДГ (от 255 до 425 грн).

А за повторное нарушение в течение года, за которое лицо уже было привлечено к административной ответственности — на должностных лиц налагается штраф ъ размере от 25 до 50 НМДГ (от 425 до 850 грн).

Кроме того, согласно действующему законодательству граждане имеют право на возмещение ущерба в связи с нарушением требований Закона об обращениях граждан при рассмотрении его жалобы.

Так, согласно ч. 1 ст. 25 Закона об обращениях граждан в случае удовлетворения жалобы орган или должностное лицо, принявшие неправомерное решение по обращению гражданина, возмещают ему:

— причиненный материальный ущерб, связанный с подачей и рассмотрением жалобы;

— обоснованные расходы, понесенные в связи с выездом для рассмотрения жалобы по требованию соответствующего органа;

— утраченный за это время заработок.

Споры о взыскании расходов рассматриваются в судебном порядке. Помните, что ст. 55 Конституции Украины закрепляет право каждого на обжалование решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц.

Также гражданину по его требованию и в порядке, установленном действующим законодательством, может быть возмещен моральный ущерб, причиненный неправомерными действиями или решениями органа либо должностного лица при рассмотрении жалобы (ч. 2 ст. 25 Закона об обращениях граждан). Размер возмещения морального (неимущественного) ущерба в денежном выражении определяется судом. Характеристики морального ущерба содержатся в Постановлении № 4.

Однако не только органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, должностные лица несут ответственность за нарушения законодательства об обращениях граждан.

Статья 26 Закона об обращениях граждан предусматривает, что подача гражданином обращения, содержащего клевету и оскорбления, дискредитацию органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан и их должностных лиц, руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, призывы к разжиганию национальной, расовой, религиозной вражды и иным действиям, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

При этом расходы, понесенные органом государственной власти, местного самоуправления, предприятием, учреждением, организацией независимо от форм собственности, объединением граждан, СМИ в связи с проверкой обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с гражданина по решению суда (ст. 27 Закона об обращениях граждан).

Раскрыв в данной статье основные положения, касающиеся производства по обращению граждан, надеемся, что они помогут вам не допускать ошибок при рассмотрении поступающих на предприятие заявлений, предложений, жалоб, а, следовательно, избежать и нарушений действующего законодательства.

Список использованных документов

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях

Закон об обращениях граждан — Закон Украины от 02.10.1996 г. № 393/96-ВР “Об обращениях граждан”

Инструкция №Инструкция по делопроизводству с обращениями граждан в органах государственной власти и местного самоуправления, объединениях граждан, на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности, в средствах массовой информации, утвержденная Постановлением ЕМУ от 14.04.1997 г. № 348

Перечень № 41 — Перечень типовых документов, образующихся в деятельности органов государственной власти местного самоуправления, других учреждений, организаций и предприятий, утвержденный приказом Главного архивного управления при Кабинете Министров Украины от 20.07.1998 г. № 41

Постановление № 4 — Постановление Пленума Верховного Суда от 31.03.1995 г. № 4 “О судебной практике в делах о возмещении морального (неимущественного) ущерба”

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 16 (746),19 апреля 2010 г.Подписной индекс 40783

Источник: http://cons.parus.ua/_d.asp?r=06DP638bbf3fda53245d8c11155b245e801d8

Сколько составляют сроки рассмотрения обращений граждан?

Сроки рассмотрения обращений граждан закреплены на законодательном уровне и зависят от вида обращения и адресата. В этой статье рассматриваются различные случаи обращения граждан в государственные учреждения и частные компании.

Куда граждане обращаются и каким образом

Одна из форм взаимодействия гражданина с другими участниками отношений — направление им обращений. Таким способом гражданин может довести до сведения другого лица свой вопрос или сделать предложение, а также пожаловаться на чьи-то действия (бездействие). В зависимости от содержания обращения делятся:

  • На предложение. Используется гражданином для изложения своих рекомендаций по решению того или иного вопроса или осуществлению процесса.
  • Заявление. В нем гражданин просит посодействовать ему либо заявляет об обнаруженных им нарушениях.
  • Жалобу. К данной форме обращения гражданин прибегает в случае нарушения его прав, о восстановлении которых он просит.
  • Ходатайство. Один из подвидов заявления, в котором гражданин просит признать определенный статус, права или интересы.

Ситуаций, когда гражданин может использовать обращение, множество. На конституционном уровне за каждым человеком закреплено право на обращение в госорганы и органы местного самоуправления — как в целом, так и к конкретным должностным лицам в их составе. Получается, что гражданин может адресовать свое обращение любому учреждению, и там его должны рассмотреть и дать ответ. Порядок, в котором рассматриваются обращения, закреплен в ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

Отдельно хотелось бы отметить механизм использования гражданином судебной защиты, для реализации которого ему необходимо подать жалобу в виде искового заявления в суд. С вступлением в силу с 8 марта 2015 года Кодекса административного судопроизводства РФ все споры, возникающие на основании административно-публичных отношений, теперь рассматриваются на его основании. Сроки обжалования решений или действий госорганов и органов местного самоуправления в суде также устанавливаются КАС РФ.

Сколько составляет срок рассмотрения обращения гражданина

В тех случаях, когда гражданин подает в госорган или орган местного самоуправления обращение в письменном виде, у адресата есть 30 дней на его рассмотрение (ст. 12 закона № 59-ФЗ). Отсчет срока идет от даты регистрации обращения. Так что если обращение было послано по почте, нужно учитывать время пересылки и срок, который отводится на регистрацию, а именно 3 дня с момента поступления обращения адресату (ст. 8 закона № 59-ФЗ).

Важно! В исключительных случаях, когда для дачи ответа на обращение необходимо предпринять дополнительные действия или получить ответ от других учреждений, руководитель госоргана или органа местного самоуправления может продлить срок еще на 30 дней. Заявитель в обязательном порядке уведомляется об этом.

А вот, наоборот, сокращенный до 20 дней срок предусмотрен, когда обращение поступает высшему должностному лицу субъекта РФ и содержит информацию о нарушениях, допущенных в сфере миграционного законодательства.

Законом допускается и устная форма обращения, когда гражданин задает вопросы должностному лицу в ходе личного приема. По возможности ответ на них дается сразу же и тоже устно. Если это невозможно, заявитель будет дожидаться письменного ответа те же 30 дней.

На сайте Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека в сентябре 2015 года был опубликован для публичного обсуждения проект нового ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ». В нем предполагается уменьшить срок рассмотрения обращений до 20 дней. А в случаях, когда для дачи ответа нет необходимости проводить дополнительную проверку данных, срок не должен превышать 10 дней. При этом в проекте учитывается, что обращение может направляться как в письменном, так и в электронном виде.

Сроки в судах

Тем гражданам, которые решили обжаловать решение госорганов или органов местного самоуправления, а также действия или бездействия работающих в них должностных лиц в судебном порядке, стоит быть готовыми к тому, что тяжба может затянуться. Связано это с возможностью рассмотрения спора поочередно в нескольких инстанциях.

Согласно КАС РФ на рассмотрение спора в суде 1-й инстанции отводится 2 месяца, если это районный суд или областной и приравненные к нему суды. А вот в Верховном суде РФ дело может разрешаться и 3 месяца. При особо сложных делах возможно продление установленного срока еще на 1 месяц.

После вынесения решения судом 1-й инстанции может пройти еще месяц (но не более) до подачи апелляции, на рассмотрение которой отводится 2 месяца областным и приравненным к нему судам и 3 месяца ВС РФ. Кассацию можно подавать на протяжении 6 месяцев после вступления обжалуемого решения в силу. А рассмотрение кассации в ВС РФ длится месяц, если судья не истребовал дело из предыдущей инстанции, и 2 месяца, если все-таки истребовал.

Сколько дают ответ на обращение прокуратура, следственный комитет и органы внутренних дел

Граждане могут направлять обращения в правоохранительные органы. На основании закона № 59-ФЗ там разработаны свои инструкции по их рассмотрению. Эти инструкции во многом схожи. Вот что говорится в них о сроках рассмотрения обращения граждан.

Прокуратура

Генпрокуратура России издала приказ от 30.01.2013 № 45, в котором утвердила инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан. В разделе 5 этой инструкции указаны следующие сроки:

  • 30 дней для стандартного рассмотрения обращения гражданина, военнослужащего или должностного лица;
  • 15 дней для рассмотрения обращений, которые не требуют дополнительной проверки данных.

Можно сказать, что в данном случае используется сокращенный по сравнению с законом № 59- ФЗ срок.

Следственный комитет

Соответствующая инструкция по рассмотрению обращений граждан в СК РФ утверждена приказом первого заместителя генпрокурора РФ — председателя СК РФ от 19.09.2007 № 17. В ее разделе 5 также устанавливаются сроки рассмотрения. Для граждан они соответствуют срокам, предусмотренным законом № 59-ФЗ. Речь идет о 30 днях с возможностью продлить срок еще на 30 дней в особо сложных случаях. А вот военнослужащие могут получить ответ в сокращенный до 15 дней срок при возможности его продления еще на 15 дней.

Органы внутренних дел

Инструкция по рассмотрению обращений граждан в системе МВД утверждена приказом МВД России от 12.09.2013 № 707. В разделе 7 этой инструкции указаны предельные сроки рассмотрения обращений, которые составляют 30 дней с возможностью их продления еще на столько же.

Сроки в частных структурах

Если брать во внимание порядок рассмотрения обращений граждан, закрепленный в законе № 59-ФЗ, то он распространяется только на обращения в госорганизации и органы местного самоуправления. Обращения в частные структуры в нем не рассматриваются. Это не означает, что гражданин не может написать заявление, подать жалобу или направить предложение в обычную компанию.

В данном случае можно говорить о следующих формах обращения:

  • претензия, срок рассмотрения которой зависит от формы спора и вида правоотношений;
  • рекламация, срок рассмотрения которой тоже регулируется в зависимости от ситуации, в которой она подается.

Говорить о каком-то едином сроке рассмотрения обращений в частную организацию не приходится — все зависит от повода для такого действия.

Обращения граждан должны быть рассмотрены адресатом в обязательном порядке в срок, закрепленный на законодательном уровне. Если это не будет сделано, то для нарушителей наступает ответственность. Если ответ не был дан госорганом или органом местного самоуправления, размер санкций будет устанавливаться в соответствии с КоАП РФ. Сами же сроки, в которые должны быть рассмотрены соответствующие обращения, определяются в различных нормативных актах.

Источник: http://nsovetnik.ru/zawita_prav_potrebitelej/skolko_sostavlyayut_sroki_rassmotreniya_obrawenij_grazhdan/

Published by admin