Страхование средств транспорта

Транспортное страхование


Бесплатная юридическая консультация:

1. Страхование автотранспорта

2. Страхование воздушного транспорта

3. Страхование водного транспорта

-1 Страхование автотранспорта

Транспортное страхование(страхование средств транспорта) – совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба вследствие повреждения или уничтожения (угона, кражи) транспортного средства.

Оглавление:

Объектами страхования являютсялюбые самоходные транспортные средства, подлежащие государственной регистрации органами ГИБДД РФ.

В автомобильном страховании выделяют2подотрасли:


Бесплатная юридическая консультация:

I.Страхование автотранспорта каско

Объектом страхования являетсятранспортное средство в комплектации завода-изготовителя. Страховая защита может быть расширена на не входящее в заводской комплект дополнительное оборудование (телеаппаратура, противоугонное устройство, сигнализация и т.п.).

Страховщики обычно предлагают страхование каско и дополнительного оборудования в пакете со страхованием багажа, находящегося в ТС и прицепе, а также жизни и здоровья водителя и пассажиров.

Страхование автотранспорта КАСКО – это добровольный вид страхования.

Страхователи– юридические и физические лица. Юридические лица страхуют ТС, находящиеся у них на балансе, арендуемые, полученные по лизингу и т.д. Физические лица страхуют собственные ТС, используемые по доверенности на право пользования, арендуемые и др.

При страховании водителя и пассажиров от несчастного случая по желанию клиента страхуется весь салон или отдельные посадочные места.


Бесплатная юридическая консультация:

Регионом страхования в договоре выступает РФ, но по желанию клиента он может быть расширен.

Различают два варианта страхового покрытия:

1. Частичное касковключает риски повреждения или уничтожения объекта либо его частей в результате ДТП; взрыва, пожара; стихийного бедствия; выхода из строя водопроводной и отопительной систем в гараже; повреждения от противоправных действий 3-их лиц; столкновения с дикими животными; провала под лед; утраты ТС товарного вида в результате таких событий.

2. Полное касковключает частичное каско и угон.

Объем страховой ответственности в договоре зависит от разработанных конкретными страховщиками вариантов (программ) страхования и от пожеланий клиентов. Например, страхование от столкновения с животными характерно для проживающих в сельской местности владельцев ТС, от противоправных действий 3-их лиц – в городах, от угона – для всех.


Бесплатная юридическая консультация:

Договор страхования может заключаться на срок до 1 года. Страховая премия вносится единовременно или в два срока: 50% при заключении договора и 50% в течение 2-3 месяцев.

Страховая сумма.ТС может быть застраховано по полной рыночной цене (новые ТС), по рыночной цене с учетом износа (подержанные ТС), на сумму ответственности страхователя перед сдавшей ТС в аренду организацией, по неполной стоимости с установлением пропорциональной ответственности.

При определении страховой премииучитывают марку авто, модель, год выпуска, пробег, регион страхования, цель использования ТС, условия хранения, тип защитного устройства (охранная, противоугонная), квалификация и стаж водителя, уровень аварийности (скидки за езду без аварий). Возможно установление безусловной франшизы.

При наступлении страхового события страхователь должен заявить об этом в соответствующие компетентные органы (ГИБДД, УВД, пожарная охрана и др. в зависимости от характера происшествия) с целью получения удостоверяющего факт страхового случая документа, а также страховщику в оговоренный срок.

Срок выплаты возмещениязависит от конкретных условий страхования и обычно колеблется от 3 до 10 дней с момента поступления всех необходимых документов. В случае угона сроки могут быть увеличены в связи с возбуждением или приостановлением уголовного дела о хищении ТС.


Бесплатная юридическая консультация:

Существует две формы возмещения ущерба по каско:

1) денежная компенсациявыплачивается при угоне или практически полном разрушении ТС.

2) оплата ремонтных работ на станции техобслуживанияпроизводится при повреждении автомобиля (расходы по ремонту + затраты на доставку ТС на СТО).

Страховое возмещение не может превышать указанную в договоре страховую сумму.

Законом установлены случаи, по которым не возмещается ущерб, причиненный вследствие:


Бесплатная юридическая консультация:

1) непреодолимой силы либо умысла потерпевшего;

2) воздействия ядерного взрыва, радиации, радиоактивного заражения;

3) военных действий или военных мероприятий;

4) гражданской войны, народных волнений, забастовок.

Специфические основания для отказа страховщика в выплате возмещения:


Бесплатная юридическая консультация:

— управление ТС в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

— получение страхователем полного возмещения ущерба от ответственного за его причинение лица;

— использование ТС для обучения вождению, для участия в соревнованиях;

— получение страхователем через органы социальной защиты другого авто взамен поврежденного, уничтоженного или похищенного.

Источник: http://studfiles.net/preview//

Бесплатная юридическая консультация:

Страхование средств транспорта (стр. 1 из 4)

Согласно Условиям лицензирования страховой деятельности в Российской Федерации, страхование средств наземного транспорта представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба вследствие повреждения или уничтожения (угона, кражи) наземного транспортного средства.

Объектами страхования являются:

— транспортные средства, подлежащие регистрации органами ГИБДД РФ в установленном порядке: автомобили легковые, грузовые, грузопассажирские; микроавтобусы, в том числе с прицепами (полуприцепами); железнодорожный подвижной состав; мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мотонарты, снегоходы, мопеды всех моделей, а также тракторы, включая мотоблоки и мини-тракторы;

— водный транспорт, подлежащий регистрации специальными органами: лодки (гребные, парусные, моторные, кроме надувных); катера, яхты (моторные, парусные, моторно-парусные);

— воздушный транспорт, подлежащий регистрации специальными органами: вертолеты, самолеты, аэробусы и др.


Бесплатная юридическая консультация:

Рассмотрим эти виды страхования.

Страхование автотранспортных средств.

Договоры страхования транспортных средств заключаются с гражданами России, иностранцами, постоянно проживающими на ее территории, а также лицами без гражданства.

В страховании транспорта добавляется случай его провала под лед и полное или частичное уничтожение в результате аварии. Аварией признается уничтожение или повреждение средств транспорта в результате дорожно-(водно-) транспортного происшествия: столкновения с другим транспортным средством, наезд (удар) на движущиеся или неподвижные предметы (сооружения, препятствия), короткое замыкание тока, бой стекол камнями и другими предметами, отлетевшими из-под колес другого средства транспорта.

В российской практике популярно комбинированное страхование, когда страхуется не только транспортное средство, но и ответственность его владельца, а также багаж и дополнительное оборудование. При страховании багажа страховое обеспечение не распространяется на антикварные и уникальные предметы, изделия из драгоценных металлов и драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней.


Бесплатная юридическая консультация:

В практике страхования существуют различные варианты проведения страхования средств транспорта, различающиеся числом рисков, в отношении которых заключается договор страхования. По каждому варианту определяется различный объем обязательств страховщика. В зависимости от выбора варианта предусматривается полное или частичное возмещение ущерба, нанесенного в результате повреждения, уничтожения, утраты (угона) транспортного средства. Однако независимо от варианта страхования, согласно ст. 964 ГК РФ, не возмещаются убытки, возникшие в результате военных действий, а также маневров и иных военных мероприятий, гражданской войны, народных волнений, радиационного заражения.

Страхование средств транспорта, при котором страховщик возмещает ущерб, нанесенный страхователю при повреждении или гибели только самого перевозочного средства, исключая багаж и перевозимое имущество, называется каско-страхованием.

Если осуществляется страхование не только транспортного средства, но и багажа, а также ответственности автовладельца, то это страхование называется комбинированным (комби-страхованием).

Комбинированное страхование автомобиля, водителя и багажа (автокомби) осуществляется в двух вариантах:

— с полным возмещением ущерба и уплатой платежа по тарифу;


Бесплатная юридическая консультация:

— с собственным участием страхователя в возмещении ущерба (франшизой) на определенную сумму и уплатой платежа по тарифу. По такому договору ущерб в размере франшизы не возмещается.

Объектами страхования авто-комби являются: водитель, страхователь автомобиля, багаж, находящийся в данном автомобиле 9прицепе) и закрепленный на его багажнике. Кроме того, водитель и страхователь являются застрахованными на случай смерти при дорожно-транспортном происшествии с участием данного автомобиля.

Особенностью страхования автотранспортных средств является то, что страховщик, как правило, не возмещает потерпевшему стоимость поврежденных или погибших частей или деталей автомобиля, а оплачивает восстановительный ремонт поврежденного автомобиля, расходы и затраты по спасению, охране и доставке поврежденного средства к месту ремонта.[1]

Страхование средств воздушного транспорта.

Страхователями воздушных судов являются коммерческие авиаперевозчики, промышленные и коммерческие компании, имеющие собственные авиатранспортные службы для перевозки персонала и грузов или выполняющие такие виды воздушных работ, как сельскохозяйственные, патрульные, аэрофотосъемочные и т.п. также к ним относятся операторы воздушных такси, аэроклубы, авиазаводы и т.д.

Договор страхования заключается на конкретные полеты. При этом указываются пункты начала и окончания рейса, пункты промежуточных посадок и на определенный рейс, фиксируется срок страхования, а также районы эксплуатации воздушного средства. При страховании на рейс ответственность страховщика обычно начинается в момент выключения двигателей на стоянке аэродрома прибытия.


Бесплатная юридическая консультация:

При страховании на условии «только от полной гибели» страхователю при наступлении страхового случая выплачивается страховое возмещение в размере полной страховой суммы. Страховым случаем признается конструктивная или согласованная гибель воздушного судна. В первом варианте – это ситуация, когда стоимость восстановления воздушного судна вместе с сопутствующими расходами превышает оговоренную сторонами сумму, а Вов втором варианте – признание воздушного судна погибшим при невозможности или нецелесообразности его спасения или восстановления вследствие объективных причин (падение самолета в море). Обычно воздушное судно признается полностью погибшим, если стоимость его восстановления или спасения, включая сопутствующие расходы, превышает 75% страховой суммы.

При страховании воздушных судов «от всех рисков» («от гибели и повреждений») страхователю выплачивается страховое возмещение не только при гибели судна, но и при его повреждениях, возникших по любым причинам, кроме специально установленных как исключения (оговорки) в полисе.

В полисы страхования (в первую очередь с реактивными двигателями) часто включается условие о возмещении ущерба, который может быть нанесен в результате единовременно зарегистрированного попадания в двигатель постороннего предмета. В этих случаях обычно повреждаются лопатки компрессора турбины и другие элементы турбореактивных, турбовентиляторных, винтовентиляторных двигателей.

Не возмещается ущерб вследствие износа, коррозии, конструктивных эффектов, поломки электрооборудования или механической поломки отдельных механизмов, деталей и частей, если такой ущерб не явился следствием страховых рисков.

По данным российских страховых компаний, сумма страхового возмещения на один страховой случай по авиационному страхованию колеблется от 30 тыс. долл. до 5 млн. долл. Так, военно-страховая компания возместила ущерб в результате катастрофы вертолета Ми-2 на сумму 60 тыс. долл. (февральг.); СК «Ингосстрах» выплатила 5 млн. долл. вследствие катастрофы самолета СУ-30 МК при выполнении демонстрационных полетов на выставке в Ле Бурже (июнь 1999 г.).[2]


Бесплатная юридическая консультация:

Страхование средств воздушного транспорта

Объектом страхования водного транспорта являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор, связанный с владением, пользованием, распоряжением водным судном, вследствие повреждения или уничтожения (угона, кражи) средства водного транспорта, включая моторы, такелаж (оснастка), внутреннюю отделку.

Наибольшее распространение получило страхование каско судов, при котором на страхование принимаются: корпус судна с его машинами, оборудованием и такелажем, фрахт (плата за морскую перевозку груза), расходы по снаряжению и другие расходы, связанные с эксплуатацией судна, а также суда в постройке.

Страховая сумма не может превышать действительной стоимости судна на момент заключения договора (страховой стоимости), определяемой в зависимости от износа судна по сроку эксплуатации.

Договор страхования заключается на определенный срок или на рейс, как и при страховании воздушных судов. Если застрахованное на срок судно в момент истечения срока находится в плавании или терпит бедствие, находится в порту убежища или захода, договор страхования считается продленным до прибытия в порт назначения. В этом случае страховщик имеет право на получение премии, пропорциональной сроку продления договора. При страховании на рейс ответственность страховщика 9если в договоре страхования не указано иного) начинается с момента отдачи швартовых, снятия с якоря в порту отправления и оканчивается в момент пришвартовывания, постановки на якорь в порту назначения. При выходе судна из района плавания или при отклонении от обусловленного в договоре страхования пути следования договор страхования прекращается. Не считается нарушением договора отклонение от намеченного пути или выход из района плавания в целях спасения человеческих жизней, судов и грузов, а также, если это вызвано необходимостью обеспечения безопасности дальнейшего рейса. О всяком таком отклонении страхователь обязан немедленно сообщить страховщику. Согласно ст. 275 Кодекса торгового мореплавания, «страховщик обязан возместить страхователю (выгодоприобретателю) необходимые расходы, произведенные им для предотвращения или уменьшения убытков, за которые несет ответственность страховщик, а также расходы, произведенные для выполнения указаний страховщика, для выяснения размера убытков, подлежащих возмещению страховщиком, и для составления диспаши по общей аварии».


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://mirznanii.com/a/5657/strakhovanie-sredstv-transporta

Страхование средств автотранспорта

Автострахование автомобиля стало развиваться почти одновременно с его рождением. После изобретения в конце XIX века этого поистине революционного вида передвижения в том виде, в котором мы его знаем, возник рынок автострахования. Однако, сразу обнаружились и те проблемы, которые связаны с его использованием. В самом деле, автомобиль — это средство повышенной опасности. Зачастую он приносит смерть, причиняет ущерб здоровью людей, а также движимому и недвижимому имуществу. Кроме того, автомобиль могут украсть, поджечь, облить краской и совершить с ним множество других, не очень приятных для его владельца вещей. Учитывая также то, что машина — вещь дорогостоящая и что не стоит ожидать того, что у его владельца «на случай чего» отложена сопоставимая сумма, автострахование авто было обречено на успех.

Под автострахованием понимают группу видов страхования, в рамках которых осуществляется защита имущественных интересов граждан и предприятий, связанных с владением транспортными средствами и их эксплуатацией[4; с. 535].

К числу видов автотранспортного страхования относят:

· добровольное страхование средств транспорта;


Бесплатная юридическая консультация:

· страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств: обязательное и добровольное;

· страхование от несчастных случаев (водителя и пассажиров).

Мы остановимся на первом из вышеперечисленных видов страхования, а именно — страховании средств автотранспорта.

Эксплуатация транспортного средства (ТС) сопряжена для его владельца со многими рисками. Оно может быть повреждено в результате аварии, пожара, противоправных действий третьих лиц, что повлечет за собой непредвиденные расходы на ремонт. Вследствие аналогичных событий ТС может быть уничтожено — в этом случае убытки автовладельца будут определяться стоимостью утраченного ТС. Такой же ущерб несут собственники угнанных автомобилей. Задача добровольного страхования средств транспорта состоит в том, чтобы предоставить владельцу ТС экономическую защиту на случай возникновения ущерба, обеспечить страховой защитой принадлежащее ему имущество. Таким образом, добровольное страхование ТС относится к подотрасли страхования имущества.

По договору добровольного страхования ТС могут быть застрахованы:


Бесплатная юридическая консультация:

· автомобиль в его базовой комплектации;

· дополнительное оборудование (ДО), под которым понимаются элементы дополнительного оснащения автомобиля: нештатная аудио- и видеоаппаратура, дополнительные фары, спойлеры, пластиковый обвес и т. п. ДО страхуется только при условии страхования автомобиля, на котором оно установлено, и от тех же рисков, от которых застрахован сам автомобиль.

Страховая компания отвечает по договору страхования, если автомобиль уничтожен, поврежден или утрачен в результате наступления одного из рисков, перечисленных в договоре страхования. К числу рисков, от которых можно застраховать ТС относятся следующие:

· авария — повреждение или гибель ТС в результате дорожно-транспортного происшествия, наезда на неподвижные или движущиеся предметы, опрокидывания, падения каких-либо предметов, в том числе деревьев, снега и льда, выброса гравия и камней из-под колес транспорта, падения в воду, провала под лед;

· противоправные действия третьих лиц, включая поджог, подрыв, а также хищение отдельных деталей, в том числе дополнительного оборудования;


Бесплатная юридическая консультация:

· хищение — утрата ТС в результате кражи, грабежа, разбоя;

· угон — завладение транспортным средством без цели хищения.

Страховщики группируют эти риски в два стандартных варианта страхования:

1) КАСКО, под которым понимается страхование от всех вышеперечисленных рисков;

2) ущерб, включающий в себя все риски, кроме хищения и угона.


Бесплатная юридическая консультация:

При заключении договора страхователь выбирает один из этих вариантов. Свободный выбор рисков по усмотрению страхователя, как правило, не допускается.

Договор страхования заключается на основании устного или письменного заявления страхователя. При страховании нового ТС страховая стоимость и страховая сумма принимаются равными цене приобретения автомобиля в автосалоне. Если страхуется ТС с пробегом, страховая стоимость и страховая сумма определяются по соглашению сторон. Недострахование влечет за собой пропорциональную ответственность страховщика и используется редко.

При заключении договора страхователь выбирает тип страховой суммы: агрегатную (уменьшаемую) или неагрегатную (неуменьшаемую). В первом случае в течение страхового года страховая сумма уменьшается после каждого урегулированного страхового случая на сумму страховой выплаты. Неагрегатная страховая сумма не меняет своей величины в течение срока страхования независимо от числа страховых выплат.

До заключения договора страхования страховщик производит осмотр ТС, по результатам которого письменно фиксирует в полисе или акте осмотра сведения о повреждениях ТС и особенностях его комплектации. Первое необходимо для того, чтобы ограничить объем страховой защиты (страхование не будет распространяться на элементы ТС, поврежденные до заключения договора); второе — чтобы распространить действие страховой защиты на элементы оснащения ТС, являющиеся для данного ТС нетиповыми.

В договоре КАСКО по соглашению сторон может быть установлена франшиза. Как правило, используются безусловные франшизы. В большинстве случаев устанавливается единая франшиза по всем рискам. В отдельных случаях возможно установить две франшизы: меньшую — на случай ущерба, большую — на случай хищения.


Бесплатная юридическая консультация:

Оценка страхового риска, факторы риска. Тарификация

Тарифная ставка по договору добровольного страхования ТС определяется на основе оценки страхового риска. Поскольку автострахование приобрело массовый характер и продажи полисов осуществляет широкий круг агентов и менеджеров, страховые компании разрабатывают для них стандартные, доступные тарифные руководства, с помощью которых последние должны быстро и правильно определить страховой тариф.

В общем виде индивидуальная тарифная ставка по страхованию ТС рассчитывается путем перемножения базового тарифа на поправочные коэффициенты.

Базовый тариф — это ставка страхового взноса с единицы страховой суммы, рассчитанная для отдельной марки/модели ТС (группы ТС) определенного года выпуска, используемая в качестве базы для расчета окончательного тарифа по договору. Чем больше срок эксплуатации ТС, тем выше тариф: статистика показывает, что старые ТС для страховщиков более убыточны, чем новые.

Для удобства работы страховщика транспортные средства объединяются в однородные группы с приблизительно одинаковой степенью риска. В одну и ту же группы попадают ТС разных производителей, но приблизительно одинакового класса, так как в большинстве случаев такие ТС имеют примерно одинаковые показатели по затратам на ремонт.


Бесплатная юридическая консультация:

Базовый тариф показывает, какой процент от страховой суммы должен заплатить обладатель определенного автомобиля безотносительно к его индивидуальным особенностям эксплуатации ТС. Учет последних в тарифной ставке производится благодаря применению поправочных коэффициентов — числовых величин, отражающих влияние отдельных существенных факторов на степень риска по договору в целом.

Факторами риска могут быть следующие:

· возраст и стаж водителей, допущенных к управлению ТС;

· особенности хранения ТС в ночное (нерабочее) время: возле дома или на охраняемой стоянке;

· наличие или отсутствие на ТС противоугонных устройств;

· наличие в договоре страхования франшизы;

· количество и сумма страховых выплат в течение предыдущих периодов страхования;

· тип страховой суммы (агрегатная или неагрегатная).

Для каждого фактора риска рассчитывается группа значений поправочных коэффициентов.

Урегулирование страхового случая и выплата страхового возмещения.

Страховым случаем по договору добровольного страхования ТС является повреждение, уничтожение или утрата ТС в результате реализации одного из рисков, перечисленных в договоре.

При наступлении события, имеющего признаки страхового случая, страхователь обязан незамедлительно, как это станет возможным, заявить об этом в страховую компанию. Документами, доказывающими наступление страхового случая, являются:

· при ДТП — справки ГИБДД установленной формы, где зафиксированы участники происшествия и обстоятельства, ему сопутствовавшие;

· при повреждении ТС в результате стихийного бедствия — справка метеослужбы, подтверждающая факт урагана или другого природного явления;

· при хищении ТС — постановление о возбуждении (приостановлении) уголовного дела и т. д. [4; с. 540]

Страхователь обязан предъявить поврежденное ТС (кроме случаев угона) для осмотра страховщиком. Авто-эксперт страховой компании производит осмотр поврежденного ТС с целью фиксации всех поврежденных элементов. Страховщик может делегировать свои полномочия по осмотру и экспертной оценке другой организации. Страховая выплата за поврежденный автомобиль включает сумму затрат, необходимых для проведения восстановительного ремонта. В основе страховой выплаты лежит понятие прямого ущерба.

При этом различают несколько вариантов расчета суммы ущерба:

1. По калькуляции страховщика: эксперт страховой компании, осмотрев поврежденный автомобиль и составив соответствующий акт, заказывает у независимого оценщика калькуляцию стоимости восстановительного ремонта. На основании этого расчета страховщик производит денежную выплату страхователю, который, в свою очередь, самостоятельно организует ремонт своего автомобиля.

2. Ремонт на станции технического обслуживания автомобилей (СТОА) по направлению страховщика — это так называемая натуральная выплата. В отличие от предыдущего варианта, страховщик не платит деньги страхователю, а организует ремонт ТС на одной из СТОА, с которыми предварительно заключен договор на ремонтные услуги для застрахованных автомобилей.

3. По счетам СТОА, выбранной страхователем. При данном варианте право выбора СТОА предоставляется страхователю. Он самостоятельно организует ремонт своего ТС, оплачивает счет, а затем, представляет в страховую компанию все документы за выполненный ремонт и платежные документы. Страховщик оплачивает страхователю деньгами предъявленные последним счета.

4. По калькуляции независимого эксперта: денежная выплата производится по аналогии с первым вариантом, стой лишь разницей, что выбор оценщика осуществляет не страховщик, а страхователь.

Используемые при урегулировании убытка варианты расчета ущерба изначально прописываются в договоре страхования при его заключении.

Расчет суммы ущерба может производиться с учетом износа за замену деталей и без учета. Страховая выплата с учетом износа производится по старым автомобилям: в этом случае из стоимости устанавливаемых новых деталей вычитается процент износа, соответствующий периоду эксплуатации ТС. Выплата без учета износа производится по принципу «новое за старое»: стоимость новых деталей оплачивается полностью. Такой вариант страховой выплаты допустим для ТС, возраст которых не превышает пяти, а иногда и семи лет.

При хищении ТС страховое возмещение выплачивается в размере страховой суммы за минусом амортизационного износа.

При гибели ТС страховое возмещение выплачивается в размере страховой суммы за минусом амортизационного износа и стоимости годных остатков.

Исключения из страхового покрытия

Кроме стандартных исключений, указанных в ГК РФ, для автомобильного страхования страховщики применяют довольно широкий список собственных исключений из объема страхового покрытия, продиктованных сложившейся практикой страхования. К ним относятся:

· поломки ТС в результате естественного износа частей, деталей и дополнительного оборудования застрахованного ТС

· потеря товарной стоимости;

· использование технически неисправного застрахованного ТС (имеющего неисправности, при которых запрещено движение ТС и определенных в Правилах дорожного движения);

· использование застрахованного ТС в целях, не свойственных его техническому назначению, а так же в соревнованиях, испытаниях или для обучения вождению, а также в целях перевозки грузов, вес которых превышает максимальный разрешенный заводом-изготовителем без письменного согласования со страховщиком;

· нарушение правил эксплуатации ТС, пожарной безопасности, перевозки и хранения ядовитых, огнеопасных и взрывчатых веществ и предметов, требований безопасности при перевозке грузов, правил технического обслуживания ТС;

· управление застрахованным ТС лицом, не имеющим доверенности на право управления застрахованным ТС; не имеющим водительского удостоверения на право управления ТС соответствующей категории, либо находившемся в состоянии любой формы опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);

· использование ТС вне территории действия договора страхования. В случае, когда территория действия договора страхования не указана в договоре, такой территорией является территория РФ;

· использование источников открытого огня для подогрева двигателя ТС;

· поломка, отказ, выход из строя деталей, узлов и агрегатов ТС в результате его эксплуатации, технической неисправности ТС, заводского брака;

· самостоятельная доработка ТС страхователем;

· повреждение, разрыв или прокол автопокрышки и колес ТС, а также их хищение без причинения повреждений другим частям застрахованного ТС;

· хищение, повреждение, уничтожение застрахованной автомагнитолы со съемной передней панелью, если передняя панель была оставлена в застрахованном ТС во время стоянки;

· хищение, угон застрахованного ТС вместе с оставленными в нем учетными/регистрационными документами; ключами от ТС или пультами от сигнализационной или противоугонной системы за исключением случаев грабежа и разбоя;

· хищение регистрационного номера ТС;

· не подлежат возмещению косвенные убытки и прочие расходы, которые могут быть вызваны страховым случаем (штрафы, проживание в гостинице во время ремонта, командировочные расходы и т. п.).

Таким образом, подводя итог вышесказанному отметим, все транспортные средства, и автомобиль не исключение, так как он является самым распространенным транспортным средством, являются источником повышенной опасности для окружающих. Ущерб, наносимый автотранспортом, как показывает статистика, очень большой.

Свышечеловек, ежегодно погибает в мире при ДТП, около 2,5 млн. человек получают травмы и увечья. Если общемировая цифравыглядит ужасно, то тот факт, что на дорогах России ежегодно погибает болеечеловек и болеечеловек получают ранения различной степени тяжести, вообще шокируют. Более 10% от общемирового числа, приходится на Россию и это ужасно [5].

Неисчислимые ущербы наносятся имуществу граждан, предприятий и организаций. Как же возмещать такие ущербы? За счет каких средств? По закону виновник обязан возместить ущерб. А если виновник аварии неплатежеспособен? Или его вообще нет в живых? Ответ на эти вопросы и дает страхование автомобиля.

С каждым годом все больше людей понимают преимущество страхования. А, следовательно, чем больше людей будет страховать автотранспорт, тем больше будет конкуренция между страховыми компаниями, тем выше будет качество предоставляемого сервиса. И возможно, обычная для развитых стран ситуация, когда при легком ДТП, в котором не пострадали люди, водители просто составляют список повреждений и обмениваются визитками страховых компаний, появится со временем и в России.

страхование автотранспортный юридический медицинский

Источник: http://studbooks.net/512437/bankovskoe_delo/strahovanie_sredstv_avtotransporta

Страхование средств транспорта

Страхование средств транспорта представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба вследствие повреждения или уничтожения (угона, кражи) транспортного средства.

Страхование транспортных средств осуществляется при наличии лицензии. Лицензируемыми видами страхования транспорта являются:

  • — страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта);
  • — страхование средств железнодорожного транспорта;
  • — страхование средств воздушного транспорта;
  • — страхование средств водного транспорта.

Страховая сумма устанавливается исходя из страховой стоимости транспортного средства. Страхователь обязан представить страховщику соответствующие документы, дающие основание заключить договор страхования. С момента заключения договора страхования средств транспорта и уплаты первого страхового взноса перед страхователем и страховщиком наступают обязанности, которые они должны соблюдать согласно законодательству, а также правилам страхования.

При страховании средств наземного транспорта размер нанесенного страхователю ущерба и сумма страхового возмещения определяются на основании страхового акта и приложенных к нему документов, подтверждающих факт и обстоятельства страхового случая (аварии, хищения, угона, пожара, неправомерных действий третьих лиц и т.д.), а при частичном повреждении средства транспорта — на основании сметы на ремонт (восстановление). Страховое возмещение за уничтоженный, поврежденный или похищенный автомобиль либо другое транспортное средство, а также прицеп, полуприцеп, дополнительное оборудование и предметы багажа выплачивается в размере нанесенного ущерба, но не выше соответствующей страховой суммы, обусловленной страховым договором на основании заявления о выплате страхового возмещения.

Если осуществляется страхование не только транспортного средства, но и багажа, а также ответственности автовладельца, то это страхование называется комбинированным.

При уничтожении средства транспорта ущерб определяется в размере его стоимости по действующим ценам, за вычетом суммы износа и стоимости остатков. Стоимость остатков устанавливается с учетом их износа и обесценения в результате данного страхового случая.

Для заключения договора страхования железнодорожного транспорта страхователь должен предъявить страховщику следующие документы:

  • • технический паспорт единицы железнодорожного подвижного состава;
  • • распоряжение на право курсирования по сети железных дорог;
  • • акт технического осмотра железнодорожного подвижного состава;
  • • свидетельство о техническом состоянии кузовов вагонов, котлов цистерн и запорно-предохранительных устройств для перевозки опасных грузов;
  • • договор аренды (для арендатора);
  • • выписку из книги освидетельствования котлов цистерн, работающих под давлением;
  • • справку о балансовой стоимости железнодорожного подвижного состава.

При заключении договора страхования, его возобновлении или изменении условий страхования страхователь обязан предоставить возможность представителю страховщика осмотреть подвижной состав.

Объектом страхования средств водного транспорта являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор, связанные с владением, пользованием, распоряжением водным судном, вследствие повреждения или уничтожения (угона, кражи) средства водного транспорта, включая моторы, такелаж, внутреннюю отделку и др. Страховыми случаями при страховании судов являются события, предусмотренные договором страхования, с наступлением которых возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю (выгодоприобретателю). Объем страхового покрытия при страховании средств водного транспорта устанавливается на основании одного из нижеследующих условий, включающего страховые случаи: с ответственностью за гибель и повреждения; с ответственностью за повреждения; с ответственностью только за полную гибель судна, включая расходы но спасению; с ответственностью только за полную гибель судна.

Объектом страхования средств воздушного транспорта являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор, связанные с владением, пользованием, распоряжением воздушным судном, вследствие повреждения или уничтожения (угона, кражи) средства воздушного транспорта, включая моторы, мебель, внутреннюю отделку, оборудование и т.д.

Страховщик имеет право на страхование средств воздушного транспорта при наличии соответствующей лицензии, выданной органом страхового надзора. Для ее получения страховая компания представляет в федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью заявление по установленной форме, учредительные документы, документы, подтверждающие оплату уставного капитала, экономическое обоснование страховой деятельности, правила страхования.

Для получения страхового возмещения при наступлении страхового случая страхователь должен представить соответствующие документы согласно правилам страхования.

Источник: http://studme.org/119739/strahovoe_delo/strahovanie_sredstv_transporta

10.4. Страхование средств транспорта

Средства транспорта, как и домашнее имущество, могут быть застрахованы только в добровольной форме. На страхование принимаются следующие автотранспортные средства и водные маломерные суда, подлежащие государственной регистрации в установленном порядке: автомобили — легковые, грузовые, грузопассажирские, микроавтобусы, в том числе с прицепами (полуприцепами); мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мотонарты, снегоходы, мопеды всех моделей, а также тракторы, включая мотоблоки и мини-тракторы; лодки — моторные, гребные и парусные (кроме надувных, изготовленных не под подвесной мотор), катера и яхты — моторные, парусные, моторно-парусные, катамараны и. тримараны. Одновременно с транспортным средством по желанию страхователя могут быть застрахованы: водитель и пассажиры, дополнительное оборудование и принадлежности к транспортному средству, не входящие в его комплект согласно инструкции завода-изготовителя; багаж, перевозимый как на средстве транспорта, так и на его прицепе. В пункте 2 Указа Президента Российской Федерации «О государственном обязательном страховании пассажиров» от 07.07.92 года № 750 (с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 06.04.94 года № 667) страхование пассажиров осуществляется путем заключения соответствующих договоров между транспортными (транспортно-экспедиторскими) предприятиями и страховщиками. При этом не определено, какого рода должен быть этот договор. В настоящее время это договор страхования, в котором страхователем является транспортное или транспортно-экспедиторское предприятие (перевозчик). Страхование багажа не распространяется на антикварные и уникальные предметы, изделия из драгоценных металлов, драгоценных, полудрагоценных и поделочных (цветных) камней, предметы религиозного культа, коллекции, картины, рукописи денежные знаки, ценные бумаги, документы и фотоснимки а также на предметы, не принадлежащие страхователю и членам его семьи либо предназначенные для продажи в связи с занятием индивидуальной трудовой или кооперативной деятельностью. Страхователями средств транспорта являются советские граждане, а также постоянно проживающие у нас иностранцы и лица без гражданства. При этом при страховании мототранспортного средства страхователь должен достичь 16-летнего возраста, а других видов транспорта – 18-летнего возраста. Транспортное средство должно принадлежать ему на праве личной собственности (собственник), либо взято им в аренду (напрокат), либо получено через органы социального обеспечения в установленном порядке (владелец), либо страхователь имеет от собственника (владельца) нотариально оформленную доверенность на право пользования (распоряжения) данным транспортным средством (доверенное лицо). Свой риск (имущественный интерес) могут застраховать одновременно все указанные выше лица, эксплуатирующие данное средство транспорта. Объем страховой ответственности. Варианты страхования. Страхование средств транспорта проводится на случай наступления перечисленных ниже страховых событий (рисков) в 4 вариантах, предусматривающих по выбору страхователя полное или частичное покрытие ущерба, причиненного повреждением, уничтожением или утратой транспортного средства. В первом варианте предусматривается полное покрытие ущерба, вызванного любым событием, за исключением повреждения шин при износе протектора выше допустимого по величине рисунка протектора, технического брака или восстановленных путем наварки протектора. Второй вариант (предусматривает частичное покрытие) — возмещается ущерб, причиненный в результате стихийного бедствия, пожара, взрыва, дорожно(водно)-транспортного происшествия (кроме повреждения шин, если при этом транспорт ному средству не причинены другие повреждения), похищения или угона, попытки похищения (угона), включая кражу отдельных частей, деталей и принадлежностей транспортного средства. По третьему варианту (частичное покрытие) возмещается ущерб, причиненный в результате стихийного бедствия, дорожно(водно) — транспортного происшествия (за исключением боя стекол или повреждения шин, при этом транспортному средству не причинены другие повреждения), похищения (угона). Четвертый вариант (также частичное покрытие) предусматривает покрытие ущерба, причиненного пожаром, взрывом, дорожно(водно)-транспортным происшествием (кроме боя стекол или повреждения шин, если при этом транспортному средству не причинены другие повреждения). Независимо от варианта страхования не возмещаются убытки, происшедшие в результате военных действий, введения военного, положения, гражданских волнений, радиоактивного заражения. Особенности страхования автомобиля. Правилами страхователю автомобиля предоставляется возможность заключить договор при условии: а) собственного участия в возмещении ущерба (с франшизой). Размер франшизы выбирает страхователь. При этом страховой платеж по договору соответственно уменьшается, а ущерб, причиненный автомобилю, дополнительному оборудованию и предметам багажа менее установленной суммы франшизы, не возмещается. В случае, если ущерб будет больше установленной суммы франшизы, он подлежит возмещению в полном объеме; б) возмещения ущерба без учета скидки на износ подлежащих замене запасных частей, деталей и принадлежностей в случае их повреждения (с уплатой дополнительного платежа); в) возмещения стоимости потери товарного вида в результате страховых событий, на случай наступления которых заключен договор (также с уплатой дополнительного платежа), но при условии, что автомобиль принят на страхование в размере действительной стоимости. Максимально подробное описание машины: марка, год выпуска, пробег, наличие систем безопасности и другого дополнительного оборудования. Чем больше сведений, тем лучше в договоре должен быть исчерпывающий перечень событий, которые могут быть признаны страховым случаем. Обязательно указывается страховая сумма (сумма, на которую страхуется клиент), исходя из которой рассчитывается размер страхового возмещения. Страховой договор оформляется в виде полиса на специальном бланке компании. Полис в обязательном порядке содержит наименование страховой компании, ее юридический адрес и банковские реквизиты, размер страхового взноса (стоимость страховой услуги), страховой суммы, перечень рисков и указание срока действия договора. Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя или его представителя на срок не более одного года.

В заявлении на страхование страхователь указывает: фамилию или наименование организации; страну постоянного пребывания; полный адрес в стране, номер телефона Если договор страхования заключается с физическим лицом то действие страхового договора распространяется только на страхователя, и лицо, обладающее нотариально заверенной доверенностью от страхователя. Страхователями по договору страхования транспортных средств могут являться российские, и иностранные юридические и физические лица, являющиеся в отношении объекта страхования законными владельцами или арендаторами автомобиля.

Рис. 10.1. Рисковая структура и распространенность основных страховых полисов (%).

Рис. 10.2. Причины низкой популярности страхования (%)

Рис. 10.3. Основание для решения о заключении договора страхования (%).

На страхование принимаются:

  • средства транспорта: легковых, грузовых и специальных автомобилей, автобусов, прицепов, полуприцепов, мотоциклов, мотовелосипедов, мопедов, мотороллеров;
  • по соглашению сторон в договор страхования автокаско может быть включено страхование дополнительного оборудования;
  • гражданской ответственности владельцев средств транспорта за ущерб, причиненной жизни, здоровью и имуществу третьих лиц при эксплуатации средств транспорта;
  • пассажирских мест в средстве транспорта от несчастных случаев.

По соглашению сторон в договор страхования от несчастных случаев включают дополнительное страхование на случай временной или постоянной утраты трудоспособности и страхование медицинских расходов, вызванных несчастным случаем. Основной договор страхования транспортного средства заключается ка срок до одного года. Страховщик не несет ответственности по истечении срока страхования, если договор страхования своевременно не возобновлен. Страхование средств транспорта (автокаско) – одновременное страхование от ущерба и угона. Объектом страхования является средство транспорта и дополнительное оборудование. В соответствии с заключенным договором страховщик возмещает в пределах страховой суммы убытки, возникшие в результате повреждения, полной гибели или утраты застрахованного средства транспорта в целом или отдельных его деталей, частей, вследствие:

  • аварии, столкновения, наезда, опрокидывания, падения;
  • пожара, самовозгорания;
  • стихийного бедствия и действия непреодолимой силы;
  • угона транспортного средства, повреждения при угоне, кражи деталей, боя стекол и других противоправных действий третьих лиц.

Страховщик возмещает:

  • расходы по транспортировке поврежденного средства транспорта до ближайшего места ремонта, если оно не на ходу;
  • затраты на восстановительный ремонт, вызванный страховым случаем;
  • расходы, связанные с устранением скрытых повреждений и дефектов, выявленных в процессе ремонта, которые вызваны данным страховым случаем и подтверждены документально.

Выплата страхового возмещения производится на основании расчета (калькуляции) стоимости восстановительного ремонта. Размер страхового возмещения может определяться в зависимости от величины собственного участия страхователя в компенсации ущерба, называемой франшизой. Франшиза — предусмотренное условиями страхования освобождение страховщика от возмещения убытков, не превышающих определенный размер. Франшиза бывает условная (не вычитаемая) и безусловная (вычитаемая). Устанавливается в процентах к страховой сумме, в абсолютном размере. При условной франшизе страховщик освобождается от ответственности за ущерб полностью, если он превышает установленную сумму франшизы. При безусловной франшизе ущерб во всех случаях возмещается за вычетом установленной франшизы. Франшиза устанавливается в процентах к страховой сумме или в абсолютном денежном эквиваленте. При условной франшизе страховщик выплачивает полное возмещение, только если размер ущерба превысит оговоренную сумму, Если меньше — компания освобождается от уплаты. Применение франшизы существенно удешевляет страховые услуги. При наступлении страхового события ущерб определяется в случае:

  • похищения транспортного средства — по стоимости его (с учетом износа);
  • уничтожение транспортного средства – по стоимости (с учетом износа) за вычетом стоимости остатков, годных для дальнейшего использования;
  • повреждения транспортного средства — по стоимости ремонта в следующем порядке: стоимость новых частей деталей и принадлежностей уменьшается соответственно проценту износа, указанному в договоре страхования, к полученной сумме прибавляется стоимость ремонтных работ, а затем вычитается стоимость остатков, годных для дальнейшего использования, переоценивается по проценту износа и степени их обесценивания, вызванного страховым случаем. В сумму ущерба включаются также затраты по спасению транспортного средства (в том числе дополнительный ущерб, вызванный спасением людей) во время страхового случая, по приведению в порядок и транспортировке до ближайшего ремонтного пункта или постоянного места жительства страхователя но не далее, чем до ближайшего ремонтного пункта. Страховщик оплачивает работы по состоянию сметы затрат на ремонт, но не оплачивает ущерб потери товарного вида транспортного средства. После выплаты страхового возмещения по полной гибели или угону действие договора прекращается, возврат премии по каско не производится.

Дополнительный платеж при страховании автомобиля без учета скидки на износ исчисляется в следующем размере от суммы платежа:

  • 5% – если срок его эксплуатации до 5 лет,
  • 10% – свыше 5 лет и до 8 лет,
  • 20% – свыше 8 и до 12 лет,
  • 30% – свыше 12 лет,
  • 20% – если срок эксплуатации автомобиля до 5 лет,
  • 15% – свыше 5 и до 8 лет,
  • 10% – свыше 8 и до 12 лет,
  • 5% – свыше 12 лет.

Соответственно при страховании автомобиля с условием возмещения стоимости потери товарного вида дополнительный платеж уплачивается в следующем размере от исчисленной суммы:

  • 20% – если срок эксплуатации автомобиля до 5 лет,
  • 15% – свыше 5 и до 8 лет,
  • 10% – свыше 8 и до 12 лет,
  • 5% – свыше 12 лет.

Источник: http://finlit.online/strahovoe-delo-finansi/104-strahovanie-sredstv-19630.html

Страхование транспортных средств

Владение и пользование транспортным средством практически всегда сопряжено для его владельца со многими рисками. Транспортное средство может быть повреждено или уничтожено в результате аварии, пожара, воздействия стихийных сил природы, а также противоправных действий третьих лиц. Для обеспечения экономической защиты интересов владельцев транспортных средств в случае возникновения ущерба широко используется механизм страхования. Договоры страхования транспортных средств заключаются на добровольных началах с гражданами Российской Федерации не моложе 18 лет, иностранными гражданами, а также лицами без гражданства, постоянно проживающими в России. Договор страхования распространяет свое действие на страховые события (риски), которые произошли только на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором страхования. Средство транспорта может быть застраховано за счет средств организаций и предприятий и личных средств граждан.

Можно выделить следующие основные виды страхования транспортных средств:

  • 1) страхование средств воздушного транспорта (транспортных вертолетов и самолетов, а также специального, народно-хозяйственного и иного назначения);
  • 2) страхование средств водного транспорта (пассажирских, торговых, промысловых судов, судов технического флота, спортивных суд, судов специального назначения);
  • 3) страхование средств наземного транспорта (автомобилей, средства железнодорожного транспорта, прочих средств наземного транспорта).

Объектом страхования средств воздушного транспорта являются воздушные суда, запасные части к ним, специальное оборудование и снаряжение, установленное и (или) перевозимое на борту застрахованного воздушного судна. Объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с владением, пользованием, распоряжением воздушным судном, указанным в договоре страхования, вследствие гибели, пропажи без вести или повреждения воздушного судна в процессе его эксплуатации. Страхование может распространяться на различные периоды эксплуатации воздушного средства — в полете, при рулении, на стоянке. Также возможно страхование воздушного судна в период постройки или ремонта. Как правило, не принимаются на страхование:

  • • воздушные суда, элементы (двигатели, корпус, шасси, навигационные и иные системы, и оборудование) которых находятся в аварийном состоянии;
  • • находящееся в воздушных судах имущество, не принадлежащее страхователю и не полученное им в результате договорных отношений.

Страховая сумма по воздушному судну, специальному оборудованию и снаряжению устанавливается исходя из балансовой стоимости воздушного судна, специального оборудования и снаряжения; стоимости, установленной на основании документов, выданных заводами — изготовителями и других параметров, влияющих на нее, включая процент износа за время эксплуатации; а также на основании стоимости, установленной на основании заключения независимой оценочной организации.

Договор страхования заключается на срок от 1 до 12 месяцев или на рейс (рейсы)Дюлет (полеты).

По страхованию средств водного транспорта возмещаются убытки вследствие случайностей и опасностей плавания, а также по другим причинам внезапного и непредвиденного характера. Договор страхования средств водного транспорта может быть заключен по одному из следующих условий.

  • 1. С ответственностью за гибель и повреждения, при котором возмещаются:
    • • убытки вследствие полной гибели судна, фактической или конструктивной;
    • • расходы по устранению повреждений корпуса, механизмов, оборудования;
    • • убытки, расходы и взносы по общей аварии по доле судна;
    • • необходимые и целесообразные расходы по спасанию судна;
    • • необходимые и целесообразные расходы по предотвращению, уменьшению и установлению размеров возмещаемого убытка.
  • 2. С ответственностью за повреждения, при котором возмещаются:
    • • расходы по устранению повреждений корпуса, механизмов, оборудования;
    • • убытки, расходы и взносы по общей аварии по доле судна;
    • • необходимые и целесообразные расходы по спасанию судна;
    • • необходимые и целесообразные расходы по предотвращению, уменьшению и установлению размера возмещаемого убытка.

Договор можно заключить на рейс и на срок как и по страхованию воздушных судов.

Как правило, не возмещаются убытки и расходы, происшедшие вследствие:

  • • управления судном лицом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • • умысла или грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя либо его представителя;
  • • отправки судна в рейс в немореходном состоянии, если только немореходное состояние судна не было вызвано скрытыми недостатками судна;
  • • износа корпуса судна, его частей, механизмов и оборудования;
  • • эксплуатации судна в условиях, не предусмотренных его классом;
  • • удаления остатков застрахованного судна, причинения ущерба окружающей среде, здоровью людей и имуществу третьих лиц;
  • • военных действий и их последствий, гражданских войн, народных волнений, трудовых конфликтов, актов саботажа или террористических актов, пиратских или мошеннических действий;
  • • действий правительственных органов в отношении застрахованного судна, за исключением убытков от гибели или повреждений судна вследствие мер, принятых для предотвращения или уменьшения опасности загрязнения;
  • • участия судна в контрабандных или иных незаконных операциях или попытки совершить вышеуказанные действия;
  • • расходы по содержанию судна и экипажа;
  • • прочие косвенные убытки.

По соглашению сторон в договор страхования может быть включена ответственность за убытки от потери фрахта, вызванные аварийным простоем судов вследствие случайностей и опасностей плавания, а также по другим причинам внезапного и непредвиденного характера. В договоре страхования может быть предусмотрена франшиза, которая определяется по соглашению сторон.

В страховании средств наземного транспорта используется несколько разновидностей договоров страхования, предусматривающих различные объемы страхового покрытия возможных рисков. На страхование принимаются: автомобили легковые, грузовые, грузопассажирские, автобусы, микроавтобусы, в том числе с прицепами (полуприцепами), а также тракторы, включая мотоблоки и мини-тракторы.

Не подлежат страхованию, если иное не предусмотрено договором страхования, следующие транспортные средства:

  • • раритетные, музейные экспонаты;
  • • используемые в гоночных, спортивных соревнованиях;
  • • используемые для обучения вождению;
  • • ввезенные на территорию Российской Федерации с нарушением таможенных норм и правил, либо числящиеся в информационных базах данных российских государственных органов и органов Интерпола как ранее похищенные.

Страхование средств транспорта, предусматривающее возмещение только ущерба, нанесенного страхователю (без страхования груза, багажа), называется страхованием каско (от испанск. casco — корпус, остов судна).

В практике транспортного страхования также применяется комбинированное страхование, когда одновременно с транспортным средством страхуется водитель, пассажир, багаж и дополнительное оборудование, установленное на транспортном средстве и не входящее в его комплект согласно инструкции завода-изготовителя. Страхование транспортных средств и дополнительного оборудования проводится:

  • • на случай похищения (краж, угона) — по стоимости транспортного средства с учетом износа;
  • • на случай уничтожения — по стоимости с учетом износа за вычетом стоимости остатков, пригодных для использования;
  • • на случай повреждения — по стоимости ремонта с учетом процента износа, затрат на спасение транспорта, его транспортировки.

Страхователь может заключить договор страхования транспортного средства от одного или нескольких страховых событий, а также по полному пакету рисков.

При заключении договора страхования транспортных средств страховщик вправе провести осмотр страхуемых транспортных средств, проверить представленные страхователем сведения о них, а при необходимости — назначить экспертизу для установления их действительной стоимости. Транспортное средство может быть застраховано на любую страховую сумму в пределах его страховой стоимости. Дополнительное оборудование страхуется, как правило, только от тех рисков, что и само средство транспорта. Если страхуется транспортное средство с пробегом, страховая стоимость и страховая сумма определяются по соглашению сторон.

Страхователь при заключении договора может выбрать один из двух типов страховой суммы: агрегатную (уменьшаемую) или неагрегатную (неуменьшаемую). В первом случае в течение страхового года страховая сумма уменьшается после каждого урегулированного страхового случая на сумму страховой выплаты. Во втором случае страховая сумма не меняется в течение срока страхования независимо от числа страховых выплат.

Страховая сумма устанавливается в российских рублях. По соглашению сторон в договоре страхования страховая сумма может быть указана в иностранной валюте, эквивалентом которой является соответствующая сумма в рублях. При этом договором страхования могут быть установлены ограничения на изменение курса валют.

По соглашению сторон в договоре каско может быть предусмотрена франшиза, которая может быть выражена как в денежных единицах, так и в относительном выражении (%).

Размер страховой премии рассчитывается страховщиком исходя из страховой суммы и индивидуального страхового тарифа, учитывающего конкретные условия страхования и степень страхового риска.

Страховая премия может быть уплачена страхователем путем наличного или безналичного расчета, единовременно или в рассрочку. Порядок и сроки оплаты страховой премии устанавливаются в договоре страхования по соглашению сторон.

Индивидуальный страховой тариф по страхованию транспортных средств в общем виде представляет собой произведение базового тарифа и поправочных коэффициентов.

Базовый тариф — это ставка страхового взноса с единицы страховой суммы, рассчитанная для отдельной марки/модели транспортного средства определенного годы выпуска, используемая в качестве базы для расчета окончательного тарифа по договору. При этом, чем больше срок эксплуатации транспортного средства, тем больше тариф. Связано это с тем, что договоры на старые транспортные средства являются более убыточными для страховщиков.

Базовый тариф показывает, какой процент страховой суммы должен заплатить владелец определенного автомобиля безотносительно индивидуальных особенностей его эксплуатации. Эти особенности учитываются в тарифной ставке поправочными коэффициентами, отражающими влияние отдельных существенных факторов на степень риска по договору в целом.

Факторами риска при этом могут быть следующие:

  • • возраст и стаж водителей, допущенных к управлению транспортным средством;
  • • особенности хранения транспортного средства в ночное (нерабочее) время (возле дома или на охраняемой стоянке);
  • • наличие или отсутствие на транспортном средств противоугонных устройств;
  • • наличие в договоре страхования франшизы;
  • • количество и сумма страховых выплат в течение предыдущих периодов страхования;
  • • тип страховой суммы (агрегатная или неагрегатная) 1 .

Договором страхования может быть установлено условие «до

первого страхового случая». В этом случае страховщик обязуется осуществить страховую выплату по одному страховому случаю, произошедшему в период действия договора страхования. Действие такого договора страхования прекращается с момента наступления первого страхового случая.

Договор страхования прекращает свое действие:

  • • по истечении срока действия договора страхования;
  • • при исполнении страховщиком обязательств по договору страхования в полном объеме;
  • • если после вступления договора в силу возможность наступления страхового случая отпала и/или существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай, в частности, если транспортное средство, указанное в договоре страхования, утрачено или уничтожено по причинам иным, чем страховой случай;
  • • в случае если очередной страховой взнос не был уплачен страхователем в течение 10 дней с даты, указанной в договоре страхования как дата уплаты очередного страхового взноса, при условии уведомления страхователя страховщиком в письменном виде, если иное не предусмотрено договором страхования;
  • • в случае ликвидации страхователя, являющегося юридическим лицом;
  • • в случае ликвидации страховщика;
  • • отказа страхователя от договора страхования;
  • • в иных предусмотренных законодательством РФ и правилами страхования случаях;
  • • по соглашению сторон.

Страховщик вправе потребовать признания договора недействительным, если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил заведомо ложные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая или размера возможных убытков от него. Страховые выплаты по таким договорам страхования не производятся.

Страховщик вправе отказать в выплате страхового возмещения, если страхователь совершил умышленные действия, направленные на наступление страхового случая, управлял транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, не имел документов на право управления, не предъявил страховщику поврежденное средство транспорта или сообщил заведомо ложные сведения о страховом событии. Все разногласия, возникающие по договору страхования, а также между сторонами и лицами, виновными в наступлении страхового случая, рассматриваются в установленном порядке судебными органами. Страховое возмещение выплачивается самому страхователю, его наследникам либо выгодоприобретателю.

Источник: http://studref.com/454959/ekonomika/strahovanie_transportnyh_sredstv

Published by admin