Услуги в сфере жкх

Группа


Бесплатная юридическая консультация:

УЖКХ АГГ

Информация

Другое

Действия

4 790 записей ко всем записям

В Управление жилищно-коммунального хозяйства на постоянную работу требуются:

— специалист I категории отдела жилищной политики и энергоресурсов; — специалист I категории сектора энергоресурсов отдела жилищной политики и энергоресурсов.

Оглавление:

Показать полностью…

Требования: высшее образование, соответствующее профессиональному направлению, не менее 1 года в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Дополнительные требования: умение работать на ПК; знание программ Word, Excel; работа с почтовыми сервисами.


Бесплатная юридическая консультация:

Занятость: нормальная продолжительность рабочего времени.

По вопросу трудоустройства обращаться по адресу:

Источник: http://vk.com/ugkh_agg

Что входит в жилищно коммунальные услуги: виды и перечень ЖКУ

Каждый человек в нашей стране является потребителем жилищно-коммунальных услуг вне зависимости от того, живет он в собственном доме или квартире или же снимает жилье. Однако многие до сих пор плохо понимают, что же входит в это понятие.

В данной статье мы предлагаем вам раз и навсегда разобраться в ЖКУ, ЖКХ и коммунальных платежах, порядке начисления платежей и всех вопросах, связанных с обслуживанием домов и квартир.


Бесплатная юридическая консультация:

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону . Это быстро и бесплатно !

Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ)

Прежде всего, необходимо дать определение понятию «коммунальные услуги». Что же это такое?

Коммунальные услуги – это осуществление подачи коммунальных ресурсов, необходимых для комфортного и безопасного проживания и использования помещений любых типов (жилых, нежилых, земельных участков). Проще говоря, ЖКУ — это различные ресурсы, которые используются потребителем (жителем квартиры или дома).

Виды коммунальных услуг

Существует несколько видов ЖКУ, каждый из которых имеет свое назначение и особенности эксплуатации. Мы приведем полный список того, что входит в жилищно-коммунальные услуги, а также укажем особенности каждого вида:


Бесплатная юридическая консультация:

  1. Холодное и горячее водоснабжение – подача холодной воды в жилые и нежилые помещения многоквартирного дома, общедомовые помещения, жилые дома. Подача осуществляется по централизованным сетям водоснабжения и внутридомовым системам. В случае их отсутствия в доме вода может подаваться до водоразборной колонки. Поставляемая вода должна быть пригодна для питья, приготовления пищи и использования в хозяйственных нуждах. Кроме того, она должна соответствовать температурным нормам.
  2. Водоотведение – отведение сточных вод из всех помещений, в которые подается вода. Осуществляется по центральным сетям водоотведения и собственным системам дома.
  3. Электроснабжение – подача электрической энергии по центральным и внутридомовым сетям. Используется для обеспечения комфортного проживания и достаточного объема пользования различной техникой в жилых и нежилых помещениях. Именно за счет электроснабжения производится освещение как общедомовых владений (подъезды), так и придомовой территории (парковки, детские площадки). Кроме того, электроснабжение обеспечивает работу лифтов в многоквартирных домах.
  4. Газоснабжение – снабжение жилых и нежилых помещений газом по специальным системам или же, в случае их отсутствия, снабжение баллонами с бытовым газом.
  5. Отопление – подача по сетям теплоэнергии, необходимой для отопления жилых и нежилых помещений, а также продажа топлива при печном отоплении. Отопление должно поставляться вовремя в соответствии с климатическими условиями и сроками отопительного сезона, а также в достаточном количестве для обеспечения требуемого температурного режима в помещениях.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ)

Если с ЖКУ все понятно, то у многих остается еще один вопрос: ЖКХ — что это такое?

ЖКХ – это полный комплекс мероприятий, направленных на обслуживание и эксплуатацию жилья.

Помимо услуг ЖКУ по подаче воды, света, газа и тепла, в ЖКХ входят также ремонт зданий и сооружений, сбор и вывоз мусора, услуги консьержа, обслуживание лифтов в многоквартирных домах и многое другое.

Оплата данных услуг производится ежемесячно и отражается в квитанциях. Предоставляемые услуги могут меняться в зависимости от того, что именно было прописано в договоре с исполнителем коммунальных услуг.

Ниже приведен перечень того, что может входить в оплату ЖКХ:


Бесплатная юридическая консультация:

  • содержание жилья в комфортном и безопасном для проживания состоянии, обязанности по ремонту: капитальному, внеплановому и текущему;
  • вывоз мусора: отходы, мусоропровод;
  • круглосуточная охрана и охраняемая парковка;
  • уборка лифтов, подъездов, придомовой и общедомовой территории;
  • услуги консьержа и т.д.

Проще говоря, что же такое коммунальное хозяйство?

Это вся совокупность различных предприятий и служб, обслуживающих население. Оно включает в себя ЖКХ, вентиляцию, слаботочные сети, пожарную безопасность, лифтовое хозяйство, санитарно-эпидемиологическую обработку помещений, благоустройство территории и многое другое.

Исполнители коммунальных услуг

Нередка ситуация, когда жители многоквартирных домов не могут ответить на вопрос, кто же обеспечивает их дом благами цивилизации. Этим занимается юридическое лицо вне зависимости от его формы, или ИП, который предоставляет жилищно-коммунальные услуги потребителям.

Исполнителями могут быть:

  • товарищество собственников жилья;
  • жилищный кооператив;
  • жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив;
  • управляющая организация;
  • ресурсоснабжающая организация.

Исполнитель обязан:


Бесплатная юридическая консультация:

  • предоставлять ЖКУ в необходимых объемах и должном качестве;
  • технически обслуживать инженерные системы дома, приборы учета;
  • производить расчеты размера платы за ЖКХ и следить за их корректностью;
  • снимать показания общедомовых приборов учета;
  • предоставлять полную информацию о себе, рассчитанных платежах, порядке начисления платы за ЖКХ и др.

Действующие нормативы

У людей часто возникает вопрос о том, как рассчитать коммунальные платежи самостоятельно, чтобы не стать жертвой обмана исполнителей ЖКУ или случайно допущенных ошибок в присылаемых квитанциях.

Территория нашей страны огромна, невозможно сделать единый норматив потребления ЖКХ. Ведь, например, в один и тот же день в разных концах страны температура воздуха может значительно отличаться.

Поэтому нерационально было бы использовать единый объем отопления.

Существует множество факторов, определяющих нормативы потребления ЖКХ, основными из которых являются следующие:

  • средняя температура воздуха на улице;
  • регион;
  • уровень благоустройства и развитости инфраструктуры;
  • особенности коммунальной инфраструктуры (сложность доставки ресурсов в то или иное место, тариф, принятый в регионе и др.).

Если в жилом помещении – квартире или доме – установлены индивидуальные счетчики, жители могут самостоятельно рассчитывать размер платежей по простой формуле:


Бесплатная юридическая консультация:

P=(Vтек-Vпрош)*T,

где Vтек – это показания счетчиков на данный момент,

Vпрош – показания счетчиков за предыдущий месяц,

Т – тариф на услугу.

Данный метод можно использовать для расчета платы за холодное и горячее водоснабжение, а также за электричество.

Бесплатная юридическая консультация:

Для точного определения показаний счетчиков необходимо фиксировать их каждый месяц, рекомендуется делать это в один день.

Кроме того, многих интересуют вопросы о том, как рассчитывается квартплата и на что уходят деньги жильцов. Чтобы это узнать, достаточно заглянуть в присылаемые квитанции – там прописан перечень коммунальных услуг и тариф на каждую из них, а также общая сумма оплаты.

Кроме того, в квартплату включаются отчисления на капитальный ремонт многоквартирных домов, содержание домофона, расходы на лифты, освещение общедомовых помещений и другие услуги.

Порядок начисления коммунальных платежей

Порядок начисления зависит от того, установлены ли индивидуальные приборы учета или объем ресурсов определяется общедомовыми приборами. В коммунальные платежи для жителей квартир также входят расходы на общедомовые нужды многоквартирного дома.

При наличии счетчиков платежи начисляются, исходя из показателей, которые рекомендуется фиксировать примерно 20 числа каждого месяца. Кроме того, приборы обязаны проверяться каждые 6 месяцев по предварительному оповещению жителей.

Справка. При отсутствии индивидуальных приборов учета начисление квартплаты происходит согласно нормативам по тарифам, установленным в данном регионе.


Бесплатная юридическая консультация:

Права потребителя коммунальных услуг

Поскольку обеспечение населения коммунальными услугами является такой же сделкой, как и покупка товаров в магазине, у потребителей услуг ЖКХ есть определенные права:

  • на безопасность потребляемой услуги для жизни, здоровья и окружающей среды;
  • на безвредность услуги для имущества потребителя;
  • на получение услуг ЖКХ достаточного объема и удовлетворяющего качества;
  • на снижение платы за услуги ЖКХ при их ненадлежащем качестве или несвоевременном оказании;
  • на самостоятельное решение об установке приборов учета;
  • на получение сведений о правильности начисления размера оплаты услуги;
  • на возмещение убытков и вреда здоровью и имуществу вследствие предоставления некачественных услуг;
  • на получение полной и достоверной информации об исполнителе коммунальных услуг и самих услугах.

Полный перечень прав и обязанностей потребителей и исполнителей указан в постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.03.2018) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов«.

Разрешение конфликтов

В случае если управляющая компания или РСО в неполном объеме выполняют условия составленного договора, предоставляя некачественные услуги или в недостаточном объеме, потребители вправе требовать исполнения, а также возмещения убытков в суде в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей».

В случае необоснованного увеличения размера оплаты коммунальных услуг исполнитель после обращения потребителя обязан уплатить штраф в размере 50% от величины превышения начисленной платы над той, что надлежало начислить.

Заключение

Жилищно-коммунальные услуги – это неотъемлемая часть жизни каждого жителя нашей страны. ЖКХ – это постоянно развивающаяся система и, разобравшись в ней, вы сможете с легкостью получать качественные, безопасные услуги и сделаете свою жизнь комфортнее и лучше.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://101jurist.com/nedvizhimost/obsluzhivanie/zhilischno-kommunalnye-uslugi.html

Cемья имеет выбор — пользоваться субсидией или льготой

Как правильно общаться с исполнителем услуг

У потребителя жилищно-коммунальных услуг есть значительный арсенал возможностей для реализации своих прав и интересов.

Во-первых, это обязательность заключения договора на оказание тех или иных услуг, в котором фиксируются права и обязанности как потребителя, так и исполнителя услуг. Как правило, договор очень выгоден потребителям, более того – без оного можно, как правило, вообще не платить коммунальникам.

Во-вторых, это право потребителя на составления актов-претензий по качеству услуг, на основании которых исполнитель обязан произвести перерасчет за неоказанные или оказанные в неполном объеме услуги.


Бесплатная юридическая консультация:

В третьих, это право потребителя обращаться с информационным запросом и получать всю информацию, которая касается жилищно-коммунальных услуг.

Более того, за необоснованное непредоставление информации чиновниками законодательством предусмотрена уголовная ответственность.

В четвертых, это право обращаться, или точнее, жаловаться в различные инстанции – от вышестоящей до Президента. При умелом использовании жалоб они дают свои результаты.

В пятых, это право восстанавливать справедливость в «последней» инстанции — обращаться с исками и жалобами в судебные органы.

Как заключить договор


Бесплатная юридическая консультация:

До относительно недавнего времени в нашей стране еще действовала система оказания и оплаты жилищно-коммунальных услуг, которая держалась на различных нормативных актах без обязательного заключения договоров с жильцами, то есть на устной договорённости.

Но с вступлением в силу Гражданского Кодекса Украины (ГКУ) и Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» ситуация кардинально изменилась. В статье 19 этого закона чётко говорится, что: «Отношения между участниками договорных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг осуществляются исключительно на договорной основе». В том же законе часть 2 раздела VIII гласит: «Договоры о предоставлении жилищно-коммунальных услуг, заключенные до вступления в силу этого Закона, должны быть приведены в соответствие с ним до 1 января 2006 года. Договоры, которые не приведены в соответствие с этим Законом в указанный срок, теряют действие».

В части 2 статьи 11 ГКУ говорится: «Основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей, в частности, являются: 1) договоры и другие правочины».

Так что, если нет договора – нет ни самих обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг, ни юридических оснований для взыскания этих обязательств, например, через суд.

Разрабатывать проект договора на основании типовых договоров, а также инициировать его заключение с потребителем должен сам исполнитель жилищно-коммунальных услуг.


Бесплатная юридическая консультация:

На сегодняшний день Кабинетом Министров Украины утверждены типовые договоры по всем видам жилищно-коммунальных услуг, однако в практику, как правило, вошли только договоры по газо- и электроснабжению, а также по содержанию дома и придомовой территории.

При заключении договора помните, что:

— договор, как и все приложения к нему (в том числе и цена договора), вступают в силу с момента подписания, а не «задним числом», если стороны сами не решат дать своему соглашению обратную силу;

— несмотря на упоминание пени в типовых договорах, Закон Украины „О временном запрете взыскания с граждан Украины пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги” временно запрещает начислять и взыскивать ее с граждан (правда, это не касается платежей, осуществяемых согласно договора о реструктуризации задолженности);

— срок исковой давности по Гражданскому кодексу составляет 3 года, если иное не определено договором, поэтому Вы имеете полное право отказаться от возможных предложений исполнителя услуг установить в договоре срок исковой давности более 3-х лет;


Бесплатная юридическая консультация:

— любое изменение условий договора, в том числе и тарифов на услуги, действительно и законно только при письменном внесении изменений в договор в виде дополнительного соглашения, заверенного подписями обеих сторон.

Кроме того, в случае исчезновения потребности в получении услуги Вы имеете право расторгнуть договор в порядке, установленном законом.

Когда Вы получите предложение о заключении договора от коммунальной службы, знайте, что Вы имеете один месяц для его изучения и согласования. Кроме того, Вы сами можете обратиться к коммунальникам и потребовать заключить с Вами договор.

Если же предложенный договор Вас в чём-то не устраивает, то Вы можете послать коммунальной службе свои дополнения и изменения к нему.

Например, Вы можете потребовать дополнить типовой договор следующими пунктами:


Бесплатная юридическая консультация:

— о периодичности и сроках выполнения работ, количественных и качественных показателях, отклонениях показателей, допустимых параметрах отклонения показателей, а также о размерах уменшения оплаты в случае отклонения от них;

— о конкретном механизме фиксации непредоставления услуг или предоставления их в неполном объеме и пр., в том числе и о сроке явки представителя исполнителя услуг по вызову потребителя для составления и подписания акта-претензии потребителя;

— о конкретном механизме перерасчета размера оплаты в случае непредоставления услуг или предоставления их в неполном объеме.

Если Ваши предложения соответствуют действующему законодательству, то коммунальная служба обязана их подписать. Но если исполнитель жилищно-коммунальных услуг не согласен с Вашими обоснованными предложениями, то договор не может быть заключён, и весь процесс начинается сначала и продолжается до окончательного нахождения обоюдоприемлемого решения.

Если через 30 дней Вы не вернули исполнителю услуги подписанный Вами договор или же в пределах этого срока немотивированно отказались от подписания договора, то жилищно-эксплуатационная или коммунальная организация могут подать на Вас иск в суд «о понуждении к заключению Договора».


Бесплатная юридическая консультация:

Итак договор необходим потребителю для того, чтобы знать и контролировать объемы и качество услуг, и соответственно регулировать их оплату. По большому счету, договор для потребителя – это основная гарантия соблюдения его прав и интересов в получении жилищно-коммунальных услуг.

Как составить акт-претензию

Согласно ст. 18 Закона «О жилищно-коммунальных услугах» в случае нарушения исполнителем условий до­говора потребитель имеет право вызвать его представителя для составления и подписания акта-претензии потребителя, где указываются сроки, виды и показатели нарушений.

Представитель исполнителя обязан прийти на вызов не позднее срока, определенного в договоре, обычно он составляет 2 рабочих дня. Если же представитель исполнителя проигнорирует такое «приглашение», то Вы можете самостоятельно составить акт-претензию, подписав его у не менее двух потребителей.

На основании данных акта Вы составляете заявление об устранении недостатков в оказании услуги, перерасчете или возмещении причиненного ущерба, и направляете свое письмо вместе с актом (или его копией) в соответствующую организацию. Результатом рассмотрения акта должен быть, как правило, перерасчет суммы платежей с даты его составления. Если исполнитель услуги не удовлетворит Ваших требований, то с актами Вы выиграете любой суд.


Бесплатная юридическая консультация:

Важность использования потребителем такого мощного инструмента, как акт-претензия, трудно переоценить – многие потребители вынуждены были оплачивать, в том числе и в судебном порядке, огромные суммы за неполученные услуги лишь из-за того, что они вовремя не составляли соответствущих документов.

Как получить информацию

Кроме Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», который обязывает обслуживающие организации предоставлять Вам всю необходимую информацию об услугах, есть еще базовый документ об информации — Закон Украины «Об информации», который регламентирует в целом информационные отношения и распространяется на все субъекты и сферы жизни.

В соответствии с этим законом все граждане Украины имеют право на информацию путем свободного получения последней для реализации своих законных прав и интересов.

Информация, в свою очередь, подразделяется на открытую и с ограниченным доступом. Как правило, информация, связанная с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, относится к открытой. Ограничение права на получение открытой информации запрещено законом.


Бесплатная юридическая консультация:

Таким образом, любой потребитель жилищно-коммунальных услуг может обратиться в любую предоставлящую ему услуги организацию или орган власти с запросом о необходимой ему информации, например, о техническом состоянии дома, о проводимых в нем ремонтах и т.д.

По материалам prostopravo.com.ua

Вспомните прямо сейчас запах ароматного чая.. Чувствуете.. как наполняетесь энергией, свободой.. Самое время заглянуть в нашу чайную. на сайте Вы можете познакомится с нашим заведением.

Источник: http://jkg-portal.com.ua/ru/publication/one/spozhivach-zhkg—znaj-svoji-prava-37682

Услуги в сфере жкх

2. Несоблюдение сроков ремонта жилья — 56, 8% жалоб


Бесплатная юридическая консультация:

3. Жалобы на работу системы теплоснабжения — 55% жалоб

Температура в жилом помещении ниже 18 градусов

Затягиваются сроки включения отопления

Несоблюдение порядка и сроков ремонта систем отопления

Окончание таблицы 1.1


Бесплатная юридическая консультация:

Отключение отопления в течение отопительного сезона

4. Работа системы отвода жидких и твердых отходов -43, 2% жалоб

Несвоевременный вывоз мусора

Несвоевременный вывоз жидких отходов

Как видно из табл.1.1 жалобы на работу систем водоснабжения составила 76% из них: жалобы на перерыв в водоснабжении составляют часто 44,5%, редко 27,3%; вода имеет нехарактерный цвет, запах, привкус часто – 42,1%, редко 29,1%; перерыв в горячем водоснабжении часто – 36,3%, редко 19,0%; температура горячей воды ниже нормы часто – 30,9%, редко – 22,1%. Отсюда следует, что необходимо улучшить качество работы систем водоснабжения, так как именно в этой сфере наблюдается наиболее большое количество жалоб от населения. Несоблюдение сроков ремонта жилья также составляет немалый процент жалоб – 56,8%. Эта может быть вызвано нехваткой рабочей силы, работников, также несвоевременная доставка материалов. Жалобы на работу системы теплоснабжения составили 55% из них: 32,3% жалоб (температура в жилом помещении ниже 18 градусов). Работа систем отвода жидких и твердых бытовых отходов – 43,2% жалоб из них 27,2% жалобы за несвоевременный вывоз мусора – часто, 46,2% — редко.

Главными задачами нового этапа решения жилищной проблемы являются:

— обеспечение возможности улучшения жилищных условий для семей со скромным и средним достатком путем внедрения в практику долгосрочных жилищных кредитов на приемлемых условиях, предоставление субсидий на строительство и приобретение жилья, оказание помощи в развитии индивидуального жилищного строительства и других мер государственной поддержки граждан, нуждающихся в жилье;

— увеличение объемов и повышение качества жилищного строительства, перестройка производственной базы жилищного строительства на современном техническом уровне; совершенствование системы эксплуатации, ремонта и финансирования жилищно-коммунального хозяйства;

— расширение прав органов исполнительной власти субъектов Республики и органов местного самоуправления в улучшении жилищных условий граждан и проведении жилищной реформы. [15, с.25]

Итоги работы жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь по обеспечению выполнения показателей прогноза социально-экономического развития за 2013 год представим в виде таблицы 1.2.

Таблица 1.2-Изменение основных прогнозных показателей на 2013 год

Задание на 1-ое полугодие, %

Факт на 1-ое полугодие, %

Задание на 2-ое полугодие, %

Факт на 2-ое полугодие, %

Платные жилищно-коммунальные услуги

Инвестиции в основной капитал

Отметим, что в 2013 году работа организаций системы министерства была направлена на реализацию Программы развития жилищно-коммунального хозяйства, выполнение показателей социально-экономического развития и обеспечение населения и других потребителей основными видами услуг в необходимом объеме и соответствующего качества. [22, с.9]

Представим выполнение показателей в виде диаграммы (см. рис.1.4)

Обоснуем более подробно выполнение основных прогнозных показателей:

Выполнение основного прогнозного показателя социально-экономического развития по энергосбережению составило (-10,5%) при установленном задании на год (-10,0%). По областным управлениям ЖКХ выполнение показателя составило (-13,3%), по организациям г.Минска (-9,0%), организациям ремонтно-строительного производства (-10,7%).

Рисунок 1.2. Диаграмма изменения основных прогнозных показателей за 2013 г.

Также в целом по республике объемы платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения составили 128,2 млрд.руб. или 98,8% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года.

Прогнозируются темпы роста платных жилищно-коммунальных услуг населению в размере – 101,5%, при установленном задании 104,5%. Выполнили установленное задание в целом только организации г.Минска (105,0%).

По итогам работы за 2013 год дополнительные платные услуги населению оказаны на сумму 242,3 млрд.руб., что составляет 88,1% от годового задания.

По организациям жилищно-коммунального хозяйства за 2013 год, по сравнению с прошлым годом, количество убыточных организаций сократилось с 24 до 23 и составило 4,1% от их общего количества.

За 2013 год введено в эксплуатацию 861,7 тыс.кв.м общей площади жилых домов после капитального ремонта и тепловой модернизации, что составляет 75% от годового задания (1184,4 тыс.кв.м) и 111% к прошлому году. Во всех областях и в г.Минске объемы ввода жилья после капитального ремонта составили 60% и выше.

Дебиторская задолженность за оказанные жилищно-коммунальные услуги в целом за 2013 год по сравнению с прошлым, сократилась на 70,6 млрд.руб. (14,6%) и составила 414,3 млрд.руб.

Следует отметить рост просроченной дебиторской задолженности за оказанные коммунальные услуги по юридическим лицам.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) составила по итогам работы за 2009 год – 27,5 млрд.руб., рентабельность – 17,3%, при установленном задании – 14,5%.

По государственной организации, подчиненным министерству и юридическим лицам негосударственной формы собственности, принадлежащие Республике Беларусь акции (доли в уставных фондах) которых переданы в управление министерства выполнение установленного задания по росту заработной платы составило 95,3%. Превысили установленное задание РУП «ГЗ Коммунальник» — 101,4%, РУП «Энергия» — 110,8%.

По итогам работы за 2013 год не обеспечено выполнение установленных бизнес-планами развития основных показателей:

— по выручке от реализации продукции (работ, услуг): РУП «Белкоммунпроект» г.Минск планмлн.руб., факт 9749 млн.руб. (84,4%). РУП «Институт «Белжилпроект» г.Минск план 8220 млн.руб., факт 7800 млн.руб. (94,9%) и др.

Объемы подрядных работ, выполненных ремонтно-строительными организациями системы министерства составили 292,7 млрд.руб. в фактических ценах, темпы роста в сопоставимых ценах – 120%. Ниже среднереспубликанского уровня темпы роста сложились в КПУП Специализированное РСУ г.Витебска – 117%, УП «Витебскоблремстрой» — 113%, ОАО «Гомельстрой» — 111%, УГП «Трестгроднострой» — 102%, ОАО «Минскремстрой» — 114%, ГКУПП «Могилевремстроймонтаж» — 98%, ОКУП «Могилевоблпроектремстрой» — 119%. Крайне низким остается удельный вес капитального ремонта жилых зданий в общем объеме подрядных работ. [22, с.11]

Также важно отметить, что в организациях жилищно-коммунального хозяйства проводится работа по взысканию платежей с населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги.

Значительное влияние оказало увеличение суммы начислений за жилищно-коммунальные услуги в связи с ростом тарифов с начала года.

В целом по республике просроченная задолженность населения увеличилась на 0,7 млрд.руб., или на 2,1% и составила 34,9 млрд.руб. или 25,5% от общей задолженности населения (см.табл.1.3).

Таблица 1.3- Рост просроченной задолженности за 2013 год

Сумма задолженности, млрд.руб.

На основании таблицы 1.3 построим диаграмму процента роста просроченной дебиторской задолженности на рис.1.5.

При этом Могилевская и Витебская области по прежнему сохраняют наибольший уровень просроченной задолженности по республике. [22, с.14]

Рисунок 1.3 — Диаграмма процента роста просроченной дебиторской задолженности за 2013 год

Из этого можно сделать следующие выводы:

1) В пункте 1.1. мы рассмотрели значение, задачи и структуру транспортного хозяйства на предприятии и выяснили, что работа любого современного промышленного предприятия связана с необходимостью транспортных средств и оборудования. Транспортное хозяйство включает в себя все принадлежащие ему транспортные средства, осуществляющие внешние и внутренние перевозки. Основной задачей организации и функционирования транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса.

Также задачами транспортного хозяйства являются содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии и снижение издержек на транспортные и погрузо–разгрузочные работы.

Транспортное хозяйство предприятия включает:

— общезаводское транспортное хозяйство;

— транспортное хозяйство отдельных цехов (цеховое транспортное хозяйство).

Внутрицеховой транспорт обычно находится в ведении того цеха, где он применяется.

Структура транспортного хозяйства завода зависит от комплекса факторов, включающих:

1. Ха­рактер выпускаемой продукции (габаритные размеры, мас­са);

2. Состав цехов предприятия;

3. Тип и масштаб производства.

Назначение транспортного хозяйства предприятия заключается в полном удовлетворении потребностей предприятия в грузоперевозках при максимальном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций.

Это возможно только на основе правильной организации транспортного хозяйства предприятия и эффективного планирования грузоперевозок.

2) В пункте 1.2. мы определили грузооборот и грузопоток предприятия, описали схемы маршрутов транспортировки. Используя схему грузопотоков, можно достаточно быстро выявить и устранить излишние пересечения, возвратные и встречные маршруты, сократить путь движения отдельных грузов, проверить соответствие «грузонапряженности» отдельных транспортных путей их пропускной способности. В соответствии со схемой грузопотоков устанавливаются схемы маршрутизации перевозок между отдельными пунктами на территории обслуживания. Также описали транспортировку грузов, может быть организована по маршрутам трех основных типов: маятниковым, веерным (лучистым) и кольцевым.

3) В пункте 1.3. описали технико-экономические показатели работы транспортного хозяйства предприятия: к-т использования парка транспортных средств по времени, к-т использования пробега, себестоимость 1 маш/часа работы транспортных средств, себестоимость перевозки 1т груза, себестоимость 1 рейса. Особое значение имеет оценка качества транспортного обслуживания, которое учитывает соблюдение сроков и размера партий доставки, отсутствие случаев повреждения и неправильной отправки грузов, предоставление дополнительных услуг. Также рассмотрели планирование и организацию транспортного хозяйства на предприятии. Планирование работы транспортного хозяйства заключается в составлении годового (квартального) плана производственно-хозяйственной деятельности с разбивкой основных показателей по месяцам. Этот план предусматривает расчет производственной программы (план перевозок), объемов погрузочно-разгрузочных работ, количества транспортных средств и механизмов, численности рабочих, фонда заработной платы, сметы затрат и других показателей работы транспортного хозяйства. Организация транспортных работ включает организацию внешних и внутризаводских перевозок грузов. Внешние перевозки (завоз материальных ресурсов и вывоз готовой продукции) осуществляются железнодорожным, автомобильным и водным транспортом и регулируются положениями соответствующих ведомств. Оперативное руководство работой транспорта осуществляет диспетчерская служба.

4) В пункте 1.4 рассмотрено регулирование цен в ЖКХ. И было выяснено, что совершенствование ценообразования на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению, сопровождается адекватными мерами по повышению его доходов и адресной поддержкой малообеспеченных слоев общества. При этом меры по социальной защите населения носят упреждающий характер

5) В пункте 1.5. было рассмотрено жилищно-коммунальное хозяйство как отрасль сферы услуг, основные проблемы. Из этого следует, что жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия Жизнедеятельности человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах. Основными проблемами являются постоянные жалобы от населения особенно по водоснабжению, теплоснабжению, несвоевременность выполнения каких-либо услуг, качество выполняемых услуг и т.д. Также рассмотрели выполнение основных прогнозных показателей работы жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и выяснили, что работа организации системы министерства была направлена на реализацию Программы развития жилищно-коммунального хозяйства, выполнение показателей социально-экономического развития и обеспечение населения и других потребителей основными видами услуг в необходимом объеме и соответствующего качества. На основании этого можно сказать, что практически все показатели за 2013 год были выполнены, кроме платных жилищно-коммунальных услуг и инвестиций в основной капитал. Также обозначился рост дебиторской задолженности за жилищно-коммунальные услуги в 2009 году. Значительное влияние оказало увеличение суммы начислений за жилищно-коммунальные услуги в связи с ростом тарифов. В целом по Республике Беларусь просроченная задолженность населения увеличилась на 0,7 млрд. рублей и составила 34,9 млрд. рублей или 25,5% от общей задолженности населения.

Источник: http://studfiles.net/preview//page:6/

Новый закон об услугах ЖКХ: топ-10 основных нововведений

Народные депутаты Украины наработали изменения в Закон Украины «О ЖКХ». Согласно новому документу, за просроченную оплату коммунальных услуг потребители будут платить пеню.

Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» приняли в 2004 году, но в данный документ неоднократно вносились правки и парламентарии решили разработать новый законопроект, в котором будет четко приписан не только механизм защиты прав потребителей, но и перспективы развития сферы ЖКХ.

Как стало известно Domik.ua , 10 декабря 2015 года парламентарии зарегистрировали законопроект №1581-д «О жилищно-коммунальных услугах» . 2 февраля 2016 года документ приняли за основу (242 голоса «за»), а 21 сентября профильный комитет Верховной Рады утвердил текст документа ко второму чтению и рекомендовал его принять.

Какие нововведения прописаны в законопроекте:

1. В документе разграничили понятия жилищной и коммунальной услуги. Так, жилищная услуга — это услуга по управлению многоквартирным домом , которая включает техническое обслуживание и уборку дома и придомовой территории. Коммунальная услуга – это поставка энергоресурсов (природного газа, электричества, горячей и холодной воды, тепловой энергии).

2. Расширили перечень прав потребителей. Так, украинцы смогут бесплатно получать от компании-поставщика услуги информации о ценах и тарифах, а также об их изменениях не позже 15 дней до вступления их в силу.

3. Потребители смогут разорвать договор о предоставлении коммунальных услуг (кроме услуги по теплоснабжению), предупредив об этом работников ЖКХ за два месяца до даты расторжения договора.

4. Украинцам придется информировать управляющего многоквартирным домом, компанию-поставщика услуг об изменении владельца жилья и о фактическом количестве постоянно проживающих лиц.

5. Обязательным станет предоставление потребителями показаний индивидуальных счетчиков энергоресурсов в сроки, которые прописаны в договорах на поставки ЖКУ.

6. В документе прописано, дополнительно к плате за коммунальную услугу по снабжению теплоэнергии, горячей и холодной воды, водоотведению, обращению с бытовыми отходами потребитель должен оплачивать клиентское обслуживание (для возмещения ряда расходов компании).

7. В законе предусмотрено, что коммерческий учет ЖКУ осуществляется с помощью домового узла. Учет услуг по поставке газа и по снабжению электроэнергией – с помощью индивидуальных счетчиков. Распределение показаний домовых узлов по потребителям осуществляется на основе показаний индивидуальных счетчиков.

8. За просрочку оплаты ЖКУ потребителям будет начисляться пеня . Народные депутаты сократили размер пени в 10 раз до 0,01% суммы долга за день. При этом общий размер оплаченной пени не может превышать 100% общей суммы долга.

9. Урегулирован порядок отключения ЖКУ должникам — в случае неуплаты задолженности в течение 30 дней после получения уведомления поставка ЖКУ может быть прекращена (кроме газа и электроэнергии).

10. Потребителям разрешат отключать квартиры от централизованного снабжения горячей водой и отоплением.

Когда нормы закона вступят в силу

Новый закон вступит в силу через три месяца после опубликования, но действие некоторых норм будет отсрочено. Так, оплата пени будет вводиться с 1 января 2018 года.

Источник: http://domik.ua/novosti/novyj-zakon-ob-uslugax-zhkx-top-10-osnovnyx-novovvedenij-n248677.html

Услуги ЖКХ которые вы должны получать бесплатно

Жителям многоэтажек, особенно тех домов, которые сданы в эксплуатацию уже не одно десятилетие назад, нередко приходится обращаться за различными услугами, относящимися к жилищно-коммунальному хозяйству. Прорвет водопроводную трубу или забьется канал вентиляции, мусоропровод, в аварийном состоянии окажется козырек, нависающий над входом в подъезд — проблем из сферы ЖКХ, которые могут возникать и регулярно возникают, немало. Решение каких-то из них нередко откладывается «до лучших времен», однако некоторые требуют незамедлительного решения, устранения проблем. А это, как правило, упирается в недостаточное финансирование.

Денег нет, граждане, но вы держитесь! Эта фраза приобретает сакраментальный смысл, — прибегать к ее магической силе можно во всех случаях, когда требуется решение насущных проблем населения страны.

Перечень услуг прописывают в договоре

Однако жильцам следует знать о том, что платными для населения являются далеко не все услуги ЖКХ. Некоторые уже являются предоплаченными в общей сумме так называемой «жировки» — ежемесячно приходящего жильцам счета за квартплату. Нужно знать свои права и уметь их отстаивать, — в частности, и в вопросах пользования на законных основаниях бесплатными услугами ЖКХ. Для этого необходимо пометить себе те работы, перечень которых действующим российским законодательством отнесен к бесплатным. Их стоит выписать, — чтобы удобнее было быстро просмотреть список в случае необходимости.

Важно уяснить, что жильцы на собрании с участием руководства ЖКХ обсуждает полный список тех услуг, которые коммунальщики обязаны предоставлять без доплаты. По результатам собрания должен быть составлен договор, — в нем прописываются обязанности обеих сторон, в частности, включаются такие пункты, как:

  1. размер суммы ежемесячного платежа за услуги ЖКХ;
  2. детальное перечисление работ, — учитывается как придомовая территория, дом снаружи, так и квартиры жильцов.

Непременно следует прописать и пункт «ответственность управляющей компании» (далее по тексту — УК) в тех случаях, если свои обязанности перед жильцами она будет выполнять не в полном объеме или несвоевременно.

Этот договор позволит собственникам жилья требовать от работников ЖКХ проведения работ по ремонту без осуществления доплат — помимо ежемесячной квартплаты. Основой договора служит перечень услуг ЖКХ, который регламентирован правительством страны и прописан в разделах Жилищного кодекса. Им же определяются и те работы, выполнение которых возложено на жильцов.

Бесплатные услуги — в соответствии с законом

В минувшем году перечень бесплатных (входящих в ежемесячную квартплату) работ по ремонту и восстановлению, указанный в ст. 36 ЖК, был составлен и подтвержден российским правительства (Пост. № 491 от 13.08.2006 г.). Документ относит к бесплатным работы:

  • по ремонту и восстановлению общего имущества, к которому относятся фасад и стены жилого дома, козырьки и лестничные клетки, окна и двери в подъездах, крыша и водостоки, пол;
  • по регулярному поддержанию чистоты на территории, считающейся придомовой, и в подъездах (должны убираться листья, вывозиться крупный бытовой мусор, в подъездах должно быть убрано, окна вымыты).
  • по обслуживанию систем снабжения не только дома, но и квартир (это относится к ремонту сетей электроснабжения, к ГВС и водопроводу, канализационных труб, труб отопления);
  • по аварийным работам — это касается не только электроснабжения, но и водопровода, отопления, канализационных труб.

Следует помнить о том, что к перечню бесплатных не относятся работы, связанные с оборудованием, агрегатами, которые принадлежат собственнику жилья. Не получится требовать бесплатно отремонтировать или заменить свое имущество, — работники ЖКХ обязанности знают и не станут бесплатно оказывать услуги, которые не обязаны предоставлять на безвозмездной основе.

То есть установку или ремонт, замену плит на кухне, батарей отопления и электро-, газовых приборов учета расхода, водомеров и сантехприборов (к примеру, кранов, раковин, бойлеров и фурнитур), домофонов в подъезде, электропроводки или выключателей, ламп и розеток, находящихся в квартирах, владельцам придется оплачивать дополнительно.

Что входит в ежемесячную квартплату в том случае, если квартира является:

  • Приватизированной. Работники ЖКХ обязаны заниматься содержанием дома, его текущим ремонтом, а также ремонтом систем газоснабжения, ремонтом систем отопления и сантехническими услугами, капитальным ремонтом как всего дома, так и его подъездов, ремонтом и заменой счетчиков. Речь о тех счетчиках, которые расположены до точки, в которой осуществлено первое подсоединение отключающего приспособления — например, запорного крана;
  • Муниципальной. Жильцам муниципальных квартир положен больший перечень услуг ЖКХ, относящихся к бесплатным, поскольку ими осуществляется оплата за социальный найм жилья. Также работникам ЖКХ надлежит заниматься капитальным и текущим ремонтом дома и общедомового хозяйства, различным ремонтом электросетей и систем газоснабжения, отопления и водопровода, канализации, заменять внутриквартирное имущество, к которому относятся газовые колонки и газовые плиты, ванны и раковины, кухонные мойки.

Следует знать, что действующими нормативными актами предусматривается определенная периодичность замены оборудования в квартире, относящейся к муниципальной собственности. Так, один раз в 15 лет должна быть осуществлена замена газовой колонки, раз в два десятилетия — замена кухонной газовой плиты. Замена чугунной ванны производится один раз в 45 лет.

Если УК работает недобросовестно

В тех случаях, если УК не делает положенный ремонт, ненадлежащим образом осуществляет уборку, то у жильцов есть возможность обратиться с письменной жалобой в органы государственной жилищной инспекции, направить исковое заявление в суд — УК может быть оштрафована, если будет установлено ненадлежащее выполнение договорных обязательств.

Источник: http://vodakanazer.ru/novosti/uslugi-zhkh-kotorye-vy-dolzhny-poluchat-besplatno.html

Система государственного управления

Жилищно-коммунальное обслуживание

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) включает около 30 видов деятельности. Подотраслями являются техническое обслуживание жилья; благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, саночистка и утилизация отходов); ресурсоснабжение (тепло, электричество, вода, канализация, газ); бытовое обслуживание (гостиницы, бани, прачечные, ритуальные услуги) и т.д.

Каждая подотрасль представлена совокупностью жилищно-коммунальных предприятий: санитарно-технических, энергетических, транспортных, по внешнему благоустройству.

К санитарно-техническим относятся предприятия по обслуживанию и эксплуатации водопроводных и канализационных систем, предприятия по уборке территорий населенных мест и санитарной очистке домовладений, прачечные, бани, купально-плавательные сооружения.

Энергетические предприятия — электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети, отопительные котельные, ТЭЦ и электростанции, газовые заводы, обслуживающие населенные пункты.

Транспортные предприятия — городской общественный пассажирский транспорт (метрополитен, трамвай, троллейбус, фуникулеры, канатные дороги, автобусы, такси), водный транспорт местного назначения.

К сооружениям внешнего благоустройства населенных мест, которые входят в состав коммунального хозяйства, относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные пиротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зеленые насаждения общего пользования, уличное освещение и др.

Предприятия коммунального хозяйства обслуживают также и промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом.

Ведущими являются предприятия водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, теплоснабжения, многоотраслевые предприятия, организации внешнего благоустройства (дорожно-мостового хозяйства, озеленения, санитарной очистки и утилизации отходов), гостиничные предприятия.

Наиболее распространенная организационно-правовая форма хозяйствующих субъектов в жилищно-коммунальном хозяйстве — муниципальные унитарные предприятия. Преобладающей хозяйственной структурой в жилищно-коммунальном обслуживании являются многоотраслевые предприятия.

Отрасли ЖКХ по конкурентному потенциалу делятся на три сектора: 1) локально-монопольные; 2) потенциально конкурентные; 3) рыночные.

Локальные монополии — отрасли и предприятия, где по экономическим, технологическим, экологическим, естественно-территориальным причинам невозможна конкуренция. К ним относятся не только предприятия-поставщики (тепло-, водо-, газо-, электроснабжение, водоотведение), но нередко и организации, обслуживающие жилищное хозяйство, в частности организации лифтового хозяйства. Затраты на выполнение услуг по технической эксплуатации и ремонту лифтов в общей стоимости жилищных услуг составляют в среднем по России свыше 10% и существенным образом влияют на общую величину их стоимости.

Потенциально конкурентные отрасли становятся конкурентными по мере изменения системы управления, приватизации, внедрения договорных отношений между собственниками жилья, управляющими компаниями и подрядными жилищными организациями.

Так, в коммунальном хозяйстве потенциально конкурентными являются:

  • управление и обслуживание объектов коммунального хозяйства;
  • привлечение организаций, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы жизнеобеспечения и объекты, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой (крышные котельные, газоснабжение от емкостного и баллонного газа и др.);
  • выполнение отдельных работ по обслуживанию объектов коммунального хозяйства (ремонт и прочистка сетей, уборка мусора и т.д.);
  • проектно-изыскательские и строительные работы по развитию объектов коммунального назначения.

Вполне рыночной, конкурентной отраслью является жилищное хозяйство, прежде всего внутридомовое обслуживание.

Жилищные и коммунальные услуги (ЖКУ) обеспечивают решение задач по сохранению в надлежащем состоянии жилого фонда и созданию благоприятных условий для проживания людей. Они отличаются высокой социальной значимостью, принадлежностью к группе жизнеобеспечения; практически невзаимозаменяемы и не могут запасаться впрок, т.е. производство услуг совпадает с их потреблением. Объем и качество услуг непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия жизни, санитарно-гигиенические условия, чистоту водного и воздушного бассейнов, уровень производительности труда.

Годовой объем жилищно-коммунальных услуг составляет около 750 млрд. руб., или 7,6% ВВП. Рынок ЖКУ стабилен и всегда востребован.

Жилищные услуги — это комплекс работ, обеспечивающих нормальное функционирование жилого дома и благоустройство придомовой территории.

Перечень жилищных услуг утверждается федеральными органами и включает:

  • содержание общего имущества жилого дома (включая подвалы, чердаки, подъезды и крыши) и придомовой территории;
  • вывоз бытовых отходов;
  • работы, выполняемые при проведении технического осмотра и обхода отдельных помещений жилых домов, включая устранение незначительных неисправностей в системах водоснабжения, канализации, центрального отопления, горячего водоснабжения и электротехнических устройств и другие работы;
  • работы, выполняемые при подготовке жатых зданий к эксплуатации в весенне-летний и осенне-зимний период;
  • ремонт общего имущества, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, объектов придомовой территории;
  • другие виды работ (обслуживание лифтов и т.д.).

Коммунальные услуги предоставляются в виде доведенных до потребителей материальных носителей с определенными качественными показателями.

В состав коммунальных услуг включаются:

  • холодное и горячее водоснабжение;
  • водоотведение и очистка сточных вод;
  • электроснабжение;
  • газоснабжение, в том числе в баллонах;
  • отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при печном отоплении);
  • утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов.

Для коммунальных услуг характерными чертами являются:

  • привязка сложной инженерной инфраструктуры к территории;
  • неразрывность, строгая последовательность процесса производства, транспортировки и потребления услуг;
  • услуги не накапливаются, недопроизводство не компенсируется более интенсивным производством в другой период;
  • процесс потребления услуг непрерывный, отказ от потребления на значительный срок, как правило, невозможен.

В силу технологических особенностей отрасли и условий формирования систем жизнеобеспечения территорий большинство коммунальных предприятий (в первую очередь связанных с сетевой поставкой ресурсов) занимают монопольное положение на обслуживаемой территории (локальные монополии). При этом географические границы товарных рынков определяются административными границами городов и районов, за исключением межрайонных электрических, водопроводных сетей и ряда других объектов межрайонного значения.

При отсутствии приборов в многоквартирном или жилом доме устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг и ресурсов (холодной и горячей волы, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) для определения размера оплаты ЖКУ.

Нормативы устанавливаются по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций едиными для домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры и степень благоустройства. Срок действия нормативов составляет не менее трех лет.

Общие правовые и экономические условия жилищно-коммунального обслуживания, функциональные обязанности хозяйствующих субъектов всех форм собственности определяются муниципальным заказом.

В рамках муниципального заказа разрабатываются объемы, параметры качества и надежности обслуживания жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг; финансирование ЖКУ, доли оплаты потребителей и компенсации бюджетом; комплекс договоров на выполнение заказа.

Критерии качества, надежности и устойчивости поставок ЖКУ определяются в соответствии с правилами предоставления жилищно-коммунальных услуг. Они опираются на установленные стандарты (ГОСТы, СНиПы, нормативы потребления, регламенты выполнения работ и др.), гарантирующие минимально необходимый уровень обслуживания. Реальное обеспечение такой гарантии подкрепляется финансовыми ресурсами.

Традиционное обслуживание базируется на ключевой рал и местного самоуправления в организации и исполнении ЖКУ. Местное самоуправление выступает в качестве представителя и потребителей ЖКУ и их поставщиков.

Муниципальные организации отвечают за выполнение всего комплекса работ по содержанию, эксплуатации и ремонту объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства, обеспечению коммунальными услугами населения, проживающего в муниципальном жилищном фонде. Прочие потребители заключают договоры поставки услуг непосредственно с предприятиями.

Жилищный фонд передается на баланс муниципальных предприятий. Под руководством администрации местного самоуправления они планируют объем работ, выполняют работы, взимают плату за оказываемые услуги. Управляющими подразделениями администрации являются жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК), дирекции единого заказчика (ДЕЗ) и др. Жилищно-эксплуатационные организации принимают плату населения за тепло, холодную и горячую воду, электроэнергию, вывоз мусора и т.п. и перечисляют деньги поставщикам ресурсов.

В жилищно-коммунальном обслуживании одновременно происходит смена организационных форм взаимодействия между органами власти, потребителями и поставщиками услуг. Используются более совершенные методы обслуживания, основанные на разделении функций, укреплении договорных отношений, конкурсном отборе подрядных организаций. Прежде всего это относится к обслуживанию жилищного фонда, которое отличается высоким потенциалом конкуренции на стороне как заказчиков, так и подрядчиков услуг.

Вначале разделение функций заказчика и подрядчика происходит в структуре администрации местного самоуправления. Функции заказчика выполняют структурные подразделения администрации местного самоуправления, жилищно-эксплуатационные или многоотраслевые предприятия ЖКХ, обеспечивающие как обслуживание жилых домов, так и их тепло-, электроснабжение. Создается служба единого заказчика, которая привлекает ремонтно-эксплуатационные предприятия или разделяется на несколько управляющих компаний, которые на конкурсной основе привлекают подрядные организации для обслуживания жилищного фонда. При этом в производстве жилищных услуг формируется конкурентная среда, рынок коммунальных услуг регулируется муниципальным заказом независимо от формы собственности коммунальных предприятий. РКЦ осуществляет сбор платежей с потребителей и перечисляет собранные средства предприятиям в соответствии с заключенными договорами.

Нередко местное самоуправление передает муниципальный заказ на весь комплекс работ многоотраслевому предприятию ЖКХ, которое становится единым генеральным подрядчиком. В этом случае отсутствуют специальные муниципальные учреждения или предприятия как посредники между муниципалитетом и подрядчиком, получающие деньги из бюджета за размещение заказа на выпал пение ЖКУ. Если функции службы заказчика возложены на жилищно-эксплуатационные предприятия, то они совмещают их с функциями подрядчика

Службы заказчика созданы в более чем половине субъектов РФ. Они реализуют идею муниципального заказа как эффективной формы расходования бюджетных средств и концепцию освобождения местного самоуправления как уровня власти от хозяйственных функций.

Отношения между администрацией города (района) и заказчиком оформляются муниципальным контрактом на организацию работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению и другим потребителям, об управлении жилищным фондом и технологической частью с указанием источников и размеров финансирования услуг. В муниципальном контракте определяются основные задачи организации предоставления жилищно-коммунальных услуг всем потребителям и содержание объектов ЖКХ в соответствии с действующими нормами и правилами.

Администрация передает заказчику жилищный фонд на обслуживание, оставляя за собой функции:

  • контроля за соблюдением нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов инженерной инфраструктуры;
  • обеспечения соответствующего уровня финансирования для содержания принадлежащей ему недвижимости;
  • разработки и заключения договоров найма или аренды жилых и нежилых помещений.

Заказчик отвечает за поддержание жилищного фонда в надлежащем состоянии.

Затраты на производство жилищно-коммунальных услуг включают в себя материальные затраты, в том числе расходы на сырье и материалы, топливо, энергию; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизацию основных средств; прочие затраты. Администрация осуществляет финансирование заказчика в виде ассигнований на заработную плату и дотаций на убытки, в том числе и на погашение разницы в тарифах, благоустройство, капитальный ремонт.

В себестоимости услуг предприятий локальных естественных монополий большой вес занимают продукция и услуги других предприятий-монополистов. Предприятие не в состоянии влиять самостоятельно на тарифы и цены своих основных поставщиков, поскольку рост тарифов одного предприятия-монополиста почти всегда вызывает цепную реакцию роста цен и тарифов всей отрасли.

В функции службы заказчика входят ведение договорных отношений на всех уровнях оказания услуг, формирование муниципального заказа на услуги ЖКХ, организация предоставления субсидий населению по оплате услуг, контроль за предоставлением услуг и их оплатой. Заказчик заключает договоры с предприятиями — исполнителями услуг и поставщиками ресурсов. Их работа организуется по направлениям:

  • обслуживание жилищных объектов и благоустройство территории:
  • предоставление услуг коммунального хозяйства.

Проводится конкурсный отбор подрядчиков для текущего обслуживания жилищного фонда, проведения капитального ремонта, определения поставщиков услуг и ресурсов. С поставщиками коммунальных услуг заключается соглашение, при этом со стороны продавца выступает коммунальное предприятие, а со стороны покупателя — заказчик и администрация муниципального образования. Причем заказчик несет ответственность перед подрядчиком в пределах платежей населения, а администрация муниципального образования — в пределах сумм бюджетного дотирования коммунальных услуг.

Служба заказчика может функционировать без наличия управляющей компании или при ее учреждении. При отсутствии управляющей компании ее функции исполняет служба заказчика.

При наличии управляющей компании служба единого заказчика обеспечивает:

  • соблюдение нормативно-технических требований по содержанию и использованию жилья и объектов коммунальной инфраструктуры;
  • необходимый уровень финансирования для содержания недвижимости;
  • заключение договора с выбранной на конкурентной основе либо созданной организацией по управлению муниципальным жилищным фондом, а также предоставление других услуг коммунального назначения;
  • систематический контроль за реализацией договоров.

На управляющую компанию, в свою очередь, возлагаются:

  • поддержание в надлежащем состоянии и модернизация недвижимости;
  • выбор подрядчиков на выполнение работ во вверенном ей в управление жилищном фонде;
  • заключение договоров и контроль их выполнения;
  • сбор платежей за ЖКУ с населения.

Органы местного самоуправления обязаны создавать равные условия для предоставления жилищно-коммунальных услуг всем организациям независимо от форм собственности. В частности, важно привлечение частных управляющих и подрядных организаций для преодоления монополизма муниципальных подразделений, развития конкуренции на рынке ЖКУ.

Частные организации появляются на рынке ЖКУ в результате:

  • преобразования государственных и муниципальных предприятий ЖКХ;
  • создания новых хозяйствующих субъектов;
  • развития государственно-частного и муниципально-частного партнерства.

Преобразование государственных и муниципальных предприятий ЖКХ осуществляется в форме приватизации, акционирования или поглощения (банкротства). Все указанные направления преобразований регулируются федеральным законодательством и отвечают принятому курсу на максимально возможное сокращение доли муниципальной собственности и соответственно муниципальных предприятий. Поскольку этап массовой приватизации давно пройден, речь идет о приватизации предприятий, непосредственно обслуживающих жилищный фонд, а также приватизации управления ЖКХ. Утвержден перечень объектов ЖКХ, которые не подлежат приватизации. Данный перечень включает в основном коммунальное имущество, потеря контроля над которым считается социально опасной.

Объектами приватизации управления ЖКХ становятся ЖЭКи, ДЕЗы и другие муниципальные управленческие структуры.

Поскольку объекты коммунальной инфраструктуры являются, как правило, локальными монополиями, они акционируются с сохранением в собственности местного самоуправления 100% акций. Затем акции выставляются на конкурс и по его результатам передаются в доверительное управление управляющей компании-инвестору на срок не менее срока окупаемости инвестиций в модернизацию основных фондов. Управляющей компании в доверительное управление передается количество акций не менее 50% плюс 1 акция и не более 75% минус 1 акция.

Акционирование осуществляется под контролем органов власти субъектов РФ. В Чувашской Республике и Татарстане, например, приняты решения о полном акционировании жилищно-коммунальных предприятий в жесткие сроки. План акционирования краевых государственных предприятий реализуется в Ставропольском крае. Акционированные коммунальные предприятия включаются в региональные акционерные общества (холдинги) по направлениям деятельности. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе образована Югорская теплоэнергетическая компания.

Если муниципальные предприятия акционируются и приватизируются, то организация электро-, газо-, теплоснабжения и водоотведения не перестает быть вопросом местного значения, так как иное противоречило бы Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Поглощение — следствие конкурентной борьбы предприятий на открытом рынке. В жилищно-коммунальном хозяйстве конкурентная борьба такой острой стадии не достигла, но поглощения и здесь имеют место. Его осуществляют кредиторы на основе процедур банкротства, когда имущественные комплексы муниципальных предприятий продаются за долги. Однако долги предприятий ЖКХ — не основание для поглощения и смены собственника, так как они — результат огромного недофинансирования, экономического дисбаланса; их следует урегулировать путем реструктуризации.

Преобразование предприятий, меняя лишь их организационно- правовую форму, никак не влияет на изменение конкурентной среды, так как не вовлекаются ни дополнительные ресурсы, ни новые хозяйствующие субъекты.

Кроме того, далеко не все муниципальные предприятия в восторге от преобразований; одни из них опасаются лишиться поддержки местных администраций, другие не уверены в предсказуемости тарифной политики, которая при приватизации может измениться.

Появление на рынке новых, в том числе частных, операторов ЖКУ как следствие углубления рыночных преобразований, капиталистических отношений реально меняет ситуацию и поэтому приветствуется как органами местного самоуправления, так и при определенных условиях потребителями услуг. Жилищный кодекс РФ ввел положения, создающие благоприятные условия для привлечения частного капитала в ЖКХ. Ключевым моментом здесь является введение жилищного самоуправления, передача управления жилыми домами в руки жильцов, которые получают право на выбор перечня услуг, подрядчиков и оплату их по факту предоставления.

Частные фирмы охотно берут подряды на обслуживание жилых домов, пока осуществляется бюджетное финансирование. Важно, чтобы этот рынок был привлекателен и при отмене дотаций, возможном росте платежей при повышении тарифов на услуги. Если не будет условий и возможностей получать высокие доходы, бума частного капитала в ЖКХ ожидать не приходится. Пока имущественные отношения до конца не отрегулированы, горизонт тарифного регулирования короток. Не располагает к долгосрочным инвестициям в ЖКХ и частая смена руководителей муниципальных образований, дробление районов на мелкие самостоятельные поселения. Правда, в ФАС поступают заявки на передачу коммунальных сетевых объектов в собственность или аренду. Ставка, видимо, делается на будущие доходы после смягчения тарифного регулирования.

Учитывается и имеющийся опыт коммунального обслуживания на основе муниципально-частного партнерства в форме концессионных соглашений, предусматривающих привлечение капитала в ЖКХ, его модернизацию.

Концессия — это договор долгосрочной аренды между государством (муниципалитетом) и юридическим (частным) лицом, сопровождаемый инвестиционными условиями. Объект передается в управление, однако право собственности остается за государством (муниципалитетом). Концедентом выступает муниципальное образование в лице органа местного самоуправления, а концессионером — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Решение о заключении концессионного соглашения принимается концедентом на основе открытого или закрытого конкурса, с победителем оговариваются все детали соглашения: сроки эксплуатации, размер платы, права и обязанности сторон и т.д. Расторгнуть соглашение в одностороннем порядке можно только по решению суда.

Договоры могут заключаться в расчете на различные условия взаимоотношений и выполнения работ. Так, в одних договорах предусматриваются условия:

  • о выполнении работ (оказании услуг) с использованием объекта государственной (муниципальной) собственности:
  • об управлении объектом государственной (муниципальной) собственности, в частности доверительном управлении или аренде объектов.

Другие договоры отражают направления использования построенных объектов. К ним относятся договоры по моделям:

  • строительство — передача (ВТ);
  • строительство — эксплуатация — передача (ВОТ);
  • строительство — передача — эксплуатация (ВТО);
  • строительство — владение — эксплуатация — передача (BOOT).

Можно передавать в концессию автодороги, объекты железнодорожного и трубопроводного транспорта, морские и речные порты, аэродромы и аэропорты, гидротехнические сооружения, метрополитен и другой общественный транспорт, объекты ЖКХ, здравоохранения, образовании, культуры, спорта, туризма. Органы власти заинтересованы в том, чтобы частные инвестиции пришли в пока невостребованные, ныне отстающие, но перспективные отрасли.

Новые структуры сочетают производственную деятельность с инвестированием и управлением. Инвестор не только вкладывает капитал в новые технологии, но и финансирует текущую деятельность.

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству подписало соглашения с рядом крупных компаний и банков по вопросам взаимодействия в сфере коммунальной инфраструктуры.

Наиболее активную концессионную деятельность развернула ОАО «Российские коммунальные системы» (ОАО «РКС»), образовавшее дочерние акционерные общества в 27 регионах Российской Федерации. РАО «ЕЭС России» как основной учредитель ОАО «РКС» заключило соглашения с администрациями более 20 регионов (подписаны председателем правления РАО «ЕЭС России» как представителем одной стороны и губернаторами и главами региональных представительных органов власти как представителями другой) о передаче под управление ОАО «РКС» предприятий ЖКХ (электро- и теплоснабжающих предприятий, водоканалов и ряд других).

Предприятия «Газэнерго» (подразделения ООО «Межрегионгаз») эксплуатируют муниципальные котельные и соответствующие тепловые сети, рассматривая этот процесс как более глубокую переработку своей же продукции — газа. Для них это оправданно, так как даже в условиях недостаточных платежей более глубокая переработка сырья, в данном случае газа, приносит дополнительные финансовые ресурсы, которые являются источником дальнейших инвестиций.

Реализация проектов в различных регионах и городах приведет к снижению субсидий и затрат на теплоснабжение и перераспределению высвобождаемых средств на производство других коммунальных услуг.

В настоящее время в ЖКХ много проблем, в решении которых мог бы с большой пользой поучаствовать частный бизнес. Самым неотложным является прекращение деградации жилищного фонда и коммунальных инженерных сетей. Формальная эксплуатация жилья, несоблюдение нормативов по ремонту и обслуживанию провоцируют разрушение жилищного фонда и рост потребности в жилье (так неразрывно связаны жилищно-коммунальное обслуживание и строительство). Ввиду высокого уровня износа инженерных сетей планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2—3 раза выше. Огромное недофинансирование обычных домов резко контрастирует с чрезмерном роскошью обслуживания элитных городских и загородных элитных квартир и загородных домов.

В финансово благополучных регионах за счет бюджетных средств могут провести капитальные ремонт жилищного фонда, чтобы управляющие компании могли начать работу с чистого листа. В других регионах потребность в средствах не покрыть даже с помощью повышения платежей населения. Понятно и рыночно оправданно стремление бизнеса идти туда, где можно больше заработать. Но для чего больше, если абстрагироваться от социальной ответственности?

В результате приватизации промышленные, сельскохозяйственные и другие предприятия передали объекты жилищного фонда и социально-культурного назначения в ведение местного самоуправления. Процесс передачи жилья в муниципальную собственность продолжается, намечается передать еще 160,4 млн. м 2 , или почти 6% общего фонда жилья. Неясно, за счет каких источников местные бюджеты будут его обслуживать, если субвенции из вышестоящих бюджетов выделяются лишь на жилищные субсидии и льготы населению.

Теперь становится ясно, что освобождение бизнеса от социальной ответственности — недостаточно обоснованное решение. Сейчас время принять меры к частичному исправлению ошибки, в рамках которых следует возложить на приватизированные предприятия ответственность за обслуживание хотя бы своего бывшего фонда жилья и других социальных объектов. Ведь новые собственники предприятий в каждом городе хорошо известны.

Источник: http://isfic.info/pikul/gosupr81.htm

Published by admin