Взносы в фонд капитального ремонта многоквартирных домов

Способы оплаты взносов на капремонт


Бесплатная юридическая консультация:

Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов

672010, г. Чита, ул. Забайкальского Рабочего, д. 94

+7(3 (факс) приемная, +7(3 «горячая линия»,

+7(3 отдел по формированию квитанций

Режим работы: понедельник-четверг с 8:45 до 18:00 (обед 13:00 до 14:00), пятница с 8:45 до 16:45 — неприемный день (работа с документами)


Бесплатная юридическая консультация:

Суббота, воскресенье — выходные дни

Уважаемый собственник!

Напоминаем, что взносы на капитальный ремонт — обязательный ежемесячный платеж, закрепленный Жилищным кодексом РФ. Обязанность по оплате взносов возникает у собственников после включения дома в долгосрочную региональную программу капитального ремонта. Согласно Закону Забайкальского края № 875-ЗЗК платежи необходимо вносить до 25-го числа месяца, следующего за расчетным.

Способы оплаты взносов на капитальный ремонт

1. В любом отделении Сбербанка России через оператора, устройство самообслуживания или с использованием сервисов «Сбербанк Онлайн» и «Автоплатеж» — без комиссии.


Бесплатная юридическая консультация:

2. В кассах Почты России с комиссией 3%, но не менее 25 рублей (только общий счет регионального оператора).

3. В кассах ООО «МКС» с комиссией 2% без минимального порога.

4. В расчетно-кассовых центрах ООО «Телекомсервис» (комиссия 2,5%) в г. Чита по адресам: ул. Чайковского, 22, ул. Бабушкина, 42а, ул. Ленина, 27, ул. Брызгалова, 2, ул. Чайковского, 32а, ул. Профсоюзная, 23, ул. Гагарина, 7а, ул. Лермонтова, 2, ул. Новобульварная, 96.

5. Через устройства самообслуживания ООО «Толедо» — комиссия 2,5%.

6. С помощью сервиса интернет-платежей «ВсеПлатежи».


Бесплатная юридическая консультация:

7. В любом офисе «Азиатско-Тихоокеанского Банка».

Сохраняйте документы об уплате взносов!

Последствия неуплаты взносов

— Начисление пени. Пени начисляются с 31-го дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка.

— Взыскание задолженности в судебном порядке, арест счетов судебными приставами.


Бесплатная юридическая консультация:

— Перевод домов со спецсчетов на «котел». Многоквартирные дома, в которых фонды капитального ремонта формируются на специальных счетах, будут переведены на общий счет регионального оператора в случае оплаты собственниками менее 50% от начисленных взносов.

— Приостановление выплаты компенсации льготным категориям граждан. В случае наличия задолженности и неуплаты платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 6 месяцев подряд выплата компенсации приостанавливается.

— Проблемы с продажей квартиры. В настоящее время при заключении договоров купли-продажи помещений в многоквартирных домах покупатели требуют от прежних собственников предоставить справку об отсутствии задолженности по взносам на капитальный ремонт. Согласно жилищному законодательству обязанность по уплате взносов на капремонт, в том числе неисполненная, при смене собственников помещения в многоквартирном доме переходит к его новому владельцу.

© 2014. Фонд капитального ремонта Забайкальского края

Условия использования информации: Информация на портале размещена федеральными, региональными органами власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также управляющими компаниями (ТСЖ, ЖСК). Если вы обнаружили неточности в размещенной информации, просьба оперативно сообщить об этом оператору Портала. Информация об ошибках будет оперативно передана в ведомство, разместившее информацию. Обращаем ваше внимание на то, что оператор Портала не несет ответственности за некорректную информацию, размещенную на портале.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://fondkr75.ru/sposoby-oplaty-vznosov-na-kapremont

Плата за капремонт — обязательна или добровольна? Обязаны ли собственники жилья платить в фонд капитального ремонта многоквартирного дома? Кто освобожден от взносов и почему?

Вокруг этого вопроса споры не утихают до сих пор. Так обязательно платить за капитальный ремонт или все же нет? И насколько далеко простираются полномочия коммунальщиков, угрожающих отключить в противном случае воду, свет и вообще все, что можно?

Ведь по мнению граждан, вроде бы даже Верховный Суд постановил, что взносы эти не являются обязательными. В неправильном толковании и заключается ошибка.

Давайте разберемся, обязательно ли платить за капитальный ремонт многоквартирного дома? И кто должен производить уплату — квартиросъемщик или квартирант?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.


Бесплатная юридическая консультация:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Обязанность ли?

Обязаны ли жильцы платить взносы в фонд за капитальный ремонт?

И пресловутое Определение №А-57-АПГ14-2 от 4 июня 2014 года, на которое ссылаются, никоим образом не отменяет положения законодательства, оно является лишь ответом на вопрос законности фонда регионального оператора. И о том, какие полномочия он имеет.

А о том, что за капитальный ремонт платить нужно, без всяких кривотолков сказано в федеральном законодательстве РФ, которое пока еще силу не утратило.

Кто имеет право не платить?

Кто не обязан платить за капитальный ремонт общего имущества в МКД? Такие «касты» есть (Федеральный закон №399-ФЗ от 29.12.15). Плата за капремонт для собственников жилья не является обязательной для:

Бесплатная юридическая консультация:

  • обитателей аварийного жилья (деньги будут возвращены, если «поборы» начались после того, как жилище было признано непригодным или опасным для проживания!);
  • проживающих в жилище, изымаемом государством;
  • одиноких граждан, достигших 80-летнего возраста.
  • Оглавление:

    Некоторым гражданам будут компенсированы расходы в размере до 50%: это инвалиды 1 и 2 групп, пенсионерам от 70 лет (одиноким или проживающим в семье только из лиц пенсионного возраста), инвалидам детства и тем, у кого ребенок-инвалид.

    Отдельно стоит упомянуть обладателей квартир в новостройках. Закон ничего про них не говорит и в категорию «законных неплательщиков» не выделяет.

    Хотя в их случае речь о ремонте пойдет не ранее, чем через пять-десять лет. Обязаны ли собственники жилья платить за капитальный ремонт, если здание, которому по той или иной причине понадобился ремонт, «моложе» 5 лет? В этом случае все работы по восстановлению нового многоквартирного дома возлагаются на строительную компанию.

    Не платить не получится, но есть все основания надеяться, что их положение будет принято во внимание законодателями.

    Смотрим положения закона

    Плата за капремонт — обязательна или добровольна? Еще каких-то пару-тройку лет назад взносы эти действительно носили добровольный характер.

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    Совершенен ли закон? На текущий момент действительно бросаются в глаза нечеткости, например отсутствие границы между текущим ремонтом и капитальным.

    То есть на практике, разумеется, все понимают разницу в терминологии — текущий ремонт это мелкие исправления, такие как покраска, штукатурка, ремонт конструкций. К капитальному относятся уже более масштабные работы — усовершенствования конструкций, реставрация изношенных частей и т.д.

    Но в том-то и дело, что графа в платежках от ЖКХ называется «текущий ремонт». Но ведь жильцы и так за него платят, потому и возмущаются: почему обязуют платить еще?!

    Возмущаться на самом деле следует только нечетким формулировкам закона, который не всегда можно правильно понять сразу. На самом деле деньги пойдут на предназначенные для этого цели.

    Беда еще и в том, что граница между текущим и капитальным ремонтом зачастую весьма условна.

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    Другая причина недовольства обитателей домов — это складывание денег в, как они думают, «общий котел». То есть, предусмотрены две «копилки»:

    • специальный счет отдельного здания (устанавливается в согласовании с собранием собственников жилья);
    • счет регионального оператора.

    Понятно, что последняя «копилка» более объемная и туда поступают взносы со многих домов. Обязательно ли платить в фонд капитального ремонта, ведь многие абсолютно справедливо не желают оплачивать чужие ремонты?

    Размер траншей в разных регионах России тоже варьируется. На его размер влияют многие нюансы, например, насколько старое здание, из какого материала построено, есть в нем лифт или нет, и т.д.

    Отсутствие первого взноса и отсутствие оплаты после первого взноса: есть ли разница?

    Взносы имеют предварительный характер, работы будут произведены, когда нужная сумма накопится на счету. ТСЖ может полностью взять этот процесс в свои руки и открыть собственный счет.

    Правда, есть одно «но» — если срок подойдет, а окажется, что средств нет, собственникам придется брать кредит в банке.

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    Обязаны ли мы платить за капитальный ремонт дома, если нет договора? Бытует и такое мнение: если договор не подписан и не был произведен первый платеж (именно он является действенным подтверждением стороны о существовании договорных отношений), то и платить не надо.

    При этом ссылаются на ст.425 ГК, регламентирующую принятие договора.

    1. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
    2. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
    3. Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
    4. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.

    Так бы хотелось, но на самом деле все опять упирается в пресловутый Федеральный закон №271-ФЗ и статью 169 ЖК.

    Именно они, а не договор, диктуют хозяевам квартир, платить или нет. В нормативно-правовых актах четко прописана необходимость оплаты.

    Потому как именно общее собрание собственников есть орган управления домом (ст. 44 ЖК), но — не есть последняя инстанция.

    Если решение не принято, ничего страшного — региональный счет уже существует и любезно предоставлен муниципалитетом.

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    Обязательно ли платить за капремонт? Как видим, вопрос «можно ли не платить» не стоит вообще — оплачивать ремонт обязало законодательство. Выбор есть «куда перечислять взносы» — и тут собственникам предоставлена определенная свобода действий.

    Стоит платить или нет?

    Стоит, если не хотите неприятностей — это во-первых (потому что только страх наказания может заставить многих граждан соблюдать установленные правила).

    И во-вторых, стоит, если желаете жить в пригодном для жизни доме — ведь все транши строго учитываются и за их счет ведется ремонт домов.

    А значит, получается, что граждане платят не Управляющей компании, а самим себе.

    Последствия

    Неблагоприятные:

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    • постепенно ветшающее здание (в нем жить не только неприятно, но иногда и небезопасно. Мало кому хочется, входя в лифт, гадать, доедет он благополучно до нужного этажа или нет);
    • уведомления от Управляющей компании;
    • просрочка платежей и начисление пеней;
    • судебное разбирательство.

    Отдельно следует упомянуть о том, как может отреагировать Управляющая компания. Коммунальщики имеют право уведомлять должника о просроченных взносах (официальный документ, почтовым отправлением с уведомлением под подпись), а затем применять санкции.

    Сюда относится и отключение коммунальных услуг. Причем наличие несовершеннолетних детей не будет являться препятствием.

    А меры воспоследуют (п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг). Вплоть до «тяжелой артиллерии» (иск с требованием выселения), потому как по заявлению заместителя министра строительства и ЖКХ А.Чибиса, положение сложилось почти что отчаянное.

    Примерно одна четверть россиян не считает нужным выполнять предписания закона об обязательных взносах на капитальный ремонт. Разрешат ли власти кому-то не соблюдать закон — вопрос риторический.

    Поэтому, задавая себе вопрос: «Обязан ли я платить в фонд капитального ремонта дома?», задумайтесь еще и вот о чем — лучший способ избежать проблем от неуплаты — это не допускать ее.

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    Для этого необходимо осознать, что пусть формулировки закона могут быть пока далеки от совершенства, но платите вы в любом случае себе и только себе — за комфортное и безопасное проживание.

    Источник: http://svoe.guru/mnogokvartirnye-doma/remont/kapitalnyi/oplata/obyazatelna-ili-dobrovolna.html

    Фонд капитального ремонта: формируем правильно

    Износ основных фондов жилищно-коммунального хозяйства в России, по оценкам правительства, уже превышает 60%. В том числе, требует капитального ремонта и состояние многих многоквартирных домов. По сведениям Росстата, на конец 2013 года удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в стране составил 2,8%. И даже сравнительно новые жилые дома постепенно устаревают и требуют капитального ремонта: например, капремонт загрузочных устройств мусоропроводов следует проводить каждые 10 лет, а сетей питания лифтовых установок – каждые 15 лет (Ведомственные строительные нормы ВСН(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»).

    Расходы по содержанию общего имущества в многоквартирных домах должны оплачиваться собственниками расположенных в них помещений, в том числе и квартир (ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ). И если в советские годы основным собственником жилых помещений являлось государство, которое и оплачивало расходы по содержанию и ремонту своей собственности, то теперь, в результате массовой приватизации, квартиры перешли в частную собственность. Но вместе с правом на квадратные метры к новым собственникам перешла и обязанность по их содержанию и ремонту, как текущему, так и капитальному – за исключением домов, которые на момент приватизации уже требовали капитального ремонта (ст. 16 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

    Изначально владельцы помещений в многоквартирных домах самостоятельно в добровольном порядке определяли размеры оплаты за капитальный ремонт общего имущества. Эта плата включалась в платежи за коммунальные услуги. Но стремление собственников недвижимости к снижению расходов на оплату этих услуг приводило к тому, что управляющие компании и ТСЖ не могли аккумулировать достаточно средств для финансирования капитального ремонта дома и эти расходы часто перекладывались на муниципальные бюджеты в форме финансирования аварийно-восстановительных работ.

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    Однако в конце 2012 года Жилищный кодекс РФ был дополнен разделом IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», который предусматривает обязательное перечисление средств собственниками помещений в многоквартирных домах в фонд капитального ремонта (Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. № 271-ФЗ). При этом минимальный размер таких взносов должен был устанавливаться отдельно регионами. Но длительное время закон фактически не действовал из-за отсутствия необходимых подзаконных актов, поскольку субъекты РФ должны были при установлении минимальных размеров взносов на капремонт опираться на методические рекомендации, утвержденные уполномоченным Правительством РФ органом (ч. 8.1. ст. 156 Жилищного кодекса РФ). План мероприятий по реализации указанного закона был утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2013 г. № 720-р, а соответствующие методические рекомендации были введены 10 июля 2013 года (приказ Минрегиона России от 10 июля 2013 г. № 288 «Об утверждении методических рекомендаций по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт»). Только после этого субъекты РФ смогли принять необходимые региональные законы, и первые квитанции с требованием оплаты взноса в фонд капитального ремонта стали поступать владельцам квартир уже в 2014 году.

    Что такое фонд капитального ремонта?

    Фонд капитального ремонта представляет собой «копилку», в которой аккумулируются денежные средства для проведения в будущем капитального ремонта многоквартирного дома. Для каждого отдельного дома создается собственный фонд, формируемый из:

    • взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений;
    • процентов за несвоевременную уплату таких взносов;
    • доходов от передачи в пользование объектов общего имущества в многоквартирном доме;
    • средств товарищества собственников жилья, в том числе доходов от его хозяйственной деятельности;
    • процентов, начисленных банком по денежным средствам, находящимися на счете дома.

    Следует отличать фонды капитального ремонта как «копилки», формируемые для каждого многоквартирного дома в отдельности, от Фондов капитального ремонта как юридических лиц, учреждаемых субъектами РФ в качестве региональных операторов для управления фондами капитального ремонта отдельных домов. К примеру, в столице такой Фонд создан постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года № 834-ПП «Об учреждении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы».

    Какие существуют способы формирования фонда капитального ремонта?

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    Формирование фонда капитального ремонта жилого дома может производиться одним из двух возможных способов:

    • на специальном счете;
    • на счете регионального оператора – так называемый «общий котел» (ст. 170 Жилищного кодекса РФ).

    ФОРМЫ

    Образец протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа формирования фонда капитального ремонта (на специальном счете)

    Образец протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа формирования фонда капитального ремонта (на счете регионального оператора)

    При этом по умолчанию фонды капитального ремонта формируются на счетах региональных операторов и никаких действий для этого производить не требуется, а для выбора способа накопления на специальном счете необходимо принятие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Решение считается принятым, если за него отдано не менее 2/3 голосов от общего количества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 1.1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ).

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    ВНИМАНИЕ!

    Пока ваш дом не включен в региональную программу (и до истечения восьми месяцев с момента включения), вы не обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт (ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса РФ). Ознакомиться с региональной программой можно на сайте регионального Фонда капитального ремонта.

    Такое решение должно быть принято не позднее, чем в течение шести месяцев (срок может быть снижен по решению отдельных регионов) с момента опубликования региональной программы капитального ремонта, в которую включен данный дом. Такая программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и подлежит ежегодной актуализации.

    В течение этого же срока необходимо направить копию протокола общего собрания в адрес регионального оператора. Решением общего собрания в обязательном порядке должны быть определены:

    • размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт;
    • перечень услуг и (или) работ по капремонту;
    • сроки его проведения;
    • владелец специального счета;
    • кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет (ч. 4 ст. 170 Жилищного кодекса РФ).

    При этом размер ежемесячного взноса не может быть ниже установленного региональным законодательством. Перечень ремонтных работ не может быть меньше, а сроки проведения капремонта – позже, чем предусмотрено региональной программой.

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    Владельцем специального счета может быть назначена управляющая компания, либо ТСЖ, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющий управление многоквартирным домом, а также региональный оператор. Кредитная организация, в которой может быть открыт специальный счет, должна иметь уставной капитал в размере не менее 20 млрд руб. Информацию о банках, которые соответствуют этому условию, можно узнать на сайте Банка России.

    ФОРМА

    Образец договора специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта

    Если же в установленный срок такое решение общим собранием принято не было, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора. Какие-либо извещения о принятии такого решения жильцам не направляются, и они узнают об этом из квитанций об оплате.

    Следует отметить, что формирование фондов на специальных счетах имеет ряд особенностей, отличающих этот способ от ведения счета в рамках «общего котла»:

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    • на хранящиеся в банке деньги могут начисляться проценты, что позволит несколько снизить потерю покупательной способности накоплений за период их хранения. Стоимость обслуживания счета и размер начисляемых процентов могут различаться в зависимости от банка. Например, одно из кредитных учреждений предлагает банковское обслуживание специального счета за 4,8 тыс. руб. в год, при этом процентная ставка может варьироваться от 0,2% до 3,5% годовых в зависимости от суммы, находящейся на счету. Следует отметить, что Жилищный кодекс РФ также не содержит и запрета начислять проценты на денежные средства, хранящиеся в банках на счетах регионального оператора;
    • любой собственник имеет возможность получить информацию о сумме денежных средств на специальном счете и операциях по нему. Собирать общее собрание для этого не требуется (ч. 7 ст. 177 Жилищного кодекса РФ);
    • региональным законодательством может быть установлен минимальный размер фондов капремонта, формирующихся на специальных счетах, по достижении которого общее собрание собственников может принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт – за исключением тех, кто задолжал по таким взносам (ч. 8 ст. 170 Жилищного кодекса РФ);
    • отсутствует предусмотренное для региональных операторов ограничение на уплату аванса в размере, превышающем 30% от стоимости работ по капитальному ремонту, что позволит требовать более выгодных условий договоров с подрядчиками (ч. 3 ст. 190 Жилищного кодекса РФ).

    При этом средства фонда капитального ремонта, хранящиеся на специальном счете, в полной мере защищены законодательно, за исключением случаев банкротства самого банка (но этот риск существует и для средств, хранящихся в банках региональными операторами). Так, банк осуществляет контроль за расходованием денежных средств со специального счета (ч. 3 ст. 177 Жилищного кодекса РФ), в связи с чем проведение незаконных операций с этими средствами затруднено. К тому же на денежные средства, находящиеся на специальном счете, не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца этого счета, если эти обязательства не связаны с капремонтом (ч. 6 ст. 175 Жилищного кодекса РФ). Также такие денежные средства не включаются в конкурсную массу при банкротстве владельца счета (ч. 7 ст. 175 Жилищного кодекса РФ).

    Как изменить способ формирования фонда капитального ремонта?

    Если собственников помещений в многоквартирном доме не устраивает выбранный способ формирования фонда капитального ремонта или они пропустили шестимесячный срок принятия решения о его выборе, то изменить эту ситуацию можно в любое время на основании решения общего собрания собственников.

    Если решением общего собрания фонд изымается из управления регионального оператора и будет в дальнейшем формироваться на специальном счете, такое решение должно содержать сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, как и при первоначальном выборе спецсчета для формирования фонда. Данное решение следует в течение пяти дней направить региональному оператору, однако в силу оно вступит лишь через два года с этого момента (срок может быть снижен региональным законодательством) и при отсутствии задолженности по оплате работ по капитальному ремонту или предоставленным на эти цели кредитам (ч. 5 ст. 173 Жилищного кодекса РФ). В течение этого периода платежи по прежнему будут перечисляться региональному оператору.

    В случае же принятия решения о передаче фонда региональному оператору, оно вступает в силу через один месяц после направления владельцу специального счета решения общего собрания. Отсутствие задолженностей по выполненным работам и предоставленным кредитам в данном случае также является обязательным условием для вступления решения в силу (ч. 6 ст. 173 Жилищного кодекса РФ).

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    Размер взноса в фонд капитального ремонта

    Минимальный размер взносов на капитальный ремонт устанавливается нормативными актами субъектов РФ и ежегодно индексируется с учетом изменения индекса потребительских цен (п. 1 ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса РФ, п. 6.1 Методических рекомендаций по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, утв. приказом Минстроя России от 7 февраля 2014 г. № 41/пр). Так, размер этого взноса в 2015 году в Москве составляет 15 руб. в месяц за каждый квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме (постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года № 833-ПП «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы в 2015 году»). Для сравнения, в Санкт-Петербурге размер взноса дифференцирован от 2 до 3 руб. в зависимости от типа строения, на территории Московской области в 2015 году размер взноса равен 7,8 руб., а в Самарской области он варьируется от 5,07 руб. до 5,84 руб. в зависимости от этажности жилого дома (во всех регионах эти суммы также начисляются ежемесячно за каждый квадратный метр общей площади помещения).

    Размер взноса не зависит от количества лиц, зарегистрированных в жилом помещении или его расположения. Сумма платежа определяется лишь по характеристикам здания жилого дома (год постройки, этажность, тип материалов), если в данном регионе предусмотрена такая дифференциация размера взноса, и по количеству квадратных метров помещения.

    Окончательный размер взноса может быть изменен в сторону увеличения решением общего собрания собственников, а накопленную за счет такого повышения сумму можно использовать на виды капитального ремонта, не предусмотренные ст. 166 Жилищного кодекса РФ (например, на разработку проектной документации, оплату услуг по строительному контролю и расходов на получение гарантий и поручительств по кредитам и займам), либо для ускорения выполнения срочных работ (ч. 3 ст. 166 Жилищного кодекса РФ).

    Цели расходования средств из фонда капитального ремонта

    Средства из фонда капитального ремонта можно потратить исключительно на определенные в ст. 166 Жилищного кодекса РФ цели:

    • ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
    • ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
    • ремонт крыши;
    • ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
    • ремонт фасада;
    • ремонт фундамента многоквартирного дома.

    Однако дополнительно субъекты РФ могут разрешать расходовать средства фонда на другие виды ремонтных работ, в том числе:

    • утепление фасада;
    • переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу;
    • устройство выходов на кровлю;
    • установку коллективных (общедомовых) счетчиков и узлов управления и регулирования потребления коммунальных ресурсов.

    Этот список является открытым, регионы никак не ограничены в праве определять направления расходования средств фондов капремонта (ч. 2 ст. 166 Жилищного кодекса РФ).

    Кроме того, эти средства можно потратить на:

    • разработку проектной документации для проведения капитального ремонта;
    • оплату услуг по строительному контролю;
    • погашение кредитов и займов (а также процентов по ним), полученных и использованных в целях оплаты услуг и работ по капитальному ремонту;
    • оплату расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам и займам (ст. 174 Жилищного кодекса РФ). К примеру, ставка платы за выдачу банковской гарантии по государственным контрактам в настоящее время варьируется от 1% до 5%. Вероятно, банковские гарантии по кредитам для капитального ремонта будут оцениваться в таких же рамках.

    При этом за счет суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, могут финансироваться только работы, предусмотренные ст. 166 Жилищного кодекса РФ, а также погашение кредитов, займов (и процентов по ним), полученных и использованных в целях оплаты данных работ (ст. 174 Жилищного кодекса РФ).

    Из этого следует, что финансировать разработку проектной документации, оплату услуг по строительному контролю и расходов на получение гарантий и поручительств по кредитам и займам можно лишь из процентов за несвоевременную уплату взносов и процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, а также за счет суммы взносов, превышающей их минимальный размер.

    Сроки расходования средств из фонда капитального ремонта

    Субъекты Российской Федерации обязаны принять ежегодно актуализируемые региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (ст. 168 Жилищного кодекса РФ). В этих документах устанавливаются предельные сроки проведения капитального ремонта таких домов, независимо от способа формирования фонда капремонта. Ознакомиться с ними можно на сайтах региональных Фондов капитального ремонта.

    Следует отметить, что законом предусмотрено проведение капремонта в первоочередном порядке в тех домах, которые нуждались в проведении капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения в них, если с того момента капремонт так и не был произведен (ч. 3 ст. 168 Жилищного кодекса РФ).

    Однако в региональных программах закрепляется лишь предельный срок проведения капитального ремонта. Согласно ч. 2 ст. 189 Жилищного кодекса РФ, владельцы недвижимости в многоквартирных домах имеют право в любое время принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества независимо от способа формирования фонда капремонта. Выносить этот вопрос на повестку дня общего собрания могут как сами собственники, так и управляющая компания, ТСЖ или региональный оператор.

    Решение общего собрания собственников о проведении капитального ремонта должно содержать следующие обязательные сведения:

    • перечень работ по капитальному ремонту;
    • смета расходов;
    • сроки проведения капитального ремонта;
    • источники его финансирования (специальный счет или счет регионального оператора);
    • данные лица, которое уполномочено участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

    Если досрочный капитальный ремонт не производился, то управляющая компания, ТСЖ или региональный оператор обязаны направить собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне услуг и (или) работ и их объеме и стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества. Это должно быть сделано не позднее, чем за шесть месяцев (иные сроки могут быть установлены региональным законодательством) до наступления года, в котором согласно региональной программы запланировано выполнение капитального ремонта. Решение по такому предложению собственники обязаны принять в течение трех месяцев с момента получения такого предложения, в противном случае это решение принимается органом местного самоуправления.

    Контроль за формированием фонда капитального ремонта осуществляет орган государственного жилищного надзора (ст. 172 Жилищного кодекса РФ). Контроль за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям осуществляется Росфиннадзором (постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092 «О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере»). Также в рамках своих полномочий надзор осуществляют органы прокуратуры и МВД России.

    Таким образом, в случае нарушения порядка формирования фондов капитального ремонта, сроков и порядка проведения капитального ремонта, собственники помещений в многоквартирных домах имеют право обратиться в указанные организации или суд согласно их компетенции, как в индивидуальном порядке, так и коллективно.

    Следует отметить, что надлежащее исполнение региональным оператором своих обязательств гарантируется субъектом Российской Федерации, который выполнит капремонт за счет регионального бюджета в случае, если региональный оператор нарушит свои обязательства перед собственниками помещений в многоквартирных домах (ст. 188 Жилищного кодекса РФ).

    Источник: http://www.garant.ru/actual/fond_kapremonta/

    Взносы на капитальный ремонт многоквартирного дома

    Обязательство перечислять денежные средства в фонд появилось в 2014 году, когда была принята новая система финансирования.

    Взнос на капитальный ремонт многоквартирных домов – одна из самых спорных статей расходов, включаемая в платежные документы собственников. Обязательство перечислять денежные средства в фонд появилось в 2014 году, когда была принята новая система финансирования этой сферы деятельности. При этом следует отметить, что размер ежемесячной платы на капремонт общего имущества многоквартирных домов варьируется от субъекта РФ к субъекту, что зависит напрямую от благосостояния региона.

    Ежемесячные взносы на капремонт общего имущества

    Если сделать обращение к ст. 169 ЖК РФ, то в данной юридической норме четко зафиксировано, что каждый владелец (хозяин) жилья на территории многоквартирного дома обязуется перечислять финансовые средства на капитальный ремонт и содержание общего имущества в таких постройках.

    При этом следует отметить, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт имеет конкретные сроки своего возникновения. Так, ссылаясь на пункт 3 все той же статьи, мы приходим к выводу, что начисление платы за ремонт общего имущества и содержание жилья происходит по истечению 8 месяцев от даты, когда в том или ином регионе принимается программа, направленная на формирование фонда капремонта.

    Кроме того, согласно общего правила, которое закрепил законодатель, обязательный взнос на капитальный ремонт возникает также в тот момент, когда собственник становится правообладателем той или иной недвижимости в рамках многоквартирного дома. Оплата за капитальный ремонт общего имущества осуществляется владельцами многоквартирных домов ежемесячно.

    Случаи, когда ежемесячные взносы на капремонт можно не вносить

    Не смотря на то, что законодательный порядок устанавливает, что оплата в фонд капитального ремонта – обязательный пункт, ложащийся на плечи собственников, в НПА предусмотрены и случаи, когда владельцы многоквартирных домов освобождаются от оплаты взносов на содержание общего имущества.

    Итак, ежемесячный обязательный платеж, размер которого формируется на региональном уровне, не должен перечисляться на счет в фонд, направленный на капитальный ремонт и содержание общего имущества многоквартирного дома, в ситуациях, если:

    • здание многоквартирного дома признано после проведения многочисленных экспертиз аварийным;
    • земельный участок, на котором находится постройка, изымается для государственных или же муниципальных нужд, о чем гласит законодательный порядок. Но при этом должно быть принято решение об изъятии жилья на территории многоквартирного дома, а также общего имущества собственников.

    Таким образом, можно прийти к выводу о том, что список условий, когда владельцы жилья многоквартирных домов освобождаются от оплаты средств на капремонт в специализированный фонд, имеет закрытый характер. От оплаты ежемесячно взноса на содержание общего имущества собственники жилья на территории домов многоквартирного типа освобождаются через месяц после того, как будет принято решение о признании дома аварийным или необходимости изъятия ЗУ.

    Денежные средства, которые поступали на расчетный счет в фонд капитального ремонта ежемесячно, но не были израсходованы на содержание домов, при изъятии ЗУ должны быть возвращены своим законным владельцам.

    Об этом гласит законодательный порядок процедуры принудительного изъятия земли. При этом размер денежных выплат из средств, которые поступили на счет в фонд, должен распределяться равномерно, строго пропорционально с тем, сколько собственник жилья многоквартирного дома выплатил за время своего проживания на территории жилплощади.

    Кроме того, если поменялся собственник жилья в рамках многоквартирного дома, то он также должен получить денежную компенсацию, которую перечислит на личный счет фонд капитального ремонта. Следует отметить, что размер таковой выплаты на счет, который переведет фонд, будет включать сумму не только пропорционально взносам, уплаченным новым собственником, но и с учетом денежных средств, которые вносились на счет в фонд капремонта домов прежним собственником.

    Чтобы интересы хозяев квартир в рамках многоквартирного дома были соблюдены, орган, изъявший ЗУ, должен принять решение о предоставлении лицам нового имущества.

    При этом размер площади недвижимости может варьироваться, но не должен быть ниже учетной нормы. Если обратиться к практике, то вопрос, который затрагивает размер выделяемой жилплощади, в каждом конкретном случае рассматривается органами госвласти индивидуально в рамках конкретного дома. Только с учетом этого требования порядок изъятия домов будет считаться легитимным.

    Каждый из жильцов многоквартирных домов должен понимать, что освобождение от оплаты взноса, размер которого устанавливается региональным законодательством, возможно только у собственников недвижимого имущества, как жилого, так и нежилого характера. Жильцы, которые встали на учет в муниципалитете как нуждающиеся, не осуществляют взносы на счет в фонд капремонта, так как подобная обязанность возлагается именно на владельца жилья.

    Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт

    Обязательство перечислять средства на счет фонда капитального ремонта распространяется на всех собственников квартир, если иное не предусмотрено законом (исключения, прописанные в п. 2 ст. 169). При этом ведется строгий учет, когда поступила оплата или произошла неуплата подобной статьи расходов, размер которых устанавливается на региональном уровне.

    Должен осуществлять взносы на счет и новый собственник жилья, если была осуществлена сделка купли-продажи недвижимого имущества. Но и здесь существует один очень важный нюанс: новый собственник, который встанет на учет, должен будет понести бремя расходов, если зафиксируется неуплата на счет за капремонт предыдущим собственником.

    Если обратиться к ЖК РФ, то в данном НПА установлены конкретные сроки, когда должен вноситься платеж собственниками жилья, размер которого зафиксирован в зависимости от региона проживания, где лицо встало на учет. В ст. 155 указано, что любые перечисления собственников должны быть осуществлены до 10 числа календарного месяца, который следует за предыдущим расчетным периодом. Учет сроков очень важен, так как в ином случае могут быть применены санкции в отношении лица, которое допустило просрочку.

    Поэтому размер платежа может быть увеличен за счет начисления пени, если будет допущена неуплата.

    В том случае если неуплата отмечается на протяжении длительного времени, то компетентное лицо может потребовать исполнения обязательств от собственника в судебном порядке. В частности, предусмотрено принудительное взыскание по решению суда.

    Формирование фонда капитального ремонта

    Как было указано выше, все денежные перечисления, поступившие на счет от собственников жилья, формируют собой специализированный фонд капитального ремонта. Учет финансовых средств ведется достаточно строгий, так как потратить деньги можно только по конкретным статьям расходов. Подобный учет необходим для того, чтобы денежные средства не пускались на нецелевые траты, в том числе, на оплату работы сотрудников управляющих компаний, личные цели и пр.

    Формирование фонда осуществляется в большей мере за счет ежемесячных взносов, которые осуществляются собственниками жилья. Но стоит помнить о том, что ведется учет и иных денежных перечислений, в том числе:

    • процентов, которые начисляются на просроченную задолженность со стороны собственников;
    • процентов, которые начисляются кредитной организацией, если осуществлялось пользование денежными средствами, учет которых происходит на специализированном счете.
    Кроме того, если собственники примут решение на общем собрании, то будет вестись учет и иных денежных средств, которые поступают на расчетный счет фонда. В частности, речь идет о доходах, которые были получены в результате размещения на стенах домов рекламных баннеров, растяжек, а также аренды помещений, причисляемых к общему имуществу.

    Таким образом, несмотря на то, что законодателем накладывается обязанность на собственников нести бремя расходов на капитальный ремонт, подобные финансовые издержки четким образом регламентируются жилищным законодательством РФ, что позволяет говорить о соблюдении прав и интересов граждан – владельцев имущества.

    Источник: http://advokat-malov.ru/kapitalnyj-remont/vznosy-na-kapremont-mnogokvartirnogo-doma.html

    4 законных основания, как не платить взносы на капремонт

    Увидев в почтовом ящике очередную квитанцию, а то и ворох, многие собственники задумываются, стоит ли перечислять ту сумму долга, которая в них указана? Каждый стремится разобраться, каким образом можно избавиться от лишней траты денег.

    Но не грозит ли такая позиция большими проблемами в будущем? Так мы приходим к простой мысли: нужно разобраться, законна ли такая позиция.

    Кто должен платить, а кто нет?

    Законодательством предусмотрены случаи, при которых взносы на капремонт можно не платить.

    Но их не так много, разберёмся в платежах: носят ли они всеобщий обязательный характер?

    Характер сборов: можно ли отказаться?

    Жилищный Кодекс РФ ясно дает понять, что содержание жилья, а также его ремонт должен осуществляться в полном объеме за счет средств собственника.

    Учитывая, что большая часть многоквартирных домов сегодня находится в неудовлетворительном состоянии, их обновление будет дорого обходиться жителям.

    Однако государство не обязывает ежемесячно тратить крупные суммы на эти цели. Законодательством предусмотрены платежи, установленные исходя из минимального стандарта оплаты на квадратный метр площади.

    Поэтому стоит внимательно подумать, стоит ли приватизировать социальное жильё или нет.

    Но многие собственники не желают отдавать эту сумму. Итак, каковы основания неуплаты?

    Жилые дома, которые не оплачивают квитанции

    Возможность не оплачивать взнос для целого многоквартирного дома есть в нескольких случаях.

    Основные из них определены ч.2 ст.169 Жилищного кодекса:

    1. здание в аварийном состоянии и подлежит сносу (оплата без капремонта в перспективе не производится);
    2. дома, которые расположены на земле, изымаемой для государственных и муниципальных целей.

    Юристы называют ещё несколько разрешённых законодателем способов избежать исполнения этого обязательства:

    1. на специальном счёте собрано 50% средств от минимального уровня, определённого региональным стандартом (ч.8 ст.170);
    2. региональный фонд может засчитать в счёт будущего периода оплаты уже произведённые ремонтные работы, если они были включены в план.

    И хотя примеры реализации последнего пункта на практике нам не встречались, редакция сайта не оставляет надежду найти очевидцев. Если вы знаете такие случаи — обязательно напишите в комментарии к статье.

    Отдельные категории собственников

    Государство освобождает некоторых граждан от оплаты услуг фонда. Различного рода льготы по оплате платежей имеют:
    • пенсионеры, достигшие возраста 80 лет, проживающие одиноко или в семье, состоящей из нетрудоспособных лиц, имеют право на государственное возмещение в полном объеме;
    • неработающие граждане пенсионного возраста имеют скидку в 50 %;
    • инвалиды, и семьи, имеющие детей-инвалидов;
    • малоимущие жители;
    • многодетные жильцы или неполные семьи в зависимости от доходов;
    • иные группы населения, указанные в нормативных правовых актах субъектов страны.

    Все перечисленные варианты позволяют на законных основаниях оформить отказ от оплаты капитального ремонта.

    Типичный случай: комментарии юристов

    Итак, закон приводит ограниченный список вариантов отказа от перечислений средств в региональный фонд.

    Однако человек по своей природе — существо творческое, и поэтому всегда ищет возможность обойти писанную норму, найти лазейку. Рассмотрим отзывы юрисконсультов на стандартные ситуации.

    Если не заключен договор с фондом?

    Есть мнение, что отсутствие подписанного соглашение с региональным оператором может давать собственникам помещений в таком доме право на отказ.

    Однако это не так. Закон достаточно чётко устанавливает все условия работы этой организации, права и обязанности владельцев жилья.

    Но даже когда она была актуальна, нельзя было объявить отсутствие такого соглашения основанием для отказа. Сегодня это тем более не применимо.

    Нужно ли писать заявление на компенсацию?

    Вы можете прочитать отдельную серию статей по компенсациям и льготам в этой сфере.

    Юристы от раза к разу сталкиваются с обращениями собственников, которым по условиям закона положена компенсация, но они её не получают.

    Дело в том, что нужно подать заявление в двух экземплярах для администрации и регионального фонда. В нем нужно указать основания для получения возмещения, которые будут подкреплены статьями из законов.

    Неуплата, если капитальный ремонт уже произведён

    Логичным кажется желание не оплачивать квитанции в части капремонта, если только что ваш дом был отремонтирован.

    Давайте разберёмся, в чём сложность ситуации.

    Накопленных жителями средств может не хватить для оплаты текущей программы. Поэтому региональный фонд привлекает кредитные линии, а также просит субъект Федерации помочь с выполнением своих обязательств.

    Отсюда складывается ситуация проведения работ как бы в долг, при которой обязанность по оплате никак не может исчезнуть.

    Но если необходимые работы уже были произведены силами собственников, есть вероятность временной отмены или хотя бы уменьшения суммы.

    Звоните юристу

    Подберем специалиста за вас

    — Москва

    — СПб

    Чем грозит отказ?

    Неуплата взносов на капремонт многоквартирного дома собственников не повлияет на начало работ. Они всё равно будут произведены по наступлении запланированной даты.

    Тем не менее, не получится игнорировать платёжки безнаказанно в течении продолжительного срока, потому что местные органы власти имеют право истребовать просрочку с неплательщиков.

    Региональный оператор также обязывают не желающих вносить обозначенные суммы жителей выплачивать пени и штрафы.

    За первые несколько месяцев неуплаты в почтовый ящик придет уведомление о возможной подаче иска для решения вопроса.

    Полезное видео

    Посмотрите видео, чтобы узнать в каких случаях нужно платить взносы за капремонт, отзывы юристов:

    Осуществление ремонтных работ многоквартирных домов — дело затратное. Не каждый регион может выделить бюджет для поддержания благопристойного вида и хорошего состояния жилого фонда.

    Чтобы переложить решение проблем общего имущества на жильцов, власти ввели новый платёж.

    Собственники могут лишь сделать его минимальным, изучив досконально вопрос.

    Источник: http://kapremont.expert/kapremont/kogda-vznosy-na-k-mozhno-ne-platit.html

    14.06.2017 | Мифы ЖКХ: Отменял ли ВС РФ взносы на капремонт?

    Настоящая статья входит в цикл публикаций «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы. Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке >>>

    В настоящей статье проанализирована широко распространенная в Интернете лжетеория о том, что якобы Верховный суд РФ установил отсутствие обязанности оплачивать взносы на капитальный ремонт. Ранее на сайте АКАТО уже публиковалась по данному вопросу статья «Интернет-бред и его вред», однако, в связи с неутихающими спорами по данному вопросу, представляется необходимым дать повторные разъяснения в рамках цикла «Мифы ЖКХ».

    Необходимо отметить, что настоящая статья не содержит оценки справедливости анализируемых норм, некой моральной или нравственной «правильности» предъявления к оплате собственникам взносов на капремонт. Более того, с учетом существенного ажиотажа вокруг вопроса оплаты капремонта, представляется необходимым пояснить, что для достижения некой справедливой сбалансированной системы взаимоотношений участников жилищных отношений по указанному вопросу необходимо глубокое понимание юридических норм, регулирующих аспекты капитального ремонта. На взгляд автора статьи, недопустимо, например, требовать отмены норм, устанавливающих обязанность оплаты взносов на капремонт, и одновременно с этим утверждать, что обязанности по оплате таких взносов не установлены (либо отменены решением суда). В этом случае создается логическая ошибка — заявляются требования об отмене норм, которые якобы признаны судом недействующими. Более разумным и эффективным для противников оплаты взносов на капремонт представляется сначала изучить положения законодательства, устанавливающие обязанность оплачивать взносы на капремонт, признать их действие с учетом сложившейся судебной практики (разумеется, для тех положений, которые являются действующими), а уже потом требовать их отмены или изменения. Игнорирование же таких норм (либо необоснованные заявления об их недействительности) будет иметь исключительно негативные последствия для всех участников жилищных отношений.

    Суть лжетеории

    Не первый год в Интернете муссируется мнение, что якобы Верховный суд РФ своим решением признал взимание взносов на капитальный ремонт (далее — КР) незаконным. Речь идет об определении Верховного суда РФ от 04.06.2014 № 57-АПГ14-2 (далее — Определение).

    Указанное Определение вынесено по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на Решение Белгородского областного суда от 10.02.2014 по делу № 3-3/2014, которым было отказано в удовлетворении требований о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Белгородской области от 31 января 2013 года «О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области».

    В числе прочего Определение содержит фразу: «оспариваемый закон не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт». Именно эту фразу используют сторонники лжетеории об отсутствии обязанности оплаты взносов на капремонт, часто перефразируя ее примерно в таком виде: «По Определению ВС РФ от 04.06.2014 № 57-АПГ14-2 плата за капитальный ремонт НЕ является ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ».

    Дополнительно нередко приводятся еще два аргумента: 1) Региональный оператор КР является фондом, а согласно ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон 7-ФЗ) фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Следовательно, оплата взносов Региональному оператору КР (который является фондом) носит исключительно добровольный характер, никаких обязанностей по уплате взносов на КР на собственников помещений МКД принудительно возложено быть не может; 2) Конституция РФ не предусматривает плату за несуществующие услуги. Следовательно, недопустимо взимать оплату неких еще не предоставленных услуг, а значит — работы по капитальному ремонту могут оплачиваться исключительно после их проведения, а не до того, как не только сами работы еще не произведены, но и вообще не определен их исполнитель, не составлены окончательные сметы и т.д. и т.п.

    Исходя из трех представленных аргументов (1. отсутствие обязанности по уплате взносов на КР, установленное ВС РФ; 2. добровольность, а не обязательность взносов в фонды; 3. недопустимость оплаты не предоставленных услуг) лжетеоретики делают вывод о незаконности взимания взносов на КР.

    Что установил ВС РФ на самом деле?

    В Определении действительно сказано, что Законом Белгородской области обязанность по уплате взносов на КР не устанавливается. но только лишь потому, что такая обязанность установлена федеральным законодательством РФ. Верховный суд указывает, что на основании частей 1, 3 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме (далее — МКД) обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на КР. Обязанность по оплате расходов на КР распространяется на всех собственников с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

    Верховный суд также указывает, что согласно статье 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта РФ принимают нормативные правовые акты, которыми создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы, устанавливается порядок его деятельности. Применительно к рассматриваемому случаю ВС РФ уточняет, что, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что оспариваемый закон принят субъектом РФ в пределах предоставленных ему полномочий в развитие положений статьи 167 ЖК РФ и направлен на регулирование создания и деятельности регионального оператора.

    А вот далее следует как раз та самая вырванная из контекста Определения фраза: «Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемый закон не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт».

    При прочтении всего текста Определения уже не создается впечатления, что Верховный суд установил отсутствие обязанности по уплате взносов на КР.

    Кроме того, необходимо напомнить, что цитируемым Определением Верховный суд в заявленных требованиях отказал. Требования состояли в отмене Решения Белгородского областного суда, но ВС РФ признал данное Решение законным и обоснованным. Белгородский областной суд, в свою очередь, решил (именно тем обжалованным, но оставленным в силе Решением от 10.02.2014 по делу № 3-3/2014): «в удовлетворении заявления … о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Белгородской области “О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области”, принятого Белгородской областной Думой 24.01.2013, отказать». То есть Белгородский областной суд признал соответствие Закона Белгородской области Федеральному законодательству РФ и не установил нарушений, а Верховный суд подтвердил правильность принятого Решения.

    Более того, именно Белгородский областной суд применил в своем Решении ту самую цитируемую лжетеоретиками фразу: «Таким образом, оспариваемым законом не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт». Сторонники рассматриваемой в настоящей статье лжетеории целенаправленно ссылаются не на Решение Белгородского областного суда, а на Определение Верховного суда РФ, чтобы придать больше значимости своим аргументам, но на самом деле ВС РФ лишь процитировал проверяемое Решение суда.

    Важно отметить, что в Решении Белгородского областного суда за процитированной фразой шло продолжение, все расставляющее по своим местам — дословно суд в своем Решении указал: «Таким образом, оспариваемым законом не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт. Данные обязанности непосредственно предусматриваются Федеральным законом».

    Разумеется, лжетеоретики предпочли не заметить этой фразы, которая разрушает продвигаемый ими миф.

    О добровольности взносов в Фонд

    Разберем норму Закона 7-ФЗ о добровольности взносов в фонды.

    Часть 1 статьи 7 Закона 7-ФЗ действительно устанавливает: «1. Для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели…».

    Однако, при этом часть 4 той же статьи 7 Закона 7-ФЗ устанавливает: «4. Особенности создания и деятельности фондов отдельных видов и управления ими могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах».

    Именно в соответствии с процитированной нормой Жилищным кодексом РФ (который, между прочим, является Федеральным законом) предусмотрен отдельный вид фондов — региональные операторы капитального ремонта. Глава 17 (статьи) ЖК РФ регулирует порядок формирования фондов капитального ремонта Региональным оператором и порядок деятельности Регионального оператора по финансированию капремонта. Указанные нормы ЖК РФ, в числе прочего, устанавливают особый порядок использования Региональным оператором денежных средств и ряд ограничений, не предусмотренных нормами Закона 7-ФЗ о таких некоммерческих организациях, как фонды.

    Следует напомнить еще несколько норм законодательства РФ. Часть 1 статьи 169 ЖК РФ прямо обязывает собственников уплачивать ежемесячные взносы на КР общего имущества. То есть обязанность оплачивать взносы установлена императивно, ни о каком добровольном выборе, платить или не платить взносы, в данном случае речи не идет. Статья 170 ЖК РФ устанавливает право собственников выбирать порядок формирования фонда КР, и накопление средств на счетах регионального оператора — это лишь один из способов. Если оценивать, является ли выбор указанного способа (и следующая за ним обязанность оплачивать взносы на КР именно Региональному оператору) добровольным, тогда необходимо помнить, что общее собрание собственников помещений имеет право выбора способа формирования фонда капремонта, и выбор конкретного способа делается добровольно. Отсутствие Решения о выборе способа формирования фонда капремонта приравнивается к выбору способа формирования фонда капремонта на расчетном счете Регоператора. Но разве отказ от Решения в данном случае не является добровольным?

    Дополнительно можно напомнить о существовании ряда некоммерческих организаций, созданных в организационно-правовой форме фонда, взносы в которые вовсе не являются добровольными. К таким организациям можно отнести Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и т.д.

    Является ли взнос платой за услугу?

    Необходимо отметить, что взнос на капремонт не является платой за услуги по капитальному ремонту. Денежные средства, поступившие некому лицу в качестве оплаты за некие услуги (или товары), предоставленные этим лицом, меняют своего владельца с момента поступления такой платы указанному лицу. В отношении взносов на капремонт жилищное законодательство РФ устанавливает специальный порядок распоряжения денежными средствами. Стоит отметить ряд существенных моментов, отличающих взносы на КР от платы за услуги:

    1. Судьба накопленных взносов на капремонт (в том числе задолженности по взносам) следует судьбе помещения (часть 3 статьи 158 ЖК РФ). В отношении платы за услуги такой порядок не предусмотрен. Если, например, помещение меняет собственника, при этом прежний собственник имеет задолженность за жилищно-коммунальные услуги и задолженность по взносам на капремонт, тогда задолженность за жилищно-коммунальные услуги остается у прежнего собственника помещения, а задолженность по взносам на капремонт возникает у нового собственника помещения;

    2. Наниматели муниципальных (и государственных) квартир не платят взносы на капитальный ремонт, потому что это обязанность собственников государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1 статьи 154 ЖК РФ). То есть, взносы на капремонт связаны именно с правом собственности на помещение, фактически являются, если можно так выразиться, некой частью этого помещения, и имеют отношение только к собственнику помещения, независимо от того, пользуется ли он помещением сам или сдает его внаем. В отличие от взносов на КР, жилищно-коммунальные услуги потребляются и оплачиваются как собственниками помещений, самостоятельно пользующимися своими помещениями, так и нанимателями таких помещений, пользующимися помещениями по договору найма с собственниками.

    3. Жилищным кодексом также установлено, что при изъятии земельного участка под многоквартирным домом для муниципальных или государственных нужд, накопленные в фонде капитального ремонта средства возвращаются собственникам помещений в многоквартирном доме. Распределение средств осуществляется пропорционально уплаченным собственниками помещений взносам. Если собственник помещений поменялся, новый собственник получит не только то, что уплатил он сам, но и взносы предыдущего собственника помещения (часть 2 статьи 174 ЖК РФ). В отношении платы за какие-либо потребленные услуги такой возврат средств не предусмотрен;

    4. Жилищным кодексом установлены ограничения по использованию средств фонда капитального ремонта, сформированных за счет взносов собственников помещений исходя минимального размера взноса на капитальный ремонт. Эту часть фонда капитального ремонта можно использовать только для оплаты установленного перечня услуг и работ по капитальному ремонту, для погашения кредитов и займов, которые были получены для выполнения этих работ и уплаты процентов по таким кредитам и займам (часть 1 статьи 174 ЖК РФ);

    5. На денежные средства, полученные Региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счетах Регионального оператора, не может быть обращено взыскание по обязательствам Регионального оператора (часть 5 статьи 179 ЖК РФ). В случае признания Регионального оператора банкротом денежные средства, которые получены от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счетах Регионального оператора, не включаются в конкурсную массу (часть 6 статьи 179 ЖК РФ). В отношении платы за услуги, получаемой исполнителем услуг, таких ограничений, направленных на сохранение денежных средств плательщиков, не предусмотрено.

    Исходя из сказанного, заявлять, что взнос на капремонт является некой платой за некие услуги, некорректно. Взносы на капремонт превращаются в плату за услуги по капремонту в тот момент, когда работы по капремонту будут проведены, а из накопленных взносов эти работы будут оплачены.

    Выводы

    Рассмотренная в настоящей статье лжетеория об отсутствии обязанности по оплате взносов на капремонт опровергнута: 1) Верховный суд РФ не устанавливал отсутствие такой обязанности; 2) Деятельность Региональных операторов, созданных в организационно-правовой форме фондов, по приему взносов на капремонт от собственников помещений МКД и по взысканию таких взносов в судебном порядке соответствует действующему законодательству РФ; 3) Взнос на капремонт некорректно рассматривать как плату за услугу по капитальному ремонту.

    Дополнительно стоит отметить, что Постановлением от 12 апреля 2016 года № 10-П Конституционный Суд РФ в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы РФ дал оценку конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации. Все оспариваемые нормы были признаны не противоречащими Конституции РФ.

    Источник: http://acato.ru/articles//mify-zhkh-otmenyal-li-vs-rf-vznosy-na-kapremont

    Published by admin